|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Способности человека в понимании АбаяСпособности человека в понимании АбаяПлан Введение. 1. Основные психологические проблемы в творчестве Абая: взаимосвязь души и тела, роль воспитания и образования в психологическом становлении личности особенности психологического развития ребенка: Проблемы нравственного воспитания и становление личности. 2. Природа познавательных способностей человека в понимании Абая. Практическое задание: Проанализируйте одно из произведений Абая, проиллюстрируйте психологический подход к решению проблем. Заключение. Использованная литература. Введение Всегда, когда возникает общественная потребность осмыслить время, в особенности время переломное, оно выдвигает людей, для которых это становится внутренней потребностью. К числу таких людей можно отнести выдающегося казахского поэта и демократа, просветителя 19 века Абая Кунанбаева, мировоззрение которого формировалось в период распада патриархально- феодальных отношений и зарождения отношений капиталистических, когда на жизнь казахской степи стало усиливаться. Чем дальше в глубь истории уходила эпоха Абая, тем острее осознавалась необходимость изучения его многогранного наследия. Первыми за эту работу взялись литературоведы, значительно позднее педагоги. В Казахстане написано немало исследований об Абае Кунанбаеве как великом поэте, мыслителе, просветителе, демократе дореволюционного периода это работы М. Ауэзова, К. Бейсембиева, Е. Бекмаханова, О. Сегиз- Баева, Б. Габдуллина, С. Зимнова, А. Маргулана, С.Муканова, М. Сиьченко, Н. Смирновой и др.. Менее изучено его просветительско-педагогическое наследие. Поэтическое творчество Абая неотделимо от его педагогических взглядов. О необходимости исследования произведений Абая с точки зрения их воспитательного значения впервые заговорил М. Ауэзов. «Возьмем назидания Абая о человечности, - писал он. - Среди них есть немало таких, которые с большим успехом послужат и для нашей действительности». Отбирая исторически-прогрессивное из наследия Абая и ставя его на службу нравственному и эстетическому воспитанию учащихся, М. Ауэзов прежде всего обращается к патриотическим и интернациональным мотивам творчества поэта. Поэт восстал против отсталости и рутины в общественной жизни, всей душой радостно приветствовал то новое, чему сам был свидетелем. Он призывал молодежь к учению, к овладению русской наукой, различными новыми ремеслами, советовал трудиться честно, на благо общества. Особое значение в воспитании молодежи Абай придавал семейному воспитанию. Первые и самые главные воспитатели, учителя, по мысли Абая, -это родители. Абай свято верил, что время, полное невежества и темноты, уйдет, и его сменит светлый мир, который будет построен молодыми. В раскрытии педагогических взглядов Абая следует отметить работы таких казахстанских ученых, как Т. Тажибаев, К. Жарикбаев, Х. Суюншалиев А. Казыбаев, Э. Нильдибаев, А. Сембаев, С. Срымбетов и др.. Их исследования касались отдельных аспектов его педагогического наследия. В данной работе оно раскрывается в комплексе. Педагогические взгляды Абая формировались в условиях феодально-родового строя, отдаленного от нас целой исторической эпохой. Однако они либо очень близки, либо совпадают с нашими взглядами по очень важным аспектам педагогической теории и практики «его отношение к телесным наказаниям, ряд принципов обучения и воспитания: взаимосвязь между трудовым, нравственным, умственным, эстетическим воспитанием; признание ведущей роли воспитания в формировании личности; труд как одно из главных средств воспитания и т.д.». Это стало возможным благодаря выдающимся способностям Абая и тому, что великий просветитель был хорошо знаком с историей материальной и духовной культуры народов Востока, революционно-демократическими и педагогическими взглядами Н.Г. Чернышевского, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, К.Д Ушинского, выдающихся педагогов и просветителей Западной Европы. Постижение педагогических взглядов Абая невозможно без изучения национальных истоков его творчества, без понимания того, что Абай впитал в себя все прогрессивное, что было в жизни самого казахского народа, в его народной педагогике, народной мудрости. Именно этим объясняется то обстоятельство, что в философских и педагогических воззрениях Абая национальное и интернациональное не противоставляются, а выступают в единстве как взаимосвязанные и взаимодополняющие идеи. То же самое можно сказать об освещении им вопросов взаимоотношения между культурами казахского и других народов. Известно, что Абай не был человеком, полностью свободным от религиозных взглядов. Но когда вставал вопрос-наука или религия? - он без колебания занимал сторону науки. Видимо, это обстоятельство в решающей мере повлияло на его оценку религиозного воспитания, которое он решительно отвергал как реакцинное. Он ратовал за светское образование и воспитание, раскрепощающее и развивающее ум, формирующее в ребенке человеческое достоинство. Основанные на изучении трудов прогрессивных педагогов и национального опыта народной педагогики педагогические взгляды мыслителя соответствовали уровню развития современной ему науки, а во многих случаях и опережали её. К сказанному следует добавить, что Абай первым среди казахских просветителей, ученых и педагогов понимал и требовал учета возрастных и психологических особенностей детей в процессе их воспитания. Абай считал, что основными признаками педагогического мастерства воспитателя, наставника являются целеустремленность, высокий уровень общей педагогической культуры, ум, доброе сердце, педагогический талант, готовность к постоянному поиску, доброжелательность. Воспитатель, по его мнению, должен использовать в своей деятельности все факторы влияния на воспитуемого: семью, среду, общение. Последнему он придавал особо важное значение. Не будучи педагогом- ученым и педагогом практиком в прямом и профессиональном смысле слова., Абай на основе обобщения своих наблюдений, опираясь на прогрессивные тенденции в развитии современной и предшествовавшей ему педагогической мысли сумел сформироваться как педагог-наставник, имеющий свои взгляды на теорию и практику воспитания молодого поколения. Абай - наставник и учитель, приобщая свой народ к великому наследию культуры русского народа, а через нее - к культуре других народов, возглавлял самое прогрессивное движение общественной мысли своего времени. Он воплощал в себе все лучшие качества просветителя, способного вести за собой людей через все преграды, мешавшие на пути к светлому будущему. И с полным правом Абай мог написать такие строки о себе в одном из своих последних стихотворений: Можем ли мы человека умершим назвать, Если оставил в наследство он мудрость бессмертную слов? Основные психологические проблемы в творчестве Абая: взаимосвязь души и тела, роль воспитания и образования в психологическом становлении личности особенности психологического развития ребенка: Проблемы нравственного воспитания и становление личности Из богатого наследия Абая, поэта и просветителя, для нас самыми ценными являются его прогрессивные идеи, устремленные в будущее и исполненные решимости неустанно призывать народ к свету, знаниям. Эти идеи вылились в своеобразную программу умственного воспитания молодого поколения. Абай упорно стремился утвердить идеал нового человека -- деятеля разума и просвещения, поборника труда и науки, заступника слабых и угнетенных. Поэтому поэт утверждал: «Лишь знаньем жив человек, Лишь знаньем движется век! Лишь знанье -- светоч сердец!» Подчеркивая трудность овладения знаниями, Абай говорил, что дело это еще не превратилось среди казахского народа в традицию, отсутствует стремление людей к знаниям, и виноваты в этом экономические, социальные условия. Поэт не скрывает суровую правду о том, что отсутствие знаний, невежество делают человека неполноценным. Духовное совершенствование личности во многом зависит от приобретения знаний, просвещения. «Знание человека, -- писал Абай, -- это мерило человечности». Поэт-просветитель призывает молодежь учиться не ради сиюминутных интересов, а ради служения светлому будущему своего народа, ради исполнения своего долга перед своей совестью. Всем своим существом Абай протестует против религиозно-схоластического образования. По его мнению, такие «знания» требуют лишь бессознательного заучивания лишенных смысла текстов Корана и религиозных премудростей. Он с глубоким сожалением вспоминает годы, проведенные в медресе. Видя невежественность мулл, их темноту, с одной стороны, и жадность к наживе, с другой, Абай откровенно бросал им в лицо обвинение и говорил: «Это лживые и коварные люди, хорошо сознающие всю шаткость своего положения и никогда не расстающиеся с четками и чалмой». Исследователь творчества Абая А. Жиреншин пишет: «Мудрость Абая состоит в том, что он откровенно признавал, что религиозное учение ислама не может дать пищу для овладения знаниями, росту самосознания человека, развитию его умственных способностей, оно -- преграда на пути прогресса». «И мулла в чалме огромной Вкривь толкует нам закон. Жаден, слеп душою темной, -- С беркутом не схож ли он?» Беспочвенному религиозному обучению Абай противопоставил светскую науку, приобщающую человека к научным достижениям человечества, открывающую глаза темному люду, просветляющему его душу, науку, которую сам поэт называл «ключом к миру». Абай говорил, что религия и наука -- это небо и земля. Между людьми, овладевающими в какой-то степени новыми, прогрессивными знаниями, и людьми религиозного воспитания и образования поэт усматривал существенные различия. Разум и доброта, упорство, скромность и труд -- вот пять добродетелей, которые он призывает избирать. Они никогда не подведут, не предадут. Он пишет: Пускай ученым не стал, Пусть выпал жребий иной, Но в жажде знанья залог Твоей дороги прямой. Не говори: «Не смогу». Стремись к познанью душой. Только обладая необходимой суммой знаний, человек может познавать мир, отличать добро от зла, полезное от вредного, и лишь тогда от него можно ждать пользы, которая так необходима для прогресса казахского общества. Сам Абай был ярким примером человека, стремящегося к овладению высотами науки. Он прошел большой и нелегкий путь самообразования, в течение всей жизни изучал русскую и западную науку и культуру. Он воспитал в себе неукротимый дух познания, самостоятельность в своем стремлении к идеалам просвещенных культурных народов. Верный сын своего народа и истинный поэт-просветитель Абай обращался к молодым людям со страстным призывом: Поверь, о юноша, мне: Бесценны знанье и ум. Что чуждо их глубине Забудь, как суетный шум... Достигни цели вполне, Чтобы найденное сберечь. Таким образом, Абай ставит знания превыше всех благ -- богатства, славы, почета. Но поэт не только учит молодежь уму-разуму, не только призывает к овладению науками, но и указывает определенные пути и способы их достижения. Во-первых, пишет, поэт-мыслитель, в любом виде обучения наставник должен увлечь, заинтересовать обучающихся. Он считал, что обучение должно быть по меньшей мере увлекательным, а то и наслаждением, радостью, а не принудительной обязанностью. Наслаждение и радость от обучения -- самый эффективный путь прочности знаний у детей. По мнению Абая, очень важна и обратная связь. Многое зависит и от умения воспринимать: «Надо принимать умные слова сердцем, - пишет Абай, -- всей душой так, словно бы утоляешь ими жажду». Во-вторых, чтобы не забыть усвоенного или прочитанного, следует повторять постоянно. Далее поэт предостерегает от перегрузки памяти учащихся: «Надо держаться подальше от вещей, которые изнашивают человеческий ум и заставляют его терять ценные свойства». Для осмысления и запоминания знаний не последнее место Абай отводит разнообразию методики обучения. В-третьих, для Абая важным этапом на пути к овладению знаниями является первоначальное обучение. Это та незаметная тропинка, которая ведет к столбовой дороге пауки. Самые азы образования должны начинаться не только с овладения грамотой, а прежде всего с воспитания лучших человеческих качеств. Основными из них поэт считает: стремление, увлеченность, интерес. «Стремление к истине, -- пишет он, -- и постижение ее рождаются высоким сознанием; сознание же человека определяется его человечностью, умом и интересом к науке. Появлению этих качеств, прежде всего, способствует непорочность чувств и крепость тела, которые даются человеку от рождения, а развитие их зависит только от честных друзей, от мудрых наставников». Надо особо отметить, что Абай считал светское школьное обучение единственным путем к овладению науками. Каковы пути познания, как, каким образом человек лучше познает мир? На этот вопрос Абай отвечает: «Человек овладевает науками и знаниями тогда, когда всем своим существом стремится к истине и правде, пытается понять самую суть явлений». Человек, идущий в науку" ради богатства, славы и почета, никогда не поймет ее сущности. Больше того, когда человек преследует корыстные цели, он теряет человеческий облик. И наоборот, человек становится сильнее, когда и богатство, и слава, и признание приходят к нему сами, как результат труда. Молодость -- самая благотворная пора познания, считает Абай. Не упустить это драгоценное время редко кому удается. Красота и сила, непосредственность и порыв молодости даются человеку не для того, чтобы ими щеголять и тратить на мелочи жизни, учит Абай. Красота и ум -- синонимы, и потому красивым делает человека труд, а молодость быстротечна. «Человеку к лицу чистая и ладная одежда, - пишет Абай, -- но человек не должен увлекаться щегольством, чтобы не потерять свой облик. Красивым и сильным делают человека его ум, образованность, честь. Больше ничего. Глуп тот, кто хочет возвыситься иным путем». Прочитывая эти строки Абая, ловишь себя на мысли, что великий казахский поэт и сто великий русский современник А. П. Чехов, сказали об одном и том же разными словами: о том, что в человеке все должно быть прекрасно. Нельзя не поверить, что вес это идет из глубины души поэта. Это не умозрительные назидания, а пережитые самим Абаем в молодости факты. Вот что писал сорокалетний поэт, вспоминая свою молодость: Я презрел познанье, юноша пустой. Видел пользу в нем, но шел стезей другой. Возмужал -- наука из-под рук ушла. Поздно к ней ты устремился, разум мой! Четырьмя годами позже он повторил ту же мысль, то же «раскаяние»: Где ж ты, пламя юности моей? Не волнуешь сердце почему? Я постиг премудрость жизни сей, Красоты ж не разгадать уму. Абай считает, что учиться можно и нужно у всех, кто знает то, чего ты не знаешь. Подобно тому, как человек с каждым определенным отрезком времени незаметно взрослеет, точно так же растет и множится человеческое знание, познавательный ряд. Чтобы успевать за растущими знаниями человеческого общества, необходимо учиться, пополнять свои знания каждый час. Тот, кто однажды скажет, что он все уже знает, все уже познал тот конченый человек. «Если кто-либо уверовал, что он познал смысл религии и жизни и перестал учиться, то пусть знает - благочестие его ненастоящее». В педагогических воззрениях Абая, в его произведениях мы находим много ценного и для педагогических положений нашего времени. Как мы уже отмечали, одним из основных условий овладения наукой Абай считал наличие жажды познания. Но поэт предупреждает, что одного желания, стремления мало. Тут, кроме необходимости строгой, заранее определенной системы, нужно ставить перед собой главную цель. «Сначала ты должен точно уяснить, для чего тебе необходима наука. Если же твоя душа лежит к другим вещам, и ты изучаешь науку ради их достижения, то твое отношение к науке подобно отношению мачехи к пасынку. Науку надо любить, как мать любит родного сына». Абай предупреждает: «У познания должна быть благородная цель. Не приобретай знаний для того, чтобы хвастаться или спорить... Избегай спеси, гордости, зависти, которые встречаются и среди ученых». Достигнув истины, говорит Абай, не отступай даже под угрозой смерти. «Если твоя истина не овладеет тобой целиком, хотя ты уверен в ней, то для кого же другого она может быть ценной? Как ты можешь желать от других уважения к тому, чему сам не служишь преданно?» Человек, занимающийся наукой, не должен стоять на одном месте. Он должен непрестанно самосовершенствоваться, учиться, передавать свои знания другим. Главное -- это преемственность в науке. Нужно, чтобы было не только у кого учиться, но и кому завещать. Этот вопрос мучил и терзал Абая. «Некому передать свои знания... Что толку сидеть в пустыне, разложив дорогую ткань к держа в руках аршин?» Абай учит, что основой всего на земле, в том числе и для науки, является человечность, гуманность. Она, как и любовь, душевность, справедливость, составляет сущность человека. «Люди не могут обходиться без этих начал, -- говорит Абай. -- Просто в жизни не бывает случая, когда бы не участвовали они и не предрешали ту или иную человеческую судьбу». «У кого больше чувства справедливости и любви, тот -- ученый, тот -- мудрец». Учась на мудрости других, -- своих современников или предшественников -- человек обязан уметь отделять истинное от надуманного, зерно от шелухи. Чтобы верно оценить слово, ум, мудрость, недостаточна поверхностная оценка, необходимо смотреть глубже, распознавать сердцем. Человек науки не должен быть кичлив. Иначе он не переспросит у мудреца непонятное. Такой человек любит только поучать, а сам меньше всего учится. Он и невнимателен и беспечен. Абай считает, что наука имеет демократический характер, она должна служить одинаково для всех, ее может перенимать любой у любого. Внимать нужно мудрости, а не внешнему лоску человека. Самым верным и самым умным советчиком в этом отношении является книга, к которой можно обращаться без всякого опасения. Подобные же мысли щедро разбросаны в «Словах назиданиях Абая: «Без науки нет блага ни на том, ни на этом свете». Примечательно, что последнее, «Сорок пятое слово», заканчивается словами: «Тот, у кого больше знаний... тот и обладает миром». Или: «Простолюдин, прославленный за ум, выше царя, увенчанного счастьем». Далее Абай утверждает, что ученый должен обладать сильным и крепким характером, он должен иметь волю, которая помогает ему добиться того, к чему он стремится. Твердость духа и воли должны служить разуму. Абай не был профессиональным педагогом и ученым. Однако ценность его высказываний именно в этом плане несомненна для нас. Откуда же Абай черпал всю эту мудрость, которая сегодня становится объектом исследований и для философа, и для психолога, и для педагога? По нашему убеждению, Абай был, прежде всего, педагогом по призванию. Он сам учился всю свою жизнь, именно поэтому сумел оценить свои познания и никогда не оставался удовлетворенным, как и всякий жадный до знания человек. «Хорошо ли я прожил? -- задавал себе Абай вопрос. Всего было вдоволь в этой жизни, -- пишет поэт, -- и споров, и тягостных пересудов, и борьбы, и недостойных ссор... Но вот, когда уже виден конец пути, когда обессилел и устал душой, я убеждаюсь в бесплодности своих благих стремлений, в суетности и броскости человеческой жизни». Таких горьких признаний, смелых и самокритичных по своему духу, не мог сделать человек, несовершивший в жизни ничего значительного. Терзаясь мыслью, чему же посвятить остаток жизни, Абай, перечислив ряд задач для себя и отвергнув все, останавливается на единственно правильной: «Возьму в спутники бумагу и чернила и стану записывать свои мысли. Может быть, кому-то придется по душе какое-нибудь мое слово, -- писал Абай, -- и если нет -- мои слова останутся при мне». Природа познавательных способностей человека в понимании Абая. Практическое задание: Проанализируйте одно из произведений Абая, проиллюстрируйте психологический подход к решению проблем Великий художник слова обладал незаурядными педагогическими способностями, определившими уровень его дидактических воззрений и принципов. Дидактические установки Абая в вопросах умственного воспитания можно сформулировать в следующем виде: 1. Обучение от простого к сложному. Этот один из основных принципов дидактики пронизывает почти все произведения поэта-мыслителя. Так, Абай пишет, что дети тянутся к учебе не по своей собственной воле, и интересы у них формируются постепенно, когда они осознают пользу учебы. Он хорошо представлял себе всю сложность и муки схоластического учения, бессмысленного заучивания детьми догм ислама. Он утверждает, что обучение должно вестись с учетом того, что близко детскому восприятию, что для него пока что знакомо, но еще недоступно его пониманию. Абай хотел сказать, что человек может успешно овладеть наукой только тогда, когда, он стремится к этому сам, если па это его толкает разум, сознание необходимости и нужности знаний. А для этого приходится на первых порах подсказать, подтолкнуть, дать направление всеми средствами: увлекая словом, уловкой, даже -- если понадобится -- принудительно. 2. Абай разделял взгляды Пифагора и Аристотеля, которые высказывались против применения телесных наказаний детей. По убеждению Абая, воспитатель, учитель, родители могут добиться своих истинно просветительских целей не запугиванием, а убеждением, действенным словом. Поэт писал, что насилие со стороны родителей и мулл убивает в детях искренность, дети только из боязни подчиняются им и делают вид, что уважают их. «Боязнь и любовь, -- пишет Абай, -- что огонь и вода -- не соединимы. Человек, лишь понимая другого, которого любит, получает удовлетворение. Наставление, поучение, сопровождаемое насилием, не достигают цели». 3. Наглядность в обучении. «Человек познает мир, наблюдая глазами, слушая его звуки ушами, прикасаясь к предметам руками, вдыхая запахи носом, определяя вкус языком». По мнению Абая, в процессе обучения должны участвовать все органы чувств человека, так как живое созерцание предметов, явлений окружающей действительности позволяет конкретно воспринимать их свойства и признаки, вычленять их существенные стороны, связи, отношения, лучше усваивать. Для этого необходимо также, чтобы учитель умел рассказывать интересно, образным, ясным и живым языком. Наглядность может вытекать непосредственно из предмета, который сам по себе, по своему материалу интересен. Но неумелое преподнесение может все это свести на нет. 4. Учет возрастных особенностей детей. Отсутствие четких педагогических терминов и понятий не препятствует нам уловить основную идею Абая о том, как следует загружать детей знаниями в том, или ином возрасте, чтобы они были им понятны и доступны. 5. Обучение на родном языке. Самые азы, основы знания, по мысли Абая, человек должен усвоить па родном языке и только потом можно и нужно переходить к изучению других языков. Именно в этом случае человек может в дальнейшем приобрести навыки к самостоятельному пополнению образования. Глубочайшей любовью проникнуты мысли Абая, высказанные о родном языке, в котором скрыты думы и чаяния народа, его характер, его стремления, все его историческое прошлое, на котором строится настоящее, открывающее путь к будущему. По Абаю, от слов родного языка, с которым молодежь обращается к родителям, теплеет сердце, родное слово ласкает красотой сво-их сравнений. Первые понятия о вещах и явлениях окружающе-го мира человек выражает словами родного языка. На это указывал в свое время и великий русский педагог К. Д. Ушинский, который писал: «Отечественный язык сети единственное орудие, посредством которого мы усваиваем идеи и знания, а потом передаем их». Высказывания казахского поэта о родном языке, прежде всего, были направлены против тех, кто без надобности засорял его заимствованными словами: «творения» таких людей затуманивают головы слушателей. «Вся система поэтического мышления и художественных образов, -- не раз писал М. О. Ауэзов, -- ориентирует казахское общество на русскую культуру». Совершенно прав был исследователь, считая самой основной чертой всего творчества Абая его призыв к овладению светским образованием. Возможности в достижении этого поэт видел в сближении с общечеловеческой культурой цивилизованных народов, прежде всего русского народа. «Нужно овладеть русским языком, -- пишет Абай, -- у русского народа разум и богатство, развитая наука и высокая культура. Изучение русского языка, учеба в русских школах, овладение русской наукой помогут нам перенять все лучшие качества этого народа, ибо он раньше других разгадал тайны природы... Знать русский язык -- значит открыть глаза на мир». Интересно отметить, что Абай пропагандировал не беспринципное, безоговорочное, слепое овладение культурой, достоянием других народов. Изучая, например, русский язык, а с помощью его русскую культуру, принимая все лучшее и прогрессивное в этой культуре, говорит поэт, нужно подходить ко многому осторожно; осваивать критически, как мы теперь сказали бы. Не случайно он подчеркивает: «перенять все лучшие качества этого народа... и избежать его пороков». Не нужно доказывать, что Абай хорошо понимал существование двух Россий: самодержавной России и России великого русского народа, России прогрессивных сил и идей. Знание же языка и культуры русского парода сделает казахов равноправными с русскими, они почувствуют себя вольными и свободными. По мнению Абая, при богатстве человек может остаться невеждой, несчастным существом. Поэтому либо все отдашь, чтобы стать настоящим, полноценным человеком, не пресмыкающимся перед тем, кто богаче тебя, либо останешься невеждой. Вот дилемма, которую ставит Абай перед своими соотечественниками, современниками. Он пишет: «Путь, который я предла-гаю, исключает любовь к богатству. Не торопись женить и выделить сына в отдельную семью, а обучи его сперва в русской школе. Пожертвуй всем своим имуществом, если это потребуется, для учебы. Ничего нельзя жалеть ради того, чтобы из сына вышел человек». В «Десятом слове» Абай пишет: «И вот... добыто желанное богатство. Используйте же его для получения знаний. Не способны сами, так пусть это сделают ваши сыновья, ибо без науки нет жизни ни на том, ни на этом свете». Мысли Абая о науке, знании, об умственном воспитании во многом перекликаются с требованиями наших дней, созвучны прогрессивным идеям современной педагогики и психологии. Анализ идей Абая об умственном воспитании подрастающих поколений позволяет сделать следующие выводы: 1. Абай, страстный поборник прогресса, понимал, что без образованности народа, особенно молодежи, которой принадлежит будущее, он (прогресс) невозможен. Поэтому его призыв к овладению знаниями, приобщению к науке, передовой культуре следует понимать как заботу о социальном прогрессе общества. В этом он видит цель обучения. 2.Давая сравнительную характеристику религиозно-схоластического и светского образования, Абай без колебания занимает сторону последнего, как развивающего ум на основе реальных знаний о реальном мире. 3.Если французы и англичане сегодня, в 80-х годах XX столетия, споря о возможности телесных наказаний детей в школах своих стран, ставят этот вопрос даже на правительственном уровне, то Абай свыше 100 лет назад решительно отвергал этот способ воздействия на воспитуемых, как противоречащий принципам элементарной человечности, унижающий человеческое достоинство, наносящий непоправимый ущерб нравственному и духовному развитию личности. 4. В системе средств умственного воспитания видное место Абай отводит принципам обучения. В их отборе чувствуется влияние Ушинского. Однако в трактовке этих принципов Абай сохраняет самобытность и самостоятельность. 5. Особое место в умственном воспитании Абай отводит родному языку, в котором отражаются национальная самобытность, история, душа, характер парода. Однако при этом не исключается необходимость и важность изучения других языков, позволяющих приобщиться к культуре других пародов, расширить умственный кругозор молодого человека. В связи с этим Абай ставит вопрос патриотического и интернационального воспитания. 6. Главным метолом эффективного обучения Абай считал пробуждение и развитие у ученика интереса к науке, потребности постигать тайны природы и общества. 7.Великий просветитель и педагог раскрывает связь умственного воспитания с эстетическим развитием и нравственным становлением личности молодого человека. Само приобщение к науке, говорит он, должно быть бескорыстным, а признание и слава на поприще науки -- результатом упорного труда. Пропаганда нравственных принципов и идей была и остается вопросом особого внимания всех мыслителей мира. Великие ученые прошлого, выдающиеся просветители и демократы разных народов, у которых учился Абай, всегда провозглашали высокие нравственные идеалы. Продолжая идеи своих предшественников, учителей, великий казахский поэт присоединил к их идеям свой самобытный голос, свои находки. Абай верил в силу воспитания и возлагал па него свои надежды. Он критиковал и высмеивал людей, которые считали дело воспитания пустым, ненужным занятием. Все свое творчество поэт посвятил воспитанию в человеке самых лучших качеств. В своих «Назиданиях» поэт признавался, что люди как-то приземлили высокое понятие человечности. Величие и прозорливость Абая заключаются в том, что он всегда ощущал историческую преемственность во всем -- в учении, в воспитании, в передаче знаний и науки. Поэта-педагога и мыслителя мучила мысль о том, что люди живут не так, как этого требуют законы нравственности, законы самой жизни и природы. Эта беспокойная мысль переходит из стихотворения в стихотворение, пронизывает его «Слова назиданья». Гуманист по своему духовному складу, Абай бросил вызов вековому патриархальному укладу жизни. Он пошел не по стопам своих предшественников-акынов, воспевавших деяния волостных старшин и баев, а по своему, новому нуги самосознания и самопознания, по пути поисков новых ценностей, по пути гуманизма и просвещения. Усвоение традиций русской и мировой классики в раскрытии «диалектики души» имело для Абая решающее значение. Высокие понятия чести, добра, человеческого достоинства, жившие веками в народе, поэт обогатил своим пониманием долга и ответственности за все, что происходит вокруг пего. Эти высокие понятия породили внутреннюю непримиримость со злом и борьбу с невежеством, ленью, скаредностью, хвастовством - со всем тем, что противоречит гуманизму и человеколюбию. В «Третьем слове» поэт страстно выступает за утверждение всемогущего разума, духовного величия человека. «Качества духовные», -- писал Абай, -- вот что главное в человеческой жизни. Живая душа и отзывчивое сердце должны вести человека, тогда и труд его осмыслен и достаток уместен». И если в проповеди разума и добра Абай опирался на многовековую мудрость народа, подхватывая идеи стихов, в раскрытии духовного мира человека он выступал первопроходцем. Путь Абая, его судьба стали для новых поколений казахского народа, а также многих других народов Средней Азии высоким примером плодотворного и нелегкого самопознания человека. Гуманистические искания Абая, его педагогические взгляды, думы предвосхитили многие принципы общечеловеческой морали. О необходимости борьбы с феодально-патриархальными нравами, с проявлением национальной замкнутости говорил и Абай. Достаточно вспомнить, с каким уважением он относился к культуре других пародов, находящихся по уровню цивилизованности на более высоких ступенях. В своих произведениях, особенно в философских изречениях, Абай подвергает анализу ряд категорий нравственности (честность, правдивость, справедливость, разумность, совесть, честь, дружбу и др.). Некоторые из этих нравственных понятий поэт толкует более подробно, на некоторых останавливается мимоходом в связи с другими морально-этическими понятиями. Абай показал и доступно донес до своих соотечественников ту непреложную истину, что именно трудом красив человек. Самые высокие человеческие достоинства, самое высокое понятие нравственности он связывал с просвещением народа и свободой творческого труда. По мнению поэта, наиболее характерными признаками гуманизма и человеколюбия являются: уважение к человеку, открытость души, искренность, правдивость, честность. Для иллюстрации этого положения можно привести множество стихотворений и прозаических «Слов назиданий» Абая, которые широко известны советскому читателю, однако мы ограничимся замечанием об идейно-тематическом сходстве этих жанров в творчестве Абая. Правда, критическое начало, как отмечает академик М. Каратаев, «в поэтических произведениях Абая гораздо острее, чем в прозаических «Гаклиях». Во многих своих прозаических произведениях поэт как бы расшифровал тс глубокие философские, нравственно-этические мысли, которые скульптурно вылеплены сложными поэтическими образами в его стихах. Какой бы области воспитания ни касался Абай, он всегда и в первую очередь скрупулезно анализирует все его существенные компоненты, все его аспекты. В своих сатирических стихах, высмеивающих царских чиновников, степных управителей, старшин, Абай подражал великому русскому сатирику Салтыкову-Щедрину. Так, например, в стихотворении «В приютской школе много вас...», обращаясь к казахским ребятам, которые хотели научиться читать и писать по-русски, но их учат писать «просьбы», поэт говорил с сожалением: О Щедрине и о Толстом Не слышали, куда там! Поэт с поистине щедринским сарказмом изобличал людей, лишенных высоких нравственных достоинств: Стремление к скромности, терпенье, совесть, честь Никто здесь нужными уж не желает счесть. Не ищет знания, не хочет жить умом, Злословие и ложь взбивая словно шерсть. Моральное сознание Абая, безусловно, опередило свое время, и на борьбу против старого мира его толкало прежде всего нравственное возмущение отсталостью, угнетенностью своего народа. История уже подготовила социальный фундамент для появления новых нравственных принципов в казахской степи, и Абай со всей силой своего дарования говорил о равенстве всех людей. Только свободный труд может сделать человека высшим существом и ниспровергнуть все отношения, в которых человек является порабощенным, беспомощным. Особенно часто Абай обращался к молодежи, говоря в своих стихах и прозе о высоких человеческих качествах, о человеколюбии. Все отрицательные качества в человеке он учил не просто изживать, но и стараться глубже заглянуть в себя, нет ли в тебе самом этих пороков. Самыми лучшими человеческими качествами поэт считал любовь к своей родине, к своему пароду, любовь к человеку, постоянство в дружбе, любви, доброту, правдивость, справедливость, любовь к труду, стремление к знаниям: Дружить, кипеть -- у сердца много дел! А честь и совесть -- разума удел. Важны лишь честь и совесть... А тщеславие? Оно -- как дым: дохнешь и улетел! Настоящая дружба в произведениях поэта получает самую высокую оценку. Он различает дружбу честную и дружбу ради тщеславия, порыв сердца и холодную рассудительность ума. Для Абая важно, чтобы человек чувствовал и берег, как зеницу ока, честь и совесть, тогда и дружба будет крепкой, выдержит любые испытания. Дружба, основанная на корысти, на тщеславии, не настоящая, не искренняя, она распадается, встретив первое ис-пытание, первую трудность. «Плохой друг, -- пишет Абай, -- подобен тени. Когда светит солнце, от него не избавишься; когда тучи сгущаются над головой -- его не найдешь». Поэт считает, что самый близкий друг должен быть один. Только ему можно раскрыть свои сокровенные мысли. С большинством друзей, по мнению Абая, достаточно быть на «Вы». Неспроста Абай говорит: «Доверяйся тому, кто общителен. Остерегайся беспечного, но будь опорой опечаленному». Друг тогда поистине хорош, Если он с тобой в беде, в борьбе. Настоящая дружба отличается большой действенной силой, делает жизнь содержательной, яркой, красочной. Такая дружба способствует развитию и формированию у человека положительных моральных качеств: Так будь отзывчивым, как друг и брат, И поделись со всеми, чем богат. Да будет дружба искренной и честной -- И все дурные чувства замолчат! Абай с гневом и возмущением предостерегает молодежь от мнимых друзой. Некоторые друзья, говорит Абай, временны, они сегодня друзья, а завтра -- «лицемеры, их близость, привязанность -- продажные». Когда вес хорошо и ладно, Ты друзьями всегда окружен,-- Но оставят тебя мгновенно, Если роком ты поражен... По мнению Абая, совесть также является одним из ценнейших нравственных качеств человека. Она выступает одним из основных регуляторов поведения человека, его поступков. Совестливый человек, чувствуя моральную ответственность перед окружающими людьми и перед самим собой, вовремя остановит себя, не поддастся соблазну, в меру удовлетворит потребности. Для того, чтобы не грызла совесть за бесцельно прожитую жизнь, чтобы удержать себя от пороков и быть разумным чело-веком, Абай предлагает практиковать самоотчет перед своей со-вестью. Если люди будут совестливы, знать меру, поступать уме-ренно, подвергнут себя самоконтролю, -- пишет Абай, -- то они избавятся от пороков и станут благонравными. Абай правильно понимал, что совесть -- это самооценка личностью своих поступков. Понятие совести тесно связано с таким нравственным понятием, как стыд. Казахская пословица гласит: «Тот, кто умеет стыдиться, тот умеет быть верным». Однако стыд стыду рознь. Абай пишет, например, о стыде, который «похож на смущение мальчика». Люди, обладающие подобным стыдом, не в состоянии «освободить волю от невежества». Настоящий стыд, по Абаю, тот, который вызван поступками, противоречащими разуму. В этом случае человек глубоко переживает свой поступок, осуждает себя, теряет сон. Стыд как бы выворачивает человека наизнанку, определяет меру его человечности или подлости. В произведениях Абая имеется немало высказываний о воле и характере, затронутых в морально- этическом плане. По мнению Абая, воля -- необходимое свойство человека для достижения цели, овладения знаниями, для управления самим собой; воля относится к числу нравственных явлений человеческой личности и присуща только человеку. Волевой человек огражден от различных пороков, от стремления к легкой наживе, мимолетных, бесполезных увлечений. Абай перечисляет ряд положительных и отрицательных волевых качеств человека и старается объяснить их природу. Так, стойкость и твердость поэт относит к лучшим волевым качествам человека, «без них, -- говорит он, -- трудно будет жить ему на свете». Если мысль слепа или мысли нет, При себе ты оставь свой бред! Абай правильно замечает, что сдержанность умеряет излишний пыл человека: Сдержанность -- вот твой щит, верный признак ума, Трудности побеждать учит нас жизнь сама... Настоящий человек, несмотря ни на какие препятствия, добивается намеченной цели. Воля требует от человека большой духовной и физической выносливости, нравственной закалки Настойчивый, он вечно не спокоен, И он находит то, чего искал. Человек должен овладеть волей, т. е. способностью претворять в жизнь свои помыслы. Большое значение придавал Абай также мужеству и дерзанию. Только мужественный человек своей находчивостью и сдержанностью может отстоять свое мнение, он «не идет, как собака, за чужим караваном... Он покоряется тому, что справедливо для разума... И он не покоряется тому, что не выдерживает испытания разумом». Лень, трусливость, упрямство, капризы Абай относит к отрицательным качествам человека. Хвастуны, лентяи и трусы бывают падкими к различного рода порокам. «Нет у хвастунов ни совести, ни досады, ни мысли серьезной, ни дум горьких, ни решимости, ни храбрости, ни человечности... Лень -- враг деятельности и ремесла; бесцельность, отсутствие страсти к познанию, безынициативность, бесстыдство, бедность -- все исходит от нее». Абай придавал большое значение вопросам самовоспитания молодежи, ее моральному самосовершенствованию. Он подчеркивал, что правильная оценка самого себя, положительных и отрицательных сторон своей психологии в значительной мере определяет моральную ценность человека, Поэт-мыслитель требовал от молодых людей, чтобы они постоянно совершенствовали свои духовные качества, постепенно искореняя отрицательные черты своего поведения. Человек с малых лет должен приложить максимум усилий, чтобы развить своп духовные способности, совершенствовать себя нравственно, эстетически, физически. Как бы ни был одарен от природы человек, его таланты, дарования, способности могут погибнуть, если он сам не приложит личных усилий для их развития. В высказываниях Абая о самовоспитании воли, характера, эмоций вышеприведенные мысли составляют их основной стержень. В деле воспитания необходимых моральных качеств он придает большое значение самодисциплине, саморегулированию: ...Как ни велик твой пыл -- не отдавайся ему. Встретишь ты на пути страшных несчастий тьму... Если человек увлечен своим делом, расширяется его кругозор, красивее становится ею духовный мир, яснее -- цель, за осуществление которой он борется. Одним из путей, приводящих человека к намеченной цели, Абай считает закалку воли. Только волевое напряжение помогает человеку остаться на избранном пути, и только упорна:* работа над собой ведет к укреплению воли, но развить у себя волевые качества невозможно без постоянного преодоления собственной слабости. «Воспитай волю -- это броня, сохраняющая разум. Не стремись к забавам и похвальбам», -- вот лейтмотив абаевских высказываний о самовоспитании воли. Абай с целью воспитания у молодежи положительных волевых качеств дает ряд советов. В частности, он говорит: Чтоб человеком ты был, Ты пятерых побори И пятерых избери. Злословье, ложь, хвастовство, Безделье и мотовство -- Вот пять врагов твоих, знай, А разум и доброта, Упорство, скромность и труд Доверься -- не продадут. Поэт-просветитель говорит, какую большую роль в процессе самовоспитания играют самоотчет, самопроверка. «Тот, кто хочет быть в стране разумных, должен в день раз или раз в неделю, или хоть раз в месяц отдавать себе отчет: как он прожил эти дни, сделал ли что-то полезное для парода, не ждет ли его в будущем раскаяние. А может ведь случиться и так, что и вспомнить-то будет нечего». Мысли Абая о самовоспитании чувств, волн, личности в целом, прежде всего, были адресованы молодежи. Абай постоянно подчеркивал, что человек должен познать свои недостатки, ошибки, промахи и исправить их. Разбирая все эти морально-нравственные понятия, Абай приходит к выводу о том, что пока в казахском обществе господствует дурной пример, он не проходит бесследно, а формирует у людей часто дурное поведение. Сознавая прямую зависимость формирования личности подрастающего поколения от социальной среды, поэт-демократ все же не видит путей изменения ее. Абай лишь вскользь замечает, что нужен (так считал в далекие времена и великий аль-Фараби) умный человек, который мог бы помочь степнякам своими мудрыми советами и наставлениями. Именно поэтому он придавал решающее значение моральному совершенствованию добрых и умных людей. «Стремление к истине и постижение ее рождаются высоким сознанием, -- писал Абай, -- сознание же человека определяется его человечностью, умом и интересом к науке. Появлению этих чувств, прежде всего, способствуют непорочность чувств и крепость тела, которые даются человеку от рождения, а развитие их зависит только от честных друзей, от мудрых наставников». Основными ориентирами Абая в вопросах нравственного воспитания являются патриотизм, гуманизм, интернационализм. Хотя просветительско-демократическое мировоззрение Абая было исторически ограничено и не поднялось до уровня русских революционных демократов, однако, как справедливо указывал М. О. Ауэзов, Абай воспринял эстетические принципы Б. Г. Белинского и обратил всю силу своего дара на служение обществу. Он также глубоко постиг основы мировоззрения II. Г Чернышевского и, следуя ему, не только видел всю неприглядную правду современной ему действительности, по и выносил ей беспощадный приговор. Подобно Б. Г. Белинскому и Н. Г. Чернышевскому, Абай мучительно ощущал казавшуюся ему беспросветной тьму, терзался, задаваясь бесчисленными вопросами. В творчестве его отразились одновременно и сила убеждение, вера в величие человека, в его духовные качества, и горькое сомнение, тревога за судьбу подрастающих поколений. Говоря о методах и средствах нравственного воспитания, Абай подчеркивает необходимость такта, терпения, внимания и родительской любви к детям. По мнению Абая, самый вредный и опасный метод -- это крикливость, гнев, нервозность. «От родителя, -- писал он, -- который вначале показывает не ум, а гнев, дети не могут брать пример. Они тоже прибегнут к гневу». В ряде своих произведений он указывал: нравы и поведение детей портятся из-за неправильного воспитания их родителями, наставниками. Дети портятся также в результате пагубного влияния сверстников, друзей и товарищей. Так, родители связывают воспитание детей с расчетливой целью. Во-первых, в лице своих детей они видят лишь своих наследников; во-вторых, духовных жрецов, богомольцев после смерти; в-третьих, кормильцев на старости лет. Абай выступал против всех этих точек зрения на цели воспитания детей. По его мнению, все указанные цели являются эгоистическими, унижающими достоинство будущего граждани-на: «Сын твоего отца -- недруг народу, сын народа -- твой друг», -- гневно писал Абай о «концепциях» отдельных родителей на цели воспитания. По Абаю, потенциальные способности человека реализуются через преодоление трудностей; познание, обучение, умение, воспитание, немыслимы без труда, без кропотливой работы человека над собой, без любознательности и пытливости. Он писал, что каждый бесцельно проведенный день уводит человека от нормальной, разумной жизни. Поэтому надо заполнить дин своп продуманными и полезными деяниями. Абай выдвигает гуманистическую концепцию нравственного воспитания, цель которого сделать из ребенка труженика, патриота, разносторонне развитого, высоконравственного человека, живущего интересами, мыслями и чаяниями родного народа. Подводя итоги сказанному о нравственном воспитании в педагогическом наследии Абая, следует отмстить, что он создал довольно стройную систему нравственного воспитания человека, широко используя при этом сложившийся к тому времени в педагогической пауке понятийный аппарат. В его системе дается интерпретация таких нравственных категорий, как дружба, совесть, воля, стыд, лень, упрямство, трусость и др. Многие мысли Абая о нравственном воспитании молодежи не утратили споен актуальности и в наши дни: нравственно пенные качества закаляются и закрепляются в процессе преодоления трудностей; к вопросам нравственного воспитания нельзя подходить с корыстных или узко эгоистических позиций: они социально обусловлены; подлинная красота человека -- в его трудолюбии; лень порождает упрямство, лживость, трусость и др. Вместе с тем по ряду вопросов нравственного воспитания позиции Абая отличаются непоследовательностью, недостаточной обоснованностью, что объясняется, видимо, непоследовательностью его мировоззрения. Например, в «Сорок пятом слове» он пишет: «Справедлив, человечен, мудр тот, у кого больше знаний». Между тем, прямой зависимости между знаниями и названными Абаем нравственными качествами личности он не вскрывает. Другой пример. Зная силу хорошего примера в воспитании человека вообще и нравственного, и частности, Абай полагал, что если у власти будет находиться состоятельный и мудрый человек, то он своими советами может оказать решающее влияние на нравственное воспитание людей. В вопросах нравственного воспитания Абай опережал свое время на целую эпоху. Заключение Анализ творческого наследия Абая позволяет высказать некоторые общие соображения относительно его "педагогических взглядов. Педагогические взгляды Абая тесно связаны с его философскими, социально-психологическими взглядами, с его мировоззрением и служат как бы сферой практической реализации последних. Педагогические взгляды Абая носят ярко выраженный концептуальный характер: они целенаправленны, имеют определенное методологическое основание, методическое оснащение, объект и предмет, на которые направлена просветительско-педагогическая деятельность Абая. Во всем многообразии содержания и средств реализации педагогических взглядов Абай видит и всесторонне раскрывает основные направления и пути их реализации. Речь идет об умственном, профессионально-трудовом, нравственном воспитании, роли и возможностях семьи в воспитании детей. Абай глубоко осознавал единство, взаимосвязь, взаимозависимость и взаимодействие всех компонентов педагогического процесса, предвосхитив тем самым идею системно-комплексного подхода к воспитанию в современной педагогике. Педагогические взгляды Абая при совершенно очевидном влиянии на их формирование прогрессивных традиций общей и педагогической культуры древнего Востока, западной и русской педагогической мысли XIX столетия не были подражательными. Можно смело утверждать, что педагогические взгляды великого казахского просветителя были самостоятельными, самобытными. Этим он обязан не только своим выдающимся способностям, но прежде всего глубоким связям с родным народом, народной педагогикой, народной мудростью, которые с такой полнотой и выразительностью воплощены во многих его стихах, ставших афоризмами. Педагогические взгляды Абая в такой же степени самобытно-национальны, в какой они интернациональны. Слияние национального и интернационального начал в его педагогических взглядах позволило ему увидеть пути преодоления вековой отсталости своего кочевого народа и приобщения его к достижениям культуры других пародов. Выступая против традиций и обычаев, лишающих человека возможности выбора спутника жизни, вообще возможности выбрать себе собственный жизненный путь, Абай ратовал за полное равенство мужчины и женщины в экономическом, политическом, юридическом отношениях. Только тогда брак может быть действительно равноправным, а взаимная любовь станет действительно идеальной. Таким образом, беспощадно бичуя невежество, духовную нищету вершителей судеб народа, Абай в то же время впервые в истории казахской общественной мысли сказал свое новое слово, наполненное гуманистическими идеями, высказал свое отношение к семье, к родительскому долгу в воспитании детей, воспел женщину-мать как опору семьи, показал ее мудрость и стойкость в дружбе и любви. Список литературы 1 КупЯнбасв А.- Избранное. - М.: Художественная литература. 1981. 2. Абай. Слова назидания. -- Алма-Ата: Жалын, 1982. 3. Кунанбаев Абай (Ибрагим). Полное собрание сочинений. В 2-х т. (на каз. языке) -- Алма-Ата: Гылым, 1977. 4. Ауэзов М. О. Абай Кунанбаев. Статьи и исследования (на рус. и каз. языках). -- Алма-Ата: Гылым, 1967. 5. Бромлей Ю. В., Подольский Р. Г. Создано человечеством. -- М.: По-литиздат, 1984. 6. Жиреншин А. Абай и его русские друзья. -- Алма-Ата: Изд-во АН КазССР, 1949. 7. Жиреншин А. Абай и великие русские революционные демократы (па каз. языке). -- Алма-Ата: Гылым, 1959. 8. Мырзахметов М. Мухтар Ауэзов и проблемы абасведения (на каз. язы-ке) . -- Алма-Ата: Гылым, 1982. 9. Суюншалиев X. Ж. Проза Абая (на каз. языке). -- Алма-Ата: Казгос-издат, 1956. 10. Тажибаев Т. Т. Философские, психологические, педагогические взгляды Абая Куиапбаева. -- Алма-Ата: Казгосиздат, 1957. 11. Маргулан Э. Жизнь, пройденная трудом (на каз. языке). -- Жулдыз, 1980, № 1. 12. Жарикбаев К. Б. Казахские просветители о воспитании молодежи. Алма-Ата: Знание, 1985. 13. Умиралиев К. Использование назидательных слов Абая в учебно-вос-интатслыюм процессе. Алма-Ата, 1968. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |