|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Аграрная политика в системе общественных отношенийАграрная политика в системе общественных отношений14 РЕФЕРАТ На тему: «Аграрная политика в системе общественных отношений» Содержание Введение 1. Аграрная политика как составная часть экономической политики 2. Предмет и методы аграрной политики 3. Группы интересов в аграрной политике 4. Объекты, субъекты и структурные элементы аграрной политики Заключение Список использованной литературы Введение Под термином «политика» (от греч. Politika - государственные или общественные дела) понимают деятельность в сфере отношений между социальными группами населения и классами, а также участие в делах государства, определение форм, задач и содержания его деятельности. Ядро политики - обретение, удержание и использование государственной власти. Государству как управляющей системе общества принадлежит решающая роль в определении приоритетов, целей и задач общественного развития, а также в разработке и реализации системы конкретных мер по их достижению. Различают внешнюю и внутреннюю политику, с помощью которых решается задача сохранения и упрощения существующей в государстве системы общественных отношений. Нормальное развитие общества возможно только на основе тесного и гармоничного взаимодействия основных сфер жизнедеятельности - политической, экономической, социальной и духовной. Экономике принадлежит исключительная роль в обеспечении жизни общества как сфере производства и воспроизводства, материальных благ. Экономическая жизнь общества развивается по специфическим законам, однако отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ в истории человечества всегда имели социально - политическую окраску. Это вынуждало государственную власть в той или иной степени вмешиваться в экономические процессы, осуществлять их корректировку и регулирование, то есть разрабатывать и осуществлять эко6омическую политику. 1. Аграрная политика как составная часть экономической политики Экономическая политика - это поведение государства в отношении национальной экономики, определенная система действий, направленных на поощрение или изменение экономических процессов. Для экономической политики характерны позитивный и нормативный подходы. Позитивный подход служит базой для анализа и научного прогнозирования. Нормативный подход способствует исправлению ситуации путем разработки соответствующих рецептов, политико-правовых нормативов, обязательных для исполнения. Сложность экономической политики заключается в том, что на пути к достижению определенной цели она затрагивает многочисленные хозяйственные сферы: финансы, кредит, денежное обращение, налоговую систему, промышленность, сельское хозяйство, внешнюю торговлю и др. В рамках каждой сферы экономическая политика конкретизируется и реализуется как финансово-кредитная, налоговая, бюджетная, структурная, внешнеэкономическая, промышленная, аграрная и т.д. Это подсистемы общей экономической политики государства. Как показывает отечественный и мировой опыт, каждая подсистема в структуре экономической политики может стать мощным средством воздействия на экономическую систему и общественную жизнь в целом. Экономическая политика государства призвана решать конкретные задачи: - стимулировать макроэкономический рост и стабильность; - создавать и поддерживать на должном уровне необходимую для нормального развития рынка инфраструктуру; - корректировать равновесие рынка в тех ситуациях, когда механизм его саморегуляции дает «сбои». Аграрная политика - составная часть экономической и общей политики государства. В экономической литературе представлены два принципиальных подхода к пониманию сущности аграрной политики. 1. В узком смысле слова под аграрной политикой понимают систему целей и мероприятий, направленных на развитие аграрного сектора экономики. 2. В широком смысле слова в аграрную политику включают: - политику развития аграрного сектора; - продовольственную политику, касающуюся потребления продуктов питания основными группами и слоями населения; - агропромышленную политику, связанную с проблемами обслуживания сельского хозяйства; - внешнеторговую аграрную политику. В этой связи аграрная политика может быть определена как совокупность принципов и действий, которые проводит государство в решении комплекса проблем, связанных с функционированием агропромышленного комплекса (собственно сельскохозяйственного производства, структур агробизнеса, рынка сельхозпродукции, потребления, развития сельских сообществ и т.д.). 2. Предмет и методы аграрной политики При разработке аграрной политики крайне важно учитывать: - отношения, возникающие по поводу владения, распоряжения и пользования землей и другими факторами сельскохозяйственного производства; - спрос и предложение на материально-технические ресурсы, сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие; - состояние инфраструктуры рынка; - соотношение цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности; - соотношение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и других групп населения; - развитие производственной и социальной инфраструктуры на селе; - необходимость обеспечения физической и экономической доступности продовольствия для основных социально - демографических и территориальных групп населения. Предмет аграрной политики - это те стороны социально - экономических отношений в АПК, которые не могут быть отрегулированы механизмами рыночной экономики и требуют для своего решения участия государства. Методы аграрной политики - это приемы (инструменты) государственного регулирования экономики АПК. Задачами государственного регулирования АПК являются: - стабилизация и развитие агропромышленного производства; - обеспечение продовольственной безопасности страны; - формирование и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; - улучшение продовольственного обеспечения населения; - поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики; - сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и других отраслей экономики; - защита отечественных товаропроизводителей. По способу функционирования различают методы прямого и косвенного воздействия на аграрную экономику. Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование, при котором субъекты экономики вынуждены принимать решение, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. В качестве примера могут быть названы изменения в налоговом законодательстве, все возможные административные ограничения в области контроля качества продовольствия и т.д. Методы прямого воздействия часто бывают наиболее эффективными благодаря оперативному достижению экономического результата. Однако у них есть серьезные недостатки, связанные с созданием помех в рыночном процессе. Методы косвенного воздействии проявляются в том, что государство прямо не влияет на принимаемые субъектами экономики решение, но создает предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты отдавали предпочтение тем вариантам экономических решений, которые соответствуют целям экономической и аграрной политике. Преимущества данных методов заключаются в том, что они не нарушают рыночную ситуацию, состояние динамического равновесия. 3. Группы интересов в аграрной политике Аграрная политика, как и политика в целом, определяется многообразием общественных, групповых и частных интересов. Носители интересов - это отечественные товаропроизводители и потребители сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Они представляют собой достаточно сложную группу субъектов рыночных отношений, в которой возможны определенные противоречия. Выразители интересов также достаточно сложная и противоречивая группа, включающая в себя политические партии, общественные и профессиональные объединения. Группы выразителей интересов не случайно называют группами давления. У них есть еще и третье наименование - лоббирующие организации. Лоббизм-это повсеместная мировая практика, которая, безусловно, нуждается в законодательном регулировании. Лоббирующие организации, как правило, устанавливают тесные отношения с таким влиятельным в общественном «классом», как государственная бюрократия. Бюрократия - это слой служащих - профессионалов, принимающих непосредственное участие в подготовке, реализации и контроле за ходом реализации решений, принимаемых начальствующим субъектом. Бюрократия - влиятельный слой общества. Политики выступают первыми в ряду субъектов, формирующих аграрную политику государства. Политики и бюрократия стремятся к поддержке агропродовольственного сектора в ожидании политических и общественных дивидендов. Из общественно-политических организаций наиболее влиятельны в сфере аграрной политике Агропромышленный союз в России, образованы в 1997 году по инициативе с мест на базе бывшего Аграрного союза. Основная его цель - представление и защита интересов сельских товаропроизводителей в органах государственной власти и местного самоуправления всех уровней, хозяйственных и общественных организациях. В конце 80-х годов была создана АККОР - Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России. Наряду с Агропромышленным союзом АККОР участвует в подписании ежегодных соглашений с Правительством. В Российской Федерации первым лоббистом интересов сельского хозяйства в Правительстве перед лицом Министерства финансов РФ и Министерства экономического развития и торговли РФ выступает Министерство сельского хозяйства РФ. Оно борется за перераспределение бюджетных средств в пользу реализации своих отраслевых программ. В 2002 году в нашей стране насчитывалось свыше 45 отраслевых союзов АПК, 36 из которых входили в Ассоциацию союзов АПК России. Отличительной чертой отраслевых союзов АПК является то, что в них представлены в основном переработчики, пищевики и трейдеры. Один из первых и наиболее удачных союзов - союз сахаропроизводителей России. Создан в 1996 году несколькими крупными сахарными торговцами и региональными ассоциациями сахарных заводов. Главную свою задачу Союз видит в установлении режима наибольшего благоприятствования переработчикам сахара России. Другим крупным и самым первым союзом производителей стал Российский зерновой союз, созданный в 1994 году. Союз осуществляет мониторинг рыночной конъюнктуры. Свою задачу он видит в оказании влияния на процесс регулирования зернового рынка в России. В ноябре 1998 года создан Мясной союз России, объединивший мясоперерабатывающие предприятия, торговые компании на мясном рынке, Ветеринарную ассоциацию России и т.д. Общая численность Союза - 272 предприятия. Они представляют 72 региона страны. Союз имеет весьма обширные уставные цели. В мае 2002 года Министерство сельского хозяйства РФ инициировало создание общероссийской общественной организации - Российское аграрное движение (РАД). Его цель - быть выразителем и защитником интересов миллионов тружеников села и агропромышленного комплекса. По мнению некоторых политиков, появление организации, созданной министерской номенклатурой, может привести к дестабилизации в аграрном движении. 4. Объекты, субъекты и структурные элементы аграрной политики Аграрная политика как единое целое состоит из ряда взаимосвязан ых частей, или структурных элементов: сельскохозяйственной, агропромышленной, продовольственной и внешнеэкономической аграрной политики. Каждому структурному элементу аграрной политики соответствует свои объекты. Таблица 1. Аграрная политика
Представленные объекты могут быть логически объединены в такое понятие, как «рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», существующий вне зависимости от того, реализуется определенная аграрная политика или нет. Воздействуя на различные группы участников рыночных отношений, государство влияет тем самым на рыночную ситуацию. Государство может поддерживать в качестве приоритетной отрасли как сельскохозяйственное производство, так и переработку или потребление. Предприятия и организации агропромышленного комплекса - только часть объектов аграрной политики. Они обеспечивают производство ресурсов для села, производство и переработку сельскохозяйственной продукции. Основным объектом государственной поддержки выступает, как правило, сельскохозяйственный товаропроизводитель. Однако и другие объекты, например малообеспеченные слои населения, не остаются без должного внимания. В России исключительной заботой государства является обеспечение продовольствием населения районов, находящихся в зонах вечной мерзлоты и Крайнего Севера. На данных территориях сельскохозяйственное производство практически невозможно либо имеет ограниченные перспективы. Завоз продовольствия на коммерческой основе порой крайне дорогостоящ и не выгоден для бизнеса, поэтому государству приходится решать эту проблему. К субъектам аграрной политики относятся государственные и общественные институты, принимающие и реализующие агрополитические решения либо оказывающие влияние на их разработку. Право принимать решения по вопросам политики принадлежит высшим должностным лицам и соответствующим структурам законодательной и исполнительной ветвей власти государства. Они также осуществляют контроль за исполнение принимаемых решений. Само исполнение обеспечивается отраслевыми ведомствами и учреждениями государства. Особенность России как федеративного государства состоит в том, что страна нуждается в четком правовом разграничении предметов ведения и полномочий на уровне федеральных, региональных и муниципальных структур хозяйственного управления. Вместе с тем цели, задачи и принципы политики, по возможности, должны быть едиными. Государственное регулирование АПК призвано не подменять собой рыночный механизм, а обеспечивать условия для эффективного развития объектов регулирования, одновременно выступающих в качестве субъектов рынка. Негосударственные субъекты аграрной политики по степени политической активности и претензиям на «вхождение во власть» можно условно разделить на три большие группы: · Политические партии; · Общественно-политические организации; · Общественные организации. Особо необходимо отметить роль аграрной науки в качестве субъекта аграрной политики. Как правило, во всех странах аграрная наука развивается на государственных научно-исследовательских учреждений и университетов. На основе бюджетного финансирования наука получает как бы «государственный заказ» на проведение определенных исследований. Вместе с тем крайне важно, чтобы наука оставалась верна принципам объективности и беспристрастности и не была «ангажирована» как властью, так и ее оппонентами. Разработка аграрной политики должна осуществляться на основе научных исследований, чтобы ее по праву можно было бы назвать научной. То есть основу аграрной политики в обязательном порядке должен быть положен принцип научности. Говоря о субъектах аграрной политики, нельзя обойти вниманием и средством массовой информации, во многом формирующие общественные мнения, соответствующие отношения к тем или иным программам, действием, решением власти, политических партий, политиков и т.д. Нельзя также сбрасывать со счетов и потенциал конструктивной критики, реализуемой через СМИ. Заключение Нормальное развитие общества возможно только на основе тесного и гармоничного взаимодействия основных сфер жизнедеятельности - политической, экономической, социальной и духовной. Сложность экономической политики заключается в том, что на пути к достижению определенной цели она затрагивает многочисленные хозяйственные сферы: финансы, кредит, денежное обращение, налоговую систему, промышленность, сельское хозяйство, внешнюю торговлю и др. В рамках каждой сферы экономическая политика конкретизируется и реализуется как финансово-кредитная, налоговая, бюджетная, структурная, внешнеэкономическая, промышленная, аграрная и т.д. Аграрная политика - составная часть экономической и общей политики государства. Формируется аграрная политика в тесной связи с другими составляющими политики - внешнеторговой, промышленной, экологической, социальной и т.д. Аграрная политика, как и политика в целом, определяется многообразием общественных, групповых и частных интересов. Список использованной литературы 1) Аграрная политика (Запад, Восточная Европа, Россия). Ч. 1, 2: Обзорн. Информ / Под ред. В.И. Назаренко. - М: ВНИИТЭ Иагропром, 2000 г. 2) Аграрная политика. Курс лекций / Под ред. В.И. Новичкова. - М: Союз, 1997. - 275 с. 3) Киршке Д. Международная аграрная экономика и аграрная политика // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2000 г. - №6. - С. 5-13. 4) Концепция аграрной политики Российской Федерации (проект). - М: ВНИИЭСХ, 1999 г. 5) Милосердов В.В., Милосердов К.В. Аграрная политика России-М.: 2002 г. 6) Новичков В.И. Аграрная политика: предмет, задачи, методология: Учебное пособие. - Саратовский университет, 2000 г. - 20 с. 7) Новичков В.И., Калашников И.Б., Новичкова В.И. Аграрная политика: Учебное пособие, 2001 г.-С. 10 8) Серова Е.В. Аграрная политика. - М.: ВШЭ, 1999 г. 9) Зинченко А.П. Аграрная политика - М «КолосС», 2004 г. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |