|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Сравнительная характеристика произвольного и непроизвольного запоминанияСравнительная характеристика произвольного и непроизвольного запоминанияСодержание Введение Заключение Библиография Введение Изучение памяти было одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. Память рассматривалась и анализировалась в рамках различных направлений и в рамках различных научных теорий. Среди основных можно отметить ассоциативный подход, подход социальный, генетический. Без сомнения в рамках каждой теории было множество практических и ценных наработок. Родоначальником экспериментальных исследований памяти считается немецкий психолог Герман Эббингауз. Можно также отметить имена А. Бергсона, П. Жане, Ф. Баттлета, советских учёных П.П. Болонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, которые внесли значительный вклад в развитие теории и практических исследований памяти. Стоит упомянуть и имена П.И. Зинченко, А.А. Смирнова, А.Р. Лурия, Л.С. Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.А. Крутецкого и др. Интересный материал в проблему механизмов забывания внёс известнейший психолог З. Фрейд. Процесс запоминания является одним из свойств памяти, много вопросов в психологии было связано с запоминанием, которое получило название "случайного" запоминания. В действительности и такое запоминание по своей природе не является случайным, на что указывают и зарубежные психологи, особенно в исследованиях последнего времени. Большой ошибкой многих зарубежных психологов было то, что таким случайным запоминанием они пытались исчерпать все непроизвольное запоминание. В связи с этим оно получило преимущественно отрицательную характеристику. Между тем такое случайное запоминание составляет лишь одну, причем неосновную, форму непроизвольного запоминания. Целенаправленная деятельность занимает основное место в жизни не только человека, но и животного. Поэтому непроизвольное запоминание, являющееся продуктом такой деятельности, и является основной, наиболее жизненно значимой его формой. Поэтому данная работа была посвящена сравнительным характеристикам произвольного и непроизвольного запоминания. Были проведены исследования, целью которых является описание и анализ психологических особенностей и структуры произвольного и непроизвольного запоминания и сравнительных характеристик. Предмет изучения: Произвольное и непроизвольное запоминание. Цель данного исследования заключается в анализе психологических особенностей и структуры непроизвольного и произвольного запоминания у подростков 10-11 лет, а также установление сравнительных характеристик и может ли непроизвольное запоминание быть эффективней произвольного. Гипотеза данной работы: Непроизвольное запоминание у подростков 10-11 лет, может быть эффективнее, чем произвольное. Задачи исследования: 1. На основе теоретического изучения психолого-педагогической литературы выявить: Имеются ли отличия в продуктивности непроизвольного и произвольного запоминания. Установить может ли непроизвольное запоминание быть эффективнее, чем произвольное. 2. Подобрать методики исследования непроизвольного и произвольного запоминания. 3.Провести экспериментальное исследование эффективности произвольного и непроизвольного запоминания у подростков 10-11 лет. 4.Сформулировать выводы. Испытуемые: Подростки, в возрасте 10-11 лет, в количестве 20 человек, разделённые на две группы по 10 человек…… Заключение В представленной курсовой работе на тему: «Сравнительная характеристика произвольного и непроизвольного запоминания» был проведен обзор литературы, касающейся проблемы запоминания как неотъемлемой части изучения психологии памяти. Приведены методики изучения процесса запоминания и их практическое применение, на основании результатов которых были сделаны выводы и выведены графические зависимости между временем или частой повторения и объемом запоминания. Из представленного в курсовой работе материала можно сделать вывод, что в нашей памяти не просто нагромождается разрозненный и спутанный материал. Этот материал всегда находится при нас и мы припоминаем его, когда он нам нужен большими рабочими группами, которые соответствуют направлению наших интересов. Мы установили, что центральная проблема запоминания - это вопрос взаимоотношения произвольного и непроизвольного запоминания. Повседневные наблюдения свидетельствуют о том, что большая часть запоминаемого в жизни запоминается нами непроизвольно и многое из того, что мы совсем не хотели запомнить запоминаем так, что никогда не сможем забыть. Проведенные в этом направлении исследования П.И.Зинченко убедительно показали, что установка на запоминание, делающая его прямо целью наших действий не является решающей для эффективности запоминания и непроизвольное запоминание оказывается эффективнее произвольного. Иными словами, запоминаемое нами непроизвольно в процессе деятельности запоминается прочнее, чем запоминание при желании специально запомнить. Таким образом, мы запоминаем прежде всего то, что составляет цель нашего действия. Все зависит от того как организованы наши действия в ходе которых совершается запоминание. Поэтому непроизвольное запоминание далеко не случайно поддается изучению по определенным законам. И следовательно, этот процесс можно регулировать. Это сложнее, но и гораздо плодотворнее. Чем произвольное запоминание, которое становится основной целью действий. С целью опробования и применения теоретических знаний на практике мы провели эксперименты, методики и результаты которых приведены в настоящей работе. Библиография 1. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М.,1980 2. Бартлет Ф. Психика человека в труде и игре. М., 1959 3. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М., 1961.-- 123 с. 4. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность. 5.Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М., Изд - во Моск. Ун - та, 1979, 272 с. 6. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.- метод. Пособие к курсу «Психология человека».-М. Педагогическое общество России, 2001 - 276с. 7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М.,1960 8. Общая психология. Курс лекций. М., Владос, 1995 9. Калмыкова З. И. Психологические принципы развивающего обучения. М., 1979.-- 236 с. 10. Норман Д. Память и научение. М., 1985 11. Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М., 1981.-- 154 с 12. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.-- 210 с. 13. Немов Р.С. Психология. Кн.1.М., 1997. - 575 с. 14. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии под редакцией А.А. Крылова. С-Пб., 2000 15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.,2007. - 712 с. 16. Столяренко Л.Д. Основы общей психологии. - Ростов-н/Д.: Феникс, 1997. - 736 с. 17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: М. Владос, 1999. - Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. - 384 с. 18. Диагностика психического развития детей. / Ред. Е.В. Гурова, Н. Ф. Шляхта. - М.: Институ молодёжи, 1992. - 180 с. 19. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2000. - 672 с. 20. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |