|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Правовой режим земель поселенийПравовой режим земель поселенийМинистерство внутренних дел Российской Федерации Белгородский юридический институт Кафедра гражданско-правовых дисциплин Дисциплина «Земельное право»РефератНа Тему: «Правовой режим земель поселений» Подготовил: Курсант 144 взвода Рядовой милиции Васильченко А.Н. Проверил: Преподаватеть кафедры капитан милиции Петров В.А. Белгород 2008 Введение Одним из основных элементов правового режима является наличие прав и обязанностей субъектов правоотношений по использованию земель. Они зависят как от особенностей используемого объекта (земли), так и от правового статуса субъектов. Так, юридические лица несут ответственность в соответствии с гражданским законодательством и ст. 74--76 ЗК РФ. Физические лица могут быть привлечены к уголов-ной, гражданской и иным формам ответственности. Правовой режим земель поселений Все земли в Российской Федерации подразделяются на несколько категорий. Одной из них являются земли поселений. Данные земли представляют собой пространственно-операционный базис располагающихся на них городов и других поселений. В настоящее время, когда все население проживает в городах, поселках и иных поселениях, крайне важно рациональное использование земель данного вида, разработка вопросов государственного управления (т.е. система учета, мониторинга, кадастра), их использования, а также наличие достаточных мер для охраны данного режима от нарушений. Землями поселений признаются земли, предоставленные для раз-мещения и развития городов, поселков и сельских поселений (ст. 83-- 86 ЗК РФ). Земли поселений -- одна из категорий земель в земельном фонде России. Согласно Градостроительному кодексу РФ от 01.01.2005 все населенные пункты Российской Федерации подразделяются на городские (города и поселки), сельские (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки) и иные поселения. При этом в зависимости от численности населения городские и сельские поселения соответственно подразделяются на: -- сверхкрупные города (численность населения свыше 3 млн. человек); -- крупнейшие города (численность населения от 1 млн. до 3 млн. человек); -- крупные города (численность населения от 250 тыс. до 1 млн. человек); -- большие города (численность населения от 100 тыс. до 250 тыс. человек); -- средние города (численность населения от 50 тыс. до 100 тыс. человек); -- малые города и поселки (численность населения до 50 тыс. человек); -- крупные сельские поселения (численность населения свыше 5 тыс. человек); -- большие сельские поселения (численность населения от 1 тыс. до 5 тыс. человек); -- средние сельские поселения (численность населения от 200 человек до 1 тыс. человек); -- малые сельские поселения (численность населения менее 200 человек). Градостроительный кодекс РФ регулирует градостроительную дея-тельность -- деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц в области градо-строительного планирования развития территорий и поселений, определения видов использования земельных участков, проектирования, строительства и реконструкции объектов недвижимости с учетом интересов граждан, общественных и государственных интересов, а также национальных, историко-культурных, экологических, природных особенностей указанных территорий и поселений. Использование земель поселений осуществляется на основе градо-строительной документации -- документации о градостроительном планировании развития территорий и поселений и об их застройке. Статья 7 Градостроительного кодекса РФ обеспечивает право граждан на благоприятную среду жизнедеятельности. В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин имеет право на благоприятную среду жизнедеятельности. Осуществление такого права гражданина предусматривает: - градостроительное планирование развития территорий и поселений; - участие граждан и общественных объединений в осуществлении градостроительной деятельности; государственное нормирование градостроительной деятельности; лицензирование градостроительной дея-тельности отдельных видов; сертификацию строительных материалов отдельных видов и услуг отдельных видов в области строительства; государственный и общественный контроль за осуществлением градо-строительной деятельности и соблюдением законодательства РФ о градостроительстве; - компенсацию вреда, причиненного гражданам в результате нарушения законодательства РФ о градо-строительстве и повлекшего за собой ухудшение среды жизнедеятель-ности; возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граж-дан в результате нарушения законодательства РФ о градостроитель-стве; привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства РФ о градостроительстве. Важная роль в регулировании земельных отношений в поселени-ях принадлежит Федеральному закону от 17.11.95 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 10.01.03). Данный Федеральный закон регулирует отношения, возни-кающие в процессе профессиональной деятельности архитектора по созданию архитектурных объектов в целях обеспечения безопасной, экологически чистой, социально и духовно полноценной, благоприят-ной среды жизнедеятельности человека и общества. Федеральный закон направлен на развитие архитектурного искусства, содействие охране произведений архитектуры, памятников истории и культуры, а также природных ландшафтов. В ЗК РФ нормы о землях всех видов поселений (т.е. землях го-родов, рабочих, курортных и дачных поселков и сельских поселений) помещены в один раздел. Это говорит о том, что правовое регулиро-вание земельных отношений в городах и сельских поселениях имеет общие сходные черты. Назначение земель поселений заключается в том, что они функ-ционируют как фундамент, как место, пространственно-операционный базис, используемый в целях строительства. Пространственную и зе-мельно-ресурсную основу городских и сельских поселений составля-ют территории в пределах установленных границ (черты) городских и сельских поселений, а также все, что находится над и под поверх-ностью указанных территорий. Земли поселений могут быть охарактеризованы общими для них отличительными признаками: - земли городов и сельских поселений имеют общее предназначе-ние: обслуживание городов и сельских поселений; - земли поселений характеризуются тем, что они расположены внутри черты: для земель городов -- городской черты, а для земель поселений -- черты сельских поселений. Данная черта -- это внешняя граница земель города, поселка, сельского поселения, которая отделяет их от других категорий земель. Она устанавливается и изменяется органами, утверждающими генеральные планы, проекты планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов. Включе-ние земельных участков в черту города, поселка, сельского населенного пункта не влечет прекращения права собственности на землю, права землевладения, землепользования и аренды на эти участки. Следует отметить, что городская черта и черта сельских поселений устанавливается и изменяется в порядке, предусмотренном Градостро-ительным кодексом РФ, земельным законодательством РФ. Однако черта поселений охватывает не только земли, застроенные зданиями и сооружениями, но и незастроенные земельные участки, предназна-ченные для обслуживания хозяйства и населения. Городская черта и черта сельского поселения определяет внешнюю границу, т.е. размер их территории. Внутренняя организация земель осуществляется в соответствии с утвержденными генпланами, проек-тами планировки и застройки (ст. 84 ЗК РФ). Все земли в пределах черты поселения находятся в ведении соот-ветствующих органов местного самоуправления. Особенности государственного управления землепользованием в поселениях. Государственное управление земельными отношениями в поселени-ях осуществляют на федеральном уровне Правительство РФ и другие органы исполнительной власти РФ в области регулирования градо-строительной деятельности (федеральный орган архитектуры и градо-строительства; органы государственной экспертизы градостроительной и проектной документации); на уровне субъектов РФ -- органы госу-дарственной власти субъекта РФ и органы архитектуры и градостро-ительства субъектов РФ (территориальные органы архитектуры и гра-достроительства); на местном же уровне государственное регулиро-вание осуществляют не входящие в систему государственных органы местного самоуправления. Они сами не пользуются землей, .поэтому функцию хозяйственной эксплуатации не выполняют. Однако в своей деятельности по регулированию земельных отношении органы мест-ного самоуправления наделены широкими полномочиями, которые устанавливаются уставами муниципальных образований в соответ-ствии с законодательством РФ о местном самоуправлении. В ведении муниципальных образований в области градостроитель-ства находятся: принятие и изменение правил застройки, иных нор-мативных правовых актов органов местного самоуправления в "облас-ти градостроительства; утверждение и реализация градостроительной документации о градостроительном планировании развития террито-рий городских и сельских поселений, других муниципальных образо-ваний и об их застройке, схем и проектов развития инженерной, транс-портной и социальной инфраструктур и благоустройства указанных территорий; разработка проектов черты городских и сельских посе-лений, черты других муниципальных образований и внесение в соот-ветствующий орган государственной власти предложений об их утвер-ждении; организация и проведение инвентаризации земель, других объектов недвижимости городских и сельских поселений, других му-ниципальных образований; принятие решений об обеспечении потреб-ностей населения в земельных участках из земель, находящихся в муниципальной собственности или переданных в ведение органов местного самоуправления, для осуществления градостроительной дея-тельности; организация ведения государственного градостроительно-го кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельнос-ти; выдача в установленном порядке разрешений на строительство объектов недвижимости; разрешение споров в области градостроитель-ной деятельности в пределах своей компетенции; финансирование разработки и реализации градостроительной документации; осуществ-ление контроля за соблюдением нормативных правовых актов орга-нов местного самоуправления, а также законодательства РФ о градо-строительстве; утверждение положений об органах архитектуры и градостроительства городских и сельских поселений, других муници-пальных образований; информирование населения о принимаемых и принятых решениях в области градостроительства, организация и про-ведение референдумов по вопросам градостроительства; выполнение функций заказчиков разработки градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований и об их за-стройке. Компетенция соответствующих органов местного самоуправления на местах распространяется лишь на территории, находящиеся внутри соответствующей черты.. Компетенция органов местного самоуправления может распространяться и за пределы городской (поселковой) черты -- на так называемую пригородную зону, т.е. на сельские посе-ления, расположенные в непосредственной близости от городов (по-селков). Помимо указанного выше общего управления осуществляется ве-домственное управление землями поселений, которое ведется Государ-ственным комитетом по строительству и жилищно-коммунальному комплексу РФ, а также соответствующими органами этого Комитета в составе субъекта РФ, при областных, краевых, районных и городских органах местного самоуправления. Следующим субъектом управления землями поселений являются отделы жилищно-коммунального хозяйства при городской админист-рации. Через эти отделы городские органы местного самоуправления проводят основную работу по регулированию отношений, складываю-щихся при градостроительной деятельности. Итак, городские органы местного самоуправления распоряжаются землями города. В то же время много земель в городах находится во внутриведомственном регулировании различных министерств и ве-домств. Поэтому для земель городов важной задачей является оптималь-ное сочетание общественного и внутриведомственного управления. Как уже указывалось, ведомственное управление землями городов осуществляет Государственный комитет по строительству и жилищ-но-коммунальному комплексу РФ. В своей деятельности он наделен полномочиями, которые можно классифицировать следующим образом: - нормотворческая деятельность (например, представление в Пра-вительство РФ проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области градостроительства); - координационная деятельность (например, принимает участие в координации аварийно-восстановительных работ в зонах чрезвычайных ситуаций); - контрольная деятельность (например, осуществляет контроль за соблюдением законодательства РФ о градостроительстве, федеральных градостроительных нормативов и правил); - организационная деятельность (например, организует подготов-ку и переподготовку специалистов в области архитектуры и градо-строительства). Названные выше органы, ведающие вопросами архитектуры и гра-достроительства, возглавляют главные архитекторы. Кандидатура глав-ного архитектора - отбирается в установленном порядке на конкурсной основе из числа архитекторов, имеющих лицензии, и утверждается соответствующим органом исполнительной власти. Правовое регулирование использования земель поселений осуще-ствляется, как уже говорилось, министерствами, ведомствами совмест-но с органами местного самоуправления, а также органами исполни-тельной власти. Государственное управление градостроительной деятельности обес-печивается: управлением государственными капитальными вложения-ми в создание и развитие социальной и производственной инфра-структуры; регулированием налоговой политики; предоставлением дотаций, субсидий, субвенций, других бюджетных и внебюджетных видов финансовой и материальной помощи на развитие объектов строитель-ства; контролем за соблюдением градостроительных нормативов и стандартов; осуществлением антимонопольных мер, приватизации объектов государственной собственности, в том числе объектов не-завершенного строительства; проведением экспертизы, в том числе тех-нической и экологической, градостроительной документации. Государственное регулирование правового режима земель поселе-ний осуществляется посредством: - выдачи разрешений на строительство объектов недвижимости федерального значения; - ведения государственного градостроительного кадастра и мони-торинга объектов градостроительной деятельности в Российской Федерации; - планирования развития территории РФ, субъектов РФ, городских и сельских поселений, других муниципальных образований. Ведение государственного градостроительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в Российской Федерации Градостроительный кодекс РФ (ст. 54) указывает, что государствен-ный градостроительный кадастр -- это государственная информацион-ная система сведений, необходимых для осуществления градостроитель-ной деятельности, в том числе для осуществления изменений объек-тов недвижимости. Он ведется в отношении территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований, территорий субъектов РФ и территории РФ. Мониторинг объектов градостроительной деятельности -- система наблюдений за состоянием и изменением объектов градостроительной деятельности, которые ведутся по единой методике посредством изу-чения состояния среды жизнедеятельности. Сведения мониторинга объектов градостроительной деятельности подлежат внесению в госу-дарственный градостроительный кадастр. В соответствии с Положением о ведении государственного градос-троительного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности в Российской Федерации, утвержденным постановлени-ем Правительства РФ от 11.03.99 целью ведения градостроительного кадастра и мониторинга является обеспечение заинтересованных органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверной информацией о среде жизнедеятельности, ее предполагаемых изменениях, в том числе об ограничениях территорий и объектов недвижимости в хозяйственной деятельности, оценки и налогообложения объектов недвижимости. Пункт 4 данного Положения гласит, что Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу является го-сударственным заказчиком работ по созданию единой системы веде-ния градостроительного кадастра, ведению градостроительного кадас-тра в отношении территории РФ. Основой градостроительных кадас-тров всех уровней являются соответствующая градостроительная документация и государственный земельный кадастр. Градостроитель-ный кадастр каждого уровня включает в себя: -данные утвержденной градостроительной документации; - топографо-геодезические и картографические материалы; - сведения отраслевых кадастров и информационных систем; - материалы о градостроительной ценности территории, о резуль-татах мониторинга объектов градостроительной деятельности; - обобщенные данные градостроительных кадастров иного уровня; - данные утвержденных схем и проектов развития инфраструктуры; - нормативно-правовые акты, нормативы и правила (п. 9 Положе-ния). Ведение градостроительного кадастра осуществляется на бумажном и магнитном носителях. Сведения градостроительного кадастра пре-доставляются пользователю в виде документированной информации. Сведения градостроительного кадастра, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, являются общедоступными. Дан-ные информационных ресурсов градостроительного кадастра, получен-ные пользователями в установленном порядке, могут быть использо-ваны ими для создания производственной информации с обязательной ссылкой на источник информации. Работы по ведению мониторинга осуществляются службами градо-строительного кадастра и другими привлекаемыми в установленном порядке юридическими и физическими лицами. Заключение Суммируя изложеное, можно сделать следующие основ-ные выводы: 1. Правовой режим земель, принадлежащих гражданам, облада-ет единством правового содержания, обусловленным единством правового статуса граждан Российской Федерации. 2. Этот правовой режим имеет специфические черты, позволя-ющие выделять его в самостоятельный вид. 3. Специфические черты правового режима земель, принадлежащих гражданам, обусловлены субъектным составом. Вместе с тем опре-деленное влияние оказывают на них и особенности правового режи-ма той категории земель, в которой расположены участки граждан. 4. Содержание правомочий граждан в отношении использова-ния принадлежащих им земельных участков зависит от того, ис-пользуются эти участки для товарного производства продукции или в потребительских целях, имеют растениеводческий или не-растениеводческий характер. 5. Объекты земельных правоотношений, участниками которых являются граждане, обладающие земельными участками, включа-ют в себя не только земельные участки, но и земельные доли, и земельные права как на участки, так и на эти доли. Литература 1. Анисимов А.П. Правовые проблемы приватизации гражданами земельных участков из состава категорий земель сельскохозяйственного назначения // Юрист. 2005. № 5. 2. Комментарий к Федеральному закону «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» // Хозяйство и право. 2005. № 3. 3. Романова Г.В. Общая характеристика прав пользователей земельными участками // Юрист. 2006. № 7. 4. Сакович В. Земля: целевое и разрешительное использование // Хозяйство и право. 2006. № 11. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |