|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Социально-психологическая характеристика конфликтовСоциально-психологическая характеристика конфликтовАстраханский Государственный Университет Курсовая работа По социальной психологии на тему: Социально-психологическая характеристика конфликтов. Проверил: Тарасова И. В. Выполнила: Студентка ПС - 41, Маторина Елена Астрахань 2006 г. План. Введение. Глава 1. Социально-психологическая характеристика конфликтов: 1.1. Определение понятия «конфликт», природа социального конфликта; 1.2. Основные характеристики конфликтов; 1.3. Типы конфликтов и способов поведения в них; 1.4. Основные периоды и этапы развития конфликта; 1.5. Выводы по первой главе. Глава 2. Практическая часть. 2.1. Методики диагностики конфликтов. 2.2. Способы разрешения конфликтных ситуаций. 2.3. Выводы по второй главе. Заключение. Список использованной литературы. Введение. Современное общество характеризуется сложной системой взаимоотношений, направленных на достижение определенных целей. Субъекты этих отношений зачастую преследуют различные цели, порой кардинально противоположные, что приводит к возникновению определенных трудностей в общении, вытекающих в конфликты. Сами по себе конфликты являются естественным механизмом, что говорит о их относительной безвредности для человека. Однако в определенных случаях конфликты могут нанести вред психике человека, его материальному и духовному миру. Поэтому важно изучение конфликтов, их типов, структуры, особенностей протекания, степени выраженности, путей разрешения и т. д. Актуальность нашей работы мы видим в получении максимально полной информации о конфликте для нахождения наиболее рациональных способов их разрешения В нашей работе мы постарались исследовать особенности социально-психологического конфликта, способов их диагностики и путей преодоления, что является целью нашей работы. Объект нашей работы - изучение конфликта. Предмет - социально-психологические характеристики конфликта. Для раскрытия данной темы мы выделили следующие задачи: 1. определение понятия «конфликт» и «социальный конфликт», 2. раскрыть причины социальных конфликтов, 3. обозначить основные этапы протекания конфликтов, 4. предоставить способы диагностики конфликтных ситуаций и личностных особенностей участников конфликтов, 5. нахождение путей положительного разрешения конфликтных ситуаций. Глава 1. Социально-психологическая характеристика конфликтов. 1.1.Определение понятия «конфликт». Природа социального конфликта. «Конфликт», как и многие другие понятия, имеет несколько вариантов трактовки. Так в широком понимании этого слова конфликт - столкновение сторон, мнений, сил. Однако, по мнению Замедлиной Е. А., при подобном подходе можно считать, что конфликты возможны и в неживой природе. «Понятия «конфликт» и «противоречие» фактически становятся сопоставимыми по объему» Е. А. Замедлина. Конфликтология. М - РИОР, 2005 г. , с 4.. Исходя из этого, возникает необходимость выделить более узкое определение конфликта, применимое только к живым существам, в том числе и к человеку. Мельникова Н. А. определяет конфликт как «открытое столкновение противоположных позиций, интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия» Н. А. Мельникова. Шпаргалка по социальной психологии. М - Аллель-2000, 2005г., с.27.. При этом субъектом конфликтного взаимодействия могут выступать отдельный человек, люди или группы людей. Отсюда Замедлина предлагает сузить широкое понимание конфликта и считать, что конфликты могут возникать только при социальном взаимодействии. Сущность конфликта же заключается не столько в возникновении противоречия, столкновении интересов, сколько в способе разрешения создавшегося противоречия, в противодействии субъектов социального взаимодействия в целом. Исходя из всего выше сказанного, полным определением данного понятия можно считать: «конфликт - это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе содействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» Е. А. Замедлина. Конфликтология. М - РИОР, 2005 г. , с 4. . Конфликты проявляются в общении, поведении, деятельности. Это так называемые сферы противодействия субъектов конфликта. Поэтому очевидно, что конфликты изучает не только социальная психология, но и такие науки как военные науки, история, педагогика, политология, правоведение, психология, социобиология, социология, философия, экономика и т. д. Всего выделяют три типа конфликтов: 1. внутриличностные; 2. социальные - межличностные конфликты, конфликты между малыми, средними и большими социальными группами, международные конфликты между отдельными государствами и их коалициями; 3. зооконфликты. Однако, исходя из цели моей работы, я буду рассматривать только социальные конфликты, а конкретно межличностные. Природа социального конфликта. Причинами социального конфликта считаются: 1) материальные ресурсы; 2) важнейшие жизненные установки; 3) властные полномочия; 4) статусно-ролевые различия в социальной структуре; 5) личностные (эмоционально-психологические) различия и т. д. Конфликт является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации. Конфликтное взаимодействие - это противоборство сторон, т. е. действия, направленные друг против друга. В основе социального конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности; такие противоречия трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство. Существует насильственная и ненасильственная формы столкновения в конфликте. Социальный конфликт включает в себя активность индивида или групп, блокирующих функционирование противника или наносящих ущерб другим людям или группам. В проблематике конфликтов используются следующие термины: «споры», «дебаты», «торги», «соперничество и контролируемые сражения», «косвенное и прямое насилие». Социальный конфликт имеет несколько определений. Вот основные из них: социальный конфликт - это: 1) открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов - участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности участников конфликта; 2) предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении интересов различных социальных общностей - классов, наций, государств, различных социальных групп, социальных институтов и т. п., обусловленный противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций развития; 3) явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных субъектов, прямое или косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству; 4) ситуация, когда стороны (субъекты)конфликтного взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга. 1.2. Основные характеристики конфликтов. Участники конфликта. Участники конфликта подразделяются на прямых и косвенных (когда определенные силы преследуют в чужом конфликте свои интересы). Косвенные участники могут провоцировать конфликт и способствовать его развитию, содействовать уменьшению интенсивности или полному его прекращению, поддерживать ту или иную сторону или обе стороны одновременно. Косвенные участники конфликта - это часть окружающей среды, в которой протекают конфликты, поэтому социальная среда может выступать либо катализатором, либо сдерживающим или нейтральным фактором развития конфликта. Иногда косвенных участников называют третьей стороной, или третьим участником конфликта. В социологии конфликта используется понятие сторона конфликта, предполагающее включение как прямых, так и косвенных участников конфликта. Субъекты и участники социального конфликта могут иметь различные ранги, статусы и обладать определенной силой. Ранг в психологии социального конфликта определяется по принципу высший - низший. Ранг здесь понимается как позиция, занимаемая одним из субъектов конфликта по отношению к другому субъекту противоположной стороны. Способ определения рангов оппонентов ( субъектов конфликта): 1. оппонент первого ранга - человек, выступающий от своего собственного имени и преследующий свои собственные интересы; 2. оппонент второго ранга - отдельные индивиды, защищающие игровые интересы; 3. оппонент третьего ранга - структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другом групп; 4. высший ранг - государственные структуры, выступающие от имени закона. Функции конфликта. Позитивные функции конфликта: 1) полностью или частично устраняет противоречие, возникающее в силу несовершенства многих факторов, он высвечивает узкие места, нерешенные вопросы; 2) позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем; 3) тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя или на взаимоотношения, выявляет психологическую устойчивость к стрессовым факторам трудной ситуации; 4) способствует более глубокому познанию участников друг друга, раскрытию не только непривлекательных черт характера, но и ценно в человеке; 5) позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию; 6) служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии конструктивного разрешения позволяет человеку подняться на новую высоту, расширить способы и сферу взаимодействия с окружающими; 7) может улучшить качество индивидуальной деятельности; 8) при отстаивании справедливых целей оппонент повышает свой авторитет у окружающих; 9) межличностные конфликты, будучи отражением процесса социализации, служат одним из средств самоутверждения личности, формирования ее активной позиции во взаимодействии с окружающими. Негативные функции межличностных конфликтов: 1) большинство конфликтов оказывает выраженное негативное воздействие на психическое состояние его участников; 2) неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, а значит, травмировать оппонентов; 3) как трудная ситуация всегда сопровождается стрессом; 4) это деструкция системы межличностных отношений, которые сложились между субъектами взаимодействия до его начала; 5) формирует негативный образ другого - «образ врага», который способствует формированию негативной установки по отношению к оппоненту; 6) могут негативно отражаться на эффективности индивидуальной деятельности оппонентов; 7) закрепляют в социальном опыте личности насильственные способы решения проблем; 8) зачастую отрицательно влияют на развитие личности. Они могут способствовать формированию у человека неверия в торжество справедливости, убежденности, что другой всегда прав и т. д. Объект и границы конфликта. Объект конфликта - это обязательный элемент конфликта, конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Все объекты подразделяются на три вида: 1)объекты, которые не могут быть разделены на части, владеть ими совместно с кем-либо невозможно; 2)объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участниками конфликта; 3)объекты, которыми оба участника конфликта могут владеть. Это ситуация «мнимого конфликта». Непременное условие успешного решения конфликта - выявление основного объекта, в противном случае конфликт или не будет решен в принципе (тупиковая ситуация), или будет решен не в полной мере и во взаимодействии субъектов останутся «тлеющие угли» для новых столкновений. Каждый конфликт имеет начало и конец, т. е. временные и пространственные рамки (границы). Начало конфликта - перерастание конфликта из возможности к действительности, окончание конфликта - прекращение враждебных действий независимо от результата. Пространственные границы конфликта - территория, на которой он происходит. Система конфликта - совокупность его участников. Наличие в конфликте множества элементов приводит к выводу, что конфликт - не единовременный, а длинный процесс. Относительно внутрисистемных параметров конфликта необходимо сказать, что он всегда происходит в определенной системе: семье, группе сослуживцев, трудовом коллективе, государстве, международном сообществе стран. Выявление внутрисистемных границ конфликта связано с определением конфликтующих сторон, выступающих его главными участниками, а также выделением других лиц или организаций, прямо в конфликте не замешанных, но являющиеся элементами системы. В таком случае границы конфликта в системе будут зависеть от того, какое число участников в него вовлечено. Анализ конфликта предполагает рассмотрение тактики и динамики стадий конфликта. Существует три стадии развития конфликта: 1) латентная (скрытая); 2) стадия открытого конфликта; 3)стадия разрешения. На латентной стадии возникают все основные элементы конфликта (причины, участники, объекты), предпринимаются попытки решить вопрос бесконфликтно, но при отсутствии положительной реакции конфликт может перейти в открытую стадию. Признак перехода в открытую стадию - начало конфликтного поведения, выраженных внешне действий, включение в эти действия все большего числа участников, увеличение числа причин, изменение эмоциональной окраски конфликта (неприязнь, ненависть, преобладание негативных эмоций). Для характеристики открытой стадии конфликта используется понятие «эскалация конфликта», т. е. объем, развитие по нарастающей, генерализация. Последствия эскалации зависят от позиции сторон, особенно той, которая имеет наибольший статус, наибольшие ресурсы. Последствия конфликтов могут быть катастрофичны, могут привести даже к уничтожению одной из сторон. При обоюдном стремлении к взаимным уступкам, компромиссам наступает стадия разрешения конфликта. 1.3. Типы конфликтов и способов поведения в них. Существует множество классификаций типов конфликтов в зависимости от их оснований. По форме проявления конфликты можно разделить на два вида: агонистические (примиримые) и антагонистические (непримиримые). Для аогнистических конфликтов характерны: 1) конфронтация - пассивное противостояние социальных групп с противоборствующими политическими, экологическими, социальными интересами. Конфронтация не принимает форму открытого столкновения, но предполагает наличие разногласии и может перерасти в соперничество; 2) соперничество - борьба за признание достижений и способностей отдельного человека или какой-либо общности. Цель соперничества - приобретение лучших социальных позиций, достижение престижных целей. Соперничество может перерасти в конкуренцию; 3) конкуренция - особый тип конфликта, цель которого - получение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам. Антагонистические конфликты делятся на следующие виды: 1)смута - неясно выраженное недовольство существующим положением. Вначале появляется раздражение, переходящее в возмущение, а затем и негодование. Неясные цели оформляются в более или менее четко выраженные требования, хотя и не всегда понятно, чего хотят организаторы смуты, т. е. воля их четко не выражена. Смута может перерасти в бунт или мятеж , затем в восстание; 2)бунт и мятеж - целенаправленное выражение личной или коллективной активности в агрессивных формах; 3)восстание - целенаправленное выражение личной или коллективной агрессии с высокой степенью организации коллективного протеста; 4)революция - высшая форма конфликта, крайняя форма несогласия, политический способ свержения существующего строя, означающий качественные перемены социально-экономического порядка. Как правило, революция предполагает насильственный военный способ действия и вовлечение широких масс. Существуют различные тактики конфликтов: разногласие и доминирование. Разногласие - основная переменная, которая указывает состояние и ориентацию взглядов, интересов участников, выраженных в требованиях или декларациях о намерениях. Разногласие формирует противоборствующее поведение, описываемое процессуальной моделью конфликта. Доминирование предполагает социальную иерархию в человеческих сообществах, борьбу за приоритетные позиции, это система человеческих действий, основанная на применении силы. Если за критерий принять объект конфликтов, то можно выделить следующие виды конфликтов: 1)экономические - в их основе лежит столкновение экономических интересов, когда потребности одной стороны удовлетворяются за счет потребностей другой. Чем глубже эти противоречия, тем труднее их разрешить. Именно экономические причины чаще всего лежат в основе глобальных кризисов между обществом и властью; 2)социально-политические - в их основе лежат противоречия, касающиеся политики государства в сфере властных и социальных отношений, партий и политических объединений. Они тесно связаны с межгосударственными и международными столкновениями; 3)идеологические - в их основе находятся противоречия во взглядах людей на самые разные проблемы жизни общества, государства. Они могут возникать как на макро уровне, так и в самых малых объединениях на уровне личности; 4)социально-психологические - могут проявиться как между личностями, так и между социальными группами. В их основе лежат нарушения в области взаимоотношений. Причинами возникновения могут быть психологическая несовместимость, немотивированное неприятие человека человеком, борьба за лидерство, престиж, влияние и т. д.; 5)социально-бытовые - связаны с разными представлениями групп и отдельных лиц о жизни, быте и т. д. Главный из них -дисгармония семейных отношений. Причины конфликта: бытовые неурядицы, морально-бытовая распущенность, а также серьезные идейные расхождения. Если за основание конфликта берется психическое состояние сторон и соответствующее этому состоянию поведение людей в конфликтных ситуациях, то конфликты делятся на рациональные и эмоциональные. В зависимости от целей и последствий конфликты подразделяются на: позитивные, негативные, конструктивные, деструктивные; по характеру потребностей, которые оказались блокированными и вызвали конфликт, конфликты бывают материальные, статусно-ролевые и духовные; по направленности - горизонтальные (между коллегами и т. д.), вертикальные (между начальством и подчиненными) и смешанные (наиболее часто встречаются вертикальные и смешанные конфликты); по временным параметрам -кратковременные и длительные. Если за критерий принять длительность и степень напряжения, то конфликты можно разделить на следующие типы: 1)бурные и быстротекущие - отличаются большой эмоциональностью, крайними проявлениями негативного отношения конфликтных сторон, могут заканчиваться тяжелыми исходами и иметь трагические последствия. В основе их лежит психологическое состояние конфликтующих людей; 2)острые и длительные - возникают преимущественно в тех случаях, когда противоречия достаточно глубокие, устойчивые, непримиримые или труднопримиримые. Конфликтующие стороны контролируют свои реакции и поступки. Прогноз решения - преимущественно неопределенный; 3)слабовыраженные и вялотекущие - характерны для противоречий, носящих неострый характер, либо для столкновений, где активна лишь одна конфликтная сторона, вторая не стремится четко обнаружить свою позицию или избегает конфронтации; 4)слабовыраженные и быстротекущие - о благоприятном прогнозе можно говорить лишь в том случае, если такой конфликт имеет место в определенном эпизоде. Если за ним следует новая цепь подобных конфликтов, то прогноз может быть не только сложным, но и неблагоприятным. Если за критерий принять уровень организации общественной жизни, то конфликты могут быть: 1) глобальные; 2) региональные; 3) межгосударственные; 4) межнациональные; 5) межклассовые или между разными слоями общества; 6) межгрупповые; 7) межпартийные; 8) межличностные политические. Если за критерий взять количество участвующих сторон, т. е. круг участников, то конфликты бывают двух-, трех-, и многосторонними. Если за критерий принять степень силового давления, то конфликты делятся на невооруженные (таможенные войны) и вооруженные, представляющие собой разномасштабное фактическое ведение военных действий. Если за критерий принять степень противоречий, то конфликты бывают агрессивные и компромиссные. Также могут быть конфликты по основным и по неосновным вопросам. Однако нельзя все конфликты свести в единую универсальную схему. Есть конфликты типа схваток, где разрешение может быть только в случае победы одной из сторон, и типа дебатов, где возможен компромисс. С учетом мотивации конфликта и субъективных восприятий ситуации конфликты можно разделить на следующие группы: 1)ложный - субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин для этого нет. Конфликт не имеет объективных оснований, возникает в результате ложных представлений; 2)потенциальный - существуют реальные основания для возникновения конфликтов, но пока одна из сторон или обе в силу тех или иных причин еще не осознали ситуацию как конфликтную. Конфликт может состояться в силу объективных причин, но до определенного времени не актуализируется; 3) истинный - реальное столкновение между сторонами. Это столкновение интересов существует объективно, осознается участниками не зависит от легко изменяемого фактора. Истинный конфликт можно разделить на следующие подвиды: - конструктивный - возникающий на основе реально существующих между субъектами противоречий; - случайный, или условный - возникающий по недоразумению или случайному стечению обстоятельств, что не осознается его участниками. Он прекращается в случае осознания реально имеющихся альтернатив; - смещенный - возникающий на основании, когда истинная причина скрыта; - неверно приписанный конфликт - конфликт, в котором истинный виновник находится «за кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие к нему отношения. Другие подходы к классификации конфликтов: 1)внешний - конфронтация между субъектами; 2)внутренний - конфронтация мотивов, намерений, целей субъекта; 3)конфликт выбора - затруднение выбора одной из двух равных целей; 4)конфликт выбора наименьшего зла - затруднение выбора между вариантами, каждый из которых в равной степени нежелателен; 5)групповой - между группами людей; 6)коммуникативный - результат речевого противостояния, являющийся следствием барьеров понимания установки первого впечатления; 7)мотивационный - между потребностями и намерениями; 8)открытый - борьба с целью нанесения ущерба противнику; 9)скрытый - неявное противостояние, напряженные взаимоотношения; 10)конфликт потребностей - разновидность мотивационного, связанного с тем, что человек хочет достичь противоречивых целей; 11)конфликт потребности и социальной нормы - между побудительными личными мотивами и запретительными общими императивами; 12)статусный - конфронтация, определяемая статусом и ролью участников; 13)целевой - конфронтация по поводу достижения определенной цели. Поведение в конфликте. Основными видами действий одной из конфликтующих сторон, которые другая оценивает как конфликтные, враждебные, направленные против нее, являются: 1. создание прямых или косвенных помех для осуществления планов и намерений другой стороны; 2. невыполнение другой стороной своих обязанностей и обязательств; 3. захват или удержание того, что, по мнению данной стороны, не должно находиться во владении другой стороны; 4. нанесение прямого или косвенного вреда имуществу или репутации; 5. унижающие человеческое достоинство действия; 6. угрозы и другие принуждающие действия, заставляющие человека делать то, что он не хочет и не обязан делать; 7. физическое насилие. Конфликтные действия могут быть: нормальными, случайными, необдуманными, намеренно враждебными, специально направленные против одной из конфликтующих сторон. Конфликтное взаимодействие - борьба, в которой действия одной стороны встречают противодействия другой. Влияние в конфликте - процесс, при котором действия одной стороны оказывают существенное влияние на другую сторону. Это влияние состоит не только в том, что другая сторона терпит какой-то ущерб, но и в том, что она в свою очередь начинает планировать и предпринимать ответные действия. Взаимодействие сторон в конфликте - процесс, при котором поведение одного участника конфликта вызывает соответствующие изменения в поведении другого и конфликтующие стороны так или иначе воздействуют друг на друга. В конфликте воздействия со стороны противника переживаются особенно остро, ибо направлены на разрушение наших собственных планов, идей, целей. Интенсивность чужого влияния возрастает с обострением конфликта. В особо напряженных ситуациях действия, которые в обычных условиях не привлекают внимания, переживаются гораздо сильнее. Взаимное влияние соперников может принимать разнообразные формы: заражения, внушения, убеждения, подражания и т. д. Американские психологи К. Томас и Р. Килмен выделили пять типичных стилей поведения в конфликте. Уступчивость, приспособление. Действия индивида направлены на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Данный подход возможен, когда вклад индивида не слишком велик или когда предмет разногласия более существен для оппонента, чем для индивида. Такое поведение используется, если ситуация не особенно значима, если важнее сохранить хорошие отношения с оппонентом, чем отстаивать свои собственные интересы, если у индивида мало шансов на победу, мало власти. Уклонение (избегание, уход). Данная форма поведения выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения. Такое поведение возможно, если исход конфликта для индивида не особо важен, либо ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, либо у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу. Противоборство, конкуренция. Характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей: власти, принуждения, других средств давления на оппонентов, использования зависимости других участников от него. Ситуация воспринимается индивидом как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения, что предполагает жесткую позицию по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта в случае их сопротивления. Сотрудничество. Означает, что индивид активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, не забывая при этом и свои интересы. Предполагаются открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует положительной работы и участия всех сторон. При таком подходе возможны всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников. Компромисс. В данном случае действия участников направлены на поиски решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Основу данной классификации составляют два независимых параметра: 1) степень реализации собственных интересов, достижения своих целей; 2) уровень кооперативности, учет интересов другой стороны. Из перечисленных стилей только один - сотрудничество - является активным и эффективным в смысле определения исхода конфликтной ситуации. 1.4. Периоды и этапы развития конфликтов. Эскалация и деэскалация конфликта. Эскалация конфликта (от лат. scala - лестница) - это прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие. Эскалация конфликта - это часть конфликта, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта. Признаки эскалации конфликта: 1) сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности; 2) вытеснение образом врага адекватного восприятия другого. Образ врага как целостное представление об оппоненте, интегрирующее искаженные и иллюзорные черты, начинает формироваться в ходе латентного периода конфликта в результате восприятия, детерминированного негативными оценками. Пока нет противодействия, пока угрозы не реализованы, образ врага носит очаговый характер. В ходе эскалации конфликта образ врага проявляется все более выразительно и постепенно вытесняется объективный образ. О том, что образ врага становится доминирующим в информационной модели конфликтной ситуации, свидетельствуют: - недоверие - все, что исходит от врага, либо плохо, либо преследует нечестные цели; - возложение вины на врага - враг ответствен за все возникшие проблемы и виноват во всем; - негативное ожидание - все, что делает враг, он делает с единственной целью - нанести вред; - отождествление со злом; - представление «нулевой суммы» - все, что выгодно врагу, вредит нам; - деиндевидуализация - всякий, кто принадлежит к данной группе, автоматически является нашим врагом; - отказ в сочувствии - мы не имеем ничего общего с нашим врагом, никакая информация не сможет побудить нас проявлять к нему гуманные чувства, руководствоваться этическими критериями по отношению к врагу опасно и неблагоразумно. Закреплению образа врага способствуют: возрастание негативных эмоций, ожидание деструктивных действий другой стороны, негативные стереотипы и установки, длительность конфликта; 3) рост эмоционального напряжения. Возникает как реакция на рост угрозы возможного ущерба, снижение управляемости противоположной стороной, невозможность реализовать свои интересы в желаемом объеме в короткое время, сопротивление оппонента; 4) переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. Когда сталкиваются мнения людей, то они обычно стараются их аргументировать. Окружающие, оценивая позицию человека, косвенным образом оценивают и его способность к аргументации. Человек придает значительную личностную окраску плодам своего интеллекта, и критика результатов его интеллектуальной деятельности может быть воспринята как негативная оценка его самого как личности. Критика в этом случае воспринимается кК угроза самооценки личности, а попытки защитить себя ведут к смещению предмета конфликта в личностный план; 5) рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация. Более интенсивное действие затрагивает более важные интересы другой стороны. Поэтому эскалация конфликта может быть рассмотрена как процесс углубления противоречий, т. е. как процесс роста иерархического ранга нарушаемых интересов. При эскалации интересы оппонентов как бы разводятся на противоположные полюса. Если в предконфликтной ситуации они могли сосуществовать, то при эскалации конфликта существование одних возможно только за счет игнорирования интересов другой стороны; 6) применение насилия - отличительный признак эскалации конфликта. Агрессия связана с внутренней компенсацией (утраченного престижа, снижение самооценки), возмещением ущерба. Физическое насилие и агрессия провоцируются не только уже осуществленной угрозой, но и угрозой потенциальной. Интенсификация физического насилия в конфликте связана с ростом интенсивности взаимных действий, вызванным неадекватным возмездием за деструкцию «я»; 7) потеря первоначального предмета разногласий - это процесс, когда противоборство, начавшееся из-за спорного объекта, перерастает в более глобальное столкновение, в ходе которого первоначальный предмет конфликта уже не играет основной роли; 8) расширение границ конфликта. Происходит генерализация конфликта, т. е. переход к более глубоким противоречиям, возникновению множества разных точек столкновения, расширяются временные и пространственные границы конфликта; 9) увеличение числа участников. В ходе эскалации конфликта может происходить «укрупнение» противоборствующих субъектов путем привлечения все большего количества участников. Преобразование межличностного конфликта в межгрупповой, численное увеличение и изменение структур соперничающих групп меняют характер конфликта, расширяя набор применяемых в нем средств. Деэскалация конфликта - это снижение напряженности, затухание конфликта, переход к мирному процессу. Мертвая точка конфликта - это процесс остановки конфликта на определенной стадии без изменения ситуации в положительную или отрицательную сторону. Основные периоды и этапы в развитии конфликта. Начало конфликта. Для признания конфликта начавшимся требуется три совпадающих условия: 1) первый участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику; 2)второй участник (оппонент) осознает, что указанные действия направлены против его интересов; 3) в связи с этим оппонент предпринимает ответные действия против первого участника. Из этого следует, что конфликт начинается в случае противоборства сторон. Он возникает лишь тогда, когда стороны начнут активно противостоять друг другу, преследуя свои цели. Поэтому конфликт всегда начинается, как двустороннее (или многостороннее) поведение и ему, как правило, предшествуют инициирующие действия одной из сторон, выступающей в качестве зачинщика конфликта. Окончание конфликта - прекращение действий, направленных друг против друга. В динамике конфликта можно выделить периоды и этапы. Латентный период (предконфликт) включает следующие этапы: 1) возникновение объективной проблемной ситуации. Сущность такой ситуации состоит в возникновении противоречия между субъектами (их целями, мотивами, действиями, стремлениями и т. д.); 2) осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия - это восприятие реальности как проблемной. Понимание необходимости предпринять какие-то действия для разрешения противоречия составляет смысл данного этапа; 3) попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Осознание противоречивой ситуации не всегда автоматически влечет конфликтное противодействие сторон. Часто одна из них пытается решить проблему неконфликтными способами (убеждением, просьбами, информированием противостоящей стороны); 4) возникновение предконфликтной ситуации - это наличие угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия. Открытый период - это конфликтное взаимодействие или собственно конфликт. Он включает в себя: 1) инцидент - первое столкновение сторон, проба сил, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу; 2) эскалацию - резкую интенсификацию борьбы оппонентов; 3) сбалансированное противодействие - процесс, в котором стороны продолжают противодействовать, однако интенсивность борьбы снижается; 4) завершение конфликта - переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам. Основные формы завершения конфликта - разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт. Внешний этап эскалации конфликта. Внешний этап эскалации конфликта может быть описан с помощью теории симметричного схизмогенеза. Схизмогенез - это изменение индивидуального поведения, происходящее в результате накопления опыта взаимодействия между индивидами. Существуют два варианта схизмогенеза: дополнительный и симметричный. Дополнительный имеет место в тех случаях, где взаимодействие строится на основе взаимодополняющих действий. Симметричный развивается, когда субъекты используют одинаковые поведенческие модели. Этапы эскалации конфликта: 1. Два первых этапа отражают развитие предконфликтной ситуации. Вырастает значимость собственных желаний и аргументов. Характеристика этапов: 1) возникает страх, что будет утеряна почва для совместного решения проблемы; 2) растет психическая напряженность; 3) меры, принимаемые одной стороной для изменения позиции оппонента, понимаются противоположной стороной как сигнал эскалации. 2. Третий этап - начало эскалации. Характеристика этапа: 1) все надежды сосредотачиваются на действии, заменяющим бесплодные дискуссии; 2) обе стороны надеются путем нажима и твердостью вызвать перемену позиций оппонента; 3) никто не готов добровольно отступить. 3. На четвертом этапе функционирование психики регрессирует приблизительно до уровня, соответствующего возрасту 6-8 лет. Характеристика этапа: 1) у человека присутствует образ другого; 2)человек не готов считаться с чувствами, мыслями, положением другого. 4. на пятом этапе эскалации явные признаки поступательной регрессии проявляются в форме абсолютизации негативной оценки оппонента и позитивной - себя. Характеристики этапа: 1)на карту ставятся «священные ценности», убеждения, высшие моральные обязательства; 2)сила и насилие принимают обезличенные формы, восприятие противоположной стороны застывает в жестком образе врага; 3) враг обесценивается до состояния вещи и лишается человеческих черт. Особенность этапов эскалации конфликтов заключается в том, что те же люди способны нормально функционировать внутри своей группы. Из-за этого неопытному наблюдателю трудно принимать во внимание их глубоко регрессировавшее восприятие других, принимая меры по урегулированию конфликта. Регрессия не является неизбежной для любого человека в любой трудной ситуации социального взаимодействия. Многое зависит от воспитания, усвоения моральных норм и социального опыта конструктивного взаимодействия. 1.5. Выводы. Проведя анализ имеющихся данных по вопросу социально-психологической характеристики конфликтов можно сделать следующие выводы: 1. Конфликт - это столкновение субъектов взаимодействия, отстаивающих собственные взгляды, мнения, цели, интересы, заключающееся в противодействии друг другу. 2. Конфликт может выполнять как отрицательные, так и положительные функции. 3. участниками конфликта (оппонентами) могут быть непосредственно люди, группы людей, различные государственные структуры, выступающие от имени закона. 4. существует огромное количество разнообразных видов конфликтов и их классификация производится в зависимости от ее основания. 5. разные люди в конфликте ведут себя по разному, выбирая один из стилей поведения в конфликте в зависимости от сложившейся ситуации и личности участников. 6. конфликт имеет свои этапы, периоды, особенности развития и затухания. Глава 2. Практическая часть. 2.1. Методики диагностики конфликтов. Проведенный нами анализ литературы позволил сделать вывод, что конкретные методики, изучающие конфликт как таковой, отсутствуют или их достаточно мало. Найденные нами методики затрагивают в той или иной степени конфликтные ситуации, однако не являются полноценным способами их диагностики и анализа. В связи с этим мы считаем уместным использовать несколько методик одновременно, что дает более полную картину конфликтной ситуации, ее особенностей, причин и протекания. К этому же выводу приходят и другие авторы, работающие по данной проблеме. Так Замедлина Е. А. приводит следующий список тестов и опросников, позволяющих «выявить аспекты конфликтности личности: 1) личностный Опросник Г. Айзенка - позволяет выявить тип темперамента личности с помощью двух шкал: «экстраверсия - интроверсия» и «нейротизм - стабильность»; 2) шкала реактивной и личностной тревожности - разработана американским психологом Ч. Спилбергером для измерения тревожности как эмоционального состояния и как свойства личности. Как свойство личности оно выступает индикатором проявления человеком опасения, страха в объективно безопасных ситуациях, воспринимаемых им как угрожающие; 3) методика «Q-сортировка» - предложена Х. Заленом и Штоком, позволяет измерить проявления у членов группы таких тенденций поведения, как зависимость - независимость, общительность - необщительность, стремление к борьбе - избегание борьбы; 4) Опросник К. Томаса - предназначен для определения стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Оптимальным поведением считается такое, когда принимаются все стратегии и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов. Выбор стратегии определяется личностными и социальными факторами. Ориентацию на ту или иную стратегию зависит от преобладающего отношения к окружающим, уровня агрессивности, возраста человека, типа деятельности, склонности к нормативному или асоциальному поведению. Замедлина Е. А. Конфликтология. М - РИОР, 2005 г., 133» Исходя из выше сказанного мы посчитали уместным подобрать свой круг опросников и тестов, изучающих различные специфики конфликтных ситуаций. Данные методики мы разделили на два класса: методики оценивающие отношения человека с социумом и методики, оценивающие личностные характеристики участника конфликтной ситуации. К первой категории мы отнесли методику: «Отношение к взрослым и сверстникам»: Тестирование детей./ сост. Богомолов В. Изд. 3-е. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005 г., с. 64 - 65. Используемый материал: листы бумаги различного цвета, краски. Методика предназначена для детей 4 - 7 лет. В ходе исследования проводится три эксперимента: 1) рисование на тему «Мой воспитатель»; 2) рисование на тему «Моя семья»; 3) рисование на тему «Ребенок - детское общество». Состоит из трех ситуаций: - изображение себя; - изображение своего друга; - изображение сверстника (экспериментатор называет его имя, фамилию), к которому испытуемый проявляет негативное отношение. До начала рисования ребенку дают разноцветные листы бумаги (серый, коричневый, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, черный) и предлагают сказать, какой цвет из предложенных нравится и какой не нравится. Затем вновь дают такие же листы бумаги, на любом из которых предлагают нарисовать рисунок на ту или иную тему. Оценка результатов. «Мой воспитатель». 1) проявление отношения к воспитателю: старательность или небрежность рисунков, удовольствие или нежелание рисовать, использование красок, место расположения в общей композиции, тщательность прорисовки линий, степень приближенности или отдаленности от детей; 2) восприятие детьми разных сторон воспитателя. Обращают внимание на сюжеты и содержание рисунков, на то каким видам деятельности воспитателя дети отдают предпочтение; 3) мотивация выбора воспитателя в рисовании. Сравнивают по возрастам мотивы отношения к воспитателю. «Моя семья». 1) реальные и воображаемые члены семьи; 2) содержание рисунков: портреты; изображение совместной деятельности, взаимодействие ребенка с «самым любимым» человеком; изображение профессионально-трудовой деятельности взрослых; изображение бытового труда; изображение отдыха, развлечений; 3) половые различия в отношении дошкольников к членам семьи (чьи образы чаще встречаются в рисунках - девочек или мальчиков); 4) процесс рисования: увлеченность или равнодушие к изображаемому, старательность, аккуратность или небрежность при изображении членов семьи; 5) возрастные различия в изображении членов семьи: разнообразие и богатство содержания рисунков, техника выполнения, использование выразительных функций цвета, линий, число элементов в образах; 6) словесные комментарии к рисунку. «Ребенок - детское общество». 1) выбор цвета и связь с эмоциями (желтый, красный, зеленый - ассоциируются с положительными эмоциями; коричневый, черный, серый - негативные эмоциональные состояния); предпочитаемые цвета; 2) старательность рисования; 3) отражение желаний детей в своих рисунках («Я Тане котика нарисовала, она его любит»; «Занимаюсь с попой зарядкой - хочу быть сильным»); 4) выражение отношения к сверстнику с помощью содержания рисунка, линий, аксессуаров, деталей. На основании анализа рисунков делаются выводы об отношении ребенка к родителям, воспитателю, сверстникам. Во вторую категорию вошли: 1) Опросник Ч. Д. Спилбергера Колесникова Г.И. Основы психологического консультирования для студентов ВУЗов. Ростов-на-Дону - «ФЕНИКС», 2004 г., с 48 - 51. (см. приложение 1), определяющий уровень личностной и ситуативной тревожности человека. 2) Уровень агрессивности ребенка Иофина И. О. Как успокоить капризного ребенка? М - АСТ, 2006 г., с 69 -71. (см. приложение 2). Позволяет диагностировать агрессивность, как личностное качество, у детей младшего дошкольного возраста путем анкетирования его родителей с помощью вопросов о поведении ребенка. 3) Опросник Баса - Дарки на определение уровня агрессивности Колесникова Г.И. Основы психологического консультирования для студентов ВУЗов. Ростов-на-Дону - «ФЕНИКС», 2004 г., с 51 - 56 (см. приложение 3). Диагностирует склонность к агрессивному поведению у взрослых людей. 4)Тест на соотношение эмоциональной устойчивости и неустойчивости Айзенк Ганс. Язык счастья. М - ЭКСМО-Пресс, 2002 г., с 103 - 110. (см. приложение 4), предложенный Г. Айзенком определяет тип личности по данному качеству. 5) Тест на соотношение психотизма и суперэго Айзенк Ганс. Язык счастья. М - ЭКСМО-Пресс, 2002 г., с 110 - 117. (см. приложение 5) Позволяет выявить склонность к данным качествам личности испытуемого 6) Методика Филипса. «Диагностика уровня школьной тревожности» Тестирование детей./ сост. Богомолов В. Изд. 3-е. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005 г. (см. приложение 6). Выявляет наличие школьной тревожности у подростков, а также факторы (личностные и социальные), которые ее вызывают. Как было выше сказано, эти методики следует использовать в совокупности и исходя из целей исследования, а также его предмета и объекта. 2.2. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Учитывая часто негативную сторону конфликта и его последствий, встает вопрос о нахождении путей позитивного выхода из конфликтной ситуации для всех его участников. В литературе по этому поводу можно найти множество советов и рекомендаций, различных тренинговых комплексов и занятий. Приедем несколько рекомендаций по устранению конфликтов. Так Столяренко Л. Д. предлагает следующие «способы устранения противоречий, лежащих в основе конфликта: · устранение объекта конфликта; · раздел объекта конфликта между сторонами; · установление очередности или иных правил обоюдного использования объекта; · компенсация одной из сторон за передачу объекта другой стороне; · разведение сторон конфликта; · перенос отношений сторон в другую плоскость, предполагающую выявление у них общего интереса» Столяренко Л. Д. Психология управления. Ростов-на-Дону - Феникс, 2005 г, с 486.. Знаменитый российский психолог Игорь Вагин дает такие советы: · любые конфликты легче решаются в комфортной обстановке; · наберитесь терпения и выслушайте своего оппонента; · максимально дистанцируйтесь от отрицательных эмоций вашего оппонента; · дождитесь, пока спадет накал страстей; · постарайтесь отсечь историю конфликта; · перейдите к обсуждению возможных вариантов решения конфликта; · тщательно контролируйте свою речь. Замедлина Е. А. приводит следующие позитивные методы разрешения и предупреждения конфликта: 1) рекомендации общего характера, которые надо учитывать в условиях любого человеческого общения, в том числе и конфликта: постоянное внимание к собеседнику; способность выслушать собеседника; уважительное отношение к собеседнику; адекватное реагирование на поведение собеседника; замедление темпа речи, если собеседник взволнован; умение сопереживать партнеру (проявление эмпатии); 2) блок методов, используемых до начала переговоров в условиях конфликта (невербальная группа методов); дать собеседнику возможность выговориться, не перебивать его, обнаружить позой, мимикой сочувствие к нему; сокращение дистанции между собеседниками; 3) основная фаза переговоров - блок методов словесного характера: переключить внимание собеседника с предмета конфликта, предложить ему другую тему, отвлечь внимание от конфликта; полезно в случае необходимости признать свою вину, давая возможность собеседнику признать его вину; необходимо признавать правоту собеседника; попытка устранить конфликт, не затягивая его; 4) рекомендации специального характера - используются в сложных ситуациях, когда другие методы не действуют: в некоторых случаях следует показать собеседнику, что он невежлив, груб, приняв подчеркнуто вежливый тон; в случае явной агрессивности следует применить более сильную агрессию; указав собеседнику на то, что настаивание на его необоснованных требованиях в ходе конфликта приведет к тому, что о нем сложится негативное мышление в коллективе и у людей, мнением которых он дорожит. Среди тренинговых методик можно выделить следующие. Упражнение № 1. «Каждый участник группы получает чистый лист бумаги и ручку. Ведущий группы призывает участников подумать о собственной проблемной ситуации, в которой каждый находится в данный период. В левой части листа записывают 10 аспектов жизненной проблемы, которые имеют негативные последствия для участника, а в правой - 10 положительных сторон существующей ситуации. В процессе обсуждения группа приходит к выводу, что в каждой, даже самой трудной жизненной ситуации необходимо уметь находить положительные стороны и за счет этого сохранять самообладание и толерантность» Щеколдина С. Д. Тренинг толерантности. М. - «Ось-89», 2004 г., с 60.. Упражнение № 2. «Участники группы объединяются в пары и разыгрывают любую конфликтную ситуацию. Двое участников разыгрывают разногласие, применяя во взаимодействии следующие принципы управления конфликтом: - полный контроль за собственными эмоциями, которые, как правило, мешают оценивать происходящее; - анализ подлинных причин конфликта, которые могут скрывать оппоненты за мнимыми причинами; - локализация конфликта, т.е. установление его четких рамок и стремление к сужению области противоречия; - отказ от концентрации на самозащите, поскольку увлечение собственными защитными действиями обычно мешают людям вовремя заметить изменения в обстановке и поведении конфликтующей стороны; - переформулирование аргументов оппонента, которые просто не стоит отвергать в том порядке и в тех пропорциях, в которых они изложены; лучше попытаться перевести их на понятный вам язык, выделяя опорные смысловые моменты; |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |