|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Сравнительное изучение социально-психологической адаптированности студентов мужского и женского полаСравнительное изучение социально-психологической адаптированности студентов мужского и женского пола43 КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: "Сравнительное изучение социально-психологической адаптированности студентов мужского и женского пола" 1. Определение термина «адаптированности». Фундаментальная типология индивидуальности Судьба человека во многом определяется уровнем его адаптивности - врожденной и приобретенной способности к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. Есть высоко-, средне- и низкоадаптивные люди. Врожденные основы адаптивности - это инстинкты, темперамент, конституция тела, эмоции, врожденные задатки интеллекта и способностей, внешние данные и физическое состояние организма. Уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни. Адаптированность - уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью. Адаптированность предполагает способность человека регулировать свои психические процессы (управлять своими мыслями, чувствами, желаниями), а также его умение взаимодействовать с окружающей средой, общаться. Человек может быть гармоничен и адаптирован либо дисгармоничен и дезадаптирован. Дезадаптация - всегда психосоматическая (и души, и тела) и протекает в трех формах: невротической (неврозы), агрессивно-протестной и капитулятивно-депрессивной (психосоматические заболевания и нарушения поведения). Расстройство адаптации проявляется следующими симптомами: 1. депрессивное настроение, тревога, беспокойство; 2. чувство неспособности справиться с ситуацией, приспособиться к ней; 3. некоторое снижение продуктивности в повседневных делах; 4. склонность к драматическому поведению, вспышки агрессии; Адаптивность человека обеспечивается эволюционно отобранными целесообразными врожденными особенностями его натуры. Первой составляющей натуры человека, обеспечивающей адаптивность, являются инстинкты. Согласно концепции В.И. Гарбузова, можно выделить семь инстинктов: самосохранения, продолжения рода, альтруистический, исследования, доминирования, свободы и сохранения достоинства. Инстинкты группируются в диады: диада А включает в себя инстинкты самосохранения и продолжения рода, и она - базовая, обеспечивающая физическое выживание особи и вида. Диада Б включает в себя исследовательский инстинкт и инстинкт свободы, она обеспечивает первичную специализацию человека. И наконец, диада В включает в себя инстинкты доминирования и сохранения достоинства и обеспечивает самоутверждение, самосохранение человека в психосоциальном аспекте. Все вместе эти три диады в самом общем виде обеспечивают адаптацию человека в реальной жизни. Инстинкт альтруизма социализирует эгоцентрическую сущность всех остальных инстинктов. Обычно в норме у человека один или несколько инстинктов доминируют, остальные же выражены слабее, но полноценно влияют на личностные тенденции. Однако в силу определенных биологических и социальных факторов доминирование одного или нескольких инстинктов может быть чрезмерным до патологии, а звучание остальных может оказаться подавленным вплоть до атрофии, и тогда речь идет об инстинктопатиях. Инстинктопатии приводят к конфликтным межличностным отношениям между их носителями и индивидами с нормальным доминированием того или иного инстинкта. Между инстинктопатиями и психопатиями существует тесная связь: так при истероидной психопатии имеет место гипердоминирование инстинктов свободы, самосохранения и атрофия инстинктов альтруизма, продолжения рода. В зависимости от доминирования того или иного инстинкта вытекает первичная фундаментальная типология индивидуальности. Каждый человек принадлежит к одному из семи типов: I - «эгофильному», II - «генофильному» (от лат. genus - род), III - «альтруистическому», IV - «исследовательскому», V - «доминантному», VI - «либертофильному» (от лат. libertas - свобода), VII - «дигнитофильному» (от лат. dignitas - достоинство). Ниже приведены краткие личностные характеристики в рамках данной типологии. I. Эгофильный тип. С раннего детства у человека этого типа проявляется склонность к повышенной осторожности, ребенок не отпускает мать от себя ни на миг, боится темноты, высоты, воды и т.п., нетерпим к боли (отказы от лечения зубов, от посещения врачей и т.п.); на базе этого типа формируется личность с выраженной эгоцентричностью, тревожной мнительностью, склонностью при неблагоприятных обстоятельствах к навязчивым страхам, фобиям или истерическим реакциям. Это люди, для которых «безопасность и здоровье - превыше всего!», а их кредо: «Жизнь одна и больше не будет». Эволюционная целесообразность наличия данного типа заключается в том, что его носители, сохраняя себя, являются хранителями генофонда рода, племени. Для «эгофильного типа» характерны следующие ведущие качества: 1) эгоцентричность; 2) консерватизм; 3) готовность поступиться социальными потребностями ради собственной безопасности; 4) отрицание риска; 5) тревожность в отношении своего здоровья и благополучия. II. Генофильный тип. Для него характерна своеобразная характерность эгоцентризма, когда «Я» замещается понятием «Мы» (под «Мы» подразумевается семья) вплоть до отрицания «Я». Ценности, цели, жизненный замысел подчинены одному - интересам детей, семьи. Уже в детстве интересы этого типа людей фиксированы на семье, и такой ребенок спокоен только тогда, когда отец и мать вернулись с работы, вся семья в сборе, все здоровы и у всех хорошее настроение. Он обостренно чувствует разлад в семье, и в этом случае у него возникает депрессивная невротическая реакция с энурезом и т.п. Это люди, которые ценят «интересы семьи превыше всего», а их кредо: «Мой дом - моя крепость». Эволюционная целесообразность наличия данного типа заключается в том, что его носители - хранители семьи, хранители генофонда рода, хранители жизни. «Генофильному типу» присущи ведущие качества: 1) сверхлюбовь к своим детям; 2) семейственность; 3) сверхзабота о безопасности и здоровье своих детей; 4) тенденция к отрицанию своего «Я» в пользу «Мы» (семьи); 5) сверхтревожность относительно будущего своих детей. III. Альтруистический тип. Для людей этого типа характерны доброта, эмпатия, заботливость к близким, особенно к пожилым, они способны отдать другим последнее, даже необходимое им самим. Они убеждены, что не может быть хорошо всем, если плохо кому-то одному, а их кредо: «Доброта спасет мир, доброта превыше всего». И они эволюционно хранители доброты, мира, хранители жизни. Для «альтруистического типа» характерны ведущие качества: 1) доброта; 2) сопереживание, понимание людей; 3) бескорыстность в отношениях с людьми; 4) забота о слабых, больных; 5) миролюбие. IV. «Исследовательский тип». У людей этого типа с раннего детства отмечается любознательность, стремление во всем добраться до сути, склонность к творчеству. Вначале этих людей интересует все, но далее все сильнее и сильнее захватывает какое-то одно страстное увлечение. Путешественники, изобретатели, ученые - лица этого типа. Их кредо: «Творчество и прогресс - превыше всего». Эволюционная целесообразность этого типа очевидна. «Исследовательскому типу» присущи: 1) склонность к исследовательской деятельности; 2) склонность к поиску нового, новаторство в науке, искусстве и т.д.; 3) способность без колебаний оставлять обжитое место, налаженное дело при появлении новых, требующих риска, но интересных дел и задач; 4) устремленность к творчеству; 5) самоотверженность в реализации творческих устремлений. V. Доминантный тип. С раннего детства наблюдается стремление к лидерству, умение организовать игру, поставить цель, проявить волю для ее достижения; формируется личность, знающая, чего она хочет и как достигнуть желаемого, упорное в достижении цели, готовая к продуманному риску, умеющая разбираться в людях, повести их за собой. Кредо этого типа: «Дело и порядок превыше всего», «Один - ничто, все - всё», «Будет хорошо всем - будет хорошо каждому». Эволюционная целесообразность наличия этого типа, рождающего лидеров, организаторов, политиков в том, что они - хранители интересов и чести всего рода. Для «доминантного типа» характерны: 1) склонность к лидерству, к власти; 2) предрасположенность к решению сложных организационных задач; 3) приоритет перспектив служебного роста над материальными стимулами; 4) готовность к жестокой борьбе за лидерство, за первое место; 5) приоритет общего (интересов дела, коллектива) над частным (интересами одного человека). IV. Либертофильный тип. Уже в колыбели дитя этого типа протестует, когда его пеленают. Склонность к протесту против любого ограничения его свободы растет вместе с ним. Для людей этого типа харектерны: стремление к самостоятельности, отрицанию авторитетов (родителей, учителей), терпимость к боли, склонность рано покидать отчий дом, предрасположенность к риску, упрямству, негативизму, нетерпимости рутины, бюрократизма. Кредо таких людей: «Свобода превыше всего!». И они - хранители интересов и свободы каждого, индивидуальности, они естественно ограничивают тенденции лиц «доминантного типа». Они - хранители свободы, а с этим - жизни. Либертофильному типу присущи: 1) склонность к протесту, бунтарству; 2) предрасположенность к перемене мест (отрицание будничности); 3) стремление к независимости; 4) склонность к реформаторству, революционным преобразованиям 5) нетерпимость к любым формам ограничений, к цензуре, к подавлению «Я». VII. Дигнитофильный тип. Уже в раннем детстве человек этого типа способен уловить иронию, насмешку и абсолютно нетерпим к любой форме унижения. Характерна безоглядность, готовность подступиться всем в отстаивании своих прав, непоколебимая позиция «Честь превыше всего». Инстинкт самосохранения у такого человека на последнем месте. Во имя чести и достоинства эти люди без колебания идут на Голгофу. Привязанность к семье выражается в форме сохранения фамильной чести: «В нашем роду не было подлецов и трусов». Эволюционная целесообразность наличия такого типа заключается в том, что его носители - хранители чести и достоинства «Я», личности, а с этим - жизни, достойной человека. Для «дигнитофильного типа» характерны: 1) нетерпимость к любым формам унижения; 2) готовность поступиться благополучием и социальным статусом во имя собственного достоинства; 3) приоритет чести и гордости над безопасностью; 4) бескомпромиссность и прямота в отношениях с лидерами; 5) нетерпимость ко всем формам ущемления прав человека. Наряду с «чистыми» по доминирующему инстинкту типами наблюдаются и смешанные, когда сочетаются I и II типы, I и IV типы, I и V, I и VI, I и VII, II и III, II и V, II и VII, IV и V, IV и VII, V и VII. Таким образом, можно выделить семь первичных профилей личности, а с этим - семь врожденных судьбоносных ориентаций, определяющих формирование замыслов, планов, образа жизни, системы ценностей и тем самым осуществляющих сам выбор судьбы. И как бы жизнь и воспитание не подавляли доминирующий инстинкт, он продолжает воздействовать через вытекающие из него фундаментальные установки. Более того, в случае подавления доминирующего инстинкта он из неосознанной сферы еще сильнее влияет на выбор. Реконструкция подавленной или искаженной натуры - основа психотерапии и психосоматического оздоровления. Итак, инстинкты - фиксированная в генетическом коде программа приспособления, самосохранения и продолжения рода, отношения к себе и к другим, включающая в себя индивидуальный стиль адаптации и первичную специализацию человека. Генетическая программа развития индивида гармонична. Доминирующему инстинкту соответствуют определенный темперамент, конституция тела, лево- или правополушарное доминирование, преимущественная выраженность того или иного профиля интеллекта. Реализация доминирующего инстинкта в жизненном плане, образе жизни, в профессии, в отношении к себе и другим, а со всем этим и в выборе судьбы приносит удовлетворенность, гармоничность, адаптированность, здоровье и долголетие. Волюнтаристское подавление, игнорирование тенденций, вытекающих из доминирующего инстинкта, или вынужденный выбор пути вопреки ему приводят к неудовлетворенности, дисгармоничности, к дезадаптации и болезни. В натуре человека выделяют: 1) доминирующий инстинкт; 2) темперамент; 3) конституцию телосложения; 4) доминирующие эмоции (индивидуальный стиль эмоционального восприятия и реагирования); 5) половую принадлежность; 6) интеллектуальные способности; 7) иерархию потребностей и ценностей, установок, определяющую жизненные цели, - и все эти составляющие обусловливают определенную степень адаптированности человека к жизни, обусловливают его судьбу. 2. Социализация Говоря о социально-психологической адаптированности, нельзя не затронуть такие понятия, как «социализация» и «индивидуализация». Социализация определяется по трем критериям. Первый критерий связан со способностью человека реагировать на другого человека как на равного себе («другой такой же живой, как и Я»). Второй критерий определен как реакция на факт существования определенных норм в отношениях с другим и как стремление следовать им. Третий критерий - как человек переживает свою относительную зависимость от других людей. Существует для каждого человека необходимая мера одиночества, и если человек эту меру переступает, то он чувствует себя плохо. Мера одиночества - это своеобразная соотнесенность необходимости в независимости, уединенности от других и своего места среди своего окружения. Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Стадии социализации: 1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает). 2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «Мир и Я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще не устойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво-концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности. 3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы: · Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом; · Изменение себя, стремление «стать как все» - конформизм, внешнее соглашательство, адаптация. 4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его путем активного воздействия на среду через свою деятельность. 5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям. Различия между социализацией детей и взрослых. Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности продолжается и в среднем и в пожилом возрасте. Д_р Орвиль Г. Брим (1966) утверждал, что существуют следующие различия между социализацией детей и взрослых: 1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении из внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации. 2. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только 3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета». Социализация в детстве строится на полном повиновении взрослым и выполнении определенных правил. А взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей на работе, дома, на общественных мероприятиях и т.д. Они вынуждены устанавливать приоритеты в сложных условиях, требующих использования таких категорий, как «более хорошо» или «менее плохо». Взрослые не всегда соглашаются с родителями; детям же не дано обсуждать действия отца или матери. 4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения. Психолог Р. Гоулд (1978) считает, что социализация взрослых не является продолжением социализации детей, она представляет собой процесс преодоления психологических тенденций, сложившихся в детстве. Гоулд утверждает, успешная социализация взрослых связана с постепенным преодолением детской уверенности во всемогуществе авторитетных лиц и в том, что другие обязаны заботится о твоих нуждах. В результате формируются более реалистические убеждения с разумной мерой недоверия к авторитетам и пониманием, что люди сочетают в себе как достоинства, так и недостатки. Избавившись от детских мифов, люди становятся терпимее, щедрее и добрее. В конечном итоге личность обретает значительно большую свободу. Ресоциализация. Принцип, согласно которому развитие личности в течение всей жизни идет по восходящей и строится на основе закрепления пройденного, не является непреложным. Но свойства личности, сформировавшиеся ранее, не являются незыблемыми. Ресоциализацией называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие виды деятельности - от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки рабочих. Психотерапия также является одной из форм ресоциализации. Под ее воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания. 3. Социальный статус Каждый человека в социальной системе занимает несколько позиций. Каждая из этих позиций, предполагающая определенные права и обязанности, называется статусом. Человек может иметь несколько статусов, но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Этот статус называется главным, или интегральным. Часто бывает так, что главный или интегральный, статус обусловлен его должностью (например, директор, профессор). Социальный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутренней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т.д.). Отличают предписанные и приобретенные статусы. Предписанный - это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности. Он обусловливается этническим происхождением, местом рождения, семьей и т.д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ученый, директор и т.д.). Выделяются также естественный и профессиональнно-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т.д.). Профессионально-должностной - это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т.д.). Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль - это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. Социальная роль распадается на ролевые ожидания-то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение-то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, приблизительно знает схему и последовательность действий и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих. Общество при этом следит, чтобы все делалось «как надо». Для этого существует целая система социального контроля: от общественного мнения до правоохранительных органов - и соответствующая ей система социальных санкций: от порицания, осуждения до насильственного пресечения. 4. «Я» - концепция и мотивация личности Становление индивида в личность предполагает осознание им самого себя как существа, отличного от других, как некоторой субъективно замкнутой реальности. Все это проявляется в факте именования себя «Я». Поэтому феномен «Я» есть центральный пункт формирования личности и ее структуры. В известном смысле можно утверждать, что личность - это и есть «Я» или прежде всего «Я». Поэтому многие психологи полагают, что узкое понимание личности должно включать только ее ядро, т.е. «Я» - концепцию и направленность личности (мотивация, ценностные ориентация). «Я» - концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую «Я» - концепции часто называют образом «Я» или картиной «Я». Составляющую, связанную с отношением к себе или отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. В сущности, «Я» - концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает и как смотрит на свои настоящие возможности и возможности развития в будущем. Образ своего «Я», можно рассмотреть и как совокупность установок, направленных на самого себя и включающих следующие основные компоненты: когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности и социальной значимости (самосознания); эмоциональный - аффективная оценка «Я» - образа, которая проявляется в самоуважении, себялюбии или самоуничижении; оценочно-волевой - потенциальная поведенческая реакция, т.е. конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой (это и стремление повысить свою самооценку, завоевать уважение). «Я» - концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий. Стремление защитить «Я» - концепцию, оградить ее от разрушающих воздействий является одним из основополагающих мотивов всякого нормального поведения (Бернс Р., 1986). Субъективно переживание наличия собственного «Я» выражается в следующих его главных функциях: 1) самоидентичности, т.е. целостности «Я» с чувством непрерывности, 2) активности «Я» с чувством собственной автономности и 3) защиты «Я» с чувством собственного достоинства; 4) самосовершенствования «Я» с чувством определенного рода линии надежды, направленности на цели, реализация которых мыслится как будущее личной жизни. Переживание наличия «Я» является результатом длительного процесса формирования личности. Образ «Я» - не статическое, а динамическое образование личности индивида. Фактически психологи фиксирую у человека не один образ его «Я», а множество сменяющих друг друга «Я» - образов, попеременно то выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия. В «Я» - концепции можно выделить следующий «Я» - образы: «Я» - реальное, т.е. представление о себе в настоящем, текущем времени. Если человек говорит или думает в какой-то момент времени о себе с презрением, то это не должно восприниматься как стабильная характеристика его «Я» - образа. Более чем вероятно, что его представление о себе сменится через некоторое время на противоположное. «Я» - идеальное - можно противопоставить «Я» - реальному представлению о себе. «Я» - идеальное - это представления о том, каким бы хотел быть индивид в данных конкретных условиях. «Я» - идеальное выступает как необходимый ориентир самовоспитания личности. Иногда в «Я» - концепции выделяют еще и «Я» - фантастическое, т.е. то, каким бы субъект пожелал стать, даже если невероятное оказалось возможным. Фантастический образ своего «Я» имеет большое значение у детей, особенно у подростков, в связи с их склонностью строить планы на будущее, создание которых невозможно без фантазии и мечты. Однако преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе, которые не сопровождаются осуществлением желаемого, не всегда положительное явление, т. к. очевидное несовпадение желаемого и действительного могут дезорганизовать самосознание и травмировать человека. Во всем множестве «Я» - образов следует упомянуть и о «Я» - зеркальном, т.е. собственных представлений человека о том, каким он воспринимается глазами окружающих его людей. Этот компонент «Я» - образа является существенным для формирования личностной значимости и самооценки. Сложность «Я» - концепции понимается как число аспектов «Я», воспринимаемых человеком, степень дифференциации «Я» - концепции. На ранних стадиях самосознания происходит отделение человеком себя от других. Далее «Я» в его сознании разделяется на неограниченное число частей. В последствии у человека появляется тенденция оценивать себя в сравнении с другими людьми. Этот процесс получил подробный анализ в теории социального сравнения Л. Фестингера (1954). Главным положением теории является утверждение, что в основе стремления человека правильно оценить свое мнение и способности в сравнении себя с другими лежит потребность иметь ясную и определенную «Я» - концепцию. Через процесс социального сравнения у человека устанавливаются рамки социального рассмотрения «Я» как точки отсчета. Отмечено, что люди с высокой сложностью «Я» - концепции имеют тенденцию стремиться получить как можно больше информации перед принятием решения, чем обладающие низкой сложностью «Я» - концепции (Зиллер Р., 1973). Лица с более высокой сложностью «Я» - концепции легче ассимилируют как негативную, так и позитивную информацию от других. 5. Изучение «Я» - концепции и мотивации личности «Я» - концепция, или идеальная представленность индивидов себе как в другом, - важный структурный элемент психического облика личности. Степень адекватности «Я» - образа наиболее часто выясняется при изучении самооценки личности. Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка играет важную роль в регуляции поведения человека. Завышенная самооценка приводит к тому, что человек склоне переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он нередко сталкивается с противодействием окружающих, отвергающих его претензии. Все это может привести к озлобленности, проявлениям мстительности или нарочитого высокомерия в поведении. Чрезмерно низкая самооценка лежит в основе комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе и самообвинении. Уровень притязаний тесно связан с самооценкой. По сути уровень притязаний - это уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности целей, которую ставит перед собой человек. Стремление к повышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степени трудности очередного действия, приводит к конфликту двух мотивов (тенденций): тенденции повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и тенденции снизить их, чтобы избежать неудачи (Хекхаузен Х., 1986). Люди мотивированные на успех, обычно ставят перед собой некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Взявшись за какую-нибудь работу, они рассчитывают на успех, одобрение, и сама работа вызывает у них полную мобилизацию и положительные эмоции. Иначе ведут себя люди, мотивированные на избегание неудачи. Они неуверены в себе, боятся критики. Работа, особенно такая которая чревата возможностью неудачи, является источником отрицательных эмоций. В результате чего они часто оказываются неудачниками. Для человека, стремящегося к успеху, привлекательность и интерес к неудавшейся ему задаче или деятельности возрастает, а для человека, ориентированного на неудачу, падает. Значимая, отдаленная во времени цель в большей степени способна стимулировать деятельность человека с развитым мотивом достижения успеха, чем с выраженным мотивом избегания неудачи. Локус контроля - характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей. Интернальный (внутренний) локус контроля - поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локус контроля - локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе. Каузальная атрибуция (от Лат. causa - причина и англ. - attribute - приписывать, наделять) - склонность человека к причинному объяснению поступков других людей. Необходимость ее обусловлена тем, что информация, которую дает человеку наблюдение, часто недостаточно для адекватного взаимодействия с его социальным окружением и нуждается в «достраивании». Если мы знаем причину поступка другого человека, то мы можем не просто его объяснить, но и предсказать подобный поступок в будущем, что важно в общении и взаимодействии людей. При таком подходе каузальная атрибуция одновременно выступает и как потребность человека в понимании причин поступков других людей, и как способность к такому пониманию (Хайдера Ф., 1958 и др.). Исследования показали, что люди охотнее приписывают причины поступков других людей их личности, а не внешним обстоятельствам. Эта закономерность получила название «фундаментальной ошибки атрибуции» (Джоунс И., 1979). Одновременно большинство людей проявляет также явное нежелание признавать случай как причину собственного поведения, особенно при успешных действиях. При неуспехе, собственных неудачах и несчастьях человек чаще причины их ищет в обстоятельствах, правда при этом он винит в происшедшем и себя. В целом свои успехи или неудачи люди склонны объяснять в выгодном для сохранения и поддержания самооценки свете. Личностный конструкт. По мнению Дж. Келли (1955), людям свойственно воспринимать окружающий мир через призму имеющихся у них устойчивых когнитивно-оценочных образований - личностных конструктов. Личностным конструктом называют пару противоположных оценочных понятий: «добрый - злой», «честный - нечестный», «хороший - плохой», «мужской - женский» и тому подобное. Один человек предпочитает пользоваться одними конструктами, другой - другими, равно как и пользоваться одними конструктами, другой - другими, равно как и пользоваться лишь одними положительными или отрицательными полюсами. Эти данные могут быть положены в основу как описания особого взгляда человека на мир, так и мотивационно-когнитивного объяснения и предсказания его поведения. Тревожность личности. Оценка ситуации и самооценка заметно зависят и от тревожности личности. Если ситуационная тревога устойчиво проявляется у человека в самых разных ситуациях, то ее связывают с наличием у человека в самых разных ситуациях, то ее связывают с наличием у человека соответствующей личностной черты - «личностная тревожность». Высокотревожные личности эмоционально острее реагируют на неудачу, они хуже работают в стрессовых ситуациях или в условиях дефицита времени. У них доминирует мотивация на избегание неудачи. Если низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче, то высокотревожных, напротив, сообщение об их успехах. Высокотревожные люди часто терпят неудачи не потому, что им недостает способностей, знаний или умений, а по причине стрессовых состояний, возникающих во время ситуаций типа «экзамен». У них появляется ощущение некомпетентности, беспомощности и блокада деятельности. Появлению чувства когнитивной беспомощности препятствуют мотивации достижения и достаточно высокая самооценка. Мотивы аффилиации и отвергания. В общении людей большое значение придается мотивам аффилиации и власти. Мотив аффилиации (от англ. to affiliate - присоединяться) проявляется в стремлении человека быть в обществе других людей. Внутренне он выступает в виде чувства привязанности, верности, а внешне - в общительности, в сотрудничестве с другими. В известных пределах близость других приводит и к прямому снижению тревожности, смягчая последствия как физиологического, так и психологического стресса. Блокирование аффилиации порождает фрустрацию, чувство одиночества и отчужденности. Мотив отвергания - боязнь быть отвергнутым другими, противоположность аффилиации. При преобладании боязни быть отвергнутыми другими также создаются трудности на пути межличностного общения. Интересно отметить, что такие люди часто вызывают недоверие к себе у окружающих, что связано со слабо развитыми навыками общения у них. Мотивация власти. Под мотивацией власти понимается стремление и способность получать удовлетворение от контроля над другими людьми. Мотив к власти проявляется в склонности управлять социальным окружением, воздействовать на поведение других различными способами, доказывать свою правоту, диктовать условия и т.п. С мотивацией власти сопряжены такие явления, как лидерство, влияние людей друг на друга, руководство иподчинение и многие другие феномены. Известно, что для успешного руководства людми недостаточно только одного мотива власти, а требуется сочетание трех мотивов: относительно высоких мотивов достижения и власти и сравнительно низкого мотива аффилиации. А. Адлер, ученик З. Фрейда, полагает, что мотив власти связан со стремлением человека к превосходству, которое компенсирует естественные недостатки людей, испытывающих так называемый комплекс неполноценности. Проблема компенсации низкой самооценки, реальных или воображаемых дефектов личности в стремлении к власти свое более полное развитие получила в работах Г. Лассуэлла (1931, 1948). Мотивации альтруизма. Особый интерес в психологии вызывают мотивы так называемого просоциального поведения. Просоциальное поведение иначе называют альтруистическим (от лат. alter - другой). Оно направлено на защиту интересов и благополучия других людей. Некоторые психологи считают, что за таким поведением стоит особый альтруистический мотив (мотив помощи, заботы о других). От подлинно альтруистических мотивов поведения следует отличать псевдоальтруистические. При последних стремление принести пользу окружающим всегда связано с желанием получить ответную выгоду (принцип «ты - мне, я - тебе»). Мотивации агрессивности. Альтруистическому мотиву противополо-жен по смыслу мотив агрессивности (от лат. aggredi - нападать). Агрессивность всегда связана с намеренным причинением физического или психологического вреда другому человеку, обществу. В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти. От фрустрационной (реактивной) агрессии следует отличать враждебную агрессию, с ее целенаправленно-осознанным стремлением нанести вред другому, и инструментальную агрессию, где цель действия субъекта иная, а агрессия используется как одно из средств ее достижения. Готовность субъекта к агрессивному поведению может быть рассмотрена и как относительно устойчивая личностная черта. Уровень личностной агрессивности определяется как научением в процессе социализации, так и ориентацией на принятые в обществе культурно-социальные нормы (социальная ответственность, учет возмездия за акт агрессии). Агрессивные действия могут направляться субъектом на себя, принимая форму аутоагрессии (самоповреждения, суицидное поведение и др.). некоторые формы агрессии и аутоагрессии могут служить признаком имеющихся и развивающихся патопсихологических изменений личности (возбудимая психопатия, паранойя, эпилепсия и другие заболевания). 6. Концепция Э. Эриксона Эриксон относится к числу тех последователей Фрейда, кто сумел критически переосмыслить некоторые положения его концепции. В своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. В отличие от Фрейда, Эриксон уделял большое внимание социальной детерминации развития. Он полагает, что наряду с выделенными Фрейдом фазами психосексуального развития, в ходе которого меняется направленность влечения от аутоэротизма к внешнему объекту, существуют и психологические стадии развития «Я», в ходе которых индивид устанавливает основные жизненные ориентиры по отношению к себе и своей социальной среде. Эриксон выделил ставшие широко известными восемь стадий развития личности. На каждой из них существуют свои определенные параметры, которые могут принимать положительные и отрицательные значения. Механизмом смены стадий является конфликт, кризис идентичности личности. Понятие «психосоциальная идентичность» у Эриксона выступает в качестве центрального интегративного начала личности. Групповая, социальная идентичность начинает формироваться очень рано - ребенок с первых дней жизни ориентирован на включение в определенную социальную группу и постепенно начинает воспринимать и понимать мир так, как и большинство его окружения. Но постепенно у него формируется и индивидуальная идентичность - чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на то, что в нем идут и многие процессы непрерывного изменения и развития. Таким образом, индивидуальная идентичность означает сознание тождественности самому себе, непрерывности во времени собственной личности и связанное с этим ощущение, что другие также признают это. Если идентичность - состояние, то идентификация - процесс его формирования. Идентификация всегда связана с другими людьми, которые в течение определенного времени могут служить «образцами». В индивидуальной идентичности можно различить личную идентичность и Я-идентичность. Последняя («эго-идентичность») означает более узкую, глубинную область, ответственную за постоянство личности. Значение этого конструкта яснее всего проявляется в психопатологии, когда Я-идентичность утрачивается, меняется, «расщепляется» или человек вынужден бороться за ее сохранение. Идентификационное поведение и идентичность развиваются непрерывно в течение всей жизни, начиная с раннего детства. При этом важнейшее влияние оказывают родители и другие референтные личности. Согласно Эриксону, каждый человек в ходе развития своей идентичности переживает несколько критических фаз. Критическая фаза - не патологическое состояние, а своеобразное состояние нестабильности с мобилизацией созидательных сил. Человек задает себе вопросы: «Каков я? Каким мне хотелось бы стать? За кого меня принимают?». Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом. Решение всех этих вопросов определяется уровнем развития человека и духовной атмосферой общества, в котором человек живет. Стремление к собственной идентичности и к ее сохранению Эриксон выводит из психоаналитических посылок, стадии личностного развития у него соответствует в общих чертах фазам психосексуального развития 7. Психосоциальные кризисы 1. Младенчество: базальное доверие - базальное недоверие В этот период краеугольным камнем формирования здоровой личности является общее чувство доверия. Младенец, имеющий базальное чувство «внутренней определенности», воспринимает социальный мир как безопасное, стабильное место, а людей как заботливых и надежных. Это чувство определенности лишь частично осознается в период младенчества. Степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям и миру зависит от качества получаемой им материнской заботы. Но младенцы должны доверять не только внешнему миру, но также и миру внутреннему, они должны научиться доверять себе и в особенности должны приобрести способность к тому, чтобы их органы эффективно справлялись с биологическими побуждениями. Вопрос о том, что является причиной первого важного психологического кризиса, глубоко проанализирован Эриксоном. Он связывает этот кризис с качеством материнского ухода за ребенком - причиной кризиса является ненадежность, несостоятельность матери и отвергание ею ребенка. Это способствует появлению у него психосоциальной установки страха, подозрительности и опасения за свое благополучие. Чувство недоверия может усилиться тогда, когда ребенок перестает быть для матери главным центром внимания. Наконец, родители, придерживающиеся противополож-ных принципов и методов воспитания, или чувствующие себя неуверенно в роли родителей, или те, чья система ценностей находится в противоречии с общепринятым в данной культуре стилем жизни, могут создавать для ребенка атмосферу неопределенности, двусмысленности, в результате чего у него появляется чувство недоверия. Положительное психосоциальное качество, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие-недоверие», Эриксон обозначает термином надежда. Иначе говоря, доверие переходит в способность младенца надеяться, что, в свою очередь, у взрослого может составлять основу веры в соответствии с какой-либо официальной формой религии. 2. Раннее детство: автономия - стыд и сомнение Приобретенное чувство базального недоверия подготавливает почву для достижения определенной автономии и самоконтроля, избегания чувств стыда, сомнения и унижения. Этот период продолжается в течение второго и третьего годов жизни. Ребенок, взаимодействуя с родителями в процессе обучения туалетному поведению, обнаруживает, что родительский контроль бывает разным: с одной стороны, он может проявляться как форма заботы, с другой - как деструктивная форма обуздания и мера пресечения. Ребенок также научается различать предоставление свободы типа «пусть попробует» и, напротив, попустительство как деструктивную формулу избавления от хлопот. Эта стадия становиться решающей для установления соотношения между добровольностью и упрямством. Чувство самоконтроля без потери самооценки является онтогенетическим источником уверенности в свободном выборе; чувство чрезмерного постороннего контроля и одновременная потеря самоконтроля может послужить толчком для постоянной склонности к сомнениям и стыду. Удовлетворительное разрешение психосоциального кризиса на этой стадии зависит, прежде всего, от готовности родителей постепенно предоставлять детям свободу самим осуществлять контроль над своими действиями. В то же время родители должны ненавязчиво, но четко ограничивать ребенка в тех сферах жизни, которые потенциально или актуально представляются опасными как для самих детей, так и для окружающих. Эриксон рассматривает переживание стыда у ребенка как нечто родственное гневу, направленному на самого себя, когда ребенку не разрешается развивать свою автономию и самоконтроль. Стыд может появиться, если родители нетерпеливо, раздраженно и настойчиво делают за детей что-то, что те могут сделать сами; или, наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то, чего они еще сами сделать не в состоянии. В результате формируются такие черты, как неуверенность в себе, приниженность и слабоволие. 3. Возраст игры: инициативность - вина Конфликт между инициативой и виной - последний психосоциальной конфликт в дошкольном периоде, который Эриксон называл «возрастом игры». Он длится от четырех лет до поступления ребенка в школу. В это время социальный мир ребенка требует от него активности, решения новых задач и приобретения новых навыков; похвала является наградой за успехи. Кроме того, у детей появляется дополнительная ответственность за себя и за то, что составляет их мир. Это возраст, когда дети начинают чувствовать, что их воспринимают как людей и считаются с ними и что жизнь для них имеет цель. Будет ли у ребенка после прохождения этой стадии чувство инициативы благополучно превосходить чувство вины, в значительной степени зависит от того, как родители относятся к проявлению у него собственного волеизъявления. Согласно психосоциальной теории, чувство вины у детей вызывают родители, не позволяющие им действовать самостоятельно. Появлению чувства вины также способствуют родители, чрезмерно наказывающие детей в ответ на их потребность любить и получать любовь от родителей противоположного пола. 4. Школьный возраст Четвертый психосоциальный период продолжается от шести до двенадцати лет («школьный возраст»). Предполагается, что в начале этого периода ребенок осваивает элементарные культурные навыки, обучаясь в школе. Этот период возраста характеризуется возрастающими способностями ребенка к логическому мышлению и самодисциплине, а также способностью взаимодействовать со сверстниками в соответствии с предписанными правилами. Любовь ребенка к родителю противоположного пола и соперничество с родителями своего пола в этом возрасте уже сублимировались и выражаются во внутреннем стремлении к приобретению новых навыков и успеху. Согласно Эриксону, у детей развивается чувство трудолюбия, когда они начинают постигать технологию своей культуры, обучаясь в школе. Термин «трудолюбие» отражает в себе основную тему данного периода развития, поскольку дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Опасность на этой стадии кроется в возможности появления чувства неполноценности, или некомпетентности. Например, если дети сомневаются в своих способностях или статусе в среде сверстников, это может отбить у них охоту учиться дальше. Чувство неполноценности может также развиться в том случае, если дети обнаруживают, что их пол, раса, религия или социально-экономическое положение, а вовсе не уровень знаний и мотивация, определяют их личностную значимость и достоинство. В результате они могут утратить уверенность в своей способности эффективно функционировать в существующем мире. 5. Юность: эго-идентичность - ролевое смешение Юность, на которую приходится пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона, считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый (от 12-13 до примерно 19-20 лет), подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями, что и составляет существо задачи, которая предъявляется человеку в этом возрастном периоде. Новый психосоциальный параметр, появляющийся в юности, на положительном полюсе предстает в виде эго-идентичности, на отрицательном полюсе - в виде ролевого смешения. В определении идентичности можно выделить три элемента. Первое: молодые люди и девушки должны постоянно воспринимать себя «внутренне тождественными самим себе». В этом случае у индивидуума должен сформироваться образ себя, сложившийся в прошлом и смыкающийся с будущим. Второе: значимые другие люди тоже должны видеть «тождественность и целостность» в индивидууме. Это значит, что юным нужна уверенность в том, что выработанная ими раньше внутренняя целостность будет принята другими людьми, значимыми для них. Третье: молодые люди должны достичь «возросшей уверенности» в том, что внутренние и внешние планы этой целостности согласуются между собой. Основа для благополучной юности и достижения интегрированной идентичности закладывается в детстве. Однако за пределами того, что подростки выносят из своего детства, развитие личной идентичности происходит под сильным влиянием тех социальных групп, с которыми они себя идентифицируют. Уязвимость подростков для стрессов, сопровождающих резкие социальные, политические и технологические изменения, Эриксон рассматривает как фактор, который также может серьезно мешать развитию идентичности. Неспособность юных достичь личной идентичности приводит к кризису идентичности. Кризис идентичности, или ролевое смешение, чаще всего характеризуется неспособностью выбрать карьеру или продолжить образование. Многие подростки, страдающие от специфичного для этого возраста конфликта, испытывают пронзительное чувство соей бесполезности, душевного разлада и бесцельности. Они ощущают свою неприспособленность, деперсонализацию, отчужденность и иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности - противоположной той, что настойчиво предлагают им родители и сверстники. Положительное качество связанной с успешным выходом из кризиса периода юности, - это верность. Эриксон использует термин «верность» в значении «способности подростка быть верным своим привязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в его системе ценностей». 6. Ранняя зрелость: интимность - изоляция Шестая психосоциальная стадия обозначает формальное название взрослой жизни. В целом это период ухаживания, раннего брака и начала семейной жизни. Он продолжается от поздней юности до ранней зрелости (от 20 до 25 лет). В течение этого времени молодые люди обычно ориентируются на получение профессии и «устройство». Эриксон утверждает, что только теперь человек по-настоящему готов к интимным отношениям с другим человеком как в социальном, так и сексуальном плане. На одном полюсе этого измерения находится интимность, а на противоположном - изоляция. Эриксон использует термин «интимность» как многоплановый и по значению, и по широте охвата. Прежде всего, он имеет в виду интимность как сокровенное чувство, которое мы испытываем к супругам, друзьям, братьям и сестрам, родителям или другим родственникам. Главная опасность на этой психосоциальной стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции. Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса интимность - изоляция, - это любовь. Социальным установлением, связанным с этой стадией, является этика. 7. Средняя стадия: продуктивность - инертность Седьмая стадия приходится на средние годы жизни (от 26 до 64 лет); ее основная проблема - выбор между продуктивностью и инертностью. Продуктивность появляется вместе с озабоченностью человека не только благополучием следующего поколения, но также и состоянием общества, в котором будет жить и работать это будущее поколение. Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии - забота. Являясь основным личностным достоинством зрелости, забота представляет собой не только чувство долга, но и естественное желание внести свой вклад в жизнь будущих поколений. Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощенности собой, при котором основным предметом заботы являются личные потребности и удобства. Это явление - «кризис старшего возраста» - общеизвестно. Оно выражается в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни. 8. Поздняя зрелость: эго-интеграция - отчаяние Последняя психосоциальная стадия (от 65 до смерти) завершает жизнь человека. Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах По убеждению Эриксона, для этой последней фазы зрелости характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития эго. Чувство интеграции эго проистекает из способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь и смиренно, но твердо сказать себе: «Я доволен». На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. Теперь на закате жизни они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала или искать какие-то новые пути, чтобы ощутить целостность своего «Я». Недостаток или отсутствие интеграции проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачливости и озабоченности тем, что может «случиться». Эриксон настаивает на том, что пожилые люди, если они заинтересованы в сохранении целостности своего «Я», должны делать гораздо больше, чем просто размышлять о своем прошлом. Эриксон сформулировал теорию, в которой обществу и самим людям придается равное значение в формировании личности на протяжении жизни. Это положение ориентирует людей, работающих в сфере социальной помощи, расценивать проблемы зрелого возраста скорее как неспособность найти выход из основного кризиса этого периода, чем усматривать в них только лишь остаточное влияние конфликтов и фрустраций раннего детства. Эриксон также уделил очень большое внимание подростковому возрасту, считая этот период центральным в формировании психологического и социального благополучия индивидуума. Наконец, Эриксон внушает определенный оптимизм, показывая, что каждая стадия психосоциального развития имеет свои сильные и слабые стороны, так что неудачи на одной стадии развития не обязательно обрекают индивидуума на поражение в следующем периоде жизни. Практическая часть Целью данного исследования является выявления уровня социально-психологической адаптированности студентов мужского и женского пола. Были использованы следующие методики: · индекс жизненной удовлетворенности ИЖУ Неугартена; · методика диагностики социально-психологической адаптации СПА К. Роджерса и Р. Даймонда. Методика ИЖУ позволяет выявить индекс жизненной удовлетворенности, который отражает общее психологическое состояние, степень психологического комфорта и социально-психологической адаптированности, систему отношений человека к жизни, общее умонастроение. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда показывает общее социально-психологическое состояние испытуемого Для проведения данного исследования мною была выбрана группа студентов четвертого курса факультета иностранных языков Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского. Данную группу можно охарактеризовать как малую учебную группу, члены которой знакомы на протяжении нескольких лет, следовательно - это хорошо сформировавшаяся группа, с определенными устоявшимися отношениями. Группа испытуемых: 1. Бурулова К. 2. Паньков Д. 3. Моисеева О. 4. Петрушкин К. 5. Носикова Л. 6. Шипилова Н. 7. Бабакулова К. 8. Морозов А. 9. Силова Л. 10. Нерсесян А. 11. Курочкин М. 12. Бабушкина Н. Данной группе испытуемых было предъявлено два вышеназванных опросника, результаты ответов на которые представлены в следующих таблицах: ТЕСТ «ИНДЕКС ЖИЗНЕННОЙ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ» (Неугартен Б.С. с соавт., 1961, USA) Тест приводится по статье Паниной Н.В. «Индекс жизненной удовлетворенности» в кн. «LifeLine и др. новые методы психологии жизненного пути»/ Сост., ред. А.А. Кроник. М.: Прогресс-Культура, 1993, с. 107 - 114 Инструкция: Люди по-разному оценивают различные периоды своей жизни. Здесь собраны некоторые, наиболее частые высказывания людей о своем настроении в разные периоды жизни. Отметьте на бланке ответов буквой каждое суждение - согласны вы с ним или нет (ответы С, Н или НЗ).
КЛЮЧ Учитываются совпадающие с Ключом ответы: С - Согласен - №№ пунктов 1, 5, 7, 8, 9, 11, 12, 13, 15, 16, 19 - дается по 2 балла за каждое совпадение. Н - Не согласен - №№2, 3, 4, 6, 10, 14, 17, 18, 20 - дается по 2 балла за каждое совпадение. НЗ - Не знаю - по любому пункту дается 1 балл за ответ. ОБРАБОТКА ДАННЫХПодсчитывается общая сумма баллов ПО СОВПАДАЮЩИМ С КЛЮЧОМ ОТВЕТАМ - показатель ИЖУ = баллов. Он интегративно отражает общее психологическое состояние, степень психологического комфорта и социально-психологической адаптированности, систему отношений человека к жизни, общее умонастроение.Средний балл:- у мужчин в районе 35 лет - 21,1 б.,- у пенсионеров 56-65 лет - 20,2 б. (из ни у ж - 19,5 б., у м - 21,2 б.),- у инженеров - 23,6 б.,- у студентов театрал. института - 23,7 б.,- у рабочих - 20,8 б.Особенно высок ИЖУ у лиц с творческими видами деятельности: 36-38 б. Пенсионеры - ИЖУ и уровень реактивной тревожности: р = - 0,54 (Спилбергер).ИЖУ и уровень активности: р = 0,78 (САН).ИЖУ и самочувствие: р = 0,86 (САН).Результаты теста ИЖУ
Средний показатель жизненной удовлетворенности для данной группы студентов составил 29,2 баллов, из них для лиц мужского пола средний показатель составил 31,4 баллов. Это показывает, что средний индекс жизненной удовлетворенности лиц мужского пола в данной группе выше среднего индекса жизненной удовлетворенности лиц женского пола, который составил 27,7 баллов. Однако число испытуемых женского пола, ИЖУ которых выше среднего балла, превысило число испытуемых того же пола, ИЖУ которых ниже среднего показателя. В то время как у большинства лиц мужского пола в данной группе ИЖУ ниже среднего показателя жизненной удовлетворенности. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда Инструкция. В опроснике содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни - переживаниях, мыслях, привычках, стиле поведения. Их всегда можно соотнести с нашим собственным образом жизни. Прочитав или прослушав очередное высказывание опросника, примерьте его к своим привычкам, своему образу жизни и оцените, в какой мере это высказывание может быть отнесено к вам. Для того чтобы обозначить ваш ответ в бланке, выберите, подходящий, по вашему мнению, один из семи вариантов оценок, пронумерованных цифрами от «0» до «6»: «0» - это ко мне совершенно не относится; «1» - мне это не свойственно в большинстве случаев; «2» - сомневаюсь, что это можно отнести ко мне; «3» - нс решаюсь отнести это к себе; «4» - это похоже на меня, но нет уверенности; «5» - это на меня похоже; «6» - это точно про меня. Выбранный вами вариант ответа отметьте в бланке для ответов в ячейке, соответствующей порядковому номеру высказывания. Опросник ДПА. 1. Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь «разговор. 2. Нет желания раскрываться перед другими. 3. Во всем любит состязание, соревнование, борьбу. 4. Предъявляет к себе высокие требования. 5. Часто ругает себя за сделанное. 6. Часто чувствует себя униженным. 7. Сомневается, что может нравиться кому-нибудь из лиц противоположного пола. 8. Свои обещания выполняет всегда. 9. Теплые, добрые отношения с окружающими. 10. Человек сдержанный, замкнутый; держится от всех чуть в стороне. 11. В своих неудачах винит себя. 12. Человек ответственный; на него можно положиться. 13. Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны. 14. На многое смотрит глазами сверстников. 15. Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать. 16. Собственных убеждений и правил не хватает. 17. Любит мечтать - иногда прямо среди бела дня. С трудом возвращается от мечты к действительности. 18. Всегда готов к защите и даже нападению: «застревает» на переживаниях обид, мысленно перебирая способы мщения. 19. Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать себе; самоконтроль для него не проблема. 20. Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра. 21. Все, что касается других, не волнует сосредоточен на себе; занят собой. 22. Люди, как правило, ему нравятся. 23. Не стесняется своих чувств, открыто их выражает. 24. Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко. 25. Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться. 26. С окружающими обычно ладит. 27. Всего труднее бороться с самим собой. 28. Настораживает незаслуженное доброжелательное отношения окружающих. 29. В душе - оптимист, верит в лучшее. 30. Человек неподатливый, упрямый; таких называют трудными. 31. К людям критичен и судит их, если считает, что они этого заслуживают. 32. Обычно чувствует себя не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно. 33. Большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему относится, любит его. 34. Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться. 35. Человек с привлекательной внешностью. 36. Чувствует себя беспомощным, нуждается в ком-то, кто был бы рядом. 37. Приняв решение, следует ему. 38. Принимает, казалось бы, самостоятельные решения, не может освободиться от влияния других людей. 39. Испытывает чувство вины, даже когда винить себя как будто не в чем. 40. Чувствует неприязнь к тому, что его окружает. 41. Всем доволен. 42. Выбит из колеи: не может собраться, взять себя в руки, организовать себя. 43. Чувствует вялость; все, что раньше волновало, стало вдруг безразличным. 44. Уравновешен, спокоен. 45. Разозлившись, нередко выходит из себя. 46. Часто чувствует себя обиженным. 47. Человек порывистый, нетерпеливый, горячий: не хватает сдержанности. 48. Бывает, что сплетничает. 49. Не очень доверяет своим чувствам: они иногда подводят его. 50. Довольно трудно быть самим собой. 51. На первом месте рассудок, а не чувство: прежде чем что-либо сделать, подумает. 52. Происходящее с ним толкует на свой лад, способен напридумывать лишнего. Словом - не от мира сего. 53. Человек, терпимый к людям, и принимает каждого таким, каков он есть. 54. Старается не думать о своих проблемах. 55. Считает себя интересным человеком - привлекательным как личность, заметным. 56. Человек стеснительный, легко тушуется. 57. Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довел дело до конца. 58. В душе чувствует превосходство над другими. 59. Нет ничего, в чем бы выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое Я. 60. Боится того, что подумают о нем другие. 61. Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале: в том, что для него существенно, старается быть среди лучших. 62. Человек, у которого в настоящий момент многое достойно презрения. 63. Человек деятельный, энергичный, полон инициатив. 64. Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями: 65. Себя просто недостаточно ценит. 66. По натуре вожак и умеет влиять на других. 67. Относится к себе в целом хорошо. 68. Человек настойчивый, напористый; ему всегда важно настоять на своем. 69. Не любит, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно - если разногласия грозят стать явными. 70. Подолгу не может принять решение, а потом сомневается в его правильности. 71. Пребывает в растерянности; все спуталось, все смешалось у него. 72. Доволен собой. 73. Невезучий. 74. Человек приятный, располагающий к себе. 75. Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как личность. 76. Презирает лиц противоположного пола и не связывается с ними. 77. Когда нужно что-то сделать, охватывает страх; а вдруг - не справлюсь, а вдруг - не получится. 78. Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило. 79. Умеет упорно работать. 80. Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и отношение к окружающему миру. 81. Случается, что говорит о том, в чем совсем не разбирается. 82. Всегда говорит только правду. 83. Встревожен, обеспокоен, напряжен. 84. Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он уступит. 85. Чувствует неуверенность в себе. 86. Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки. 87. Человек уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими. 88. Человек толковый, любит размышлять. 89. Иной раз любит прихвастнуть. 90. Принимает решения и тут же их меняет; презирает себя за безволие, а сделать с собой ничего не может. 91. Старается полагаться на свои силы, не рассчитывает на чью-то помощь. 92. Никогда не опаздывает. 93. Испытывает ощущение скованности, внутренней несвободы. 94. Выделяется среди других. 95. Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться. 96. В себе все ясно, себя хорошо понимает. 97. Общительный, открытый человек; легко сходится с людьми. 98. Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходится решать; со всем может справиться. 99. Себя не ценит: никто его всерьез не воспринимает; в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят. 100. Беспокоится, что лица противоположного пола слишком занимают мысли. 101. Все свои привычки считает хорошими. Результаты теста СПА
Интегральный показатель адаптации вычисляется по формуле: Результаты методики социально-психологической адаптации оказались аналогичными результатам предыдущей методики. Средний интегральный показатель результатов методики СПА для этой группы составил 61,2 балла; для лиц мужского пола - 66,08, для лиц женского пола - 57,8. Как и в результатах методики ИЖУ средний показатель для лиц мужского пола превысил средний показатель для лиц женского пола. Несмотря на довольно значительную разницу в данных показателях, количество лиц женского пола с показателем адаптации выше среднего балла оказалось больше, чем лиц мужского пола. Результаты вышеуказанных методик позволяют судить о том, что в целом у лиц мужского пола более высокий индекс жизненной удовлетворенности, равно как и уровень социально-психологической адаптированности, однако в данной группе лица женского пола обладают более высоким уровнем социально-психологической адаптированности и удовлетворенности собой и своей жизнью. Литература 1. Артур Ребер. Большой толковый психологический словарь - М., «Вече - Аст», 2000. 2. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию - Т. 1 - «Академический проект», 2000 3. Столяренко Л.Д. Основы психологии - Ростов н/Д, «Феникс», 2001. 4. Хьелл. Л., Зиглер Д. Теории личности - СПб, «Питер», 2000. 5. Практическая диагностика. Редактор-составитель Д.Я. Райгородская - Самара «Бахрах_М», 2000. 6. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум - Ростов н/Д, «Феникс», 2001. |
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |