рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Зависимость свойств адаптации от уровня развития социального интеллекта рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Зависимость свойств адаптации от уровня развития социального интеллекта

Зависимость свойств адаптации от уровня развития социального интеллекта

10

Введение

Происходящие преобразования в государстве, реформирование силовых структур, свидетельствуют о потребности в поиске принципиально новых направлений оптимизации обучения и воспитания офицерских кадров. В современных условиях возрастает роль и значение эффективной учебной и служебной деятельности в высших военных учебных заведениях. Подготовка военного специалиста представляет наиболее активный этап становления его как личности. Одним из важных направлений является психологическое обеспечение процесса адаптации курсантов из неполных семей к специфике обучения в высшем военном учебном заведении.

Отношение к социально значимым объектам

Проблема исследования социального интеллекта становится всё более актуальной на современном этапе развития социальной психологии. Это обусловлено спецификой данного феномена, который, является чрезвычайно важным практическим качеством, природа которого не изучена в полной мере. Социальный интеллект - это чётко согласованная группа ментальных способностей, реализующихся в регуляции познания человеком социума и его поведения в нём, развивающихся в процессе социализации. Отличительными особенностями данной группы ментальных способностей является:

· их множественный характер (то есть комплекс или группа способностей), поэтому он неразрывно связан с деятельностью человека.

· неоднозначность природы его связей с академическим интеллектом.

· предмет реализации данной группы способностей (установление отношений между людьми).

Мы считаем, что феномен «социальный интеллект» выступает одной из основ успешного межличностного общения. В отечественной традиции исследование социального интеллекта проводилось в его неразрывной взаимосвязи с коммуникативной компетентностью (Н.А. Аминов, М.В. Молоканов, М.И. Бонёва, Ю.Н. Емельянов, А.А. Кидрон, А.Л. Южанинова и другие).

В 80 - 90 - е годы выделилось ещё одно направление позволяющее рассмотреть многоаспектность данного феномена: психология социального познания. Работы А.А. Бодалёва, Н.В. Васиной, Г.М. Андреевой выступают в качестве методологической основы анализа социального интеллекта в рамках процесса социального познания. Как отмечает А.А. Бодалёв социальный интеллект - это социальная перцепция как свойство, то есть такой атрибут субъекта отражения, который выделяется в режимах психологии личности. В связи с этим особое внимание привлекает роль социального интеллекта в процессе познания социальной действительности, в качестве структурной единицы которой мы предлагаем рассматривать социально - значимый объект. Социально-значимый объект - это универсальная структурная единица в познании социума человеком, приобретающая своё содержание благодаря его социокультурным особенностям, познание которых осуществляется в процессе социализации. Одной из основных характеристик познания социально - значимых объектов является формирование отношения к ним, которое играет решающую роль в процессе коммуникации реализуемой в ситуации диалога культур. Проблема межкультурной коммуникации в силу сложности предмета своего исследования требует глубокого междисциплинарного анализа её различных аспектов. Основы теории межкультурной коммуникации разработаны в рамках культурологи лингвистики, психолингвистики, этнопсихологии и лингводидактики. Прикладная модель этого феномена разработанная в рамках лингводидактики содержит такие субкомпетентности как лингвистическая (владение языком общения), социокультурная (знание норм и правил принятых в данной лингвокультурной общности), социолингвистическая (способность выбора языковых форм на основе ситуации общения), дискурсивная (умение грамотно построить своё высказывание).

Наш взгляд данная модель не может быть эффективной с точки зрения психологии, поскольку она позволяет снабдить обучаемого знаниями о культуре, но не сформировать соответствующее отношение к социально-значимым объектам, принятое в данной культуре. Исходя из вышесказанного, была сформулирована гипотеза исследования влияния уровня развития и структуры социального интеллекта на формирование отношения к социально-значимым объектам у представителей различных этнических групп. Для проверки данной гипотезы было предпринято исследование, состоящее из трёх этапов. На первом этапе было установлено, что уровень развития социального интеллекта напрямую взаимосвязан со способностью изменения отношения к социально-значимым объектам у Россиян, находящихся в условиях эмиграции в США и Германии.

На втором этапе исследования было установлено, что степень выраженности способностей, включаемых в структуру социального интеллекта, варьируется в зависимости от национальной принадлежности испытуемых и является определяющим фактором для степени и знака выраженности отношения к социально - значимым объектам. Например, у татар был выявлен более высокий уровень эмоционального интеллекта и более позитивное отношение к значимым другим. На третьем этапе проводился анализ дидактических единиц в рамках программ обучения межкультурной коммуникации и были выработаны упражнения для формирования отношения к ключевым социально - значимым объектам, принятого в США.

В ходе контрольных срезов в контрольной и экспериментальной группе была установлена более высокая эффективность обучения межкультурной коммуникации (на 33% выше в экспериментальной группе, чем в контрольной). Таким образом, было установлено, что социальный интеллект является фактором формирования отношения к социально - значимым объектам, что позволяет разрабатывать и внедрять дополнительные материалы по обучению иностранному языку на основе выделанной специфики отношения к социально - значимым объектам у представителей различных этнических групп и таким образом оптимизировать процесс обучения межкультурной коммуникации.

Социально-психологическая адаптация к учебной деятельности

Адаптация (от лат. «приспособлять») - приспособление организма личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Понятие адаптации возникло в XIX веке и использовалось вначале, главным образом, в биологии. Затем это понятие стали применять не только к различным сторонам жизнедеятельности организмов, но и к личности человека и даже коллективному поведению. В зависимости от того, в каких условиях и на основе каких механизмов осуществляется приспособление человека к среде, выделяют различные виды адаптации: физиологическую; психологическую; социально - психологическую.

Курсанты из неполных семей являются наиболее уязвимой категорией обучаемых. На них оказывают воздействие новые условия социальной среды: высокие физические и умственные нагрузки, строгий регламент распорядка дня, нарастающей значительный поток информации, дефицита свободного времени. При значительном количестве публикаций, посвященных социально-психологической адаптации (СПА) личности практически отсутствуют материалы исследований о влиянии личностного потенциала на эффективность процесса адаптации, не исследованы в полной мере специфика социально-психологической адаптации курсантов из неполных семей военного вуза и субъективное отношение к происходящим изменениям.

Исследование проводилось на базе Голицынского пограничного института среди курсантов из неполных семей и полных семей. Общий объем выборки 40 человек, из них: 20 курсантов из неполных семей и 20 из полных семей. Перед началом исследования внимание уделялось на создание у курсантов положительной мотивации к участию в эксперименте. После проверки на нормальность распределения исследуемого признака был проделан корреляционный анализ полученных данных. Выявлены значимые показатели по следующим шкалам: коммуникативные способности - самовосприятие (0,50), моральная нормативность - самовосприятие (0,55), нервно-психологическая устойчивость - стремление к доминированию (0,60), коммуникативные способности - адаптивные способности (0,52), моральная нормативность - коммуникативные способности (0,50) - у курсантов из неполных семей. Самовосприятие - адаптация (0,75, при p?0,05), принятие других - адаптация (0,66), эмоциональная комфортность - адаптация (0,81), интернальность - адаптация (0,77), стремление к доминированию - адаптация(0,50), эмоциональная комфортность - самовосприятие (0,60), интернальность - самовосприятие (0,58), интернальность - эмоциональная комфортность (0,71), стремление к доминированию - эмоциональная комфортность (0,50), коммуникативные способности - адаптивные способности (0,52), моральная нормативность - коммуникативные способности (0,52) - у курсантов из полных семей.

Фактор дополнительного образования

В последнее время в мире все большее значение уделяется инновационному образованию. Инновационный - значит основанный на последних достижениях в различных областях. Разработка инноваций происходит на всех ступенях образовательного процесса. Особый интерес представляют собой инновации в дополнительном образовании. Теоретические основы инновационного образования стали предметом исследования в различных странах, в том числе и в России. Изучение зарубежного опыта позволяет более продуктивно обеспечить инновационное образование в нашей стране. В связи с этим, особый интерес представляют исследования, проведенные в странах Западной Европы.

В сравнении с другими видами образования, внедрение инноваций в дополнительном образовании началось давно. При этом не всегда удается выделить инновационные аспекты в дополнительном образовании, т.к. такое образование направлено на получение необходимых для успешной трудовой деятельности знаний и умений в конкретной области и почти всегда основано на последних научных разработках. В связи с этим встает вопрос: что считать инновацией и существуют ли временные рамки для инноваций? Термин «инновация» естественно основывается на новых достижениях, но при этом не всякое инновация несет в себе революционные изменения. При изучении большого числа проектов дополнительного образования можно выделить основные инновационные направления: новые образовательные концепции; новые целевые группы и переход от одной группы к другой; новые образовательные продукты. Большая часть инновационных проектов касается новых целевых групп и перехода от одной группы к другой. Под целевой группой можно понимать группу людей, на которую направлена данная инновационная программа. В рамках таких проектов большое внимание уделяется кооперации, вертикальному и горизонтальному объединению сотрудников предприятий. Данное направление инноваций в дополнительном образовании связано с развитием проектной системы работы, когда сотрудники разных отделов одного предприятия объединяются для работы над конкретным проектом, и по окончании проекта группа расформировывается. При данном подходе остро встает вопрос о выборе дисциплин дополнительного образования с целью наибольшей эффективности использования полученных знаний сотрудниками в дальнейших проектах, а также вопрос о способе формирования подобных рабочих групп. Особо необходимо отметить инновационные проекты, занимающиеся оценкой работы проектной группы. Оценка необходимости проекта, мотивации сотрудников и форм работы, оценка сотрудниками работы в целом дает возможность в дальнейшем формировать более продуктивные группы и потому растет число инновационных работ, посвященных системе оценки работы проектных групп. Новые образовательные концепции в дополнительном образовании схожи с концепциями других ступеней образования. Данные концепции затрагивают тему междисциплинарных исследований, формирования новых областей знаний и, соответственно, новых рабочих областей, а так же вопросы интеграции в образовании. Большое распространение получают проекты, основой которых является самообразование, но при этом большое значение уделяется консультированию и поддержке в самообразовании. К новым образовательным продуктам относятся программы дистанционного образования. Подобные программы не только дают возможность получать дополнительное образование всем сотрудникам, вне зависимости от того, в каком городе они работают, но и способствуют кооперации сотрудников различных отделений компании для их дальнейшей проектной деятельности.

Отдельно необходимо отметить программы дополнительного образования для молодых специалистов. В рамках данных программ выпускники ВУЗов имеют возможность, в соответствии со специальностью, получить необходимые для работы на конкретном предприятии знания. Такие программы также знакомят молодых специалистов со смежными областями деятельности, что в дальнейшем способствует кооперации при проектной работе. Большое распространение в Германии получили инновационные проекты, касающиеся внедрения знаний в относительно новые области, ставшие значимыми в последнее время, такие как защита окружающей среды или процессы глобализации.

Заключение

Таким образом, социально психологическая адаптация курсантов из неполных семей к учебной деятельности отлична от курсантов из полных семей. У курсантов из неполных семей на процесс адаптации оказывают влияние развитые коммуникативные способности. Для курсантов их полных семей существенное влияние на адаптацию оказывает эмоциональная комфортность, внутренний контроль (интернальность), самовосприятие, принятие других.

Список литературы

1. Маклаков А.Г. (2007) Военная психология // СПб.: 2007.

2. Налчаджян А.А. Социально-психическая адаптация личности: Формы, механизмы и стратегии // Ереван, 2008.

3. Социальная психология образования / Под ред. А.Н. Сухова // М.: МПСИ, 2005.

4. Современная военная психология. Хрестоматия // Минск, 2008.

5. Андреева Г.М. (2008) Психология социального познания: Учеб. Пособие для студентов вузов/Г.М. Андреева. - 3 - е изд., перераб. И доп. - М.: Аспект Пресс.

6. Елизарова Г.В. (2007) Культура и обучение иностранным языкам. - СПб.: КАРО.

7. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. (2003) Межличностное общение: Учебник для вузов - СПб.: Питер.

8. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты)/Под ред. А.А. Бодалёва, Н.В. Васиной. - СПб.: Речь, 2005.

9. Садохин А.П. (2007) Теория и практика межкультурной коммуникации: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА.

10. Щедровицкий Г.П. (2009) Интеллект и коммуникация //Вопросы философии № 3.

11. 1.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. Изд-во: Спб.:Питер 2009.

12. 2.Дорофеева Г.А. Особенности и условия адаптации детей 6-7 лет к учебной деятельности. // Прикладная психология. 2007. №3. Изд-во: Дом МАГИСТР-ПРЕСС.

13. 3.Максимова М.В. Психологические условия школьной адаптации. Автореф. дисс. - М., 2004.

14. Парамонова Л.А., Тарасова К.В., Алиева Т.И. Ребёнок 5-6 лет в системе дошкольного образования. // Психологическая наука и образование, 2008, №2.

15. Смирнова Е.О. Детская психология. - М.,2006.

16. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе/ Прогноз и

17. Профилактика проблем обучения в начальной школе. Санкт-Петербург. 2007.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты