|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Учебно-ознакомительная практика по психологииУчебно-ознакомительная практика по психологииВведение Я проходил учебно-ознакомительную практику на базе МОУ СОШ № 154, по адресу ул. Денисова-Уральского 3а. Школьный психолог - Буртылева Светлана Геннадьевна, психолог высшей категории. Стаж работы 32 года, стаж работы психологом - 12 лет. Работа строится по направлениям: - Методологическая (районные метод. объединения и городская ассоциация педагогов-психологов) - Работа с педагогическим коллективом (педагоги и администрация) - Работа с родителями - Работа с учащимися Продолжительность практики с 8 января по 29 января 2007 года, за это время я: - Ознакомился с нормативными документами - Присутствовал на занятиях трех разных групп развития - Провел ряд методик, проанализировал результаты и подобрал коррекционно - развивающие упражнения. - Посетил два родительских собрания Документация Цели и задачи образовательного учреждения: Генеральная цель: Сохранять и укреплять здоровье членов школьного ученического коллектива на основе личностно-ориентированного и здоровьесберегающего сопровождения учебно-воспитательного процесса, формировать у родителей, педагогов, детей ответственные взгляды и убеждения в деле сохранения собственного здоровья. Основные задачи: 1 - сохранение и развитие физического и психического здоровья обучающихся; 2 - гармоничное развитие учащихся в соответствии с принятыми стандартами общеобразовательной школы; 3 - воспитание общей культуры и повышенной сопротивляемости к асоциальным явлениям современной действительности; 4 - воспитание навыков здорового образа жизни и жизненной потребности в постоянной двигательной активности у учащихся; 5 - реабилитация детей, имеющих нарушения в состоянии здоровья и имеющих низкий уровень развития физических качеств, двигательных навыков и умений; 6 - подготовка учащихся к трудовой деятельности и воинской службе. Цель работы педагога-психолога: оказание психологической помощи участникам образовательного процесса, направленной на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих в различных социальных ситуациях; оказание помощи в выборе образовательного маршрута с учетом личностных и интеллектуальных особенностей, возможностей и склонностей. Задачи профессиональной деятельности: 1 - формирование у обучающихся и их родителей, педагогических работников психологической компетентности, потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и для решения профессиональных задач; 2 - сохранение и укрепление здоровья, содействие личностному, интеллектуальному, социальному развитию обучающихся за счет дополнения современных методов обучения и воспитания эффективными психолого-педагогическими технологиями и обеспечения здоровьесберегающего образовательного пространства; 3 - выявление и предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка профилактических программ и конкретных рекомендаций обучающимся, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития; 4 - определение индивидуальных особенностей и склонностей личности обучающихся, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации; 5 - активное психологическое воздействие, направленное на устранение или компенсацию выявленных отклонений в личностном и психическом развитии обучающихся с затруднениями в освоении образовательной программы, гармонизация межличностных отношений; 6 - психологическое обеспечение профессионального самоопределения и выбора оптимального вида занятости обучающихся с учетом их интеллектуально-личностных возможностей, мотивационной направленности и социально-экономической ситуации на рынке труда. Работа с 1. Определение удовлетворенности учащимися изучаемыми предметами, успешности сентябрь- обучения и мотивационной сферы октябрь 2. Изучение эффективности введения профильных классов и элективных курсов в 8-11 классах (мотивационный сентябрь аспект) декабрь м а й 3. Изучение уровня социальной зрелости учащихся старших классов октябрь- ноябрь 4. Определение степени адаптации у учащихся 1-х классов. октябрь 5. Изучение уровня сформированности творческого мышления учащихся январь 6. Определение уровня развития мысли- тельных операций у учащихся начальной классов и учащихся 7-8 классов февраль- м а р т 7. Коррекционно-развивающая работа по профессиональному самоопределению январь- учащихся 8 классов апрель 8. Классные часы на тему « Профилактика в течение зависимостей» 7-8 кл. года 9. Классные часы по проблеме повышения самооценки успешности и мотивации в течение ученой деятельности года 10. Коррекционно-развивающие занятия «Психологическая этика» с учащимися в течение 2-а,2-в, 3-а, 3-б, 5-а, 5-б, 5-в, 7-а, 8-а классов года 11. Коррекционно-развивающие занятия с учащимися творческой группы (4 кл.) по подготовке к участию в олимпиадах октябрь февраль 12. Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в процессе обучения (2-3 классы) октябрь апрель 13. «Основы психологии и социального в течение взаимодействия» 11 классы года 14. Индивидуальное консультирование По вопросам самосознания, самоопределения, саморазвития, взаимодействия с в течение педагогами и родителями. года 15. Работа с будущими первоклассниками по психологической подготовке к обучению октябрь- в школе «Стартовая школа» апрель 16. Неделя психологии март Работа с 1. Оказание помощи классным руководи- педагогами телям в составлении плана воспитатель- ной работы по направлениям: работа со специалистами, работа с родителями сентябрь 2. Адаптация учащихся 1 классов к условиям образовательного процесса (консультация) сентябрь (диагностика) м а й 3. Адаптация учащихся пятого класса при пере- ходе из начального звена в среднюю школу ( консультация) сентябрь 4. «Школьные трудности нестандартных детей» (социально-психологические причины неуспеваемости учащихся, психофизиологические особенности) ноябрь 5. «Девочки и мальчики учатся по-разному» декабрь 6. Участие в работе психолого-правоведческой группы в течение ( по совместному плану с завучем ПВ и СВ) года 7. Индивидуальное консультирование педагогов по вопросам позитивного воспитательного воздействия «Учитель - в течение ученик», «Взаимодействие с родителями» года 8. Руководство МО классных руководителей в течение года Работа с 1. Родительские собрания по теме в течение родителями «Семьеведение» года 2. «Ваш ребенок на пороге взрослой жизни» (собрание для родителей учащихся, посещающих курс «Основы психологии и социального взаимодействия» октябрь 3. Причины дезадаптации (1, 5 классы) сентябрь, (родительское собрание) октябрь 4. «Девочки и мальчики учатся по-разному» ноябрь декабрь 5. Групповые консультации по проблемам воспитания детей: «Больной ребенок: причины и пути взаимо- действия с ним в процессе обучения» « Трудный подросток. Как с ним общаться?» в течение года 6.Индивдиуальное консультирование по в течение вопросам воспитания и обучения детей года Работа в составе метод. совета городской ассоциации психологов в течение годаРабота в проблемной группе «Профильное обучение» октябрь(Городская ассоциация психологов) апрельПринципы в работе психолога образователного учреждения. Для того чтобы результаты деятельности психологической службы школы соответствовали ожиданиям и потребностям практики и чтобы ее деятельность, в конечном счете, вносила существенный вклад в повышение эффективности работы как педагогической системы, необходимо строить деятельность психологической службы на системной основе и при адекватном отражении реальных условий и требований практики педагогического процесса. При системной организации психологической службы школы необходимо учитывать следующие принципы:1. Принцип целостности предполагает, что психологическая служба должна быть ориентирована на школу как целое, как систему. В отношении работы с учащимися это означает, что психологическая служба должна охватить своим вниманием большинство учащихся, не менее 70%. Только при такой ориентации результаты деятельности психологической службы становятся явно заметными и способны существенно влиять на функционирование школы как целостного организма.2. Принцип профессионально-педагогической активности состоит в утверждении активной роли педагога, в деятельности психологической системы «школа». Индивидуальную психолого-педагогическую работу с учащимися ведет не школьный психолог, а учитель. При этом он использует результаты психодиагностических исследований учащихся, которые предоставляются педагогу школьным психологом. Данный принцип обоснован необходимостью «охвата» психологической службой большинства учащихся. Указанный принцип отражает представления о педагоге не только как об учителе-предметнике, но и как о профессионале в области воспитания и развития личности ребенка, подростка.3. Принцип взаимосодействия состоит в том, что деятельность психолога, учителей и администрации построена не просто на взаимодействии, но на взаимосодействии их всех как элементов подсистемы «психологическая служба». Это взаимосодействие должно быть направлено на достижение общей педагогической цели, сфокусированного полезного результата данной подсистемы и всей педагогической системы в целом.4. Принцип достаточной ограниченности касается выбора психодиагностических методик и создания инвариантной, целостной системы методов и методик изучения личности учащихся. Выбранные методики должны быть достаточно экономичными, позволяющими осуществлять экспресс-диагностику, т.е. такими, чтобы психологическая служба школы была действительно полезна большинству педагогов и заметна во всех классах. Созданная система методик должна быть достаточно полной, чтобы имелась возможность осуществить психодиагностическое исследование всех основных подструктур личности учащихся (процессы, эмоциональная сфера, личностные свойства, мотивация).Продолжительность различных видов работ педагога- психолога образования
Высокий уровень сформированности школьной мотивации выявлено у 73% учеников. Дети с высоким уровнем школьной мотивации ходят с довольствием в школу, не испытывают затруднений приходить утром в школу. Они с желанием выполнят домашние задания и понимают их необходимость. У учеников с высокой школьной мотивацией много друзей среди одноклассников, они удовлетворены складывающимися отношениями с ними. У 33% учеников средний уровень школьной мотивации. Это свидетельствует о том, что учеников школа привлекает в большинстве своем внеучебными мероприятиями: праздниками, переменами, общением с одноклассниками, тренировками и соревнованиями. Для мальчика № 2 характерно проявлением низкого уровня по всем используемым методикам, что свидетельствует о дезадаптации ученика. 4. Методика “Удовлетворенность взаимоотношениями в семье” Х. Г. Галямовой Цель: Определить уровень удовлетворенности испытуемого в его семье, семейных отношениях. Инструкция: Испытуемому предлагается ответить на четырнадцать вопросов, с вариантами ответов: а) да б) иногда в) нет Ниже приведены вопросы по данной методике: 1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание между вами и родителями? 2. Говорите ли вы с родителями “по душам”, советуетесь ли по личным вопросам? 3. Интересуетесь ли вы работой ваших родителей? 4. Знают ли родители ваших друзей? 5. Участвуете ли вы вместе с родителями в хозяйственных делах? 6. Проверяют ли ваши родители то, как вы учите уроки? 7. Есть ли у вас с родителями общие занятия и увлечения? 8. Участвуете ли вы в подготовке к семейным праздникам? 9. “Детские праздники” - предпочитаете ли вы, чтобы родители были вместе с вами? 10. Обсуждаете ли вы вместе прочитанные книги? 11. Обсуждаете ли вы с родителями просмотренные телевизионные передачи и фильмы? 12. Бываете ли вместе с родителями в театрах, музеях, на выставках и концертах? 13. Участвуете ли вы вместе с родителями в прогулках и туристических походах? 14. Предпочитают ли ваши родители проводить свой отпуск вместе с вами? Обработка результатов: Подсчитываются баллы за буквы: а) - 2 балла б) - 1 балл в) - 0 баллов Ниже приведена шкала подсчета по данной методике: 20 - 28 баллов высокий уровень удовлетворенности в семье, испытуемый доволен своей семьей 14 - 19 баллов средний уровень удовлетворенности 13 и ниже баллов низкий уровень удовлетворенности в семье, ребенка не устраивает его семья и семейные отношения Результаты по данной методике: В полной мере удовлетворены общением с родителями в различных жизненных ситуациях 60% учеников. Для класса, состоящего только из мальчиков (команда футболистов) этот показатель является довольно высоким. 33% детей со средним уровнем удовлетворенности отмечают, что не часто обращаются к родителям по интересующим их вопросам, редко ходят вместе с родителями в театры, музеи. Некоторые мальчики отметили, что не хотели бы, чтобы их родители присутствовали на праздниках, проводимых в классе, т. к. их мамы не помогают организовывать праздники. Удовлетворенность общением в семьеВ целом для учеников 4-го класса характерен высокий уровень сформированности основных аспектов, позволяющих определить уровень адаптированности к условиям школьной жизни в целом и различным ее составляющим. Коррекция Испытуемый №2 - Евгений Г. Проведенные методики показали, что для данного испытуемого характерны низкие показатели по всем из четырех методикам. По методике “Отношение к предметам” испытуемый показал низкий уровень познавательной активности, это значит, что испытуемому не нравятся школьные предметы, ему не хочется учится и как результат этого может проявляться неудовлетворительное поведение в школе. На это может влиять много факторов, от несформированности познавательных процессов, до его отношениями в семье и круга общения. Результаты исследований по методике “Шкала успешности” у испытуемого выявилась устойчиво низкая самооценка, что говорит о том, что Евгений не уверен в своих силах и как следствие отстает от одноклассников в успеваемости. На это может влиять множество факторов, но скорее всего это неудовлетворенность испытуемым в своей семье. По проведенной методике определения школьной мотивации выяснилось, что у Евгения, как и по другим методикам, низкий уровень сформированности школьной мотивации. Это значит что его в школе не привлекает ни познавательный процесс, ни внеклассная деятельность. По методике “Удовлетворенность взаимоотношениями в семье” также выявился низкий уровень удовлетворенности семейными отношениями испытуемого. Евгений не хочет, чтобы его родители ходили вместе с ним на школьные праздники и мероприятия, так как они не участвуют в жизни класса и не помогают организовать эти мероприятия. Низкие результаты испытуемого по всем из методик говорит о его полной дезадаптации. Я подобрал ряд упражнений для поднятия уровня самооценки испытуемого, развития в нем навыков самоанализа. Для развития у испытуемого уверенности в себе.1. Методика “Твое имя” Цель: Сформировать способность к самоанализу. Способствовать к возникновению желания самосовершенствоваться. Развитие способности принимать друг друга. Материалы: Мячик. Инструкция: Участники встают в круг, а один, передавая мяч соседу, называет свое полное имя. Задача других - назвать, передавая мячик по кругу, как можно больше вариантов его имени (например: Катя, Катюша, Катерина, Катенька, Катюшка, Екатерина). Задание повторяется для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями о том, что чувствовали, когда слышали свое имя. После психолог делает вывод: Наше имя звучит для нас как лучшая в мире музыка. Поэтому, обращаясь друг к другу, давайте каждый раз будем начинать это обращение с имени. Сразу за данной методикой начинается:Игра “Ассоциации” Инструкция: Давайте сейчас выберем первого водящего. Желающий встает перед участниками. Каждый присутствующий по очереди должен сказать, какие ассоциации вызывает у него водящий, то есть что он напоминает: растение, предмет, животное. Не забывайте обращаться друг к другу по имени. После, психолог получает обратную связь: Что чувствовали? Какие сравнения были неожиданными?2. Методика “Моя вселенная” Цель: Дать понятие о самоценности человеческого “Я”. Развитие навыков самоанализа и самооценки. Закрепление навыков групповой работы. Материалы: Ручки, альбомные листы. Инструкция: Ученикам предлагается на альбомных листках начертить круг и от него лучи к другим кругам. В центральном круге нужно написать “Я”, а в других кругах - планетах написать окончание предложений: Мой любимый цвет… Мое любимое занятие… Мой лучший друг… Мое любимое животное… Мое любимое время года… Мой любимый сказочный герой… Моя любимая музыка…3. Игра “Ярмарка достоинств” Цель: Закрепить у учащихся навыки самоанализа. Научить преодолевать барьеры на пути самокритики. Развить уверенность в себе. Материалы: Листы с надписями ПРОДАЮ, ПОКУПАЮ (для каждого участника) Инструкция: Участники игры получают листы с надписями ПРОДАЮ и ПОКУПАЮ. Ведущий предлагает каждому на одном листе, под надписью ПРОДАЮ, написать все свои недостатки, от которых хотелось бы избавится, а на другом листе, под надписью ПОКУПАЮ, написать достоинства, которые хотелось бы приобрести. Затем листы прикрепляются на груди участников игры, и они становятся посетителями “ярмарки”. Они ходят и предлагают друг другу что - либо купить или что - либо продать. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не обойдет и не прочитает все возможные варианты купли - продажи. Затем проводится обсуждение: Что удалось купить? Что удалось продать? Что было легче купить или продать? Почему? Какие качества хотели купить многие? Почему? Как правило, большинство ребят хотели бы избавится от недостатков, а приобрести достоинства. Хотя встречались и такие учащиеся, которые продавали свои достоинства. После обсуждения ведущий подводит ребят к выводу о том, что не надо боятся признавать свои недостатки, - это проявление мужества. От такого признания человек становится только сильнее.Упражнение “ Вверх по радуге” Сидя на стульях, все закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, как они взбираются вверх по радуге (преодолевая сопротивление, борясь с недостатками), а на выходе - съезжают с нее, как с горки (избавляясь от недостатков). Повторить 3 - 4 раза. Обсудить, что чувствовали, и объяснить участникам значение расслабления.Остальные испытуемые показали более или менее высокие или средние показатели по всем методикам. Что говорит о их адаптированности к школьной среде.ПриложенияЗанятие группы “Стартовая школа” Я присутствовал на занятии группы “Стартовая школа”. Это группа, состоящая из дошкольников и их родителей. На занятиях данной группы детей подготавливают к школе и проводят следующие упражнения: Упражнение №1 Приветствие. Все встают в круг и, передавая по кругу мяч, здороваются друг с другом. Обязательно смотреть в глаза тому, кому передаешь мяч, обращаться по имени и передавать мяч двумя руками. Упражнение №2 “Воздух - вода - земля - огонь”. Данное упражнение проводится также стоя в кругу. Выбирается один ведущий и если ведущий говорит например “Воздух”, то остальные участники должны поднять обе руки вверх. “Вода” - все опускают руки вниз. “Земля” - выставляют руки перед собой и “Огонь” - все перебирают руками, изображая огонь. Когда все запомнили движения соответствующие тому или иному слову, ведущий начинает всех запутывать. Например говорит “Земля”, а движение делает соответствующее выражению “Вода”. Задача остальных ребят и родителей не сбиться и выполнять правильные движения. Упражнение №3 “Пирожки - шанежки”. В кругу родители занимают внешнюю сторону круга, а дети на внутренней стороне круга, лицами к родителям. Все начинают играть в “ладушки”, говоря “пирожки - шанежки”. По определенному сигналу все меняют пары по часовой стрелке. Упражнение №4 Парам из родителя и ребенка выдается набор нарезанных из картона или бумаги треугольников и предлагается составить из них разнообразные фигурки - домики и силуэты животных. Пара родитель - ребенок вместе думают как правильно разложить треугольники так, чтобы получилась правильная фигура. Упражнение №5 На листе бумаги ребенок ставит карандаш или ручку в одну точку. Родитель начинает диктовать ребенку, куда вести ручку или карандаш. Например: на две клеточки вниз, а потом на 3 вправо и т. д. В итоге должна получится заранее задуманная психологом картинка. Упражнение №6 В кругу психолог называет какой либо звук и все участники должны называть слова, начинающиеся на этот звук. Упражнение №7 Упражнение на внимание. В кругу ведущий говорит “Саймон сказал сделай так” и показывает какое либо действие (поднять руки и т. д.). Потом ведущий в какой то момент говорит просто “поднимите руки” или что то подобное (без слов “Саймон сказал”). Задача участников выполнять только те команды, которые начинаются со слов “Саймон сказал”. Упражнение №8 Прощание. Также как и в первом упражнении, только теперь все прощаются, говоря имя и смотря в глаза произносить слова прощания. В целом группа работала активно. К началу занятия дети немного смущались присутствия родителей других детей и студентов, но к концу занятия дети уже ничуть не смущались и были очень заинтерисованны занятием. Особых сложностей в выполнении заданий не было. Занятие группы “Эрудит - 1” Также я присутствовал на занятии группы эрудит. Это группа детей, набранных из третьей параллели, с наивысшими показателями по учебной деятельности, отличники. Задания группе давались в основном интеллектуального характера. Упражнение №1 Детям предлагается список слов: Карета Урон Арап Мошкара Лапоть Соль Лига Колун Из данных слов надо составить другие слова, путем переставления букв местами. Нельзя убирать и добавлять буквы. Дети справились довольно легко, вопросов почти не было. Упражнение №2 Задача: Червяк ползет по липе. Ночью он поднимается на 4 м, днем спускается на 2 м. На восьмую ночь он достиг вершины липы. Найти высоту липы. Упражнение №3 Это задание представляло собой список, состоящий из семи ребусов. Дети сразу поняли задание и довольно быстро его выполнили. Упражнение №4 Задача: У Светы и Маши столько яблок, сколько у Коли и Толи. У Маши 5 яблок, а у Коли 8 яблок. Сколько яблок у Светы и Толи? Дети задачу решили быстро и без затруднений. Упражнение №5 Задача: Ира, Таня, Коля и Митя собирали ягоды. Таня собрала ягод больше чем все собирающие (каждый из них). Ира не меньше одного из мальчиков. Верно ли, что девочки собрали ягод больше чем мальчики? Упражнение №6 Преподаватель произносит звук, и группа по очереди называют слова на этот звук. Дети работали очень активно, легко решали все задания, но очень торопились и часто друг друга перебивали. Некоторые задания они решали даже быстрее нашей группы студентов.Занятие группы детей неуспевающих в обучении Эта группа набрана из детей, неуспевающих в обучении, плохо воспринимающих школьный материал и как следствие с плохим поведением. Упражнение №1 Этой группе дали решить те же самые ребусы, что и группе “Эрудит - 1” в упражнении номер три. Но в отличии от группы “Эрудит - 1”, данная группа решала ребусы очень медленно, допустили много ошибок, некоторые ребусы никто не смог решить. Активность группы намного ниже, чем у группы “Эрудит - 1”.Упражнение №2 Детям выдали специализированные учебные тетради - “Профессия - школьник” и они делали задания по этим тетрадям. Многим не понравилось делать такие задания. Упражнение №3 Упражнение на внимание. Все встают из за своих мест и психолог командует (например - левая рука на голову, правая на живот и т. п.). Дети очень сильно терялись, слушали не внимательно. Упражнение №4 Работа в тетрадях. Упражнение №5 Работа в кругу. Ведущий встает в центр круга и в произвольном порядке кидая мяч кому либо называет какую нибудь категорию, а тот, кто поймал мяч должен назвать предмет из этой категории (например: время года - лето). Детям очень тяжело было быстро подбирать предметы из определенных категорий. Упражнение №6 По кругу передается мяч и каждый говорит, с какой геометрической фигурой он себя в данный момент ассоциирует, когда мяч идет на второй круг, все добавляют цвет к своей фигуре. После идет обратная связь. Данная группа очень сильно отличается от группы “Эрудит - 1”. Дети намного сложнее решали задания, им было тяжелее сконцентрироваться, было намного меньше желания участвовать в заданиях.
|
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |