рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Идеология рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Идеология

Идеология

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Реферат по курсу социологии

На тему: ИДЕОЛОГИЯ.

Выполнил:

Студент группы БМ-72

Березин С.А.

Проверил

Ровбель С. В.

НОВОСИБИРСК 1998

Содержание:

Идеология

Либерализм

Консерватизм

Социализм

Заключение

Список литературы

Идеология

Идеология – совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые

отражают и оценивают сознательную действительность с точки зрения интересов

определенных классов, разрабатываются, как правило, идейными

представителями этих классов и направлены на утверждение либо изменение,

преобразование существующих общественных отношений. В сфере идеологии

формируются системы ценностей различных общественных классов, здесь они

осознают свои коренные интересы, место в обществе, отношение к другим

классам, формулируют и обосновывают цели и программы своей деятельности.

Господствующей в данном обществе является идеология господствующего класса,

который держит в своих руках средства материального и духовного

производства. Идеология – часть надстройки и необходимый фактор

формирования идеологических (политических, правовых и др.) отношений.

Будучи частью общественного сознания, идеология занимает определенное место

в его структуре как иной уровень по отношению к общественной психологии и

обыденному сознанию и проявляет себя в различных формах общественного

сознания. Соответственно различаются политическая и правовая идеология,

философия и религия, нравственное и эстетическое сознание. Наука является

преимущественно формой познания, а не идеология, но испытывает влияние

идеологии, ибо научные открытия осмысливаются в различных формах идеологии,

а фундаментальные теории общественных наук носят идеологический характер. В

классово-антагонистическом обществе отношения и столкновения различных

классов находят отражение в области идеологии, т.е. являются одной из форм

классовой борьбы, как, например, противоборство буржуазной и пролетарской,

социалистической идеологии. Принципы научного анализа идеологии впервые

разработаны марксизмом. Согласно им для всесторонней оценки каждой

конкретной идеологии необходимо учитывать ее социально-классовою

принадлежность (буржуазная, социалистическая, демократическая и т.д.),

характер отражения ею действительности (иллюзорная или научная) и

выполняемые ею социальные функции, ее роль в общественной жизни

(прогрессивная и революционная либо консервативная реакционная). Вместе с

тем идеология обладает относительной самостоятельностью, опирается в своем

развитии на имеющийся мыслительный материал, и поэтому ее связь с

классовыми интересами может быть не прямой, а опосредствованной. Особенно

это касается идеологических форм, удаленных от экономической основы

(философия, религия, мораль). В политической науке давно уже предложено

простое и ясное определение идеологии как «системы политических,

экономических и социальных ценностей и идей, служащих основанием для

поставки целей; последние в свою очередь, образуют ядро политических

программ» (Р.Макивер). Но идеологию относят к числу малоизученных

феноменов. Во-первых, она представляет собой неблагоприятный объект

научного анализа, т.к. вводя понятие «идеология», ученый должен доказать,

что его собственный подход свободен от идеологических пристрастий. А это

очень трудно.

Во-вторых, одна из причин негативного отношения бихевиористов к изучению

идеологии носила явно вненаучный характер, дело в том, что как уже было

сказано, первый вклад в это направление исследований внес К. Маркс.

Но именно марксизму было суждено стать наиболее массовой идеологией

прошлого столетия. К концу XIX в. миллионы людей во всем мире

придерживались социалистических взглядов.

Первая попытка социологического исследования идеологии была предпринята

немецким ученым К. Мангеймом. Как и Маркс, он полагал, что социальная

функция идеологии реализуется в рамках отношений классового господства-

подчинения. Если правящий класс пытается выдать свою познавательную

перспективу (способ понимания общественно-политических явлений) за

единственно истинную и пытается ее теоретически обосновать в этом качестве,

то налицо духовное образование идеологического типа. По Мангейму,

идеологиям противостоят утопии – духовные образования, порождаемые

непривилегированными классами и выражающие их стремление к социальному

реваншу. Утопии легко превращаются в идеологии, когда оппозиционные слои

приходят к власти. Былая утопия при этом теряет свой радикализм и начинает

так или иначе обосновывать неравенство.

Идеи Мангейма, впервые высказанные в 1929 г. («Идеология и утопия»),

сохраняют свое значение и по сей день. Во-первых, Мангейм преодолел

свойственное Марксу чрезмерно расширительное понимание идеологии. Теперь

этот термин применяют для отображения политического сознания, включенного

во взаимоотношения между правящей элитой и массами. Во-вторых, немецкий

социолог выделил такую важную характеристику идеологии, как ее

систематизированность. Мы видели, что в процессе социализации у человека

вырабатывается совокупность логически не связанных между собой и часто

взаимоисключающих представлений. Восприятие идеологии приводит к частичному

вытеснению этих представлений, а оставшиеся жестко связывает друг с другом.

Поэтому идеология ,как правило, и претендует на научность. Была разработана

структурная классификация идеологий, основанная на способе связи между

отдельными ее элементами (идеологемами) и масштабах охвата идеологиями

социальной реальности. По этим признакам выделяют две основные

разновидности – открытые и тоталитарные идеологии. Последние

характеризуются тем, что стремятся дать объяснение всем без исключения

явлениям и выработать таким образом целостную политически насыщенную

картину мира. Человек, воспринявший тоталитарную идеологию, придает всему,

что он видит, политическое значение. Такой подход хорошо передает лозунг

«советское – значит, отличное». Идеологемы при этом связываются настолько

прочно, что отделить одну от другой можно только аналитически. Внешняя

характеристика тоталитарной идеологии – репрессивность, т.е. то, что она

навязывается индивиду с помощью интенсивной пропаганды, ломающей прежнюю

структуру его сознания. «Открытая» идеология описывается как прямая

противоположность тоталитарной. Связь всей этой классификации с концепцией

тоталитаризма вполне очевидна. Стоит отметить, что тоталитарная идеология в

рамках этой концепции предстает как следствие с одной стороны, и как

необходимая и самая важная предпосылка установления соответствующего режима

с другой. Главным недостатком подхода оказалось жесткое противопоставление

двух видов. Если тоталитарная и открытая идеологии не имеют между собой

ничего общего, то можно ли говорить об идеологии вообще? Попытку дать ответ

на этот вопрос предприняли ученые, работавшие в рамках структурно-

функционального подхода. Была сформулирована гипотеза, согласно которой

любая идеология возникает как реакция на значимое смещение социальных ролей

(теория социального напряжения). В условиях изменений, в особенности

затрагивающих экономическую структуру общества, человек испытывает глубокий

дискомфорт и растерянность. Тут-то к нему на помощь и приходит идеология,

позволяющая по-новому помять и оценить свое место в обществе, а значит –

действовать в соответствии с новыми условиями. К сожалению, теория

социального напряжения не объясняет, каким именно образом эмоциональная

неудовлетворенность трансформируется в идеологические конструкты. Вариант

такого объяснения предлагает теория культурного напряжения, также

сформировавшаяся в структурно-функциональной традиции. Приверженцы этой

теории указывают на то, что смещение социальных ролей вызывает не только

психологическую болевую реакцию, но – и это главное – еще и разрушение всей

системы «знаков» (символов социокультурного характера), позволяющих

индивиду ориентироваться в мире. Социальная реальность оказывается как бы

лишенной смысла. Идеология же, пользуясь словами К. Гиртца, выступает как

средство возвращения смысла. В отличие от теории социального напряжения,

эта теория дает возможность понять, почему идеология в зрелом виде всегда

представляет собой систему ценностей и идей, а не наоборот отдельных,

логически не связанных между собой идеологем. Но и здесь остается открытым

важнейший вопрос: каким критерием руководствуются люди, выбирая идеологии?

Почему, например, кризис Веймарской республики в Германии привел к

одновременному росту влияния коммунистической и национал-социалистической

идеологий, и почему последняя в конечном счете победила?

Очевидно, что ответить на этот вопрос невозможно. Это заставляет многих

исследователей перейти от нормального анализа социальных функций идеологи к

«применению литературных и философских концепций смысла» (Х. Дракер).

Представители этого направления уделяют большое внимание содержательному

анализу различий «классическими» идеологиями – марксизмом, консерватизмом и

либерализмом. С другой стороны, довольно широкое распространение получила

идея о том, что в современном мире идеология исчезает (Д. Белл, Р. Арон, С.

Липсет) «Конец идеологии» осмысливался на рубеже сороковых и пятидесятых

годов как следствие фундаментальной реконструкции общества в ходе НТР,

резко ограничивающей масштабы политической борьбы внутри либеральных

демократий. «Во всем западном мире есть сущностное согласие интеллектуалов

по политическим проблемам: приятие государства благосостояния, принцип

децентрализации управления, смешанная экономика и политический плюрализм.

Это и значит, что идеологический век кончился», - писал Белл.

Пятидесятые годы прошли под знаком «деидеологизации». Впереди были расовые

конфликты, Вьетнам, молодежный бунт, экономическая депрессия семидесятых

годов. Мир оказался не таким беспроблемным, как это виделось сразу после

войны. И совсем неуместными стали казаться разговоры о «конце идеологии» к

началу прошлого десятилетия, когда разразилась дуэль между «старым»

либерализмом и неоконсерватизмом. Таким образом, в современном мире

осталось место для идеологии. Правда, в семидесятых – восьмидесятых годах

заметные изменения произошли в механизмах индоктринации и «производство

идеологии», ранее находившихся под контролем партий. Как отмечает

французский политолог К. Исмаль, «сегодня правые силы не сводятся к

политическим партиям. По крайней мере, последние не вырабатывают идеологию.

Это делают клубы, ассоциации, еженедельники». И действительно, в США

ведущую роль в «неконсервативной революции» играли непартийные группы и

клубы. Созданные по инициативе подобных групп интеллектуальные и

исследовательские центры и вырабатывают идеологии, которые затем средствами

массовой информации распространяются в обществе. Идеология рекламируется,

как дорогой товар, производимый в малых сериях. Характерно, что на этом

фоне растет популярность и политическое влияние «независимых» изданий в

ущерб «партийным».

Основная сложность в изучении идеологии связана с тем, что, как и всякое

комплексное духовное образование, она требует философских средств анализа.

Наиболее общей категорией, характеризующей субъективную сторону политики,

является политическое сознание. Оно охватывает чувственные и теоретические,

рациональные и подсознательные представления людей, опосредующие их

отношения между собой и с инструментами власти по поводу участия в

управлении государством и обществом. Представляя самосознание социальной

(национальной, классовой, конфессиональной и др.) группы, политическое

сознание отражает действительность с позиций коллективных интересов,

сопоставляет групповые потребности с их влиянием на общество в целом.

Поэтому оно не может не включать в себя общегрупповые, общедемократические

и общечеловеческие идеи представления. Основными формами существования

политического сознания являются политические идеология и психология. Среди

них особую и всевозрастающую роль играет политическая идеология.

Термин «идеология» древнегреческого происхождения и буквально означает

«учение об идеях», поскольку состоит из двух слов: «идея» и « логос». В

научный оборот он был введён Антуаном Дестютом де Траси, одним из

представителей позднего поколения французских просветителей. В своём труде

«Этюд о способности мыслить» он использовал термин «идеология», чтобы

охарактеризовать науку об идеях. Позднее в многотомном сочинении «Элементы

идеологии» (т.1-4, 1805-1815 гг.) он более подробно развил это понятие.

Дестют де Траси характеризовал идеологию как «науку об идеях»,о том, как

они возникают, и о законах человеческого мышления». По его мнению, эта

наука должна быть такой же точной, как и все естественные науки.

В самом общем плане под идеологией следует понимать относительно

систематизированную совокупность взглядов, существенной чертой которых

является функциональная связь с интересами и стремлениями общественной

группы. В состав идеологии входят идеи, возникшие на основе исторического

опыта и условий жизни определенной социальной общности, которые особым

образом отображают и оценивают действительность. В нее нередко включают и

директивы к действиям, основанным на этих идеях. Последнее обстоятельство

особенно характерно для политической идеологии, как комплекса идей о

политической власти и о сфере политики в целом. Очевидно, что становление

политической идеологии происходило вместе с появлением государства, и с

этого времени формируются особые отношения между идеологией и политикой.

Они характеризуют пример отношения теории и практики, сознания и действия.

При характеристике пути формирования политической идеологии отмечают четыре

основные модели этого процесса. Во-первых, это модель конденсации. Она

работает в том случае, когда происходит трансформация идеологических

представлений, присущих обыденному политическому сознанию, в теоретические

идеологические структуры. Во-вторых, это интегративная модель. Для нее

характерны синтез, интеграция, конвергенция различных идей и представлений

существующих идейно-политических течений или новое пересечение

идеологических установок (неоконсерватизм, неолиберализм и т.п.). В-

третьих, это дивергентная модель. В данном случае формирование новой

политической идеологии происходит в результате редукции, дзинтеграции,

дивергенции, то есть «расщепления» идеологии уже существующей. В-четвертых,

модель ревитализации идеологии, когда происходят возврат к старым идеям, их

возрождение в более или менее модифицированной форме (попытки возврата к

истокам консерватизма, марксизма и т.п.). Выделение этих моделей носит

условный и вспомогательный характер, поскольку в реальном процессе генезиса

и изменения идеологий они нередко сочетаются, пересекаются и не встречаются

в чистом виде. Вместе с тем их знание может помочь при анализе механизма

возникновения некоторых идейных течений.

Либерализм

В европейской общественно-политической литературе понятие «либерализм»

появилось в начале XIX века. Термин «либерализм» происходит от латинского

“liberalis”- свободный, имеющий отношение к свободе. Все определения

либерализма включают в себя идеи личной свободы индивида, нескованной

рамками традиций. Либерализм, как сложное структурное явление,

принадлежащее одновременно философской, идеологической и политической

сферам, предстает как историко-философская доктрина и политическая

идеология, обосновывающая программные установки объединившихся под его

знаменем социальных слоев, и как более или менее массовое организованное

движение.

В мировозренчиский комплекс классического либерализма вошли представления о

свободе групповых, классовых, националистических и иных предрассудков; идеи

космополитизма, терпимости, гуманизма, прогресса, демократизма и

индивидуализма с подчеркиванием самоценности личности. В экономической

области основатели либерализма требовали отмены регламентаций и ограничений

со стороны государственной власти, простора для частной инициативы,

максимально свободных условий для развертывания частного

предпринимательства. В сфере политики он основывается на признании прав

человека, на разделении законодательной и исполнительной властей, на

свободе выбора занятий, свободе конкуренции, что реализуется в требовании

правового государства.

Концептуальное кредо классического либерализма включает в себя утверждение

абсолютной ценности человеческой личности и равенство от рождения всех

людей; провозглашение автономии индивидуальной воли; требование создания

государства на основе общего консенсуса и с единственной целью сохранить и

защитить естественные права человека, что определяет договорный характер

отношений между государством и обществом; убеждение в необходимости

верховенства закона как инструмента социального контроля и вразумности

ограничения объема и сфер деятельности государства; утверждение важности

защищенности государства частной жизни человека и свободы его действий в

рамках закона и т.п. В классическом либерализме свобода еще не вступает в

конфликтующие отношения взаимопологания и взаимоотрицания с равенством.

Свобода рассматривается как равная свобода для всех. Равенство же толкуется

как равенство в свободе того же круга граждан.

В последней трети XIX века начал складываться новый тип либерализма,

нередко обозначаемый в литературе разными терминами: «неолиберплизм»,

«социальный либерализм», «либерал-реформизм». Для политической идеологии

либерал-реформизма характерны ориентации на социальное реформирование,

стремление примерить равенство и свободу, отстаивание идеи согласия всех и

подчеркивания нейтральности либеральной политики.

Своеобразно сложилась судьба либерализма в современной России. Русская

либеральная мысль зародилась и оформилась в рамках западничества. Но на

русской почве он обрел свои специфические черты. Первые теоретические

разработки либерального образа мыслей представлены в произведениях К. Д.

Ковелина, Б. Н. Чичерина, С. м. Соловьева.

Одной из центральных тем в русском либерализме является рассмотрение

проблемы личности, ее статуса в общественном и государственном устройстве.

Для русской либеральной мысли в период, когда она только заявила о себе на

общественной арене, характерна сильная антидемократическая тенденция. Она

проявляется, например, в склонности опираться на принцип монархизма. На

грани XIX-XX веков наметилась иная тенденция: постепенное сближение

либеральных лозунгов с демократическими программами. В русском либерализме

на раннем этапе присутствовало сильное консервативное начало, что можно

считать закономерным. Другая особенность русского либерализма связанна с

тем, что ко времени его зарождения Россия еще оставалась крепостной

страной.

В XIX и XX веках либерализм пережил три тяжелых кризиса. Первый кризис

политической идеологии либерализма возник, когда «партия движения» XIX век

превратилась в «партию статус кво», отодвинув на задний план интересы

самого значительного политического движения того времени – рабочего

движения. Истоки кризиса лежали в обострении антагонизма между равенством и

свободой. Ответом на этот кризис стало возникновение либерал-реформизма.

Второй кризис либеральной доктрины разродился после второй мировой войны. В

тот период достижения и идеалы правового и конституционного государства, за

которые в течение столетия выступал либерализм, перестали находить отклик

во многих странах Европы. Третий и продолжающийся ныне кризис либерализма

связан с нарастающим влиянием НТР, системой обострившихся глобальных

проблем, цивилизационых противоречий.

Консерватизм.

Идеология консерватизма рассматривается как один из важнейших структурных

компонентов современных политических идеологий. Носителями идеологии

консерватизма являются социальные группы, слои и классы, заинтересованные в

сохранении традиционных общественных порядков или в их восстановлении. Сам

термин «консерватизм» произошел от латинского “conservo” – сохраняю,

охраняю. В структуре консерватизма выделяются два идейных пласта. Один

ориентируется на поддержание устойчивости общественной структуры в ее

неизменной формы; другой – на устранение противодействующих политических

сил и тенденций и восстановление, воспроизводства прежней. Различные

направления и формы консерватизма обнаруживают общие характерные черты. К

ним относятся: признание существования морально-религиозного порядка и

несовершенство человеческой природы; убеждение в прирожденном неравенстве

людей и в ограниченных возможностях человеческого разума; утверждения о

необходимости жесткой социальной и классовой иерархии и предпочтения

устоявшихся общественных структур и институтов. Политическая идеология

консерватизма в некотором смысле носит вторичный характер, поскольку

производна от иных идеологических форм.

В России консервативный тип мышления наглядно выявляется в мировоззрении

славянофилов. Консерватизм как тип мышления предполагает отказ от любых

форм экстремизма. В этом смысле консервативная мысль противостоит и крайне

правой, ультра реакционной идеологии и лево радикальной, которая в середине

и конце XIX века обретает популярность в интеллектуальной среде (народники,

эсеры, анархисты). Судьба консерватизма в России была трагической.

Консервативный тип мышления в русской общественной мысли оказался зажатым

между двумя формами экстремизма – левым и правым. Чаша весов склонялась то

в одну, то в другую сторону, не останавливаясь посередине.

В современном консерватизме в мире обычно выделяют три течения:

традиционалистское, либертаристское и неоконсервативное. Они тесно

переплетаются, взаимодействуют между собой, сохраняя особенности эволюции,

собственные истоки и создавая неоднородное, сложноструктурное целое,

которое обозначают понятием «современный консерватизм».

Социализм

Социализм (от латинского “socialis” – общественный) как политическая

идеология исторически связан с многовековыми чаяниями масс об обществе

социальной справедливости, солидарности, социальной защиты личности. Следы

подобных мечтаний встречаются уже на ранних ступенях классово

организованного человеческого общества, играют заметную роль в средние

века, в Новое время, бросают мощный вызов либерализму и консерватизму в

последней трети XIX – первой половине XX века. От многочисленных социальных

утопий и теорий прошлого социализм отличают акценты на связь социальных

бедствий с отношениями собственности на средства производства, на

необходимость соотнесения политических изменений с преобразованиями в

социальной сфере.

Свою классическую форму социалистические идеи начали приобретать вместе с

утверждением капитализма. Противоречия, свойственные незрелым ступеням

нового общества, делали его объектом острой социальной критики.

Социалистическая идея в нашей стране имеет давние корни. Она прослеживается

уже в средневековых представлениях о социальной справедливости и равенстве

людей перед богом. Принципом характеристики социализма в России является

то, что социалистическая мысль очень активно подкреплялась практической

организацией социалистического дела

Заключение

По каким направлениям может идти разработка новой идеологии в условиях

современной России? На каких предпосылках она может базироваться?

Мы уже отмечали, что идеология это совокупность общественных идей,

теорий, взглядов, которые отражают и оценивают сознательную

действительность с точки зрения интересов определенных классов, но в силу

относительной самостоятельности идеологии присущи собственные манеры и

тенденции развития. Всякая идеология уходит корнями в прошлое, она

основывается на прежних исторических традициях народа. Но это не означает.

Что новая идеология может возникнуть лишь на базе прошлого идейного,

мыслительного материала. Значит идеология должна не только использовать

прошлое и исходить из него, но и обогатиться новыми представлениями,

которые отражают современное состояние, а также будущее российской

действительности. В связи с этим государственная идеология не может быть

некой суммой политических линий различных партий и социальных сил.

Государственная идеология представляет собой нечто общее, а политика –

более частное.

При анализе идеологии необходимо руководствоваться принципом партийности,

выявляя связь идеологических построений с интересами определенных классов,

а также принципом конкретно-исторического подхода, имея в виду, что сами

классы и их интересы меняются в ходе истории. Поскольку идеология отражает

природу того или иного общественного строя, то идеологические различия

неустранимы, пока существуют различные социальные системы.

Список литературы

Голосов Г.В. «Сравнительная политология» Новосибирск; 1995

Осипов Г. В. «Социология» Москва; 1990

Философский словарь / под ред. Фролова И. Г. / 5-е издание; Москва 1986

Государственная идеология /Ковалев А. М. //Вестник МГУ; серия 12;Социально-

политические исследования; 1994 №1

Политические идеологии: история и современность / В. И. Коваленко, А. И.

Костин // Вестник МГУ; серия 12; политические науки; 1997 №12

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты