рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты История азартных игр рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - История азартных игр

История азартных игр

Реферат на тему История азартных игр.

Китай, Индия, Древняя Греция, Рим и Египет - нет такой древней цивилизации, которой не оставили бы историкам свидетельств увлечения азартными играми. Игры в кости, домино карты ………

Родоначальником костей можно считать и астрагалы - путовые суставы животных, и четырёхгранные кубики с углублениями (тоже называвшиеся астрагалами), и пластинки с двумя сторонами, чёрной и белой (как в древнерусской игре «зернь»), даже орехи дерева вибхидака (Индия).Существовали кости и пирамидальной формы - древнейшие из них обнаружены при раскопках в царской гробнице шумерского города Ур (III тысячелетия до нашей эры). Некоторые из древнеегипетских костей величиной были с теннисный мяч и по форме тоже приближались к шару: так много у них было граней!

Среди игр в кости были распространены игры в чет и нечет, бросание костей в круг, метание костей с целью забрасывания их в специальные отверстия. Известны были гадания с помощью костей. Игроки относились к своим игральным костям благоговейно и даже и даже с некоторым страхом - как к живым существам или властительным духом. С ними беседовали, шептались, произносили заклинания и пытались умилостивить безрассудными обещаниями.

В «Махабхарате» эпизод игры в кости включён в основную сюжетную линию поэмы - повествование о борьбе двоюродных братьев пандавов и кауравов (отображение ведийского мифа о борьбе богов, представляющих верхнюю часть Космоса, и асуров - демонов нижнего мира):Юдхиштхира, старший из пандавов, проигрывает карувавам царство братьев, себя и Драупади - общую жену пандавов. В самом знаменитом эпизоде «Махабхарате» - сказании о Нале и Дамаянти, весь сюжет строиться вокруг игры в кости. Наль, играя костями, заколдованными злым духом Кали,

проигрывает своё царство и удаляется в изгнание; кости превратившиеся в птиц, догоняют его и обманом отнимают последнюю одежду. (Впоследствии Наль, обучившись тайнам игры, возвращается к жене и отыгрывает царство.)

Наряду с игрой в кости в древней Индии была распространена практика предсказывания будущего на костях, - так называемая рамала: кубической формы кости нанизывались в ряд на ось; вращая кости во-круг оси, получали магические числа, соотносящиеся со страницами гадальных книг.

В Древней Греции изобретение костей приписывалось греку Паламеду, участнику Троянской войны (Со-фокл). По другой версии (Геродот), кости, наряду с другими древнегреческими играми, изобрели лидий-цы (народ, населявший Малую Азию) в эпоху правле-ния Атиса, чтобы отвлечься во время великого голода («один день все время занимались играми, чтобы не думать о пище, а на другой день ели, прекращая игры»).

В Древней Греции существовало два типа костей: кубы, идентичные современным костям (назывались «бочонки», играли тремя, позднее - двумя), и астрагалы (имели четыре грани с разметками в виде углубления: соответственно 1, 3, 4, б; играли четырьмя ас-трагалами). Были известны игры: чет и нечет; попадание кости в отверстие в доске; бросание кости в начерченный круг. Бросок кости называли ударом.

Кости выбрасывали из специальной кружки: тот, у кого выпадала наибольшая сумма очков, выигрывал. Различные комбинации очков на выброшенных кос-тях носили имена богов, героев, гетер и знаменитых мужей (наихудший бросок назывался «собакой», наилучший - «Афродитой»), могли считаться счастливы-ми и несчастливыми. Во время пира победителя в игре в кости обычно избирали симпосиархом. Существовали и специальные игорные дома для игры в кости.

В Древнем Риме играли аналогичным способом (броски носили сходные названия). Хотя игра в кости была официально запрещена в Древнем Риме и разре-шалась лишь во время праздника Сатурналий, она приобрела исключительную популярность: ею увлека-лись римские писатели и императоры (император Клав-дий даже написал руководство по игре в кости, кото-рое, к сожалению, не сохранилось). Первый извест-ный закон против азартных игр - Lex aleatoria (аlеа -игральная кость) был утвержден в Риме в III веке до Н. Э. Он запрещал кости - азартные игры и разре-шал все остальные: общественные, спортивные, в том числе и гладиаторские.

В Древней Греции и Риме кости использовались также для гадания: их бросали в воду, а также на особые таблицы с пронумерованными советами и из-речениями (номера соответствовали выброшенным оч-кам). Гадающий мог брать в одну руку кость «за себя», другую - «за бога», соотношение очков позволяло установить, утвердительно или отрицательно ответил бог на поставленный вопрос. Гадальные кости посвя-щались Гермесу (Меркурию).

О распространении игры в кости у древних герман-цев свидетельствует Тацит (в книге «О происхожде-нии германцев и местоположении Германии » ), отмечая при этом крайнюю азартность игры и жесткость правил: «...потеряв все свое достояние и бросая в по-следний раз кости, назначают ставкой свою свободу и свое тело. Проигравший добровольно отдает себя в раб-ство и, сколько бы моложе и сильнее выигравшего он ни был, безропотно позволяет связать себя и выставить на продажу».

Многие древние народы, включая североамерикан-ских индейцев, ацтеков, майя, островное население юго-тихоокеанского региона, эскимосов и африканцев, играли в кости, сделанные из разнообразных матери-алов и обладающие различной формой и маркировкой. Кости изготовлялись из сливовых и персиковых кос-точек, семян, костей овец, бизонов, карибу, лосей, из оленьих рогов, гальки, керамики, скорлупы грецких орехов, из зубов бобров и сурков. Позднее (в Древней Греции и Риме) кости обычно делали из слоновой ко-сти или костей других животных, а также из бронзы, агата, горного хрусталя, оникса, черного янтаря, але-бастра, мрамора, фарфора и т.д.

Кости кубической формы с маркировкой, практически идентичной современной, были обнаружены при археологических раскопках в Китае (относятся к 600 году до н. э.) и в египетских гробницах, датиро-ванных примерно 2000 году до н. э.

В эпоху средневековья кости практически постоян-но находились под официальным запретом: Оттон Великий в 952 год запретил играть в кости духовенству, Генрих II Английский в 1188 г. - крестоносцам. Запретительные акты неоднократно издавались в тече-ние. XII-XIV вв. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона приводит следующие сведения об ис-тории игры в кости в средние века: 414з указа Людовика Святого, 1255 года, видно, что во Франции существовали для выделки костей особые мастерские и довольно многочисленный класс ремесленников.

Указы 1291, 1319 и 1369 годов запрещают игру в кос-ти, но это, видимо, не действовало, так как в 1396 году появился указ против распространившихся под-дельных костей (которые, видимо, существовали во множестве: так, поэт Франсуа Вийон в своем «Боль-шом завещании» завещает приятелю шулерские кос-ти, неравномерно залитые изнутри свинцом). Кроме игры на деньги, где выигрывал имевший наибольшее число очков, существовало много других игр, принад-лежностью которых были кости: Иоанн Салисбюринс-кий насчитывает десять таких игр. В основной исто-рии игральные кости значительно теряют свою попу-лярность, хотя во время Тридцатилетней войны ландскнехты очень их любили» .

Запреты не мешали играм в кости оставаться люби-мым времяпрепровождением в замках и городских домах: играли обычно тремя костями (согласно Иси-дору Севильскому, три кости обозначают настоящее, прошлое и будущее), которые бросались на деревян-ную или мраморную доску. Употреблялись и кости без меток на гранях, которые выбрасывались на дос-ку, разделенную на шесть секторов: каждому сектору соответствовали очки от 1 до 6. Особенно часто играли в кости (и гадали) на Рождество и Новый год (французская рождественская «играв гуся» - на специаль-ной доске с изображением гуся).

Попытки средневековой идеологии истолковать игры в кости в духе христианской символики также несут на себе печать двойственности. В игре, изобретенной епископом Вибальдом из Камбре (Х в.) с це-лью отучить монахов от азартной игры на деньги, ком-бинации величин на костях обозначают христианские добродетели: 1. 1. 1 -любовь, 1. 1. 2 - вера, 1. 2. 4 -целомудрие и Т. д. Монах, «выигравший» высшие доб-родетели, облекался правом обучать им остальных мо-нахов. Епископ Герберт, впоследствии папа римский Сильвестр II, изобрел ритмомахию - игру, похожую на шахматы, в которой вместо фигур играли костями с очками. В то же время в целом ряде текстов изобре-тение костей приписывается дьяволу, который при их помощи выигрывает души. Согласно некоторым тек-стам, очки на гранях кости символизируют «злонаме-рения» дьявола против того или иного персонажа христианского пантеона: единица отмечена дьяволом про-тив Бога, двойка - против Бога и Богородицы, трой-ка - против Троицы и Т.Д. Однако играв кости мо-жет служить и спасению души: святой Петр, спуска-ясь в Ад, берет с собой кости, чтобы обыграть жонг-лера, стерегущего грешников, и тем самым спасти их души.

О бытовании игр с костями животных (игры в «ло-дыжки», «костыги», «козули») у славян и на языческой Руси свидетельствуют многочисленные археологические находки на обширной территории, включа-ющей как славянскую прародину (Польша, отроги Карпат и БеСкид, Волынь), таки районы более по-зднего расселения славян (Новгород, Восточная Украина). Кости сохранили популярность в низших слоях общества и после христианизации славян, о чем свидетельствуют гневные обличения костей христианскими проповедниками. В России чаще всего упот-ребляется простейший вариант игры в кости - зернь. Небольшие косточки с белой и черной сторонами бро-сали на стол. Выигрывал тот, у кого они падали ус-ловной стороной. Игра в зернь, как и игры в карты, считалась предосудительной, игроки подлежали нака-занию. Однако в 1667 году при царе Алексее Михайло-виче зернь и карты в Сибири были отданы на откуп (правда, через год этот указ был отменен). В зернь играли в основном в корчмах и кабаках, где для этого отводились тайные кабацкие бани. Существовали профессиональные игроки в зернь и шулера. В XIX начале ХХ века игры в кости (лодыги, лодыжки) фиксировались этнографами в районах русского Севера. Играли в основном во время святок; кости раскраши-вались в разные цвета (красный, черный, желтый); передаваясь от игрока к игроку в качестве платы за проигрыш, они могли существовать десятки лет (костями расплачивались также при святочных играх в карты).

В острогах играли парой костяных кубиков с очка-ми на гранях («быками»). Каждая комбинация очков носила свое название, например: 1-1 - голь, 1-2 -тройка, 2-2 - чиква, 2-3 - петух, 5-6 - с пудом, 6-6 - полняк. Кости, а также окрашенные и меченые дощечки служили у русских крестьян для бросания жребия при разделе земли, определения равенства в гельхозра6отах или при разрешении тяжб.

Игра в домино, которую частенько еще пренебре-жительно именуют «козлом» или «забиванием козла», так прочно и уютно прижилась в наших дворах, что с трудом верится в ее древнюю и благородную историю.

Костяшки домино произошли от всем известных игральных костей. Согласно китайским легендам эту игру изобрели приблизительно в XII веке. В Корее и Индии домино до сих пор служит инструментом для предсказания судьбы. Так что первоначально эти кос-тяшки предназначались исключительно для гадания и магических церемоний. Ведь азарт и божественное откровение - две вещи несовместные». На Востоке известно 47 различных игр с использованием домино. Существуют домино с цветными костяшками, где цвет обозначает достоинство. Названия игр чрезвычайно поэтичны: «гвоздики в тумане», «войти в погоду», «прыжок газели».

Есть версия, что игру в домино создали монахи-доминиканцы. Во-первых, так называлась одежда ду-ховных лиц - преимущественно черный плащ с ка-пюшоном. Во-вторых, само название игры в домино происходит от латинского корня «dominans», что оз-начает - господствующий, главный и является нача-лом обращение в католической мессе: «Dominus vobis-сит» (Господь, да пребудет с вами). Выдвинуто пред-положение, что в домино зашифрована господствующая система устройства мироздания - универсальный за-кон Гармонии макро- и микрокосмоса: игра в домино имеет семь цифровых знаков (от 0 до 6 ), что символи-зирует, в частности, семь планов бытия и семеричное строение Вселенной.

Люди очень давно играют в рулетку. С тех самых пор, когда в Монте-Карло появились европейские ка-зино. Нам известны два варианта происхождения ко-леса фортуны. Согласно версии номер один, колесо изобрел математик Блез Паскаль в 1655 году. Правда, его задачей было придумать приспособление не для проведения времени за азартными играми, а для изу-чения вероятностей. По второй теории рулетка при-шла к нам из древнего Китая. Существует версия, что китайцы имели обыкновение играть на досуге в игру под названием «Магическая площадь», используя при этом фигурки 37 животных. В Китай приехал фран-цузский проповедник, увидел игру и придумал зак-репить статуэтки на колесе, а потом и вовсе заменить их цифрами.

Сегодня уже никто не играет в «Магическую пло-щадь», зато изобретение французского проповедника снискало всемирную известность.

Карты также имеют древнюю историю. Происхож-дение их точно не установлено.

По одному из предположений, первые карты с фи-гурами появились в Индии. Они изготовлялись из китайской лакированной клеенки в виде маленьких кружков. В старинных индийских картах было во-семь мастей, или армий, которые отличались одна от другой различными эмблемами и цветом. В каждой масти - 12 карт. Вся колода - 96 карт. Из фигур известны король и визирь. Игра состояла в защите ко-роля остальными фигурами и простыми солдатами -пешками или нумерованными картами. Однако Ин-дия, как считают некоторые исследователи, не явля-ется родиной карт: рисунок этих карт персидского, а не индийского стиля, а принцип игры больше напо-минает шахматы.

Другая версия говорит о возникновении карт в Китае в VII-VIII веках. Изготавливались они с помо-щью гравировки изображения на хлопчатой бумаге.

Карты делились на две неравные части: вверху - ци-тата из какой-либо пьесы, внизу - сценка, иллюстри-рующая цитату. Следовало верно соединить текст и иллюстрации. В XII веке в Китае появились и игральные карты, где фоски отсутствовали: в колоде из 36 карт существовало 4 масти. Девять карт каждой масти имели свой титул (по восходящей) согласно ти-тулам государственных чиновников в Китае. Эти кар-ты уже использовались и для игры, и для гадания.

Японские карты VII-IX веков были предназначены для обучения, а также для утонченных литератур-ных забав образованных людей. Изысканными нео-бычным был материал, из которого изготавливались карты: перламутровые створки раковин, на которых были изображены строчки стихотворений. Нужно было правильно собрать стихотворение так как первые карты попалив Италию «из стра-ны Сарацин», т.е. от арабов после первых крестовых походов, то считалось также, что карты изобретены арабами.

Наиболее полно и последовательно (на русском язы-ке) история карт изложена в Энциклопедическом сло-варе Врокгауза и Ефрона: ввсего вероятнее, что карты изобретены в Китае. В словаре Чинг-цзе-Тунга, сде-лавшемся известным в Европе в 1678 году, говорится, что карты изобретены в 1120 году (по христианскому летоисчислению), а в 1132 году были в Китае уже в повсеместном употреблении.

В Европе игральные карты появляются не раньше эпохи крестовых походов. Одно из первых докумен-тальных известии о картах относится к 1379 году. Итальянский живописец Николо Кавеллуццо вносит под этим годом в хронику своего родного города следующее известие: введена в Витербо игра в кар-ты, происходящая из страны Сарацин и называемая ими наиб» (карты также упоминаются в датирован-ной 1377 годом хронике немецкого монаха Йоганнеса, жившего в Швейцарии. Хроника, хранящаяся в Бри-танском музеев Лондоне, называет карты 4мудрой и нравоучительной игрой»). Едва ли, однако, карты были изобретены арабами: закон Магомета запрещает пра-воверным изображать человеческие фигуры. Древней-шая карточная игра - тарок - была изобретена в Ита-лии. Общепринятого типа для карт здесь долгое вре-мя не было.

Сохранились итальянские карты, гравированные на меди в Падуе, Венеции или Флоренции в 1845 году; их приписывают резцу известных граверов - Мантеньи или Финигуэрры. Карты эти отличаются очень тонкими красивым рисунком, прекрасною гравиров-кою, отчетливого, хотя несколько бледною печатью. Ве-личиною они 9 дм в длину и 3,5 в ширину (китайские карты не превышают 3,5 дм в длину и 3,5 дм в ширину). В Испании выделка карт никогда не достигала такого художественного исполнения, как в Италии. Там была изобретена своя национальная игра - hombre, появившаяся в измененном виде во Франции и Рос-сии, где при Екатерине II от игры в ломбер произош-ло и название столов для карточной игры. Испанцы пристрастились к игре в карты не менее, чем итальянцы; спутники Колумба, устроив первое европей-ское поселение на острове Сан-Доминго, прежде всего занялись фабрикацией карт из пальмовых листьев...

Немцы выделывали итальянские тароковые карты, но в половине XV века появились в Германии и наци-ональные масти.

Господствовали масти, принятые в современных немецких картах: сердца (Herzen, Rot), зелень (Grun), желуди (Eicheln, Eckern) и бубенчики (Schellen). Одна из самых старинных игр, изобретенных в Германии, -- ландскнехт. В Германии (как и в других странах) игральные карты применялись к пе-дагогическим и тому подобным целям; явились карты географические, исторические, хронологические и про-чие. В 1507 году бакалавр теологического факультета в Кракове Томас Мернер в своем сочинении н Chartilu-dium logicae» учил логике по картам, разделив ее по-ложения по мастям. Были и политические (первона-чально появились во Франции), и сатирические кар-ты. После войны за освобождение явились в Германии портретами ее деятелей» .

Существует легенда о том, что карты современного вида введены в употребление французским живописцем XIV века, королевским шутом Сакменом Грэн_гоннером, будто бы придумавшим их для забавы сла-боумного короля Карла VI и усовершенствовавшим их при Карле VII. Но и эта версия неудовлетворительна, так как существует документальное упоминание о по-явлении карт в Италии еще раньше.

Однако в ХV веке во французских картах устанав-ливается тот тип, который ныне находится в повсеме-стном употреблении: четыре масти -- черви (coeur), бубны (car-reau), трефы (trefle) и пики (pique). Труд-но решить первоначальные формы этих мастей: серд-ца, бубенчики, желуди и листья плюща -- в Германии или Франции; несомненно, что формы эти являются во многих готических орнаментах. По одному из пред-положений четыре масти французских карт изобра-жают собой четыре главнейших предмета рыцарского обихода: трефы -- эмблема меча, пики - копья, бубны - знамена или гербы, червы - щиты.

Так как против карточных игр постоянно издава-лись строгие законы, ремесло выделки карт во Фран-ции было только терпимо, фабриканты их причисля-лись к цеху бумагоделателей и рисовальщиков. Только в 1581 году образовалась корпорация карточных фабрикантов, существовавшая до 1789 года. В XVII столетии законы против игроков были особенно строги.

Все домохозяева, в квартирах которых играли в брелан, или игорную «академию», объявлялись лишен-ными гражданских прав и изгонялись из города; кар-точные долги и всякие обязательства по ним законом не признавались; отцы имели право взыскивать по суду деньги с тех, кому дети их проигрывали какую-нибудь сумму. Последующими законами устанавли-валась еще пеняв 3000 ливров и тюремное заключение. Все это было безуспешно, так как пример страсти к игре подавали вельможи и сами монархи. Своего апо-гея страсть к игре достигла во Франции при Людови-ке XIV. Вместе с игрою развилось и шулерство, даже при дворе. Уже при Генрихе II оборотная сторона карт делалась крапленой мелким пунктирным рисунком, чтобы шулера не могли делать на ней знаков.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты