рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Способности как предмет современных психологических исследований рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Способности как предмет современных психологических исследований

Способности как предмет современных психологических исследований

Введение

Способности - это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. Проблема способностей является одной из наиболее сложных и наименее разработанных в психологии. Рассматривая её, прежде всего следует учесть, что реальным предметом психологического исследования является деятельность и поведение человека. Способности образуются в ходе жизни людей, видоизменяются с изменением объективных условий. Способности человека, разные их типы и степени относятся к важнейшим проблемам психологии. Исследование способностей как научное направление основал Ф. Гальтон. Он определил основные проблемы и задачи научного изучения способностей. В отечественной психологии начало изучения способностей было положено Б.М. Тепловым и его школой. Результатами его опытных данных и методическими указаниями исследователи пользуются и по сей день.

1. Проблема исследования способностей в психологии

Экспериментальная психология способностей и психодиагностика развивались как родственные науки, основателем которых является Френсис Гальтон. Он стал основоположником эмпирического подхода к решению проблемы способностей, одаренности, таланта, предложил основные методы и методики, которыми исследователи пользуются и по сей день, но, что самое главное, он поставил основные задачи психологии развития, дифференциальной психологии и психодиагностики, которые решаются исследователями и в настоящее время. Гальтон предположил, что индивидуальные различия между людьми объясняются влиянием наследственности и среды развития. Для подтверждения этой гипотезы Гальтон предложил использовать метод «разлученных близнецов». В 1883 году вышел очередной труд Гальтона «Исследование человеческих способностей и их развитие». Полагая, что со времен афинской цивилизации человечество вырождается, он предложил заменить естественный отбор искусственным, таким образом, положив начала развитию евгеники. По итогам научной работы Френсиса Гальтона можно выделить основные проблемы психологии способностей как научной отрасли:

1. Развитие способностей и их детерминанты. Основным звеном в детерминации способностей является соотношение наследственности и среды.

2. Взаимосвязь специальных и общих способностей.

3. Создание методов измерения способностей. Проблема измерения способностей тесно связана с проблемой структуры способностей.

4. Способности и деятельность.

Между способностями и различными видами деятельности существуют достаточно тесные и сложные отношения. Кроме этого, А.А. Бодалев поставил проблему обусловленности развития способностей средовыми факторами. По его мнению, основными проблемами, которые следует решать психологу, специализирующемуся в этом направлении, являются: влияние микро-, мезо- и макрообщностей, в которые включена личность, на развитие ее способностей; установление связи между формированием способностей и сменой социальных ролей (но и способности определяют социальную роль и статус); влияние оценочных нормативов и общественного мнения, а также различных форм поощрения на развитие способностей; изучение престижа способностей, который формируется средствами массовой информации. Это является основным положением в исследовании способностей в отечественной психологии. Замечу также, что в отечественной психологии придавалось значение ведущей роли социального опыта человека, условий его жизни и деятельности. Психические особенности не могут быть врожденными. Это целиком относится и к способностям. Способности всегда результат развития. Они формируются и

развиваются в жизни, в процессе деятельности, в процессе обучения и воспитания.

2. Понятие о способностях и их общая характеристика

В настоящее время сложилось три подхода к понимаю способностей человека. В первом случае, под способностями понимали совокупность всевозможных психических процессов и состояний. С точки зрения второго подхода, который сложился в психологии XVIII-XIX вв., способности - это высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. И, наконец, третий подход основан на утверждении о том, что способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепленное и эффективное использование на практике. С.Л. Рубинштейн считал, что наличие определенной способности означает пригодность его к определенной деятельности. Способность должна включать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера этой деятельности и требований, которые она предъявляет.Б.М. Теплов выделял следующие три основных признака понятия «способность»:

1) под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2) способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;

3) понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

Но это не означает, что способности никак не связаны со знаниями и умениями. От способностей зависят легкость и быстрота приобретения знаний, умений и навыков. Приобретение их, в свою очередь, содействует дальнейшему развития способностей, тогда как отсутствие соответствующих навыков и знаний является тормозом для развития способностей.

Необходимо сказать, что успешность выполнения какой-либо деятельности зависит не от одной какой-то способности, а от комплекса способностей. Причем, при отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей, их дефицит может быть восполнен за счет более высокого развития других. Это обеспечивается компенсаторной функцией психики. Несколько иное понимание задатков дается в работах А. Г. Ковалева и В.Н. Мясищева. Под задатками они понимают психофизиологические свойства, в первую очередь те, которые обнаруживаются в самой ранней фазе овладении той или иной деятельностью (например, хорошее цветоразличение, зрительная память). Другими словами, задатки - это первичная природная способность.

Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Сходные природные различия между людьми определяются не по способностям, а именно по врожденным задаткам. Между способностями и задатками существует дистанция: задатки многозначны и могут развиваться в различных направлениях, являются предпосылкой развития способностей. В большинстве научных классификаций способностей выделяются естественные способности и специфические способности.

Естественные способности человека формируются на базе задатков. Это происходит при наличии элементарного жизненного опыта, через механизмы научения. В процессе развития человека данные биологические способности способствуют формированию целого ряда других, специфических человеческих способностей.

Специфические человеческие способности принято разделять на общие и специальные высшие интеллектуальные способности. Общие способности - это те способности, которые не определяют успехи человека в самых различных видах деятельности, он характерны для большинства людей. К ним относят мыслительные способности, моторные способности, память, речь и т.д. под специальными способностями подразумеваются те, которые определят успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы особого рода задатки и их развитие. К этому виду можно отнести математические, музыкальные, литературные способности и т.д.Существует мнение, что общие и специфические способности взаимно дополняют друг друга, а в отдельных случаях высокий уровень развития общих способностей может выступать в качестве специальных способностей по отношению к определенным видам деятельности. Также, есть исследователи, которые подчеркивают, что деление способностей на общие и специфические весьма условно.

Кроме общих и специальных способностей, принято выделять способности теоретические и практические. Отличаются они тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые - к конкретным практическим действиям. Человек обладает либо практическими, либо теоретическими способностями, но вместе они встречаются крайне редко у одаренных людей.Еще существует деление способностей на учебные и творческие. Учебные способности определяют успешность обучения, усвоения умений и навыков, а творческие - возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры. Способности не только определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга. В зависимости от наличия и степени развития способностей, входящих в комплекс конкретного человека, каждая из них приобретает иной характер. Такое взаимное влияние оказывается особенно сильным, когда речь идет о взаимозависимых способностях, совместно определяющих успешность деятельности. Поэтому определенное сочетание различных высокоразвитых способностей определяет уровень развития способностей у конкретного человека.

3. Методы исследования способностей и одаренности

В некотором отношении вопрос исследования способностей является нерешенным. Основными проблемными областями являются экспериментальные методы исследования способностей, их экспериментальная диагностика. Еще более сложным вопросом является сочетание различных методов в одной системе, обеспечивающей объективные научные знания о конкретной структуре определенного вида способностей.

В этой системе по праву первым методом является исследование истории развития личности, неразрывно связанное с ее биографией. Но упор в исследовании биографии делается на исследование возникновения и проявления способностей в истории жизни исследуемого лица. Важными здесь являются следующие вопросы: 1) вопрос о первых проявлениях интереса и склонностей к изучаемой деятельности; 2) об обстановке, в которой рос и воспитывался исследуемый, в смысле ее содействия развитию и определенному направлению как общего, так и специального развития (существенно в связи с уже сказанным изучение неблагоприятных условий, так или иначе препятствующих развитию способностей); 3) о процессе обучения и овладения деятельностью, об успехах, темпе овладения, об отношении к этой деятельности изучаемого и о динамике этого отношения; 4) об успехах и неудачах в этой деятельности и реакции исследуемого лица на трудности; 5) о первых проявлениях «своего» творческого как в создании, так и в выполнении уже существующих образцов (вкус, оригинальность, первые изобретения, стихи, композиции и т.п.).

Вторым методом является изучение педагогического опыта формирования способностей.

Третьим методом является анализ деятельности и ее продуктов у лиц, обладающих выдающимися способностями. Важно изучить не только продукт в его оригинальности и своеобразии, но процесс его создания -- от замысла до окончательного оформления. Целью метода является определение особенностей творческой деятельности, выразившейся в ее продукте, установить историю и причины возникновения замысла, процесс осуществления, внешние условия, влиявшие на него, а также внутренние особенности автора, определившие этот процесс и отношение (требования, оценка, удовлетворенность) автора к его теме и к ее результату.

Успешным методом изучения способностей является естественный эксперимент. Его название подчеркивает, что человек изучается в естественных условиях и, следовательно, возможна регистрация непосредственных реакций личности. В этом заключается преимущество названного метода перед лабораторным экспериментом, коренным недостатком которого является то, что исследуемый знает, что он является предметом изучения.

Вопрос об общей одаренности и развитии имеет первостепенное значение, так как касается перспектив развития всей массы молодежи, получающей образование. Конечно, немаловажным вопросом является и вопрос о специальных способностях, но в то время как вопрос о специальных способностях довольно убедительно решается профессиональными испытаниями и относится к небольшим, по сравнению с общей массой, группам учащихся, вопрос об определении способностей к учению и степени этой способности возникает решительно по отношению к каждому исследуемому.

Факториальная теория в дальнейшем выделила 7 и даже 16 общих факторов (Терстон), а в дальнейшем развитии теория единого общего фактора (Г) сблизилась с позицией комплекса факторов. Говоря о тестах, существенно отметить, что в процессе развития этого метода испытаний выделились по крайней мере четыре основные группы испытаний: а) одаренности; б) школьной успешности или осведомленности; в) личности и характера и, наконец, г) определения специальных качеств (способностей) в связи с профессионально-техническими задачами.

Приведу некоторые методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успешность обучения, профессиональной деятельности и творчества: диагностика структуры интеллекта тестом Амтхауэра, исследование памяти с помощью методики заучивания десяти слов, культурно-свободный тест на интеллект Р. Кеттелла, методика "Количественные отношения", Методика определения уровня воображения, опросник Шиана, тест "Коммуникативные и организаторские склонности" (КОС), тест для диагностики когнитивного стиля "дифференциальность - интегральность" и т.д.

Выводы

Способности - это такие индивидуально-психологические особенности личности, которые обеспечивают успешное выполнение какой-либо деятельности, а также объясняют, почему люди, выполняют одинаковую или почти одинаковую деятельность, получают разные результаты.Способности формируются на основе биологических задатков (памяти, мышления, внимания и т.д.). В отличие от способностей, задатки могут развиваться в различных видах деятельности, а способности носят более специализированных характер. Способности нельзя свести к навыкам и умениям, это наоборот, то, что позволяет быстрее и эффективнее усваивать навыки и умения. Для того чтобы способности сформировались, их необходимо, для начала, выявить, а потом развивать. Это развитие должно осуществляться в процессе какой-либо практической деятельности. Одной из важнейших функций психики является компенсаторная функция. Она позволяет компенсировать какую-то одну недостающую способность другими похожими способностями, вследствие чего эффективность выполняемой деятельности не утрачивается.Кроме этого, любая способность может изменяться в зависимости от степени развития других способностей.

Таким образом, способности представляют собой такие особенности психики человека, которые отличают результаты его деятельности от результатов такой же деятельности других людей, способствуют усвоению навыков и умений в практической деятельности.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты