|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Управление государственными ресурсами зернаУправление государственными ресурсами зернаСОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. АО "НК "Продкорпорация" КАК ОСНОВНОЙ ОПЕРАТОР НА РЫНКЕ ЗЕРНА 1.1 Место АО "НК "Продкорпорация" на рынке зерна 1.2 Роль АО "НК "Продкорпорация" в поддержке сельхозтоваропроизводителей 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКМОЛИНСКОГО ОБЛАСТНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА АО "НК "Продкорпорация" 2.1 Краткая экономическая характеристика Акмолинского областного представительства 2.2 Ресурсный потенциал Акмолинского областного представительства 2.3 Основные результаты деятельности Акмолинского областного представительства 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ РЕСУРСАМИ ЗЕРНА 3.1 Проблемы закупа зерна и пути их преодоления 3.2 Экспорт казахстанского продовольственного зерна: проблемы и решения ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Процесс формирования современного рынка зерна Республики Казахстан, начавшийся в 90-х годах, показал, что для успешного развития цивилизованных рыночных, финансовых, социальных отношений необходимо создание определённых экономических условий. С теоретической точки зрения новое невозможно создать без анализа прошлого, выявления достоинств и недостатков организации снабжения населения хлебопродуктами, без изучения и учёта зарубежного опыта формирования рынка зерна, научно обоснованного выбора лучших решений, прошедших испытание временем и приемлемых для современных условий становления рынка зерна в Республике Казахстан. В своём послании народу Казахстана "Повышение благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики" от 7 февраля 2010 года, Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев отметил: "Учитывая складывающиеся мировые тенденции и имеющийся потенциал, агропромышленный комплекс должен стать важнейшей высокодоходной отраслью нашей экономики. Цены на сельскохозяйственную продукцию растут, и в целом эта отрасль становится очень выгодной, сюда мы должны вкладывать деньги. И, я уверен, село ответит ударным трудом и высокой отдачей. Должна быть обеспечена продовольственная безопасность страны. Для этого необходимо увеличить привлечение инвестиций в сельское хозяйство и пищевую промышленность. Казахстан обеспечивает собственную потребность по основным видам продовольствия и имеет экспортный потенциал. Важно сосредоточить усилия на тех секторах сельского хозяйства, которые поставляют продукцию на экспорт. В частности, надо расширять экспортные каналы зерна через порты Каспийского и Черного морей и в направлении Китая"[1]. Одним из направлений государственного регулирования агропромышленного комплекса является рынок зерна. Как известно, зерно и продукты его переработки являются во всём мире основными продуктами питания человека. Зерно является постоянным и повсеместным источником получения белка, необходимого для жизнедеятельности человека. Хлебопродукты весьма разнообразны по составу и ассортименту и поэтому они каждодневно потребляются в пищу, сравнительно долго хранятся, богаты витаминами и аминокислотами. Наряду с этим хлебопродукты отличаются сравнительно низкой стоимостью и доступностью для большинства слоёв населения. Обеспечение населения зерном различных видов и высококачественными продуктами его переработки расширенного ассортимента всецело зависит от уровня развития и состояния рынка. До недавнего времени в Республике Казахстан процесс снабжения населения хлебопродуктами осуществлялся централизованно, ассортимент их был определён и расширялся крайне медленно. Создание рыночной экономики вызвало во всех отраслях промышленности необходимость переустройства и развития в одном направлении. Появилась частная собственность на средства производства, на многих предприятиях работники приватизировали имущество, что вызвало в свою очередь и приобретение самостоятельных коллективных оборотных средств. Если раньше зерно распределялось между предприятиями по каналам государством, а затем продукция направлялась потоком, проверенным в течение десятилетий, то в условиях рыночной экономики при острой конкурентной борьбе, каждое предприятие должно найти своё место в рыночной системе, определить вид производимого продукта, найти рынки сырья и готовой продукции. Предприятие совместно с поставщиками должно устанавливать цены на сырьё и вместе с потребителями определять цены на готовую продукцию. Для осуществления этого процесса необходимо выработать механизм, позволяющий аргументировать цены на сырьё и продукцию с тем, чтобы обеспечить себе прибыль, необходимую для воспроизводства и создать условия для полного удовлетворения населения в хлебопродуктах расширенного ассортимента [2]. Актуальность темы дипломной работы состоит в том, что переход предприятий к рыночной экономике, расширение их финансово-хозяйственной деятельности, изменение форм собственности вызвали необходимость создания зернового рынка и возникновение новых элементов производственной инфраструктуры. Начался процесс формирования коммерческих взаимосвязей предприятий с широким кругом партнёров и появления реальной возможности выхода предприятий на внешний рынок. Существенно изменились функции организации занятых закупом зерна. Цель дипломной работы - разработать предложения по совершенствованию управлению зерном государственных и коммерческих ресурсов на примере Акмолинского областного представительства АО "НК "Продкорпорация". Для достижения существующей цели в дипломной работе поставлены следующие задачи: - определить роль АО "НК "Продкорпорация" как основного оператора на рынке зерна РК; - представить краткую экономическую характеристику Акмолинского областного представительства АО "НК "Продкорпорация"; - предложить пути совершенствования управления зерном государственных и коммерческих ресурсов. Объектом исследования в дипломной работе выступает Акмолинское областное представительство АО "НК "Продкорпорация". Методологическую основу дипломной работы составили труды казахстанских и зарубежных учённых в области экономики сельского хозяйства, законодательно-нормативное акты Республики Казахстан, материалы Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, Агентства РК по статистике, а также финансовые отчёты и документы Акмолинского областного представительства АО "НК "Продкорпорация" за 2007-2009 годы. 1. АО "НК "Продкорпорация" КАК ОСНОВНОЙ ОПЕРАТОР НА РЫНКЕ ЗЕРНА 1.1 Место АО "НК "Продкорпорация" на рынке зерна Акционерное общество " Национальная компания "Продовольственная контрактная корпорация" (АО "НК "Продкорпорация") является национальной компанией со 100% государственным участием. [3].Продкорпорация более 10 лет успешно работает в аграрном секторе экономики страны, и за это время стала одним из крупнейших экспортеров казахстанского зерна на мировой рынок. АО "НК "Продкорпорация" - один из самых крупных держателей зерна в Казахстане с ежегодным объемом закупки порядка 2-2,5 млн. тонн зерна и имеет в собственности 5 элеваторов (хлебных баз), расположенных в основных зерносеющих районах республики. АО "НК "Продкорпорация" является собственником единственного действующего зернового терминала в морском порту Актау (Каспийское море). Годовой объем перевалки зернового терминала достигает 500 тыс. тонн зерна. Также в порту Баку (Азербайджан) завершается строительство зернового терминала, а в 2010 году на его базе планируется строительство мельничного комплекса. АО "НК "Продкорпорация" имеет представительства в 10 областных центрах республики, а также зарубежные представительства в Великобритании (г.Лондон), в Российской Федерации (г.Москва), в Китайской Народной Республике (г.Пекин), в Исламской Республике Иран (г. Тегеран), в Республике Азербайджан (г. Баку). Корпорация выступает участником в пяти дочерних и одном совместно-контролируемом организациях. Дочерние организации Корпорации созданы в форме акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью со 100 процентным участием Корпорации в их уставном капитале - АО "Хлопковая контрактная корпорация", ТОО "Астык коймалары", ТОО "Бидай онімдері", ТОО "Экспертная аграрная компания" и АО "Ак-бидай Терминал". Доля участия Корпорации в уставном капитале совместно-контролируемой организации ТОО "КазАстыкТранс" составляет 50 процентов.[4] Цели и задачи дочерних предприятий АО "НК "Продкорпорация": 1. ТОО "Астык коймалары"- хранение зерна. 2. ТОО "КазАстыкТранс"- транспортно-экспедиционная деятельность. 3. АО "Ак Бидай-Терминал"- приемка, хранение, отгрузка зерна морским транспортом. 4. АО "КазМакта" - закуп, переработка, реализация и экспорт продуктов переработки хлопка-сырца. 5. АО "Хлопковая контрактная корпорация" - заготовка, хранение, переработка хлопка-сырца. 6. ТОО "Экспертная аграрная компания"- экспертиза сельскохозяйственного бизнеса и выдача гарантий сельхозтоваропроизводителям. АО "НК "Продкорпорация" владеет собственной транспортно-экспедиторской компанией ТОО "КазАстыкТранс" предоставляющей транспортно-экспедиторские услуги. АО "НК "Продкорпорация" завершает строительство современного хлопкоочистительного завода на юге Казахстана, мощностью 60 тыс. тонн хлопка-сырца в год. АО "НК "Продкорпорация" представляет интересы Республики Казахстан в Международном совете по зерну (далее - Совет) (г.Лондон, Великобритания), в котором наша республика является полноправным членом Комитета по торговле зерном и имеет два голоса в Исполнительном комитете. Продкоропрация принимает участие в ежегодных сессиях Совета по зерну, а также в международной конференции, проводимой Советом в г. Лондоне. Казахстан стал шестым членом Исполнительного комитета после таких основных экспортеров зерна как Австралия, Аргентина, Европейский Союз, Канада, США. Как член Исполнительного комитета Совета Казахстан имеет реальную возможность участвовать в формировании политики на международном рынке зерна. Кроме того с августа 2006 года АО "НК "Продкорпорация" является членом Международной ассоциации по торговле зерном и фуражом (GAFTA), что дает право заключать контракты на поставку зерна по международным стандартам и регулировать споры в Арбитраже GAFTA в г. Лондон. С февраля 2007 года Продкорпорация является членом ОЮЛ "Зерновой союз Казахстана". Членство в Зерновом союзе Казахстана предоставляет возможность участия в формировании и развитии общенационального рынка Казахстана. Зерновой союз Казахстана обеспечивает представление и защиту интересов Продкорпорации на государственном уровне, а также на внутреннем и внешнем рынках. АО "НК "Продкорпорация" была создана в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 21 марта 1995 года № 309 как государственная продовольственная контрактная корпорация, впоследствии реорганизованная постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 февраля 1997 года в акционерное общество "Продовольственная контрактная корпорация" со стопроцентным участием государства в его уставном капитале. За прошедшие годы АО "НК "Продкорпорация" прошла через трудности становления и превратилась в динамично развивающуюся национальную компанию. В прошедшие десять лет сельское хозяйство Казахстана прошло через коренные реформы. Сформирована законодательная база, агропромышленный комплекс страны приспособлен к работе в условиях рынка. Казахстан на рубеже веков занял достойное место среди экспортеров зерна. В это же десятилетие происходило становление АО "НК "Продкорпорация". Если обратиться к истории, то государственные хлебозаготовки в Казахстане проводятся с 1920 года, когда на Съезде Советов был создан Народный Комиссариат продовольствия. В последующем Наркомпрод многократно реформировался и переименовывался. Он поочередно назывался Управлением Комитета заготовок по Казахской АССР, Министерством хлебопродуктов Казахстана, Министерством заготовок. Менялись задачи и функции ведомства. Кроме одной - обеспечения продовольственной безопасности республики.[5] Новая история государственных закупок зерна началась в 1995 году. Для контроля над внутренним рынком Кабинет Министров Республики Казахстан принял постановление об организации Государственной продовольственной контрактной корпорации. Вновь созданная национальная компания вошла в число двенадцати акционерных обществ, необходимых для решения стратегических государственных задач в основных отраслях экономики. В феврале 1997 года она была реорганизована в акционерное общество "Продовольственная контрактная корпорация" со стопроцентным государственным пакетом акций. Десять лет назад перед АО "НК "Продкорпорация" стояла только одна задача - закуп зерна и хранение государственного резерва. Постепенно функции компании расширялись. Сегодня Корпорация наряду с обеспечением продовольственной безопасности страны занимается регулированием внутреннего зернового рынка, инвестиционной деятельностью и экспортом зерна. На сегодняшний день АО "НК "Продкорпорация" является самым крупным держателем зерна в Казахстане с ежегодным объемом закупа порядка 2-2,5 млн. тонн. На уполномоченных элеваторах и собственных хлебных базах Корпорация хранит продовольственную пшеницу мягких и твердых сортов, семенное и фуражное зерно. Кроме хранения и обновления государственного резерва зерна Корпорация финансирует производство зерна, реализует его на внутреннем рынке и осваивает внешние рынки сбыта. Десять лет назад в разгар рыночных реформ перед Корпорацией стояла только одна задача - закуп зерна и хранение государственного резерва для обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях. Впоследствии функции АО "НК "Продкорпорация" значительно расширились. Наряду с обеспечением продовольственной безопасности страны АО "НК "Продкорпорация" занимается регулированием внутреннего зернового рынка, инвестиционной деятельностью и экспортом. На сегодняшний день цели и задачи Корпорации значительно возросли. Цели АО "НК "Продкорпорация": -обеспечение продовольственной безопасности Казахстана; -предотвращение демпинга цен на зерно; -расширение рынков сбыта зерна. Основные задачи АО "НК "Продкорпорация": -обеспечение сохранности государственных ресурсов зерна; -осуществление ежегодного закупа зерна у отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей; -продвижение казахстанского зерна на мировые рынки и укрепление позиций на традиционных рынках.[6] В современной казахстанской экономике Продкорпорация является одной из наиболее успешных компаний в аграрном секторе республики. Об этом свидетельствуют постоянный рост активов, укрепление материальной базы, сотрудничество с международными финансовыми институтами. Деятельность Корпорации положительно отражается на экономике всей зерновой отрасли. Масштабные закупки зерна стабилизируют цены на внутреннем рынке. Новые финансовые схемы позволяют эффективно инвестировать средства в его производство. Из года в год растут активы корпорации, расширяется сфера деятельности. Число хозяйств, сотрудничающих с АО "НК "Продкорпорация", постоянно увеличивается. Благодаря закупкам зерна в государственные ресурсы крестьяне, экспортеры и государство стали полноправными партнерами, которых объединяет одна цель - превратить нашу страну в зерновую державу. Финансовая стабильность АО "НК "Продкорпорация", уровень корпоративного менеджмента и профессионализм специалистов, позволяют с уверенностью утверждать, что главные достижения у нас впереди. В последние три года созданы явные предпосылки для качественного роста всех отраслей сельского хозяйства и особенно растениеводства. Есть уверенность в том, что пройдет несколько лет, окрепнет материальная база села, возможности производства намного увеличатся. АО "НК "Продкорпорация" заранее готовится к этому, осваивая и расширяя внешние рынки сбыта в тесном сотрудничестве с участниками Зернового союза Казахстана. За 2007 - 2009 годы АО "НК "Продкорпорация" инвестировала в зерновую отрасль порядка 99 миллиардов тенге. Финансирование производства и закуп зерна производились в основном за счет привлечения кредитов зарубежных и отечественных банков и собственных средств. Деятельность АО "НК "Продкорпорация", положительно отразилась на экономике всего агропромышленного комплекса страны. Масштабные закупки зерна стабилизируют цены на внутреннем рынке. Земледельцам обеспечен гарантированный сбыт продукции. Новые финансовые схемы позволяют эффективно инвестировать средства в производство зерновых культур, защищать интересы отечественного производителя и осваивать внешние рынки.[6] АО "НК "Продовольственная контрактная корпорация" - это процветающая, финансово устойчивая компания, которая, поддерживая сельхозтоваропроизводителей, вкладывает средства не только в готовую продукцию, но и в материально-техническую часть села, закупая другие товарно-материальные ресурсы, необходимые для производства зерна. Продкорпорация является самым крупным держателем зерна в Казахстане и хранит на 61 уполномоченном элеваторе почти 1 миллион тонн зерна, в том числе продовольственную, фуражную пшеницу мягких и твёрдых сортов, ячмень кормовой, рис-зерно и другие зерновые продукты, что делает её самым надёжным партнёром для её покупателей.[2] Рисунок 1 - Структура Продкорпорации Акмолинское областное представительство АО "НК "Продкорпорация" - это филиал Продкорпорации, осуществляющий защиту и представительство её интересов, совершающий от её имени сделки и иные правовые действия. Представительство создано по решению Совета Директоров АО "НК "Продкорпорация" 5 мая 2006 года на основе права создания представительств, расположенных вне места её нахождения, в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Представительство находится в городе Кокшетау, Акмолинской области. Представительство подлежит регистрации в порядке, установленном законодательством РК, срок деятельности представительства не ограничен. Представительство АО "НК "Продкорпорация" не является юридическим лицом и при взаимоотношениях с третьими лицами, представительство действует от имени Продкорпорации. Предметом деятельности представительства являются закуп, формирование, учёт, организация хранения, обновления, перемещения, реализация зерна государственных запасов и продуктов его переработки в Акмолинской области. Задачами деятельности представительства на соответствующей территории являются: обеспечение количественно-качественной сохранности государственных ресурсов зерна в соответствии с законодательством Республики Казахстан; осуществление закупа, учета, формирования и реализации зерна и продуктов его переработки, находящихся в государственных ресурсах; обеспечение организации хранения государственных ресурсов зерна и продуктов его переработки в установленном законодательном порядке; представление интересов АО "НК "Продкорпорация" по всем вопросам агропродовольственной политики республики, входящим в её компетенцию; обеспечение проведения организациями (лабораториями), аккредитованными в установленном законодательством Республики Казахстан порядке и отобранными в полном соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственных закупках", сертификации качества зерна по мере необходимости; информирование АО "НК "Продкорпорация" о конъюнктуре цен на зерно и продукты его переработки; в целях осуществления уставной деятельности АО "НК "Продкорпорация" взаимодействие с государственными органами и иными организациями независимо от форм собственности; заключение по поручению АО "НК "Продкорпорация" на основании соответствующих доверенностей договоров, контрактов; приобретение по согласованию с АО "НК "Продкорпорация" имущественных и личных неимущественных прав; защита интересов АО "НК "Продкорпорация" в суде на основании соответствующей доверенности АО "НК "Продкорпорация. [7] Сегодня АО "НК "Продкорпорация" - государственная компания, осуществляющая от имени и по поручению Правительства решение, обеспечение сохранности государственного резерва зерна, регулирование внутренних цен на зерно и продуктов его переработки, а также продажу зерна из государственных ресурсов Республики Казахстан, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Компания выступает в качестве основного хранителя закромов государственного резерва зерна, который создаётся для обеспечения безусловной гарантии продовольственной безопасности государства на случай войны, неурожая, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Его минимальный размер, сформированный в объёме 500 тысяч тонн зерна, должен гарантировать обеспечение населения зерном и продуктами его переработки в случае возникновения дефицита на товарном рынке. Резерв размещён на 48 хлебоприёмных предприятиях республики в Акмолинской, Костанайской, Северо-Казахстанской, Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской и Кызылординской областях, отобранных на тендерной основе. Ежегодно при формировании государственных ресурсов семенного зерна, Корпорация стремится улучшить его качественное состояние, путём ввода в его состав высоко репродуктивных и перспективных сортов пшеницы [6]. Говоря о сегодняшнем дне АО "НК "Продкорпорация", следует иметь ввиду, что у современного зернового рынка есть ряд специфических особенностей, в первую очередь, это высокая степень демонополизированности рынка. Сегодня в республике действует более 130 тысяч фермерских хозяйств и свыше 5 тысяч негосударственных юридических лиц, занимающихся сельским хозяйством. Ежегодно сезон сбора урожая тысячи крестьян одновременно предлагают на рынке большой объём зерна, а вот потребительский спрос на него равномерно распределяется в течении всего года. Это порождает резкие сезонные колебания цен на зерно, особенно в сентябре - ноябре, а с учётом высоких урожаев последних лет вообще привело к кризису перепроизводства. Причём, ситуация эта характерна не только для нашего государства. Зерносеющие страны, раньше нас столкнувшиеся с перепроизводством зерна, для поддержания стабильных рыночных цен практикуют государственные закупочные интервенции на внутреннем рынке. Ситуация, сложившаяся на зерновом рынке Казахстана, заставила и нас прибегнуть к аналогичным мерам. Так была реализована беспрецедентная компания по коммерческому закупу 1 миллиона тонн зерна. Решают сегодня в корпорации и ещё одну важную проблему - на протяжении многих десятилетий, на развитых зерновых рынках мира успешно работает механизм переуступаемых складских или зерновых расписок. Поставляя зерно на имеющие государственную лицензию элеваторы, крестьянин по своему желанию может взамен получить не деньги, а установленного образца зерновую расписку, по которой он сохраняет за собой право собственности на сданное зерно и получает гарантии его сохранности. Взамен владелец элеватора получает гарантии оплаты услуг по хранению зерна либо в денежной, либо в виде части сданного на хранение зерна. В дальнейшем зерновые расписки выступают на рынке зерна в качестве полноценного заменителя реального товара. Однако, для успешного оборота зерновых расписок в Казахстане, необходимо учесть не только богатый опыт развитых стран, но и особенности отечественного рынка. В планах АО "НК "Продкорпорация" товарное кредитование хозяйств путём предоставления семенных ссуд районированными сортами, удешевлённых за счёт бюджета минеральных удобрений, гербицидов сплошного действия, других средств защиты растений [7]. Большое внимание будет уделяться качеству, так как в последние годы требования на внешних рынках значительно возросли. В острой конкурентной борьбе выигрывают те производители, которые предлагают экологически чистое и высококачественное зерно. Большая роль в решении этой задачи принадлежит государственным хлебным базам АО "НК "Продкорпорация", которые представляют из себя технологический комплекс, включающий в себя специализированные технические сооружения для хранения зерна, лаборатории по определению качества зерна в соответствии требованиям государственных стандартов, технических условий, работу по осуществлению приёмке, сушке подработке, хранению и отгрузке зерна. На нынешнем этапе развития системы государственных элеваторов уже становится очевидным, что надёжность хранения зерна государственных ресурсов повысилась. Для обеспечения весенне-полевых работ будет продолжена практика выдачи в ссуду сельхозтоваропроизводителям семенного зерна и продолжена работа по продвижению казахстанского зерна на мировые рынки и укреплению позиций на традиционных рынках [8]. 1.2 Роль АО "НК "Продкорпорация" в поддержке сельхозтоваропроизводителей В целях оказания господдержки отечественных сельхозтоваропроизводителей ежегодно проводится закуп зерна в государственные ресурсы по установленным ценам, который позволяет обеспечить авансирование проведения весенне-полевых и уборочных работ, предотвратить демпинг цен на зерно. Одним из основных направлений развития сельского хозяйства республики является переход зернового бизнеса на современные рыночные принципы. Поэтому государственная поддержка данной отрасли экономики направлена на более широкое использование таких рыночных инструментов, как кредитование, форвардные сделки, закупочные интервенции. Все эти меры в совокупности могут серьёзно укрепить экономику зернового производства и создать прочную материально-техническую базу нового казахстанского села [9]. Эффективной и весьма весомой стала работа АО "НК "Продкорпорация" - агента по управлению государственными ресурсами зерна, созданного в целях обеспечения продовольственной безопасности и мобилизационной готовности страны, осуществления государственной поддержки отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей. До 2006 года закуп осуществлялся, как правило, в осенний период путём прямых поставок зерна. Но, как показала практика, эффективность производства зерна зависит, в первую очередь, от комплекса мероприятий в предпосевной и посевной периоды. Именно в этот период земледельцы испытывают недостаток в финансовых средствах для проведения агротехнических мероприятий. Это выражается в недостатке семян, ГСМ, минеральных удобрений и запасных частей, средств для проведения мероприятий по защите посевов и предуборочной подготовке. Сельхозтоваропроизводители, участвующие в государственных закупках зерна, в прошедшие годы неоднократно обращались в АО "НК "Продкорпорация" с предложениями по совершенствованию программы закупа для обеспечения финансирования непосредственно в весенне-летний период. Изучив проблемы сельчан, занимающихся зерновым производством, два года назад МСХ РК и АО "НК "Продкорпорация" вышли с новой инициативой перед Правительством РК о внедрении системы двухстороннего закупа зерна. Первый уровень предусматривает закуп зерна в весенне-летний период путём предоставления беспроцентного денежного кредита, который в отличие от товарного кредита предоставляет возможность более широко его использовать. В частности, у производителей зерна появляется возможность своевременно приобрести семена, ГСМ, технику, запасные части, минеральные удобрения, средства защиты растений, а также совершенствовать технологию производства.[9] Закуп зерна по второму уровню осуществляется осенью по рыночным ценам, сложившимся на тот период в зависимости от ситуации на внутреннем и внешних рынках [9]. Подобная практика позволяет сельхозтоваропроизводителям сэкономить оборотные денежные средства на производство зерна, так как предоставляемый АО "НК "Продкорпорация" беспроцентный кредит обойдётся намного дешевле, нежели банковский кредит, полностью избежать нецелевого использования выделенных денежных средств. В то же время, в отличие от банковского кредита, хозяйства возвращают кредит зерном, что в своё время решает проблему со сбытом произведённого зерна. Положительный опыт АО "НК "Продкорпорация" по проведению двухуровневого закупа был перенят рядом частных зерновых компаний республики. Однако, в отличие от последних, АО "НК "Продкорпорация" корректирует свою ценовую политику в зависимости от складывающейся ситуации на зерновом рынке. Осенний закуп зерна в госресурсы проводится по упрощённой схеме. Для участия в государственных закупках в осенний период требуется заявление, копия зерновой расписки и копия свидетельства о поставке на учёт по НДС либо справки из органов налоговой службы, с указанием РНН и подтверждением, что потенциальный поставщик зерна является плательщиком единого земельного налога и не является плательщиком НДС. В 2007 году объём государственных закупок зерна урожая 2007 года определён постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 февраля 2007 года № 116 "О государственных закупках зерна в 2007 году" в размере до 549,9 тыс. тонн на сумму 6208,38 млн. тенге за счёт средств республиканского бюджета, при этом [11]: - посредством весенне-летнего финансирования в объёме до 385 тыс. тонн зерна продовольственной мягкой пшеницы на сумму 4345,9 млн. тенге; - осенью посредством прямого закупа в объёме до 164,9 тыс. тонн зерна продовольственной мягкой пшеницы на сумму 1862,5 млн. тенге. Наряду с государственным закупом зерна Правительством РК принято решение о проведении дополнительного (коммерческого) закупа зерна за счёт привлечённых кредитных средств, который осуществляется так же в два этапа: посредством финансирования в весенне-летний период и посредством прямого закупа осенью. Закупочные интервенции направлены на стимулирование производства высококачественного зерна, в соответствии с чем закуп осуществляется по дифференцированным ценам в зависимости от качественных показателей. В 2007 году по программе коммерческого закупа Корпорацией был произведён закуп в объёме 2,0 млн. тонн на сумму 23000 млн. тенге. Объем государственных закупок зерна из урожая 2008 года определен постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 февраля 2008 года № 101 "О государственных закупках зерна в 2008 году" в размере до 502,7 тыс. тонн продовольственной пшеницы мягкой 3 класса по цене 12 350 тенге на сумму 6 208,4 млн. тенге за счет средств республиканского бюджета, из них: - посредством весенне-летнего финансирования 315,4 тыс. тонн на сумму 3 892 млн. тенге; - осенью посредством прямого закупа 187,5 тыс. тонн на сумму 2 316,4 млн. тенге. В 2008 году наряду с государственным закупом зерна Корпорация в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 февраля 2008 года № 101 "О государственных закупках зерна в 2008 году" необходимо закупить за счет привлечения кредитных ресурсов до 2,0 млн. тонн зерна других сельскохозяйственных культур. Государственный закуп зерна урожая 2009 года. В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 марта 2009 года №190 "О государственных закупках зерна в 2009 году" определена сумма бюджетных средств на осуществление государственных закупок зерна продовольственной мягкой пшеницы 3 класса урожая 2009 года посредством весенне-летнего финансирования в размере 3 892,0 млн. тенге (до 311,4 тыс. тонн). По состоянию на 20 июля 2009 года в областные представительства Корпорации от сельхозтоваропроизводителей республики поступили заявки на поставку пшеницы мягкой 3 класса урожая 2009 года в государственные ресурсы на 319,8 тыс. тонн, заключены договоры на 319,5 тыс. тонн, из них оплачено 213,4 тыс. тонн. Всего по программе закупа зерна за счет привлеченных кредитных ресурсов профинансировано на условиях поставки осенью 701 тыс. тонн зерна, из них: - по программе весенне-летнего финансирования полевых работ 2009 года (коммерческий закуп) - 218 тыс. тонн; - по программе 3-х летнего финансирования производства зерна - 483 тыс. тонн. За счет средств Корпорации на 10 января 2009 года в стабилизационные фонды закуплено 176 тысяч тонн пшеницы. Поставки зерна и муки будут вестись до уборки урожая 2010 года. Поскольку в 2009 году условия закупа были упрощены, а сроки авансирования продлены до трех лет, число хозяйств, продающих зерно корпорации, увеличилось до 6 тыс. В целях стимулирования, рационального размещения, углубления специализации и повышения концентрации отдельных видов культур в регионах и хозяйствах с более благоприятными природными и экономическими условиями планируется введение новой бюджетной программы стоимостью в 7 млрд. тенге, которые будут направлены адресно каждой области. В целях повышения эффективности программы кредитования, а также учитывая многочисленные обращения сельхозформирований республики, АО "НК "Продкорпорация" предприняла ряд мер и внесла изменения в условия финансирования: - к выдаче займов на проведение весенне-полевых и уборочных работ приступили с ноября 2008 года (ежегодно начинали с февраля нового года); - сроки возврата займов увеличены до 2-х лет. Кроме того, наряду с действующей системой авансирования земледельцев с нынешнего года Корпорация приступила к новой программе весенне-летнего закупа. Теперь хозяйства, заключившие договора и получившие деньги весной, могут рассчитываться с Корпорацией в течение 3-х лет, поставляя зерно равными долями. [10] Основной целью этой программы является поддержка отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей, создание благоприятных условий для ускорения темпов развития и повышения эффективности отрасли растениеводства. Также позволит увеличить на льготных условиях финансирование производства приоритетных сельскохозяйственных культур. Это будет способствовать росту доходов товаропроизводителей, увеличению спроса на материально-технические ресурсы, повысит заинтересованность в наращивании объёмов производства, создаст дополнительные рабочие места, обеспечит привлекательность селе для банков и инвесторов. 2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АКМОЛИНСКОГО ОБЛАСТНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА АО "НК "Продкорпорация" 2.1 Краткая экономическая характеристика Акмолинского областного представительства Акмолинское областное представительство АО "НК "Продкорпорация" это обособленное подразделение Продкорпорации, расположенное вне её места нахождения и осуществляющее защиту и представительство её интересов, совершающее от её имени сделки и иные правовые действия. Представительство создано по решению Совета Директоров АО "НК "Продкорпорация" 5 мая 2006 года на основе права создания представительств, расположенных вне места её нахождения, в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Местонахождение: 020000, Акмолинская область, город Кокшетау, ул. Горького 19. Представительство подлежит регистрации в порядке, установленном законодательством РК, срок деятельности представительства не ограничен. Представительство АО "НК "Продкорпорация" не является юридическим лицом и при взаимоотношениях с третьими лицами, представительство действует от имени Продкорпорации. При осуществлении своей деятельности представительство руководствуется действующим законодательством Республики Казахстан, а также положением об Акмолинском областном представительстве АО "НК "Продкорпорация" от 5 мая 2006 года. Предметом деятельности представительства являются закуп, формирование, учёт, организация хранения, обновления, перемещения, реализация зерна государственных запасов и продуктов его переработки на соответствующей территории. Задачами деятельности представительства на соответствующей территории являются: · Обеспечение количественно-качественной сохранности государственных ресурсов зерна в соответствии с законодательством Республики Казахстан; · Осуществление закупа, учета, формирования и реализации зерна и продуктов его переработки, находящихся в государственных ресурсах; · Обеспечение организации хранения государственных ресурсов зерна и продуктов его переработки в установленном законодательном порядке; · Представление интересов АО "НК "Продкорпорация" по всем вопросам агропродовольственной политики республики, входящим в её компетенцию; · Обеспечение проведения организациями (лабораториями), аккредитованными в установленном законодательством Республики Казахстан порядке и отобранными в полном соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственных закупках", сертификации качества зерна по мере необходимости; · Информирование АО "НК "Продкорпорация" о конъюнктуре цен на зерно и продукты его переработки; · В целях осуществления уставной деятельности АО "НК "Продкорпорация" взаимодействие с государственными органами и иными организациями независимо от форм собственности; · Заключение по поручению АО "НК "Продкорпорация" на основании соответствующих доверенностей договоров, контрактов; приобретение по согласованию с АО "НК "Продкорпорация" имущественных и личных неимущественных прав; · Защита интересов АО "НК "Продкорпорация" в суде на основании соответствующей доверенности АО "НК "Продкорпорация".[11] Организационная структура Акмолинского областного представительства АО "НК "Продкорпорация" представлена на рисунке 2. Рисунок 2 - Схема структуры предприятия Всё имущество представительства, необходимое для осуществления уставной деятельности, числится на балансе АО "НК "Продкорпорация". В установленном законодательном порядке представительство вправе для организации и ведения своей деятельности иметь расчетные счета в банках на основании соответствующей доверенности АО "НК "Продкорпорация", а также оно имеет печать и фирменные бланки со своим наименованием, которые используются строго в соответствии с внутренними нормативными актами и распоряжениями АО "НК "Продкорпорация". Представительство является подотчетным органом центральному аппарату АО "НК "Продкорпорация". В связи с этим представительство обязано в установленные АО "НК "Продкорпорация" сроки направлять в центральный аппарат отчеты о работе представительства по выполнению возложенных на него обязанностей, в сроки и по формам, в том числе: · Ежеквартально: отчет (необходимые формы отчетности с приложением первичной документов) о состоянии, движении зерна государственных ресурсов, зерна, закупленного за счет привлеченных кредитных средств; сведения о расценках предприятий, осуществляющих хранение зерна и продуктов его переработки, согласованные с областным Комитетом по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Республики Казахстан; сведения о движении денежных средств на расчетных и текущих счетах; расчеты издержек по хранению зерна, с приложением расшифровки к ним и счетов, предоставленных хлебоприемными предприятиями; отчет о численности работников представительства. · Ежемесячно: отчет о состоянии, движении и использовании государственных ресурсов (по состоянию на 1 число месяца); отчет об исполнении сметы; отчет по ссудной задолженности; сведения о дебиторской и кредиторской задолженности; сведения об исполнении нарядов АО "НК "Продкорпорация"; информацию о расценках на услуги хлебоприемных предприятий, расположенных в регионе. · Ежедневно: оперативную информацию о ходе отгрузки, отпуска зерна и продуктов его переработки по договорам АО "НК "Продкорпорация"; в период закупа зерна, возврата ссуды в государственные ресурсы предоставлять сведения о ходе закупа, возврата ссуды на хлебоприемных предприятиях и хлебных базах ТОО "Астык Коймалары"; оперативную информацию о ходе перевозок зерна с одного хлебоприемного предприятия, хранящего зерно государственных ресурсов, на другое хлебоприемное предприятие. 2.2 Ресурсный потенциал Акмолинского областного представительства Основным направлением деятельности Акмолинского областного представительства АО "НК "Продкорпорация" является закуп, формирование, учёт, организация хранения, обновления, перемещения, реализация зерна государственных запасов и продуктов его переработки на соответствующей территории. Рациональное использование основных производственных фондов является одним из важнейших условий повышения эффективности производства. [12] Основные производственные фонды представляют собой совокупность материально вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда, которые длительное время неоднократно или постоянно в неизменной натуральной форме используются в экономике, постепенно перенося свою стоимость на создаваемые продукты и услуги. К основным фондам относят объекты со сроком службы не менее года и стоимостью выше определенной величины, устанавливаемой в зависимости от динамики цен на продукцию фондообразующих отраслей. Данные о наличии и движение основных производственных фондов предприятия представлены в таблице 1. Таблица 1 - Наличие и движение основных фондов, тыс. тенге
Эффективность использования основных фондов выражает фондоотдача, которая на данном предприятии рассчитывается как отношение закупа зерна в сопоставимых ценах и среднегодовой балансовой стоимости основных производственных фондов. Данные по показателю фондоотдачи приведены в таблице 2. Таблица 2 - Фондоотдача на предприятии
Из приведенных в таблице 2 данных видно чем выше уровень фондоотдачи, тем выше эффективность использования основных фондов и наоборот. С каждым годом закуп зерна по Акмолинской области увеличивается, что в свою очередь положительно отражается на фондоотдаче предприятия. Для расчета фондовооруженности используются показатели среднегодовой стоимости основных производственных фондов и среднесписочной численности рабочих. Данные расчета приведены в таблице 3. Таблица 3 - Фондовооруженность работников предприятия
В нашем случае показатель фондовооруженности уменьшается с каждым годом, что вызвано длительным периодом обновления основных производственных фондов, и в 2009 году составил 1909,4 тыс.тг. Трудовые ресурсы. Оплата труда работников Акмолинского областного представительства АО "НК "Продкорпорация" базируется на принципах справедливости, прозрачности (наличие четких принципов определения величины индивидуальной заработной платы) и конфиденциальности (информация по индивидуальной заработной плате является коммерческой тайной). Представительство оплачивает труд работника в соответствии с количеством и качеством, сложностью выполняемой работы согласно действующему законодательству, трудовому договору, содержащим условия оплаты труда. Изменения условий труда, в том числе и условий оплаты труда, осуществляется только по согласованию с работником путем его уведомления в письменном виде не позднее, чем за месяц до внесения изменений в трудовой договор. Структура заработной платы Заработная плата представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. В представительстве применяется повременно - премиальная система оплаты труда. Заработная плата работников представительства включает в себя должностной оклад и другие выплаты в соответствии с законодательством Республики Казахстан и Положением об оплате труда и материальном поощрении работников АО "НК "Продкорпорация". Заработная плата работников состоит из основной (должностной оклад) и переменной (премиальной) частей. Размер должностных окладов работников устанавливается Председателем Правления АО "НК "Продкорпорация" в соответствии со штатным расписанием. Изменение величины должностного оклада зависит от должностных перемещений, роста эффективности труда, увеличения средних заработных плат конкретных категорий работников на рынке труда. Удержания из заработной платы работника производятся только по решению суда, а также в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан. Удержания из заработной платы работника могут также производиться на основании актов работодателя (Корпорации) при наличии письменного согласия работника в размере не более 50 процентов от должностного оклада для погашения его задолженности перед АО "НК "Продкорпорация" по договорам займа, реализации жилья и иным обязательствам. По решению заместителя Председателя Правления работникам может выплачиваться премия по результатам их работы за отчетный месяц, подразумевающих качество и результативность выполнения своих функциональных обязанностей. Выплата премии работникам центрального аппарата за отчетный месяц осуществляется в размере, определяемом заместителем Председателя Правления на основании оценки труда работников. В период прохождения испытательного срока премия работникам не начисляется. Предельный размер премии работника за отчетный месяц не может превышать 33,33 % оклада данного работника в соответствии со штатным расписанием. При предоставлении ежегодного оплачиваемого трудового отпуска работникам представительства выплачивается пособие на оздоровление в размере двух должностных окладов согласно штатному расписанию. Пособие на оздоровление не выплачивается в следующих случаях: - при увольнении работника, имеющего стаж работы в Корпорации менее одного года; -при предоставлении ежегодного трудового отпуска работникам, имеющим трудовой стаж за соответствующий рабочий год менее шести месяцев. При выплате компенсации за неиспользованный ежегодный трудовой отпуск пособие на оздоровление начисляется согласно штатному расписанию, действующему на дату выплаты компенсации. При этом в случае, если период, на который начисляется компенсация, составляет менее 12 календарных месяцев, пропорционально неотработанному времени производится уменьшение размера пособия на оздоровление. Сроки выплаты заработной платы. Выплата заработной платы работникам производится не позже первого числа следующего месяца в соответствии с трудовым и коллективным договором. АО "НК "Продкорпорация" вправе выплачивать заработную плату частями: к 1-му числу за проработанный месяц и к 16-му числу за текущий месяц. Оценка труда работника. Оценка труда директора, главного бухгалтера представительства осуществляется директорами Департаментов и Управляющими директорами АО "НК "Продкорпорация", курирующими соответствующее представительство, на основании предложений управлений и служб АО "НК "Продкорпорация". Оценка труда иных работников представительств осуществляется директором представительства. Оценка труда работника производится по следующим критериям: 1) качество выполнения работы (тщательность, точность, добросовестность выполнения, отсутствие ошибок); 2) соблюдение сроков исполнения (выполнение должностных обязанностей и порученной работы в установленные сроки исполнения); 3) навыки делового письма (умение подготовки делового письма, отчета, иного документа; способность вести деловую переписку с учетом существующих стандартов и деловой практики); 4) самостоятельность (умение выполнять порученную работу без посторонней помощи, без обращения к непосредственному руководителю); 5) умение доводить начатое дело до конца (без напоминаний и постоянного контроля со стороны непосредственного руководителя); 6) инициативность; 7) креативность (способность проявить находчивость и творческий подход решению поставленной задачи, найти нестандартные пути решения, способность вырабатывать новые идеи). Руководители предприятия, оценивают их работу по критериям, и заполняют "Лист оценки работника". Применяется следующая шкала оценок: Отлично - (5 баллов); Хорошо - (4 балла); Удовлетворительно - (3 балла); Неудовлетворительно - (2 балла). Итоговая оценка определяется как среднеарифметическая от оценок по всем критериям. В зависимости от итоговой оценки труда работника определяется размер премии в процентах от заработной платы: 4,5 - 5,0 баллов - 100% 3,5 - 4,4 балла - 80% 2,5 - 3,4 балла - 50% 2,0 - 2,4 балла - 0% В случае наличия в расчетном месяце факта (-ов) нарушения работником трудовой дисциплины премия уменьшается в следующем порядке: 1) нарушение правил охраны труда или пожарной безопасности - на 50 %; 2) отсутствие на рабочем месте без согласования с руководством - на 50%; 3) систематические опоздания на работу (3 и более раз) - на 30 %. Ежегодно на оплату труда и выплату премий сотрудников Акмолинского областного представительства выделяется финансовые средства из бюджета АО "НК "Продкорпорация". Данные о среднемесячной заработной плате сотрудников представлены в таблице 4. Таблица 4 - Численность работников и фонд заработной платы
По данным таблицы видно, что заработная плата сотрудников увеличивается с каждым годом, и составила в 2009 году 77 884 тенге. В 2007 году из представительства было уволено 6 сотрудников, в 2008 году - 5, в 2009 году - 2. Коэффициент текучести кадров составил в 2007 году 0,18, в 2008 году - 0,16, в 2009 году - 0,06. 2.3 Основные результаты деятельности Акмолинского областного представительства Акмолинское областное представительство АО "НК "Продкорпорация" осуществляет свою деятельность в сфере финансирования производителей зерна данного региона с последующим закупом зерна в государственные ресурсы. На сегодняшний день это предприятие является главным оператором по управлению государственными ресурсами зерна в регионе, тем самым обеспечивая продовольственную безопасность региона. [13] Ежегодно в период проведения весенне-полевых работ представительство выполняет две основные задачи - закуп зерна в государственные ресурсы посредством весеннего финансирования и обеспечение сельхозтоваропроизводителей сортовыми семенами. Для осуществления этих задач представительство проводит ознакомительные работы с производителями зерна в регионе, заключает с ними контракты по финансированию их производственной деятельности, осуществляет контроль выполнения договорных обязательств. Представительство выступает гарантом в финансовых отношениях производителей зерна с коммерческими банками. Представительство расширят возможности сбыта зерна сельхозтоваропроизводителей путем возможности реализации зерна на мировой рынок через представительства АО "НК "Продкорпорация", которые находятся в Москве, Лондоне, Пекине, Тегеране и Баку.[14] |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |