|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Функции религии в жизни обществаФункции религии в жизни общества13 Введение. Дать точное и однозначное определение понятия религия невозможно. В науке таких определений существует множество. Они зависят от мировоззрения тех ученых, которые их формулируют. Если спросить любого человека, что такое религия, то в большинстве случаев он ответит: - «Вера в Бога». Слово «религия» буквально обозначает - связывание, запрягание, повторное обращение (к чему-либо). Возможно, что первоначально это выражение обозначало привязанность человека к чему-либо священному, постоянному, неизменному. Это слово впервые было использовано в речах знаменитого римского оратора и политика 1в. до н. э. Цицерона, где он противопоставлял религию другому термину, обозначавшему суеверие (темное, простонародное, мифическое верование). Слово «религия» вошло в обиход в первые века христианства и подчеркивало, что новая вера - не дикое суеверие, а глубокая философская и нравственная система. Религия -- очень сложное и многоплановое явление. По-пытаемся выделить ее главные элементы. 1. Изначальным элементом всякой религии является вера. Вера всегда была и остается важнейшим свойством чело-веческого сознания, важнейшим способом и мерилом его ду-ховной жизни. 2. Наряду с простой чувственной верой может существо-вать и более систематическая, специально разрабатываемая для данной религии совокупность принципов, идей, понятий, т.е. ее учение. 3. Религия не может существовать без какой-либо религи-озной деятельности. Миссионеры проповедуют и распрос-траняют свою веру, теологи сочиняют научные труды, препо-даватели преподают основы своей религии и т.д. Но стержень религиозной деятельности -- это культ (с лат. возделыва-ние, уход, почитание). Под культом понимается вся совокупность действий, которые совершают верующие с целью покло-нения Богу, богам или каким-либо сверхъестественным силам. Это обряды, богослужения, молитвы, проповеди, религиозные праздники. Любой из перечисленных элементов культа -- храм, пред-меты культа, священство -- может отсутствовать в некоторых религиях. Существуют такие религии, где культу придается столь малое значение, что он может быть практически неза-метен. Но в целом роль культа в религии чрезвычайно вели-ка: люди, осуществляя культ, общаются друг с другом, обме-ниваются эмоциями и информацией, любуются великолепными произведениями архитектуры, живописи, слушают молитвен-ную музыку, священные тексты. Все это на порядок увеличи-вает религиозные чувства людей, соединяет их и помогает в достижении высшей духовности. 4. В процессе отправления культов и всей своей религиозной деятельности люди объединяются в сообщества, называемые общинами, церквями (необходимо отличать понятие церковь как организация от того же самого понятия, но в значении цер-ковное здание). Иногда вместо слов церковь или религия (не религия вообще, а конкретная религия) употребляют термин конфессия (от лат. прилагательного -- церков-ный, вероисповедальный). В русском языке к этому термину ближе всего по значения слово вероисповедание (говорят, на-пример, «человек православного вероисповедания»). От церквей принято отличать секты. Это слово несет на себе негативную окраску, хотя в буквальном переводе с гре-ческого оно означает всего лишь учение, направление, школа. Религия во все времена и для всех народов имела огромное значение. В данной работе описана краткая история возникновения и эволюция религии, а так же сделана попытка определения основных функций религии в обществе, ее необходимость в современном мире. 1. Возникновение и эволюция религии Под временем возникновения религиозных верований следует подразумевать период очень большой временной протяженности, занявший десятки или, возможно, сотни тысяч лет. Это был процесс, происходивший в течение жизни сотен поколений. Можно утверждать, что первоначальные религиозные представления - весьма смутные и неопределенные - стали появляться в период среднего палеолита, а в позднем уже существовали более или менее оформленные верования и связанные с ними магические ритуалы. Само появление религиозных верований и культов имело объективные и субъективные причины. На каком-то этапе развития первобытного общества в поведении и сознании общественного человека наряду с деятельностью, в основе которой лежат все более осознанные закономерности объективного мира, появляются действия, базирующиеся на фантастических представлениях о сверхъестественных существах и явлениях. Религиозная практика сосуществует и переплетается с реальной практикой. На возникновение в сознании первобытного человека религиозных призраков должны были оказывать влияние, прежде всего отрицательные эмоции: страх, внутренняя подавленность, ощущение бессилия, иногда - отчаяние. В этих условиях человек испытывает потребность в утешении. Его сознание подсказывает ему такие возможности варианты развития событий, которые способны дать это утешение. Потребность человека, его желания укрывают и защищают иллюзорное представление, сулящее спасительный выход из кажущегося безвыходным положения или какое-то облегчение этого положения. Стимулом к возникновению религиозных представлений являлись и некоторые положительные эмоции. Радость и восторг, наполнившие человека при какой-нибудь удаче, чувство благодарности тому, что способствовало этой удаче, ощущение собственного физического здоровья и морального комфорта - все это требовало своего выражения. Итак, религия возникла тогда, когда это стало неизбежным и возможным. Неизбежность коренилась в тяжелых условиях жизни человека, и как следствие этих условий, постоянном нервно-эмоциональном напряжении, в стремлении к самообнадеживанию и самоутешению. Возможность появления религиозных идей и связанных с ними культов появилась тогда, когда человеческое сознание достигло такого уровня развития, при котором воображение было уже в состоянии создавать религиозно-фантастические конструкции. Религия давала человечеству иллюзию относительной безопасности, обеспечиваемой помощью дружественных сверхъестественных сил. И наоборот, религия порождала у него страх перед враждебными сверхъестественными силами. В первобытном обществе возникают тотемизм (представление о родственной связи всех членов рода с каким-то видом животных или растений - тотемом), магия (совокупность символических обрядовых действий, направленных на достижение какого-либо конкретного результата), фетишизм (поклонение предмету, которому приписывались не присущие ему сверхъестественные свойства), мифология, анимизм (вера в духовные существа). Вместе с появлением представлений о сверхъестественных существах появляются и люди, способные вступать с ними в контакт. Это - маги, колдуны, шаманы, которые еще не были жестко отделены от массы верующих. К существенным изменениям в характере религиозных верований привело разложение родоплеменных отношений и углубление социальной дифференциации внутри племен. Социальное расслоение внутри племен, формирование племенной аристократии, становление раннеклассового общества нашли также свое отражение и в содержании религиозных представлений. На передний план выходит задача по обеспечению регулирования помыслами и поведением людей в интересах правящих классов. Начинают формироваться относительно самостоятельные системы культовых действий - богослужение, а вместе с ним организация служителей культа - жреческие корпорации - не просто профессиональная организация людей, занятых однотипным трудом, а социальное сословие. Жречество становится наследственной профессией, появляются постоянные святилища и храмы, жертвоприношения, доходы с храмовых земель, материальная поддержка светской власти укрепляют влияние жречества. Таким образом, в рассматриваемый период религия превращается в относительно самостоятельную сферу общественной жизни, открывается новая страница в истории религии о развитии и функционировании религиозных систем государственно-организованных народов. Однако на данном этапе вряд ли следует говорить об образовании религиозной организации как самостоятельного социального института. По мере усложнения общественных отношений и представлений преобразуется и усложняется вся общественная система, в том числе и религиозная надстройка. Постепенно происходит самоопределение религиозной системы. Появление религиозных организаций объективно обусловлено развитием процесса институционализации. Решающую роль в этом процессе сыграло выделение устойчивого социального слоя - служителей культа, которые становятся во главе религиозных институтов и сосредоточивают в своих руках деятельность по регулированию религиозного сознания и поведения массы верующих. В развитой форме религиозные организации представляют собой сложную централизованную и иерархизованную систему - церковь. Опираясь на массу верующих как на свою социальную базу, она представляет собой автономную систему в политической надстройке общества. В политико-идеологической сфере складываются особые взаимоотношения церкви и государства. Государство оказывает церкви всемерную поддержку для упрочнения ее положения в обществе. Церковь же в интересах государства навязывает народу определенные стандарты поведения и мышления, стремясь затормозить возрастающее недовольство со стороны масс существующим общественным строем, поддерживаемым государством. 2.Функции религии в жизни человека и общества. Вероятно, никто не будет спорить, что религия -- это один из важнейших факторов человеческой истории. Можно, в за-висимости от ваших взглядов, утверждать, что человек без ре-лигии не стал бы человеком, можно (и это тоже существующая точка зрения) с равным упорством доказывать, что без нее че-ловек был бы лучше и совершеннее. Религия -- реальность че-ловеческой жизни, именно так и следует ее воспринимать. Роль религии в жизни конкретных людей, обществ и госу-дарств неодинакова. Достаточно сравнить двух человек: одно-го -- живущего по законам какой-либо строгой и изолирован-ной секты, а другого -- ведущего светский образ жизни и абсолютно индифферентного к религии. Так же обстоит дело с различными обществами и государствами: одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предла-гают полную свободу в вопросах веры своим гражданам и во-обще не вмешиваются в религиозную сферу, а в-третьих, рели-гия может находиться под запретом. В ходе истории положение с религией в одной и той же стране может менять-ся. Яркий пример того -- Россия. Да и конфессии отнюдь не одинаковы в тех требованиях, которые они предъявляют к человеку в своих правилах поведения и кодексах морали. Ре-лигии могут объединять людей либо разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к бездей-ствию, покою и созерцанию, способствовать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничи-вать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т.д. Роль религии все-гда необходимо рассматривать конкретно как роль данной ре-лигии в данном обществе и в определенный период. Ее роль для всего общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна. Вместе с тем можно говорить, что религии обычно свой-ственно выполнять по отношению к обществу и отдельным личностям определенные функции. Вот они. Во-первых, религия, являясь мировоззрением, т.е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений. Она объясняет чело-веку устройство мира, определяет его место в этом мире, ука-зывает ему, в чем состоит смысл жизни. Во-вторых (и это следствие первого), религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. Совер-шенно не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни. В-третьих, человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость (так, как понимает их данное учение), смиряясь с лишениями, не обра-щая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Ко-нечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторите-ты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу.) В-четвертых, религия управляет поведением человека че-рез свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и це-лые государства, живущие по законам данной религии. Конеч-но, не стоит идеализировать положение: принадлежность к самой строгой религиозно-нравственной системе не всегда удерживает человека от совершения неблаговидных действий, а общество от безнравственности и преступности. Это печаль-ное обстоятельство есть следствие слабости и несовершенства человеческой натуры (или, как сказали бы последователи мно-гих религий, «происки сатаны» в человеческом мире). В-пятых, религии способствуют объединению людей, по-могают складыванию наций, образованию и укреплению госу-дарств (например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших дале-ких предков объединяла не столько национальная, сколько ре-лигиозная идея -- «все мы -- христиане»). Но тот же самый религиозный фактор может приводить к разделению, распа-ду государств и обществ, когда большие массы людей начина-ют противостоять друг другу по религиозному принципу. На-пряженность и противостояние возникает и тогда, когда из какой-нибудь церкви выделяется новое направление (так было, например, в эпоху борьбы католиков с протестантами, всплески которой ощущаются в Европе и по сей день). Среди последователей разных религий периодически воз-никают крайние течения, члены которых считают, что только они живут по божеским законам и правильно исповедуют свою веру. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими ме-тодами, не останавливаясь перед террористическими актами. Религиозный экстремизм (от лат. ехп-етиз -- крайний), к сожалению, остается и в XX в. довольно распространенным и опасным явлением -- источником общественной напряжен-ности. В-шестых, религия является вдохновляющим и сохраняю-щим фактором духовной жизни общества. Она сберегает об-щественное культурное наследие, подчас буквально преграж-дая дорогу всякого рода вандалам. Хотя церковь чрезвычайно неверно воспринимать как музей, выставку или концертный зал; приезжая в любой город или в чужую страну, вы навер-няка одним из первых мест посетите храм, который вам с гордостью покажут местные жители. Обратите внимание, что само слово «культура» восходит к понятию культ. Мы не будем вдаваться в давний спор о том, является ли культура частью религии или, наоборот, религия частью культуры (сре-ди философов бытует и та, и другая точка зрения), но совер-шенно очевидно, что религиозные идеи со времен глубокой древности лежали в основе многих сторон творческой деятель-ности людей, вдохновляли художников. Конечно, в мире су-ществует и светское (внецерковное, мирское) искусство. Иногда искусствоведы пытаются столкнуть светское и церков-ное начала в художественном творчестве и утверждают, что церковные каноны (правила) мешали самовыражению. Фор-мально это так, но, если проникнуть в глубину столь непрос-того вопроса, мы убедимся, что канон, отметая все лишнее и второстепенное, наоборот, «раскрепощал» художника и давал простор его самовыражению. Философы предлагают четко различать два понятия: куль-тура и цивилизация. К последней относя все достижения на-уки, техники, расширяющие возможности человека, дающие ему жизненный комфорт и определяющие современный образ жизни. Цивилизация подобна мощному орудию, которое мож-но употребить во благо, а можно превратить в средство убий-ства: в зависимости от того, в чьих руках оно находится. Куль-тура, как медленная, но могучая река, вытекающая из древнего истока, весьма консервативна и часто вступает в конфликт с цивилизацией. А религия, составляющая основу и стержень культуры, -- один из главных факторов, который предохра-няет человека и человечество от распада, деградации и даже, возможно, от нравственной и физической гибели -- то есть всех угроз, которые может нести с собой цивилизация. Таким образом, религия выполняет в истории созидатель-ную культурную функцию. Ее можно проиллюстрировать на примере Руси после принятия христианства в конце IX в. Христианская культура с многовековыми традициями утвер-дилась и расцвела тогда в нашем Отечестве, буквально пре-образив его. Опять же не будем идеализировать картину: ведь люди есть люди, а из человеческой истории можно извлечь и совершен-но противоположные примеры. Вы, вероятно, знаете, что пос-ле утверждения христианства государственной религией Рим-ской империи, в Византии и в ее окрестностях христианами было разрушено немало величайших памятников культуры античной эпохи. В-седьмых (это связано с предыдущим пунктом), религия способствует упрочению и закреплению определенных обще-ственных порядков, традиций и законов жизни. Так как рели-гия более консервативна, чем любой другой общественный институт, она в большинстве случаев стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою. (Хотя, безусловно, и это правило не обходится без исключений.) Если вы помните из новой истории, когда в Европе зарождалось политическое течение консерватизма, у его истоков стояли деятели церк-ви. Религиозные партии находятся, как правило, в правой ох-ранительной части политического спектра. Их роль в каче-стве противовеса бесконечным радикальным и подчас неразумным преобразованиям, переворотам и революциям очень важна. Покой и стабильность очень нужны сейчас и нашему Отечеству... На основании проведенного в 2005г. отделом социологии института общественного проектирования, исследования на тему "Религия и общество", можно сделать следующие основные выводы: Во-первых, количество верующих в стране постоянно растет и при этом увеличивается также количество воцерковленных людей. Эта тенденция наблюдается последние пятнадцать лет. Можно предположить, что этот процесс будет продолжаться в такой же динамике еще около 15-20 лет, после чего количество верующих стабилизируется, где-то на отметке 75 %, после чего будет расти только число воцерковленных, которое ориентировочно может составить порядка 30 -40 %. Во-вторых, анализ данных показал, что воцерковленные люди по социальному составу приближаются к средним значениям общества в целом и не являются больше группой исключительно пожилых и малообеспеченных людей, как это было еще 15-20 лет назад. В-третьих, воцерковленные люди не менее успешно, чем другие группы проходят процесс адаптации в новых условиях современной жизни, позитивно относятся к рыночной экономике, поддерживая при этом укрепление российской государственности. Вместе с тем, эта группа является носителем своей системы нравственных ценностей, в некоторых аспектах отличающейся от ценностей, выражаемых неверующими людьми. Заключение Можно много спорить о положении религии в современном обществе. Однако однозначно оценить ее роль, возможности и перспективы попросту невозможно. Весь опыт ХХ-XI в.в. показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения. На положение религии в современном обществе решающее воздействие оказывают две главные силы современности - научно-технический прогресс и политика. Их эволюция в современном обществе ведут к неоднозначным для религии последствиям: разрушая традиционные установления, они подчас и открывают для нее и новые возможности. Успехи в овладении природой с помощью техники, достигнутые в ХХ-XI в.в. веке на основе гигантского приращения научных знаний, оказали глубокое воздействие на религиозное сознание. Однако типичные для прошлого века ожидания близкого конца религии в результате развития науки не сбылись. Наука не вытеснила религию, но она вызвала глубокие перемены в религиозном сознании - в понимании Бога, мира, человека. Решив многие проблемы познания мира и овладения человеком силами природы, наука отодвинула границу познания к еще более сложным, чем ранее проблемам. Сегодня наука вышла далеко за пределы чувственно, доступного человеку, наглядного. Это дает новый шанс для религиозного мироощущения, не говоря уже о том, что гигантски возросшая на научно-технической основе мощь человеческого деяния ставит нас теперь перед проблемой последствий научно-технического прогресса и его нравственной состоятельности. А в результате напрашивается вывод, что сами по себе наука и техника - без религии - еще не дают решения современных проблем, когда человечество оказалось перед угрозой самоуничтожения. Религия в качестве нравственной духовной силы получила возможность сегодня вступить в диалог с миром, судьбы которого оказались зависимыми от его нравственной состоятельности перед лицом реальных проблем общественного развития. В основе культурных ценностей, разделяемых большинством религий, лежат универсальные общечеловеческие ценности, такие понятия, как любовь, мир, надежда, справедливость. Список используемой литературы: 1. Мамонтов С.П. Основы культурологии. - М.: Изд. Российского открытого ун-та, 1994 2. Ш.Н. Мунчаев Религия: история и современность. - М.: Культура и спорт, 1998 3. Митрополит Филарет Христианство на пороге третьего тысячелетия - материалы доклада конференции 20.06.2000 4.Михаил Тарусин. Исследование "Религия и общество" Институт общественного проектирования, отдел социологии, Москва, 2005 г. 5.В работе использованы материалы Интернет с сайта (www.religare.ru). |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |