рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Феминология как наука рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Феминология как наука

Феминология как наука

ПЛАН

1. Феминология как наука.

2. Основные методы феминологии и ее связь с другими науками.

3. Научные разработки по феминологии и ее изучение в России и мир.

4. Феминология и перспективы решения глобальных проблем современности.

Феминология как наука.

Феминизм, в широком смысле – стремление к равноправию женщин с

мужчинами во всех сферах общества; в узком смысле - женское движение, целью

которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с

мужчинами. Возникло в 18 в. Особенно активизировалось с кон. 60-х гг. 20 в.

В 1996 году в соответствии с решением Министерства образования РФ в

программу некоторых российских вузов ввели новую учебную дисциплину –

феминологию.

«Феминология рассматривает совокупность социально-экономических,

политических, правовых, социокультурных условий, сложившихся в обществе для

реализации общих с мужчинами и специфических интересов женщин, обеспечения

их жизнедеятельности во всех сферах общественной жизни».

В узком смысле этого слова «фиминология» - наука о положении и социальных

ролях женщины.

Таким образом, объектом феминологии являются женщины. Но сразу

возникает вопрос, как понять и определить этот объект? Галина Силласте,

ведущий феминолог России, говорит о двух подходах к женщине как к объекту

исследования. Первый подход: женщины как социально демографическая группа.

Но при таком подходе на передний нлан выступают такие проблемы как

соотношение полов в определенных поколениях, динамика рождаемости,

продолжительность жизни в зависимости от пола, характеристика женщины как

рабочей силы и т.д. Второй подход, женщины как относительно автономное

социальное обозрение – социум. Такой подход дает более глубокое и

всестороннее понимание женского вопроса в прошлом, настоящем и будущем, его

влияние на общие социальные процессы.

Основными задачами курса “Феминология”, являются следующие:

. изучение социальных факторов, обуславливающих общее и особенное в

жизнедеятельности мужчин и женщин, специфических условий, влияющих на

положение женщины в обществе;

. выработка цельного научного мировоззрения, основанного на принципах

международных концепций ООН, других нормативных актов, ориентированных

на повышение роли и статуса женщины в обществе;

. реализация основных направлений государственной социальной политики,

изучение социальной технологии деятельности государственных и

общественных организаций по оказанию поддержки и помощи женщинам;

изучение федеральной, региональной и местной систем, комплекса форм и

методов социальной работы с различными категориями женского населения

Основные методы феминологии и ее связь с другими науками.

Мировоззренческой базой фиминалогии является общая гуманистическая

теория о равном праве всех людей, независимо от расы, вероисповедания, пола

на осуществление своего материального благосостояния, духовного развития в

условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных

возможностей. По отношению к правам и возможностям личностного развития

женщин такой подход предполагает не только серьезнейшие общие социальные

преобразования, но и переход от общества традиционно мужской дискриминации

по признаку пола к общественным отношениям равных прав и возможностей

женщин и мужчин.

Феминология – междисциплинарная наука. Она развивается в тесной связи

с такими науками, как история, социальная философия, социальная и общая

психология, социология. Феминология использует следующие основные методы

исследования:

1. Социологический, определяющий социальную обусловленность мужского и

женского бытия.

2. Аксиологический, утверждающий равную самоценность личности мужчины и

женщины.

3. Функциональный, раскрывающий по всем направлениям связь между женщиной

и обществом.

4. Институциональный, ориентирующийся на изучение социальных институтов,

влияющих на жизнедеятельность женщин.

Феминология тесно связанна с социологическими исследованиями гендерных

исследований, так как их значение для нее очень велико. Само понятие

«гендерный» - « это представление индивида (мужчины / женщины) во всей

совокупности его физиологической и социальной сущности с акцентом на

социальную. Гендер – понятие культурологическое. Идеальный образ женщины

или мужчины данного хронологического и географического среза пестуется

национальными традициями, этнопсихологией, степенью цивилизованности

общества, религией, историей, национальным менталитетом и т.п.”. Г.Силласте

отмечает и определенную специфику гендерных исследований в отличие от

обычных социологических исследований по указанной тематике. Она пишет:

«Гендерные исследования - изучение положения женщин через призму, прежде

всего, социопсихологических и социокультурных особенностей. Экономика и

политика, социальная среда здесь учитываются, но в качестве второстепенных,

а не определяющих обстоятельств”.

Научные разработки по феминологии и ее изучение в России и мире.

Многие ученые считают, что становление феминологии как науки очень

важно для всей системы наук о человеке и обществе, так как оно знаменует

выход на новый виток изучения возможностей человека с учетом его

психофизиологической полоролевой специфики.

В СССР и России можно назвать исследования, посвященные семье, в основном

статистико-демографический анализ (К. Васильева и др.). Можно назвать

работы этнографов, посвященные этническим особенностям форм семьи,

особенностям семейных отношений, семейным обычаям и обрядам, например, Я.С.

Смирнова о семье и семейном быте народов Северного Кавказа и т.д. Женский

же вопрос до последнего десятилетия у нас не изучался, так как считалось,

что в нашей стране он уже решен. О положении женщин в обществе и семье, о

необходимости борьбы за женское равноправие много писалось и говорилось в

двадцатых годах (В.И. Ленин, А.М. Коллонтай и др.). В более же поздний

период сложилась официальная точка зрения, что социализм мы построили,

женский вопрос решили и проблему закрыли.

Первые шаги систематического изучения социально-психологического

аспекта женского вопроса были сделаны только в восьмидесятых годах. К таким

исследованиям можно отнести изучение общественного мнения женщин, мотивации

их поведения и др.

На международном семинаре под эгидой ЮНЕСКО, “Гендерные исследования:

проблемы и сравнительные перспективы” Галина Силласте выступила с основным

докладом о состоянии массового женского сознания, отражающего отношение

различных групп женщин к проблемам, событиям, явлениям социальной

действительности.

Он отметила, что такие исследования ведутся лишь с конца восьмидесятых

годов. Так же отметила два их направления: во-первых, исследования в рамках

социологии семьи, проводимые НИИ социологии, в которых рассматриваются

социальный и демографический аспекты проблемы, мнения женщин о политике и

управлении по отношению к семье. Во-вторых, изучение общественного мнения

женщин в рамках исследовательского проекта “Женщины и демократизация

общества”. Первый этап этих исследований был завершен в 1990 году и в 1991

году опубликованы его результаты. По словам Г. Силласте, руководившей этими

исследованиями, сделаны попытки использовать их результаты на практике,

оказывая помощь властным структурам в выработке и осуществлении программы

решения женских проблем в новых условиях. В 1994 году был осуществлен

второй этап исследований

За рубежом такие же исследования в сфере образования, просвещения,

подготовки женских кадров, помощи женским движениям и в социальной работе с

женщинами начались раньше. В США исследования по проблемам социального

положения женщин и женским движениям ведутся с конца ХIХ века. Еще в начале

нашего века читались и отдельные университетские курсы по феминологии, но

частью образовательных и исследовательских программ они стали лишь с конца

шестидесятых годов, что стимулировалось самим развитием женского движения в

стране. Начиная с семидесятых годов, учебные курсы по женской проблематике

предлагались более чем в тысяче американских колледжей и университетов. С

восьмидесятых годов за такие исследования за учебную деятельность в этой

области присуждались ученые степени, и при всем этом феминология считается

междисциплинарной областью наук. Для учебной подготовки по исследованию

женской проблематики существует сеть из 70 центров и институтов, действуют

50 феминистских издательств, более ста книжных магазинов специализируются

на женской тематике. Фордовский и другие фонды выделили значительные

средства на издание новых журналов и научные исследования. В 1977 году была

учреждена “Национальная ассоциация по изучению женской проблематики в

социально-политическом и профессиональном аспектах и в стране, и в мире”.

Однако Чемберлен (президент-учредитель национального совета по

исследованиям женской проблематики в США) отмечает также трудности в

исследованиях по женской тематике и в преподавании, как, прежде всего,

недоверие академической общественности к этой проблематике, отношение к ней

как к несерьезной и побочной для науки.

Судя по развитию, феминология как наука еще очень молода, опыт научных

исследований и образования по женской проблематике короток по времени,

невелик даже в наиболее развитых странах. Большое оживление в изучение этих

проблем и поиски практических путей их решения внесла программа ООН

“Десятилетие для женщины. 1975-1985 годы”. В рамках этой программы были

приняты важные документы, оказавшие влияние на политику правительств

государств, объединяемых ООН, проведены международные женские конгрессы, о

чем подробнее будет сказано в завершающих главах работы.

Феминология и перспективы решения глобальных проблем современности.

Современное человечество породило в своем развитии ряд

трудноразрешимых проблем, решение которых требует более полного

использования опыта развития цивилизаций. Несколько условно цивилизации

Земли можно разделить на две группы: техногенные, или технократические, и

"природофильные". Западноевропейская и Североамериканская цивилизации,

развивая технику, относились к природе как к материалу в мастерской, не

учитывая целостности и автономности природы, подрывая ее возможности

самоочищения и самовосстановления, что и породило конфликт между природой и

человеком. Но интересы человека как личности, его биологические

особенности, его психология, комфортность существования каждого человека в

социальной среде мало учитывались технократическими цивилизациями, что в

немалой степени способствовало духовному обнищанию человечества.

Для цивилизации Востока природа была в большей степени храмом, а не

мастерской, развитие техники здесь было куда более медленным, личности

человека, его духовному совершенствованию отводилось не меньше, если не

больше внимания, чем его материальному обеспечению. Но и эти цивилизации

благодаря нерегулируемому росту народонаселения, опережающему рост

производительных сил, столкнулись с серьезнейшими противоречиями, не

избежали огромной дифференциации между богатством меньшинства и нищенским

существованием большинства.

Если развитие Западных цивилизаций шло и продолжает идти по “мужскому

типу”, то в развитии Восточных цивилизаций сильнее влияние “женского

начала”. Патриархальный характер культуры Запада выражается в

агрессивности, преобладании сухой логики над эмоциями, в том числе и

нравственным чувством. Способность же сопереживания, более развитая у

женщин, распространяется и на отношение к природе, особенно к живой природе

в культуре Востока.

Нельзя заменить западный тип развития восточным потому, что мы не

избавим тем самым современное человечество от его глобальных проблем. Для

успешного разрешения последних необходимо ослабление мужского начала в

социальной жизни и в политике, обогащение его женским началом. А для

решения этой задачи необходимо изучение женщин как социальной общности и

женской проблемы в целом. Для этого и нужна феминология как наука со всеми

ее исследованиями.

Не требует длинных разъяснений роль женщин в предотвращении войн,

насильственных форм разрешения конфликтов, применения оружия массового

уничтожения. По своей природе женщина – созидательница и хранительница

жизни и враг смерти, уничтожения.

Велика роль женщин и в преодолении экологического кризиса. Она не

только в их непосредственном участии в природоохранительных движениях и

организациях, но и в воспитании нового типа мышления – экологического

мышления у новых поколений. Женская способность к эмпатии – сопереживанию и

вживанию в чувства других людей – может стать и важнейшим аспектом

духовного возрождения человечества.

Подводя итоги можно еще раз отметить сугубую актуальность активного

участия женщин в решении и локальных, и глобальных проблем человечества. Но

повторю еще раз, что для этого нужно изучение женщин и женских проблем,

преодоление дискриминации женщин во всех сферах общественной жизни.

Преодоление устоявшихся стереотипов обыденного сознания, касающихся

оценки социальных ролей женщин, преодоление разрыва полов, их явного и

скрытого антагонизма, – важнейший аспект борьбы за сохранение и дальнейший

прогресс человечества.

Поэтому так необходимо развитие и изучение науки о женщине – феминология

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты