|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Вселенские соборы в православной традицииВселенские соборы в православной традицииМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОСОФИИ И РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ КАФЕДРА РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ Контрольная работа на тему: ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ В ПРАВОСЛАВНОЙ ТРАДИЦИИ Выполнил: магистрант гр. ФиР 04 Халиков Р.Х. Научный руководитель: доц. И.А. Козловский Донецк 2008 СОДЕРЖАНИЕ ВВедение Раздел 1. Основные характеристики вселенского собора РАЗДЕЛ 2. Исторический аспект семи вселенских соборов ВЫВОДЫ Список использованной литературы ВВедение Первоначально в христианстве собором называлось любое церковное собрание, однако в III веке термин стали употреблять по отношению к собраниям епископов (хотя присутствовать могли не только епископы) для управления Церковью. Самые первые из известных местных соборов проводились во II веке, а к 300 собрание епископов провинции стало привычным способом церковного управления. После того как Константин I провозгласил терпимость относительно христиан (313) и преследования закончились, епископы из многих провинций получили возможность собраться в общем соборе. Церковь в общеимперском масштабе начала проводить вселенские соборы, что подразумевало участие представителей всех поместных церквей, -- обычно по инициативе ромейских императоров, нередко председательствовавших на них и придававших их решениям статус государственных законов, нарушение которых c конца IV века каралось в уголовном порядке. Значение феномена вселенского собора для христианской традиции очень велико - это единственный церковный орган, уполномоченный безошибочно утверждать вероучительные и нравоучительные догматы от имени Святого Духа (ситуация не слишком изменилась даже после I Ватиканского собора, где подобными полномочиями был наделён также папа римский [2, с.63]). Цель данной работы - определение основных характеристик вселенского собора, а также освещение семи соборов, признаваемых в католической и православных традициях. Объектом исследования является феномен вселенского собора в ортодоксальной христианской традиции. Предмет исследования - существенные черты вселенского собора, взятые в историческом и нормативном аспектах. При этом данная работа касается только первых семи вселенских соборов - признанных таковыми в рамках православной и католической традиции. В работе использована литература по истории христианской церкви, как конфессиональная, так и научная, что позволяет рассмотреть феномен и снаружи, и изнутри традиции. Раздел 1. Основные характеристики вселенского собора Вселенский собор - это собрание преимущественно епископата христианской Церкви в её вселенской полноте, на котором обсуждаются вопросы и выносятся решения доктринального (догматического), церковно-политического и судебно-дисциплинарного характера. Соборы со статусом вселенских проводятся с IV века. «Форма разрешения спорных вопросов путем, так называемых вселенских соборов была не теоретически, не предумышленно, а эмпирически нащупана по поводу особо широких и особо острых потрясений в толще именно восточной половины Церкви. В западной половине, благодаря централизующему авторитету римской кафедры, нужды в Соборах Вселенских не чувствовалось» [3, с. 4]. При этом высокий авторитет римского епископа позволяет до сих пор католической традиции признавать вселенский статус всех соборов, где принимал участие папа римский или его легаты. Таким образом, Римская католическая церковь насчитывает 21 вселенский собор, православные церкви признают лишь семь первых вселенских соборов, проводившихся до разделения церквей (начало которому было положено в третьей четверти IX века), нехалкидонские церкви признают из них только первые три (их расхождение с остальными христианскими церквами началось с Халкидонского собора, осудившего монофизитство), несторианские церкви - только решения двух первых соборов. Вселенским соборам присущи внешние и внутренние отличительные признаки. К внешним признакам вселенских соборов относятся: - «участие в соборе представителей всех поместных церквей в лице предстоятелей их и епископов или заместителей их, уполномоченных и посланных (легатов) от них» [1, с. 385]; - признание собора вселенским всеми поместными церквами, как теми, от которых епископы присутствовали на нем, так и теми, от которых на нем не было представителей; - каноническая правильность в порядке созыва, состава участников, ведения и объявления определений собора. Внутренние признаки вселенского собора: - соответствие его постановлений Священному Писанию, апостольскому преданию, вероучению и правилам вселенской церкви всех предшествующих веков; - единодушное выражение на нем вероучения, которого все поместные церкви держались и держатся везде и всегда; - свойственная в церкви только вселенским соборам законодательная деятельность (составление символов веры и изложение догматов). «Главный и исключительно свойственный церкви предмет деятельности Вселенского собора есть составление символов веры и изложение догматов в значении неизменяемых образцов вероучения … обязательных для усвоения всеми членами церкви» [1, с. 386]. В разрешении вопросов об истинах вероучения и нравоучения вселенский собор обладает свойством непогрешимости, как орган вселенской церкви, руководимый Святым Духом. Догматические определения и каноны вселенских соборов помещаются в «Книге правил», определения и судебные решения -- в «Деяниях». Таким образом, суть Вселенского собора заключается в том, что этот орган призван устранять расхождения в вопросах вероучения и нравоучения в церкви, вынося решения, которые опираются на предшествующую традицию, определяют единое учение, необходимое к принятию всеми членами ортодоксальной церкви. Вселенский собор является единственным «законодательным» собранием внутри церкви, поскольку как совет епископов выступает от имени Святого Духа, обретая полномочия в силу непогрешимости третьей ипостаси Троицы. Институт Вселенских соборов возник как реакция на появляющиеся в церквах разногласия по вероучительным и административным вопросам и выступил агентом, позволяющим если не решить споры, то выработать ортодоксальную позицию по существенным вопросам, чтобы данная позиция стала ориентиром для дальнейшего развития церкви. РАЗДЕЛ 2. Исторический аспект семи вселенских соборов I Никейский собор -- прошёл в июне 325 в городе Никея (ныне Изник, Турция); продолжался больше двух месяцев и стал первым Вселенским собором в истории христианства. Собор был созван императором Константином Великим по поводу спора между епископом Александром и пресвитером Арием. На Первом Вселенском Соборе присутствовало 318 епископов, а также пресвитеры и диаконы. император Константин, приурочивший заседания Собора к двадцатилетию своего пребывания на троне, председательствовал на собрании. Папа Сильвестр делегировал на собор двух пресвитеров. На собор прибыли делегаты от территорий, не входивших в состав империи: из Питиунта на Кавказе, Воспорского царства, Скифии, Армении, Персии. Протоколы Первого Никейского собора не сохранились (А.В. Карташёв считает, что они и не велись [3, с. 33-34]). О решениях, принятых на этом соборе, известно из более поздних источников, в том числе из деяний последующих Вселенских соборов. Собор осудил арианство, утвердил постулат о единосущии Сына Отцу и предвечном рождении Сына. Также был составлен Символ Веры из семи пунктов, который впоследствии стали называть Никейским, зафиксированы преимущества епископов четырёх крупнейших епископских кафедр: Римской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской (6-й и 7-й каноны). Собор также установил время празднования Пасхи в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. I Константинопольский собор -- созван в 381 году императором Феодосием I (379--395) в Константинополе. Утвердил догмат об исхождении Святого Духа от Отца, о равенстве и единосущии Бога Духа Святого с прочими лицами Пресвятой Троицы -- Богом Отцом и Богом Сыном; дополнил и утвердил Символ веры в редакции, получившей название Никео-Константинопольской (Никео-Цареградской). Кроме того, установил статус епископа Константинопольского как епископа Нового Рима, второго по чести после Римского, вместо епископа Александрийского, до того считавшегося первым на Востоке и носившего титул «папа» (правило 3-е). В результате образовалась так называемая пентархия -- пятёрка главных епископских кафедр христианского мира: Рим, Константинополь, Александрия, Антиохия и Иерусалим. На соборе присутствовало 150 православных епископов. Феодосий пригласил на собор также 36 македонианских епископов во главе со старейшим епископом Елевсием Кизикским, надеясь, что они согласятся в исповедании веры с православными. Но епископы Македонии и Египта прямо заявили, что не допускают и не допустят «единосущия» и покинули собор. Папу Римского Дамасия I (из империи Гратиана) император Феодосий об открытии собора даже не извещал. Папа принял символ веры, но не каноны, по крайней мере, канон о старшинстве Константинополя после Рима. Тем самым было положено начало церковно-правовой полемике, а фактически - великому разделению церковного Востока и Запада. (Рим принял старшинство Константинополя после Рима только во времена латинской империи Константинополя, созданной в XIII веке во время Четвертого крестового похода). Второй Вселенский собор издал Послание, которое впоследствии было разделено на 7 правил; осудил и предал анафеме ереси (1-е правило собора): евномиан, аномеев, ариан, евдоксиан, полуариан или духоборцев (пневматомахов), савеллиан, маркеллиан, фотиниан, аполлинариан; ввёл запрещение епископам одних поместных церквей вмешиваться в дела других церквей. Догматическая деятельность собора нашла свое выражение в составлении символа, известного в истории церкви под именем Никео-Цареградского (принят на основе утвержденного на Римском соборе исповедания веры, которое папа Дамасий I прислал епископу Антиохийскому Павлину. До восьмого члена, то есть до изложения учения о Святом Духе, символ Второго Вселенского собора представляет собою Никейский символ, измененный и дополненный собором для опровержения ересей, которые вызвали необходимость созыва Второго Вселенского собора. В учении о Боге Отце в Никейском символе собор после слова «Творца» ввел слова «неба и земли». В учении о Сыне Божьем были заменены после «рожденного от Отца» слова «из сущности Отца, Бога от Бога» словами «прежде всех веков». При наличии в символе слов «Бога истинного от Бога истинного» выражение «Бога от Бога» являлось в некотором роде повторением, которое было исключено из текста. При этом опустили выражение «на небе и на земле», идущее за словами «чрез Которого все произошло». В учение о Сыне Божием, содержащееся в Никейском символе, собором вставлены некоторые слова (выделены жирным шрифтом), яснее выражающие православное учение о плотском естестве Богочеловека. Никейский символ оканчивался словами «(Верую) и в Духа Святого». Второй Вселенский собор дополнил его, присоединив к нему учение о Святом Духе, о Церкви, о крещении, о воскресении мертвых и о жизни будущего века; изложение учения об этих истинах веры и составляет содержание 8, 9, 10, 11, и 12 членов Никео-Цареградского символа. В заключение собор постановил форму церковного суда и принятия еретиков в церковное общение после раскаяния, одних через крещение, других через миропомазание, в зависимости от тяжести заблуждения (7-е правило Собора). Хотя в греческих, славянских и русских изданиях II Вселенскому собору приписывается 7 правил, но в действительности ему принадлежат только первые четыре, о которых упоминают и церковные историки V века. Правила же 5-е и 6-е составлены на Константинопольском соборе 382 года, 7-е представляет собою сокращение послания, сделанного Трулльским собором (692 г) от лица Константинопольской церкви к Антиохийскому епископу Мартирию. Эфесский (Ефесский) собор -- проходил в городе Эфесе (Малая Азия) в 431 году по инициативе императора Феодосия II. На нём присутствовали около 200 епископов. Поводом для созыва Эфесского собора был конфликт между Константинопольским Патриархом Несторием, который трактовал учение о воплощении Сына, разделяя в Нём соединение двух естеств и называя Марию не Богородицей, а Христородицей, и Кириллом Александрийским, который стоял на позициях термина "Богородица" и за соединение двух естеств. Переписка не привела к положительным результатам, и тогда Кирилл написал против Нестория свои анафематизмы. С самого начала на соборе наметился раскол - антиохийская и александрийская делегация стали заседать раздельно. Несторий председательствовал на заседании Антиохийской делегации, Кирилл - на заседании александрийской, до прибытия римских легатов будучи и представителем римского епископа. Позже к нему примкнула римская делегация. Таким образом, каждая из противостоящих сторон выступала от имени двух патриархов (Антиохийский и Константинопольский с одной стороны, и Александрийский и Римский с другой). Антиохийская делегация признала Кирилла еретиком, и низложила его. То же сделала александрийская делегация с Несторием. Спор был решён императором Феодосием II, который утвердил постановление Александрийской делегации. Те, кто признал постановление Антиохийской делегации, основали несторианскую церковь, подвергшуюся преследованиям на всей территории Империи. Даже в Антиохии вскоре утвердились противники Нестория - монофизиты. Первые шесть правил, составленных собором, касаются вероисповедных вопросов, связанных с ересью Нестория, не имея дисциплинарного значения. Собор кроме Нестория в своем определении осуждает "Келестиево мудрование". Келестий или Целестий проповедовал ересь Пелагия, отрицая значение первородного греха и необходимость благодати для спасения. 7-е правило говорит о том, как следует хра-нить неповрежденной никейскую веру. В изложении Аристина правило имеет такой вид: «Епископ, проповедующий другую веру, кроме Никейской, лишается епископства, а мирянин изгоняется из Церкви. Тот, кто, кроме веры, составленной святыми отцами, собравшимися в Никее, предлагает иной нечестивый символ на развращение и на пагубу обращающихся к познанию ис-тины из эллинства или иудейства или от какой бы то ни было ереси, если мирянин, должен быть предан анафеме, а если епископ или клирик, должен быть лишен епископства и служения в клире». Впоследствии канон использовался православными полемистами против латинского искажения Никео-цареградского символа добавлением в него «filioque». 8-е правило собора утверждает авто-кефалию Кипрской Церкви, которая оспаривалась Антиохийской кафедрой, притязавшей на юрисдикцию над Кипром. В канонические сборники Римской Церкви правила Ефесского собора не вошли. В отдельных латинских руко-писях встречаются лишь отрывки из соборных определений, иные, чем те, которые получили канонический авторитет на Востоке. Халкидонский собор -- созван императором Маркианом по согласию с папой Львом I в Халкидоне (совр. Кадикой, район современного Стамбула) в 451, по поводу монофизитства. Заседания Халкидонского собора происходили в храме св. мученицы Евфимии. Собор был открыт 8 октября 451 и продолжался до 1 ноября; проведено семнадцать пленарных заседаний. Согласно эдикту императора, епископы собрались в Никею, но скоро вызваны были в Халкидон, поближе к столице, где император имел возможность присутствовать на соборных заседаниях, которыми руководили императорские чиновники: главнокомандующий Анатолий, префект претория Востока Палладий и префект Константинополя Татиан. Диоскор, патриарх Александрийский, продолжая дело своего предшественника Кирилла на Эфесском соборе 431 г. в борьбе с несторианством Антиохийской богословской школы, на Эфесском соборе 449 г. решил поставить окончательную точку в догматической борьбе с несторианством -- в результате «излишне двойственная» несторианская природа Христа была заменена в решении собора «монолитной» монофизитской. Такая формулировка расходилась с Epistola dogmatica, отправленном к архиепископу Флавиану, главе Константинопольского патриархата и собору в 449 г папой Львом I Великим. Сам Лев I на соборе не присутствовал, однако прислал легатов, которые не отстояли его формулировки, и решения собора были утверждены императором Феодосием II. Смерть Феодосия, сестра которого, Пульхерия, носившая титул Августы, стала женой сенатора Маркиана и возвела его на трон, изменила обстановку: Пульхерия была сторонницей Льва I. Председателем собора был Анатолий Константинопольский. Число всех присутствовавших на соборе отцов, включая и уполномоченных лиц пресвитерского сана, замещавших того или другого епископа, можно полагать между 600--630. Папа Лев, желавший, чтобы собор созван был в Италии, прислал все-таки своих легатов на Халкидонский собор. Прежде всего, отцы собора занялись рассмотрением деяний т.н. «разбойничьего» собора 449 года в Эфесе, и судом над Диоскором. Обвинителем был Евсевий Дорилейский.. Собор осудил Диоскора и низложил его, кроме того был осуждён «разбойничий» собор и Евтихий. На Соборе изложено учение о двух естествах в лице Иисуса Христа, снимающее крайности несторианства и монофизитства. Приняв за образец православного учения изложение веры Кирилла Александрийского и Иоанна Антиохийского, а также послание Льва римского к Флавиану, участники определили догмат об образе соединения в лице Иисуса Христа двух естеств [3, с. 343]. Число подписавших решение было приблизительно на 150 человек меньше числа собравшихся на собор. Когда донесли Маркиану, что все сделано, он прибыл с Пульхерией на собор в 6-е заседание, произнес речь, в которой выразил радость, что все сделано по общему желанию и мирно. Собор оставил 30 правил. Главные их предметы -- церковное управление и церковное благочиние. Важнейшее значение имело правило 28-е, устанавливавшее верховенство кафедры епископа Константинополя на Востоке После собора император издал строгие законы относительно монофизитов. Диоскор и Евтихий сосланы были в отдаленные провинции. Второй Константинопольский собор -- созван в 553 году, в городе Константинополе, при императоре Юстиниане I. Отверг учения богословов Феодора Мопсуэстийского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского (т.н. «антиохийская школа»), близкие несторианству. Собор был созван по поводу споров между последователями Нестория и Евтихия. На заседаниях присутствовало 165 епископов. Главный предмет споров - сочинения Феодора, Феодорита и Ивы, где ясно выражались несторианские позиции, и о которых на Халкидонском соборе ничего не было упомянуто. Несториане в споре с евтихианами (монофизитами) ссылались на эти сочинения, а евтихиане находили в этом предлог отвергать четвёртый Вселенский собор. учение Оригена о предсуществовании человеческих душ встретило осуждение и порицание со стороны богословов и святых отцов Церкви и было осуждено на соборе. Осуждены были также еретики, не признававшие общее воскресение мертвых. Собор осудил все три сочинения и самого Феодора, как не раскаявшегося, а относительно двух остальных осуждение ограничилось только их несторианскими сочинениями, сами же они были помилованы, так как отказались от своих мнений. Третий Константинопольский собор -- проведен в 680 году в Константинополе при императоре Константине Погонате, созван был против учения монофелитов, которые, хотя признавали в Иисусе Христе два естества, Божеское и человеческое, но одну Божественную волю. После 5-го Вселенского собора волнения, производимые монофелитами, продолжались и грозили империи большой опасностью. Император Ираклий, желая примирения, решил склонить православных к уступке монофелитам и силою своей власти повелевал признавать в Иисусе Христе одну волю при двух естествах. Против этого выступили Софроний Иерусалимский и константинопольский монах Максим Исповедник. На шестом соборе было около 170 отцов, среди них легаты Римского епископа, а при составлении правил 240. Шестой Вселенский собор отверг учение монофелитов, «утвердил правила, которыми Церковь должна управляться, а именно: 85 правил св. Апостолов, правила 6-ти Вселенских и 7-ми поместных соборов и правила 13отцов Церкви» [3, с. 497]. Через 11 лет собор вновь открыл заседания в царских палатах называемых Трулльскими, для решения вопросов, по преимуществу относящихся к церковной дисциплине. На Востоке решения Трулльского собора входят в канонические сборники как решения Шестого Вселенского собора. Второй Никейский собор был созван в 787 году, в городе Никее, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), и состоял из 367 отцов, представлявших почти исключительно Восток. Собор был созван против иконоборческой ереси, возникшей за 60 лет до собора, при императоре Льве Исавре. Движение продолжалась при его сыне Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре. Седьмой Вселенский собор определил употреблять в храмах и домах иконы Господа Иисуса Христа, Божией Матери, Ангелов и Святых, чествовать их поклонением (но не таким, какое прилично Богу), целованием, возжжением перед ними светильников и фимиамом. Ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразу, а поклоняющийся иконе поклоняется лицу, изображенному на ней. Решения этого собора вызвали возмущения у франкского короля Карла Великого (будущего императора), и в 792 г. он послал папе список из 85 ошибок, которые были допущены на этом соборе. Карл считал одобрение византийской формулы о том, что "Святой Дух исходит от Отца" - главнейшим "грехом", и настаивал на прибавлении слов: "и от Сына" (filioque). Этим был продолжен старый догматический спор между восточной и западной церквами. Богословские споры о филиокве были частью широких противоречий между Западом и Востоком. Собор не смог остановить движение иконоборцев. Это было сделано только на Константинопольском соборе 843 года при императрице Феодоре. Последующие соборы имеют статус Вселенских только для западной традиции, где основным требованием является присутствие не всех епископов, а только находящихся в единстве с папой римским [2, с. 68]. Описанные же семь признаны в рамках всей ортодоксальной традиции, основанием которой они и являются. Говоря словами М.Э. Поснова: «Никейский и халкидонский век есть период выработки и установления вселенской ортодоксии, т.е. учения о Святой Троице, о вочеловечении и богочеловеческой природе Иисуса Христа» [5, с.353]. Из вышесказанного видно, что в ходе борьбы между разными богословскими школами и направлениями, отражённой в деятельности Вселенских соборов, выкристаллизовались вероучительные и административные границы, определилось ортодоксальное христианское учение, а также установился сам порядок придания некоторым вероутверждениям статуса ортодоксальных и общеобязательных. ВЫВОДЫ Вселенский собор - это исторически обусловленное явление в христианской традиции, связанное с периодическим возникновением разногласий в трактовке вероучительных и нравоучительных позиций на общецерковном уровне, когда появляется необходимость выделить среди соперничающих позиций ортодоксальную. Вселенский собор как раз обладает статусом уполномоченного Святым Духом и непогрешимого, что позволяет авторитетно выносить решения по поводу тех или иных догматических, церковно-политических и судебно-дисциплинарных разногласий. Статус вселенскости предполагает присутствие на соборе наиболее значимых епископов или их представителей, признание решений собора всеми поместными церквами, непротиворечивость решений собора относительно традиции. Разные традиции внутри христианства насчитывают разное количество Вселенских соборов, но описанные в данной работе приняты в качестве таковых поместными православными и католической церквами, их решения признаны в рамках ортодоксальной традиции обязательными, хотя отдельные трактовки этих положений расходятся. На Вселенских соборах выработаны фундаментальные христологические догматы, установлен статус главных епископских кафедр и их место в диптихе, отсеяны и объявлены вне закона учения, признанные еретическими. Вселенские соборы имеют, таким образом, важное значение в развитии христианской церкви, позволяют сохранять единство доктринальной и административной традиции в общецерковных масштабах, разрешать Список использованной литературы 1. Горчаков М.И. Вселенские соборы // Христианство: Энциклопедический словарь: В 2 т.: т.1: А - К / Ред. кол.: С.С.Аверинцев (гл. ред.) и др. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. - С. 385 - 387 2. Ерде П. Церковне конституційне право / Пер. з угор. П. ґерґелі. - Львів: Свічадо, 1998. - 156 с. 3. Закон Божий. - М.: Молодая гвардия, 1991. - 724 с. 4. Карташев А.В. Вселенские соборы. - Клин, Христианская жизнь, 2002. - 686 с. 5. Поснов М.Э. История христианской Церкви. (До разделения Церквей - 1054 г.). - М.: Высшая школа, 2005. - 648 с. - (Классика философской мысли). |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |