рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Диссертация как вид научного произведения рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Диссертация как вид научного произведения

Диссертация как вид научного произведения

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Общие положения диссертационной работы.

1. История возникновения и написания диссертационных работ

2. Диссертация как вид научного произведения.

3. Разновидности диссертационных работ и требования, предъявляемые к ним.

Глава 2. Этапы написания диссертационной работы.

1. Выбор темы, раскрытие проблемы.

2. Формирование цели и задачи исследования.

3. Оформление исследований.

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Диссертационная работа как научное произведение весьма специфична. Прежде всего, ее отличает от других научных произведений то, что она в системе науки выполняет квалификационную функцию, т.е. готовиться с целью публичной защиты и получения научной степени. В связи с этим основная задача автора - продемонстрировать уровень своей научной квалификации и, прежде всего, умение самостоятельно вести научный поиск и решить конкретные научные задачи.

Диссертация закрепляет полученную информацию в виде текстового и иллюстрированного материалов, в которых диссертант упорядочивает по собственному усмотрению накопленные научные факты и доказывает научную ценность или практическую значимость тех или иных положений.

Диссертация адекватно отражает как общенаучные, так и специальные методы научного познания, правомерность использования которых всесторонне обосновывается в каждом конкретном случае их использования.

Содержание диссертации характеризует оригинальность, уникальность и неповторимость приводимых сведений. Основой содержания здесь является принципиально новый материал, включающий описание новых факторов, явлений и закономерностей, либо обобщение ранее известных положений с других научных позиций или в совершенно ином аспекте.

Диссертация, отражающая всегда одну концепцию или одну определенную точку зрения, изначально включена в научную полемику, являясь по сути дела одним из участников заочной научной дискуссии. В ее содержании приводятся веские и убедительные аргументы в пользу избранной концепции, всесторонне анализируя и доказательно критикуются противоречащие ей точке зрения.

В диссертации ее автору не принято давать оценку излагаемого материала. Нормы научной коммуникации строго регламентируют характер изложения научной информации, требуя отказа от выражения собственного мнения в чистом виде.

Сложившиеся рыночные отношения на мировом рынке и в России внесли свои коррективы в отношение к образованию. Все развитые фирмы и предприятия требуют иметь высшее образование и специализацию своих сотрудников для достижения эффективного функционирования предприятия. В связи с этим многие молодые люди стремятся получить высшее образование и продолжить его далее в аспирантуре для получения научной степени.

Я заинтересовалась данной темой и решила исследовать все материалы, которые возможно найти по ней, для приобретения знаний.

Целью курсовой работы является изучение правил написания диссертационных работ и требований к ним. Приобретение навыков самостоятельной исследовательской и практической работы. Овладение методиками исследования, обобщения и логического изложения теоретического материала.

Предметом анализа является методика написания диссертационной работы и рассмотрение требований к ней. Для достижения поставленных целей и задач я использовала учебные пособия и научные труды российских авторов.

Глава 1. Общие положения диссертационной работы.

Пытаясь охватить мир сегод-няшний,

мы черпаем из словаря,

сложившегося в мире вчерашнем.

А. де Сент-Экзюпери

1.1. История возникновения и написания диссертационных работ.

В Российской Федерации научная работа - это скоординированная по целям, времени и ресурсам совокупность научных иссле-дований (экспериментов, испытаний) и разработок, организаци-онных и обеспечивающих мероприятий, позволяющих на прак-тике осуществлять научное обоснование основных направлений развития Российской Федерации как государства, решать важ-нейшие фундаментальные, прикладные и научно-практические задачи в интересах прогресса.

Под организационными и обеспечивающими мероприятиями понимается комплекс мер по формированию и поддержанию на требуемом уровне системы руководства научной работой, ее пла-нирования и координации, по совершенствованию структуры и сети научно-исследовательских организаций и научно-исследо-вательских подразделений высших учебных заведений, подго-товки и расстановки научных кадров, финансирования научной работы и материального стимулирования труда ученых, материально-технического и информационного обеспечения исследо-ваний.

В настоящее время основными формами научной работы счи-таются:

* разработка научных трудов и монографий, учебников, на-писание диссертаций, статей, подготовка докладов, научных от-четов, сообщений, рецензий и заключений;

в обобщение и распространение передового опыта и техно-логий;

* научно-техническая и научно-экономическая экспертизы документов по формированию и реализации научной и научно-технической политики государства;

* разработка методик и анализ результатов проведения ис-пытаний новых образцов техники, научный анализ и экспертиза работ промышленности по их разработке и созданию;

* проведение научных конференций, совещаний и семинаров.

Исторически в России сложилась такая особенность, что дис-сертация стала основным инструментом науки. При этом основа современной системы аттестации научных и научно-педагогичес-ких кадров начинала закладываться с XII в. Развитие высшего образования и создание университетов способствовало тому, что побудило преподавателей готовить специальные научные труды, называемые диссертация. Впервые докторская степень была присуждена в 1130г. Болонским университетом. В Х11-ХУ1 вв. диссертации выполнялись в рукописном виде, а их публичная защита проходила в форме устной дискуссии. Соискатель ученой степени готовил специальные плакаты, на которых кратко изла-гались вопросы для дискуссии.

Печатные диссертации начали появляться в XVI в. В это вре-мя определился статус диссертации как квалификационной на-учной работы. Университетские уставы XVI в. содержали требо-вания к самостоятельной подготовке письменных научных тру-дов. Соискатель ученой степени должен был опубликовать научную статью и разослать ее всем заинтересованным ученым. Все расходы по изданию нес автор диссертации. В это же время становится принятым дарить тексты диссертаций профессорам и другим заинтересованным лицам. Это положило начало инфор-мированию научной общественности о разработках в различных областях науки, представляемых к защите в виде диссертаций. Впоследствии в университетах создаются специальные диссерта-ционные отделы, в которых собираются все диссертации, защи-щаемые в университете.

Московскому императорскому университету было предоставлено право присуждения ученой степени доктора медицины в 1791 г. Ученые степени кандидата, магистра и доктора наук в Рос-сии были введены указом императора 24 января 1803 г. Для получения любой ученой степени устанавливались устные и пись-менные экзамены, после чего соискатель должен был публично защищать диссертацию на заседании факультета. При защите был обязан выступить один оппонент. С 1804 г. количество оппонен-тов увеличивается до трех. 20 января 1819 г. было утверждено «Положение о производстве в ученые степени». Этот документ регламентировал порядок сдачи экзаменов, защиты диссертаций и присуждения ученых степеней. В этот период докторские дис-сертации можно было выполнять только на латинском языке. Положение можно считать первым официальным документом о порядке присуждения ученых степеней.

В 1837 г. утверждено «Положение об испытаниях на ученые степени», согласно которому уменьшалось число теоретических вопросов, на которые должны были отвечать будущие доктора наук и допускалось выполнение диссертаций как на латинском, так и на русском языках. 4 января 1864 г. принимается новое «Положение об испытаниях на звание действительного студента и на ученые степени». Этот документ предусматривал три ученые степени: кандидата, магистра, доктора. Для получения каждой степени было необходимо подготовить и защитить дис-сертацию. Экзамены для докторов были упразднены.

Для присуждения ученой степени кандидата наук требовалось по окончании полного университетского курса получить сред-ний балл 4,5 при пятибальной шкале оценок и представить в ру-кописи кандидатскую диссертацию. Последняя рецензировалась одним из профессоров соответствующей кафедры; после этого под руководством декана проводился коллоквиум и факультет при-нимал решения, которые утверждались советом университета. Рукописный статус кандидатского диссертационного исследова-ния свидетельствовал о том, что кандидатские диссертации по своему научному значению в целом соответствовали современ-ным дипломным работам. Университетским уставом 1884 г. сте-пень кандидата наук была отменена. И с этого времени в России существовали две ученые степени - магистра и доктора наук.

В этот период диссертации к защите представлялись в печат-ном виде, что исключало необходимость публиковать авторефе-рат диссертации, однако требовалось приложение к диссертации тезисов объемом не более 4 страниц. Все публикации осуществ-лялись за счет автора. Со второй половины XIX в. диссертации стали публиковать в ученых записках, известиях университетов и специальных журналах. Необходимое количество оттисков представлялось ученому совету факультета.

Защита диссертации проходила на заседании факультета, в котором могли принять участие, как члены совета факультета, так и все желающие. Для защиты диссертации назначались два офи-циальных оппонента, как правило, из числа профессоров данно-го факультета. Оппоненты из других университетов не пригла-шались. Официальными оппонентами могли быть даже препода-ватели, не имеющие ученой степени, на соискание которой представлялась диссертация. После выступления оппонентов могли выступать все желающие. Факультет имел право за магистерскую диссертацию присуждать степень доктора, для этого тре-бовалось единогласное голосование. Решение факультета о при-суждении степени утверждалось ученым советом университета, и соискателю выдавался диплом магистра или доктора наук.

Таким образом, до 1917 г. в России ученые степени кандида-та, магистра и доктора наук присуждались ученым на основании публичной защиты квалификационной научной работы - диссер-тации. За 120 лет работы по аттестации научных кадров в Рос-сии, как отмечает А.Е. Иванов: «... было защищено около 8 тыс. магистерских и докторских диссертаций по фундаментальным наукам: истории, философии, юриспруденции, естествознанию, богословию, медицине...».

Девфетом Совнаркома РСФСР от 1 октября 1918 г. «О неко-торых изменениях в составе и устройстве государственных учеб-ных и высших учебных заведений Российской республики» в Рос-сии были ликвидированы ученые степени. Только в 1934 г. по-становлением Совнаркома СССР «Об ученых степенях и званиях» были установлены ученые степени кандидата и доктора наук. Эти степени служили для определения квалификации научных работ-ников в' области той или иной научной специальности. В апреле 1934 г. был утвержден первый состав Высшей аттестационной комиссии при президиуме Всесоюзного комитета по высшей технической школе, его председателем стал академик Г.М. Кржи-жановский. С 1944 г. в Государственной библиотеке СССР им. В.И. Ленина создается диссертационный фонд, в который поступают все докторские и кандидатские диссертации.

В октябре 1974 г. был создан Высший аттестационный коми-тет при Совете Министров СССР, который стал выполнять фун-кции межведомственной аттестационной организации. ВАК при Совете Министров СССР в 1991 г. преобразовывается в Высшую аттестационную комиссию при Министерстве науки, высшей школы и технической политики Российской федерации, а 22 фев-раля 1993 г. - в Высший аттестационный комитет Российской Федерации. Однако, преобразования не изменили основных фун-кций аттестационного комитета, которые остались прежними: аттестация научных и научно-педагогических кадров, контроль за присуждением ученой степени кандидата наук и присуждение ' ученой степени доктора наук но всем специальностям, которые включены в Номенклатуру специальностей научных работников, и присвоение ученого звания «Профессор по специальности» ра-ботникам научно-исследовательских учреждений.

Диссертация на соискание ученой степени доктора наук дол-жна быть научной квалификационной работой, отвечающей од-ному из следующих трех пунктов, определяющих характер резуль-татов диссертационной работы.

1. В ней должно быть получено решение научной проблемы, имеющей важное народнохозяйственное, социально-культурное или политическое значение.

2. В ней должны быть разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое круп-ное достижение в развитии перспективного направления в соот-ветствующей отрасли науки.

3. В диссертационной работе предложены научно обоснован-ные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в ускорение на-учно-технического прогресса.

Четкая ориентация соискателя на один из приведенных выше пунктов, характеризующих результаты докторской диссертаци-онной работы, позволит ему существенно поднять качество ра-боты в целом и сократить время на подготовку ее к защите. То есть соискатель заранее должен определиться, по какому класси-фикационному признаку заключения диссертационного совета, определяющему характер результатов диссертации, будет прохо-дить защита диссертации. Установление характера результатов докторских диссертаций по пункту 1 является редким событием и, как правило, может быть дано известными специалистами от-расли пауки и техники, руководителями или генеральными кон-структорами крупных государственных предприятий.

Научные работники и научно-педагогические работники вузов при защите докторских диссертаций обычно определяют харак-тер результатов диссертации, как соответствующий п. 2 или п. 3.

В диссертации, имеющей прикладное значение, должны приво-диться сведения о практическом использовании полученных авто-ром научных результатов, а в диссертации, имеющей теоретическое значение, - рекомендации но использованию научных выводов.

1.2. Диссертация как вид научного произведения

Диссертация в форме рукописи -- это особый вид науч-ного произведения, которое представляет собой отражение средствами литературы научного исследования, в котором реализуется научное творчество как процесс научного осво-ения действительности и как создание научных ценностей, обогащающих саму науку.

Его предметом является система научных понятий, обес-печивающих функционирование в научной коммуникации ос-новных форм знания, что дает возможность реализовать глав-ные функции науки, такие как описание, объяснение, пред-сказание, обобщение и систематизация явлений и фактов действительности.

В таком произведении фиксируются как исходные пред-посылки научного исследования, так и весь его ход и полу-ченные при этом результаты. Здесь не просто описываются научные факты, а проводится их всесторонний анализ, где адекватно отражаются как общенаучные, так и специальные методы научного познания, правомерность использования которых всесторонне обосновывается в каждом конкретном случае их применения.

С точки зрения общей динамики развития науки диссер-тация вводит в научный обиход новые представления, кон-цепции и факты. В содержании такой работы отражается сущ-ность в явлении, закономерность в случайности, общее в еди-ничном, внутреннее во внешнем. Авторская концепция здесь точно отражает проблемную ситуацию в науке и соответствует ведущему направлению научного познания. Только при этом условии эта концепция признается состоятельной в научном смысле, т. е. обеспечивающей прирост научного знания.

Объективность -- основное требование к описанию проведенного исследования, которое вытекает из специфики научного познания, стремящегося установить научную исти-ну. В то же время диссертация, будучи продуктом научного творчества, представляет собой единство объективных науч-ных фактов и субъективной их оценки.

Другими словами, диссертация в своем содержании не исключает субъективных моментов, привносимых творческой индивидуальностью самого диссертанта, ибо здесь всегда присутствуют такие факты, как его знания и личный опыт, взгляды и пристрастия, обусловленные общественно-истори-ческими условиями подготовки диссертационной работы.

Именно этим объясняется, что в науке одна и та же проблема по-разному осмысливается исследователями. Каж-дый ученый подходит к ее решению с позиций своих знаний и личного опыта.

Своеобразие диссертации проявляется также и в том, что в ней диссертант упорядочивает по собственному усмот-рению накопленные научные факты и доказывает научную ценность или практическую значимость тех или иных поло-жений, опираясь не на авторитет, традиции или веру, а "пу-тем сознательного убеждения в их истинности на основе об-щей значимости для научного сообщества норм и критериев".

Именно здесь получает наиболее полное отражение та-кое свойство научного познания, как критичность по отно-шению к существующим взглядам и представлениям, а это значит, что содержание диссертации характеризует такая его особенность, как наличие в нем дискуссионного и поле-мического материала, связанного с пересмотром существую-щих взглядов.

Специфика диссертации обусловливает необходимость доказательства всех научных положений, зафиксированных в ее содержании. Каждый факт, каждое авторское предпо-ложение получает здесь научное объяснение или обоснова-ние. Для этого диссертант в качестве аргументов привлекает практически все формы научного обоснования и подтверж-дения.

Специфично не только содержание, но и форма диссер-тации как особого вида научного произведения, для которо-го характерна высокая степень абстрагирования, активное применение средств логического мышления, подробное ос-вещение затронутых проблем и точность фактических дан-ных.

Для текста диссертации типично обилие специальных понятий, вводимых без добавочных пояснений, и наличие обширного математического аппарата. Ориентируясь на чи-тателей, профессиональная подготовка которых является наи-более высокой, в текст диссертации включается весь имею-щийся в распоряжении ее автора знаковый аппарат (специ-альные термины, латинские обозначения, химические фор-мулы, графики, диаграммы, чертежи, схемы, таблицы и т. п.), то есть все, что составляет "язык науки", который понятен только специалистам.

Поскольку диссертация, как и любое другое научное произведение, характеризуется единством содержания и фор-мы, то ее коммуникативная ценность во многом определяет-ся степенью соответствия структуры такой работы особенно-стям разработки ее темы, т. е. правильностью выбора после-довательности изложения научного материала.

Только при условии выбора формы организации матери-ала, в наибольшей степени соответствующей особенностям предмета, диссертация способна эффективно функциониро-вать в системе научной коммуникации.

Структура диссертации является одним из уровней отра-жения авторской научной концепции, средством реализации взаимосвязи элементов содержания, которая определяется за-дачей отражения внутренней логики развития исследования.

Такая структура максимально отражает значимость и научную емкость каждого фрагмента, каждой части текста, акцентирует внимание на наиболее важных в научном смыс-ле аспектах проведенного исследования, а также дает воз-можность убедиться в логической непротиворечивости и пос-ледовательности исследовательской программы, заложенной в процессе формирования нового знания.

Эффективность структуры диссертационной работы в наибольшей мере зависит от того, насколько ее текст отве-чает критериям целостности, системности и связности, а так-же критерию соразмерности его частей.

Критерий целостности обязывает рассматривать свойства целого и частей в их неразрывном единстве. С точки зрения этого принципа структура диссертационной работы представ-ляет собой единство всех ее элементов, а каждый элемент структуры -- часть произведения в целом. Нарушение этого принципа неизбежно влечет за собой хаотичность и эклек-тизм изложения научного материала.

Критерий системности требует рассматривать элементы диссертации как систему, образованную их взаимодействи-ем, что не допускает механическое, формальное объедине-ние разнородных элементов.

Связность -- критерий диссертационной работы, который является обязательным условием существования ее тек-ста как определенной структуры. Именно связность обеспе-чивает взаимообусловленность и соотнесенность различных фрагментов текста, что свидетельствует об эффективности избранной автором последовательности изложения научной информации.

Органическим качеством структуры диссертационной ра-боты является соответствие объема того или иного фраг-мента текста его смысловой значимости и научной емкос-ти, Это качество обеспечивает весомость изложенной в та-кой работе информации, отражающей авторскую логику мыш-ления.

Традиционным элементом структуры диссертации явля-ются приложения. В них помещают описания экспериментов, тексты нормативных документов, чертежи, таблицы, графи-ки, карты, исторические памятники научной мысли и т. п. Приложения существенно расширяют содержание диссерта-ционной работы, дают дополнительные сведения, которые не вошли в основной текст, формируя тем самым более це-лостное представление о рассмотренной в нем научной проблеме.

В диссертации ее автору не принято давать оценку из-лагаемого материала, поскольку стиль научной речи -- это безличный монолог. Нормы научной коммуникации строго регламентируют характер изложения научной информации, требуя отказа от выражения собственного мнения в чистом виде. В этой связи авторы диссертационных работ использу-ют языковые конструкции, исключающие употребление лич-ных местоимений. Особенно это касается местоимения "я".

Все личные пристрастия, экспрессивно-оценочные мо-менты сознательно исключаются из текста диссертации. Ее языковое оформление очень рационально и находится в гра-ницах научного стиля речи, для которого основное требова-ние -- максимум информации при минимуме затраченных на ее выражение языковых средств, объективность, точность и доказательность всех суждений и оценок.

1.3. Разновидности диссертационных работ и требования, предъявляемые к ним

Магистерская диссертация -- особая разновидность диссертационного научного произведения. Она представляет собой выпускную квалификационную работу, которая "явля-ется самостоятельным научным исследованием, выполняемым под руководством научного руководителя (для работ, выпол-няемых на стыке направлений, -- с привлечением одного или двух научных консультантов). Защита магистерской дис-сертации и сдача выпускных экзаменов в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, происходит публично на заседании Государственной аттеста-ционной комиссии".

В структуре современного высшего образования степень магистра следует по научному уровню за степенью бакалавра и предшествует степени кандидата наук. Исходя из того, что магистерская подготовка -- это по сути лишь первая ступень к научно-исследовательской и научно-педагогической деятель-ности, ведущей к поступлению в аспирантуру и последую-щей подготовке кандидатской диссертации, магистерская диссертация, выполненная в системе современной российской высшей школы, все же не может считаться научным произ-ведением в полном смысле этого слова, поскольку степень магистра -- это не ученая, а академическая степень, отражающая, прежде всего, образовательный уровень выпуск-ника высшей школы и свидетельствующая о наличии у него умений и навыков, присущих начинающему научному работ-нику.

Магистерская диссертация представляется в виде, кото-рый позволяет судить, насколько полно отражены и обосно-ваны содержащиеся в ней положения, выводы и рекоменда-ции, их новизна и значимость. Совокупность полученных в такой работе результатов должна свидетельствовать о нали-чии у ее автора первоначальных навыков научной работы в избранной области профессиональной деятельности.

В отличие от диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук, представляющих серьезные науч-но-исследовательские работы, магистерская диссертация, хотя и является самостоятельным научным' исследованием, все же должна быть отнесена к разряду учебно-исследова-тельских работ, в основе которых лежит моделирование уже известных решений. Ее научный уровень всегда должен отве-чать программе обучения.

Выполнение такой работы должно не столько решать научные проблемы, сколько служить свидетельством того, что ее автор научился самостоятельно вести научный по-иск, видеть профессиональные проблемы и знать наиболее общие методы и приемы их решения.

По сравнению с кандидатской и докторской диссертаци-ями у магистерской диссертации имеются существенные раз-личия и в самой процедуре ее подготовки и защиты. Если основные результаты, полученные в итоге выполнения кан-дидатской и докторской диссертаций, должны быть опубли-кованы в научных изданиях, то применительно к магистер-ской диссертации это требование не является обязательным.

При представлении к защите кандидатской и докторской диссертаций обязательно должен быть напечатан (на правах рукописи) автореферат. При представлении к защите магис-терской диссертации автореферат не требуется.

Структура магистерской диссертации предусматривает разделение основного текста работы на три приблизительно равные части -- главы. В свою очередь, каждая глава вклю-чает в себя от 2 до 6 разделов. Общий объем содержания ма-гистерской диссертации может достигать до 50 страниц, а автореферата диссертации (если по условиям зашиты он яв-ляется обязательным) -- до 15 страниц.

Характерными особенностями процесса подготовки основ-ного текста магистерской диссертации являются:

* привлечение в качестве исходных от 40 до 60 источ-ников информации, с подразделением их на основные и вспо-могательные (второстепенные);

* значительный объем его начальной (компиляционной) и последующей (редакционной) обработки;

* преобладание анализа и обобщений (в форме выводов и предложений) во второй и третьей главах работы, а также в заключении;

* широкое использование в работе иллюстративного ма-териала (с включением некоторого их числа в приложение).

Перечисленные особенности перекликаются с характер-ными чертами, присущими процессу подготовки дипломной работы, что не случайно -- поскольку, как помнят читате-ли, это работы сопоставимого уровня сложности.

Работа над магистерской диссертацией начинается с под-готовительного этапа, в процессе которого исполнителю пред-стоит разработать задание на выполнение письменной рабо-ты, общий план содержания письменной работы, а также план ее выполнения. Подчеркнем, что план содержания дис-сертации должен отражать ее развернутую структуру -- вплоть до пунктов. Достичь подобной детализации можно толь-ко на Основе глубокого владения материалом -- еще до того, как соискатель приступит к подбору и изучению источников информации.

На этапе поиска и обработки исходных источников ин-формации для подготовки основного текста магистерской дис-сертации соискатель составляет уточненные списки источни-ков, производит разметку материала, предназначенного для дальнейшего изучения. Для работы над содержанием диссер-тации, как было замечено, привлекается 50--60 источников, однако используются они в процессе подготовки содержания дифференцированно -- в качестве основных или вспомога-тельных.

Компиляция рабочего варианта основного текста содер-жания магистерской диссертации выполняется одновременно с корректировкой общего плана ее содержания. Обобщение рабочего варианта основного текста работы носит проблем-но-теоретический характер, с четким обозначением основных тенденций исследований проблемы.

Следует иметь в виду, что общее время, затраченное на компиляцию основного текста магистерской диссертации, будет определяться не столько его объемом, сколько слож-ностью последнего, что, в свою очередь, почти целиком и полностью зависит от темы письменной работы.

На следующем этапе подготовки магистерской диссерта-ции соискатель производит обработку скомпилированного текста, который редактируется, дополняется введением, зак-лючением, оглавлением, списком источников, перечнями при-нятых терминов и сокращений, а затем корректируется.

Оформление магистерской диссертации выполняется на основе общих требований к оформлению письменных работ.

Магистерская диссертация в обязательном порядке под-лежит защите. Заметим лишь, что процедуре защиты, как правило, предшествует комплексный экзамен, имеющий це-лью проверку уровня подготовки соискателя. Программа экза-мена устанавливается исходя из конкретных требований вуза, предъявляемых к соискателям ученой степени магистра.

Кроме того, до защиты соискатель (если это предусмот-рено требованиями вуза) разрабатывает автореферат дис-сертации и организует его рассылку.

Общее время подготовки магистерской диссертации, как правило, колеблется от года до полутора лет. На практике это означает, что приступать к подготовке содержания дан-ной письменной работы необходимо уже на предвыпускном курсе.

Докторская диссертация является квалификационной на-учной работой, в "которой на основании выполненных авто-ром исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное достижение в развитии соответствующего научного направления, либо осуществлено решение научной пробле-мы, имеющей важное социально-культурное, народнохо-зяйственное или политическое значение, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или тех-нологические решения, внедрение которых вносит значитель-ный, вклад в ускорение научно-технического прогресса".

После успешной публичной защиты докторской диссер-тации научным работникам, имеющим, как правило, степень кандидата наук или ученое звание профессора и опублико-вавшим крупные научные труды, присуждается ученая сте-пень доктора наук.

Степень доктора наук присуждается по следующим от-раслям наук: физико-математическим, химическим, биоло-гическим, геолого-минералогическим, техническим, сельско-хозяйственным, историческим, экономическим, философским, филологическим, географическим, юридическим, педагоги-ческим, медицинским, фармакологическим, ветеринарным, военным, военно-морским, а также по искусствоведению, архитектуре и психологии.

В виде исключения докторская степень может быть при-суждена и без защиты диссертации лицам, известным свои-ми выдающимися научными трудами, открытиями и изобре-тениями, а также по совокупности выполненных научных работ.

Ученая степень доктора наук имеется во многих странах. В США, Великобритании, Франции и некоторых других стра-нах требования, предъявляемые к докторской диссертации, как правило, эквивалентны требованиям, предъявляемым в нашей стране к кандидатским диссертациям.

Кандидатская диссертация -- это научная квалифика-ционная работа, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, обеспечи-вающие решение важных прикладных задач".

После успешной публичной защиты кандидатской дис-сертации лицам с высшим образованием, сдавшим канди-датский минимум, присуждается ученая степень кандидата наук.

Кандидат наук имеет право участвовать в конкурсе на замещение должности доцента, старшего научного сотрудни-ка, заведующего кафедрой или лабораторией и защищать дис-сертацию на соискание ученой степени доктора наук. Степень кандидата наук соответствует степени доктора философии, существующей в США, Великобритании и других странах.

Диссертация на соискание ученой степени кандидата и доктора наук чаще всего представляет собой специально под-готовленную рукопись, которая "должна быть написана еди-нолично, содержать совокупность новых научных результа-тов и положений, выдвигаемых автором для публичной за-щиты, иметь внутреннее единство и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку.

Предложенные автором новые решения должны быть строго аргументированы и критически оценены по сравне-нию с известными решениями.

В диссертации, имеющей прикладное значение, должны приводиться сведения о практическом использовании полу-ченных автором научных результатов, а в диссертации, име-ющей теоретическое значение, рекомендации по исполь-зованию научных выводов.

Диссертация, как правило, подготавливается на русском языке. Оформление диссертации должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам, направляемым в печать.

В отдельных случаях докторская и кандидатская диссер-тации могут представлять собой доклад, подготовленный на основе ранее опубликованных соискателем и известных ши-рокому кругу специалистов в соответствующей отрасли зна-ний научных работ, имеющих большое значение для науки и практики.

Доклад должен содержать краткое обобщенное изложе-ние результатов проведенных соискателем исследований и разработок. Объем научных публикаций, содержащих эти исследования и разработки, должен быть не менее 20 ав-торских листов (авторский лист -- это 40 тысяч печатных знаков или 23--24 машинописные страницы, напечатанные через два интервала на стандартных листах писчей бумаги).

В качестве докторской и кандидатской диссертации мо-гут быть представлены опубликованная научная монография или опубликованный с соответствующим грифом и единолич-но написанный учебник.

Кандидатские и докторские диссертации как научные произведения весьма специфичны. Прежде всего, их отлича-ет от других научных произведений то, что они в системе науки выполняет квалификационную функцию, т. е. готовит-ся с целью публичной защиты и получения научной степени. В этой связи основная задача ее автора -- продемонстрировать уровень своей научной квалификации и, прежде всего, уме-ние самостоятельно вести научный поиск и решать конкрет-ные научные задачи.

Диссертация закрепляет полученную информацию в виде текстового и иллюстративного материала, в которых диссер-тант упорядочивает по собственному усмотрению накоплен-ные научные факты и доказывает научную ценность или прак-тическую значимость тех или иных положений.

Диссертация адекватно отражает как общенаучные, так и специальные методы научного познания, правомерность использования которых всесторонне обосновывается в каж-дом конкретном случае их использования.

Содержание диссертации характеризуют оригинальность, уникальность и неповторимость приводимых сведений. Основой содержания является здесь принципиально новый мате-риал, включающий описание новых факторов, явлений и за-кономерностей, или обобщение ранее известных положений с других научных позиций или в совершенно ином аспекте.

Хотя диссертация, как любой научный труд, должна исключать субъективный подход к изучаемым научным фак-там, она все же не может исключать и субъективных момен-тов, привносимых творческой индивидуальностью самого дис-сертанта, ибо здесь всегда присутствуют такие факты, как его знания и личный опыт, взгляды и пристрастия, обуслов-ленные общественно-историческими условиями подготовки диссертационной работы.

Диссертация, отражающая всегда одну концепцию или одну определенную точку зрения, изначально включена в научную полемику, являясь по сути дела одним из участни-ков заочной научной дискуссии. В ее содержании приводятся веские и убедительные аргументы в пользу избранной кон-цепции, всесторонне анализируются и доказательно критику-ются противоречащие ей точки зрения.

Специфичны не только содержание диссертации, но и форма его изложения, которое характеризуется, особенно в математических науках, высокой степенью абстрагирования, а в естественных и технических науках -- активным приме-нением математического аппарата, средств логического мыш-ления, компьютерных методик и математической статистики.

Для изложения материала диссертации характерны ар-гументированность суждений и точность приводимых данных. Ориентируясь на читателей с очень высокой профессиональ-ной подготовкой, ее автор включает в свой текст весь имею-щийся в его распоряжении знаковый аппарат (таблицы, фор-мулы, символы, диаграммы, схемы, графики и т. п.), то есть все то, что составляет "язык науки", который понятен толь-ко специалистам.

В диссертации ее автору не принято давать оценку из-лагаемого материала. Нормы научной коммуникации строго регламентируют характер изложения научной информации, требуя отказа от выражения собственного мнения в чистом виде.

В этой связи авторы диссертации стараются прибегать к языковым конструкциям, исключающим употребление лич-ного местоимения "я". Как правило, автор диссертации выс-тупает во множественном числе и вместо "я" употребляет местоимение "мы", что позволяет ему отразить свое мнение как мнение определенной группы людей, научной школы или научного направления.

"И то вполне оправдано, поскольку современную науку характеризуют такие тенденции, как интеграция, коллектив-ное творчество, комплексный подход к решению проблем. Местоимение "мы" и его производные как нельзя лучше пе-редают и оттеняют эти тенденции современного научного твор-чества.

Аналогично магистерским происходит подготовка канди-датских и докторских диссертаций. Естественно, она отлича-ется от вышеописанной процедуры -- но лишь в деталях. В частности, следует помнить, что глубина научного исследо-вания при подготовке кандидатской диссертации превосхо-дит уровень, предусмотренный для магистерской, а докторс-кой -- соответственно предусмотренный для кандидатской диссертации.

Определяется это практическим предназначением дис-сертаций. Если кандидатская диссертация представляет со-бой не что иное, как выполненную соискателем систематиза-цию научных знаний в той или иной их области, то доктор-ская, как правило, являет собой описание открытия (изобре-тения), сделанного на основе предыдущей систематизации.

Объем научного исследования в этих случаях отражает-ся не только на выборе их методов и глубине проработки выбранной темы, но также на структуре содержания рабо-ты и физическом объеме рукописи диссертации -- что, по понятным причинам, вызывает у соискателей определенные трудности, зачастую более значительные, нежели те, с ко-торыми они столкнулись в процессе самого исследования.

На практике объем содержания кандидатской диссерта-ции может достигать 100 страниц машинописного текста, а докторской -- доходить до 200 (без учета списка использо-ванных источников и приложений). Объясняется это, прежде всего тем, что структурно письменная работа разбивается уже не на главы, а разделы, каждый из, которых, в свою очередь, содержит две-три главы, посвященные самостоя-тельным аспектам освещаемой темы.

Вышеуказанные обстоятельства отражаются и на сроках подготовки диссертаций, которые растягиваются порой до 3--5 лет.

Основным отличием состава кандидатской и докторской диссертаций является то, что вместо аннотации в последней присутствует реферат.

Глава 2. Основные этапы написания диссертационной работы.

При проведении исследований самой

большой помехой для нас служит

не то, что мы чего-то не знаем,

а скорее то, что на самом деле не

является истинным.

Г. Селье

2.1. Выбор тем и раскрытие проблемы.

Для проведения работы с соискателями по подбору, выбору и назначению тем исследования необходимо в учебном (научном) учреждении, безусловно, иметь базу, т.е. определенный объем проблемных вопросов. Такая основа разрабатывается с учетом потребностей теории и практики в той или иной предметной об-ласти. Как правило, тема должна быть связана с плановыми НИР вуза, научно-исследовательского учреждения (НИУ).

Подбор темы исследования проводится, когда соискатель имеет недостаточный опыт ведения научно-исследовательской работы и научно-педагогической деятельности. В этом случае подобранная тема должна иметь характер «до исследования», обобщения и сочетать потребности исследования со спецификой работы и возможностями соискателя.

Выбор темы осуществляется, когда соискатель с достаточной степенью свободы ориентируется в тематике и может провести самостоятельное исследование. Выбранная тема должна опирать-ся на определенную базу источников, позволяющую проводить научно-исследовательскую работу.

Назначение темы может практиковаться, если соискатель имеет достаточный уровень подготовки и при этом у соискателя в определенной форме проявляются склонности к самостоятель-ному ведению научно-исследовательской работы или имеется значительный опыт преподавания (ведения научно-исследова-тельской деятельности). Возможно, что назначенная (предложен-ная) тема потребует фундаментальных исследований, ранее не проводившихся в этой области, и будет ощущаться явный недо-статок исходных материалов.

Закрепление подобранной, выбранной или назначенной темы после проведения с соискателем работы протекает в такой пос-ледовательности.

Тема обсуждается компетентными лицами на кафедре (в уч-реждении). Назначается научный руководитель. Для разработки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук науч-ным' руководителем назначается доктор наук или, в порядке ис-ключения, кандидат наук, доцент. Под его руководством разра-батывается структурный план диссертации (обсуждение которо-го также желательно проводить на кафедре (в учреждении)), а затем развернутый ее план, который является надежной основой работы исследователя и способствует наиболее полному дости-жению научных результатов.

После выбора темы она должна быть окончательно сформу-лирована. Это возможно только после тщательного продумыва-ния автором всех ее содержательных элементов, а главное - точ-ного определения центрального вопроса темы. Наиболее есте-ственным является название темы диссертационной работы, выражающей предмет исследований. Однако ВАК всегда требо-вал, чтобы название темы было направляющим для соискателя (что надо сделать в науке), а для тех, кто занимается экспертизой диссертации, - ориентирующим (что надо оценивать). Поэтому название темы должно отражать научную проблему (задачу) дис-сертационного исследования, т.е. целесообразно сочетать пред-мет и научную цель исследования.

Остановимся на некоторых теоретических аспектах постанов-ки и выдвижения проблемы в целом. Научную проблему рассмат-ривают как результат осознания возникшей в науке проблемной ситуации. При этом общая форма данной ситуации может быть охарактеризована как проявление противоречия между существу-ющим старым знанием и вновь обнаруженными результатами эмпирического или теоретического исследования. В эксперимен-тальных и фактуальных науках такое противоречие выражается в несоответствии прежних средств и методов познания новым фактам и прежде всего результатам наблюдений или эксперимен-тов. Это значит, что прежние методы оказываются неспособны-ми объяснить вновь открытые данные.

Таким образом, в какой бы форме ни выступало несоответ-ствие между старыми теоретическими представлениями, с одной стороны, и новыми фактами и результатами развивающегося на-учного знания, с другой, оно свидетельствует о возникновении определенной проблемной ситуации. Степень такого несоответ-ствия может быть неодинакова в разных науках и на соответст-вующих стадиях их развития. С прагматической точки зрения проблемную ситуацию можно рассматривать как выражение не-соответствия между целью исследования и средствами ее дости-жения прежними средствами. В научном познании в качестве та-ких средств выступают как концептуальные, так и эмпирические способы и приемы исследования.

2.2. Формирование целей и задач исследования

Научное познание начинается и всегда сопровождается реше-нием проблем. Их отсутствие привело бы к остановке исследова-ния и застою в науке. Поэтому прогресс представляет собой не-прерывный процесс решения возникающих проблем. Их класси-фикация может производиться по разным основаниям. Различают теоретические и эмпирические, общие и частные, фундаменталь-ные и прикладные проблемы. Как бы эти проблемы ни различа-лись между собой, их назначение состоит в том, чтобы точно и ясно указать на трудность, появившуюся в начале любого процес-са исследования, и тем самым придать ему поисковый характер.

Проблемность диссертационных исследований связана с та-кими понятиями, как «объект и предмет исследования». Объект исследования представляет собой знание, порождающее проблем-ную ситуацию, объединенное в конкретном понятии, и опреде-ляется как область научных изысканий диссертационной рабо-ты. Для объекта исследования подбирается индекс универсаль-ной десятичной классификации (УДК). Предмет исследования можно определить как новое научное знание об объекте исследо-вания, получаемое соискателем в результате научных изысканий. В состав предмета исследования может войти и инструмент по-лучения этого нового научного знания об объекте исследования, если он обладает существенными признаками новизны. В первом приближении объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. Предмет исследования, как правило, находится в границах объекта исследования.

Рассмотрим для примера проблемную ситуацию, связанную с такими понятиями, как «истина» и «модель». Физика вырабо-тала новые представления о стандартах теоретической деятель-ности, углубляясь все основательнее в структуру материи, пере-ходя ко все более элементарным уровням организации объек-тов. На этих уровнях острее осознается ограниченность привычной причинной логики, которая ранее обнаруживалась в дисциплинах, имеющих дело со сложными системами, живы-ми и социальными. Когда рушится представление о единствен-ности истины, прекращается и конфронтация между различны-ми способами видения реальности, если только эти способы добросовестны, если стороны, выдвигающие различные моде-ли, открыты для диалога. Понятие истины в XX в. постепенно уступает место понятию модели, осознаются принципиальная неполнота и схематичность любого описания явлений, отсут-ствие точного и полностью формализованного знания. Проблем-ный вопрос, считавшийся прежде вполне естественным и посто-янно возникавший в образовательной практике: «так что же такое свет на самом деле - частица или волна?» оказался не име-ющим смысла. Данный вопрос неправильно поставлен, так как свет не частица и не волна. Просто физика в процессе своего развития выдвинула эти две конкурирующие модели, каждая из которых в свое время казалась воплощением истины, но, как выяснилось, ни одна из них не может описать всю совокупность оптических явлений.

После того как проблемная ситуация возникла, должна быть четко поставлена научная проблема. Прежде всего необходимо дать четкое определение понятия «проблема исследования», на основании чего в дальнейшем рассмотреть ее определительно-содержательные признаки. Итак, модель света - это такая сумма вопросов, ответ на которые не содержится в накопленных физи-кой знаниях. Она представляет собой систему из центрального вопроса -- ее существа - и вспомогательных вопросов, получить ответы на которые необходимо для разрешения основного вопроса.

Возникновение той или иной исследовательской проблемы устанавливается исследователями на основе потребностей физи-ческой теории и практики. При этом ученым определяется нали-чие такого реально существующего или прогнозируемого проти-воречия, от разрешения которого зависит или будет зависеть состояние, развитие (изменение), совершенствование процесса, яв-ления, действия некоторых определенных технических средств. Четкое определение исследователем противоречия в проблеме позволит правильно определить центральный и вспомогательные вопросы, что в свою очередь даст возможность целенаправленно и целеустремленно построить диссертационную работу.

Разработке любой поставленной проблемы предшествует все-стороннее ее изучение. Для ознакомления с проблемой сначала дается общее описание ее содержания, которое на основе отече-ственного науковедения включает: формулирование, построение, оценку, обоснование и обозначение проблемы. В целях более чет-кого представления об элементах проблемы рассмотрим содер-жание каждого из них.

Формулирование проблемы предполагает следующее.

1. Выдвижение центрального вопроса. Например, таким воп-росом в проблеме «Направления развития методов защиты ин-формации в вычислительных сетях (ВС)» является определение перспективных способов защиты информации и эффективного их использования для защиты ВС при различных видах информа-ционной агрессии.

2. Выявление противоречия, которое лежит в основе пробле-мы. Здесь оно заключается между новыми и перспективными сред-ствами вскрытия информации, с одной стороны, и недостаточно разработанными способами защиты от них, с другой.

3. Предположительное описание ожидаемого результата, т.е. определение конечного результата исследования, которого пред-полагает достичь диссертант. Необходимо учесть, что в соответ-ствии с Положением о порядке присуждения ученых степеней и присвоения ученых званий рекомендации, выдвигаемые автором диссертации, должны быть научно обоснованы и содержать но-вое решение актуальной научной задачи (для кандидатской дис-сертации), имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний.

В рассмотренной проблеме можно было бы так сформулиро-вать некоторые ожидаемые результаты исследования: определе-ние условий, разработка способов применения новых средств за-щиты информации и установление степени их влияния на риск вскрытия ВС при различных видах вскрытия; выявление перспек-тивных направлений развития средств вскрытия информации в ВС и др.

Построение проблемы включает следующее.

1. Разделение проблемы на частные задачи и вопросы иссле-дования. Их количество должно быть таким, чтобы наилучшим образом способствовать раскрытию поставленных целей. Не сле-дует стремиться к постановке большого числа вопросов. Для раз-работки кандидатской диссертации достаточно трех, максимум четырех вопросов, которые представляют собой ее главы.

2. Композицию-упорядочение вопросов, составляющих про-блему. Поставленные вопросы, раскрывающие сущность пробле-мы, должны рассматриваться в такой последовательности, что-бы каждый предыдущий вопрос создавал основу для последую-щего, который в свою очередь как бы органично вытекал из предыдущего. Таким образом, композиция проблемы представ-ляет собой ряд рубрикаций: тема (формулировка, выражающая сущность проблемы); основные вопросы проблемы (главы) рас-сматриваемой темы, которые могут подразделяться на вопросы, более детально раскрывающие содержание проблемы.

3. Определение границ исследования, т.е. установление таких рамок, которые бы позволили целесообразно сосредоточить уси-лия диссертанта и, не уходя от главной идеи, дали бы возмож-ность раскрыть целевые установки и основные вопросы работы. При установлении границ исследования необходимо максималь-но избегать повторения известного.

Оценка проблемы содержит следующее.

1. Выявление всех условий для решения проблемы: выбор ме-тодов, способов, приемов, методик и средств исследования, а так-же возможностей проведения эксперимента. Это позволит дис-сертанту определить его научный потенциал и спланировать рас-пределение времени, сил и средств.

2. Выявление наличных возможностей и предпосылок реше-ния проблемы. Этим предполагается установление порядка ис-следования, т.е. что рассматривать в первую очередь, во вторую и последующие.

Отсутствие возможности решить по каким-либо причинам очередной вопрос не должно тормозить процесс исследования. В этом случае, используя наличные возможности, целесообразно перейти к последующим исследованиям, пока не создадутся ус-ловия для решения оставшегося вопроса.

3. Когнификацию - выяснение степени проблемности, т.е. со-отношения известного и неизвестного в той информации, которую требуется использовать для разрешения проблемы. Необхо-димо тщательно проверить степень разработки материалов по данной проблеме и наличие источников информации по вопро-сам предстоящих изысканий.

4. Квалификацию проблемы, т.е. отнесение ее к тому или ино-му типу: неразработанная, слабо разработанная, требующая до-исследования. Диссертанту целесообразно соизмерить свои воз-можности в соответствии с принадлежностью проблемы к опре-деленному типу.

5. Возможность замены любого вопроса другим и поиски аль-тернативных вопросов.

Обоснование проблемы предполагает следующее.

1. Установление содержательных связей данной проблемы с другими. Это означает, что необходимо точно выявить степень связи проблемы со смежными областями исследований.

2. Актуализацию - приведение доводов в пользу реальности проблемы, необходимости ее постановки и важности решения. Обоснование актуальности проблемы предполагает доказатель-ства, вытекающие из потребностей теории и практики.

3. Выдвижение возражений против проблемы, т.е. постанов-ка таких вопросов, которые по своему значению будут противо-положными данной проблеме.

4. Экспликацию, или определение понятия проблемы. Уже в начальной стадии исследования целесообразно уточнить и ввес-ти в обращение определенные понятия, термины, выражения, сокращения как общепринятого в науке порядка, так и относя-щиеся к данной области исследования. Все это необходимо со-гласовать с официальными документами: справочниками, ГОСТ и др. Такая установка исключает возможные недоразумения и облегчает работу исследователя.

5. Перекодировку, т.е. перевод содержания проблемы на пред-метно-научный язык, доступный для всех, кому предназначают-ся результаты исследований. Зачастую при изысканиях диссер-тантам приходится сталкиваться с работами, язык которых пред-назначен для специалистов узкой принадлежности, но их положения необходимы для обоснования избранной проблемы.

При рассмотрении содержательных признаков проблем очень важно не упустить из виду, что последние могут быть мнимые и реальные. Мнимые проблемы рассматриваются как:

1) «уже не проблемы»;

2) «еще не проблемы»;

3) «вообще не проблемы».

«Уже не проблемы» - это проблемы, решенные, но считаю-щиеся еще нерешенными.

«Еще не проблемы» - проблемы, возникающие задолго до того, как созревают условия (предпосылки) для их решения.

«Вообще не проблемы» - это такие мнимые проблемы, про-блемы-фикции, для которых не существует решений.

Квалифицированно отличить реальные проблемы от мнимых помогают три группы критериев:

1) объективные критерии;

2) критерии соответствия;

3) формально-логические критерии.

Объективные критерии:

* критерий существования требует определить, является ли реальной проблема, которая исследуется;

* критерий отношения помогает различать проблему по тому, верно ли задается ею связь между реальными объектами, пред-назначающимися для исследования;

* критерий субординации определяет истинность проблемы по тому, верно или неверно выявлено соподчинение содержания ее вопросов;

* критерий адекватности предполагает установить, соответ-ствует ли заключение о наличии в проблеме исследования неиз-вестного действительному состоянию знаний в этой области;

* критерий необходимости устанавливает наличие реального или прогнозируемого противоречия, заключенного в предпола-гаемой для исследования проблеме.

Критерии соответствия:

* критерий предпосылок предполагает наличие в основе про-блемы таких реальных возможностей (предпосылок) , которые послужили бы базой для ее решения;

* критерий преемственности требует, чтобы проблема была поставлена и реализована во взаимосвязи с ранее накопленными в этой области знаниями. Накопленные знания - ее фундамент.

Формально-логические критерии:

* критерий проверяемости предписывает различать те вопро-сы, которые являются составляющими элементами проблемы. На основе этого критерия выявляются осмысленные, целесообраз-ные вопросы и ненужные;

в критерий истинности требует проверки вопросов по тому, истинно ли суждение, которое является основой данного вопро-са проблемы. В соответствии с этим критерием определяется пра-вильность постановки тех или иных вопросов в проблеме. Использование описанных выше критериев способствует це-лесообразности построения работы исследователей в стадии оцен-ки избранных проблем, избежание ошибок при этом. Кроме того, большие возможности распознавания мнимых проблем заклю-чены в коллективной форме принятия решения о необходимости изучения определенных проблем. В обсуждении предстоящих для исследования проблем принимают участие все научные подраз-деления. На основе результатов такого обсуждения может изда-ваться перечень-справочник перспективных проблем вуза, НИУ, нуждающихся в исследовании в планируемом периоде.

Но даже в этом случае могут быть допущены ошибки в оцен-ке проблем, что можно было бы избежать, если бы действовала специально назначенная и постоянно действующая группа при научно-исследовательском отделе вуза (учреждении). Главными ее обязанностями могли бы быть разработка, оценка и прогно-зирование этих проблем, определение возможностей их решения и ожидаемых результатов исследования и др.

Перспективна система защиты самой проблемы (темы), выб-ранной исследователем. В этом случае было бы целесообразно специальным оппонентам делать опровержение тезисов аргумен-тов, вопросов исследования, выдвигаемых диссертантом, защи-щающим проблему. На данном этапе функция, в некотором роде аналогичная рассматриваемой, выполняется советом вуза, НИУ при утверждении тем в качестве кандидатских и докторских дис-сертаций. Таким образом, ознакомление с предлагаемым комп-лексом вопросов, связанных с постановкой и оценкой проблем, а также изучение их определительно-содержательных признаков вытекают из потребностей науки и практики и являются объек-тивной необходимостью деятельности исследователей.

Следующим базовым понятием, необходимым для организа-ции диссертационных исследований, является понятие «цели». При этом важно прояснить сходство и различие в употреблении понятий ценности и цели - эти две категории часто упоминаются вместе. Цель (от гр. «телос» - результат, завершение) - осознан-ное предвосхищение результата деятельности. В общем виде цель можно определить как «то, ради чего». Высокая значимость-ценность какого-то объекта в глазах данного человека может побудить его стремиться к обладанию им. Таким образом, цен-ность как переживаемое отношение и цель как предвосхищенный результат деятельности могут замыкаться на одних и тех же объек-тах, но располагаются в различных плоскостях рассмотрения.

В теории управления считается необсуждаемым постулатом наличие у любой системы определенной цели, ведь только при этом условии можно строить стратегию и тактику деятельности. Однако только для искусственной системы деятельность полнос-тью определяется заранее известной целью, заданной извне, как, например, для самолета или радиоприемника. Человек может ставить себе цели и порой делает это, но по отношению к ценно-стям личности его цели имеют второстепенное значение, как в свою очередь средства по отношению к целям.

Личность скорее ощущает свои ценности, чем сознает свои цели. В процессе развития она вырабатывает ценности, нормы и идеалы, которые и определяют ее путь. Некоторые философские школ вообще отвергают категорию цели. В частности, прагма-тизм не считает человеческое поведение целенаправленным. Эк-зистенциализм отрицает не вообще цель и не целеполагание как таковое, он отрицает объективную обусловленность цели чело-веческого поведения в этом абсурдном мире и отдает целепола-гание самому субъекту [б].

Некоторые насущные ценности, составляющие повседневное условие существования личности, сводятся ею в представление о норме. Со стороны представляется, что вероятность осуществле-ния нормы оценивается человеком как высокая. Идеал же - это некоторая конструкция, состоящая из горячо желаемых ценнос-тей, вероятность обладания которыми невелика. Такая конструк-ция может быть намечена лишь схематично, поскольку она явля-ется результатом заострения в воображении черт подлинной ре-альности.

Работа идеализации происходит постоянно и бессознательно относительно различных черт, сторон, аспектов жизнедеятельно-сти, в частности, и способа существования в целом. Человек обычно отдает себе отчет в том, что вероятность достижения идеала мала, но желание достичь его настолько велико, что стремление к нему, сознательное или бессознательное, происходит постоян-но. Иногда приходится обманываться, принимая за воплощение идеала нечто, сходное с ним лишь по несущественным внешним признакам.

Ценности принадлежат не одному только сознанию, но всей целостности личности, в них много бессознательного. Обычно они только смутно ощущаются. В понятии цели, напротив, суще-ствен аспект осознанности: человек может задавать цели себе самому, другим людям или искусственным устройствам; приписы-вать цели реальным людям, сообществам, природным или даже вымышленным объектам. В вероятностной среде цели могут из-меняться в процессе взаимодействия личности с ее окружением, так как они (в норме) постоянно поверяются ценностями.

Глубина диалектико-материалистической трактовки понятия цели раскрывается в теории познания, в которой показывается взаимосвязь понятий цели, оценки, средства, целостности (и ее «самодвижения»). Изучение взаимосвязи этих понятий показы-вает, что в принципе поведение одной и той же системы может быть описано и в терминах цели или целевых функционалов, свя-зывающих цели со средствами их достижения (такое представле-ние называют аксиологическим), и без упоминания понятия цели, в терминах непосредственного влияния одних элементов или описывающих их параметров на другие, в терминах «простран-ства состояний» (или каузально). Поэтому одна и та же ситуация в зависимости от склонности и предшествующего опыта исследователя может быть представлена тем или иным способом. В большинстве практических ситуаций лучше понять и описать со-стояние системы, и ее будущее позволяет сочетание этих пред-ставлений.

Анализ определений цели и связанных с ней понятий пока-зывает, что в зависимости от стадии познания объекта, этапа системного анализа, в понятие «цель» вкладывают различные оттенки - от идеальных устремлений до конкретных целей конечных результатов, достижимых в пределах некоторого ин-тервала времени, формулируемых иногда даже в терминах ко-нечного продукта деятельности. В некоторых определениях цель как бы трансформируется, принимая различные оттенки в пре-делах условной «шкалы» - от идеальных устремлений к матери-альному воплощению, конечному результату деятельности. Противоречие, заключенное в понятии «цель», необходимость быть побуждением к действию, «опережающей идеей» и одно-временно материальным воплощением этой идеи, т.е. быть дос-тижимой, - проявлялось с момента возникновения этого поня-тия: так, древнеиндийское «артха» означало одновременно «мо-тив», «причину», «желание», «цель» и даже - «способ». В русском языке вообще не было термина «цель». Этот термин заимство-ван из немецкого и имеет значение, близкое к понятию «ми-шень», «финиш», «точка попадания».

В реальных ситуациях необходимо оговаривать, в каком смыс-ле на данном этапе рассмотрения системы используется поня-тие «цель», что в большей степени должно быть отражено в ее формулировке - идеальные устремления, которые помогут кол-лективу, принимающему решение, увидеть перспективы или ре-Йпьные возможности, обеспечивающие своевременность завер-шения очередного этапа на пути к желаемому будущему. Таким образом, в общенаучном плане цель - это качественная катего-рия, представляющая собой идеальное, мысленное предвосхи-щение результата деятельности. Данное определение детализи-руется в различных подходах. В кибернетическом аспекте цель - это некий будущий результат деятельности кибернетической системы, достигаемый с помощью принципа обратной связи. На этой основе предложен ряд определений понятия цели: на-пример, «цель -желаемый результат деятельности, достижимый в пределах некоторого интервала времени». Таким образом, можно заключить, что цель представляет собой сложную функ-цию желаемого результата деятельности, удовлетворяющую сле-дующим требованиям:

* комплексность - описание желаемого результата должно охватывать наибольшее число проблемных ситуаций;

* согласованность - непротиворечивость компонент, входя-щих в функцию цели;

* реальность - возможность ее практической реализации, в противном случае она не должна учитываться в процессе приня-тия решения;

* системность - увязка со всеми другими задачами данной проблемной ситуации.

При этом учитывая, что наиболее распространенным спо-собом представления целей в системах организационного управ-ления являются древовидные иерархические структуры («дере-вья целей»), рассмотрим основные рекомендации по их форми-рованию.

1. Приемы, применяющиеся при формировании древовидных иерархий целей, можно свести к двум подходам: а) формирова-ние структур «сверху» - методы структуризации, декомпозиции, целевой или целенаправленный подход; б) формирование струк-тур целей «снизу» - морфологический, лингвистический, тезаурусный, терминальный подход; на практике обычно эти подхо-ды сочетаются.

2. Цели нижележащего уровня иерархии можно рассматривать как средства для достижения целей вышестоящего уровня, при этом они же являются целями для уровня нижележащего по от-ношению к ним; поэтому в реальных условиях одновременно с использованием философских понятий «цель», «подцель», удоб-но разным уровням иерархической структуры присваивать раз-личные названия, типа «направления», «программы», «задания», «задачи» и т. п.

3. В иерархической структуре по мере перехода с верхнего уровня на нижний происходит как бы смещение «шкалы» от цели-направления (цели-идеала, цели-мечты) к конкретным целям и функциям, которые на нижних уровнях структуры могут выра-жаться в виде ожидаемых результатов конкретной работы с ука-занием критериев оценки ее выполнения, в то время как на верх-них уровнях иерархии указание критериев может быть либо выражено в общих требованиях (например, «повысить эффектив-ность»), либо вообще не приводится в формулировке цели.

4. Для того чтобы структура целей была удобной для анализа и организации управления, к ней рекомендуется предъявлять не-которые требования: разбиение на каждом уровне должно быть соразмерным, а выделенные части логически независимыми; при-знаки декомпозиции (структуризации) в пределах одного уровня должны быть едиными; число уровней иерархии и число компо-нентов в каждом узле должно быть (в силу гипотезы Миллера или числа Колмогорова) К = 7 ± 2. Эти требования не всегда со-вместимы, и на практике необходимо искать компромиссы.

5. Процесс развертывания обобщенной цели в иерархической структуре, в принципе, может быть бесконечным, однако на прак-тике ситуация иная: во-первых, в силу гипотезы Миллера число уровней иерархии следует ограничить до 5 + 7, а во-вторых, на каком-то уровне возникает потребность изменить «язык» описа-ния подцелей и для того чтобы не создавать сложностей при вос-приятии структуры, целесообразно считать одним «деревом цели» ту часть структуры, которая может быть сформирована в терми-нах одного «языка» (политического, экономического, военного, инженерного, технологического и т. п.); иными словами, возни-кает потребность в стратифицированном представлении струк-туры целей.

Важно осознавать, что в том случае когда цель характеризу-ется набором количественных данных или параметров желаемо-го результата, то она трансформируется в конкретную задачу. При принятых определениях цель выступает как более общая категория, чем задача; следовательно, можно предположить, что цель достигается в результате решения ряда задач и в связи с этим задачи можно упорядочить по отношению к целям и таким обра-зом представить в виде иерархически ориентированного графа целей и задач. Средством решения задачи и достижения постав-ленных целей служат алгоритмы. Следовательно, иерархия целей и задач «порождает» иерархию алгоритмов и узлов управления, т.е. определенную материальную структуру, в которой данные алгоритмы реализуются. Узлы управления могут не полностью обеспечивать достижение заданных целей управления, поэтому кроме перечисленных иерархий задач, целей, алгоритмов и уз-лов управления в неявном виде существует пятая иерархия иерархия степени достижения (недостижения) целей согласно существующей системе ценностей. Последняя иерархия очень важ-на, так как именно она может служить полной информацией, от-ражающей качество работы системы управления во всей сово-купности отношений между ее целями и подцелями. Кроме того, подобная информация является основой для коррекции всех остальных иерархий с тем, чтобы уменьшить степени недостиже-ния целей, если они оказываются недопустимо большими.

Цели исследования достигаются постановкой и разработкой основных вопросов диссертации. Поэтому целевые установки и основные вопросы должны ставиться как единое целое и пред-ставлять собой внутреннее единство, чтобы основные вопросы согласовывались с целями, которые в свою очередь органически связывались с основными вопросами. Поэтому надо учитывать, что выдвижением целевых установок предполагается раскрыть существо центрального вопроса проблемы, а постановкой и рас-крытием основных вопросов достигаются цели исследования и в целом решается актуальная научная задача. Таким образом, цель и задача имеют одинаковую сущность - это желаемый результат действий (деятельности). Их отличия состоят в том, что поста-новка задачи предполагает получение конкретных количествен-ных и качественных характеристик результата, время его полу-чения и метод.

Следовательно, научную задачу можно определить как жела-емый научный результат, достигаемый с помощью известного научного метода за намеченный интервал времени и характери-зующийся набором количественных данных или параметров это-го результата. Тогда новая научная задача - желаемый новый научный результат методического характера или получаемый с помощью новой (усовершенствованной) методики и характери-зующийся набором количественных данных или параметров.

Решение научной задачи предполагает получение научного результата научным методом с помощью известной методики, а новое решение научной задачи - получение нового научного ре-зультата с помощью новой (ранее не известной) или усовершен-ствованной методики. Кандидатская диссертация предполагает именно новое решение научной задачи и получение новых науч-ных результатов.

Результатом осуществления диссертационного исследования (диссертация как законченная НИР) является создание конечно-го продукта. При этом, исследуя сущность понятия «результат научного исследования», необходимо осознание того, что созда-ваемый в сфере науки продукт - это прежде всего новая (или уточ-ненная) информация. Даже тогда, когда создаваемый продукт материален (макет, опытный образец), его ценность заключается в той полученной информации, которая может быть использова-на в дальнейшем. Данное понятие - общее как для научной рабо-ты в целом, так и для всех видов диссертационных исследований в частности. Вместе с тем классификация исследований по целе-вому назначению на фундаментальные и прикладные требует спе-цифического уточнения и детализации понятия «результат науч-ного исследования». С этой целью дадим определения таким по-нятиям, как фундаментальные и прикладные исследования.

Рассмотрим такие понятия, как «исследование» (процесс на-учного познания неизвестных свойств объекта), «фундаменталь-ные свойства» (общие универсальные свойства всех форм объек-та), «прикладные свойства» (частные конкретные свойства осо-бенных форм объекта), «форма объекта» (совокупность общих и особенных свойств объекта). При этом надо понимать, что внешняя форма - это граница, указывающая на различие данного содержания в его целом от иного, а внутренняя форма представ-ляет тождественный содержанию способ его выражения, т.е. со-держание и форма - разные полюсы одного и того же, а не со-ставные части, поэтому применение понятия «содержание» в дан-ных определениях избыточно. Обобщение данных понятий позволило дать эффективное определение понятий «фундамен-тальные и прикладные исследования». Фундаментальные иссле-дования - это процесс научного познания общих, универсальных свойств всех форм объекта. Прикладные исследования - это про-цесс научного познания особенных, конкретных свойств прагма-тически (практически полезных) частных форм объекта. Известно, что при проведении любых видов фундаменталь-ных исследований главное - это создать новый, оригинальный, уникальный (выявить закон, закономерность, создать гипотезу) научный продукт. Поэтому основным в данном виде научной деятельности является выработка методологии соответствующе-го оригинального подхода к явлению или процессу. Прикладные исследования направлены на воплощение научных знаний в кон-кретные отрасли или производство. В связи с этим данному виду исследований соответствует иная доля новизны, оригинальнос-ти и уникальности. Оригинальность и уникальность диссертаци-онных исследований на соискание ученой степени доктора наук заключается: во-первых, в разработанных теоретических поло-жениях (положение - суждение, используемое с целью аргумен-тации тезиса), которые квалифицируются как новое крупное до-стижение в развитии соответствующего научного направления; во-вторых, в осуществлении решения научной проблемы, имею-щей важное значение для теории и практики; в-третьих, в изло-жении научно обоснованных технических, социальных, экономи-ческих или технологических решений, внедрение которых внесет значительный вклад в ускорение научно-технического процесса. Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук долж-на быть научной квалификационной работой, в которой содер-жится решение задачи, имеющей существенное значение для со-ответствующей отрасли знаний; либо изложены научно обосно-ванные технические, экономические или технологические разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач.

Таким образом, ознакомление с предлагаемым комплексом вопросов, связанных с постановкой и оценкой проблем, а также изучение их определительно-содержательных признаков вытека-ют из потребностей науки и практики и являются объективной необходимостью деятельности исследователей. Знание и приме-нение этого комплекса в научно-исследовательской работе будет во многом способствовать более целеустремленному построению исследований, предохранит диссертантов от ложных путей в на-учных изысканиях и поможет в последующем повысить их эф-фективность и качество, а также добиться существенных науч-ных результатов.

2.3. Оформление результатов исследований

Наиболее распространенной формой квалификационной на-учной работы на соискание ученой степени является диссертация в виде рукописи. Она представляет собой рукописный труд (име-ется в виду напечатанный на пишущей машинке или с помощью компьютерной техники), в котором излагается актуальность из-бранной темы, определяются объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования, положения, выносимые на защиту, анализ научной литературы и исследований, проведенных другими ав-торами по аналогичным темам, описывается опытно-эксперимен-тальная работа, проделанная лично автором диссертации, и да-ются рекомендации по использованию теоретических и приклад-ных результатов научного исследования. При подготовке диссертации в виде рукописи печатается автореферат, в котором излагаются основные научные результаты диссертационного ис-следования.

Диссертация в виде научного доклада - это особая форма ква-лификационной научной работы, которая может быть представ-лена к защите как па соискание ученой степени кандидата, так и доктора наук. Приступая к подготовке докторской диссертации в виде научного доклада, следует помнить, что у автора должны быть опубликованы крупные научные работы, имеющие важное науч-но-практическое значение. Это могут быть монографии, учебни-ки, учебно-методические и научно-методические пособия; научные статьи, опубликованные в научных изданиях и широко известные научной общественности. Довольно сложно говорить о необходи-мом количестве публикаций и ограничивать их минимум каким-то объемом или количеством. Главное в том, чтобы публикации были известны и признаны научной общественностью и активно использовались в теоретической и практической работе.

Претендуя на ученую степень кандидата наук, соискатель может представить к защите научный доклад, подготовленный на основе научно-методических и учебно-методических пособий, методических рекомендаций, статей, которые имеют важное на-учное значение и активно используются в практической работе того или иного учебного заведения или научного подразделения. Вопросы, связанные с установлением значимости научных тру-дов соискателя, степени их признания научной общественностью и целесообразностью их представления к защите в качестве дис-сертации в виде научного доклада, определяет организация, в которой соискатель выполнил основные научные исследования и разработки. Заключение организации должно содержать аргу-ментированное обоснование целесообразности представления к защите диссертации в виде научного доклада, а также подтверж-дение личного участия автора в получении научных результатов, содержащихся в опубликованных работах, научных отчетах и т.д.

Диссертационный совет на стадии предварительного рассмот-рения диссертации в виде научного доклада проверяет обоснованность представленных рекомендаций. Решение о приеме дис-сертации к защите принимает диссертационный совет открытым или тайным голосованием. Последующий порядок рассмотрения не отличается от обычной процедуры защиты диссертаций.

Диссертация в виде научного доклада содержит изложение, теоретическое обобщение и критический анализ основных резуль-татов, полученных лично соискателем и опубликованных в науч-ных изданиях, а также оценку их практической значимости и вне-дрения результатов в науку и практику. В научном докладе рас-крывается основная научная концепция, разработанная лично автором, которая подкрепляется ссылками на ранее опублико-ванные научные работы. Первая часть научного доклада содер-жит, как правило, традиционные разделы, раскрывающие акту-альность избранной темы, цель и задачи исследования, научную новизну, теоретическую и практическую значимость исследова-ния, положения, выносимые на защиту. Во второй части научно-го доклада раскрывается основное содержание исследовательс-кой работы: новая научная концепция, система новых методов развития различных отраслей народного хозяйства, образования, науки и культуры. Новые научные результаты необходимо под-тверждать ссылками на ранее опубликованные научные труды. Кроме того, даются рекомендации по использованию получен-ных результатов в практической работе.

Автореферат на диссертацию в виде научного доклада не пи-шется, а диссертация в виде научного доклада рассылается как автореферат. Объем диссертации в виде научного доклада Поло-жением о порядке присуждения научным и научно-педагогичес-ким работникам ученых степеней и присвоения научным работ-никам ученых званий не определен и может быть как меньше, так и больше объема, установленного для автореферата диссертации. Диссертация в виде научного доклада пишется на русском языке. Президиум ВАК России не считает обоснованной защиту диссер-тации в виде научного доклада соискателями, закончившими ас-пирантуру или докторантуру, имеющими научных руководите-лей или консультантов.

Вышеназванным положением предусмотрена защита диссер-тации в виде опубликованной монографии или учебника. Прак-тика показывает, что диссертации такого вида защищаются, как правило, на соискание ученой степени доктора наук. Не ранее чем через два месяца после выхода монографии или учебника из печати (это требование установлено для докторских диссертаций, а для кандидатских - 1 месяц), автор имеет право представить диссертацию к защите в любой диссертационный совет по про-филю выполненной работы. На диссертацию в виде монографии или учебника пишется автореферат по установленной форме.

Предложенные автором новые решения должны быть строго аргументированы и критически оценены по сравнению с извест-ными решениями. В целях обеспечения должной гласности защита докторской диссертации может проводиться не ранее чем через два месяца после публикации работ соискателя. Опубликованные ра-боты соискателя должны отражать основные результаты, защища-емые в диссертации. Эти результаты диссертации должны быть 'опубликованы в научных изданиях. К ним приравниваются также дипломы на открытия, авторские свидетельства и патенты на изоб-ретения, свидетельства на полезные модели; алгоритмы, которые включены в Государственный фонд алгоритмов и программ и по которым проведена соответствующая экспертиза на новизну; де-понированные рукописи работ, аннотированные в научных жур-налах; препринты; опубликованные тезисы докладов.

При написании диссертации соискатель обязан давать ссыл-ки на автора и источник, откуда он заимствует материалы или отдельные результаты. При использовании в диссертации идей или разработок, принадлежащих соавторам, с которыми были написаны научные работы, соискатель обязан отметить это в дис-сертации. В случае использования чужого материала без ссылки на автора и источник диссертация снимается с рассмотрения вне зависимости от стадии прохождения без права повторной защиты.

Приступая к подготовке диссертации, следует помнить, что согласно Положению о порядке присуждения научным и науч-но-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий «диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна быть научной квалифика-ционной работой, в которой на основании выполненных авто-ром исследований разработаны теоретические положения, сово-купность которых можно квалифицировать как новое крупное достижение в развитии соответствующего научного направления, либо осуществлено решение научной проблемы, имеющей важ-ное социально-культурное, народно-хозяйственное или полити-ческое значение, либо изложены научно обоснованные техничес-кие, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в ускорение научно-техни-ческого прогресса».

Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук согласно Положению ...«должна быть научной квалификацион-ной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономичес-кие или технологические разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач».

Кроме того следует знать, что диссертация готовится едино-лично автором, в ней должна содержаться совокупность резуль-татов научных положений, выдвигаемых им для публичной за-щиты, имеющих внутреннее единство и свидетельствующих о личном вкладе соискателя в разработку научной проблемы. Но-вые решения, предложенные соискателем, должны быть четко изложены, аргументированы и критически соотнесены с ранее известными научными разработками.

В диссертации, имеющей прикладное значение, приводятся сведения о практическом использовании полученных автором результатов, которые должны подтверждаться актами, справка-ми, заключениями организаций, в которых проходила апроба-ция научных разработок автора. А в диссертации, имеющей тео-ретическое значение, должны быть рекомендации по использо-ванию научных выводов при подготовке учебников, учебных пособий для системы высшего и среднего образования.

При рассмотрении диссертаций, написанных в виде научного доклада, основной вопрос экспертизы должен быть связан с оцен-кой добросовестности заимствования в опубликованных трудах соискателя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Диссертация - это ступень к мастерству, показатель овладе-ния особенностями научного метода познания. Она должна со-ответствовать предъявляемым к ней требованиям не только по содержанию, но и по объему, который определяет умение соис-кателя ученой степени коротко и исчерпывающе, точно и всесто-ронне изложить содержание исследуемой темы, своих новых на-учных результатов и необходимых аргументов в их защиту. В научно-методическом отношении ценность диссертации тем выше, чем меньше ее объем и полнее содержание. Структура дис-сертации в очень большой степени влияет не только на последо-вательность, но и на полноту, ясность и четкость изложения по-лученных научных результатов. Диссертация включает введение, основную часть, заключение, рекомендуемую и использованную литературу, а иногда и приложения.

Результатом осуществления диссертационного исследования является создание конечно-го продукта. При этом, исследуя сущность понятия «результат научного исследования», необходимо осознание того, что созда-ваемый в сфере науки продукт - это прежде всего новая (или уточ-ненная) информация. Даже тогда, когда создаваемый продукт материален, его ценность заключается в той полученной информации, которая может быть использова-на в дальнейшем. Данное понятие - общее как для научной рабо-ты в целом, так и для всех видов диссертационных исследований в частности.

Диссертация адекватно отражает как общенаучные, так и специальные методы научного познания, правомерность использования которых всесторонне обосновывается в каждом конкретном случае их использования.

Содержание диссертации характеризует оригинальность, уникальность и неповторимость приводимых сведений. Основой содержания здесь является принципиально новый материал, включающий описание новых факторов, явлений и закономерностей, либо обобщение ранее известных положений с других научных позиций или в совершенно ином аспекте.

Список используемой литературы:

1. Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформление М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. - 432 с.

2. Кузнецов И.Н. Диссертационные работы: Методика подготовки и оформления: Учебно-методическое пособие/ Под ред. Иващенко Н.П.. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. - 426 с.

3. Андреев Г.И., Смирнов С.А., Тихомиров В.А. В помощь написания диссертации и рефератов: основы научной работы и оформление результатов научной деятельности: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2003 - 272 с.

4. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. - М.: Ось - 89, 2002. - 112 с.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты