|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Воспитание личностиВоспитание личности14 Содержание Введение 3 1. Воспитание и формирование личности 5 2. Семейное воспитание 7 3. Религиозное воспитание 13 4. Школьное воспитание 15 Заключение 17 Список литературы 19 Введение Одной из сложных и ключевых проблем педагогической тео-рии и практики является проблема личности и ее развития в спе-циально организованных условиях. Она имеет различные аспек-ты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной фи-зиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психологией и др. Педагогика изучает и выявляет наиболее эф-фективные условия для гармоничного развития личности в про-цессе обучения и воспитания. В педагогике и психологии по проблеме личности и ее разви-тия имели место три основных направления: биологическое, со-циологическое и биосоциальное. Представители биологического направления, считая личность сугубо природным существом, все поведение человека объясня-ют действием присущих ему от рождения потребностей, влече-ний и инстинктов (З.Фрейд и др.). Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процес-се своей жизни он постепенно социализируется благодаря влия-нию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Представители биосоциального направления считают, что психические процессы (ощущение, восприятие, мышление и др.) имеют биологическую природу, а направленность, интересы, спо-собности личности формируются как явления социальные. Такое деление личности никак не может объяснить ни ее поведение, ни ее развитие. Проблема взаимосвязи процессов развития и воспитания личности - одна из важнейших. Наш жизненный опыт уже позволяет увидеть разницу в понимании процессов "развитие" и "воспитание". Воспитание - сознательная, специально организованная деятельность воспитателя с целью формирования определенных качеств и характеристик развивающейся личности. Задача воспитания - воздействуя на интеллектуальную, эмоционально-чувственную, волевую, поведенческую сферы личности, придать их развитию конкретную направленность. Действительно, обстоятельное уяснение этого вопроса -- дело весьма сложное, ибо чрезвычайно сложным и многогранным является тот процесс, который обозначает это понятие. Каким же образом можно подойти к его осмыслению? Пытаясь более конкретно представить сущность воспитания, американский педагог и психолог Эдвард Торндайк писал: «Слову воспитание придают различное значение, но всегда оно указывает на изменение... Мы не воспитываем кого-нибудь, если не вызываем в нем изменений». Спрашивается: каким же образом производятся эти изменения в развитии личности? Как отмечается в философии, развитие и формирование человека как общественного существа, как личности происходит путем «присвоения человеческой действительности». Поскольку указанный опыт порожден трудом и творческими усилиями многих поколений людей, это означает, что в знаниях, практических умениях и навыках, а также в способах научного и художественного творчества, социальных и духовных отношениях «опредмечены» результаты их многообразной трудовой, познавательной, духовной деятельности и совместной жизни. Но человек только через механизмы собственной деятельности, собственных творческих усилий и отношений овладевает общественным опытом и его различными структурными компонентами. 1. Воспитание и формирование личности Процессы и результаты социализации имеют внутренне про-тиворечивый характер, так как в идеале социализированный че-ловек должен соответствовать социальным требованиям и в то же время противостоять негативным тенденциям в развитии обще-ства, жизненным обстоятельствам, тормозящим развитие его ин-дивидуальности. Так, нередко встречаются люди настолько социа-лизированные, фактически растворенные в социуме, что оказы-ваются не готовыми и не способными к личностному участию в утверждении жизненных принципов. В значительной степени это зависит от типа воспитания. Воспитание в отличие от социализации, происходящей в ус-ловиях стихийного взаимодействия человека с окружающей сре-дой, рассматривается как процесс целенаправленной и сознатель-но контролируемой социализации (семейное, религиозное, школь-ное воспитание). И та, и другая социализация имеют ряд разли-чий в разные периоды развития личности. Одно из самых суще-ственных различий, имеющих место во всех периодах возрастного развития личности, -- это то, что воспитание выступает своеоб-разным механизмом управления процессами социализации. В силу этого воспитанию присущи две основные функции: упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных, психологических и др.) на личность и создание условий для ус-корения процессов социализации с целью развития личности. В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодо-леть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогиче-ской стратегии и тактики. Типы (модели) воспитания обусловлены уровнем развития обществах социальной стратификацией (соотношением соци-альных групп и слоев) и социально-политическими ориентациями. Поэтому воспитание осуществляется по-разному в тоталитар-ном и демократическом обществах., В каждом из них воспроиз-водится свой тип личности, своя система зависимостей и взаи-модействий, степень свободы и ответственности личности. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1997. - С. 26. Во всех подходах к воспитанию педагог выступает как актив-ное начало наряду с активным ребенком. В связи с этим возни-кает вопрос о тех задачах, которые призвана решать целенаправ-ленная социализация, организатором которой является педагог. А.В. Мудрик условно выделил три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации: естественно-культурные, социально-культурные и социально-психологические. Решение названных задач в процессе воспитания вызвано не-обходимостью развития личности. Если какая-либо группа задач или наиболее значимые из нее остаются нерешенными на том или ином этапе социализации, то это либо задерживает развитие личности, либо делает его неполноценным. Протопопов А.Ф. Некоторые вопросы педагогической науки // Сов. педагогика. - 1953. - № 5. - С. 36. 2. Семейное воспитание Целью семейного воспитания является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Ведь жизнь полна неожиданностей. Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и эстетических начал, эмоциональной культуры и физического здоровья детей - все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет главную цель семейного воспитания. Семейное воспитание - это такой процесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен до-ставлять удовольствие как той, так и другой стороне. Определенный педагогический опыт есть у каждого т.к. на воспитание собственных детей переносится опыт, усвоенный с детства от своих родителей, от бабушек и дедушек. Все самые важные процессы начального воспита-ния происходят в семье - все начинается с раннего детства Семейное воспитание начинается прежде всего с любви к ребенку. Педагогически целесообразная родительская лю-бовь - это любовь к ребенку во, имя его будущего, в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств, желания родителей "купить" детскую любовь или расположение задариванием, щедрым субсидиро-ванием "на мороженое", "пепси", "жвачки". Слепая, неразумная родительская любовь смещает в сознании детей си-стему нравственных ценностей, порождает потребительство. У детей формируется пренебрежение к труду, притупляется чувство благодарности и бескорыстной любви к родителям и другим родственникам. Воспитательный процесс в семье не имеет границ, на-чала или конца. Родители для детей - это жизненный иде-ал, ничем не защищенный от детского пристального глаза. В семье координируются усилия всех участников воспита-тельного процесса: школы, учителей, друзей. Семья создает для ребенка ту модель жизни, в которую он включается. Встречается немало хороших семей, сознающих эту высо-кую родительскую миссию. Влияние родителей на соб-ственных детей должно обеспечивать их физическое со-вершенство и моральную чистоту. Каждый ребенок не-вольно и неосознанно повторяет своих родителей, подра-жает папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Именно дети несут в себе заряд той социальной среды, в которой живет семья. Агафонова А. Практика по общей педагогике. - СПб.: Питер, 2003. - с. 123-125. В современных условиях, когда идет бурная пере-стройка политического и социально-экономического укла-дов жизни общества и государства, система семейного воспитания претерпевает значительные изменения. Она еще не получила глубокого научного анализа, но на уровне фактов уже приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании продолжает нарастать. И при-чин тут много. Во-первых, однодетность или малодетность семьи уже во многих поколениях, особенно на протяжении послед-них пятидесяти лет. Это значит, воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу и воспитанию за своими братьями и сестрами, что было характерно в условиях многодетной семьи. Воспитывая младших сестер и братьев, будущие родители получали практические навыки, которые затем можно было использовать с появлением собственных детей. Во-вторых, у молодой семьи имеются возможности делиться от своих родителей, от старшего поколения, казалось бы, в этом есть определенное благо. Но жизнь порознь со старшим поколением лишает молодые семьи возможности воспользоваться знаниями и мудростью старт в вопросах воспитания детей. Влияние старшего поколения на детей снижается, остается невостребованной их накопленная за долгие годы жизни мудрость и жизненный опыт, богатый наблюдениями. Кроме того, дети лишаются ласки, сказок, внимания бабушек и дедушек. В то же ври мя страдает и старшее поколение без наивной непосредственности внуков, без общения с ними. В-третьих, основательно утрачены традиции народной педагогики, по законам которой считалось, что воспитывать ребенка надо, пока он еще маленький и "лежит поперек, а не вдоль лавки". В-четвертых, вследствие происходящей урбанизации общества усилилась анонимность общения детей и взрослого населения. Раньше в деревне все знали, чей это сын или дочь нарушает правила поведения, совершает асоци-альные поступки. Поэтому родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а детям совестно вести себя недостойно. Совсем иная ситуация в крупном городе. В-пятых, в ряду причин, осложняющих семейное воспитание,- все возрастающие социальные и экономических трудности: низкая заработная плата и несвоевременная её выдача, полная или частичная безработица и необеспеченность во многих семьях прожиточного минимума. Все это снижает уровень внутрисемейного эмоционального настроя и не создает благоприятных условий для общения в семье, в итоге - для семейного воспитания. В-шестых, гипертрофированная политизация общества, когда прямая трансляция заседаний Государственной Думы и выступлений отечественных и зарубежных политиков приковывает к телеэкранам молодых родителей, а от детей в эту пору они отмахиваются как от назойливых мух: «Отойди, не мешай!" И дети остаются предоставленными сами себе. Затем эти увлечения дополнились не менее по-вальным увлечением сериалами типа "Просто Мария", "Дикая Роза" и др. Вновь вся семья прикована к телеэкра-ну, а на общение с детьми, т.е. на их воспитание, не оста-ется времени. Перечень причин, которые не позволяют или мешают молодым родителям эффективно заниматься воспитанием собственных детей, можно продолжить. Однако и назван-ных вполне достаточно, чтобы констатировать неблагопо-лучие в постановке семейного воспитания во многих со-временных семьях. Поэтому школьные учителя должны быть заинтересованы в оказании помощи молодым роди-телям в овладении содержанием и организацией воспита-ния детей в семье, вооружении их знаниями и умениями воспитательного воздействия, в педагогическом просвеще-нии родителей, установлении между школой, родителями и учителями союзнических взаимоотношений. В последнее время усилилось отрицательное влияние на детскую психику со стороны героев кино, зачастую американских, телевидения, где тоже в репертуаре в основном американские боевики, демонстрирующие чу-жую жизнь, чужую мораль, чужие обычаи, подчиняющую себе власть силы, богатства и денег. На задний план отхо-дит поддержка слабого, помощь немощному, чувство со-страдания, дружбы, привязанности и любви. Неслучайно современные подростки и юноши менее уважительно от-носятся к пожилым людям и своим родителям. Это в определенной мере обусловлено тем, что в жизни они ма-ло общаются с родными дедушками и бабушками, не на-блюдают и не понимают естественных проявлений старос-ти с ее болезнями, немощью, подчас с деформированным возрастом характером, не учатся сочувствовать и сопере-живать им. В педагогике существует классификация семей не только по составу, но и по характеру взаимоотношений них. Ю.П. Азаров делит семьи на три типа: идеальная, средняя, негативная или скандально-раздражительная. М.И. Буянов, пользуясь исследованиями социологии называет такие типы семьи: гармоничная, распадающаяся распавшаяся, неполная. У педагогов-практиков деление семей принято на "благополучные" и "неблагополучные", хотя благополучие нередко носит только видимый характер и определяет по анкетным данным: есть ли родители, каково их образование, где работают, каково материальное положение семье. Бесспорно, все эти показатели имеют определение значение и влияние на семейное воспитание. Но часто та бывает, что за анкетным благополучием скрываются глубокие внутренние противоречия, раздирающие всю семы Сплоченность и крепость ее существует только для показа: Это семьи псевдоблагополучные, псевдосолидарные. Семья тысячами нитей связана с обществом, государ-ственными и общественными организациями и учрежде-ниями. Она чутко реагирует на все изменения, которые происходят в государственной и общественной жизни страны. Внутрисемейные процессы, в свою очередь, ока-зывают воздействие на общество. Поэтому необходима по-стоянная забота государства и общества о семье. В то же время семья должна руководствоваться не только узкосе-мейными, но и общественными интересами. В основе семейного воспитания лежит семейное законодательство, которое закреплено Конституцией страны, законодательными и нормативными документами о браке, сел правах ребенка и защите детства. Важное место среди документов, гарантирующих жизнь и здоровье детей, занимает Международная Конвенция ООН о правах ребенка принятая в 1989 г. Это мировой документ высокого класса. В соответствии с ним родители гарантируют свободу и достоинство своих детей, создавая в семье условия, при которых они могут состояться как личности и граждан обеспечивая предпосылки для их свободной творческой жизни. В современных условиях семья - лишь один из институ-тов, хотя и наиболее значимый, социализации личности. Од-новременно существуют и другие, не менее мощные государ-ственные и общественные институты, оказывающие воспита-тельное воздействие на детей. Желательно оптимально скоор-динировать их усилия, чтобы не допускать негативных по-следствий и рассогласованности в действиях. В последнее время многое в помощь семейному воспитанию предпринимают отделы социальной защиты при местной администрации: бесплатные или с льготной оплатой путевки в дома отдыха, санатории, летние лагери, единовременная материальная помощь и т.д. Большая надежда возлагается на попечитель советы, которые занимаются одновременно образовательными учреждениями и семьей, оказывая и другую содержательную и материальную помощь. Осуждая искусственный школоцентризм, господствовавший длительное время в воспитании, необходимо искать и находить такую сферу деятельности школы, где влияние на детей проявлялось бы наиболее сильно. Такою сферой можно признать взаимосвязь и взаимодействие семьей при условии оптимально организованной работы школы в области педагогического просвещения родителей. Традиционная работа с родителями проводилась школой непосредственно по месту жительства. Эта работа включала: формирование родительского актива; проведение родительских собраний и лекториев в школе и вне ее, по месту жительства и на производстве; создание микрокружков непосредственно в домах; организацию совместных дел родителе детей. Наиболее эффективными в последнее время становятся родительские собрания, которые могут проходить орга-низационно в форме лектория. Успех проведения собра-ний-лекториев обеспечивается соблюдением таких условий: тематика их составляется по возможности нестан-дартная, привлекающая внимание, вызывающая интерес и даже иногда интригующая. Семейное воспитание осуществляется тем успешнее, чем лучше подготовлены будут к его осуществлению оба родителя: папа и мама. Поэтому нужно стремиться к тому, чтобы названные тематические родительские собрания они посещали вместе, одновременно. Прослушанная совместно лекция обязательно вызовет обмен мнениями, возможно, дискуссионное обсуждение с согласием или несогласием. В том случае, когда знания по семейному воспитанию по-лучает только один из родителей, присутствующий на лек-ции, второй не сможет проникнуться их значимостью и важностью, даже если содержание лекции ему затем пе-рескажут в домашних условиях. Зачастую же и пересказа в семье не состоится из-за отсутствия времени или интереса к такому пересказу. Закон РФ "Об образовании" поставил на первое место такую двуединую задачу перед семьей и школой, как раз-витие личности ребенка, сохранение и укрепление его фи-зического и нравственного здоровья. Решать эту задачу следует ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Поэтому очень важно убедить родителей, что семейное воспитание - это не морали и нотации, а весь образ жизни и образ мыслей родителей, это постоянное общение с детьми при условии соблюдения общечеловеческой морали, правил поведения и общения. Вот почему одной из первых тем родительско-го лектория должна стать тема "Один день жизни ребенка в семье", которая поможет понять родителям простую ис-тину: "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: ро-дители пример тому". Именно жизнь в семье обеспечивает навыки здорового образа жизни, организации разумного досуга, добросовестного труда, умелого расходования честно заработанных денег. Педагогика / Под ред. П.И. Педкасистого. - М., 1998. - с.502-504. 3. Религиозное воспитание В процессе религиозного воспитания верующих индивидам и группам целенаправленно и планомерно внушаются (индоктринируются) мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведе-ния - соответствующие вероучительным принципам определенной конфессии (вероисповедания). Религиозное воспитание осуществляется священослужителями; верующими агентами социализации (родителями, родственниками, знакомыми, членами религиозной общины и пр.); педагогами конфессиональных учебных заведений (как основных - средних школ, колледжей и пр., так и дополнительных - воскресных школ, библейских кружков и др.), в ряде стран - преподавателями рели-гии в светских учебных заведениях; различными объединениями, в том числе детскими и юношескими, действующими при религиоз-ных организациях или под их влиянием; рядом светских детских и юношеских организаций (например, скаутов); средствами массо-вой коммуникации, находящимися под контролем религиозных организаций. В основе религиозного воспитания лежит феномен сакрализации (от лат. sacrum - священный), т.е. наделения явлений окру-жающей действительности священным содержанием, придания божественного смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение. Выделяют два уровня религиозного воспитания - рациональный и мистический. Рациональный уровень включает в себя три основных компонен-та - информационный, нравственный и деятельностный, содержа-ние которых имеет конфессиональную специфику. Так, в право-славии информационный компонент - это тот объем знаний, ко-торый воспитуемые получают по истории церкви, богословию, догматике, священной истории; нравственный - научение воспитуемых преломлению собственного опыта через требования хри-стианской морали; деятельностный - участие в богослужениях, церковное творчество, дела милосердия. Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его мож-но охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нем прояв-ляется. Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет специфический характер в различных кон-фессиях. Например, мистический уровень православного воспи-тания определяют следующие моменты - подготовка и участие в церковных таинствах, домашняя молитва, воспитание чувства благоговения и почитания святынь. В процессе религиозного воспитания используются различные формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам формам социального воспитания (урочная система, семинары, лекции и пр., клубы для различных групп верующих, праздничные мероприятия, любительские хоры, оркестры, экскурсии и т.д.), но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозного воспитания содержанием. Многообразны средства религиозного воспитания, которые определяются конфессиональными особенностями. Так, в христи-анских конфессиях таковыми являются: церковное богослужение, приобщающее верующих к церковной жизни, к таинству общения с Богом; проповедь, сообщающая важнейшие положения веро-учения и побуждающая к соответствующему поведению; молитва, помогающая научиться вырабатывать нужный душевный на-строй; исповедь, которая приучает к самоанализу и к мысли о неотвратимости наказания за грех (проступки); пост, помогаю-щий обуздать плоть, смирять гордыню, вырабатывать стойкость; епитимья - наказание, способствующее укреплению в вере и со-блюдению норм отношений и поведения. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.,1999. - С.103 - 104. 4. Школьное воспитание Проблема соотношения обучения и развития является не толь-ко методологически, но и практически значимой. От ее решения зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения. Напомним, что под обучением следует понимать не процесс "передачи " готовых знаний от учителя к ученику, а широкое взаимодействие между обучающим и обучающимся, способ осу-ществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Это процесс стимулирования и управ-ления внешней и внутренней активностью ученика, в результа-те которой происходит освоение человеческого опыта. Под раз-витием применительно к обучению понимают два разных, хотя и тесно взаимосвязанных друг с другом, явления: · собственно биологическое, органическое созревание мозга, его анатомо-биологических структур; · психическое (в частности, умственное) развитие как опреде-ленная динамика его уровней, как своего рода умственное созре-вание. В психолого-педагогической науке сложились, по меньшей мере, три точки зрения на соотношение обучения и развития. Первая и наиболее распространенная заключается в том, что обу-чение и развитие рассматриваются как два независимых друг от друга процесса. Но обучение как бы надстраивается над созрева-нием мозга. Таким образом, обучение понимается как чисто внешнее использование возможностей, которые возникают в про-цессе развития. В.Штерн писал, что обучение следует за разви-тием и приспосабливается к нему. А поскольку это так, то не надо вмешиваться в процесс умственного созревания, не надо мешать ему, а терпеливо и пассивно ждать, пока созреют возмож-ности для обучения. Ученые, придерживающиеся второй точки зрения, сливают обучение и развитие, отождествляют тот и другой процессы (Джеймс, Торндайк). Третья группа теорий объединяет первые две точки зрения и дополняет их новым положением: обучение может идти не толь-ко вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но и впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразование. Эту существенно новую идею выдвинул Л.С.Выготский. Он обосновал тезис о ведущей роли обучения в развитии личности. В связи с этим Л.С.Выготский выделил два уровня умственного развития ребенка. Первый -- уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика, который характе-ризуется тем, какие задания он может выполнить вполне само-стоятельно. Второй, более высокий уровень, который он назвал зоной ближайшего развития, обозначает то, что ребенок не мо-жет выполнить самостоятельно, но с чем он справляется с неболь-шой помощью. То, что сегодня ребенок делает с помощью взрос-лого, отмечал Л.С.Выготский, завтра он будет делать самостоя-тельно; то, что входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В 2 кн. Кн.2: Процесс воспитания. - М., 1999. - С. 199. Современная отечественная педагогика стоит на точке зрения диалектической взаимосвязи обучения и развития личности: вне обучения не может быть полноценного развития личности. Обу-чение стимулирует, ведет за собой развитие, в то же время опи-рается на него, но не надстраивается чисто механически. Заключение Я считаю, что процесс воспитания -- это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности. Я думаю, что в процессе воспитания развиваются не только воспитанники, но и сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками. В современном понимании процесс воспитания -- это именно эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности. Сложность воспитательного процесса состоит в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Воспитательный процесс отличается длительностью. По сути, он длится всю жизнь. Считаю, что школьное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании человека, потому что нервная система в молодом возрасте отличается высокой пластичностью и восприимчивостью. Православное воспитание и образование испытано многовековым опытом русского народа, засвидетельствованным нашими святыми, лучшими людьми Русской земли. Оно сформировало великий народ, создавший могучее государство, великую культуру и литературу, особый неповторимый строй душевной жизни. Нравственная жизнь невозможна без пробуждения совести и присущего душе человеческой чувства греха, без научения различать добро и зло, без борьбы со злым началом в себе самом. И если удастся детям привить хотя бы начальные навыки религиозной мысли и научить их проникать чуть глубже поверхности текста - значит, знакомство с библейскими отрывками смогут принести пользу даже неверующим детям. Кураев А. Школьное богословие. - М., 1997. - С. 5. Необходимо совместными усилиями глубже уяснить традиционные основы образования и воспитания в России и возможность их приложения в современных обстоятельствах жизни, попытаться создать концепцию и программу духовного просвещения России. Алексий II. Духовное образование и духовное воспитание // Православное слово. - 2001. - № 11. - С. 1. Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, принято считать семью, связана кровными и родственными отношениями и соединяет супругов, детей и родителей, включающих одновременно два, три, а иногда и четыре поколения: папа, мама, их дети, бабушка и дедушка, внуки и правнук. Брак двух людей еще не составляет полноценную семью она таковой становится и укрепляется с рождением детей. В воспроизводстве человеческого рода, в деторождении воспитании заключены основные функции семьи. Первые требования к личности человека и его поведе-нию как результату семейного воспитания мы находим уже в библейских заповедях: не убий, не укради, будь почти-тельным к родителям и старшим и др. Бережное отношение к личности ребенка в семье, ответственность за него завещаны евангельским положением о том, что за грехи детей в первые семь лет их жизни отвечают родители. Процесс школьного воспитания -- это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Заблуждаются воспитатели, полагающие, что одно яркое «мероприятие» способно изменить поведение ученика. Необходима система работы, освещенная определенной целью. Список литературы 1. Агафонова А. Практика по общей педагогике. - СПб.: Питер, 2003. - 416 с. 2. Алексий II. Духовное образование и духовное воспитание // Православное слово. - 2001. - № 11. - С.1. 3. Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. -- М., 1990. 4. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. - М.: Академия, 1999. - 440 с. 5. Игошев К.Е., Минковский Г.М. Семья, дети, школа. -- М., 1989. 6. Клемантович И. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности // Воспитание школьников. - 1998. - № 4. - С. 2 - 4. 7. Мудрик А.В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 1999. - 184 с. 8. Нефедов В.И., Щербань Ю.Ю. Искусство воспитания в семье. -- Минск, 1971. 9. Отец в семье: Книга для родителей. -- М., 1970. 10. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасиситого. - М.: Пед. общество России, 1998. - 640 с. 11. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. В 2 кн. Кн.2: Процесс воспитания. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 256 с. 12. Соловейчик С.М. Педагогика для всех. -- М., 1987. 13. Феоктистова Т., Шитякова Н. О программе духовно-нравственного воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 6. - С. 7 - 11. 14. Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Юристъ, 1997. - 512 с. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |