|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Специфика влияния общения начинающих сотрудников правохранительных органов и стажистовСпецифика влияния общения начинающих сотрудников правохранительных органов и стажистов2 Содержание Введение Глава 1 Общение как специфический вид деятельности 1.1 Общая характеристика общения 1.2 Особенности профессиональной деятельности сотрудников силовых структур 1.3 Влияние профессиональной деятельности на стиль общения сотрудников правоохранительных органов Выводы по 1 главе Глава 2 Исследование особенностей общения сотрудников правоохранительных органов 2.1 Описание групп испытуемых и методов исследования 2.2 Анализ результатов диагностики стилей общения сотрудников правоохранительных органов Заключение Список использованных источников Приложения Введение Актуальность исследования. Изучение специфики общения сотрудников правоохранительных органов является актуальным, прежде всего, с теоретической стороны, позволяющей раскрыть психологические механизмы функционирования стилей общения и его особенностей в зависимости от вида деятельности и стажа работы. Особенности специфики стиля общения в области правоохранительной деятельности обусловлены своеобразием профессиональных задач правоохранительных органов, а также форм и методов их реализации. Специфика стиля общения в системе правоохранительных органов заключается в том, что сотрудник в своей профессиональной деятельности призван способствовать адаптации граждан к соблюдению нравственно-правовых норм, установленных в обществе. Профессиональная роль сотрудника ОВД многосторонне влияет на личность, предъявляя к человеку определенные требования, преобразует его облик, как внешний, так и внутренний. Многолетнее, ежедневное решение типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, определяя стиль мышления и стиль общения, оказывает влияние на установки, мотивы, ценности. Профессии системы ОВД в той же степени накладывают специфический отпечаток на психический образ человека. Важное значение для разработки проблемы специфики стиля общения сотрудников правоохранительных органов имеют исследования данной и смежных проблем в психологии личности, психологии развития, социальной психологии, акмеологии, управленческой психологии. Категория общения разрабатывается в трудах Г.М. Андреевой [10], А.Я. Анцупова [13], А.В. Губина [25], А.Г. Ковалева [31], А.Н. Леонтьева [34], Б.Ф. Ломова [35], А.Р. Ратинова [50], С.Л. Рубинштейна [53], Ю.В. Чуфаровского [71]. В них рассматриваются социологические, психологические, профессиональные аспекты. В рамках психолого-акмеологических исследований изучаются коммуникативная компетентность государственных служащих: (А.Р. Ратинов [50],); особенности профессионального менталитета и профессиональное становление (Чуфаровский [71]). В этих исследованиях в контексте специфики профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов рассматриваются проблемы специфики деятельности, дается типология индивидуальных стилей общения. Анализ выше названных работ показал, что еще мало исследований, главным объектом которых был бы индивидуальный стиль общения сотрудников правоохранительных органов, рассматриваемый в зависимости от их стажа. Этому вопросу посвящена данная работа. Цель курсовой работы - изучение специфики стиля общения начинающих сотрудников правоохранительных органов и стажистов. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи: 1. Провести анализ литературы по проблеме исследования; 2. Раскрыть особенности профессиональной деятельности сотрудников силовых структур; 3. Рассмотреть влияние профессиональной деятельности на стиль общения сотрудников правоохранительных органов; 4. Провести исследование особенностей стиля общения сотрудников правоохранительных органов, имеющих различный стаж работы; 5. Обработать и проанализировать результаты исследования. Объект исследования - сотрудники правоохранительных органов. Предмет исследования - специфика стиля общения сотрудников правоохранительных органов. В основу рабочей гипотезы исследования положено предположение о том, что профессиональная деятельность сотрудников правоохранительных органов оказывает влияние на специфику их стиля общения, вследствие этого, для более опытных сотрудников ОВД характерно повышение коммуникативных способностей, что обусловлено развитием навыка решения конфликтных ситуаций, обусловленных трудовой деятельностью. Методы исследования. Использовались методы теоретического анализа, наблюдение, опрос, анализ документов, тестирование. Методологической основой исследования являются фундаментальные принципы отечественной психологии: принцип единства личности и деятельности (С.Л. Рубинштейн [53]); положения о взаимовлиянии общения и совместной деятельности (А.Н. Леонтьев [34]). Экспериментальная база исследования: ОВД Медведевского района Республики Марий Эл. Научная новизна исследования заключается в следующем: - системно исследована специфика стиля общения сотрудников органов внутренних дел с разным опытом работы. - раскрыты количественные и качественные особенности общения сотрудников органов внутренних дел на разных этапах служебной деятельности. - выявлены сходства и различия в структуре стиля общения сотрудников с разным стажем работы, которым даны содержательные психологические характеристики; - даны индивидуальные рекомендации по оптимизации общения у различных профессиональных групп сотрудников органов внутренних дел. Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы в практической работе психологов силовых структур, при решении практических задач по подбору и расстановке кадров. Структура: дипломная работа состоит из двух глав, введения, заключения, библиографического списка, включающего 80 наименований, приложений. Глава 1 Общение как специфический вид деятельности 1.1 Общая характеристика общения В современной психологии существуют разные мнения о сущности процесса общения. Р. Шмидт рассматривает общение как интериндивидуальный процесс, сводящийся к обмену информацией, к передаче чего-то кому-то (например, знаний, социального опыта) [77, c.46]. В основном, здесь общение понимается как процесс передачи и приема информации. Согласно Т. Шибутани общение сводится к коммуникации, обмену информацией и интеракции, то есть взаимодействию. В свете многих отечественных исследований можно утверждать, что понятие "общение" не раскрывается полностью только через категории "коммуникация" и "интеракция" [75, c.59]. А.Н. Леонтьев характеризует общение, прежде всего, включенностью в практическое взаимодействие людей по поводу трудовой, учебной или игровой деятельности [34, c.76]. Потребность в совместной деятельности приводит к необходимости в общении. Именно в совместной деятельности человек должен взаимодействовать с другими людьми, устанавливать с ними разнообразные контакты, организовывать совместные действия для получения необходимого результата. Здесь общение выступает как органическая часть деятельности. Р.С. Немов определяет общение как специфическую форму взаимодействия человека с другими людьми, содержанием которого является взаимный обмен информацией, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и воздействие индивидов друг на друга в целях установления взаимоотношений, благоприятных для процесса совместной деятельности [39, c.67]. Предметом общения может быть все, что окружает людей, все, что они знают и чего не знают, все, что их волнует или затрагивает, все, о чем нужно говорить, чтобы правильно понять реальную обстановку и конкретно определить свои действия, уточнить свое отношение к фактам, событиям и даже к конкретным людям. Общение может быть направлено на явления природы, мир вещей, явления общественной жизни, социальные связи и отношения, явления психической деятельности в комплексе, а точнее, в их любых сочетаниях друг с другом. Следует отметить, что предметная отнесенность всегда главное в содержании общения. Таким образом, предметная область общения является фундаментом, который объединяет людей, составляет содержание любых актов общения и, по существу, предопределяет вопросы, которые интересуют или могут интересовать партнеров общения. Важность условий общения также не вызывает сомнений. К условиям общения А.В. Губин относит все факторы окружающей среды: время, обстановка, освещенность, пространственное расположение партнеров общения, внешние помехи, которые прямо или косвенно влияют на содержание, направленность, процесс и результаты общения [25, c.59]. В одних случаях эти условия могут стимулировать общение (вспомним, как легко завязывается разговор в купе поезда дальнего следования, среди отдыхающих в доме отдыха или санатория, незнакомых гостей за столом и т. п.), в других случаях -- могут препятствовать этому разговору: беседа в переполненном троллейбусе, автобусе, в шуме, на значительном расстоянии, при сильном морозе, в духоте и т. п. Условия общения можно разделить на три группы [25, c.61]: 1) благоприятные; 2) неблагоприятные и 3) нейтральные. Благоприятные условия общения содержат минимум помех внешнего плана с точки зрения взаимного удобства партнеров. Так, разговор по душам предполагает хотя бы некоторый минимум удобств, в частности, пространственная близость беседующих, отсутствие других людей, резких колебаний температуры, значительных посторонних шумов и т. д. Неблагоприятные условия сами по себе объективно препятствуют нормальному протеканию акта общения. Например, сильный шум, крики, сильный холод, давка и толкотня [39, c.165]. Между этими «полюсами» находятся нейтральные условия общения, которые объективно не стимулируют общение, но и не препятствуют ему. Таких условий больше всего дома, на работе, на улице, на стадионе. Как показывает практика, в ряде случаев, целесообразно заранее создать необходимые условия для общения людей. В этом плане условия бывают подготовленными и неподготовленными. Подготовленные условия заранее создают благоприятную для общения обстановку. Подготовленными для совещаний, деловых и личных бесед являются обычно кабинеты руководителей различных рангов в учреждениях, на предприятиях, в организациях. В условиях обыденного общения люди иногда заранее готовят обстановку (вспомним поведение хозяев, готовящихся к приему гостей) или выбирают эту обстановку в соответствии с определенными технико-санитарными нормами, а также содержанием беседы и личностью партнера по общению (не начинают разговор, пока не уменьшатся помехи, ищут удобное место для беседы) [10, c.84] Планировать и вести процесс беседы можно только с учетом реальной обстановки, выбрав или даже заранее подготовив благоприятные для партнеров условия общения, которые стимулировали бы само общение. Безусловно, общение не существует без средств общения, являющихся материальными носителями мыслей, чувств, воли, специально предназначенных или ситуативно используемых для передачи информации. Без использования этих особых средств общение состояться не может, поскольку «в чистом виде» явления психической деятельности -- мысли, чувства, намерения -- не существуют. Средства общения, организованные в чистый языковый смешанный код, позволяют передавать информацию об окружающей действительности и состояниях, о намерениях участников любой деятельности и преобразовывать эти сообщения из одной формы в другую. Г.М. Андреева подразделяет средства общения на языковые и неязыковые. К языковым относятся: лексические, синтаксические, ритмико-мелодические средства языка, в основном используемые в речи общающихся людей. К неязыковым относятся: жесты, мимика, пантомима, сигнальные действия [10, c.95]. Преимущественно используются те средства общения, в основе которых лежит языковая форма, как социально закрепленная, исторически сложившаяся система звуков, а также отражающая любые явления природной области общения, являющаяся основной в данной среде. В.А. Носков предлагает более детализированную классификацию средств общения [40, c.84]: 1) языковые; 2) жестовые (жесты, мимика, пантомима); 3) посредством действий; 4) предметные; 5) кодовые. Эта классификация позволяет нам рассматривать предметное общение как широко распространенный в современном обществе вид общения, так необходимый в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов. И.В. Пономарева выделяет четыре взаимосвязанных процесса общения [46, c.59]: 1) связь или коммуникацию; 2) познание людьми друг друга; 3) взаимодействие и воздействие индивидов друг на друга; 4) взаимоотношения сторон общения. Связь заключается в передаче различной по своему значению информации: осведомительной, аффективной или регулятивной. Информация может передаваться по различным коммуникационным каналам, в том числе техническим каналам связи. Познание заключается в процессе восприятия и интерпретации человеческого поведения, "чтения" внешности другого человека и оценки его действий. Взаимодействие сводится к координации и согласованию действия людей, кинтеракции, воздействии друг на друга в целях решения задач деятельности, в том числе правоохранительной деятельности. Взаимоотношения появляются в результате интеракции и выполняют функцию взаимного понимания или взаимного недоверия, взаимной согласованной позиции или реального конфликта, отражая выражение эмоций и чувств к другому человеку [25, c.176]. Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения. Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношения внутри группы - это углубленное изучение различных социальных фактов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы. Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так, например, для того, чтобы преподаватель мог обучить чему-либо студентов, он должен вступить с ними в общение. Итак, общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга. Таким образом, в едином процессе общения обычно выделяют три стороны: коммуникативную (передача информации); интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие). Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей. Профессиональная самореализация специалистов, их деловое взаимодействие возможны лишь в тех видах общения, которые предполагают прагматические цели, конструктивность решений, а также психологическую готовность каждого из партнеров к адекватному поведению и самореализации. Специалисты в сфере общения различают пять его видов: познавательное, убеждающее, экспрессивное, суггестивное, ритуальное. Для каждого из них характерны свои цели и ожидаемый результат, условия организации, коммуникативные формы и средства. · Познавательное общение. Целью является расширение информационного фонда партнера, передача необходимой для профессиональной деятельности информации, комментарии инновационных сведений. Условия организации коммуникации включают учет познавательных возможностей конкретных деловых партнеров, их индивидуальных установок на получение новой информации и интеллектуальных возможностей для переработки, понимания и восприятия. Коммуникативными формами являются лекции, семинары, доклады и информационно аналитические сообщения, беседы, консультации, отчеты, также письменные работы (рефераты, контрольные, курсовые и др.), позволяющие оценить степень освоения теории вопроса просмотр видео, телевизионных обучающих передач. Коммуникативные средства и технологии: комментарий, аргументация и доказательство, характеристика причинно- следственных идей, сравнительный анализ, рациональное структурирование информации, интерпретация новой лексики, выделение ключевых положений. Ожидаемый результат: освоение новой информации и применение её в практической деятельности, внедрение инноваций, саморазвитие. · Убеждающее общение. Целью является стремление вызвать у деловых партнеров определенные чувства и сформировать ценностные ориентации и установки, убедить в правомерности тех или иных стратегий взаимодействия, сделать своим единомышленником. Условие организации коммуникации: опора на восприимчивость партнера, его личностную мотивацию и интеллектуально- эмоциональную культуру. Коммуникативные формы убеждающего общения - убеждающая и призывающая к действию речь, пресс-конференция, дискуссия переговоры презентация и др. Коммуникативные средства и технологии: аргументация, демонстрация, сравнительный анализ, факты, цифры, примеры, опора на эмоциональный настрой партнера и включение его кинестетического канала с помощью вербальных и невербальных ключей доступа, учет контраргументов, создание атмосферы доверия. Ожидаемый результат этого вида общения - привлечение партнера на свою сторону, и изменение личностных установок, взглядов, убеждений, переориентация целей. Данный вид общения необходим для людей, которые с кем-то общаются и пытаются что-то им навязать(торговля, какие-то акции перед выборами и др.), т.е. людям, которые хотят чтобы многие прислушивались к их мнению. · Экспрессивное общение. Целью является формирование у партнера психоэмоционального настроя, передача чувства переживания, побуждение к необходимому социальному действию. Условия организации коммуникации: опора на эмоциональную сферу партнера, использование художественно- эстетических средств воздействия на все сенсорные каналы делового партнера. Коммуникативные формы: речи по специальному поводу, презентации, беседы и собрания, различные показы видео-, кинофрагментов, анализ потенциальных проблем и др. Коммуникативные средства: аудио-, видео-, и художественные средства, краткость речевых конструкций, эмоционально окрашенный, образный лексикон, актерское мастерство, аффектация, акцентация, и фасцинирование через улыбку, голос. Взгляд: демонстративный характер поз, яркость жестикулирования, интонирования, мимика, опора на актуальные потребности слушателей, искренность демонстрируемых чувств. Ожидаемый результат: изменение настроя партнера, провоцирование необходимых чувств сострадания, сопереживания, вовлечение в конкретные акции и действия. Данный вид общения является как бы дополнением к предыдущему виду общения. · Суггестивное общение: Целью является оказание внушающего воздействия на делового партнера для изменение мотивации ценностных ориентаций и установок, его поведения, отношения. Условие организации коммуникации включает внушаемость партнера, его недостаточную информированность, недостаточную критичность ума, слабый уровень контрсуггестии, высокий уровень партнера (осуществляющего внушение), создание атмосферы доверительности. Коммуникативные формы: беседа, митинг, речь-напутствие, пресс-конференция, брифинг, дебаты, реклама, собрание, консультации, тренинг. Коммуникативные средства и технологии: разъяснение внушаемых установок, управление эмоциональным напряжением, внушение через приемы идентификация, ссылки на авторитет, предупреждение, угроза, шантаж и др. Ожидаемый результат: изменение поведения партнера, смена установок, ценностных ориентаций. · Ритуальное общение. Целью является поддержание связей с социумом, подкрепленное представлением о себе как о члене общества через следование существующим нормам, правилам, традициям. При этом каждый участвует как некоторая «маска» с заранее заданными свойствами. Например, входя в помещение, Вы здороваетесь. При ведении официального совещания произносятся протокольные фразы, подтверждающие выполнение определенной процедуры. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения). Очень важно, как воспринимается партнер по общению, иными словами, восприятие одним человеком другого. Этот процесс выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Здесь речь идет об особенностях межличностной перцепции, т.е. о восприятии человека человеком [57, c.84]. Речь идет не столько о восприятии, сколько о познании другого человека. Поскольку человек вступает в общении всегда как личность, постольку он всегда и воспринимается другим человеком как личность. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных [53, c.95]. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в общении. В ходе познания другого человека одновременно осуществляются и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения. Таким образом, имеются в виду специфические черты восприятия социальных объектов, к которым относятся: восприятие не только физических характеристик объекта, но и поведенческих его характеристик, формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках. Кроме того, в содержание этого же понятия включается формирование представления о тех отношениях, которые связывают объект и субъект восприятия. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков [70, c.53]. Однако в эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы и установки другого, но и то, как этот другой понимает его потребности, мотивы и установки. Каждый их участников, оценивая другого, стремиться построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности причин его. В обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда в условиях дефицита информации они начинают приписывать друг другу причины поведения либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица, с каким-то другим образцом, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Человеческое взаимодействие очень разнообразно. Поэтому ученые стремятся как-то упорядочить многообразные типы взаимодействия, создать целостную картину, моделирующую богатство общения. Наиболее распространенным оказалось дихотомическое деление: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и оппозиция. Выделение полярных типов взаимодействия хотя и предполагает наличие промежуточных типов, но дает несколько упрощенную картину человеческого общения. Для решения задач экспериментальных исследований, психологи конкретизируют более общие типы взаимодействия, выделяя в них простые виды взаимодействий, которые затем могут быть использованы в качестве единиц наблюдения. Итак, общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. В совместной деятельности человек взаимодействует с другими людьми, устанавливает с ними разнообразные контакты, организовывает совместные действия для получения необходимого результата. Профессиональная самореализация специалистов, их деловое взаимодействие возможны лишь в тех видах общения, которые предполагают прагматические цели, конструктивность решений, а также психологическую готовность каждого из партнеров к адекватному поведению и самореализации. 1.2 Особенности профессиональной деятельности сотрудников силовых структур Решение правоохранительных задач невозможно без организованного и эффективного общения работников органов правопорядка с гражданами руководителей и подчиненных, представителей различных подразделений ОВД. Профессиональное общение работников органов правопорядка - это разновидность специально организованного взаимодействия людей (руководителей и подчиненных, работников, равных по должностному положению, сотрудников и граждан, сотрудников и правонарушителей), содержанием которого являются познание, обмен информацией и влияние участников коммуникаций друг на друга с целью решения правоохранительных задач. Профессиональное общение работников имеет ряд важных характеристик [72, c.98]. Ориентация общения. Профессиональное общение может быть социально либо личностно ориентированным. Общение, имеющее целью воздействие на конкретного человека, является личностно ориентированным. Общение с большой аудиторией через средства массовой информации или посредством выступления перед публикой с сообщением, докладом является социально ориентированным, так как рассчитано на множество людей. Степень опосредованности общения. Это количественная характеристика профессионального общения, позволяющая оценить "дистанцию" общающихся лиц. Контакт человека с человеком "лицом к лицу" является непосредственным общением, межличностным по своей направленности. Однако в деятельности органов правопорядка существует и ярко выражено опосредованное общение посредством различных нормативно-правовых документов (приказов, распоряжений, отдельных поручений и т.п.) и осведомительных документов (оперативных ориентировок, сообщений, запросов и т.п.). Опосредованное общение может осуществляться через средства массовой информации, например, в случае обращения к населению с просьбой о помощи в розыске опасного преступника и др. В связи с опосредованным общением иногда говорят о симметричном или асимметричном общении. В первом случае естественными являются взаимные влияния, а во втором -воздействие носит односторонний характер (например, приказ начальника или процессуальное решение следователя). Нормативная регламентация общения. В профессиональном общении работников органов правопорядка всегда присутствует элемент определенных правил и норм поведения, выраженных в различных правовых документах. Так, в законе Российской Федерации «О милиции» говорится: «Милиции запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом. Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности» [6]. В ряде правовых норм, адресованных работникам органов правопорядка, прямо указывается, каким образом необходимо организовать профессиональное общение. Так, в ст.135 УК РФ [5] указывается на необходимость присутствия понятых при производстве осмотра, обыска, выемки, освидетельствования и иных следственных действий, в ст.127 УК РФ [5] регламентируется порядок общения следователя с представителями органа дознания в процессе дачи поручения или указания о производстве розыскных и следственных действий и т.д. Кроме того, профессиональное общение, в значительной мере, связано с нормами юридической деонтологии [9]. Психологическая динамика общения. Психологическое содержание профессионального общения от контакта к контакту приобретает новые черты. Люди больше узнают друг друга, между ними могут возникнуть отношения доверия, взаимного уважения либо углубиться антипатия, отталкивание, неприязнь, приводящие к межличностным конфликтам. Динамика общения связана с оценками и переживаниями людей по поводу результативности контактов и содержания возникающих взаимоотношений. Общение влияет на изменения психических состояний и психических свойств людей как в положительном, так и отрицательном направлении. Семиотическая специализация общения. Это характеристика общения раскрывается через понимание того, какими средствами пользуются работники в процессе деловых контактов. Знаковое общение здесь может быть в форме: а) речевого общения (как устного, так и письменного); б) вторичных знаковых систем с опорой на язык (язык профессиональных и юридических сокращений, условных названий, псевдонимов, шифров, кодов, топографических знаков и т.п.); в) языка телодвижений, жестов, поз (так называемое личностно-смысловое невербальное поведение) [25, c.94]. В современных условиях деятельности органов правопорядка жизненно необходимо повышение профессионально-психологической подготовки сотрудников, в том числе в области организации профессиональных контактов. Эффективность общения напрямую зависит от знания его психологических особенностей, этапов и наличия участников взаимодействия конкретных психологических умений. Современные психотехнологии (нейролингвистическое программирование, психосинтез, психокинетика, психоконфликтология и др.) представляют возможность психологически грамотно подходить к конструированию конкретных актов профессионального общения, планируя в процессе их реализации достижение конкретных служебных задач. Анализ структуры профессионального общения работников органов правопорядка и его динамики позволяет выделить четыре основных этапа: 1) психическое "чтение" особенностей поведения, внешнего облика, использование имеющейся информации о конкретном человеке и составление первичного психологического портрета взаимодействующего лица; 2) поиск психологических предпосылок эффективности общения и создание благоприятных условий для межличностного контакта; 3) интеракция и воздействие в процессе профессионального общения на других лиц со стороны сотрудника ОВД с целью решения оперативно-служебных задач; 4) оценка результатов конкретного акта общения и планирование содержания и процесса дальнейших контактов с определенными лицами (правонарушителями, гражданами, сотрудниками правоохранительных органов, руководителями, подчиненными) [23, c.137]. Первый этап профессионального общения ориентирован на познание и составление первичного психологического портрета взаимодействующего с работником органов правопорядка человека. Следует отметить, что психологическая информация о другом человеке зависит от конкретной ситуации общения и отражения его личностных свойств, степени знакомства с ним, наличия определенных сведений о нем в характеристиках, учетах, уголовных и оперативно-поисковых делах, рассказах о нем других сотрудников и т.п. При непосредственном наблюдении за человеком предметом психического "чтения" являются его вербальные и невербальные акты поведения: · речь, ее содержание, направленность, логичность, продолжительность, экспрессивность, особенности лексики, грамматики, фонетики; · выразительные движения, мимика и пантомимика, жесты, экспрессия лица, глаз, тела; · движения, перемещения и позы человека, дистанция между людьми, сближение, соприкосновение; · физическое воздействие на другого человека (касание, похлопывание, поглаживание, поддержка, совместные действия, отталкивание, толчки, удары и т.п.). Важное значение для составления психологического портрета имеет анализ внешнего облика человека: особенностей его одежды и манеры одеваться, аккуратность в ношении одежды, следование или игнорирование моды, подражание в ношении одежды другим людям (часто выдающимся артистам, спортсменам, политиками) [30, c.192]. Например, для определения степени причастности человека к криминальному миру и составления его соответствующего портрета необходимо подвергнуть анализ особенности речи (присутствие или отсутствие жаргона, направленность и содержание речевой деятельности), внешний вид (особенности одежды, прически, наличие татуировок), динамику общения и окружения человека (содержание коммуникаций, их цель, специфика обращения людей друг к другу, наличие кличек, эмоционального тона обращения), динамику личного поведения человека и степень его участия в криминальных действиях. При общении с людьми, находящимися в "опасных" состояниях (алкогольное или наркотическое опьянение, отклонение от психической нормы поведения) чрезвычайно важно контролировать внешние параметры поведения, так как по ним можно определить мотивацию (порой неосознаваемую) их дальнейших действий. Эффективность профессионального общения определяется также степенью соответствия реальных психологических портретов взаимодействующих лиц эталонным образам-представлениям о требованиях, предъявляемых к их личности и деятельности на конкретной должности. При составлении первичного психологического портрета взаимодействующего с работником органов правопорядка лица целесообразно ориентироваться на анализ следующих параметров личности: · направленность (потребности, мотивы, жизненные концепции и планы, ценностные ориентации, установки, склонности, желания, вкусы); · операциональные особенности поведения (знания, умения, навыки, привычки, жизненный и профессиональный опыт, стереотипы поведения); · психохарактерологические качества, выражающие отношения к различным сторонам действительности; · психологические свойства и процессы (особенности процессов и свойств интеллектуальной, познавательной и эмоционально-волевой сферы личности); · социально-психологические особенности поведения (социальный и межличностный статус, роли, стиль жизни и работы, культура коммуникативного поведения и стиль общения, социально-психологические качества личности); · биопсихические свойства (темперамент, половые и возрастные особенности, состояние здоровья, патопсихологические свойства) [35, c.173]. Основными способами построения психологического портрета в процессе профессионального общения могут выступать: эмпатия, рефлексия, стереотипизация, индивидуализация. Эмпатия как способ психологического анализа позволяет проникнуть и вчувствоваться в эмоциональные состояния лиц, взаимодействующих в той или иной жизненной ситуации. Рефлексия основывается на познании и оценке работником органов правопорядка своей позиции и размышлениях о позиции другого человека, ходе его мыслей, его ближайших и перспективных планов поведения. Стереотипизация строится на основе переноса выявленных в практике сотрудника типичных способов поведения, типичных свойств той или иной личности на конкретную ситуацию общения. Индивидуализация - способ анализа поведения и черт личности человека, в основе которого находится выявление особых психологических примет, индивидуальных особенностей деятельности, его умений и навыков. Второй этап профессионального общения характеризуется действиями работника органов правопорядка, направленными на создание соответствующих условий и психологических предпосылок эффективных коммуникаций. Важнейшей предпосылкой эффективного общения является выявление основной репрезентативной системы взаимодействующего с работником органов правопорядка человека и опора на нее в процессе непосредственного контакта. Д. Гриндер и Р. Бэдлер - создатели теории нейролингвистического программирования - отмечают, что имеется три основных входных канала, через которые люди получают информацию об окружающем, мировоззрение, слух и кинестетическое чувство (представляющее собой комплекс ощущений, основанных на осязании, обонянии, положении тела в пространстве) [24, c.89]. Каждый человек имеет наиболее часто применяемую им репрезентативную систему из числа трех указанных систем, которая может отличаться от репрезентативной системы другого человека. Недостаточный учет основной репрезентативной системы человека в процессе общения может привести к взаимному непониманию, трудностям во взаимодействии. Дл того, чтобы определить основную репрезентативную систему человека имеется несколько способов, чтобы узнать, какая из репрезентативных систем (визуальная, аудиальная, кинестетическая) является ведущей у конкретного человека. Прежде всего, следует обратить внимание на слова, которыми человек описывает свой жизненный опыт и чаще всего употребляет в процессе общения. Эти слова называются предикатами. Предикаты проявляются в виде глаголов, прилагательных и наречий, используемых человеком в конкретных предложениях. Рассмотрим предикаты, наиболее часто применяемые в соответствующей репрезентативной системе. Репрезентативные системы (модальности). 1) Визуальная: - Предикаты: представьте, ярко, видимо, прозрачно, перспектива, ясно, видеть, глядеть, следить, ослепительно и т.п. - Предложения: Моя работа выглядит безразлично. Жизнь так тускла. Это проливает больше света на это. Этот образ останется в моей памяти. Я счастлив, что мы с Вами смотрим на это одними на это одними глазами. Давайте посмотрим на это. Это слишком неопределенно, чтобы рассмотреть. 2) Аудиальная: - Предикаты: послушайте, громко, созвучно, логично, тихо, вскрикнуть, сказать, услышать, резко. - Предложения: Это правильное решение прозвучало во мне. Это просто шепот. Это слишком большие разногласия в наших отношениях. Я старался говорить себе: "Ты не можешь делать ничего правильно". Это слишком далеко от ритма. 3) Кинестетическая: - Предикаты: чувствую, удобно, легко, трудно, напрягаться, коснуться, сырой, ощущать, тошно. - Предложения: Это вызывает неоднозначные чувства. Он горячий. Она - холодная рыба. Эта вещь давит на мою память. Да, я чувствую нечто выше этого. Наблюдение за человеком и обращение внимания на предикаты, применяемые им в процессе коммуникаций позволяет определить его основную репрезентативную систему. Как следствие этого появляется задача построения диалога с учетом языка взаимодействующего человека, то есть его основной репрезентативной системы [65, c.149]. Другим способом диагностики репрезентативных систем является анализ движений глаз, сигнализирующих о доступе к различным каналам информации ("глазные сигналы доступа" или ГСД). В исследованиях было выявлено, что люди систематически перемещают глаза в строго определенных направлениях, от того какие процессы мышления у них доминируют. На основе анализа таких перемещений глаз можно определить репрезентативную систему человека. Можно выделить зоны репрезентативной системы визуальной модальности (перемещения глаз вверх прямо, вверх влево, вверх вправо, прямо перед собой), аудиальной модальности (перемещения глаз направо, налево, вниз направо), кинестетической модальности (перемещения глаз вниз прямо, вниз налево). Для определения глазных сигналов доступа перед партнером по общению можно поставить ряд вопросов. (Можете вспомнить Вашу наиболее удачную прогулку в лес за последние три года? Можете представить шум набегающих волн при звездном небе? Какое у Вас самое светлое детское воспоминание? Какого цвета обои в Вашей квартире? Какого цвета глаза у Вашей матери? Какая музыка Вам нравится больше? Как Вы чувствуете себя по утрам? Вспомните, как Вы из теплой комнаты вышли на мороз?) [66, c.136]. Кроме указанных способов существуют дополнительные приемы определения основной репрезентативной системы человека по жестам рук (визуальная модальность - на уровне лица, аудиальная - выше пояса, кинестетическая - ниже пояса), по темпу речи (визуальная модальность - ускоренный, аудиальная - ровный, размеренный, кинестетическая - замедленный), по интонации голоса (визуальная модальность - повышенная, аудиальная - монотонная, кинестетическая - пониженная). Для того, чтобы партнер по профессиональному общению понимал сотрудника органов правопорядка последнему необходимо выбирать предикаты, согласующиеся с предикатами взаимодействующего лица. Стремясь получить нужную информацию, целесообразно строить свои вопросы, ориентируясь на основную систему партнера по общению. Отсутствие такого подхода может привести к непониманию инеэффективности общения. Эффективность такого общения часто равна нулю, так как коммуникация строится в системах различных предикатов. Задача сотрудника органов правопорядка состоитздесь в следующем: а) определить в соответствии с указанными способами модальность партнера по общению; б) обратиться к партнеру с предикатами, отражающими его основную репрезентативную систему. Второй этап профессионального общения имеет также целью планирования содержания и условий предстоящего контакта. Такой план должен включать в себяследующие параметры: - цель общения; - предполагаемые результаты; - место непосредственного контакта; - приемы и способы воздействия на партнера; - приемы снятия напряженности в отношениях и разрешения возникающих противоречий; - необходимость присутствия в процессе общения третьих лиц; - нормативные требования к организации общения; - способы фиксации, полученной информации (протоколы, стенограммы, приказы и т.п.); - время общения и продолжительность контакта и др. Иногда целесообразно продумать целую систему действий как подготовительного, так и непосредственно-коммуникативного характера, чтобы решить важные вопросы организации работы персонала органов правопорядка. Например, предлагаемый в литературе метод организации работы подчиненного на должности строится на основе специального организованного общения руководителя с подчиненным в присутствии консультанта [38, c.94]. Метод ориентирован на реализацию четырех этапов действий: 1) диагностику руководителем уровня организации роботы подчиненного и особенностей его профессионально-должностной позиции; 2) обсуждения с консультантом состояния работы подчиненного, выработку плана непосредственного общения с подчиненным и егоосновного содержания; 3) целенаправленного общения с руководителя и консультанта с работником, деловой беседы с ним; 4) подведение итогов непосредственного общения и составление руководителем совместно с консультантом прогноза о дальнейшей деятельности подчиненного, о возможности зачисления его в резерв на выдвижение или перевода на другую должность, а также обсуждения мероприятий по оказанию ему помощи [43, c.136]. Третий этап профессионального общения представляет собой непосредственный контакт работника органов правопорядка с другими лицами (работниками правоохранительных органов, подозреваемыми, свидетелями и т.д.), имеющий целью получение определенной информации и воздействие на партнера. Можно выделить две разновидности профессионального общения: внутриорганизационное общение (общение с коллегами и руководителями органов правопорядка) и вне организационное профессиональное общение (общение с гражданами, правонарушителями, представителями органов власти и т.д.). Безусловно, существует специфика в этих видах общения, но есть и общие психологические закономерности. Очень важно, что этот этап общения значим для решения вопросов согласованности, устранения противоречий, непонимания, разногласий и достижения в итоге единства подходов к решению той или иной проблемы. Приемы воздействия в процессе общения работников правоохранительных органов специфичны, так как имеют целью согласование и достижение организационного эффекта в совместной деятельности [13, c.79]. Общение работников органов правопорядка может осложняться теми или иными трудностями, различными факторами деятельности. К числу основных трудностей внутриорганизационного общения следует отнести: - перегруженность поручениями (в том числе и несвойственными выполняемым по должности обязанностям); - отсутствие четкой регламентации взаимодействия и неопределенность должностных обязанностей работников; - различные интересы у взаимодействующих должностных лиц; - недостаточная профессиональная подготовленность к совместной работе; - функциональная обособленность отдельных работников и подразделений. Указанные трудности нередко ведут к противоречиям, разногласиям и конфликтам между взаимодействующими работниками органов правопорядка. Тактика решения конфликтов в общении работников органов правопорядка изучалась с помощью опросника К. Томаса [44, c.135]. В соответствии с этой методической процедурой предлагается пять типичных способов реагирования людей на конфликтные ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, избежание, приспособление. Опрашивались три категории работников правопорядка: следователи, оперуполномоченные уголовного розыска, дежурные пультов централизованного наблюдения вневедомственной охраны. Выяснилось, что наиболее часто работниками применяются такие способы решения конфликтных ситуаций, как сотрудничество, компромисс, избегание. Вопросы сотрудничества и компромиссов более привлекательны при решении конфликтов работниками органов правопорядка [70, c.63]. Специфика вне организационного общения сотрудников правопорядка (контакты с подозреваемыми, обвиняемыми, свидетелями, очевидцами, потерпевшими, заявителямии) проявляется в том, что оно происходит в рамках подробного нормативно-правового урегулирования и характеризуется дополнительными трудностями, связанными с преодолением внутреннего сопротивления со стороны ряда лиц, нежелания сотрудничать, неискренности и лжи [50, c.69]. Все эти указанные обстоятельства приводят к затрудненным условиям общения и значительной психологической нагрузке работников правопорядка. Практический интерес в связи со сказанным представляют способы и приемы повышения эффективности общения в затрудненных условиях. Разработанная в рамках юридической психологии методика контакта между людьми в условиях затрудненного общения, например, в процессе допроса подозреваемого, Л. Б. Филонов предлагает поэтапное, постадийное достижение согласия между партнерами на основе применения совокупности приемов [64, c.78].В содержании этой методики включаются шесть стадий (предполагается, что в начале общения партнеры незнакомы друг с другом): 1. накопление согласий между общающимися лицами; 2. поиск общих или совпадающих интересов; 3. принятие принципов и качеств, предлагаемых для общения; 4. поиск и выявление скрываемых свойств и сторон личности (выявление качеств, затрудняющих общение); 5. адаптация партнеров и реализация индивидуальных воздействий; 6. достижения контактных отношений и построение полей согласованных действий. Для работников органов правопорядка представляет интерес то обстоятельство, что каждая стадия контактного взаимодействия имеет свой инструментарий, то есть набор конкретных приемов воздействия на другую сторону общения. Например, первая стадия включает в себя приемы «чтения состояния» и «соотнесенных вопросов», вторая стадия - приемы «нарастания», «детализации», «проблемы», «переключения», «перерывов» [55, c.139]. Представляют значительный научно-практический интерес способы и приемы выявления лжи и неискренности в поведении и речи людей, контактирующих с работником органов правопорядка. Его умения по мельчайшим штрихам речевых высказываний, оговорок, несоответствий в повествовании, а также не основе невербальных действий (жестов, взглядов, поз) собеседника определить степень искренности является залогом успешного решения служебных задач в процессе общения. Четвертым этапом в динамике профессионального общения является осознание работниками органов правопорядка результатов и последствий контактов, так как взаимодействие невозможно без оценки удачи или неудачи, успеха или неуспеха, без выявления факторов, которые способствуют общению или осложняют его. В психологической литературе большое внимание уделяется тому, как человек оценивает характер общения и взаимоотношений с другими лицами, даются определенные рекомендации по совершенствованию точности оценок контактов с другими людьми. Таким образом, профессиональное общение работников органов правопорядка является разновидностью специально организованного взаимодействия людей, содержанием которого являются познание, обмен информацией и влияние участников коммуникаций друг на друга с целью решения правоохранительных задач. В современных условиях деятельности органов правопорядка жизненно необходимо повышение профессионально-психологической подготовки сотрудников, в том числе в области организации профессиональных контактов. 1.3 Влияние профессиональной деятельности на стиль общения сотрудников правоохранительных органов Решение правоохранительных задач невозможно без организованного и эффективного общения работников органов правопорядка с гражданами руководителей и подчиненных, представителей различных подразделений ОВД. Профессиональное общение работников органов правопорядка - это разновидность специально организованного взаимодействия людей (руководителей и подчиненных, работников, равных по должностному положению, сотрудников и граждан, сотрудников и правонарушителей), содержанием которого являются познание, обмен информацией и влияние участников коммуникаций друг на друга с целью решения правоохранительных задач. Профессиональное общение работников имеет ряд важных характеристик. Ю.В. Чуфаровский считает, что профессия как определенный, относительно устойчивый вид общественно-трудовой деятельности представляет собой сложное социально-психологическое и нравственно-правовое явление. В ней находят свое отражение цели и задачи профессионального труда, его содержание, организация, условия осуществления и результаты [73, c.28]. Для успешного осуществления общения и ведения переговоров сотруднику мало обладать юридическими и экономическими познаниями, нужна целенаправленная специальная и психологическая подготовка. Осознание личных затруднений и определение их причин позволяет оперативному сотруднику развить те психологические качества, которые необходимы для успешного общения в оперативно-розыскной деятельности. Настоящий профессионал службы по поддержанию правопорядка формируется только на основе нравственного совершенствования при сохранении преданности своему делу, чувства моральной удовлетворенности от своей работы, при обязательном наличии морального «стержня» повседневного поведения. Сотрудники правоохранительных органов в своей профессиональной деятельности призваны способствовать адаптации граждан к соблюдению нравственно-правовых норм, установленных в обществе. Отсюда возникает важность и необходимость обращения к знаниям в области морали, которые помогут в профессиональной деятельности более точно ориентироваться в морально-психологической обстановке, верно квалифицировать как свое поведение, так и действия других людей, проникать в систему их мотивации, подвергать критическому пересмотру устаревшие взгляды. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |