рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Идейно- теоретические предпосылки и философские основания социологии Э Дюркгейма рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Идейно- теоретические предпосылки и философские основания социологии Э Дюркгейма

Идейно- теоретические предпосылки и философские основания социологии Э Дюркгейма

Эссе на тему:

Идейно- теоретические предпосылки и философские основания социологии Э.

Дюркгейма

Литература: Осипова Е.В. "Социология Э. Дюркгейма"

1. Идейно- теоретические предпосылки творчества Э.Дюркгейма

Последняя четверть 19 века во Франции ознаменовалась вступлением

капитализма в империалистическую стадию своего развития и связанным с этим

обострением экономического и социально- политического кризиса..

В области духовной жизни кризис выражался в крайней неустойчивости

морально- политического климата, отсутствием строгих моральных правил,

несоблюдением законов, ослаблением регулирующей роли традиций.

В философии главную роль играли спиритуалисты.

Одновременно научные открытия французских таких ученых, как, Пастер,

Бертло, Жерар, Бернар, прокладывали дорогу материалистическому решению

важных мировоззренческих проблем.

Несмотря на это, ведущей по- прежнему оставалась

антиматериалистическая концепция науки, не считающая науку высшей формой

человеческого знания, способной постигать объективную истину. Эта

"философия науки" создавалась с широким привлечением идей немецкой

идеалистической философии, в частности канта. Особенно значительное

распространение получило во Франции неокантианство, представленное

неокритицизмом Ш. Ренувье и его последователей- Г. Миль, О.Амелен и др.

Ренувье пропагандировал индетерминизм- свободу человеческой

индивидуальности создавать свои собственные моральные принципы, которые

рассматривались им как источник исторического развития.

Весьма влиятельными во французской философии конца 19- нач. 20

века были философские идеи Э. Бутру, который подвергал критике

механистическую концепцию причинности. Он настаивал на подчинении науки

религии.

В конце 19 века на различные области духовной культуры Франции

усиливалось влияние контовского позитивизма. Однако ограниченность

позитивизма, его неспособность разрешить проблемы индивида,

рассматриваемого наподобие других объектов природы как бесчувственная и

безвольная "вещь", породила бурный успех философии А. Бергсона с ее

иррационализмом, интуитивизмом.

К контовской работе "Курс позитивной философии" относились с

презрением некоторое время после ее входа. Но с течением некоторого времени

эта враждебность несколько уменьшилась. Контовская идея социологии как

самостоятельной науки, способной стать основой научной реорганизации

общества. Постепенно завоевывала республиканцев, стремящихся к

общественному обновлению. В 1870-1914 гг. социологическая мысль во Франции

развивалась в нескольких главных направлениях. Одно из них составляли

последователи Ле Пле. Теоретической установкой этих социологов был

позитивизм, в частности утверждение, что социальные факты должны изучаться

объективно, так же, как факты природы. Их главная задача: описание

отдельных социальных феноменов.

Особое направление составляли социальные статистики. Они проявляли

интересы к развитию количественных эмпирических исследований, которые

проводились для различных государственных учреждений, стремясь придать им

более систематический и цельный характер.

Очень влиятельной фигурой в те времена был Р. Вормс, сторонник

органицистской теории общества, которую он, в конце концов, преобразовал в

теорию "общества - сверхорганизма." Он и его последователи обсуждали

проблемы природы общества, взаимоотношений общества и индивида.

Общим противником всей - как откровенно спиритуалистическо -

идеалистической, так и позитивистско-эклектической - линии в развитии

западной философии и социологи был марксизм.

Тесная связь позитивизма со сциентизмом, с верой в безграничные

возможности науки изменить общественный строй обусловила тот факт, что в

конце 19 века именно на сциентизм опирались многие деятели науки и

культуры.

Творчество Э. Дюркгейма впитало в себя многие теоретические традиции,

ассимилировав даже некоторые идеи своих интеллектуальных противников

/Лаланд, Раух, Бело и др./.

Социально- политическая мысль 19 века, как в Европе, так и в Америке

была насыщена идеями индивидуализма, уходящего своими корнями в философию

Просвещения. Индивидуалистический подход к изучению человека заключался в

рассмотрении его как носителя неизменных свойств, из которых выводилось

поведение.

Социологи также придерживались теории индивидуалистического

психологизма, особенно, такие как Г.Тард и Спенсер. Спенсеровский

индивидуализм был характерен для основной линии социальной мысли 20 века и

не случайно Э. Дюркгейм, возражая против "выведения общества из индивидов",

сделал именно его главной мишенью своей критики.

Отвергая индивидуализм и психологизм, Э. Дюркгейм писал, что его

теория была навеяна влиянием 3-х мыслителей: Конта, Спенсера /его некоторых

идей/ и Эспинаса. Согласно Э. Дюркгейму, Конт придал высший ранг

социальному, благодаря чему социология обрела только ей принадлежащий

предмет и позитивный метод его исследования. Но Э. Дюркгейм не

удовлетворяла неопределенность во взглядах Конта на предмет социологии-

общества в целом.

Критикуя индивидуализм учения Спенсера, Э. Дюркгейм в то же время

справедливо указывал на его вклад в разработку социального реализма. У

Спенсера он заимствовал его органицизм, включающий исследование социальных

институтов в свете их функций и классификацию обществ на роды и виды, не

приняв закон всеобщей эволюции и его частные теории. У Эспинаса Э. Дюркгейм

заимствовал свое основное понятие- понятие коллективного сознания.

Среди идей Конта, оказавших влияние на Э. Дюркгейма, помимо

натуралистических методологических установок назовем следующие:

1.исторический идеализм /убеждение, что идеи - главная социальная сила, а

мораль- главная интегрирующая сила общества/

2. идею морального согласия всех общественных классов

3. трактовку общества как определенной целостности

4. идеи общественного порядка и прогресса, обновления религии, более того-

создания новой религии человечества и социально- утопическую идею

классового сотрудничества и идейного компромисса.

Э. Дюркгейм, в сущности, не избежал того же противоречия, которое

характеризовало творчество Конта- противоречия между ориентацией на науку и

утверждением строгого метода исследования, с одной стороны, и философско-

моральным содержанием его системы черпавшим вдохновение в учениях так

называемых традиционалистов /де Бональд, де Местр/,- с другой.

Традиционалисты доказывали абсолютное превосходство общества над индивидом.

Они настаивали на необходимости авторитета не только государства, но также

семьи, религии и т.д.

Но традиционалисты не были для Э. Дюркгейма единственным или главным

источником творчества. Как Конт, так и Э. Дюркгейм опирались на идеи

Просвещения, в частности идеи Монтескье, Кондорсе, Руссо и Сен- Симона.

Кроме того, его вдохновлял рационализм Декарта.

Э. Дюркгейм опирался на учения Монтескье об общественных законах как

естественном продолжении законов природы, на идею Кондорсе об общественном

детерминизме, идею Руссо о "всеобщей воле" как выражении общественного

интереса.

На мировоззрение Э. Дюркгейма оказала влияние немецкая философская и

социально- политическая мысль, в первую очередь этические идеи И. Канта и

этика В.Вундта.

На философско-теоретическую мысль 19 века оказала огромное влияние

французская революция и последовавшая вслед за этим промышленная революция.

На творчество Э. Дюркгейма она тоже оказала влияние. Как и многих

социологов конца 19 века, его привлек реальный исторический факт перехода

общества от одного типа к другому.

Восприняв наиболее противоречивые идеи социально- политической мысли,

Э. Дюркгейм попытался соединить их в единую теоретическую концепцию.

2. Философские предпосылки теоретико-методологической концепции

Хотя Э. Дюркгейм считал себя ученым- эмпириком, он все же уделял

большое внимание философским вопросом.

Он принял некоторые философские положения, характерные для

естественнонаучного материализма, и распространил их на общество /например,

принцип детерминизма/.

В философских взглядах Э. Дюркгейма можно выделить две главные

тенденции:

1. натурализм /эта тенденция связана с традициями философии Просвещения/

2. социальный реализм /не сводимость сложного к простому/

Философская позиция Э. Дюркгейма являлась объединением некоторых

положений позитивистского натурализма с положениями идеализма. Э. Дюркгейм

заимствовал идею специфики сознания, психической жизни у спиритуалистов.

Философскую позицию Э. Дюркгейма можно назвать "спиритуалистическим

позитивизмом".

Немного об отношении Э. Дюркгейма к марксизму. Он понимал марксизм

исключительно как экономическое учение, а философию марксизма - как

разновидности учений, отождествляющих сознание и материю.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты