|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Введение в концептуальную психотерапиюВведение в концептуальную психотерапиюВВЕДЕНИЕ В КОНЦЕПТУАЛЬНУЮ ПСИХОТЕРАПИЮ Бегоян А.Н. Введение «Если я видел дальше, чем другие, то потому, что стоял на плечах гигантов». Исаак Ньютон Данная работа является введением в концептуальную психотерапию - подход, который я начал разрабатывать и применять на практике в самом начале своего профессионального пути. Данный подход является интегративным и естественно несет на себе отпечатки воздействий различных философских и психологических концепций. Большое влияние в разработке основ данного подхода на меня оказали труды греческих и римских стоиков, таких как Эпикур и Марк Аврелий, мысли Парменида Элейского относительно познания бытия, философские убеждения Протагора к относительности и текучести вещей, взгляды древнегреческих киренаиков касающиеся сущности познания и восприятия, концепция “фундаментального проекта” J.P.Sartre, неореализм G.Bachelard, Теория трех миров C.Popper, эмпириокритицизм R.Avenarius и идеи J.Vico. Существуют пару работ, в которых ранее я осветил данный момент концептуальной психотерапии более подробно [1], [2]. Также, неоценимо огромное влияние оказали на меня феноменеологическая психология и философская психотерапия W.S.Sahakian, конструктивный альтернативизм и концепция персональных конструктов G.Kelly, рационально-эмотивная поведенческая терапия A.Ellis, концепция “образа мира” и “личностных смыслов” А.Н.Леонтьева, теория установки (теория аттитюдов G.Allport, теория установки Д.Узнадзе, теория социальных представлений S.Moscovici, теория социальной установки Ш.Надирашвили). Также один из основных теоретических основ концептуальной психотерапии, а именно теория концептуальной системы личности, которая изложена мною в одноименной статье [3]. В данной вводной работе я попытался вкратце, насколько это возможно, представить основные моменты концептуальной психотерапии, а именно теорию познания и восприятия, теорию психопатологии и психотерапии, также весьма лаконично представил сам процесс психотерапии. Концептуальная теория познания Учитывая необходимость понятийной конкретизации и детализации терминов “познание” и “восприятие” в рамках концептуальной теории, ниже привожу их. Когда конкретный С воспринимается личностью в пеґрвые, и когда, соответственно, у личности нету никакого эмоционального опыта связанного с ним то этот процесс я называю процессом познания, т.е. процесс понания личностью конкертной экзистенции. Когда конкретный С воспринимается личностью повторно и если, соответственно, личность имеет определенный эмоциональный опыт связанный с ним то этот процесс я называю процессом восприятия, т.е. процесс воспринимания личностью конкертной экзистенции. Теоретической основой концептуальной психопатологии и психотерапии является концептуальная теория познания. И для ее презентации я использую весьма простую формулу (Рис.1.), с помощью которой попытаюсь излажить суть концептуальной теории познания. Рис. 1. Формула процесса познания Во время процесса познания конкретного С, личность эмоционально переживает его (т.е. - С) и на основе КСЛ дает определенную оценку своим эмоциональным переживаниям/состоянию (О). Конкретные эмоциональные переживания/состояние есть - Э, a О - есть когниция. После процесса познания, т.е. приобретения опыта, конкретный Э отныне связывается ассоциативнo-концептуальными связями с конкретным О. После чего опять же на основе КСЛ устанавливает/выбирает конкретную морально-социальную норму (убеждение, мотив, принцип, закон) касательно О - это и есть У. И естественно, после этого следует сам процесс адекватной реакции - Р. Количественные особенности которой (реакции) обуславливаются ТНС. И после всего этого связанными ассоциативно-концептуальной связью оказываются уже не только конкретный Э и О, но еще и У, тем самым составляя вместе некую триаду, некий концепт, который в концептуальной психотерапии называют гештальт-концептом. А эта триада, как автономый концепт оказывается связанным ассоциативными связями с кокретными С и Р. Во время процесса восприятия конкретного С, сразу же активизируется связанный ассоциативными связями гештальт-концепт. И с каждым разом бесконфликтоного процесса восприятия С, все больше и больше укрепляется данный гештальт-концепт. Морфо-физическим основанием этого служат все более укрепляющиеся синаптические связи. Однако процесс восприятия, естественно, тоже истекает поэтапно. В момент воспринимания конкретного С, после калибровки сразу же активизируется соответствующий Э. В данном случае, в противоположнность процессу познания, в большинстве случаев активизация соответствующих О и У (членов конкретной концептуальной триады - гештальт-концепта) происходит/проистекает вне сознания, т.е. не осознается личностью. И поэтому часто первичная, или же называя по иному, традиционная оценка всегда дается автоматически. Дополнительные разъяснения к формуле познания Чтобы было более понятно, попробую представить формулу на конкретном примере. Ниже представлен пример Марии Имя изменено - девушки лет 18 - которая первый раз в жизни попробовала “роупджампинг” Роупджампинг (ropejumping) -- направление экстремальной активности, заключающееся в прыжке и дальнейшем свободном падении (полете вниз) с высокого объекта. При этом для остановки падения используется амортизирующая система альпинистских веревок и снаряжения.. Формула анализируется и приводиться в двух дескриптивных формах: феноменологичекое описание процесса и субъективное описание процесса. Для легкости восприятия представим все это в виде пошаговых операций (Таблица 1.). Таблица 1. Анализ процесса познания.
На Таблице 1. был проиллюстрирован процесс познания. А повторный процесс восприятия, на том же примере, будет выглядеть примерно так (Таблица 2.). Таблица 2. Анализ процесса восприятия.
Концептуальная теория психопатологии По нашему мнению корни психологических проблем кроются в самом процессе познания и восприятия. А именно в этапах концептуальной оценки конкретного эмоционального опыта/состояния (О), в устанавливании/выборе конкретной морально-социальной нормы (У - убеждение, мотив, установка, принцип, закон) по отношению к этим самым концептуальным оценкам. Также, мы полагаем, что рекация личности - конкретный поведенческий акт, эмоция, умозаключение - всегда адекватна своим установленным/выбранным морально-оциальным нормам. А сама проблема, появляется тогда когда в силу определенных обстоятельств меняется или же ломается уже привычный ход процесса восприятия, тем самым вызывая острый психический дискомфорт именуемый фрустрацией. В это самое время внезапно в уже давно автоматизированный процесс активизации гешальт-концепта конкретным А, включается сознание для того чтобы разобраться в ситуации и решить проблему. Описанное состояние можно охарактеризовать одним словом - стресс. И подобное стресовое состояние будет продолжаться до тех пор пока не решиться концептуальный диссонанс между привычным/ожидаемым содержанеим гештальт-концепта и новым опытом. И чаще всего для снятия напряжения, т.е. для сохранения целостности гештальт-концепта, личность прибегает либо к отрицанию нового опыта (человек становиться более ригидным и искажаются логические и рациональные стороны осмысления реальности) или же забраковывает весь свой накопленный опыт в этой сфере, т.е. наделяет составляющие гештальт-концепта, и тем самым весь гештальт-концепт, прямо противоположенными качественными характеристиками (реакция человека становиться деструктивным так как заменив полюс одного конкретного гештальт-концепта тем сам вносит дисбаланс в сам КСЛ тем самым вызывая еще больший дисбаланс на уровне всего КСЛ). В норме концептуальный диссонанс должен решиться путем не отказа от принятия действительности (нежелание нарушить гомеостатическое состояние) и не путем полного отрицания эффективности ранее накопленного опыта (полное изменение качественного полюса гештальт-концепта) а путем реконструкции конкретного гештальт-концепта. Т.е. для изменения деструктивной реакции или же для востановления умения рационального осмысления действительностьи необходимо внести изменения в саму концептуальную триаду, т.е. в сам гештальт-концепт. И так как гештальт-концепты и состовляют саму концептуальную систему, то естественно, что внесенные изменения коснутся всей КСЛ. Именно поэтому данный подход мы назвали концептуальным. Теория концептуальной психотерапии Как было отмечно чуть выше - для изменения деструктивной реакции личности (поведение, эмоция, умозаключение) необходимо внести изменения в саму концептуальную тридау, т.е. в сам гештальт-концепт. Для этого необходимо сделать объектом психотерапевтических интервенций Э, О и У. Для этого нами были разработаны и разрабатываются разнообразные методы и техники, также для достижения отмеченной цели применяются методы и техники других психотерапевтических направлений - будь то в модифицированном или первоначальном виде. И поэтому концептуальную психотерапию по сути можно соотнести к числу интегративных подходов. В процессе применения/использования методов и техник концептуальной психотерапии так или иначе воссоздается процесс восприятия конкретного С. Заключение Естественно для решения терапевтичеких задач и достижения намеченной цели, необходимо сперва разобраться в актуальном гештальт-концепте, т.е. постичь сущность каждоого составляющего и качественно-количественные особенности связей между ними, т.е. подвергнуть анализу гештальт-концепт и всю концептуальную систему личности. Это и есть процесс концептуального психоанализа Имеется ввиду анализ психики а не традиционное направлениие - психонализ. - начальный этап психотерапии. После - сам этап интервенции, который поможет преодолеть концептуальный диссонанс вызванный новым опытом, либо путем постепенной концептуальной реинтеграции (изменяем У путем рациональной интервенции) либо путем концептуального рефрейминга (директивно изменяем Э и/или О чтобы добиться такого У который бы обеспечил конструктивное/желаемое Р). Следует отметить также что из-за соображений эффективности и личностного роста в концептуальной психотерапии отдают большее предпочтение стратегии концептуальной реинтеграции. Литература 1. Бегоян А.Н. Античнофилософские истоки концептуальной психотерапии // Философские вопросы естественных, технических и гуманитарных наук: сборник статей Международной научной конференции: в 5 т. / Под ред. Е.В.Дегтярева, Д.А.Теплых. - Магнитогорск: МаГУ, 2009. - Вып. 4. - Т.3. - 155 с. - С. 141-145. 2. Бегоян А.Н. Философские истоки концептуальной психотерапии // Материалы I Международной научно-практической конференции (26-27 ноября 2009 г.) / Под ред. Р.А. Погосяна - г.Ереван: Изд-во “Кавказский центр ирановедения”, 2010 - 200 с. - С. 23-28. 3. Бегоян А.Н. Концептуальная система личности // Интегративная психотерапия сегодня: Материалы I Международной научно-практической конференции (26-27 ноября 2009 г.) / Под ред. Р.А. Погосяна - г.Ереван: Изд-во “Кавказский центр ирановедения”, 2010 - 200 с. - С. 15-22. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |