рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Социолого-психологический анализ воздействия средств массовой информации рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Социолого-психологический анализ воздействия средств массовой информации

Социолого-психологический анализ воздействия средств массовой информации

Содержание

Введение

1. Воздействие средств массовой информации

1.1 Направления воздействия средств массовой информации

1.2 Виды воздействия средств массовой информации

2. Теоретическое исследование воздействие средств массовой информации на детей

2.1 Особенности воздействия средств массовой информации на детей

2.2 Агрессия как форма проявления влияния средств массовой информации

3. Экспериментальное исследование воздействия средств массовой информации на проявление агрессии у детей

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложение А. Анкета для родителей

Приложение Б. Беседа с детьми на тему: "Я и телевизор"

Приложение В. Наблюдение, проводимое воспитателем

Приложение Г. Учебный эксперимент: "Телевидение. Опасности. Дети"

Введение

Живя в современном обществе, мы не можем обойтись без средств массовой информации. Даже если мы попытаемся оградить себя от них, у нас ничего не получится.

Средства массовой информации (СМИ) поглотили общество, вместо того чтобы более или менее точно отражать какие-то внешние события, они превратилось в реальность, с которой сравнивают окружающий мир. Мир, как его видят СМИ, стал для многих людей более реальным, чем сама жизнь.

Воздействие СМИ на общество - огромно и затрагивает всех людей. Это и послужило причиной выбора данной темы. А если учесть, что информационные технологии постоянно развиваются и направлены на привлечение все большей аудитории, то изучение такого внимания со стороны СМИ к обществу должно проводиться постоянно.

В зарубежной психологии вопросом воздействия средств массовой информации начали заниматься уже давно. Такие психологи как Альберт Бандура и Дженнингз Брайант в своих работах рассказывают о влиянии СМИ на общество и особенно на детей. В нашей же стране этому вопросу не уделено соответствующего внимания.

В современном мире человек ежедневно получает множество медиасообщений. Интерес к медиавоздействию, так же как и к свидетельствам этого воздействия, возник вместе с массовой коммуникацией. Людям никогда не было безразлично то, как СМИ воздействуют на них самих и особенно на их детей. Общественность всегда была озабочена негативным воздействием определенного сообщения или систем сообщений именно это является проблемой которую необходимо решать.

Объектом нашего исследования являются средства массовой информации, представленные в основном телевидением, интернетом и т.д.

Предметом исследования было выбрано воздействие средств массовой информации.

Целью нашей работы является изучение влияния средств массовой информации на проявление агрессии у детей.

Широкое распространение видео и телепрограмм с сюжетами насилия и увлечение ими детей вызывают острую критику педагогов и социальных работников, которые считают, что сцены насилия на экране и фильмы ужасов делают ребенка более агрессивным и жестоким. Однако, как считают некоторые детские психоаналитики, эти утверждения бездоказательны.

Такое большое количество насилия и негативной информации в СМИ заставляет задуматься о последствиях воздействия такой информации на детскую психику.

В современном обществе телевизор заменил детям живое общение. У родителей появилась прекрасная возможность переложить часть забот по развлечению и воспитанию детей на телевизор. Но если задуматься над влиянием СМИ на наших детей, то сразу всплывут как положительные, так и отрицательные факторы этого влияния.

С одной стороны телевидение расширяет кругозор, позволяет узнать много нового и интересного (а детям интересно все новое), но с другой стороны телевидение не направлено непосредственно на детскую аудиторию, а если и направлено, то не всегда с благими намерениями (реклама). СМИ направлены в основном на достижение прибыли и дети являются еще одним рычагом получить ее с платежеспособного человека.

Но, что касается негативного влияния СМИ и на последствия этого влияния? Дети как зеркало, они познают мир на примере кого-то другого, этим примером и становится для них телевидение, а насилие и постоянное волнение, передаваемое СМИ переносится на поступки и действия наших детей. Доказательствам этого негативного воздействия и будет посвящена наша работа.

Задачами нашего исследования являются:

изучение направлений воздействия средств массовой информации и видов воздействия;

изучение воздействия СМИ непосредственно на детей;

изучение влияния СМИ на проявление агрессивности у детей;

подготовка программы экспериментального исследования, подборка анкет и тестов;

составление рекомендации для родителей и педагогов по контролю и регуляции процесса воздействия современных СМИ.

Для решения поставленных целей и задач в первую очередь была изучена теоретическая литература по данной теме, в частности были изучены работы таких авторов как: Ричард Харрис, Роберт Бэрон, Дебора Ричардсон.

В работе были представлены материалы непосредственно по самому воздействию СМИ на общество в целом и на детей в частности. Также было проведено исследование, в которое входили такие методики как: беседа, анкетирование и наблюдение. В тоже время работа не ограничилась исследованием только детей. Была так же проведена работа с родителями детей. Только благодаря помощи родителей и воспитателей получилось провести наше экспериментальное исследование.

Работа состоит из 3 глав, первая глава посвящена воздействию средств массовой информации на общество, вторая непосредственно воздействию СМИ на детей и на проявление агрессии, а третья глава представляет собой экспериментальное исследование воздействия СМИ на проявление агрессии у детей.

Экспериментальное исследование проходило в центре детского развития № 121. В исследовании принимали участие дети подготовительной группы, а так же их родители и воспитатели.

По окончанию исследования было подготовлено заключение и сделаны рекомендации родителям.

1. Воздействие средств массовой информации

1.1 Направления воздействия средств массовой информации

Средства массовой информации (СМИ) - представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам - это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формами, методами и определенными уровнями организации (в стране, в регионе, на производстве).

Работа средств массовой информации закреплена законами РФ. Закон РФ
"О СМИ" был принят 27 декабря 1991 года. Ранее закон о печати был принят 12 ноября 1990 года. Эти документы закрепляли права и обязанности СМИ, свободу слова и печати, неприкосновенность журналистов и защиту их на основании Конституции РФ.

Средства массовой информации стали отраслью культуры недавно. СМИ относится к массовой культуре, которая появилась в начале XX века, когда средства массовой информации стали доступны всему населению. Эта культура обладала меньшей художественной ценностью, но была понятна всем и давала информацию о тех или иных событиях. Она удовлетворяла потребности людей, но в то же время быстро теряла актуальность.

Перенасыщение информацией стало одним из важнейших факторов в формировании личностных характеристик ребёнка, среди которых немалую роль играют эстетические представления и ценности.

С первых лет своей жизни он попадает в глобальную сеть, создаваемую СМИ. Возникает проблема взаимовлияния информационной среды и структуры ценностных ориентаций подрастающего поколения. С одной стороны коммерциализация телекультуры приводит к преобладанию насилия. С другой стороны, это способствует увеличению образовательных программ, видеоматериалов, развивающих игр и программ, оказывающих помощь в образовании, воспитании, и в расширении кругозора. Телекультура обладает мощным потенциалом знакомства с другими культурами и стилями, обладающих непривычными эстетическими характеристиками.

В последние годы передачи телевидения структурировались в соответствии с различными параметрами -- возрастными, социальными, по интересам, образовательными, профессиональными, что соответствовало ценностным структурам общества, однако в постсоветский период эта четкая структурированность исчезает. Картина, которую представляют собой отечественные медиа сегодня не отражает действительность.

Если раньше был образ ребёнка, на кoтoрый ориентировалась структура масс медиа, то с потерей идентичности исчезает и образ "идеального потребителя продукции телекультуры", совершенно необходимый для работы технологической системы массовой информации (нужно знать, во сколько современный ребенок ложится спать, чтобы определить время показа такой передачи как "Спокойной ночи, малыши"). При создании положительной воспитательной модели поведения возможен выход из этого кризиса.

Исчезновение "железного занавеса", и "сексуальная революция" привели к серьезнейшим последствиям, как для отечественной культуры, так и для медиакультуры в частности.

В развитых странах Запада, послуживших моделью для наших отечественных масс-медиа, тема насилия давно вызывает серьезное беспокойство со стороны институтов государства и широкой общественности. Широко известны данные о периизбытке агрессии, насилия, жестокости в СМИ. К примеру, в мультфильмах, которые показывает по американскому телевидению, дети видят акт насилия каждые две минуты. Именно эта продукция вытеснила традиционных героев отечественных мультфильмов --Волка, Кота Леопольда и т.д. К моменту окончания школы дети становятся свидетелями в среднем 15 тысяч телевизионных убийств. Криминальная хроника занимает одно из ведущих мест в тематике телекультуры. Статус же образовательных программ в стране за последние 25 лет постоянно снижается, предпочтения публики за эти годы менялись, от образовательных передач и новостей к развлекательным. Тенденцией в подаче материала в СМИ, в первую очередь на телевидении, является "смешение" жанров, стирание граней между реальными событиями и вымыслом. Детская аудитория с трудом может отличить реальные события от мнимых, которые подаются в реалистической манере.

Статистика телевизионных программ показывает: специализированных детских программ осталось около 5% от общего эфирного времени, в то время как 5 лет назад их было 30%. Остались мультфильмы и несколько тематических передач, а в основном дети смотрят те же программы, что и взрослые.

Наиболее сильный эффект телевидения -- сам факт его существования, всегда доступное, ставшее привычным присутствие в каждой семье, его способность свести миллионы граждан до уровня пассивных зрителей в течение большей части их жизни. Телевидение минимизизует личностные взаимодействия внутри семьи и общества.

Такое постоянное присутствие телевидения в повседневности приводит к тому, что его звуковой ряд преобладает над каналами коммуникации. Интересен, в связи с этим, такой факт: чаще всего наше отношение с телевидением -- это отношение слушателя, а не зрителя. Таким образом, чтобы не превратить ребёнка в "предмет обстановки", необходима четкая позиция со стороны государства и семьи как в отношении контроля над средствами массовой информации и коммуникации, так и в отношении оптимального использования их потенциала для воспитания полноценного поколения.

В настоящее время СМИ стали все больше оказывать влияние на поведение человека. Это влияние было как положительным так и отрицательным.

В наше время наибольшее влияние на человека оказывает телевидение и интернет как самые распространенные СМИ. Через телевидение мы можем удовлетворять наши потребности в получении необходимой информации.

Современный человек нуждается в постоянном пополнении своего информационного запаса, и основной канал ее получения - зрительный: 80% всей информации мы получаем через орган зрения. Оно удовлетворяет многие наши духовные потребности и позволяет увидеть то, что невозможно увидеть в повседневной жизни. Предоставляет людям возможность ознакомиться с большим потоком информации, о которой они никогда бы не узнали, из-за недостатка времени и. Теперь же стало вполне доступным участие каждого в важных государственных мероприятиях, таких как национальные торжества, вступление кандидата на пост президента или же визит главы другого государства.

Благодаря телевидению люди получили возможность увидеть наш огромный мир. Люди могут смотреть фильмы, спектакли, спортивные события. Можно всегда быть в курсе всего нового в мире и при этом принять во всем этом непосредственное участие. Благодаря интернету появились такие возможности, как заработок в сети, способ показать, проявить себя, разместив свою собственную страничку, найти работу, старых друзей. Интернет предлагает неограниченную свободу действия. Каждый сам решаешь, какими услугами сети воспользоваться. В настоящее время через Интернет можно делать практически всё - делать покупки, заказывать авиабилеты и номера в отелях, рекламировать свои товары и фирмы, общаться самыми различными способами, найти там можно абсолютно всё. Возможности Интернет практически безграничны.

Также благодаря интернету инвалиды получили возможность реальной удаленной работы и возможность общаться. В Интернете существует огромные библиотеки всевозможной литературы, в первую очередь ценна научная литература - т.к. обычные книги стоят больших денег. Так же Интернет является самым огромным источником информации.

Но, не смотря на многие положительные стороны средств массовой информации, они не лишены и негативного влияния на общество.

В современном обществе человек в течении дня постоянно подвергается всевозможным стрессам, поэтому, придя домой, возбужденный человек может выплескивает свою злобу на ближних, в то время как сидя перед телевизором, резко приходит в торможение, т.е. в состояние повышенной внушаемости. Человек, смотрящий телевизор, глубже воспринимает информацию, острее испытывает чувство радости или страха, его психика может находиться в большей мере торможения или возбуждения.

И в процессе отдыха вместе с расслаблением тела, расслабляется и нервная система или, говоря другими словами, тормозится возбуждение центров управления психикой.

Очень часто люди вместо живого человека выбирают себе в общение экран телевизора или компьютера. Его анонимность позволяют ему удовлетворять свои низменные чувства, такие как злоба или похоть.

Он может наслаждаться картинами насилия не чувствуя упреков со стороны. Бессознательно, в состоянии гипноза, человек добровольно передает телевидению управление своими психическими процессами.

В обществе людей нет одинаковых личностей. Каждый человек индивидуален, по-своему существует в обществе, в семье, личной жизни, у него есть свои цели, идеи, принципы и симпатии. Общаясь со всем миром через телевизор, он находит для себя будто бы нечто ценное, в том числе и идеал своего существования. У одних это всевозможные герои, смелые полицейские или бандиты, у других -- политические лидеры, у третьих - знаменитые киноактёры, модельеры, спортсмены и т.п.

Постепенно люди начинают полностью доверять, верит в слова и действия своего идеала, и начинает следовать его принципам. Такое влияние идеала с экрана телевизора оказывает огромное внушительное действие (вводя человека в некое гипнотическое состояние). В зависимости от склада и состояния нервной системы, внушение происходит либо в первой стадии гипноза, которая характеризуется ощущением покоя, расслаблением мышц, сохранением связи с окружающими и способностью противостоять словесному внушению, либо во второй, более глубокий, для которого характерны сонливость, оцепенение, пассивная подчиняемость внушению.

Сидящий перед экраном человек приводится, как мы уже выяснили, в гипнотическое состояние, следовательно, он "находится во власти того, кто производит впечатление на его чувства или воображение. Экспериментаторы утверждают, что можно не только напомнить ему некоторые мысли, но и навести его на другие.

Чувства в этом состоянии делаются пассивными или впечатлительными, разум утрачивает реактивную силу, что достаточно сообщить внушаемому мысль, или вызвать в нем ощущение, что он сам до этого додумался.

К сожалению, негативная информация в Интернете на данный момент преобладает. Прежде всего, необходимо сразу сказать, что речь идет о многочасовом сидении за компьютером. Второе, мы имеем в виду людей, которые проводят свое время в чатах, форумах, за играми, а не занимаются работой в Интернете или сбором информации, они составляют около 90% от всех "сидящих" в сети. Отсюда следует третье положение: портрет этой аудитории. Собственно он-то и является основополагающей причиной подобного времяпрепровождения, с вытекающими из этого последствиями. Людям, проживающим свою жизнь в Интернете зачастую необходима социальная поддержка, у них большие трудности в общении, они испытывают неудовлетворенность, низкую самооценку, закомплексованность, застенчивость и т.п. Все эти проблемы решает Интернет.

Интернет позволяет людям представиться кем угодно и не нести за это последствий, поэтому многие спешат уйти в безопасную для них среду, ни к чему не обязывающую жизнь. Таким образом, они, во-первых, усугубляют те свои черты характера, от которых хотели бы избавиться, а также приобретают новые: уход от реальности посредством изменения своего психического состояния, виртуально изменяя свой пол, возраст. Безусловно, постепенно такой образ жизни, образ мысли, пропитывает все уровни их жизни. Человек начинает действовать и думать по-другому. Он по-другому решает бытовые вопросы, семейные, личные, профессиональные, партнерские и т.д.

1.2 Виды воздействия средств массовой информации

На протяжении научного поиска в сфере медиавоздействия в ходе многих исследований обнаруживались свидетельства того, что просмотр жестоких фильмов и других телепередач ведет к проявлениям насилия. Как со взрослыми, так и с детьми проводились многочисленные экспериментальные исследования. Сенсационный характер преступлений-копий привлекает внимание прессы и электронных СМИ, поэтому общественности известно множество подобных случаев.

Миллионы телезрителей, которые смотрят те же самые фильмы и другие передачи, не испытывают побуждения к имитации увиденных актов насилия. Это позволяет сделать вывод о том, что совершение или не совершение телезрителями преступлений-копий обуславливается другими факторами, такими как характер человека, душевное состояние, уравновешенность и обстоятельства личной жизни. Социологи пытаются зафиксировать более тонкое воздействие масс-медиа, которое можно выявить с помощью строго контролируемых экспериментов, участие в которых не будет иметь негативных последствий.

Все усилия ученых сосредоточены на нескольких основных вопросах, относящихся к медианасилию. Целью многих исследований является измерение объема медиавоздействия в разных средствах массовой информации. Что еще более важно, в ходе этих исследований изучается подверженность зрителей телевизионному насилию и делается попытка ответить на трудный вопрос: "Какое воздействие оказывает медианасилие на потребителей массовой информации?"

При изучении воздействия медианасилия применялись различные методы исследования. При проведении научных работ, посвященных данной проблеме, было выявлено шесть основных методов исследования. К ним относятся: лабораторный эксперимент, полевой эксперимент, корреляционное исследование, лонгитюдное исследование, естественный эксперимент и экспериментальное вмешательство.

Анализируя воздействие медианасилия, ученым, прежде всего, следует четко определиться с содержанием этого понятия. Для определения объема медианасилия используется метод контент-анализа. С его помощью кодируется каждая сцена медианасилия.

Контент-анализ показал, что телепрограммы лучшего эфирного времени, в том числе не художественные, содержат большой объем сцен насилия. Контент-анализ предоставляет систему кодирования и описания содержания телепередач; но не предполагает анализа зрительского восприятия сцен насилия. Изучение контекста предполагает анализ ситуации, в рамках которой совершается акт насилия.

Исследования показали, что контекстуальные характеристики являются основным фактором, определяющим степень воздействия медианасилия на зрителей.

Мета-анализ, в ходе которого для определения общих признаков медиавоздействия и тенденций научного поиска сводятся и изучаются данные различных исследований, предполагает использование статистических методов. Применение мета-анализа позволило последовательно доказать наличие причинно-следственной связи между просмотром сцен насилия и агрессивным поведением. Основные проявления этого воздействия -- имитирующее поведение и страх.

Самыми распространенными видами медиовоздеиствия являются: воздействие сексуально - откровенного медиасодержания, воздействие новостей, воздействие рекламы, воздействие развлекательной медиапродукции.

Независимо от вида СМИ -- будь то телевидение, кино, компакт-диски, видео - клипы, реклама или что-либо другое -- на потребителей медиаинформации ежедневно обрушивается поток сообщений и изображений сексуального характера. Диапазон этой информации очень широк -- от игривых намеков до сексуально откровенных материалов различной степени, что подразумевает изображение в СМИ индивидов, вовлеченных в различного вида сексуальную активность. Сексуально откровенные материалы в электронных и печатных СМИ имеют большое значение вследствие их предполагаемой связи с такими серьезными социальными проблемами, как высокий процент беременности несовершеннолетних и распространение заболеваний, передающихся половым путем, в частности СПИДа.

В последние десятилетия исследователи изучают массовую долю и степень откровенности сексуально ориентированной информации в СМИ. Многие из этих исследований представляют собой контент-анализ, объектом, которого являются различные виды сексуально откровенных медиаматериалов, доступных для детей и подростков, порножурналы и, самое главное, телепрограммы эфирного телевидения. В печатных изданиях такие материалы можно увидеть достаточно часто, как например в "Playboy" или в газете "Спид-инфо". В музыкальных клипах такое встречается вообще сплошь и рядом, в каждом втором клипе можно увидеть такие сексуально провоцирующие действия, как объятия, поцелуи, возбуждающие танцевальные движения, сексуальный стиль одежды. Видеопродукцию откровенного содержания можно увидеть в свободной продаже, далеко не секрет что порнографию можно приобрести у так называемых "видео-пиратов". Да на телевидении в дневное время мы практически не видим сцен сексуального содержания, потому как такие передачи идут в вечернее время, но днем мы можем наблюдать анонсы и информирующую рекламу данных программ.

Регулярное потребление сексуально откровенных медиаматериалов обычно приводит к сбою установок и ценностей человека. Например, если мужчина видит несколько фильмов категории X, которые изображают женщин, получающих удовольствие от насилия, он может вскоре изменить свое мнение о частоте встречаемости подобного поведения в реальной жизни, равно как и свои установки, касающиеся степени вреда, причиняемого таким социальным и психологическим насилием, а также свое представление о вероятности того, что он сам может пойти на преступление.

Предоставляемое СМИ сексуальное содержание варьирует от намеков до более или менее сексуально откровенных медиаматериалов. Сексуально откровенные материалы в электронных и печатных СМИ имеют важное значение вследствие их предполагаемой связи с серьезными социальными проблемами. Доступность телевидения для зрителей всех возрастных категорий делает данное средство массовой информации особенно опасным, если учитывать негативные социальные последствия потребления сексуально ориентированных медиаматериалов. Порнография -- крайняя степень сексуальной откровенности медиаматериалов, рассчитанных на взрослых потребителей. Такая медиапродукция не имеет художественной ценности, ее производство преследует единственную цель: эксплуатация полового влечения.

Так же большое влияние оказывают новости. Главные новости можно определить как сообщение о событии, которое случилось, или стало известно за последние 24 часа и может иметь важные последствия в дальнейшем. Событие, достойное освещения в масс-медиа, имеет четыре главных признака: оно должно быть драматичным и наполненным конфликтами, актуальным и конкретным, новым или отклоняющимся от нормы и иметь привязку к темам, которые и в дальнейшем будут интересовать новостные масс-медиа.

Новости также разделяют по нескольким второстепенным признакам. Обычно это отсутствие оскорбительного тона, восприятие новостей как заслуживающих доверия, компактность и ориентирование на интересы местной аудитории. Важной разновидностью главных новостей являются чрезвычайные или кризисные новости, которые можно определить как природное событие, представляющее собой непосредственную серьезную угрозу жизням и имуществу или душевному спокойствию многих людей. Такие чрезвычайные события отличаются "внезапным началом, неопределенностью и слабым контролем, выраженной эмоциональной реакцией и угрозой человеческим жизням и имуществу".

Во время чрезвычайных событий роль масс-медиа в обществе становится особенно важной. Как пример роль СМИ во время обрушения башен-близнецов в США 11 сентября, или война на Кавказе между Россией и Грузией. Исследователи установили и изучили несколько различных видов воздействия чрезвычайных событий. Исследования распространения новостей концентрируются на сообщении новостей и их распространении среди аудитории посредством печатных и вещательных медиа или межличностных каналов. В других работах исследуется воздействие того или иного чрезвычайного события на сами информационные организации -- в фокусе внимания оказывается их особое значение для общества и их деятельность в ответ на кризис. Другим типом воздействия чрезвычайного события является эффект сплочения, проявляющийся в объединении людей в неспокойное время вокруг лидера, например президента. Легкие новости включают в себя сюжеты, представляющие интерес для людей, и новости, которые нельзя рассматривать, как только что случившиеся или безотлагательные по своей природе. Исследователи установили, что за последние годы печатные и вещательные новостные медиа стали предлагать большее количество легких новостей, пытаясь таким образом конкурировать с Internet. Исследователи воздействия новостей пытаются определить объем информации, которую люди узнают из увиденных или услышанных ими новостей; факторы, способствующие или препятствующие им в этом процессе; виды эффектов, возникающих в результате понимания или непонимания новостей. Другие исследования изучают воздействие новостей на национальном и международном уровне, в том числе воздействие новостей на международную политику или отношения с иностранными государствами. Последние научные работы на тему воздействия новостей проанализировали несколько различных сфер исследования. Они включали в себя детскую реакцию страха на сюжеты новостей, исследования разрыва в знаниях, дополнительные исследования памяти на новости и восприятия тем, которые освещаются в них. Вероятно, будущие исследования будут продолжать исследования всех вышеперечисленных проблем.

Следующим видом воздействия является воздействие рекламы. Рекламные медиа включают в себя вещательные, электронные медиа и печатные источники информации. Реклама значительно отличается от прямых продаж, основанных на межличностном общении.

Убеждающая сила рекламных сообщений зависит от множества таких факторов, как настроение человека, его предрасположенность, других индивидуальных характеристик или вероятности внимательного обдумывания сообщений. Исследователи массовых коммуникаций определили много различных индивидуальных характеристик потребителя, от которых зависит выраженность медиавоздействия.

Одной из теоретических основ для объяснения такого индивидуализированного воздействия выступает концепция избирательного внимания. Каждый человек руководствуется своими мотивами при использовании того или иного масс-медиа и поиске в нем различных сообщений. Люди смотрят, слушают или запоминают те сообщения медиа, которые согласуются с их установками, интересами или склонностями. Сила медиавоздействия зависит от мотивации человека к использованию того или иного СМИ, его эмоционального состояния во время использования медиа, предыдущего опыта и знаний.

Одним из самых главных компонентов избирательного внимания, формирования и изменения установок является вовлеченность со стороны членов аудитории. Вовлеченность медиапользователей можно приблизительно определить как их личные связи с медиасодержанием. Вовлеченность относится к уровню контроля, осуществляемого пользователем над средством массовой коммуникации, и уровню требуемой когнитивной обработки. Печатные СМИ являются типичными медиа сильной вовлеченности, учитывая уровень контроля читателя и необходимость обработки информации. Вещательные СМИ, например, телевидение, являются типичными медиа слабой вовлеченности из-за недостатка зрительского контроля над скоростью подачи материала и, обыкновенно, низкого уровня обработки информации.

Телевизионная реклама слабой вовлеченности доказала свою эффективность для достижения узнаваемости товара со стороны потребителей и восприятия бренда, но не для изменения их установок.

Печатные медиа сильной вовлеченности наилучшим образом подходят для того, чтобы донести до аудитории информацию о товаре. Различные виды телевизионных программ могут вызвать у людей разное настроение. Настроение человека влияет на его вовлеченность, реакцию на рекламу и последующее поведение в роли потребителя. Между настроением, создаваемым медиаконтекстом (программой), и настроением, вызываемым рекламой, вставленной в этот контекст, существует взаимодействие. Реклама с эмоциональным тоном или настроением, соответствующим медиаконтексту, является более эффективной, чем реклама, отличающаяся по тону от настроения передачи. Согласно теории согласованности, зрители желают придерживаться определенного настроения в течение всей программы. Исследования процесса вовлеченности рассматривали различные характеристики потребителей, обусловливающие то или иное медиавоздействие. Изучение медиаконтекста фокусирует внимание скорее на медиасодержании или стимулах, чем на отдельных признаках потребителя. Изучение различных типов медиаконтекста включает исследования когнитивных реакций, наблюдения, психологические измерения.

Продолжительное предъявление одной и той же рекламы иногда становится причиной износа рекламы, вызывающего у потребителя чувство возмущения и раздражения. В результате эффективность рекламы снижается. Для того чтобы конкретная реклама была эффективной, необходимы три "качественных" ее предъявления. Печатная реклама наиболее эффективна для малоизвестных брендов, но не для популярных. Реклама брендов, о которых люди практически ничего не знали, нуждается в более частом предъявлении.

Эффективность рекламы широко известных брендов зависит от частоты предъявления рекламы значительно меньше. Чтобы реклама была убедительной, потребитель должен полностью понимать ее сообщения. Непонимание может создавать неверное представление о предмете рекламы и сильно ограничивать ее убеждающую силу. Объектом последних исследований является маркетинговые коммуникации в интерактивном медиаокружении. Быстрые темпы развития интерактивных масс-медиа открыли перед исследователями новые горизонты маркетинговых коммуникаций.

Большинство продуктов масс-медиа предназначены для развлечения аудитории. Развлечение может быть определено как эффективное и приятное средство облегчения через снижение неудовлетворенности и неизбежных стрессов жизни. Изучение развлекательной функции масс-медиа помогает узнать, почему люди ищут развлечений, почему они выбирают определенный тип развлечений и какие существуют виды воздействия развлечений на аудиторию.

Во все времена люди использовали развлечения для многих целей -- отдыха, забавы, веселья, различных ритуалов и т.д. Для объяснения эффектов медиаразвлечений применяются исследования теории использования и удовлетворения и поведенческой теории. Теория использования и удовлетворения сконцентрирована на мотивациях и поведении зрителей. Поведенческий подход позволяет исследователям принять мотивы людей за гипотезы и потом проверять их в контрольных условиях.

На решение человека выбрать определенную развлекательную передачу может влиять множество различных факторов. Концепция избирательного подхода к материалу, который мы смотрим, предполагает, что люди в своем выборе основываются на личностных предпочтениях и потребностях. Исследования показали, что в большинстве случаев люди делают свой выбор импульсивно или под влиянием момента, в зависимости от состояния, настроения или каких-то внутренних соображений. Настроения значат очень много при выборе развлекательного материала. Скучающие люди имеют тенденцию смотреть возбуждающие, волнующие программы, тогда как напряженные люди предпочитают что-то спокойное и тихое.

Развлечения бывают различных форм. Комедии, трагедии, музыкальные и танцевальные представления, артистические шоу, игровые шоу, спортивные соревнования -- все они рассматриваются как формы развлечения.

В каждой драме обязательно присутствует конфликт. Но чтобы драма доставила удовольствие, в ней должны быть и другие элементы. Очень важны для получения удовольствия интересные персонажи, которых зрители любят или, наоборот, презирают.

Также в драме необходимо благополучное разрешение конфликта. Была разработана диспозиционная модель, позволяющая прогнозировать степень удовольствия от драмы, юмора или спортивных соревнований.

Юмор очень часто используется в средствах массовой информации как средство убеждения. Людям нравится юмор -- он понижает их осторожность и повышает расположение к источнику сообщения. Смех -- явление заразительное. Когда зрители слышат, как другие реагируют на что-либо смехом (даже если этот смех записан на пленку), они тоже начинают смеяться, и оценивают представление как более приятное.

Привлекательность напряжения в передачах объясняется тезисом, который кажется парадоксальным: в них должно быть намного больше сцен, от которых публика испытывает страх и страдание, чем сцен, описывающих удачное разрешение конфликтов. Предполагается, что популярности триллеров способствует вызываемое ими возбуждение. Также постоянное напряжение увеличивает удовлетворение от счастливого конца. Теория эмпатии предполагает, что человек может себя идентифицировать с героями, которые с честью выходят из опасных ситуаций.

На получении удовольствия от страха сказываются гендерные различия, социальные и культурные ожидания. Мужчинам больше нравится смотреть фильмы ужасов, когда они в компании испуганных женщин. А женщины получают удовольствие от таких фильмов, если смотрят их с мужчиной, который не кажется напуганным и который может их защитить.

Чудеса техники информационной эпохи обещают принести больше свободного времени и возможностей для развлечения посредством средств массовой информации. Исследования развлечений в будущем обещают стать одними из главных областей исследований процессов массовой коммуникации.

Главная проблема заключается в том, чтобы придумать новые формы развлечений, которые подходили бы особой аудитории в режиме реального времени. От развлечений стандартных медиа, таких как телевидение, кино и радио, эти игры, видео и т. д. должны отличаться своей интерактивной природой.

В годы зарождения телевидения его работники столкнулись с похожей проблемой. Сначала появились последние известия, в то время как развлекательные программы развивались намного медленнее. Многие из первых передач были простыми кальками радиошоу. Время шло, продюсеры и программные директора открыли различные технологии, которые усовершенствовали качество развлекательных программ, и через несколько десятилетий телевидение нашло свой оригинальный способ стать развлечением для миллионов людей.

Все эти виды воздействия плотно вошли в нашу жизнь, они стали частью ее. Мы уже не можем представить свою жизнь без постоянного потока информации. Спрос рождает предложение, но это совсем не мешает заставлять общество потреблять ненужную ему информацию. Масс-медиа имеет очень много каналов воздействия на человека, поэтому нужно постоянно изучать это воздействие и доносить эту информацию до общества, а информирование происходит через средства массовой информации. Получается замкнутый круг. И единственный выход из этой ситуации это государственная заинтересованность в этом вопросе с соответствующим контролем.

2 Теоретическое исследование воздействие средств массовой информации на детей

2.1 Особенности воздействия средств массовой информации на детей

На сегодняшний день все большее число родителей беспокоит влияние средств массовой информации на развитие их детей. Ранее дети усваивали культурные ценности от родителей и учителей. Теперь дети подвергаются большему влиянию новых информационных технологий. Часто полагают, что пристрастие к телевидению имеют дети, лишенные родительского внимания. Однако, были проведены исследования, в результате которых выяснилось, что дети приобретают медиа привычки в процессе общения со взрослыми. Например, дети, остающиеся дома вместе с матерью, проводят у телевизора больше времени, чем их ровесники работающих матерей. Школьники младших классов смотрят телевизор равное количество времени, независимо от того, работает их мать или нет. Из всего этого можно сделать вывод, что дети много смотрят телевизор, как в присутствии родителей, так и в их отсутствие.

Большинство родителей ограничивают ребенка в просмотре телевизионных программ. Конечно, трудно представить, что просмотр большого числа программ не отражается на развитии детей и их поведении. Чем больше дети смотрят телевизор, тем меньше у них развито творческое мышление, так как телевидение предоставляет уже готовые образы.

Просмотр телепередач замещает другие виды деятельности (чтение, подготовка домашнего задания или занятия спортом). Было доказано, что чем больше времени ребенок проводит у телевизора, тем меньше времени он уделяет чтению книг. Существует и другое мнение: дети, которые мало читают, в конце концов, начинают больше смотреть телевизор. Для мало читающих детей час, проведенный за просмотром телевизора, естественно замещает какую-то деятельность, но этот час дети все равно не стали бы тратить на чтение.

Результаты воздействия телевидения зависят не только от количества, но и от того, какие именно программы смотрят дети. Больше всего родителей беспокоит усвоение стереотипов, усвоение агрессивного поведения и чрезмерная подверженность влиянию рекламы. Как известно, именно через телевидение дети усваивают социальные стереотипы поведения женщин, мужчин, пожилых людей и многих других групп, включая и самих детей. Так, девочка с заниженной самооценкой видит по телевизору, что все женщины - идеал стройности, начинает худеть, отказываться от пищи, и приобретает расстройства пищевого поведения (анорексия), которые могут привести к смерти.

Наш телеэфир заполнен эпизодами насилия. Хотя телевидение и не толкает детей на совершение актов физического насилия, оно влияет на отношение к агрессивным действиям других людей. Дети, которые видят много насилия на телеэкране, склоны оправдывать агрессивное поведение, у них также повышается порог чувствительности к агрессии в реальной жизни, и они менее склоны пытаться помочь жертве.

Что же касается рекламы, то именно реклама продуктов и игрушек - неотъемлемая часть того, что видят дети по телевизору. В среднем ребенок видит более 50 роликов в день. А дети особенно легко поддаются воздействию рекламы. Постепенно они начинают любить именно те товары и продукты, которые рекламируются.

Наиболее сильнодействующим фактором, наносящим вред развитию речи у детей, надо считать телевидение, занимающее все больше времени и у родителей, и у детей.

У детей в возрасте от 3 - 13 лет (без собственного телевизора) время просмотра телевизора составляет 2 часа день, тогда как у детей с собственным телевизором оно постоянно повышается.

Между тем ущерб развитию речи у детей наносит не только молчание перед телеэкраном. В этом отношении телевизор, где преобладает визуальная информация, сам по себе неблагоприятно сказывается на детях. Даже детские передачи часто совершенно далеки от действительности, а быстрые смены кадров не дают ребенку возможности, как следует проследить за ходом действия. Передачи обычно стереотипны и потому никак не дают ребенку развивать собственную фантазию и творческие способности, к тому же именно на коммерческих каналах доминируют боевики и показы сцен насилия. Поэтому и речь детей в играх со сверстниками становится скудной - они ограничиваются восклицаниями наподобие тех, что встречаются в комиксах, бессмысленными обрывками фраз и глупыми подражаниями шумов, сопровождая их движениями из мультиков.

Поэтому телеэкран не только препятствует формированию речи и артикуляции, он мешает спонтанным, творческим играм и естественным движениям, не давая детям стимулов, столь необходимых им для формирования двигательных навыков и органов чувств. Нехватка многообразия варьирующихся раздражений, идущих от окружающего, может привести к дефициту в формировании функций головного мозга, а страдают при этом творческие способности, фантазия и интеллект. Основываясь на многолетнем педагогическом опыте, ученый констатирует, что из-за нехватки первичных стимулирующих раздражений у нынешних детей с все большим трудом формируются функции для восприятия внутренних и внешних состояний - тепла, равновесия, движения, обоняние, осязание и вкус. Этот дефицит только усугубляется недостатком в больших городах пригодных для игр площадок и стимулирующих условий.

Современный человек не мыслит уже свое существование без телевидения. Особенно подвержены воздействию телевидения дети, с их еще не сформировавшейся психикой и организмом в целом. Сергей Образцов пытался внушить взрослым людям простую мысль, которой следовал всю свою долгую творческую жизнь: нельзя детям до семилетнего возраста показывать (даже в сказках) сцены насилия, жестокости, грубого обращения с животными и людьми. Великий мастер знал: детская душа, что губка, впитывает все происходящее вокруг нее и, особенно все, что происходит на сцене, на экране, в книге.

Что же нам показывает современное детское телевидение? Возьмем мультфильмы. Например, известный мультсериал про кота и мышь, где весь юмор сосредоточен в расплющивании кота или мышонка, таскании кота за хвост и различных падениях. В результате дети начинают таскать своих домашних питомцев за хвост, загоняют друг друга под кровать и т.д. Эти истории постоянно рассказываются родителями и работниками детских садов.

А куда пропали добрые и поучительные, без сцен насилия отечественные мультфильмы, такие как мультфильмы 50-70-х годов? Возможно, они были в чем-то наивны, может быть, художники слишком следовали требованиям соцреализма, но эти фильмы воспитывали детей в духе общепринятых моральных принципов: будь терпим к окружающим, будь послушен, будь вежлив, будь аккуратен, цени дружбу, трудись и так далее. Таких мультфильмов осталось очень мало на телеэкране. Посмотрите современные детские телевизионные передачи с куклами. Как часто эти куклы изображают нечто, рожденное больным воображением художника. Какие-то монстры, животные непонятной породы. Задумывались ли их создатели о восприятии мира ребенком? Как уродуют они еще слабое эстетическое чувство ребенка, искажают чувство прекрасного, в конце концов, уводят в мир нереального.

Еще один, не менее, а, может быть, даже более важный аспект проблемы "дети и телевидение". Это влияние телевидения на физическое здоровье ребенка. Как показывают исследования, на еще не окрепший организм ребенка действуют следующие факторы: излучение от экрана телевизора, мелькание яркостных и цветовых пятен на его экране, частая смена изображений. Излучение, хотя оно и не превышает санитарных норм, имеет накопительный эффект и при неумеренных дозах сидения у телевизора оказывает негативное воздействие на иммунную систему, систему кроветворения и т.д. Мелькания яркостных и цветовых пятен оказывают вредное влияние на зрительный аппарат ребенка в целом (не только на глаза), на функционирование сердца и мозга, так как частоты мельканий (или правильнее сказать некоторые составляющие пространственно-временного спектра этих колебаний) могут и совпадают с частотами колебаний сердца, частотами электрических колебаний, сопровождающих деятельность сердца и мозга человека. Особенно опасно, когда наступает резонанс этих колебаний.

Из сказанного следует вывод о необходимости ограничивать время, в течение которого ребенок сидит у телевизора, не разрешать ему смотреть передачи с частыми мельканиями световых и цветовых пятен. Таким приемом часто пользуется реклама.

Как и каждое сильнодействующее средство, в зависимости от дозы, от правильности приема телевидение может быть и злом и добром. Правильно организованное, построенное с учетом влияния на человека, телевидение может стать большим добром и для психического, и для физического здоровья. Так, уже в Древнем Египте лечили цветом. Цветотерапия широко применялась на Востоке, да и сейчас лечение цветом обретает вторую жизнь. Построенное с учетом воздействия цвета на человека цветовая гамма телевизионных передач может благотворно воздействовать на зрителей, в том числе детей. Известно так же, что на человека сильно влияет пространственный спектр наблюдаемого изображения (изображение можно составить из горизонтальных и вертикальных "решеток", построенных из "палочек" разной толщины). Так, например, наблюдение однообразных, построенных из небольшого числа "решеток", изображений зданий современной архитектуры, подавляет психику человека и наоборот, здания с большим количеством декоративных элементов, как правило, создают наблюдателю комфортное состояние души. Так и телевизионные изображения, обладая различными спектрами пространственных частот, могут создавать хорошее настроение, повышать иммунитет организма, в значительной степени независимо даже от содержания сцены.

Само содержание также является мощнейшим средством воздействия на людей, особенно, конечно, детей. Добрые, красочные мультфильмы с узнаваемыми героями, художественные телефильмы, фильмы-сказки, сделанные с душой, с учетом санитарных требований, показанные на экранах телевизоров, становятся мощным положительным средством и весьма благоприятны для здоровья детей.

Негативное влияние СМИ на развитие детей подтверждают многие специалисты. Современное искусство деформирует и меняет психику ребенка, воздействуя в основном на воображение, давая новые установки и модели поведения. Из виртуального мира в детское сознание врываются ложные и опасные ценности: "культура" силы, агрессии, грубого и пошлого поведения, что приводит к гипервозбудимости детей.

В западных мультфильмах (которые заняли практически весь рынок этой продукции) происходит фиксация на агрессии. Многократное повторение сцен садизма, где герой мультфильма причиняет боль друг другу, вызывает у детей выработку соответствующих моделей поведения.

Дети часто пытаются повторять то, что видят на экранах, что является следствием идентификации. Идентифицируя себя с персонажем, поведение, которого никак на экране не наказывается, а наоборот поощряется, дети ему подражают и усваивают его агрессивные модели поведения. Еще в 1970 году А. Бандура еще говорил о том, что одна телевизионная модель может стать предметом подражания для миллионов.

Агрессия в мультфильмах сопровождается красивыми, яркими картинками. Герои красиво одеты, или находятся в красивом помещении или просто рисуется красивая сцена, которая сопровождается убийством, дракой, и другими агрессивными моделями поведения, это делается для того чтобы мультфильм притягивал. Т.к. если на основе уже имеющихся представлений о красоте вливать картинки садизма, то этим самым размываются уже сложившиеся представления.

Совершая убийства, в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая все моральные нормы и законы. В виртуальной действительности отсутствуют человеческие чувства: убивая и совершая акты насилия ребенок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Наоборот, привычные чувства здесь искажены, вместо них ребенок получает удовольствие от удара и оскорбления и собственной вседозволенности.

Таким образом, формируется эстетическое восприятие, новая культура человека. И эти мультфильмы, и фильмы детям уже хочется смотреть, и они уже ими воспринимаются как норма. Дети к ним тянутся, и не понимают, почему взрослые с традиционными представлениями о красоте, о норме не хотят их им показывать.

Часто персонажи западных мультфильмов уродливы и внешне отвратительны. Дело в том, что ребенок идентифицирует себя не только с поведением персонажа. Механизмы имитации у детей рефлекторные и такие тонкие, что позволяют улавливать малейшие эмоциональные изменения, мельчайшие мимические гримасы. Чудища злобные, тупые, безумные. Идентифицируя себя с таким персонажами, дети соотносят свои ощущения с выражением их лиц. И начинают вести соответствующим образом: невозможно перенять злобную мимику и оставаться в душе добрым, перенять оскал и стремиться хорошо учиться.

Атмосфера телерынка наполнена насильниками, убийцами, и другими персонажами, общение с которыми никогда не выбрали бы в реальной жизни. А дети все это видят на экранах телевизора. У детей подсознание еще не защищено здравым смыслом и жизненным опытом, позволяющим отграничить реальное и условное. У ребенка все увиденное - реальность, запечатлевающая на всю жизнь. Экран телевизора c насилием мира взрослых заменил бабушек и мам, чтение, приобщение к подлинной культуре. Отсюда рост эмоциональных и психических расстройств, депрессий, подростковых самоубийств, немотивированной жестокости у детей.

Главная опасность телевизора связана с подавлением воли и сознания, аналогично тем, что достигается наркотиками. С. Томпсон пишет, что продолжительное просмотра материала, утомляя зрение, производит гипнотическое действие, что сопровождается ослаблением воли и внимания. При определенной длительности воздействия световые вспышки, мерцание и определенный ритм начинают взаимодействовать с мозговыми альфа-ритмами, от которых зависит способность концентрации внимания, и дезорганизуют мозговую ритмику и развивается синдром нарушения внимания с гиперактивностью.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты