рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Основы христианских течений рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Основы христианских течений

Основы христианских течений

11

1. Православие

В 1 тысячелетии Православными называли себя восточные и западные христиане. После раскола 1054 г. наименование “православная” закрепилось за Восточной церковью. Считается, что в ней в наибольшей степени сохранились традиции раннего христианства.

Православное вероучение базируется на Священном писании (Библии) и Священном Предании (включающем постановления первых семи Вселенских соборов, Решения ряда поместных соборов, сочинения отцов церкви и др.). Основные вероучительные положения закреплены в Никее - цареградском «Символе Веры», принятом Никейским (325 г.) и дополненном Константинопольским (381 г.) Вселенскими соборами

Догматы, принятые католицизмом после разделения церквей, - о нисхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына, о главенстве и непогрешимости Римского Папы, о чистилище, о непорочном зачатии и телесном Вознесении девы Марии и др.) в православии не признаются. Считается что они противоречат Священному писанию и Священному преданию. Отсутствуют и праздники, возникшие в католицизме после 1054 г., но введены праздники (Сретение, Преображение, Воздвижение), не отмечаемые католиками.

Христианская церковь считается соборной или (кафолической), то есть полной, завершенной, не нуждающейся в дополнениях. Приобщение к ней происходит через крещение. Младенцев крестят путем погружения в воду, после чего совершается таинство миропомазания. Жесткого отделения клира от паствы в православии нет. В частности, и миряне и духовные лица причащаются одинаково - квасным хлебом и вином, а богослужение издавна ведется наднациональных языках, хотя используется и древние языки например старославянский.

Нет в православии и универсальной организации с единым центром, подобным Ватикану. Крупные местные церкви полностью самостоятельны, или автокефальные. В настоящее время существует 15 таких церквей: Константинопольская, Иерусалимская, Русская и др. Кроме того, есть автономные церкви которые находятся в подчинении от какой-то из автокефальных церквей: Синайская церковь зависима от Иерусалимской, Финляндская - от Константинопольской и т. д.

Согласно преданию, начало православному духовенству было положено апостолами, которые через рукоположение передали верующим дары Святого Духа и таким образом создали церковную иерархию. Эта иерархия трехстепенная: диаконы, иереи (священники) и архиереи (епископы, архиепископы, митрополиты, патриархи). Кроме того, духовенство делится на белое и черное (монашествующее). Первые до принятия сана могут жениться, вторые дают обед безбрачия. Для белого духовенства доступны первые две иерархические степени, в архиереи же могут быть рукоположенные только монашествующие священники.

Таинство священства совершают только архиереи, другие таинства - как архиереи, так и священники. В исключительных случаях таинство крещения может совершить и мирянин-христианин.

Во время православного богослужения возжигаются свечи, курится ладан, звучит хоровое пение. Музыкальные инструменты использовать не принято - считается, что нельзя заменить человеческий голос неразумными, хотя и красивыми звуками. Важной частью православного культа являются посты - многодневные и однодневные, всего до 200 дней в году.

2. Католицизм

Числу приверженцев католицизма (от греч. Katholikys-всеобщий, вселенский) причисляет себя примерно четверть населения планеты. Особенно много католиков в странах Западной Европы, в государствах Прибалтики, в западных областях Белоруссии и Украины, а также в латинской Америке. На протяжении веков католицизм был господствующей идеологией в странах Запада. Высшее католическое духовенство нередко подчиняло себе светскую власть, выступало с притязаниями на всемирное господство о добилось значительного политического влияния в мире.

Организации католической церкви отличается строгой централизацией и иерархическим характером. Клир жестко отделен от мирян и включает следующие саны:

- Кардинал;

- архиепископ;

- примас;

- митрополит;

- епископ;

- прелат;

- аббат;

- священник.

Территориальное деление (по нисходящей):

- метропология;

-диоцез (епархия);

-апостольская администратора

-апостольская префектура

-апостольский экзархат

-апостольский викариат

-территориальная прелатура

-территориальное аббатство

-приход.

Глава католической церкви папа римский (первосвященник) почитается как приемник апостола Петра, истинный наместник Христа на земле. Эти положения, сформулированные еще на рубеже 12-13 вв., были утверждены Ватиканским собором в 1869 - 1870 гг. Тогда же был провозглашен догмат о непогрешимости папы. Папа избирается пожизненно конклавом (собранием) кардиналов. Его послания (энциклики) признаются частью священного придания, что способствует возвышению папства и позволяет церкви оперативно реагировать на перемены общественной и политической жизни. Папа руководит церковными и мирскими организациями посредством римской курии - центрального административного аппарата. При папе существует также совещательный орган - Священный Синод, созываемый один раз в три года. Резкое разграничение между клиром и мирянами выражается в ряде установления, не имеющих места в православии. К ним относятся обязательное безбрачие духовенства - целибат, причащение духовенства хлебом и вином, а мирян - одним хлебом и др. Выход из духовного звания запрещен.

Католики признают догмат о чистилище - промежуточной инстанции между адом и раем, где души умерших, проходят через тяжелые испытания, очищаются от неискупленных при жизни грехов.

Считается, что священник может сократить срок пребывания грешника в чистилище, вознося за него молитвы.

Таинство миропомазания (конфирмация) совершается, как правило, епископом, причем не одновременно с крещением, а над детьми не моложе 8 лет. Для причащения используется пресный, а не квасной как у православных хлеб.

Брак мирян не расторжим, даже если один из супругов виновен в прелюбодеянии.

К отличительным чертам католицизма относятся также почитание различных реликвий, многочисленные культы мучеников, блаженных и святых и экзальтированное почитание Мадонны (Богоматери). В1854 г. католическая церковь провозгласила догмат о непорочном зачатии Девы Марии, а в 1950г.- догмат о ее телесном вознесении, в соответствии с которым Приснодева была взята на небо “с душой и телом для славы небесной“ В богослужении используется, кроме пения, муз. инструменты, прежде всего орган. До недавнего времени богослужение могло совершать только на одном из «мертвых» языков - -латинском, древнегреческом или древнееврейском.

К числу праздников, отсутствующих в православии, относятся дни «Тела Христова», «Сердца Иисуса», «Непорочного зачатия девы Марии» и др.

Начиная с 4 века в западной Церкви устанавливается новый порядок отпущения грехов. Первоначально церковные наказания состояли в публичном покаянии и временным исключением из общины - как правило, на год.

Западное духовенство истолковало идею об искуплении греха как право церкви требовать компенсацию за грех. Появилось и право замены лиц при покаянии, то есть фактическое права найма лиц, которые отрабатывали епитимию за наймодателя.

За соответствующую сумму можно было получить прощение будущих грехов, помилование для грешников, страдающих в чистилище, и даже полное очищение от всех грехов. В 18 в. Право полное прощение грехов, наиболее выгодно в коммерческом плане, становится прерогативой папы; взимание платы за грех превращается в разновидность налога.

Стараниями философов-схоластов было создано учение о «сокровище переизбыточествующей благодати», согласно которому деяния Христа, Богоматери и святых, а также «сверхдолжные» подвиги благочестивых христиан создают «запас» благодати, находящийся в распоряжении церкви и позволяющей ей отпускать грехи достойным. Вначале 16 в. Папа Лев 5 для покрытия издержек своего двора (в связи с постройкой собора Св. Петра) наложил контрибуцию почти на всю Европу, что стало одной из главных причин «протестантской революции «охватившая весь католический мир и разделивший западный мир на католическую и протестантскую зоны.

3. Протестанты

Первая волна реформаторского течения возникла в Англии. Английские «лолларды» («бедные священники»), проповедавшие учение профессора Оксфордского университета Джона Виклифа (1320-1384), выступали за возврат церкви к евангельским идеалам. Они требовали подчинения церкви светской власти, протестовали против поборов римских пап с Англии, подвергали сомнению право духовенства отпускать грехи и выдавать индульгенции, отстаивали приоритет Библии перед Священным Преданием. Приемником английского богослова стал профессор пражского университета Ян Гус (1369-1415), призывавший церкви отказаться от богатства и от продажи индульгенций.

Сожжения Гуса на костре 6 июля 1415 г. по приговору Конституционного собора стало толчком для массовых волнений в стране, вскоре переросших в мощное национальное движение. Пять крестовых походов против мятежников потерпели поражение, и в 1433 г. Базельский собор заключил соглашение с умеренными гуситами, названные в последствии «чашниками» (в обмен на их лояльность к церкви собор даровал мирянам право причащаться не только хлебом, но и вином).

4. Христианский культ

4.1 Христианский храм

Храм, продуманный и совершенный по воплощению, является одним из центральных символов христианской культуры. По учению Иоанна Геометра(5в.), храм есть средоточие «всех красот вселенной»; это литургический образ мира, где потусторонние становится посюсторонним, смысл сходит во всякий предмет и Бог воплощается в человека.

Своды алтаря и поток символизируют два уровня неба; лампады и свечи - неземной Свет. Алтарный престол означает место Гроба Господня, апсида соответствует Вифлеемской пещере, где родился Спаситель, и пещере, где он был погребен. Даже священнослужители приобретают в литургии символическое значение: архиерей - это образ Господня, иереи - духовные чины, диаконы - ангелы и т. д.

Алтарь, самая нарядная часть храма. Его украшают золотом, резьбой. В алтарь ведут три двери, расположенной в предалтарной преграде: посередине иконостаса расположены царские врата, слева от них северные врата, справа - южные. Иконостас состоит из несколько рядов икон, изображающих Спасителя и Богоматерь, архангелов и святых, ветхозаветных патриархов и главные события новозаветной истории. Интересно, что в некоторых храмах под нижним ярусом, почти над самым полом можно увидеть изображения античных философов. Подразумевается, что они, не зная Христа, внутренне стремились к его познанию, а иногда даже давали о нем пророчества (Сократ, Платон, Вергилий).

Незадолго до падения Византии епископ Фессалонийский Симеон писал: А в высшем смысле храм Божий - мы сами. И ради нас в нем сии вещи чувственные, которые изображают нас».

В структуре храма запечатлен главный символ христианства - крест. В Римской империи деревянное сооружение в форме креста служило для казни преступников из числа рабов и других лиц низкого происхождения. В христианстве крест из орудия позорной смерти превратился в символ спасения и вечной жизни.

Крест - древний универсальный символ, знакомый едва ли не на всем цивилизациям прошлого. Его можно обнаружить в религиях Месопотамии, Египта, Китая, Греции, Рима и др. Крест обозначает пересечение четырех стихий, единство противоположный начал, соединение духа с материей (дух выражен вертикальной линией, материя - горизонтальной), олицетворял человека, способного к бесконечному развитию, как в горизонтальных так и вертикальных планах.

С 5 в. кресты украшают церковные апсиды, и возводятся на крышах храма; появляются изображения Христа, распятого на кресте. С 11 в. кресты ставятся в алтаре и включают в символику верховной светской власти (на диадемах монархов, на монетах, в гербах, и т. д.).

4.2 Богослужение

Главное христианское богослужение - литургия. Ее смысловым центром является таинство евхаристии, в которой Христос пре6дстает в двойном аспекте - как Бог, которому возносится жертва, и как жертва приносимая за грехи мира. Христианин, причащающийся Тела и Крови Христовых», становится единокровным Христу; «врастет во Христа». «Уже не я живу, но живет во мне Христос», - пишет апостол Павел.

Каждая часть литургии воспроизводит главные события новозаветной истории - рождение Спасителя в Вифлееме, выход его на проповедь, крестные страдания и смерть, положение во гроб и т.д. Вся церковь, земная и небесная, включается в литургическое действо. Участники мистерии символизируют небесные силы в их «великом страшном» служении, а храмовые иконы и распятия мистически соединяются горний и дольний миры.

Всякое богослужение совершается с «воспоминанием» о Христе. Этот особое, вневременное, когда душа человека устремляется в прошлое и настоящее, в будущее и вечно длящиеся.

Словесная часть литургии обречена в напевно-мелодическую форму.

«Мне кажется, писал Григорий Нивский, - что философия, проявляющая себя в мелодии, есть более глубокая тайна, чем об этом думает толпа».

Сходную мысль высказывает Иоанн Златоуст: «Ничто так не возвышает душу, ничто так не окрыляет ее, не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз, не наставляет в философии и не помогает достигать полного презрения к житейским предметам, как согласная мелодия и управляемое ритмом божественного песнопения».

Основные литургические песнопения сложились в глубокой древности. В 1в. Уже существовало антифональное пение и еврахистическая молитва; позднее появилось «Святый Боже…», Символ Веры», и другие молитвы.

В католических церквях богослужения совершаются по латинскому обряду.

5. Икона

5.1 Невыразимое

Предание относит создание первых икон к апостольским временам и связывает с именем евангелиста Луки. Наиболее древние из сохранившихся относятся катакомбной живописи.

В катакомбах-лабиринтах пещер, предназначенных для погребения усопших, - первые христиане спасались от проследования властей. В окрестностях Рима и Неаполя, Керчи и Сиракуз, Милоса и Александрии были построены целые подземные города, в которых коридоры с погребениями располагались друг над другом в несколько этажей. Этот особый мир был для христианина и церковью, и мартирием (постройкой над могилой мученика), и кладбищем. Стены катакомб покрывала роспись, здесь горели факелы, а через луменарии - отверстия в потолке - проходил дневной свет.

Первые христианские живописцы должны были разрешить сложные проблемы. Как изображать Христа и Богородицу? Ведь их облик каждый представляет по своему. Каково назначений изображения? Язычники полагали, что Бог может вселиться в собственную статую, но христиане называли такие статуи идолами, поскольку считали, что Бог незримо пребывает повсюду.

На оба эти вопроса был найден ответ. Христа, Богоматерь и других персонажей христианского пантеона стали изображать символически, что исключало вопрос о достоверности изображения.

Общие принципы изображения, выработанные в период «катакомбного» христианства, были восприняты и творчески переосмыслены византийскими иконописцами. В культовом искусстве Византии и других православных стран икона стала ведущим жанром. Особо расцвета достигла культовая живопись на Руси, где в течение 13-16 вв. возникло целое созвездие ярких национальных школ. В странах Западной Европы икона оказало значительное влияние на искусство, но в период Возрождения была вытеснена живописи и скульптурой.

Иконы выполнялись в технике энкаустики, мозаики, темперы, масла (с 18в.), на деревянных досках или холсте, реже на металлических пластинах. Древнейшие сохранившие иконы относятся к 6 в. Первоначально они представляли портреты святых и других персонажей христианского пантеона; 10-11 вв. появляются сюжетные композиции.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты