|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Теория личности А. Адлера и основы индивидуальной психотерапииТеория личности А. Адлера и основы индивидуальной психотерапииКонтрольная работа по дисциплине «Психология личности» на тему: «Теория личности А. Адлера и основы индивидуальной психотерапии» Студентка 4 курса 45 группы специальности «Психология» Чернигов 2006 Содержание 1. Понятие компенсации чувства неполноценности в теории личности А. Адлера 2. Преодоление комплекса неполноценности и формирование жизненного стиля в концепции личности А. Адлера 3. Роль бессознательных фикций и сознательного жизненного опыта в становлении личности по Адлеру 4. Виды личностной компенсации и сферы социализации по А. Адлеру 5. Основные принципы адлерианской психотерапии 6. Теория личности А. Адлера и основы индивидуальной психотерапии 7. Анализ семейной констеляции как путь самопознания и самосовершенствования личности 8. Индивидуальная психология А. Адлера Список использованной литературы 1) Понятие компенсации и чувства неполноценности в теории личности А. Адлера Еще, когда Адлер сотрудничал с Фрейдом, он опубликовал монографию “Исследование неполноценности органа и ее психическая компенсация” (почему одно заболевание беспокоит одного человека больше другого и почему одни участки тела болезнь поражает быстрее). Считал что у каждого человека процесс заболевания именно того органа, который был менее развит. Неполноценность органа, т.е. его врожденная слабость или недостаточное функционирование, может приводить к впечатляющим достижениям в жизни человека. Этот процесс компенсации имеет место в психической сфере: люди часто стремятся не только компенсировать недостаточность органа, но у них + появляется субъективное чувство неполноценности, которое развивается из чувства ощущения собственной психики или социального бессилия. В самом начале своей карьеры, когда еще сотрудничал с Фрейдом, Адлер опубликовал монографию, озаглавленную “Исследование неполноценности органа и ее психической компенсации”. В этой работе он развил теорию о том, почему одно заболевание беспокоит человека больше, чем другое и почему одни участки тела болезнь поражает скорее, чем другие. Он предположил, что у каждого индивидуума какие-то органы слабее других, и это делает его более восприимчивым к болезням и поражениям именно данных органов. Более того, Адлер считал, что у каждого человека происходит заболевание именно того органа, который был менее развит, менее успешно функционировал и, в целом, был “неполноценный” от рождения. Так например, некоторые люди рождаются с тяжелой аллергией, что может привести к повреждению, скажем, легких. Эти люди могут страдать частыми бронхитами или инфекционными заболеваниями верхних дыхательных путей. Адлер впоследствии наблюдал, что люди с выраженной органической слабостью или дефектом часто стараются компенсировать эти дефекты путем тренировки и упражнений, что нередко приводит к развитию выдающегося мастерства или силы. История и литература предоставляют много примеров исключительных достижений, являющихся результатом усилий, предпринятых для преодоления недостаточности органа. Демосфен, заикавшийся с детства, стал одним из самых выдающихся в мире ораторов. Таким образом, неполноценность органа, то есть его врожденная слабость или недостаточное функционирование, может приводить к впечатляющим достижениям в жизни человека. Но она же может повлечь за собой и чрезмерно выраженное чувство собственной неполноценности, если усилия, направленные на компенсацию дефекта, не приводят к желаемому результату. Конечно, в идее о том, что организм пытается компенсировать свою слабость, не было ничего нового. Врачам давно было известно, что если, например, одна почка плохо функционирует, другая берет на себя ее функции и несет двойную нагрузку. Но Адлер указал на то, что этот процесс компенсации имеет место в психической сфере: люди часто стремятся не только компенсировать недостаточность органа, но у них также появляется субъективной чувство неполноценности, которое развивается из ощущения собственного психологического или социального бессилия. 2) Преодоление комплекса неполноценности и формирование жизненного стиля в концепции личности А. Адлера “Почти у всех выдающихся людей мы находим какое-либо несовершенство органов; создается впечатление, что они встретили значительные препятствия в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности”. Создал термин “комплекс неполноценности”, считал, что все дети испытывают чувство неполноценности, из-за их физических размеров и недостатка сил и возможностей. Сильное чувство неполноценности может затруднить позитивный рост и развитие. Но умеренное чувство неполноценности может побудить индивид к конструктивным усилиям и достижениям. “Он (ребенок) в раннем возрасте обнаружил, что есть другой человек, существа, которые способно удовлетворять свои потребности более полно, лучше подготовлены к жизни … он научается переоценивать размеры и рост, дающие возможность открыть дверь, передвинуть тяжелую вещь или право отдавать приказания и требовать подчинения им. В душе возникает желание расти, стать таким же сильным или даже сильнее других”. Считал, что овладение средой - слишком абстрактная цель; каждый индивидуум вырабатывает более специфичную и ценную цель, служащую сосредоточием его стремлений и достижений. Жизненная цель каждого индивидуума складывается под влиянием его личного опыта, ценностей… Жизненные цели, которые направляют и мотивируют нас, сформировались в раннем детстве и остаются в основном бессознательными. Например, он отмечал, что многие врачи выбрали свою профессию в детстве, как и он сам, как средство справиться с ощущением небезопасности и страхом смерти. Формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, небезопасности, неизвестности и беспомощности в мире взрослых. Жизненные цели - в основном для защиты против чувства бессилия. Они всегда несколько нереалистичны и могут стать невротическими преувеличениями, если чувство неполноценности слишком сильно. Например, человек, который стремится к превосходству, личной власти, разовьет агрессивные черты характера, необходимые для достижения этой уели - амбицию, зависть, недоверие… Эти черты характера не являются ни врожденными, ни неизменными, они приняты индивидуумом как грани целевой его ориентации. Жизненный стиль - уникальный способ, выбранный каждым индивидуумом для следования своей жизненной цели. Адлер называет 3 основные жизненные задачи: - работа (действие, которое полезно обществу) - дружба - любовь. Работа создает удовлетворение и чувство собственной значимости. Дружба - выражение нашей причастности к человеческой расе и постоянной необходимости приспосабливаться к другим, взаимодействовать с другими существами нашего рода. Эти 3 задачи “всегда взаимосвязаны” Препятствия росту: - органическая неполноценность - избалованность - отверженность Дети, страдающие болезнями или слабостями, могут стать сильно центрированными на себе. Они отказываются от взаимодействия с другими из чувства неполноценности и успешно соревнуются с другими детьми. Но те дети, которые преодолевают свои трудности, могут “сверхкомпенсировать” первоначальные слабости и развить свои способности в необычной степени. Избалованные (“испорченные” дети) имеют трудности в развитии чувства социального интереса и кооперации. Нехватка уверенности в своих силах, социальный интерес у них, обычно, очень слаб. Отверженность - неполноценный ребенок, никогда не знал любви и кооперации в доме. Дети такие не уверены в своей способности быть полезными и получать уважение и любовь окружающих. У них развивается жестокость характера, зависть и враждебность. Когда чувство неполноценности преобладает или когда социальный интерес недостаточно развит, индивидуумы начинают стремиться к личному превосходству. Накопление успеха, престижа становится более важным, чем конкретное достижение. Адлер дал название своей теории “индивидуальная психология”. Ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а только в соотношении с личностью в целом. Структуру самосогласующейся и единой личности Адлер определил как стиль жизни. Жизнь невозможно представить себе без непрерывного движения в направлении роста и развития. Человек стремится к совершенству. Люди не отталкиваются от внутренних или внешних причин, а скорее тянутся веред - они всегда находятся в движении к личностно значимым жизненным целям. Утверждает, что индивидуум - нечто больше, чем только продукт влияния наследственности и окружающей среды. Индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое. Комплекс неполноценности и его истоки. Начало - в детстве. Ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и чтобы выжить, должен опираться на родителей. Стремление к превосходству - является основной мотивационной силой в жизни ребенка. Но ощущение неполноценности, по разным причинам, может у некоторых людей стать чрезмерным. проявляется комплекс неполноценности - преувеличенное чувство собственной слабости и несостоятельности. 3 вида страданий испытываемых в детстве: 1) неполноценность органов 2) чрезмерная опека 3) отвержение со стороны родителей. Из-за врожденной физической неполноценности может развиться чувство психической неполноценности. Независимо от обстоятельств, играющих роль почвы для появления чувства неполноценности, у индивида может в ответ на них появиться гиперкомпенсация комплекс превосходства (тенденция преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальные способности). Человек, обладающий комплексом превосходства, выглядит обычно хвастливым, высокомерным и саркастичным. Стремление к превосходству - является фундаментальным законом человеческой жизни, это “нечто, без чего жизнь человека невозможно представить”. Считал, что стремление к превосходству - врожденное, и мы никогда от него не освободимся, т.к. это стремление и есть сама жизнь. Рассматривал индивид и общество - в гармонии друг с другом. Стремление к превосходству: 1) рассматривал как единый фундаментальный мотив 2) великое стремление вперед и верх по своей природе универсально: является общим для всех 3) превосходство как цель может принести как негативное (деструктивное), так и позитивное (конструктивное) направление 4) проявляется как на уровне общества, так и на уровне личности Стиль жизни (жизненный план или путеводный образ) - способ адаптации к жизни, особенно в плане поставленных самим индивидуумом целей и способов их достижения. Т.е. это уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума. Стиль жизни основан на наших усилиях, направленных на преодоление чувства неполноценности. Стиль жизни настолько прочно закрепился в возрасте 4 - 5 лет и впоследствии не поддается тотальным изменениям становится главным стержнем поведения в будущем. Т.к. у каждого человека стиль жизни неповторим, выражение личностных типов по этому критерию возможно только в результате грубого обобщения классификация (по принципу 2-х мерной схемы: 1) “социальный интерес”, 2) “степень активности”). Классификация: Управляющий тип. Самоуверенные, напористые, с незначительным социальным интересом. Они активны, но не в социальном плане. Установка - превосходства (пример - юные правонарушители, наркоманы). Берущий тип. Личность относится ко всему миру паразитически. Нет социального интереса. Главное - получить от других как можно больше. Избегающий тип. Нет ни достаточного социального интереса, ни активности, необходимой для решения своих проблем. Они больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху. Социально-полезный тип. Это воплощение зрелости. (высшая степень социального интереса - это высший уровень активности). Заботлив о других и заинтересован в общении с ними. Воспринимает 3 основные жизненные задачи - работу, дружбу, любовь. Социальный интерес - мы, люди, являемся социальными созданиями, и если хотим глубже понять себя, то должны рассматривать наши отношения с другими людьми более широко. Считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными (главная роль мать, отец + отношения между ними). Социальный интерес развивается в социальном окружении. Творческое я - творческая сила человека - результат долгой исторической эволюции. + Значение на порядок рождения 1) первенец (старший ребенок) - если один пока - как желание “монарха, лишенного трона”. Считал, что старший ребенок в семье скорее консервативен, стремится к власти и предрасположен к лидерству. Он часто - хранитель семейных установок и моральных стандартов. 2) Единственный ребенок - Особенность - зависимость и эгоцентризм (часто трудности во взаимоотношениях со сверстниками). 3) Второй (средний) ребенок - Ситуация стимулирует его побивать рекорды старшего сиблинга - соперничающий и честолюбивый (Адлер - тоже средний ребенок в семье). 4) Последний (самый младший) - У него высокая мотивация превзойти старших сиблингов. Адлер полагал, что чувство неполноценности берет сове начало в детстве. Он объяснял это следующим образом: ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и, чтобы выжить, должен опираться на родителей. Этот опыт вызывает у ребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении, более сильными и могущественными. Появление такого раннего ощущения неполноценности означает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а также стремление к совершенству и безупречности. Адлер утверждал, что стремление к превосходству является основной мотивационной силой в жизни человека. Таким образом, согласно Адлеру, фактически все. что делают люди, имеет целью преодоление ощущения своей неполноценности и упрочение чувства превосходства. Однако ощущение неполноценности по разным причинам может у некоторых людей стать чрезмерным. В результате появляется комплекс неполноценности - преувеличенное чувство собственной слабости и несамостоятельности. Адлер различал три вида страданий, испытываемых в детстве, которые способствуют развитию комплекса неполноценности: неполноценность органов, чрезмерная опека и отвержение со стороны родителей. Во-первых, у детей с какой-либо врожденной физической неполноценностью может развиться чувство психологической неполноценности. С другой стороны, дети, родители которых чрезмерно их балуют, потворствуют им во всем, вырастают недостаточно уверенными в своих способностях, потому что за них всегда все делали другие. Их беспокоит глубоко укоренившееся чувство неполноценности, т.к. они убеждены, что сами не способны преодолевать жизненные препятствия. Наконец, родительское пренебрежение детьми, отвержение может стать причиной появления у них комплекса неполноценности по той причине, что отвергаемые дети в основном чувствуют себя нежеланными. Они идут по жизни без остаточной уверенности в своей способности быть полезными, любимыми и оцененными по достоинству другими людьми. Стиль жизни Стиль жизни, в первоначальном варианте “жизненный план”, или “путеводный образ”, представляют собой наиболее характерную особенность динамической теории личности Адлера. В этой концепции, по существу идеографической, представлен уникальный для индивидуума способ адаптации к жизни, особенно в плане поставленных самим индивидуумом целей и способов их достижения. Согласно Адлеру, стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума. Например, ребенок с плохой координацией может сосредоточить свои компенсаторские усилия на выработке выдающихся атлетических качеств. Его поведение, направляемое осознанием своих физических ограничений, становится, в свою очередь, стилем его жизни - комплексом поведенческой активности. Итак, стиль жизни основан на наших усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности и, благодаря этому, упрочивающих чувство превосходства. С точки зрения Адлера, стиль жизни настолько прочно закрепляется в возрасте четырех или пяти лет, что впоследствии почти не поддается тотальным изменениям. Конечно, люди продолжают находить новые способы выражения его индивидуального жизненного стиля, но это, в сущности, является только совершенствованием и развитием основной структуры, заложенной в раннем детстве. Сформированный таким образом стиль жизни сохраняется и становится главным стержнем поведения в будущем. Другими словами, все, что мы делаем, формируется и направляется нашим, единственным в своем роде, стилем жизни. От него зависит, какими сторонами своей жизни и окружения мы будем уделять внимание, а какие будем игнорировать. Все наши психические процессы (например, восприятие, мышление и чувства) организованы в единое целое и приобретают значение в контексте нашего стиля жизни. Представим в качестве примера женщину, стремящуюся к превосходству путем расширения своих интеллектуальных возможностей. С позиции теории Адлера, ее стиль жизни предсказуемо предполагает сидячий образ жизни. Основной акцент она сделает на интенсивное чтение, изучение, размышление - то есть на все, что может послужить цели повышения ее интеллектуальной компетентности. Она может распланировать свой распорядок дня с точностью до минут - отдых и хобби, общение с семьей, друзьями и знакомыми, общественная активность - опять-таки в соответствии со своей основной целью. Другой человек, напротив, работает над своим физическим совершенством и структурирует жизнь таким образом, чтобы цель стала достижимой. Все, что он делает, нацелено на достижение превосходства в физическом плане. Очевидно, что в теории Адлера все аспекты поведения человека вытекают из его стиля жизни. Интеллектуал запоминает, размышляет, чувствует и действует совсем не так, как атлет, поскольку оба они представляют собой психологически противоположные типы, ели говорить о них в терминах соответствующих стилей жизни. 3) Роль бессознательных фикций и сознательного жизненного опыта в становлении личности по Адлеру Цель стремления (к превосходству) - достичь совершенства, полноты и целостности в нашей жизни. Фикционный финализм - идея о том, что поведение индивидуума подчинено им самим намеченным целям в отношении других. Наши основные цели (которые определяют направление нашей жизни и ее назначение) представляют собой фиктивные цели. Фикция - примеры (вера людей, что Бог вознаградит их на небесах за то, что они жили на земле праведной жизнью). Но это фикция; в том числе “Честность - лучшая политика” “Все люди созданы равными” “Мужчины стоят выше женщин” Стремление индивидуума к превосходству управляется выбранной им фиктивной целью. Превосходство как фиктивная цель - результат самостоятельно принятого решения.. Но фиктивные цели помогают нам более эффективно разрешать жизненные проблемы. Фиктивные цели могут быть и опасными для личности (например - убежденность пациентов в превосходстве арийской расы над всеми остальными). На личность большое влияние оказывают субъективные ожидания того, что может произойти, чем прошлый опыт. Роль бессознательных фикций и сознательного жизненного опыта в становлении личности по Адлеру. Как было уже упомянуто, по убеждению Адлера, все, что мы делаем в жизни, отмечено нашим стремлением к превосходству. Цель этого стремления -достичь совершенства, полноты и целостности в нашей жизни. Адлер полагал, что эта универсальная мотивационная тенденция принимает конкретную форму в виде стремления к субъективно понимаемой определяющей цели. Чтобы оценить эти рассуждения, необходимо рассмотреть адлеровскую концепцию фикционного финализма - идею о том, что поведение индивидуума подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего. Вскоре после того, как Адлер порвал с окружением Фрейда, он испытывал влияние Ханса Вайингера, выдающегося европейского философа. Вайингер в своей книге “Философия возможного” развил идею о том, что на людей сильнее влияют их ожидания в отношении будущего, чем реальные прошлые переживания. Он утверждал, что люди на протяжении всей жизни действуют так, как если бы идеи, которыми они руководствуются, были объективно верными. В понимании Вайингера, людей побуждает к определенному поведению не только то, что истинно, но и то, что является таковым по их мнению. Книга Вайингера произвела на Адлера такое сильное впечатление, что он включил некоторые его концепции в свою теорию. Адлер развивал мысль о том, что наши основные цели (те цели, которые определяют направление нашей жизни и ее назначение) представляют собой фиктивные цели, соотнесенность которых с реальностью невозможно ни проверить, ни подтвердить. Некоторые люди, например, могут выстраивать свою жизнь, исходя из представления о том, что напряженная работа и чуть-чуть удачи помогают достичь почти всего. С точки зрения Адлера, это утверждение - просто фикция, потому что многие, кто напряженно работают, не получают ничего из того, что заслуживают. Другой пример фикции, оказывающей огромное влияние на бесчестное число людей, - вера в то, что Бог вознаградит их на небесах за то, что они жили на земле праведной жизнью. Саму веру в Бога и загробную жизнь можно считать по большому счету фикцией, поскольку не существует эмпирического или логического доказательства его существования. Тем не мене, подобные утверждения реальны для тех, кто принимает религиозную систему верований. Другими примерами фиктивных убеждений, способных оказывать влияние на ход нашей жизни, служат следующие: “Честность - лучшая политика, “Все люди созданы равными”, “Мужчины стоят выше женщин”. По Адлеру, стремление индивидуума к превосходству управляется выбранной им фиктивной целью, Он также полагал, что превосходство как фиктивная цель является результатом самостоятельно принятого решения; эта цель сформирована собственной творческой силой индивидуума, что делает ее индивидуально-уникальной. Таким образом, стремление к превосходству как к фиктивной цели, являясь субъективно понимаемым идеалом, имеет огромное значение. Когда фиктивная цель индивидуума известна, все последующие действия наполняются смыслом, и его “история жизни” приобретает дополнительное объяснение. Хотя фиктивные цели не имеют аналогов в реальности, они часто помогают нам более эффективно разрешать жизненные проблемы. Адлер настаивал на том, что, если подобные цели не выполняют функции ориентира в повседневной жизни, их следует или изменить, или отбросить. То, что фикция может полезной, звучит странно, но один пример прояснит этот вопрос. Женщина-врач стремится достичь более высокого профессионального уровня, по сравнению со своими коллегами. Но превосходство не имеет четких границ. Она всегда может узнать еще что-то новое по своей специальности. Конечно, она может больше времени посвящать чтению медицинских журналов. Кроме того, она может углублять свои знания, посещая заседания профессиональных обществ и медицинские семинары. Но конечной цели - достижения превосходства - она никогда, в сущности, не достигнет в полной мере. Тем не менее, ее стремление достичь самого высокого профессионального уровня является полезным и здоровым. И она, и ее пациенты скорее всего извлекут выгоду из этого стремления. Фиктивные цели могут также быть опасными и пагубными для личности. Представьте, например, ипохондрика, ведущего себя так, как если бы он был действительно болен. Или человека, страдающего паранойей и действующего так, как если бы его действительно преследовали. И, возможно, наиболее сильный пример деструктивной фикции - убежденность пациентов в превосходстве арийской расы над всеми остальными. Эта идея не имела под собой почвы, и все же Адольф Гитлер убедил многих немцев действовать, исходя из того, что арийцы - выдающаяся раса. В заключение следует сказать, что концепция фикционного финализма показывает, какое значение придавал Адлер тимологическому или ориентированному на цель подходу к проблеме мотивации человека. В его понимании, на личность большее внимание оказывают субъективные ожидания того, что может произойти, чем прошлый опыт. Наше поведение направляется осознанием фиктивной жизненной цели. Эта цель существует не в будущем, а в нашем актуальном восприятии будущего. Хотя фиктивных целей объективно не существует, они, тем не менее, оказывают колоссальное влияние на наше стремление к превосходству, совершенству и целостности. 4) Виды личностной компенсации и сферы социализации по А. Адлеру Все человеческое поведение социально, т.к. мы развиваемся в социальном окружении и наши личности формируются социальными. Чувство общности - нечто большее, чем интерес к своему ближайшему человеческому окружению (это ощущение родства со всем человечеством и связанности с жизненным целым). Важно развитие кооперативного поведения, т.е. только посредством сотрудничения с другими, действования в качестве ценного, вносящего свой вклад члена общества, мы можем преодолеть действительную неполноценность или наше чувство неполноценности. Если человек сотрудничает с людьми, он никогда не станет неврастеником. Социальная принадлежность индивидуума Все поведение человека происходит в социальном контексте и суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений. + у каждого человека есть естественное чувство общности (социальный интерес) - врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества. Считал, что поведение всегда зависит от мнения людей о себе и об окружении, в которое они должны вписываться. Люди живут в ими же созданном мире, в соответствии с их собственной “схемой апперцепции”. + Люди мотивированы фиктивными целями - личными мнениями о необходимости будущих событий, регулирующих их поведение. Люди ведут себя в соответствии с этими личными убеждениями, независимо от того, являются они объективно реальными или нет. Главная цель теории личности - служит экономным и полезным ориентиром для терапевтов, а по большому счету, и для любого человека на пути изменений в сторону психически более здорового поведения. 7 основных принципов: 1) чувство неполноценности и компенсация 2) стремление к превосходству 3) стиль жизни 4) социальный интерес 5) творческое “я” 6) порядок рождения 7) фикционный финализм 5) Основные принципы адлерианской психотерапии 1) выявление ошибочных суждений о себе и других 2) устранение ложных целей 3) формирование новых жизненных целей, которые помогут реализовать личности потенциал. 1) Понимание пациента (обсуждение тем - воспоминания раннего детства, порядковая позиция в себя, болезни…) 2) Углубление самопонимания пациента. Пациент должен достичь инсайта о происхождении своих ложных целей, стиля жизни и обусловленных ими невротическими симптомов. ! В терапии не терапевт, а прежде всего пациент несет ответственность за успешный результат терапии. 3) Усиление социального интереса Человек становится более смелым, уверенным Способ лечения неврозов и путей их лечения (Невроз - естественное психическое развитие индивидуума, сравнительно неактивно, эгоцентрически стремящегося к превосходству и поэтому имеющего задержку в развитии социального интереса.) Больные неврозами, по сути своей, хотят, чтобы их баловали другие. Компенсация - попытки человека замещать чувство неадекватности чувством адекватности посредством развития физических или интеллектуальных умений и навыков. Комплекс неполноценности - глубокое всепроникающее чувство собственной неполноценности по сравнению с другими людьми часто сопровождается дефективными, ошибочными установками и поведением Стиль жизни - уникальная конфигурация личностных черт, мотивов, когнитивных стилей и способов совладания с реальностью, характерная для поведения индивидуума и обеспечивающая постоянство этого поведения. 6) Теория личности А.Адлера и основы индивидуальной психотерапии Адлер родился в Вене 7.02. 1870 г., умер 28.05.1937 г. Австрийский психиатр и психолог, создатель индивидуальной психологии. Семья небогатого коммерсанта, много болел. С этим были связаны его постулаты. В 18 лет поступил на медицинский факультет Венского университета, активно участвовал в социалистическом движении и на одном из митингов познакомился с будущей женой Лариса Энштейн. Практикует, как офтальмолог, но постепенно работает в психиатрии. Выступает за защиту работы Фрейда в 1901 г. “Толкование сновидений”. Фрейд приглашает вступить в кружок. Адлер - президент и редактор психоаналитического журнала. Работал с Фрейдом до 1910 г. 1907 г. работа о неполноценности органов, где обосновал принцип компенсации. 1911 г. - ушел из кружка и основывает группу - общество свободных психоаналитических исследований, в 1912 г. - получило имя индивидуальная психология. Черпал идеи из эволюционной теории Дарвина. Однако Адлер постепенно отошел от идеи социального дарвинизма. Влияет на Адлера философия Ницше, Адлер и его последователи вышли за рамки психиатрии и уделяли большое внимание развитию неполноценных детей. Создаются консультативные центры , к 30 г. было создано в Вене более 30 центров. Служит в армии в качестве врача, а после работает с неполноценными людьми. 1927 г. - выходит его работа 1932 г. - читает лекции в Колумбийском университете. Предпосылки теории личности: формирует концепцию: нарушение баланса в связи с болезнью, лежит в отношениях органа со средой, которое организм стремится компенсировать. Человек является неполноценным и испытывает это. Ощущая это, ребенок узнавая свойства и возможности организма в условиях переживания этого чувства, стремится перетворить это и испытать чувство полноценности. Индивидуальный опыт человека - это опыт набора тех средств, опыт поиска, приобщения тех средств, которые направлены на реализацию чувства полноценности. Самосовершенствование и есть удостоверение в полноценности. Борьба за превосходство, и агрессивные тенденции - важно для выживания человека и самосовершенствования. Агрессия - это инициатива стремления от препятствий. Превосходство - побуждение улучшить себя, развить себя, стремление к власти над своими комплексами. Это врожденное из эволюционного прогресса. Жизненные цели - каждый человек выбирает для себя специфическую, отвечающую его способностям цель. Она зависит от его уровня жизни, от его значения жизни. Фикции, образы - целевые этапы развития. Человек имеет в жизни разные цели, однако основные из них: работа, дружба, любовь. Работа приносит удовлетворение и чувство собственной значимости, утверждает превосходство. Дружба - это выражение причастности к людям, к определенным интересам, необходимость приобщаться к людям, выражение нашей пригодности к людям. Любовь - как телесный союз ума и тела, внешняя форма кооперации между двумя индивидуумами противоположного пола. Эти 3 задачи взаимосвязаны, решение одной решает другие, это аспекты проблемы: необходимость людей поддерживать и развивать жизнь в той среде, где они находятся. Жизненный стиль - это сугубо индивидуальный способ достижения каждым человеком своих жизненных целей, цель - это интегрированный стиль приспособления к среде и взаимодействия с ней. К основным факторам, влияющим на деформацию жизненного стиля, относятся: избалованность, отверженность. Для форсирования жизненного стиля важна апперцепция - это свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений. Схема апперцепции - часть жизненного стиля и во много раз определяет поведение индивидуума. Порождает чувство социального интереса, чувство общности. Сотрудничество - одно из проявлений чувства общности, это заинтересованность в идеальном, социальном обществе, как конечной цели эволюции. Способность к сотрудничеству имеет филогенетические корни кооперации. Чувство общности позволяет строить такие социальные отношения, которые есть полноценным основанием для комфортного жизненного стиля. Все неудачники неспособны к сотрудничеству, которые движутся противоположно всему миру. Если человек сотрудничает с людьми, он никогда не станет невротиком. Невроз - результат конфликта между стремлением к могуществам и чувством собственной неполноценности. Это деформированный жизненный стиль. Структура личности Постуирует психическую целостность личности. Концепция Адлера финометическая. Личность - динамическая структура, направленная на достижение полноценности. Личность - это вектор, это направление движения в социальном пространстве, позволяющий компенсировать чувство собственной неполноценности. Психологическое единство зависит от объективных факторов, биологических потребностей, стремлений, прошлого поведения и приобретает жизненное значение только в отношении к цели. Важно бессознательное, как определенный аспект цели, которая заключается в абстрактном предвосхищении какого-то результата. Бессознательные фиктивные цели или фиксации, которые становятся переменным, фактором, определяющим наше поведение. Феномен сознания, сознательное - это социальный опыт, это апперцептивная схема индивида, которая определяет его стиль жизни. Личность у Адлера - это сознательная личность. Момент социализации индивида важен как момент становления личности. Внутренний план находится в бессознательных слоях человеческой души, и его истоки прослеживаются в раннем детстве, когда ребенок, благодаря фантазиям, создает первые фикции. Личность - борьба с потребностями Социализация индивида - это соотношение себя с себе подобными или человечеством в целом, как врожденные способности, как чувство социального интереса. Чем шире социальный интерес, тем человек имеет больше средств для компенсации неполноценности. Социальный интерес - это потенциальная способность индивида к соотношению с миром. Человек оценивает себя с помощью социальных установок. Социальный интерес как чувство общности означает заинтересованность всего человечества в эволюции. В социальных средах человек формирует личность. Развитие и становление личности: Движущие силы - противоречение между биологическим существом и пытающихся компенсировать неполноценность и чувство принадлежности к человеческому роду, требующему определенного уровня развития биологических навыков. Развитие я - это процесс компенсации, который создал человеческую культуру, как средство сохранения человеческого рода, как средство защиты. Направленность компенсации: - бессознательное стремление к власти - бессознательное стремление к превосходству - бессознательное стремление к совершенству - это внутреннее движение, которое в процессе социализации приводит к завершенности, как существа, сопричастного с другими людьми. Детские фантазии - это определители конечной цели индивида, за ними лежит творческое стремление индивида скомпенсировать свои недостатки и приспособиться к жизни. Связь я с обществом осуществляется в совместной игре, деятельности, жизни благодаря тому, что человек становится для других, это порождает чувство: - есть личность. Развитие происходит в 3-х жизненных сферах: - в отношениях я - ты идеологические отношения - продуктивной деятельности - в любви. Условия появления чувства неполноценности в раннем детстве: 1) физические недостатки воспринимаются как жизненные препятствия ? экзистенциональные пессимисты; 2) кроме того, изнеженность, предполагает симбиотический характер существования. Отсюда возникают “изгнанники из рая”; 3) бессердечность, порождающая плохое отношение со стороны окружающих ? “параноики во враждебной стране”. Основы адлеровской терапии: 1) социальные детерминанты развития личности более мощные, чем сексуальные. 2) людей можно лучше понять, наблюдая, где они собираются и за что они борются, людьми движет преодоление собственной неполноценности. 3) на людей нужно смотреть через очки, через то, как они соотносят себя с миром 4) знание ролевых позиций в семье отправная точка терапии. Интеллектуальная проработка своих чувств, эмоции - следствие когнитивных процессов, мысли и убеждения, - это основные компоненты работы у Адлера. Сбор информации о семейных отношениях с последующим синтезом и интерпретацией. Ретроспекция соответствует сегодняшним актуальным состояниям нашего сознания. В терапевтическом моменте сознательным факторам должно уделяться больше внимания, чем бессознательным. Сновидения - это репетиция, предвосхищение возможного будущего исхода действий. Инсайт - перевод самопонимания в конструктивное действие. Основные терапевтические цели: - актуализация ведущих личностных преддиспозиций и жизненных целей клиентов - поощрение к развитию социальных полезных целевых установок - изменение ошибочной мотивации, не соответствующей целевым установкам личности Техники и процедуры: - привлечение внимания к определенным аспекта своей судьбы, развития, качествам (не вписывающихся в жизненный стиль). - поощрение определенного поведения, которое соответствует целевым позициям - конфронтация - представления о том, что мы часто должны изменять. Привлечение конкретных примеров, социального опыта. - парадоксальная сентенция - это драматизация определенных желаний, стремлений, целей данной личности. - интерпретация семейной констиляции и ранних воспоминаний. Адлер анализирует структуру окружения в семье ребенка в каждый период становления. - домашние задания Модель личности: теория направлена на помощь достижения людьми их полного потенциала. Подходит для работы с группами, парами, семьями. 7) Анализ семейной констеляции как путь самопознания и самосовершенствования личности Основные положения Адлера относительно природы человека Многие считали Адлера “неофейдистом”, и он, несомненно, много сделал для того, чтобы пересмотреть психоаналитическое движение как целостную теоретическую систему. Но, несмотря на то, что по общему мнению он был на первых порах единомышленником Фрейда, многие его идеи расходятся с традиционной психоаналитической теорией более радикально, чем можно в целом предполагать. В действительности, внимательное ознакомление с теоретической системой Адлера решительно наводит на мысль о том, что его, на самом деле очень далекого от неофрейдизма, наиболее точно будет представить предвестником современной гуманистической и феноменологической психологии. Нигде теория Адлера не раскрывается столь полно, как в его исходных положениях о природе человека. Свобода - детерминизм. Сильная приверженность Адлера положению свободы раскрывается в следующей цитате: “Мы придерживаемся того мнения, что в жизни человека нет ничего причинно обусловленного. И, поскольку каждый феномен чем-то отличается от других, в психологии мы не можем говорить о причинности или детерминизме.”. Отвергая концепцию психического детерминизма, Адлер доказывал, что личность каждого индивидуума является его собственным творением . Концепция творческого “Я” также является воплощением положения свободы в системе Адлера. Творческая сила человека играет в конечном счете жизненно важную роль в создании определяющей фиктивной цели и ее результата - стиля жизни. Однако идея полной свободы в индивидуальной психологии имеет некоторые ограничения. Они вызваны тем, что стиль жизни, по крайней мере в некоторой степени, находится под влиянием фиктивной жизненной цели, берущей свое начало в раннем детском опыте (например, влияние порядка рождения). Но даже сама эта фиктивная цель не является продуктом объективных факторов; в ее создании принимают участие растущие творческие силы индивидуума (например, субъективное значение, которое человек придает своей позиции в семье, обусловленной порядком его рождения).Похоже, по мере того как Адлер разрабатывал вою коронную теоретическую идею о творческом “Я”, лежащее в ее основе исходное положение свободы проявлялось все более отчетливо. Рациональность-иррациональность. Адлер определенно тяготеет к рациональности. Это наиболее отчетливо проявляется в его концепции творческого “Я”. Согласно его теории, творческая сила дает людям возможность формировать цели, принимать решения и выстраивать различные жизненные планы, сопоставимые с целями и ценностями. В основе своей идея творческой силы требует признания рациональности. Но в системе Адлера можно обнаружить некоторые натяжки, связанные с рациональностью, что особенно заметно в его концепции определяющей фиктивной цели. Затушеванная последующими детскими переживаниями, эта цель в основном является неосознанной. То есть люди, как правило, не осознают фиктивных целей или, по крайней мере, не понимают их истинного значения в своей жизни. ?Adler, 1956?. Иными словами, значительная часть из того, к чему стремятся люди, несмотря на рассудочность в реализации этих стремлений, остается для них во многом неизвестной. Тем не менее, абсолютное значение, которое Адлер в своей теории придавал творческому “Я”, явно сдвигает чашу весов в сторону рациональности. Холизм-элементализм. Полное принятие Адлером положения холизма отчетливо видно почти в каждом элементе его системы. Как ранее отмечалось, Адлер даже назвал разрабатываемое им направление “индивидуальная психология”, чтобы подчеркнуть свой холистический взгляд на человека как на неделимую и постоянную сущность. Если говорить более конкретно, то Адлер описывал творческое “Я” как силу, благодаря которой в детстве формируется фиктивная цель. К реализации последней люди стремятся на протяжении всей жизни. И действительно, стиль жизни во всей своей полноте в значительной степени основан на определяющей фиктивной цели. Адлер утверждал, что, благодаря индивидуально-уникальной цели, этому направляющему принципу, личность достигает своей максимальной целостности. Итак, поведение человека можно понять только в контексте этой финалистской, или телеологической концепции человеческих устремлений. Холистическую позицию Адлера невозможно проиллюстрировать более ясно или полно. Конституционализм-инвайронментализм. “Не забудьте наиболее важный факт: ни наследственность, ни окружение не являются определяющими факторами. Оба они только обеспечивают исходную основу для развития и то влияние, на которое индивидуум отвечает, используя свою творческую силу.” В этом заявлении Адлер ясно обозначает свою позицию в отношении конституционализм-инвайронментализм: наследственность и окружение следует признать как факторы, вносящие свой вклад в формирование склада личности, но влияние намного превосходит действие этих сил. В индивидуальной психологии имеет значение не т, чем человек наделен от рождения (конституция) или с чем он сталкивается в жизни (окружение), но то, как он распоряжается тем и другим. Разумеется, Адлер признавал роль факторов наследственности в природе человека (например, социальный интерес и борьба за превосходство являются врожденными; неполноценность органа влияет на развитие личности). Вспомним к тому же, что социальный интерес развивается в семейном окружении, стремление к превосходству проявляется у каждого индивидуума по-своему, а влияние на личность неполноценности органа (позитивное или негативное) зависит от того, как люди реагируют на конституциональные ограничения. Более того, поскольку Адлер признавал значение влияния окружающей среды (например, порядок рождения) на склад личности, решающим является то, как человек воспринимает это влияние и как на него реагирует. Поэтому позицию Адлера в отношении конституционализма-инвайронментализма лучше всего охарактеризовать как промежуточное положение на этом континууме, потому что, в силу превалирующего значения творческого “Я” в формировании личности, ни конституция, ни окружение, похоже, не наделены очень большим влиянием в его теории. Изменяемость-неизменность. При том, что позиции Фрейда и Адлера по многим исходным положениям категорически не совпадали, ученые сходились во взглядах по вопросу неизменности. Как и Фрейд, Адлер настаивал на том, что личность человека формируется в первые пять лет жизни и что она существенно не меняется или меняется очень незначительно по прошествии этих пяти созидательных лет. Однако положение неизменности в теории Адлера раскрывается иначе, чем у Фрейда. Ключ к раскрытию этого положения в теории Адлера - в его концепции стиля жизни. Основы стиля жизни закладываются в ранних ощущениях собственной неполноценности и в компенсации. Стиль жизни формируется примерно к пяти годам и далее влияет на все аспекты поведения человека. Именно благодаря стилю жизни люди до конца своих дней борются за превосходство и постоянно стремятся к достижению фиктивных целей, сформированных в раннем детстве. И несмотря на то, что стиль жизни может заявлять о себе в разные периоды по-разному, он, по существу, не меняется на протяжении жизни. Таким образом, принятие Адлером положения неизменности не подлежит сомнению. Субъективность - объективность. Адлер полностью разделял положение субъективности. Начиная с принципа “индивидуальной субъективности”, положенного в основу его теории, субъективность совершенно очевидно просматривается практически в каждой основной концепции индивидуальной психологии. Например, объективная позиция ребенка в семье не имеет такого значения для формирования структуры личности, как субъективный смысл, который ребенок вкладывает в ситуацию, создавшуюся в связи с порядковым номером его рождения. Также и социальный интерес вначале проявляется скорее как функция того, как ребенок объясняет для себя поведение матери, чем как ответ на объективный характер этого поведения. Субъективность также отчетливо видна в концепции фикционного финализма. По Адлеру, стиль жизни целиком основан на неотступном следовании индивидуума субъективной фиктивной цели, представленной в таком виде, как он воспринимает ее в настоящем. Адлер использовал термин “схема апперцепции” для описания процесса, посредством которого каждый из нас интерпретирует события своей жизни. (Апперцепция - зависимость восприятия от прошлого опыта и индивидуальных особенностей человека. Прим. перев.) Согласно Адлеру, до того как объективные события начнут как-то влиять на личность или поведение, они сначала преобразуются под опосредующим влиянием психологического метаболизма этой субъективной схемы. “Мы предположили и сочли верным, что концептуальный мир как таковой является субъективным в своем устройстве… Все, что мы воспринимаем, исключительно субъективно”. Таким образом, интерпретация составляет основной принцип в восприятии мира человеком. Совершенно очевидно, что Адлер исходил из положения субъективности в отношении природы человека. Проактивность - реактивность. Как отмечалось выше, основное теоретическое положение индивидуальной психологии касается того, что “жизнь человека представляет собой динамическое стремление к превосходству.” В этом стремлении мы усматриваем подтверждение абсолютной приверженности Адлера положению проактивности. В его теории причинность поведения всегда находится внутри индивидуума, особенно в упорном, нацеленном на будущее и всепоглощающем стремлении к превосходству и совершенству. В действительности Адлер постулирует существование только одной проактивной и динамической силы, лежащей в основе всей человеческой активности - поиск совершенства в жизни. Укоренившееся в субъективных переживаниях собственной неполноценности в младенчестве и в детстве, это вездесущее сильное желание направлено на достижение фиктивной цели, поставленной самим индивидуумом; вся жизненная активность выстраивается вокруг нее. Личность в теории Адлера не просто реагирует на внешние стимулы из окружающей среды: она описана исключительно в терминах стремления, созданного собственным “Я” и ориентированного в будущее. Гомеостаз - гетеростаз. Чтобы оценить позицию Адлера по этому положению, стоит привести одну короткую цитату: “Движение от минуса к плюсу бесконечно. Стремление снизу вверх никогда не прекратится.” Совершенно очевидно, что этого не мог сказать теоретик, преданный идее гомеостаза - тот, кто считает, что людей побуждает к действиям необходимость снимать напряжение и сохранять состояние внутреннего равновесия. В приведенном высказывании ясно угадывается идея увеличения напряжения за счет постоянного стремления двигаться “от минуса к плюсу” и “снизу вверх”. То, что Адлер строго придерживался положения гетеростаза, видно из его формулировки основного жизненного мотива - концепции стремления к превосходству. В этом бесконечном стремлении люди не снимают напряжения, они генерируют его для продолжения борьбы за достижение своих фиктивных целей. Однако версия гетеростаза Адлера в чем-то отлична от тех, с которыми мы сталкиваемся в современной гуманистической и феноменологической психологии. В их понимании гетеростаз предстает в виде самореализации личности (то есть постоянного движения в направлении актуализации ее потенциальных возможностей). Как правило, эти потенциальные возможности считаются врожденными, а человек просто следует по пути развития, чтобы их реализовать. В адлеровской трактовке гетеростаза люди рассматриваются как постоянно стремящиеся к превосходству и конечной фиктивной цели. Это создает ощущение, что люди скорее наилучшим образом выполняют свою субъективную жизненную миссию, чем просто реализуют все свои возможности. Таким образом, можно утверждать, что в теории Адлера люди растут как личности в направлении, противоположном своим первоначальным склонностям т потенциям в той степени, в какой их стремление к превосходству, стиль жизни и фиктивные цели коренятся в более раннем чувстве неполноценности. Тем не менее, с точки зрения индивидуальной психологии, люди развиваются, продвигаются вперед и продуцируют усиление напряжения - что доказывает сильную приверженность Адлера положению гетерстаза. Познаваемость - непознаваемость. На Адлера оказала сильное влияние книга Вайингера “Философия невозможного”. Изложенная в ней философия, вскоре ставшая и философией Адлера, носит название идеалистический позитивизм. Исходя из наших целей, этот термин легче всего понять, если иметь в виду, что воображаемые конструкты (например, “фикции”), даже находясь в противоречии с реальностью, имеют огромную практическую ценность и необходимы для человеческой жизни. Иначе говоря, в жизни имеет значение не то, что абсолютно верно или может оказаться таковым (да и кто это знает?), а то, что мы считаем абсолютно верным. В том, что касается вопроса о познаваемости - непознаваемости, эта философская доктрина представляется настолько же применимой к психологической науке, насколько и к людям. То есть искать “абсолютную правду” о природе человека нет смысла - психологической науке лучше развивать теоретические концепции (“персонологические фикции”), практические и полезные для людей, пытающихся понять себя и свои жизненные обстоятельства. Именно это делал Адлер, создавая свою теорию. И если смотреть с этой точки зрения, то адресованность первой книги Адлера “Постижение человеческой природы” (1927b) широкому кругу читателей может быть и не случайна. таким образом, в кажущейся простоте и прагматизме многих концепций Адлера (что само по себе не противоречит признанию загадочности природы человека) находит свое выражение его убежденность в том, что это - лучшее, что может сделать психологическая наука для описания человека. По словам самого Адлера, его научная теория не ответила и не могла бы ответить на все вопросы: “Должен признать, те, кто находят следы метафизики в индивидуальной психологии, правы… Как ни называть ее - спекуляцией или трансцендентализмом, не существует такой науки, которая не вторгалась бы в сферу метафизики”. Зная его философские взгляды, можно сказать, что Адлер стоял на позиции непознаваемости. 8) Индивидуальная психология А. Адлера Еще дальше, чем теория Юнга, отстоит от позиции Фрейда индивидуальная психология А. Адлера (1870-1937). Адлер, который в детстве часто и тяжело болел, надеялся, что выбор профессий врача поможет ему и его близким в борьбе с недугами. Окончив медицинский факультет Венского университета, он практиковал как врач-офтальмолог. Однако вследствие его растущего интереса к деятельности нервной системы область занятий Адлера стала смещаться в сторону психиатрии и неврологии. В1902 г. Адлер стал одним из первых четырех членов кружка, образовавшегося вокруг создателя нового психологического направления - Фрейда. В1910 г. по предложению Фрейда он возглавил Венское психоаналитическое общество. Однако вскоре Адлер начал развивать идеи, противоречившие некоторым основным положениям Фрейда. Когда эти расхождения обострились, ему было предложено изложить свои взгляды, что он и сделал в1911 г., отказавшись затем от поста президента общества. Спустя некоторое время он официально оборвал свои связи с психоанализом, вышел из общества со своими сторонниками и организовал собственную группу, получившую название Ассоциация индивидуальной психологии. После Первой мировой войны он заинтересовался вопросами образования, основал первую воспитательную клинику в рамках венской системы школьного образования, а затем и экспериментальную школу, которая претворила в жизнь его идеи в области образования. Особое значение Адлер придавал занятиям с учителями, так как полагал, что чрезвычайно важно работать с теми, кто формирует умы и характеры юношества. Для помощи родителям в воспитании детей им были организованы консультативные центры для детей при школах, где дети и их родители могли получить нужный им совет и помощь. К1930 г. только в Вене было 30 таких центров. В 1935 г. он переехал в США, где продолжал работать в качестве врача-психиатра, одновременно занимая пост профессора медицинской психологии. Индивидуальная психология Адлера, интерес к которой несколько снизился после его смерти в1937 г., снова оказалась в центре внимания психологов в 50-е годы, значительно повлияв на формирование гуманистической психологии и нового подхода к проблеме личности. Адлер стал основателем нового, социально-психологического подхода к исследованию психики человека. Именно в развитии новых идей своей концепции он и разошелся с Фрейдом. Его теория, изложенная в книгах «О нервном характере» (1912), «Теория и практика индивидуальной психологии» (1920), «Человекознание» (1927), «Смысл жизни» (1933), представляет собой совершенно новое направление, очень мало связанное с классическим психоанализом и составляющее целостную систему развития личности. Главная идея Адлера заключалась в том, что он отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека, влечений, которые противопоставляют человека обществу. Не врожденные влечения, не врожденные архетипы, но чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер. Однако есть и нечто общее, объединяющее концепции этих трех психологов: все они предполагали, что человек имеет некоторую внутреннюю, присущую ему одному природу которая оказывает влияние на формирование личности. При этом Фрейд придавал решающее значение сексуальным факторам, Юнг первичным типам мышления, а Адлер подчеркивал роль общественных интересов. В то же время Адлер был единственным, кто считал важнейшей тенденцией в развитии личности человека стремление сохранить в целостности свою индивидуальность, осознавать и развивать ее. Фрейд в принципе отвергал идею об уникальности каждой человеческой личности, исследуя скорее то общее, что присуще бессознательному. Юнг хотя и пришел к идее о целостности и Самости личности, но значительно позже, в 50-60-х годах. Мысль о целостности и уникальности личности является неоценимым вкладом Адлера в психологию. Не менее важна и введенная им идея о творческом «Я». В отличие от Фрейдовского Эго, служащего целям врожденных влечений и потому определяющего полностью путь развития личности в заданном направлении, «Я» Адлера представляет собой субъективную и индивидуализированную систему, которая может менять направление развития личности, интерпретируя жизненный опыт человека и придавая ему различный смысл. Более того, это «Я» само предпринимает поиски такого опыта, который может облегчить конкретному человеку создать его собственный, уникальный стиль жизни. Теория личности Адлера представляет собой хорошо структурированную систему и покоится на нескольких основных положениях, объясняющих многочисленные варианты и пути развития личности: 1) фиктивный финализм, 2) стремление к превосходству, 3) чувство неполноценности и компенсации, 4) общественный интерес, 5) стиль жизни, 6) творческое «Я». Идея фиктивного финализма была заимствована Адлером у известного немецкого философа Ганса Файгингера, писавшего, что все люди ориентируются в жизни посредством конструкций или фикций, которые организуют и систематизируют реальность, детерминируя наше поведение. У Файгингера Адлер также почерпнул идею о том, что мотивы человеческих поступков определяются в большей степени надеждами на будущее, а не опытом прошлого. Эта конечная цель может быть фикцией, идеалом, который нельзя реализовать, но тем не менее оказывается вполне реальным стимулом, определяющим устремления человека. Адлер также подчеркивал, что здоровый человек в принципе может освободиться от влияния фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущее такими, какие они есть на самом деле. В то же время для невротиков это невыполнимо, и разрыв между реальностью и фикцией еще больше усиливает их напряжение. Адлер считал, что большое значение в формировании структуры личности человека имеют его семья, люди, которые его окружают в первые годы жизни. Значение социального окружения особенно подчеркивалось Адлером (одним из первых в психоанализе), так как он считал, что ребенок рождается не с готовыми структурами личности, а лишь с их прообразами, которые формируются на протяжении жизни. Наиболее важной структурой он называл стиль жизни. Развивая идею о стиле жизни, формирующем поведение человека, Адлер исходил из того, что это та детерминанта, которая определяет и систематизирует опыт человека. Стиль жизни тесно связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, составляющих структуру «Я». Чувство общности, или общественный интерес, представляет собой своеобразный стержень, который держит всю конструкцию стиля жизни, определяет ее содержание и направление. Чувство общности хотя и является врожденным, но может остаться неразвитым. Эта неразвитость чувства общности становится основой асоциального стиля жизни, причиной неврозов и конфликтов человека. Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У отверженных детей, растущих с холодными, отгороженными от них матерями, чувство общности не развивается. Не развивается оно и у избалованных детей, так как чувство общности с матерью не переносится на других людей, остающихся для ребенка чужими. Уровень развития чувства общности определяет систему представлений о себе и мире, которая создается каждым человеком. Неадекватность этой системы создает препятствия для личностного роста, провоцирует развитие неврозов. Формируя свой жизненный стиль, человек фактически сам является творцом своей личности, которую он создает из сырого материала наследственности и опыта. Творческое «Я», о котором пишет Адлер, представляет собой своеобразный фермент, который воздействует на факты окружающей действительности и трансформирует эти факты в личность человека, «личность субъективную, динамичную, единую, индивидуальную и обладающую уникальным стилем». Творческое «Я», с точки зрения Адлера, сообщает жизни человека смысл, оно творит как саму цель жизни, так и средства. Для ее достижения. Таким образом, Адлер рассматривал процессы формирования жизненной цели, стиля жизни по сути как акты творчества, которые придают человеческой личности уникальность, сознательность и возможность управления своей судьбой. В противовес Фрейду он подчеркивал, что люди - это не пешки в руках внешних сил, но сознательные целостности, самостоятельно и творчески создающие свою жизнь. Если чувство общности определяет направление жизни, ее стиль то два других врожденных и бессознательных чувства - неполноценности и стремления к превосходству - представляют собой источники энергии личности, необходимой для ее развития. Оба эти чувства являются позитивными, это стимулы для личностного роста, самосовершенствования. Если чувство неполноценности воздействует на человека, вызывая в нем желание преодолеть свой недостаток, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех, не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим. Эти чувства, с точки зрения Адлера, стимулируют не только индивидуальное развитие, но и развитие общества в целом благодаря самосовершенствованию и открытиям, сделанным отдельными людьми. Существует и специальный механизм, помогающий развитию этих чувств, - компенсация. Адлер выделил четыре основных вида компенсации - неполную компенсацию, полную компенсацию, сверхкомпенсацию и мнимую компенсацию, или уход в болезнь. Соединение определенных видов компенсации с жизненным стилем и уровнем развития чувства общности дало ему возможность создать одну из первых типологий развития личности. Он считал, что развитое чувство общности, определяя социальный стиль жизни, позволяет ребенку создать достаточно адекватную схему апперцепции. При этом дети с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут компенсироваться при помощи других людей, сверстников, от которых они не чувствуют отгороженности. Это особенно важно при физических дефектах, которые часто не дают возможности полной их компенсации и тем самым могут послужить причиной изоляции ребенка от сверстников, остановить его личностный рост и совершенствование. В случае сверхкомпенсации такие люди стараются обратить свои знания и умения на пользу людям, их стремление к превосходству не превращается в агрессию против людей. Примером такой сверхкомпенсации превосходства при социальном жизненном стиле для Адлера служили Демосфен, преодолевший свое заикание, Ф. Рузвельт, преодолевший свою физическую слабость, многие другие замечательные люди, не обязательно широко известные, но приносящие пользу окружающим. В то же время при неразвитом чувстве общности у ребенка начинают уже в раннем детстве формироваться различные невротические комплексы, которые приводят к отклонениям в развитии его личности. Так, неполная компенсация способствует возникновению комплекса неполноценности, который делает неадекватной схему апперцепции, изменяет жизненный стиль, делая ребенка тревожным, неуверенным в себе, завистливым, конформным и напряженным. Невозможность преодолеть свои дефекты, в особенности физические, часто приводит и к мнимой компенсации, и ребенок, так же как позднее уже взрослый человек, начинает спекулировать своим недостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания и сочувствия, которыми его окружают. Однако такой вид компенсации несовершенен, так как он останавливает личностный рост и формирует неадекватную, завистливую, эгоистическую личность. В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие люди используют свои знания для приобретения власти над людьми, для порабощения их, думая не о пользе для общества, а о своих выгодах. При этом также формируется неадекватная схема апперцепции, изменяющая стиль жизни. Подобные люди - тираны и агрессоры, они подозревают окружающих в желании отнять у них власть и потому становятся подозрительными, жестокими, мстительными, не щадят даже своих близких. Для Адлера примерами такого стиля жизни были Нерон, Наполеон, Гитлер и другие авторитарные правители и тираны, не обязательно в масштабах страны, но и в рамках своей семьи, близких. При этом, с точки зрения Адлера, наиболее авторитарными и жестокими становятся дети избалованные, в то время как отверженным детям в большей степени присущи комплексы вины и неполноценности. Таким образом, одним из главных качеств личности, которое помогает ей устоять в жизненных невзгодах, преодолеть трудности и достичь совершенства, является умение сотрудничать с другими. Только в сотрудничестве человек может преодолеть свое чувство неполноценности, привнести ценный вклад в развитие общества. Адлер писал, что, если человек умеет сотрудничать с другими, он никогда не станет невротиком, в то время как недостаток кооперации есть корень невротических и плохо приспособленных стилей жизни. Хотя не все теоретические положения Адлера, главным образом связанные с типологией личности детей, очередностью их рождения, нашли свое подтверждение в дальнейших экспериментальных исследованиях, сама идея о роли чувства общности и индивидуального стиля жизни в формировании личности ребенка, особенно мысль о компенсации как основном механизме психического развития и коррекции поведения, стала неоценимым вкладом в психологию. Необходимо отметить и вклад Адлера в психотерапию, так как он одним из первых исследовал роль игры в преодолении неврозов и закомплексованности. Он считал, что именно игра позволяет Детям преодолеть их комплекс неполноценности, который они испытывают в мире окружающих их взрослых. При этом спонтанная игра детей уже является хорошим психотерапевтическим средством. В том же случае, когда требуются преодоление более серьезных комплексов и решение специальных проблем, развитие игры должно осуществляться и направляться взрослым. Теория Адлера стала своеобразной антитезой фрейдовской концепции человека. Она оказала огромное влияние на гуманистическую психологию, психотерапию и психологию личности. Альфред Адлер (1870 - 1937) Адлер представитель психоаналитического направления в психологии. Создал научную школу «индивидуальной психологии». В своем учении Адлер отстаивал принцип внутреннего единения психической жизни личности, отмечал отсутствие жесткой границы и антагонизмов между сознанием и бессознательным. Альфред Адлер родился в обеспеченной семье в одном из пригородов Вены. Его детские годы прошли под знаком постоянных болезней, зависимости по отношению к старшему брату и полного неприятия со стороны матери. Сам себя он считал слабым, тщедушным и непривлекательным. Он ощущал большую близость с отцом, нежели с матерью и потому впоследствии не принял фрейдовской концепции эдипова комплекса, поскольку сам его в детстве не испытал. Ребенком он тратил много сил на то, чтобы завоевать признание и популярность в среде сверстников. Став старше, он сумел добиться высокой самооценки и был оценен по достоинству окружающими, чего ему так не хватало в собственной семье. Поначалу Адлер был настолько слабым учеником, что по мнению учителя мог рассчитывать в будущем только на место подмастерья сапожника. Однако, благодаря усердию и настойчивости он сумел стать одним из первых учеников в классе. Он смог преодолеть свои многочисленные академические и социальные недостатки и комплексы, так что сам вполне может считаться хрестоматийным примером своей собственной теории, созданной им в последствии. В развитии личности существенную роль играет компенсация личных слабостей и недостатков. Лежащие в основе его системы чувства неполноценности является прямым наследием детских лет, в чем и сам Адлер охотно признавался. В возрасте 4 лет, едва оправившись от смертельно опасной пневмонии, Адлер решил, что станет врачом. Он получил медицинское образование и свою первую ученую степень в Венском университете в 1895 году. После специализации в офтальмологии и прохождения практики по общей медицине он стал заниматься психиатрией. В 1902 году Адлер присоединился к еженедельным заседаниям психоаналитического дискуссионного кружка на правах одного из четырех членов - основателей. Хотя он и был близким сотрудником Фрейда, личные отношения между ними так и не сложились. Фрейд однажды даже отозвался об Адлере как о зануде. В течение нескольких последующих лет Адлер развивал свой вариант психоанализа существенно отличавшийся от фрейдовской системы по целому ряду пунктов. Он также позволял себе открыто критиковать Фрейда за переоценку роли сексуальных факторов. В 1910 году Фрейд предложил кандидатуру Адлера на пост президента Венского психоаналитического общества, видимо, до того, чтобы уладить имевшиеся между ними разногласия. Однако уже в 1911 году неизбежный разрыв состоялся. Расставание было довольно драматичным. Адлер назвал Фрейда мошенником, а психоанализ - «мерзостью и непристойностью». Фрейд тоже не остался в долгу и охарактеризовал Адлера как «ненормального», «Человека, свихнувшегося на почве собственных амбиций». Во время первой мировой войны Адлер служил врачом в австрийской армии. Позже он организовал детскую клинику в рамках венской школьной системы. В 20-е годы его социально-психологическая система, которую он сам назвал индивидуальной психологией, привлекла большое число последователей. В 1926 году Адлер совершил несколько визитов в США и через 8 лет получил приглашение занять должность профессора медицинской психологии в медицинском колледже в Нью-Йорке. Умер он в Шотландии во время одного из напряженных лекционных турне. Индивидуальная психология По убеждению Адлера, поведение человека определяется в первую очередь не биологическими, а социальными факторами. Он ввел понятие социального интереса, определяя его как врожденный потенциал, нацеленный на кооперацию с другими людьми и на достижение личных и общественных целей. Подобный интерес развивается в детстве по мере накопления опыта. В противоположность Фрейду, Адлер минимизировал роль сексуальных сил в формировании личности и сконцентрировался в большей степени не на бессознательном, а на сознательных факторах поведения. Если Фрейд полагал, что поведение определяется преимущественно прошлым, то Адлер подчеркивал значение наших целей на будущее. Борясь за достижение целей или ожидая некоторых событий в будущем, мы тем самым оказываем влияние на свое нынешнее поведение. Например, человек, который живет в постоянном ожидании вечного проклятья после смерти, неминуемо будет вести себя иначе, чем тот у которого таких ожиданий нет. Если Фрейд подразделял личность на несколько частей, то Адлер, наоборот, всячески подчеркивал единство и согласованность личности. В основе его концепции - представление о единой движущей силе, лежащей в основе структуры личности и направляющей все ее ресурсы на достижение самой главной цели, предающей смысл всему существу личности. Такой целью, по его мнению, является стремление к превосходству и самоутверждению. Именно эта цель подчиняет себе все движение к более полному развитию и осуществлению реализации нашего Я. Адлер был убежден, что данное стремление к превосходству является врожденным фактором, его следы легко можно обнаружить во всех аспектах проявления личности. Адлер не принимал утверждение Фрейда о том, что только секс составляет первичный, базовый уровень мотивации. Вместо этого он высказал предположение, что подлинной движущей силой личности является генерализованное чувство неполноценности (как это было в его собственной жизни). Первоначально Адлер относил это чувство неполноценности к телесным недостаткам. Ребенок с наследственными органическими недостатками попытается их компенсировать за счет более интенсивного развития дефектной функции. Ребенок - заика, при помощи речевой терапии может стать великим оратором, ребенок - со слабыми конечностями, после интенсивных физических упражнений становиться хорошим атлетом или танцором. Позднее Адлер расширил понятие неполноценности, включив в него все виды физических, душевных или социальных недостатков - реальных или мнимых. Он также полагал, что слабость и беспомощность ребенка, его зависимость от окружающей обстановке ведет к появлению чувства неполноценности, столь знакомого каждому человеку. Ребенок осознает свою неполноценность и необходимость преодолеть недостаток, но при этом им движет врожденное стремление к превосходству. В итоге такой процесс волей-неволей движет индивида по направлению ко все большему совершенству и реализации. Чувство неполноценности может оказывать и положительное воздействие, как на уровне индивида, так и на уровне социума, поскольку именно с ним связано постоянное стремление к превосходству. Однако, если в детские годы в ответ на чувство неполноценности ребенок наталкивается на слишком мягкое, или же напротив излишне жесткое отношение, у него в результате может появиться некое аномальное компенсаторное поведение. Неспособность в достаточной мере компенсировать чувство неполноценности может привести к развитию комплекса неполноценности, что приводит человека к серьезным жизненным проблемам. По Адлеру, борьба человека за превосходство носит всеобщий характер, но при этом возможны разные способы достижения поставленной цели. Мы по- разному осуществляем эту борьбу, что приводит в итоге к появлению уникальных, характерных только для данного человека методов или форм, которые Адлер назвал стилем жизни. Стиль жизни включает в себя те характерные поведенческие типы или приемы, при помощи которых мы компенсируем свою неполноценность, реальную или мнимую. В нашем примере с ребенком, у которого присутствуют телесные недостатки, такой стиль включил бы в себя занятия спортом, что в итоге должно привести к развитию физической силы и выносливости. Стиль жизни обычно формируется к 4- 5 годам и в дальнейшем с трудом поддается каким-либо изменениям. Он как бы задает рамки для восприятия и упрорядочивания всего доступного жизненного опыта. И вновь мы видим, что Адлер, как и Фрейд, подчеркивает важность раннего периода жизни. Но, в отличие от Фрейда, он настаивает на том, что мы способны сознательно формировать свой стиль жизни - наше собственное Я. Концепция творческой силы Я составляет, безусловно, вершину и кульминацию всей его теории. Адлер высказал предположение, что мы можем сами формировать свою личность в соответствии с собственным уникальным стилем жизни. Это творческая сила составляет активный принцип человеческого существования. Ее можно уподобить традиционному понятию души. Мы строим свое поведение на основе определенных способностей и того жизненного опыта, которым обладаем благодаря нашей наследственности и влияния окружающей среды. Но именно от нас зависит, как именно воспринимать и истолковывать этот опыт, что собственно, и создает основу нашего стиля жизни. А это значит, что мы способны сознательно влиять на формирование собственной личности и свою судьбу. Адлер считал, что, скорее, мы сами определяем свою судьбу нежели оказываемся объектом воздействия прошлого опыта. Исследуя опыт детских лет своих пациентов, Адлер заинтересовался связью порядка рождения и личности человека. Он обнаружил, что старшие, средние и младшие дети из-за различий положения в семье обладают различным социальным опытом, и, как следствие имеют разные структуры личности. Старшие дети в семье некоторое время находятся в центре внимания - но только до тех пор, пока не появиться следующий ребенок, который теперь притянет к себе все внимание родителей. А потому первенец может начать чувствовать себя неуверенно и враждебно, утратив прежнее чувство безопасности. Результатом этих перемен может также стать авторитарность и консервативность, жесткое желание поддерживать порядок любыми средствами. Адлер высказал предположение, что преступниками, невротиками и извращенцами часто становятся именно первенцы в семье. По мнению Адлера, второй ребенок часто бывает амбициозным, непокорным и ревнивым: ведь перед ним стоит задача не только не отстать, но и превзойти старшего брата или сестру. Адлер считал, что именно второй ребенок лучше приспособлен к жизни, чем старший или младший. Ведь младших детей в семье балуют, а потому у них чаще других возникают проблемы. Концепция Адлера с пониманием встречена теми, кого не удовлетворял выстраивавшийся во фрейдовской теории образ человека как существа, у которого доминируют сексуальные мотивы, а все самое главное происходит только в детстве. Конечно же, нам куда приятнее считать, что мы в состоянии сознательно контролировать собственное поведение, вне зависимости от генетических ограничений и особенностей детского периода жизни. В целом, Адлер давал удовлетворительный и оптимистичный взгляд на природу человека. Однако и на его долю хватало критиков. Многие психологи считали его построения поверхностными и основанными всего лишь на здравом смысле, хотя другие, напротив, видели в нем проницательного и талантливого теоретика. По мнению Фрейда, система Адлера слишком проста. Для того, чтобы освоить психоанализ может потребоваться целых 2 года, поскольку он довольно сложен, адлеровские же идеи можно «освоить за две недели потому, что здесь нет необходимости знать столь уж много». Адлер немедленно согласился с такой оценкой. Именно в этом все и дело: ему потребовалось 40 лет для того, чтобы сделать свою систему столь простой. Хотя концепция Адлера в целом с большим трудом поддается научному подтверждению, отдельные идеи по поводу роли порядка рождения подверглись серьезному рассмотрению. Например, было показано, что первенцы, как правило, обладают хорошими интеллектуальными способностями и сильной тягой к достижениям. Им также свойственно испытывать беспокойства и тревогу после того, как их отодвигает на второй план следующий ребенок. Дальнейшие исследования подтвердили, что по особенностям раннего детства можно сделать некоторые заключения относительно стиля жизни взрослого человека. Адлер оказал значительное влияние на постфрейдовский психоанализ. Можно сказать, что все работы эго-психологов, ориентировавшихся в большей степени на исследование сознательных, рациональных процессов, нежели бессознательного следуют по пути, проложенному Адлером. Представления о творческой способности Я задавать определенный стиль жизни человека оказало воздействие на теорию Абрахама Маслоу. Акцент, который Адлер делал на социальных факторах, можно проследить в работах необихевиориста Джулиана Роттера. В заключении отметим, что многие идеи Адлера значительно опередили свое время и по-настоящему могут быть оценены лишь на фоне современной психологии. Список использованной литературы 1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995. 2. Романець В.А., Маноха І.П. Історія психології ХХ століття: Навч. Посібник / Вст. Сл. В.О. Татенка, Т.М. Титаренко. - К.: Либідь, 1998. - 992 с.; іл. 3. Дж. Браун. Психология Фрейда и постфрейдисты. Пер. с англ. - М.: «Рефл-бук»; К.: «Ваклер», 1997. - 304 с. Серия «Актуальная психология». 4. Психологія: Підручник / Ю.Л. Трофімов, В.В. Рибалка, П.А. Гончарук та ін.; за ред. Ю.Л. Трофімова. - 5-те вид., стереотип. - К.: Либідь, 2005. - 560 с. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |