|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - История азартных игрИстория азартных игрРеферат на тему История азартных игр. Китай, Индия, Древняя Греция, Рим и Египет - нет такой древней цивилизации, которой не оставили бы историкам свидетельств увлечения азартными играми. Игры в кости, домино карты ……… Родоначальником костей можно считать и астрагалы - путовые суставы животных, и четырёхгранные кубики с углублениями (тоже называвшиеся астрагалами), и пластинки с двумя сторонами, чёрной и белой (как в древнерусской игре «зернь»), даже орехи дерева вибхидака (Индия).Существовали кости и пирамидальной формы - древнейшие из них обнаружены при раскопках в царской гробнице шумерского города Ур (III тысячелетия до нашей эры). Некоторые из древнеегипетских костей величиной были с теннисный мяч и по форме тоже приближались к шару: так много у них было граней! Среди игр в кости были распространены игры в чет и нечет, бросание костей в круг, метание костей с целью забрасывания их в специальные отверстия. Известны были гадания с помощью костей. Игроки относились к своим игральным костям благоговейно и даже и даже с некоторым страхом - как к живым существам или властительным духом. С ними беседовали, шептались, произносили заклинания и пытались умилостивить безрассудными обещаниями. В «Махабхарате» эпизод игры в кости включён в основную сюжетную линию поэмы - повествование о борьбе двоюродных братьев пандавов и кауравов (отображение ведийского мифа о борьбе богов, представляющих верхнюю часть Космоса, и асуров - демонов нижнего мира):Юдхиштхира, старший из пандавов, проигрывает карувавам царство братьев, себя и Драупади - общую жену пандавов. В самом знаменитом эпизоде «Махабхарате» - сказании о Нале и Дамаянти, весь сюжет строиться вокруг игры в кости. Наль, играя костями, заколдованными злым духом Кали, проигрывает своё царство и удаляется в изгнание; кости превратившиеся в птиц, догоняют его и обманом отнимают последнюю одежду. (Впоследствии Наль, обучившись тайнам игры, возвращается к жене и отыгрывает царство.) Наряду с игрой в кости в древней Индии была распространена практика предсказывания будущего на костях, - так называемая рамала: кубической формы кости нанизывались в ряд на ось; вращая кости во-круг оси, получали магические числа, соотносящиеся со страницами гадальных книг. В Древней Греции изобретение костей приписывалось греку Паламеду, участнику Троянской войны (Со-фокл). По другой версии (Геродот), кости, наряду с другими древнегреческими играми, изобрели лидий-цы (народ, населявший Малую Азию) в эпоху правле-ния Атиса, чтобы отвлечься во время великого голода («один день все время занимались играми, чтобы не думать о пище, а на другой день ели, прекращая игры»). В Древней Греции существовало два типа костей: кубы, идентичные современным костям (назывались «бочонки», играли тремя, позднее - двумя), и астрагалы (имели четыре грани с разметками в виде углубления: соответственно 1, 3, 4, б; играли четырьмя ас-трагалами). Были известны игры: чет и нечет; попадание кости в отверстие в доске; бросание кости в начерченный круг. Бросок кости называли ударом. Кости выбрасывали из специальной кружки: тот, у кого выпадала наибольшая сумма очков, выигрывал. Различные комбинации очков на выброшенных кос-тях носили имена богов, героев, гетер и знаменитых мужей (наихудший бросок назывался «собакой», наилучший - «Афродитой»), могли считаться счастливы-ми и несчастливыми. Во время пира победителя в игре в кости обычно избирали симпосиархом. Существовали и специальные игорные дома для игры в кости. В Древнем Риме играли аналогичным способом (броски носили сходные названия). Хотя игра в кости была официально запрещена в Древнем Риме и разре-шалась лишь во время праздника Сатурналий, она приобрела исключительную популярность: ею увлека-лись римские писатели и императоры (император Клав-дий даже написал руководство по игре в кости, кото-рое, к сожалению, не сохранилось). Первый извест-ный закон против азартных игр - Lex aleatoria (аlеа -игральная кость) был утвержден в Риме в III веке до Н. Э. Он запрещал кости - азартные игры и разре-шал все остальные: общественные, спортивные, в том числе и гладиаторские. В Древней Греции и Риме кости использовались также для гадания: их бросали в воду, а также на особые таблицы с пронумерованными советами и из-речениями (номера соответствовали выброшенным оч-кам). Гадающий мог брать в одну руку кость «за себя», другую - «за бога», соотношение очков позволяло установить, утвердительно или отрицательно ответил бог на поставленный вопрос. Гадальные кости посвя-щались Гермесу (Меркурию). О распространении игры в кости у древних герман-цев свидетельствует Тацит (в книге «О происхожде-нии германцев и местоположении Германии » ), отмечая при этом крайнюю азартность игры и жесткость правил: «...потеряв все свое достояние и бросая в по-следний раз кости, назначают ставкой свою свободу и свое тело. Проигравший добровольно отдает себя в раб-ство и, сколько бы моложе и сильнее выигравшего он ни был, безропотно позволяет связать себя и выставить на продажу». Многие древние народы, включая североамерикан-ских индейцев, ацтеков, майя, островное население юго-тихоокеанского региона, эскимосов и африканцев, играли в кости, сделанные из разнообразных матери-алов и обладающие различной формой и маркировкой. Кости изготовлялись из сливовых и персиковых кос-точек, семян, костей овец, бизонов, карибу, лосей, из оленьих рогов, гальки, керамики, скорлупы грецких орехов, из зубов бобров и сурков. Позднее (в Древней Греции и Риме) кости обычно делали из слоновой ко-сти или костей других животных, а также из бронзы, агата, горного хрусталя, оникса, черного янтаря, але-бастра, мрамора, фарфора и т.д. Кости кубической формы с маркировкой, практически идентичной современной, были обнаружены при археологических раскопках в Китае (относятся к 600 году до н. э.) и в египетских гробницах, датиро-ванных примерно 2000 году до н. э. В эпоху средневековья кости практически постоян-но находились под официальным запретом: Оттон Великий в 952 год запретил играть в кости духовенству, Генрих II Английский в 1188 г. - крестоносцам. Запретительные акты неоднократно издавались в тече-ние. XII-XIV вв. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона приводит следующие сведения об ис-тории игры в кости в средние века: 414з указа Людовика Святого, 1255 года, видно, что во Франции существовали для выделки костей особые мастерские и довольно многочисленный класс ремесленников. Указы 1291, 1319 и 1369 годов запрещают игру в кос-ти, но это, видимо, не действовало, так как в 1396 году появился указ против распространившихся под-дельных костей (которые, видимо, существовали во множестве: так, поэт Франсуа Вийон в своем «Боль-шом завещании» завещает приятелю шулерские кос-ти, неравномерно залитые изнутри свинцом). Кроме игры на деньги, где выигрывал имевший наибольшее число очков, существовало много других игр, принад-лежностью которых были кости: Иоанн Салисбюринс-кий насчитывает десять таких игр. В основной исто-рии игральные кости значительно теряют свою попу-лярность, хотя во время Тридцатилетней войны ландскнехты очень их любили» . Запреты не мешали играм в кости оставаться люби-мым времяпрепровождением в замках и городских домах: играли обычно тремя костями (согласно Иси-дору Севильскому, три кости обозначают настоящее, прошлое и будущее), которые бросались на деревян-ную или мраморную доску. Употреблялись и кости без меток на гранях, которые выбрасывались на дос-ку, разделенную на шесть секторов: каждому сектору соответствовали очки от 1 до 6. Особенно часто играли в кости (и гадали) на Рождество и Новый год (французская рождественская «играв гуся» - на специаль-ной доске с изображением гуся). Попытки средневековой идеологии истолковать игры в кости в духе христианской символики также несут на себе печать двойственности. В игре, изобретенной епископом Вибальдом из Камбре (Х в.) с це-лью отучить монахов от азартной игры на деньги, ком-бинации величин на костях обозначают христианские добродетели: 1. 1. 1 -любовь, 1. 1. 2 - вера, 1. 2. 4 -целомудрие и Т. д. Монах, «выигравший» высшие доб-родетели, облекался правом обучать им остальных мо-нахов. Епископ Герберт, впоследствии папа римский Сильвестр II, изобрел ритмомахию - игру, похожую на шахматы, в которой вместо фигур играли костями с очками. В то же время в целом ряде текстов изобре-тение костей приписывается дьяволу, который при их помощи выигрывает души. Согласно некоторым тек-стам, очки на гранях кости символизируют «злонаме-рения» дьявола против того или иного персонажа христианского пантеона: единица отмечена дьяволом про-тив Бога, двойка - против Бога и Богородицы, трой-ка - против Троицы и Т.Д. Однако играв кости мо-жет служить и спасению души: святой Петр, спуска-ясь в Ад, берет с собой кости, чтобы обыграть жонг-лера, стерегущего грешников, и тем самым спасти их души. О бытовании игр с костями животных (игры в «ло-дыжки», «костыги», «козули») у славян и на языческой Руси свидетельствуют многочисленные археологические находки на обширной территории, включа-ющей как славянскую прародину (Польша, отроги Карпат и БеСкид, Волынь), таки районы более по-зднего расселения славян (Новгород, Восточная Украина). Кости сохранили популярность в низших слоях общества и после христианизации славян, о чем свидетельствуют гневные обличения костей христианскими проповедниками. В России чаще всего упот-ребляется простейший вариант игры в кости - зернь. Небольшие косточки с белой и черной сторонами бро-сали на стол. Выигрывал тот, у кого они падали ус-ловной стороной. Игра в зернь, как и игры в карты, считалась предосудительной, игроки подлежали нака-занию. Однако в 1667 году при царе Алексее Михайло-виче зернь и карты в Сибири были отданы на откуп (правда, через год этот указ был отменен). В зернь играли в основном в корчмах и кабаках, где для этого отводились тайные кабацкие бани. Существовали профессиональные игроки в зернь и шулера. В XIX начале ХХ века игры в кости (лодыги, лодыжки) фиксировались этнографами в районах русского Севера. Играли в основном во время святок; кости раскраши-вались в разные цвета (красный, черный, желтый); передаваясь от игрока к игроку в качестве платы за проигрыш, они могли существовать десятки лет (костями расплачивались также при святочных играх в карты). В острогах играли парой костяных кубиков с очка-ми на гранях («быками»). Каждая комбинация очков носила свое название, например: 1-1 - голь, 1-2 -тройка, 2-2 - чиква, 2-3 - петух, 5-6 - с пудом, 6-6 - полняк. Кости, а также окрашенные и меченые дощечки служили у русских крестьян для бросания жребия при разделе земли, определения равенства в гельхозра6отах или при разрешении тяжб. Игра в домино, которую частенько еще пренебре-жительно именуют «козлом» или «забиванием козла», так прочно и уютно прижилась в наших дворах, что с трудом верится в ее древнюю и благородную историю. Костяшки домино произошли от всем известных игральных костей. Согласно китайским легендам эту игру изобрели приблизительно в XII веке. В Корее и Индии домино до сих пор служит инструментом для предсказания судьбы. Так что первоначально эти кос-тяшки предназначались исключительно для гадания и магических церемоний. Ведь азарт и божественное откровение - две вещи несовместные». На Востоке известно 47 различных игр с использованием домино. Существуют домино с цветными костяшками, где цвет обозначает достоинство. Названия игр чрезвычайно поэтичны: «гвоздики в тумане», «войти в погоду», «прыжок газели». Есть версия, что игру в домино создали монахи-доминиканцы. Во-первых, так называлась одежда ду-ховных лиц - преимущественно черный плащ с ка-пюшоном. Во-вторых, само название игры в домино происходит от латинского корня «dominans», что оз-начает - господствующий, главный и является нача-лом обращение в католической мессе: «Dominus vobis-сит» (Господь, да пребудет с вами). Выдвинуто пред-положение, что в домино зашифрована господствующая система устройства мироздания - универсальный за-кон Гармонии макро- и микрокосмоса: игра в домино имеет семь цифровых знаков (от 0 до 6 ), что символи-зирует, в частности, семь планов бытия и семеричное строение Вселенной. Люди очень давно играют в рулетку. С тех самых пор, когда в Монте-Карло появились европейские ка-зино. Нам известны два варианта происхождения ко-леса фортуны. Согласно версии номер один, колесо изобрел математик Блез Паскаль в 1655 году. Правда, его задачей было придумать приспособление не для проведения времени за азартными играми, а для изу-чения вероятностей. По второй теории рулетка при-шла к нам из древнего Китая. Существует версия, что китайцы имели обыкновение играть на досуге в игру под названием «Магическая площадь», используя при этом фигурки 37 животных. В Китай приехал фран-цузский проповедник, увидел игру и придумал зак-репить статуэтки на колесе, а потом и вовсе заменить их цифрами. Сегодня уже никто не играет в «Магическую пло-щадь», зато изобретение французского проповедника снискало всемирную известность. Карты также имеют древнюю историю. Происхож-дение их точно не установлено. По одному из предположений, первые карты с фи-гурами появились в Индии. Они изготовлялись из китайской лакированной клеенки в виде маленьких кружков. В старинных индийских картах было во-семь мастей, или армий, которые отличались одна от другой различными эмблемами и цветом. В каждой масти - 12 карт. Вся колода - 96 карт. Из фигур известны король и визирь. Игра состояла в защите ко-роля остальными фигурами и простыми солдатами -пешками или нумерованными картами. Однако Ин-дия, как считают некоторые исследователи, не явля-ется родиной карт: рисунок этих карт персидского, а не индийского стиля, а принцип игры больше напо-минает шахматы. Другая версия говорит о возникновении карт в Китае в VII-VIII веках. Изготавливались они с помо-щью гравировки изображения на хлопчатой бумаге. Карты делились на две неравные части: вверху - ци-тата из какой-либо пьесы, внизу - сценка, иллюстри-рующая цитату. Следовало верно соединить текст и иллюстрации. В XII веке в Китае появились и игральные карты, где фоски отсутствовали: в колоде из 36 карт существовало 4 масти. Девять карт каждой масти имели свой титул (по восходящей) согласно ти-тулам государственных чиновников в Китае. Эти кар-ты уже использовались и для игры, и для гадания. Японские карты VII-IX веков были предназначены для обучения, а также для утонченных литератур-ных забав образованных людей. Изысканными нео-бычным был материал, из которого изготавливались карты: перламутровые створки раковин, на которых были изображены строчки стихотворений. Нужно было правильно собрать стихотворение так как первые карты попалив Италию «из стра-ны Сарацин», т.е. от арабов после первых крестовых походов, то считалось также, что карты изобретены арабами. Наиболее полно и последовательно (на русском язы-ке) история карт изложена в Энциклопедическом сло-варе Врокгауза и Ефрона: ввсего вероятнее, что карты изобретены в Китае. В словаре Чинг-цзе-Тунга, сде-лавшемся известным в Европе в 1678 году, говорится, что карты изобретены в 1120 году (по христианскому летоисчислению), а в 1132 году были в Китае уже в повсеместном употреблении. В Европе игральные карты появляются не раньше эпохи крестовых походов. Одно из первых докумен-тальных известии о картах относится к 1379 году. Итальянский живописец Николо Кавеллуццо вносит под этим годом в хронику своего родного города следующее известие: введена в Витербо игра в кар-ты, происходящая из страны Сарацин и называемая ими наиб» (карты также упоминаются в датирован-ной 1377 годом хронике немецкого монаха Йоганнеса, жившего в Швейцарии. Хроника, хранящаяся в Бри-танском музеев Лондоне, называет карты 4мудрой и нравоучительной игрой»). Едва ли, однако, карты были изобретены арабами: закон Магомета запрещает пра-воверным изображать человеческие фигуры. Древней-шая карточная игра - тарок - была изобретена в Ита-лии. Общепринятого типа для карт здесь долгое вре-мя не было. Сохранились итальянские карты, гравированные на меди в Падуе, Венеции или Флоренции в 1845 году; их приписывают резцу известных граверов - Мантеньи или Финигуэрры. Карты эти отличаются очень тонкими красивым рисунком, прекрасною гравиров-кою, отчетливого, хотя несколько бледною печатью. Ве-личиною они 9 дм в длину и 3,5 в ширину (китайские карты не превышают 3,5 дм в длину и 3,5 дм в ширину). В Испании выделка карт никогда не достигала такого художественного исполнения, как в Италии. Там была изобретена своя национальная игра - hombre, появившаяся в измененном виде во Франции и Рос-сии, где при Екатерине II от игры в ломбер произош-ло и название столов для карточной игры. Испанцы пристрастились к игре в карты не менее, чем итальянцы; спутники Колумба, устроив первое европей-ское поселение на острове Сан-Доминго, прежде всего занялись фабрикацией карт из пальмовых листьев... Немцы выделывали итальянские тароковые карты, но в половине XV века появились в Германии и наци-ональные масти. Господствовали масти, принятые в современных немецких картах: сердца (Herzen, Rot), зелень (Grun), желуди (Eicheln, Eckern) и бубенчики (Schellen). Одна из самых старинных игр, изобретенных в Германии, -- ландскнехт. В Германии (как и в других странах) игральные карты применялись к пе-дагогическим и тому подобным целям; явились карты географические, исторические, хронологические и про-чие. В 1507 году бакалавр теологического факультета в Кракове Томас Мернер в своем сочинении н Chartilu-dium logicae» учил логике по картам, разделив ее по-ложения по мастям. Были и политические (первона-чально появились во Франции), и сатирические кар-ты. После войны за освобождение явились в Германии портретами ее деятелей» . Существует легенда о том, что карты современного вида введены в употребление французским живописцем XIV века, королевским шутом Сакменом Грэн_гоннером, будто бы придумавшим их для забавы сла-боумного короля Карла VI и усовершенствовавшим их при Карле VII. Но и эта версия неудовлетворительна, так как существует документальное упоминание о по-явлении карт в Италии еще раньше. Однако в ХV веке во французских картах устанав-ливается тот тип, который ныне находится в повсеме-стном употреблении: четыре масти -- черви (coeur), бубны (car-reau), трефы (trefle) и пики (pique). Труд-но решить первоначальные формы этих мастей: серд-ца, бубенчики, желуди и листья плюща -- в Германии или Франции; несомненно, что формы эти являются во многих готических орнаментах. По одному из пред-положений четыре масти французских карт изобра-жают собой четыре главнейших предмета рыцарского обихода: трефы -- эмблема меча, пики - копья, бубны - знамена или гербы, червы - щиты. Так как против карточных игр постоянно издава-лись строгие законы, ремесло выделки карт во Фран-ции было только терпимо, фабриканты их причисля-лись к цеху бумагоделателей и рисовальщиков. Только в 1581 году образовалась корпорация карточных фабрикантов, существовавшая до 1789 года. В XVII столетии законы против игроков были особенно строги. Все домохозяева, в квартирах которых играли в брелан, или игорную «академию», объявлялись лишен-ными гражданских прав и изгонялись из города; кар-точные долги и всякие обязательства по ним законом не признавались; отцы имели право взыскивать по суду деньги с тех, кому дети их проигрывали какую-нибудь сумму. Последующими законами устанавли-валась еще пеняв 3000 ливров и тюремное заключение. Все это было безуспешно, так как пример страсти к игре подавали вельможи и сами монархи. Своего апо-гея страсть к игре достигла во Франции при Людови-ке XIV. Вместе с игрою развилось и шулерство, даже при дворе. Уже при Генрихе II оборотная сторона карт делалась крапленой мелким пунктирным рисунком, чтобы шулера не могли делать на ней знаков. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |