|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Субъект и средства коммуникации: невербальные средства общенияСубъект и средства коммуникации: невербальные средства общенияМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ КУРСОВАЯ РАБОТА по теме «Субъект и средства коммуникации: невербальные средства общения» по дисциплине «Психология» Студента 4 курса, 8 семестра специальности 060800 Семеновой Марии Анатольевны Великие Луки 2005 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПОНЯТИЯ «СУБЪЕКТ» 4 ГЛАВА 2. СМЫСЛ, ЗАЛОЖЕНННЫЙ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ «СУБЬЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ», «СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ», «СУБЪЕКТ ТРУДА» 7 2.1. Понятие «Субъект деятельности» 7 2.2. Понятие «Субъект общения» 11 2.3. Понятие «субъект труда» 12 ГЛАВА 3. СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ: НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ 15 3.1. Сущность невербальных средств общения 15 3.2. Обмен невербальной информацией 16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21 ВВЕДЕНИЕ В современной психологии понятие «субъект» рассматривается, в основном, в двух значениях: как субъект деятельности, способный ее освоить и творчески преобразовать, и как субъект жизни, внутреннего (душевного) мира, способный выстраивать стратегию и тактику своей жизнедеятельности. Внутренняя организация субъекта включает в себя такие психологические структуры, которые обеспечивают возможность человеку реализовать себя как подлинного творца, организатора и распорядителя собственной жизнедеятельности. Рассмотрение человека как субъекта подвело меня к изучению основополагающих проблем психологии человека. Поэтому в своей курсовой работе я рассмотрел и такие темы, как «Средства коммуникации: невербальные средства общения» и «Условия, влияющие на продуктивность запоминания». Человек не рождается, а становится субъектом в процессе деятельности и общения, становление и развитие субъектности не имеет четких возрастных границ, поскольку прямым образом зависят от социальных и психолого-педагогических условий индивидуального бытия человека. В настоящее время в процессе общения и взаимопонимания субъектов не последнее место отводится так называемому «невербальному общению» - языку жестов и телодвижений. Мы очень часто обращаемся к этому способу передачи информации, общаясь с друзьями, родственниками, деловыми партнерами, сослуживцами и с теми, с кем лишь на мгновение сталкиваемся нас повседневная жизнь. Он во многом определяет как реакцию на окружающих, так и их отношение к нам. Стоит только сознательно отнестись к этим безмолвным сигналам, которые мы одновременно и подаем, и принимаем, как мы тут же откроем для себя возможность более эффективного и действительного их использования. Память - это основа субъекта или личности. По представлению древних греков богиня памяти Мнемозина мать девяти муз, покровительница всех известных тогда наук и искусств. “Человек, лишённый памяти, по сути, перестанет быть человеком” (Ч.Айтматов.). И, наоборот, среди многих выдающихся личностей мы нередко встречаем примеры феноменальной памяти безграничной по своим возможностям. Природа отпустила каждому колоссальный кредит, но, увы, мы не всегда пользуемся им, или из-за того, что просто не умеем пользоваться, или из-за того что, ленимся заниматься интеллектуальной гимнастикой. ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПОНЯТИЯ «СУБЪЕКТ» СУБЪЕКТ (от лат. subjectum -- подлежащее) -- индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом как другом. Субъектность человека проявляется в его витальности, деятельности, общении, самосознании. Субъект, есть целеполагающее, целостное, свободное, развивающееся существо. Это классическая формулировка значения «субъект». Но в данном случае нас интересует, какую сторону психологии человека отражает категория «субъект», и что явно не входит в содержание этой категории, где располагается содержательная граница, тот водораздел «ЭТО/ИНОЕ», который поможет определиться в критериях субъектности. За понятием субъекта стоит реальная теоретическая и практическая проблема. Во-первых, приведенная выше характеристика субъекта разделяется далеко не всеми отечественными психологами, даже теми, кого можно отнести к школе Л.С. Выготского и представителям деятельностного подхода. «Казалось бы, более чем через 60 лет после открытия Л.С. Выготского, - пишет об этом Б. Д. Эльконин, - сам термин «субъект» должен употребляться в работах его последователей не с той долей непосредственности, какую можно наблюдать, т. е. хотя бы не как синоним термина «индивид». Однако же ничуть не бывало. Субъектность часто оказывается синонимом субъективности…. Натурализм живуч. И дело здесь не в небрежности или недомыслии исследователей, а скорее в том, что трудно принять идею неналичности субъекта или, вернее, идею его существования, пользуясь словами Мамардашвили, лишь в «сдвиге» поведения, им самим выстроенном. Трудно и в эксперименте и в размышлении помнить, что субъектность является «не фактом, а актом». Во-вторых, категория предметной деятельности различным образом включается в понятийный аппарат психологии. Поэтому при решении вопроса об условиях явления субъекта приходится решать вопрос - «субъекта чего?».Ограничивая объем понятия «субъект», мы тем самым разрываем синонимическое тождество «субъект-индивид», о чем было заявлено, в утверждении отечественного психолога В. С. Лазарева («… Субъект деятельности есть индивид, но не всякий индивид есть субъект деятельности...»). Подобная точка зрения нередко сталкивается с возражениями, причем эти возражения еще более усиливаются при попытке развести понятия «индивид» и «личность» («Натурализм живуч» - Б.Д. Эльконин). Действительно, нет ничего приятного в том, чтобы лишать человека субъектного и личностного начала, даже если это совершается в области отвлеченных теоретических построений. Но в то же время, невозможно не заметить фактического существования «случайных индивидов» (термин К. Маркса), реализующих стереотипные формы поведения, в которых не удается усмотреть какие-либо элементы творчества. К. Маркс писал: «Различие между индивидом как личностью и случайным индивидом - не просто логическое различие, а исторический факт». Субъект - это не индивид и не группа индивидов, а его или их определенное психологическое состояние. Явление субъекта не очевидно и предполагает определенные условия. Субъектность не есть, субъектность бывает. Далеко не все формы активности человека могут быть определены как деятельность. Значительная часть активности человека адекватно определяется категорией поведения. В актах поведения человек выступает в качестве исполнителя, фигуранта, функционера, но не в качестве субъекта. Условием субъектности выступает наличие у индивида мотива, причем мотива именно той деятельности, в которую он включен своей активностью. Условием субъектности выступает сознание: человек в этом случае способен относиться к мотиву деятельности как отличному от себя предмету. Это отношение иронично и рефлексивно. ГЛАВА 2. СМЫСЛ, ЗАЛОЖЕНННЫЙ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ «СУБЬЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ», «СУБЪЕКТ ОБЩЕНИЯ», «СУБЪЕКТ ТРУДА» 2.1. Понятие «Субъект деятельности» В одной из традиций отечественной психологии - в деятельностном подходе категория субъекта соотносима с категорией деятельности. В теории деятельности А. Н. Леонтьева построена структурная модель деятельности, согласно которой деятельность соотносится с мотивом, действие - с целью, операция - с условиями. Согласно этой модели, субъект - это носитель мотива деятельности, а также носитель способа, т.е. возможностей реализации «технической стороны» деятельности. Введем пока следующее «рабочее» определение: субъект - это человек, выступающий как автор деятельности, имеющий мотив этой деятельности, обладающий замыслом и средствами реализации деятельности, заинтересованный в ее результатах и несущий за них ответственность. В это определение входит несколько атрибуций, отсутствие какой-либо можно связать с проявлением неполной субъектности. Например, нежелание брать ответственность за содеянное существенно обедняет субъектность. Можно говорить о том, что в данном случае субъект явно «не дотягивает» до личностного поступка. «Личность обладает способностью действовать по собственному убеждению в сложных ситуациях, - писал В.В. Давыдов, - противостоять неблагоприятным обстоятельствам, не боясь вмешиваться в течение событий, проявляя твердую волю и характер и принимая на себя всю социальную ответственность за возможные последствия» (Давыдов 1996: 57). Яркое описание важных черт субъекта содержится у Г.В.Ф. Гегеля под названием подлинного характера: «Подлинный характер действует по своей инициативе… не допускает, чтобы другой думал и решал за него. А если он действовал сам, то он будет готов принять на себя вину за свое деяние и нести за него ответственность». Проявлением субъектности может стать и парадоксальная на первый взгляд ситуация отказа от деятельности. В данном случае средства реализации деятельности становятся психологическими средствами воздержания от внешней предметной активности. Иногда для этого требуется не меньшая, а порой и большая произвольность и реальные волевые усилия. Никто, конечно, не запретит нам понимать в «пределах домашнего обихода» под деятельным человеком предприимчивую личность, у которой «все кипит». - пишет об этом В. Н. Сагатовский, - Кант в этом смысле, не говоря уже о Диогене, был бесспорно недеятельным и пассивным». И далее:»… Если мы хотим употреблять этот термин в универсальном категориальном смысле, то деятельность, направленная внутрь и внешне проявляющаяся как воздержание от действий, может оказаться ничуть не менее напряженной, активной (в смысле внутренней спонтанности), культурно и личностно значимой» (там же). Согласно исходным положениям теории деятельности А.Н. Леонтьева, конституирующей характеристикой деятельности выступает предметность. Но сама предметность может пониматься различно, и эти различия могут приводить к тому, что предметность (рассмотрение деятельности со стороны предмета) и субъектность (рассмотрение ее с позиций субъекта) начинают входить в противоречие и обособление (взаимоисключение). Д. Б. Эльконин указывал, что человеческое действие двулико - в нем есть операционально-техническая сторона и смысл человеческий. При этом предметную и смысловую стороны необходимо рассматривать лишь как стороны единого человеческого действия. Предметно-вещная доминанта при анализе деятельности лишает эту категорию собственно психологического содержания. Категория предметности претерпевает иногда столь странные коллизии, что деятельность напрочь лишается субъекта. А значит и личностного начала, становясь, как это ни парадоксально, «безличной деятельностью»(!?). «… Одной важной чертой деятельности, на которую редко обращают внимание, является ее безличный характер. Деятельность безлична в том смысле, что она не зависит от того, кто именно ее совершает. Последовательность операций и используемые средства детерминируются целью и объективными условиями деятельности, а не особенностями субъекта. Кроме того, следует иметь в виду, что в структуру деятельности наряду с действиями субъекта включены и объективные естественные процессы. Зажигая свет в комнате, вы просто щелкаете выключателем и тем самым приводите в движение процесс, который завершается тем, что лампочка загорается. Поэтому деятельность, направленная на достижение некоторой цели, будет осуществляться одинаково всеми индивидами. Вот эту независимость деятельности от конкретного деятеля мы и называем ее безличностью. При такой трактовке деятельности и субъекта психологу здесь делать нечего и он должен уступить место технологу. Видимо не все формы человеческой активности следует подводить под категорию деятельности. Так, например, рабочий, обслуживающий конвейер, участвует в общественно важном процессе - производстве автомобилей. Но замысел, т. е. проект автомобиля и способ его сборки, принадлежит не рабочему, регламентация рабочего времени, система операций, критерии допустимых отклонений (процент брака), а также тарифные ставки разработаны не им, и от продукта - автомобиля, который сходит с конвейера, он также отчужден. Остается ли человек в этих условиях субъектом и если остается, то субъектом чего именно? Деятельности ли? То что мы имеем здесь дело с «безличностью» процесса не вызывает сомнения. То, что процесс сборки сложнее нажатия на выключатель, т. е. в большей степени насыщен предметностью - тоже. Человек - носитель различных форм активности, которые принято описывать в различных категориях. Наиболее близка к категории деятельности категория поведения. «Решая эту проблему, - указывает В.С. Лазарев, - мы должны будем переосмыслить понятие «субъект деятельности» и четко различить понятия деятельности и поведения». Основным пунктом различения В.С. Лазарев полагает наличие мотива - где мотив, там и субъект, где субъект, там и деятельность. «Значит, если человек совершает какие-то действия, соответствующие некоторой деятельности, но мотива именно этой деятельности у него нет, то нет и деятельности. Поэтому учащийся в традиционной системе обучения, выполняющий учебные действия не потому, что он хочет учиться, а потому, что его заставляют, не является субъектом учебной деятельности. Точно так же человек может трудиться только потому, что надо зарабатывать на жизнь, но, если откуда-то свалились бы деньги, он с удовольствием бросил бы работу. В обоих случаях по форме - деятельность, по содержанию нет. Это я называю поведением». Кстати, в школе оценки ставят именно за поведение (есть такая графа в дневнике), а не за деятельность, что совершенно правильно с точки зрения представляемой здесь позиции. Поэтому любые формы поведения и функционирования, лишенные авторского, творческого момента не могут быть отнесены к деятельности, а участвующий в них индивид не может считаться субъектом. Это относится как к материально-практической, так и к интеллектуальной сфере, где также функционирует значительное количество штампов, только «штамповка» происходит не в вещно-предметном мире, а в мире идеальных образов. «… Если идеальный образ усвоен индивидом лишь формально, как жесткая схема и порядок операций, без понимания его происхождения и связи с реальной (не идеализованной) действительностью, индивид оказывается неспособным относиться к такому образу критически, т. е. как к особому, отличному от себя предмету. И тогда он как бы сливается с ним, не может поставить его перед собой как предмет, сопоставимый с действительностью, и изменить его в согласии с нею. В данном случае, собственно говоря, не индивид действует с идеальным образом, а, скорее, догматизированный образ действует в индивиде и посредством его. Здесь не идеальный образ оказывается деятельной функцией индивида, а, наоборот, индивид - функцией образа, господствующего над его сознанием и волей как извне заданная формальная схема, как отчужденный образ, как фетиш, как система непререкаемых правил, неизвестно откуда взятых…». 2.2. Понятие «Субъект общения» Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Следовательно, основное назначение этого процесса заключается в том, чтобы люди контактировали, искали и находили точки соприкосновения друг с другом, взаимодействовали между собой в процессе совместной деятельности, что бы они обменивались информацией и стремились к пониманию друг друга. Поэтому психологи условно выделяют в общении три стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Теперь рассмотрим отдельно каждую из сторон общения, определяя какие свойства личности помогают, а какие мешают взаимодействовать с другими людьми. В психологии установлено, что развитие человека, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью - первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения. И все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занимает в системе человеческих отношений, в системе общения. Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения. Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т.п. Только в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер. Реализация функций обучения и воспитания подрастающего поколения происходит также через общение. Субъектами педагогического общения являются учителя, школьники, родители - Взрослые и Дети. Все без исключения исследователи включают коммуникативные способности в состав педагогических. Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. Вне общения человеческое общество просто немыслимо. Общение выступает в обществе как фундаментальное условие связывания индивидов и вместе с тем как способ развития самих этих индивидов. По-видимому, это и дало возможность известному французскому военному лётчику и писателю Антуану де Сент-Экзюпери нарисовать поэтический образ общения как «единственной роскоши, которая есть у человека». 2.3. Понятие «субъект труда» «Срезовую» характеристику структуры субъекта труда в каждый данный момент его развития можно представить в виде уровней его возможного рассмотрения: уровень деяний, т.е. целостной деятельности в единстве с личностью, уровень действий, уровень макроэлементов и уровень микроэлементов действий. Уровень деяний. Деяние - целостный цикл трудовой деятельности, характеризующейся полной психологической структурой и включающей ряд промежуточных целей, подчиненных некоторой более или менее перспективной цели. Деяние - категория прежде всего субъективная; она определяется иерархией целей, особенностями мысленных перспектив, которые задает себе сам человек. ГЛАВА 3. СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ: НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ 3.1. Сущность невербального общения Общаясь, мы слушаем не только словесную информацию, но и смотрим в глаза друг другу, воспринимаем тембр голоса, интонацию, мимику, жесты. Слова передают нам логическую информацию, а жесты, мимика, голос эту информацию дополняют. Невербальное общение - общение без помощи слов часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться. Невербальное общение - наиболее древняя и базисная форма коммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов. Невербальный язык настолько мощный и общий, что часто мы без труда понимаем собаку, что она хочет. Собака же предугадывает многие наши поступки, например, заранее знает, когда мы идем с ней гулять, а когда отправляемся на улицу без нее. Некоторые животные живут в одиночку, например, медведи. Поэтому у них неразвит невербальный язык (например, мимика, положение ушей, оскал морды). В результате добродушный с виду медведь может отвесить оплеуху дрессировщику. При дрессировке животных со слаборазвитым невербальным языком следует быть особенно осторожными. Невербальное общение - не так сильно структурировано, как вербальное. Не существуют общепринятые словари и правила компоновки (грамматика)жестов, мимики, интонации, при помощи которых мы в состоянии однозначно передать свои чувства. Такая передача зависит от очень многих факторов и часто происходит неоднозначно. Намеренная передача - творческий процесс, которым профессионально занимаются артисты кино и театра. При этом каждый артист передает одну и ту же роль по-разному. Мы не раз видели одни и те же роли в исполнении разных артистов, одни и те же фильмы, снятые разными режиссерами. Преднамеренная передача чувств, которых у нас нет - трудный, если вообще возможный процесс. Именно поэтому артисты во время съемок пытаются вжиться в образ и испытывать те же самые чувства, которые они пытаются передать. Часто мы такую неудачную игру замечаем и говорим, что фильм -неудачный: актеры играют неестественно, например, переигрывают. И все-таки при помощи невербального языка мы выражаем свои чувства: любви и ненависти, превосходства и зависимости, уважения и презрения. Часть невербального языка универсальна: все младенцы одинаково плачут и смеются. Другая часть, например жесты, различается от культуры к культуре. Невербальное общение обычно возникает спонтанно. Мы обычно формулируем свои мысли в виде слов, наши же поза, мимика и жесты возникают непроизвольно, помимо нашего сознания. 3.2. Роль невербального общения Слова хорошо подходят для передачи логической информации. В то же время чувства лучше передаются не вербально (см. схему 2). Согласно оценка мученых 93% информации, передающейся при эмоциональном общении, проходит по невербальным каналам коммуникации. Невербальное общение трудно контролируется даже профессиональными артистами. Им для этого необходимо входить в образ, что является сложным творческим процессом, не всегда получается и требует репетиций. Поэтому невербальное общение является существенно более надежным, чем вербальное. Мы можем контролировать часть параметров невербального общения. Но мы никогда не будем в состоянии контролировать все параметры, так как человек может держать в голове одновременно не более 5-7 факторов. Невербальное общение, как правило, спонтанно и непреднамеренно. Его нам подарила природа как продукт многих тысячелетий естественного отбора. Поэтому невербальное общение - очень емко и компактно. Овладевая языком невербального общения, мы приобретаем эффективный и экономичный язык. Моргнув глазом, кивнув головой, помахав рукой, мы передаем свои чувства быстрее и лучше, чем сделали бы это при помощи слов. Свои чувства и эмоции мы можем передавать без слов. Невербальный язык используется и при словесном общении. При его помощи мы: · подтверждаем, поясняем или опровергаем передаваемую словесным путем информацию; · передаем информацию сознательно или бессознательно; · выражаем свои эмоции и чувства; · регулируем ход разговора; · контролируем и воздействуем на других лиц; · восполняем недостаток слов, например, при обучении езде на велосипеде. Разговаривая с партнером, мы видим его мимику, жесты, которые нам говорят, что действительно думает и чувствует наш собеседник. Так, сидящий собеседник, подавшись вперед, сообщает нам, что хочет говорить сам. Отклонившись же назад, он уже сам хочет нас слушать. Наклоненный вперед подбородок свидетельствует о волевом напоре, желании жестко отслеживать свои интересы. Если же подбородок приподнят, а голова прямая, то партнер считает себя в позиции силы. Управляя своим невербальным языком, мы можем вызывать желаемый для нас образ. Выступая перед аудиторией в качестве эксперта, нам следует вызвать образ компетентного, уверенного в себе специалиста. В противном случае нашему мнению никто не поверит. Более того, свое впечатление о нас аудитория составит в первые несколько секунд нашего выступления. Если мы выйдем на трибуну с сутулой спиной, голос будет звучать вяло, а слова окажутся скомканными, то нам вряд ли удастся убедить присутствующих принять наши предложения, если только аудитория не будет нас считать заранее первоклассным специалистом и непререкаемым авторитетом. Невербальный язык помогает нам составить более четкое и адекватное мнение о партнере. Постукивание пальцами по рукоятке кресла свидетельствуемо нервном напряжении. Сжатые в замок руки - о закрытости. Преобладание согласных в речи - о преобладании логики над чувствами: собеседник, скорее, “физик”, чем “лирик”. 3.3. Этикет невербального общения Большая часть информации передается невербальными средствами общения. Мимика, жесты играют большую роль в оценке окружающими уровня воспитанности того или иного человека (собеседника). Например, некоторые люди не знают, что делать со своими руками. Незанятые руки держат спокойно. Если есть привычки теребить что-нибудь, стучать пальцами по столу, щелкать большими пальцами, чесать затылок или за ухом, массировать руками щеки или пальцем переносицу, демонстрировано рассматривать свои ногти и т.д., то от них нужно отучиться. Неприлично указывать пальцем. Не отставляют мизинец во время еды, курения. Во время разговора рот рукой не прикрывают, не хлопают собеседника по плечу, не теребят пуговицу его пиджака, не толкают его локтем, не стряхивают с его или со своей одежды пылинки (чтобы снять нитку или волос с одежды собеседника, спрашивают у него разрешение). При разговоре жестикуляцию сводят до минимума. Только некоторые слова и фразы, такие как «Садитесь, пожалуйста», «Познакомьтесь, пожалуйста», «Можно вам представить?» и т. Д. сопровождаются соответствующим жестом. Жесты должны быть скупы, не размашистые, определенные: легкий кивок головы (утверждение), нерезкий взмах кисти (а не всей руки) в дополнение к сказанному, нерезкий поворот головы при обращении к кому-то или в ответ на обращение к вам. При посещении других стран особенно внимательно следят за своими жестами. Так, жест «все о' кэй» (все хорошо), хорошо известный во всех англоязычных странах, а также в Европе и Азии, в других странах имеет совершенно другое происхождение и значение. Во Франции он означает «ноль»или «ничего». В Японии - «деньги», а в некоторых странах Средиземноморского бассейна этот жест используется для обозначения гомосексуальности мужчины. Поднятый вверх большой палец в Америке, Австралии, Англии и Новой Зеландии имеет два значения: Попытка поймать полную машину («останови») и «Всё в порядке». Если поднимают место большого средний палец, то это имеет оскорбительное значение - «сядь на это». В Греции жест с поднятием большого пальца означает «заткнись». У итальянцев это обозначает цифру «1». Говоря о себе, европеец покажет рукой на грудь, а японец - на нос. Когда француз или итальянец стучит себе по голове, это значит, что он считает какую-либо идею глупой. Если британец или испанец шлепнет себя ладонью по лбу, то тем самым он покажет окружающим, что доволен собой. Тем же самым жестом немец выражает свое крайнее возмущение по отношению к кому-либо. Голландец, стуча по лбу и при этом вытягивая указательный палец, сообщает, что идея ему понравилась, но он считает её слегка сумасшедшей. Там же, в Голландии, поворот указательного пальца у виска означает, что кто-то сказал остроумную фразу. Итальянец выражает недоверие, когда постукивает указательным пальцем поносу. Этот же жест в Голландии означает, что говорящий или о ком говорят находится в состоянии алкогольного опьянения. Если он протирает указательным пальцем основание носа, то эта означает, что он не доверяет тому, о ком говорят. В Алжире или Египте арабский жест подзывания схож с российским жестом прощания. Многие жесты не фиксируются сознанием, но в полной мере передают настроение и мысли человека. Если есть желание прослыть внимательным и интересным собеседником, то нужно разбираться в жестах и мимике. Итак, - если пальцы рук сцеплены. Возможно три варианта: -скрещенные пальцы рук на уровне лица, лежат на столе, лежат на коленях. Этот жест означает разочарование желание собеседника скрыть своё отрицательное отношение; - защита рта рукой (это могут быть только несколько пальцев или кулак). Данный жест означает, что слушающий чувствует, как вы лжете; - почесывание и потирание уха. Этот жест говорит о том, что человек наслушался вдоволь и хочет выказаться; - почесывание и потирание шеи. Данный жест говорит о сомнении и неуверенности человека; - пальцы во рту. Этот жест говорит о внутренней потребности в одобрение и поддержке; - собеседник потирает лоб, виски, подбородок, прикрывает лицо руками - это свидетельствует о том, что он не настроен разговаривать в данный момент с кем-либо; - человек отводит глаза - это является самым ярким показателем того, что он что-то скрывает; - скрещивание рук на груди собеседника сигнализирует о том, что лучше разговор закончить или перейти на другую тему. - жест «пощипывание переносицы», поза «мыслителя», когда подпирают щёку -это жесты размышления и оценки; - обиженный человек чаще всего принимает следующую позу. Он приподнимает плечи и опускает голову. Если собеседник принял именно эту позу, то тему разговора следует поменять; - если ваш собеседник ходит по комнате, это значит, что разговор интересует его, но ему нужно подумать, прежде чем принять решение; Человек самодовольный и высокомерный складывает кисти рук вместе. Уверенного в себе человека, который хочет показать своё превосходство над другими, можно распознать по жестам «закидывание рук за спину с захватом запястья» и «закидыванием рук за голову». С таким человеком общение затруднительно. Поэтому если хотят расположить его к себе, то наклоняются немного вперёд с протянутыми ладонями и просят объяснить что-либо. Другой способ заключается в копировании жеста. Человек, который во время разговора держится руками за боковые края стула или его руки лежат на коленях, хочет прекратить разговор. В таком случае беседу сразу прекращают. По тому, как слушающий выпускает дым сигареты, можно определить его отношение к собеседнику и к разговору. Если он выпускает дым постоянно вверх, это означает, что он настроен положительно и разговор ему нравится. Походка также является важным определяющим фактором в сиюминутном состоянии человека. Если руки находятся в карманах или он ими размахивает, если он смотрит под ноги, находится в угнетённом состоянии. Человек, у которого руки сцеплены за спиной, а голова опущена, чем-то озабочен. Опущенные плечи и поднята голова - настроен на успех, контролирует ситуацию. Склоненная набок голова - собеседник заинтересован. Потирание века - собеседник говорит неправду. Поднятые плечи означают, что собеседник напряжен и чувствует опасность, исходящую от вас. Для того, чтобы достичь желаемой цели в беседе, мало быть внимательным человеком, необходимо самому использовать во время беседы жесты открытости, которые помогут расположить к себе собеседника, вызывать его на откровенный разговор и оставить о себе самое благоприятное. ГЛАВА 4. УСЛОВИЯ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОДУКТИВНОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ 1.Общая характеристика произвольного и не произвольного запоминания 4.2. Условия влияние на запоминание Мнемоническая направленность не представляет собой чего-либо однородного, всегда одинакового. Она всякий раз выступает качественно различно в своем содержании. Первое, что характеризует направленность требования, которым должно удовлетворять запоминание, т.е. что именно должно быть достигнуто в итоге запоминания. С этой точки зрения можно представить своеобразную классификацию задач и установок направленности запоминания. Всякая мнемоническая деятельность направлена на полноту запоминания. В одних случаях стоит задача запомнить все, что воздействует на нас (сплошное запоминание), в других только нужную часть тезисы, основную мысль текста и т.п. выборочное запоминание. Далее следуют различия направленности на точность, которая в одних случаях относиться к содержанию (например «наизусть»), в других к форме выражения материала (максимально «своими словами»).Особо стоит выделить различие направленности на запоминание по последовательности того, что воздействует на нас. Иногда это стремление запомнить события, факты и что-то еще в той последовательности, в которой они были фактически представлены. В следующих вариантах это сознательное изменение последовательность с целью, например, сделать его более логичным и удобным для запоминания. Следующей характеристикой служит направленность на прочность запоминания. Этот параметр служит для разделения информации для долговременной памяти («навсегда») и кратковременной («тут же повторить»).Особым видом мнемонической направленности является направленность на своевременность воспроизведения, т.е. вспомнить что-либо в определенный момент, при наличии определенной ситуации и т.д.Само собой разумеется, что все виды направленности на запоминание могут сочетаться друг с другом различным образом. Воздействие всех видов мнемонической направленности на запоминание был наиболее обстоятельно изучен Л.В.Занковым. В своих работах он проследил как влияет на запоминание направленность на точность, полноту и последовательность воспроизведения. Рассмотрим данные, характеризующие направленность на точность запоминания. Методика эксперимента заключалась в следующем: одной группе предлагалось запомнить и повторить «точь-в-точь» предъявленный текст, другой воспроизвести его полно, но можно и «своими словами». Конечно, первая группа воспроизвела большее количество слов из текста, чем вторая. Однако и в ней (второй группе) оно было все же достаточно велико, около 40%. Это объясняется автором, тем что для полной передачи содержания нужно использовать слова из предъявленного текста. Характерными для разного рода направленности («точь-в-точь» или «своими словами») является, далее, количество и особенности добавлений текста при воспроизведении. При запоминании по первой инструкции (точь-в-точь) число добавлений равно 26%, а по второй 39%. При этом в первом случае добавляются преимущественно отдельные слова, во втором слова, из которых в процессе воспроизведения образуются новые фразы, отсутствующие в тексте. Таковы результаты опытов с взрослыми. Посмотрим результаты опытов со школьниками IV класса. Отношение точно воспроизведенных слов по первой и второй инструкции к друг другу остается тем же. А отношение общего количества точно воспроизведенных слов текста значительно уменьшается. Однако отношение по количеству добавлений и замен тоже изменяется по отношению к взрослой группе. Из чего автор делает вывод: действие направленности на точность воспроизведения наблюдается у школьников в меньшей степени, чем у взрослых. Такого влияние, которое оказывает намерение воспроизводить более точно на результат запоминания. Далее мы рассмотрим как сказывается наличие той же направленности на самом процессе запоминания, какие действия это вызывает. В результате проведенных опытов в итоге которых были выявлены некоторые особенности запоминания текста в условиях направленности на точность усвоения. Первое что отмечалось у взрослых, - это значительно большая ясность и четкость восприятия каждой части текста в отдельности, в то время как при заучивании многое прочитывалось поверхностно. Также отмечается повышение количество того что доводится до ясного сознания и сам уровень сознания. Ясно осознаются многие слова, которые при обычном запоминании не требуют того. То же самое можно сказать и о словах-«заменителях». Т.е. их количество уменьшается за счет более осмысленного восприятия текста. Специально осознается в некоторых случаях и последовательность слов в тексте, особенно в стилизованном.Вторая существенная особенность заучивания в условиях направленности на точность запоминания мысленное повторение отдельных частей текста или слов, отдельных частей фраз. Этот факт дали наблюдения за испытуемыми и данные их самонаблюдения. Третья и ярко выраженная особенность буквального заучивания значительная роль двигательных и в особенности речедвигательных моментов. Чаще всего в процессе использовались последние. Но помимо этого проявлялись и другие двигательные моменты, такие как ритмичные движения рук и ног, наклон головы и пр.Отдельно стоит отметить такое проявление как «мысленное представление зрительно заучиваемой части текста».Это сопровождалось чаще закрытием глаз или неподвижным взглядом. Это, по мнению многих испытуемых, давало возможность более точно заучить и понять данный отрывок текста. В отдельных случаях отмечалось более яркое эмоциональное переживание слова, связанное с более ясным осознанием его значения. Все это указывает на сложную и весьма разнообразную деятельность психика в процессе решения поставленной задачи. Эксперименты со школьниками дали схожие результаты и тенденции, но, как и следовало ожидать, менее ярко выраженные. Стоит заметить, что роль и количественное отношение речедвигательных моментов в исследуемой группе было представлено не меньше, чем у взрослых. Все выше сказанное, может служить достаточным основанием для объяснения того факта, что направленность на запоминание, данная в форме сознательного намерения запомнить «точь-в-точь», у школьников сказывается менее действительной, чем та же направленность у взрослых. Считая, что меньшая действенность установки на запоминание у школьников является результатом особенностей процесса запоминания, следует заметить, что мы не можем утверждать что это общая тенденция ослабленного влияния произвольного намерения по сравнению с взрослыми. Для решения этого вопроса требуется рассмотреть влияние направленности на полноту запоминания. Чем характеризуется влияние того вида направленности? Основываясь на результаты исследований, можно сделать следующие выводы, что действие специальной направленности на полноту воспроизведения у школьников значительно меньше, чем у взрослых. То же подтверждает и анализ пробелов воспроизведения в условиях наличия и отсутствия намерения запомнить как можно полнее. У взрослых это намерение имеет результатом, наряду с общим увеличением частоты воспроизведения всех частей рассказа, особенно резкий подъем воспроизведения тех частей, которые обычно выпадают при нормальном воспроизведении; у школьников это не проявляется. В итоге, мы может заключить, что ослабленное действие направленности оказывается общей характерной особенностью у школьников, в равной мере присущей направленности на точность и полноту запоминания. Но в каком отношении находятся различия в итогах запоминания у школьников и у взрослых, к особенностям самого процесса запоминания у тех и других? Наблюдение за испытуемыми и самонаблюдение в опытах на полноту запоминания показали, что у взрослых чтение на специальное запоминание протекает медленнее, чем при обычном запоминании, что объясняется сложной внутренней деятельностью, протекающей для решения задачи. В отличие от запоминания, направленного на точность воспроизведения, испытуемые не ограничиваются фиксацией отдельных частей текста самих по себе, а стараются возможно теснее связать отдельные части текста друг с другом. Значительно ослабляется на этот раз роль двигательных, в том числе и речедвигательных моментов. Таковы особенности запоминания под влиянием направленности на полноту запоминания у взрослых. У старших школьников в большинстве случаев имело место то же самое, хотя и в меньшей степени, чем у взрослых. А у младших эти явления были почти вовсе не обнаружены. Таким образом можно сказать, что меньшее влияние специальных форм мнемонической направленности является результатом малой способности школьников к деятельности, способствующей более продуктивному запоминанию. Особое место среди различных видов направленности занимает направленность на последовательность. В ряде экспериментов удалось установить, что данная направленность существенно влияет на воспроизведение. Очень важен факт, установленный в ходе эксперимента, что задача должна быть поставлена до процесса, иначе данная установка не будет иметь влияния. Сохранение последовательности наблюдалось также при повторных воспроизведениях. Несколько иные результаты получены у школьников. Изменения коснулись именно последнего, т.е. сохранение при повторном воспроизведении, а точнее резкий спад точности. Очень интересно отметить такой факт: если в опытах геометрические фигуры заменяли на картинки, разложенные не по ходу развития сюжета, то при наличии задачи процент переходов по смежности намного оставался ниже, чем в контрольной группе. Приведенное выше хорошо показывает значительное влияние направленности на итог запоминания порядка, однако не дает никакой информации о процессе запоминания при этой установке. В опытах первой группе была дана установка на последующее воспроизведение текста в связанной форме и в данной им последовательности. Вторая группа получила текст с установкой на ответы после. В результате были выявлены существенные различия процесса запоминания в двух группах. При первой установке материал испытуемые более подробно изучали текст, с выявлением его структуры, мысленно повторяя некоторые части и т.п., хотя некоторые испытуемые не отмечали особых различий в процессе. Далее обратимся к другому виду мнемонической направленности направленность на прочность. В отношении этого процесса у нас существует двоякое мнение. Иногда мы запоминаем «навсегда», иногда только для того, чтобы использовать данную информацию, на определенный срок. Это известно нам из жизненного опыта. Но эти данные также подтверждаются лабораторными исследованиями. На основе опытов, проведенных норвежским психологом А. Ааллем. Соответственно, группа школьников, имеющая установку на прочность, более точно и полно запомнила текст на длительный срок, чем контрольная группа. При аналогичных опытах с предметами вместо текста была также установлена эта тенденция. К вопросу о длительности сохранения в памяти и роли направленности на запоминание на тот или иной срок в последние годы уделяется много внимания. Различают два вида памяти: кратковременную и долговременную. Предположительно указывают и на различия в физиологических механизмах той и другой. В кратковременной выделяют так называемую оперативную память, как запоминание для осуществления какой-либо деятельности и на срок этой деятельности. В данный момент проблеме оперативной памяти уделяется много внимания как отечественными, так и зарубежными психологами. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Человек - носитель различных форм активности, которые принято описывать в различных категориях. Наиболее близка к категории деятельности категория поведения. Значит, если человек совершает какие-то действия, соответствующие некоторой деятельности, но мотива именно этой деятельности у него нет, то нет и деятельности. Поэтому учащийся в традиционной системе обучения, выполняющий учебные действия не потому, что он хочет учиться, а потому, что его заставляют, не является субъектом учебной деятельности. Точно так же человек может трудиться только потому, что надо зарабатывать на жизнь, но, если откуда-то свалились бы деньги, он с удовольствием бросил бы работу. В обоих случаях по форме - деятельность, по содержанию нет. Общение включает в себя вербальные и невербальные каналы передачи информации. При этом информация, поступающая по невербальным каналам, может, как подкреплять, так и противоречить сообщению, передаваемому при помощи слов. Невербальный язык менее контролируем сознанием, чем вербальный, а потому и более достоверен. Если информацию, поступающая по невербальному каналу, противоречит информации, полученной по вербальному, то верить следует невербальной. Понимание тонкостей языка жестов может улучшить и упростить ваши отношения с окружающими людьми. При любом взаимодействии с другим человеком цель состоит в общении, однако слишком часто наши жесты при этом неясны в лучшем случае и противоречивы в худшем. Как бы хорошо вы ни знали кого-то, никто из нас не может читать мысли другого, так что все, что улучшило бы общение, представляется ценным. Однако перед тем как применить ваше новое знание в повседневной жизни, подумайте о том, чего вы хотите достичь. Обработка данных показывает, что у одних людей преимущественно преобладает слуховая память у других зрительная. Есть и такие, у которых одинаково хорошо развита, как и зрительная, так и слуховая память такое сочетание так же встречается очень часто. С возрастом отношения между памятью и мышлением меняются. Мышление в этом возрасте тесно связано с памятью мыслит, значит - вспоминать, т.е. запоминание сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям. Поэтому будет правильно, если сказать, что не бывает плохой памяти, если это не связано с патологией. Память можно улучшить с помощью специальных упражнений, улучшить память можно благодаря постоянному заучиванию стихотворений. Активное развитие памяти происходит в результате чтения, письменной речи, выступления, чтения монолога вслух и тогда не будет необходимости носить с собой записные книжки. Научись говорить себе “да” и это будет решением проблемы. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Лазарев В.С. Проблемы модели психического развития в теории деятельности // Первые чтения памяти В.В. Давыдова. Сборник выступлений. Рига - Москва, 1999. С. 46 - 56. 2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд., 1955. Т. 3. 3. Кнапп М.Л./Невербальные коммуникации/1978. 4. Никифоров А.Л. Деятельность, поведение, творчество // Деятельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990 - (Над чем работают, о чем спорят философы.) 5. Рубинштейн С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Психология личности. - М., 1982. 6. Эльконин Б. Д. Психология развития: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 144 с. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |