рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Инвайронментальная социология рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Инвайронментальная социология

Инвайронментальная социология

Инвайронментальная социология

Введение

В условиях когда природная среда не только полностью включена в процессы

человеческой жизнедеятельности на всех ее уровнях социализирована но

и оказывает воздействие на ход этих процессов посредством механизмов

обратных связей которые работают по естественным (а не социальным)

законам актуальным становится именно взаимодействие общества и

природы. Изменения природной среды приобретают социальную

значимость. Постигая законы природы и овладевая силами природы

общество тем не менее неспособно изменить эти законы или подчинить

их социальным закономерностям ( как невозможно и обратное сведение

социальных закономерностей к естественным). Особенностью

современной экологической ситуации и является пересечение и

взаимодействие этих разнородных закономерностей в условиях той или

иной социальной системы взаимосвязанной с определенной экосистемой.

Взаимозависимость и взаимодействие этих систем требуют изучения

специфики различных механизмов этого взаимодействия что исключает

как социологический "герметизм " так и естественнонаучный

редукционизм.

Современную экологическую ситуацию можно считать наиболее развитой

формой проявления противоречий двух стихий пересечение социальных и

естественных закономерностей т.е. формой пригодной для

теоретического рассмотрения. В этом смысле вполне закономерно

появление в последнее десятилетие разного рода социально-

экологических теорий носящих междисциплинарный характер стремящихся

осуществить новый синтез как предшествующих социологических теорий

так и собственно социологического теоретизирования с

естественнонаучным и широким мировоззренческим контекстом.

Наиболее ярким примером такого синтеза может служить американский

инвайронментализм представляющий собой соединение определенного типа

мировоззрения и теоретических основ соответствующих социальной

дисциплины с практикой массового социального движения.

Американский инвайронментализм имеет богатые и давние ( с середины

прошлого века) традиции. Нынешний этап его развития как в

теоретическом так и социально-политическом плане начинается с

середины 70-х годов и связан как считают большинство

инвайронменталистов с последствиями (экономическими социальными

политическими и проч.) энергетического кризиса 1973 года.

Институциональные основы развития инвайронментального движения и

социально-экологических исследований были заложены несколькими

годами раньше (принятие в 1969 году законопроекта о национальной

природоохранной политике проведение в 1970 году Дня защиты Земли

создание различного рода природоохранных организаций на

общенациональном и локальном уровнях).

Не осталась в стороне от общих экологических настроений и

американская социологическая наука : в 1976 году в Американской

социологической ассоциации создается секция инвайронментальной

социологии в 1977 году на сессии ассоциации обсуждается тема

"Социальные корни инвайронментализма" ; еще раньше подобные секции

были созданы в Обществе по изучению социальных проблем и в Обществе

сельской социологии.

Наконец к началу 80-х годов формулируются основные (начальные)

положения "новой инвайронментальной парадигмы" в социологии

провозглашающей наступление " века инвайронментализма "

необходимость ценностной переориентации нового политического и

экономического порядка новых стандартов проведения и нового типа

рациональности в целом.

Социально-экономические мотивы появляются и в работах видных

американских социологов не связанных непосредственно с

инвайронментальной социологией (Хоровиц. Смелсер. Рейнуотер .

Липсет и др.) В своих общеметодологических построениях

инвайронменталисты часто прибегают к аналогиям не только с

привычными для них натуралистическими течениями но и с

интеракционизмом структурным функционализмом марксизмом .

Таким образом предмет исследования определяется как теоретико-

методологическое и социально-политическое содержание современной

инвайронментальной социологии.

Социально-исторические и философские

предпосылки инвайронментализма

История развития социально-экологической идеи в американской социологии

во многом связана с европейскими традициями социал-дарвинизма

географической школы эволюционизма натурализма в целом ; адаптация

этих идей в американской социологической теории проходила под

влиянием Спенсера. Дюркгейма. Зиммеля. Тенниса и других европейских

социологов. Однако установления теоретических параллелей еще

недостаточно для понимания специфики американской социально-

экологической традиции позволившей ей стать одним из самых

значительных направлений в теоретико-методологическом арсенале

американской социологии и сохранить это значение до сегодня . Для

уяснения этой специфики обратимся прежде всего к американским

источникам (как к теоретическим так и к социально-историческим)

формирования социально-экологических (инвайронментальных) концепций

в американской социологии.

Американский инвайронментализм в целом представляет собой прежде

всего общетеоретическую и мировоззренческую ориентацию в центре

внимания которой взаимодействие социальных образований со средой их

обитания. Кроме того инвайронментализм - это движение за качество

среды обитания.

"Инвайронментальная социология" - одна из дисциплин использующих

социально-экологический подход и ограничивающих его рамками

локального общества с окружающей средой.

Характерной особенностью американской истории такого взаимодействия

стало освоение свободных земель.

Экстенсивное освоение среды породило ее специфический тип - фронтир -

и соответствующий тип социального поведения в отношении среды

соответствующую систему ценностей в отношении к природе.

Граница обилие свободных земель были также "естественным" средством

снятия социального напряжения экстенсивным образом: недовольные

условиями своего существования имели возможность уйти на Запад и

устанавливать свои порядки отстаивая свои экономические и

политические интересы.

Однако к середине 19 века запас свободных земель был исчерпан и

граница приобрела значение предела экспансии экстенсивного аграрного

развития и "естественного" разрешения социальных затруднений. Конец

фронтира ознаменовал наступление своеобразного экологического

кризиса приведшего к обострению противоречий между локалистской

демократией и федералистской централизацией между популизмом и

республиканизмом между аграрным Западом и индустриально-финансовым

Востоком. Этот первый американский "экологический кризис

"обусловил переход от аграрного к технологическому росту и

урбанизации отличающимся той же экстенсивной динамикой поскольку

характерной чертой границы как своеобразного американского института

является по Тернеру то что "ее надо продвигать ".

В условиях переосмысления последствия " конца фронтира "и новых

форм использования природных ресурсов формируются четыре основные

социально-реформистские ориентации на взаимодействие общества и

природной среды:консервационизм охранительная концепция экологизм и

экономизм.

Среди основных направлений в инвайронментализме выделяют как

правило консервационизм охранительное движение и экологизм (Монейхон

Петулла Такер Милбрет ).

"Проблема (для консервационистов ) состояла в отыскании техники

способствующей эффективному росту для тех кто уже контролировал

землепользование и ресурсы - замечает Б.Вайсберг. -

Консервационистское движение фактически сформировалось вокруг

трудностей управления а не в связи с проблемами экологического

разнообразия и стабильности ".

В противоположность консервационистскому утилитаризму

("техноцентризму") охранительное движение ("биоцентризм") выступало

за сохранение нетронутой дикой природы. Биоцентристы представляют

инвайронментализм как определенный способ (состояние) бытия и

определенный тип поведения когда охрана и рациональное

природопользование могут быть лишь внешними проявлениями более

глубоких мотивов и ценностных ориентаций.

Экологисты наиболее близкие к академическим кругам строят свою

научную модель взаимодействия общества и природной среды основанную

на объективных закономерностях. Включая во взаимозависимые связи

экосистемы и человеческие сообщества экологисты видят назначение

социальной системы в том что она должна обеспечивать оптимальное

функционирование экосистемы и предотвращать нарушения экологических

процессов. Если требования среды к обществу так же обязательны как

и требования общества к среде то динамическое равновесие экосистемы

представляется основным из этих требований. Экологическая ориентация

соединяя черты биоцентризма с консервационалистским рационализмом

представляла образец биоцентризма научно-экологического в отличие

от "трансцендентального " в сочетаниии с реформизмом скорее

консультативного плана нежели административного.

Созданное в 1915 году Американское экологическое общество имело

целью прежде всего изучение закономерностей раразвития экосистемы в

ее широком понимании ( включая человеческие сообщества ) и

распространение этих знаний. Среди представителей экологизма –Дж. П.

Марш Э. Ист Э. Росс и др. Экологисты предложили в целом три

основные социально-экологические идеи сохранившие и до сих пор

значение в инвайронменталистском теоретизировании. Идея

“экосистемного холизма “ выражена А. Леопольдом:”Разумно то что

стремится к сохранению целостности стабильности совершенства

биологического общества. Неразумно все то что стремится к обратному”

. Отсюда следует непреходящее значение “кульминационного” состояния

экосистемы состояния динамического равновесия как наиболее

оптимального результата эволюционного развития нарушение которого

может иметь следствием лишь деградацию экосистемы.

Однако холизм экологистов не следует приравнивать к мистификации

целостности биоцентристами поскольку это холизм опосредованый:

критерий разумности сформулированный . А. Леопольдом относится не

к каждому отдельному действию и его результатам и не к каждому

отдельному объекту этого действия ( как у биоцентристов ) а к типу

действий “ правилу ” практике в целом ее тенденции и к виду

популяции.

“ Новая инвайронментальная парадигма “

в социологии

Наступление”века инвайронментализма” датируется как правило началом 70-х

годов когда со всей очевидностью проявились последствия

экологического кризиса на Западе прежде всего в виде

"энергетических" затруднений 1973 года . Деградация окружающей среды

достигает таких размеров что экологическое "консервационистское" и

прогрессистское движение перерастает в " радикально-

инвайронментальное" ставящее под сомнение общепринятые постулаты о

преимуществах технического прогресса. «Это такое же зло как и благо

"- резюмирует выражая общий пафос инвайронменталистов Л.Милбрет.

В 70-е годы в США резко возрастает численность природоохранных

организаций : к 1985 году их насчитывалось около 250 новых

инвайронментальных организаций. В конце 60-х-70-е годы с концепциями

" антироста " выступили К.Боулдинг Э.Майнш Э.Шумахер. Оппоненты

"ростомании" находят единомышленников не только среди биоцентристов

и экологистов но и среди так называемых инвайронментальных

экономистов.

В результате "драматического пересмотра отношения к

экспоненциальному росту" к состоянию окружающей среды и его

социальным последствиям были достигнуты первые победы

инвайронменталистов : в 1969 году был принят законопроект о

национальной природоохранной политике -NEPA в 1970 году 1 апреля

объявлен днем защиты Земли участие в котором президент Р.Никсон

назвал " здоровым" мероприятием и " высшим проявлением национального

патриотизма".

С середины 70-х годов создаются секции инвайронментальной социологии : в

1976 году секция Американской социологической ассоциации в 1977 году

на сессии АСА обсуждалась тема "Социальные корни

инвайронментализма"; еще раньше подобные секции были созданы в

Обществе по изучению социальных проблем и в Обществе сельской

социологии. С 1978 года возрастает количество публикаций в

американских социологических журналах посвященных

инвайронментализму. У.Кэттон и Р.Дэнлэп обобщая накопленный

инвайронментализмом за последние десятилетия теоретический опыт

провозглашают " новую инвайронментальную парадигму " в социологии

закономерность проявления которой обусловлена " изменением

социальной реальности " .

“Изменение социальной ситуации “ в начале 70-х годов является прежде

всего причиной и источником активизации инвайронментальных идей в

социологии. Сущность этого изменения выражается в понятии

“экологический кризис”. Этим понятием инвайронменталисты объединяют

такие явления как:загрязнение окружающей среды дефицит природных

ресурсов перенаселение последствия урбанизации голод исчезновение

некоторых видов животных и т.п. Все эти явления признаются если не

“социальными” то “социально значимыми” поскольку обусловлены

развитием общества.

Поскольку утверждение новых постулатов ведется методом “от

противного” и заявляется принципиальная новизна этих постулатов то

очевидно что отвергаются все предшествовавшие социологические

теории. Обоснованием для подобного нигилизма служит тот факт что на

протяжении всей истории социологии по мнению инвайронментальных

социологов . “Среда” трактуется преимущественно как часть ситуации

социального воздействия в “терминах значения которое ей придается

участниками взаимодействия” а не как равноправная в социальном

взаимодействиипеременная (к средовым переменным относятся: уровень

загрязнения темпы потребления энергии характер застройки и т.п.).

Эта изоляция “средовых” переменных была обусловлена социологическим

“герметизмом” дисциплинарных традиций. Среди которых

инвайронменталисты выделяют две основные: 1) чересчур жесткое

определение предмета социологии дюркгеймианский “социологизм”.

”Антиредукционистское табу”-социальный факт.

2) ориентация на индивидуальную оценку ситуации на единичное действие и

значение. Которым индивид наделяет это действие при этом физические

и пространственные характеристики ситуации опять же игнорируются

(веберианская традиция Дж. Мид Ч. Кули У. Томас и др.).

Авторы НЕР подразделяют развитие социологической теории на два

основных периода: все что имело место до появления НЕР и собственно

НЕР. Это деление обосновывается принадлежностью всех предшествующих

НЕр теорий к одной парадигме которая получает название “парадигма

человеческой исключительности”. А затем –“парадигма человеческой

освобожденности” основным недостатком которой и является

“игнорирование взаимозависимости социальных и “средовых”переменных”.

В целом НЕР может быть описана следующими основоположениями:

1) помимо генетической наследственности люди обладают также и

культурным наследием и поэтому отличны от всех остальных видов

животных;

2) социальные и культурные факторы (включая технологию) являются

главными детерминантами человеческой деятельности;

3) социальная и культурная среда является определяющим контекстом

человеческой деятельности а биофизическая среда в основном

безотносительна к ней;

4) поскольку культура обладает свойством кумулятивности технологический

и социальный прогресс может продолжаться бесконечно и все социальные

проблемы так или иначе принципиально разрешимы.

Пытаясь соединить разнородные теории в некое целое инвайронменталисты

выделяют некоторые общие их характеристики: антропоцентризм

социальный оптимизм антиэкологизм берущие начало в “западном

мировоззрении”. Для его описания предлагаются следующие посылки:

1) люди существенно отличаются от всех других живых существ на Земле

над которыми они доминируют;

2) люди-хозяева своей судьбы они могут выбирать цели и делать все что

необходимо для их достижения;

3) мир бесконечен и предоставляет людям неограниченные возможности;

4) история человечества-история прогресса каждая проблема принципиально

разрешима и прогресс бесконечен.

Будучи противоположно этой мировоззренческой ориентации НЕР

выступает не только как научная парадигма описывающая и объясняющая

“новую социальную реальность” но и соответствующих образцов

поведения. Исследование взаимодействия социальных и

“инвайронментальных” переменных способствовало формированию

основоположений “новй парадигмы”:

1) хотя люди обладают исключительными характеристиками (культура

технология и т.п.) они остаются одними из многих видов

взаимозависимо включенных в глобальную экосистему;

2) человеческая деятельность обусловлена не только социальными и

культурными факторами но и сложными связями природной сети поэтому

целесообразная человеческая деятельность может иметь неожиданные

последствия;

3) люди живут в конечной биофизической среде ( и зависят от нее )

которая налагает потенциальные физические и биологические

ограничения на человеческую деятельность;

4) хотя изобретательность людей и приобретаемая благодаря ей сила до

некоторой степени и увеличивают несущую способность среды все же

экологические законы не утрачивают своей обязательности.

Очевидночто эти постулаты образованы прямым противопоставлением НЕР и

NEP. Однако инвайронменталисты несмотря на свою ингилистическую

манеру формирования новой парадигмы не хотят лишать ее предыстории и

определенной методологической базы. Тем не менее NER все же имеет

нечто общее с НЕР; в этом сравнении новая парадигма представляется

скорее дополнением к “старой” акцентируя отдельные аспекты

последней:

1) NER согласна с тем что люди –исключительный вид но они все же должны

рассматриваться как один из многих видов взаимозависимых живых

существ;

2) Осознавая то что человеческая деятельность во многом обусловлена

социальными и культурными факторами нельзя сбрасывать со счетов и

биофизический фактор (среда) как реакцию на социальную активность;

3) Тогда как НЕР игнорирует биофизический контекст социальной

активности NER указывает на ограничения человеческой активности

налагаемые биофизической средой;

4) Нер предполагает бесконечный и постоянный прогресс социальный и

технологический NER напротив считает что как бы ни были

изобретательны люди их наука и технология в силах отменить

экологические законы.

Число работ из области инвайронментальной социологии на протяжении 70-х

годов возрастало что приводило к оформлению NER. “Все

инвайронментальные социологи принимая инвайронментальные переменные

как релевантные в понимание человеческой деятельности и социальных

организаций по крайней мере неявно (и зачастую не осознавая этого)

противостояли НЕР ”-считают У.Кэттон и Р.Данлэп.

В своей политической деятельности инвайронментальное движение

ориентируется на участие в традиционных политических институтах с

использованием традиционных политических средств. Еслиевропейские

движения были тесно связаны с выступлениями “новых левых”

студенческими волнениями и т.п. то инвайронментальное движение в США

наследуя традиции элитизма мелиоризма прагматизма пришло на смену

движениям “за гражданские права” и против вьетнамской войны. Вполне

понятно что инвайронментализм не принимает и популярной в Европе

доктрины “морального тождества”.

Кроме того американские инвайронменталисты не столь подвержены

настроениям технофобии как европейские экологисты: значительная

часть инвайронменталистов возлагают надежды в решении экологических

проблем на совершенствование технологий. Характеристиками

инвайронментализма остаются биоцентристские ценности “пределы”

материального развития настроения “антироста”.

К настоящему времени американский инвайронментализм

представляет собой ценностно-ориентированное (в отличие от

нормативно-ориентированного соглашательского) движение которое

объединяет около 12 тыс. Организаций число которых ежегодно

увеличивается на 250. По результатам опросов инвайронментализму

симпатизирует от 60 до 80 % населения. Большинство организаций

создано в последнее десятилетие. Достаточным основанием для членства

в инвайронментальной организации считается признание существования

экологической опасности. Хотя в движении и существуют определенные

разногласия тенденций к расколу не намечается поскольку многие

инвайронменталисты входят сразу в несколько локальных организаций.

Лидерство принадлежит “высшему среднему” и “высшему” классу; около

10 % общественности США заявляют о принадлежности к этим

организациям но активно участвует в их деятельности около 1%. Эта

группа активистов-представители “среднего класса” со сравнительно

высоким уровнем образования и доходов.

Среди наиболее крупных организаций выделяются: Совет по защите

природных ресурсов , Институт инвайронментальной политики ,

Федерация национальной дикой природы , Фонд инвайронментальной

защиты , Американская лига Исаака Уолтона , Сьерра Клаб ,

Национальное общество Одюбона , Ассоциация национальных парков и

консервации , Общество дикой природы , Друзья земли.

Существенных разногласий по поводу средств политической борьбы за

достижение новой социадьной политики у инвайронменталистов нет но

остается разнообразие интерпритаций целей этой политики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оценивая в целом развитие американских социально-экологических концепций.

Прежде всего следует отметить органическую связь инвайронментализма

в особенности ранних его форм с социально-историческими условиями

формирования американского образа жизни и соответствующего стиля

мышления со свойственными ему элементами натурализма индивидуализма

активизма локалистской идеологии и реформизма.

Соединение рационализма и иррационализма в теоретических

основоположениях инвайронментализма обусловливает и пртиворечия

возникающие уровнем ниже: сочетание реформизма как воплощения

рациональных целей разрешения экологических проблем с предлагаемыми

средствами их достижения.

Заслуживает внимания также опыт эмпирических исследований социальных

экологов и внедрения результатов в социальную среду. Кроме того

немаловажным представляется более детальное изучение

инвайронментализма как социального явления его идеологии связей с

другими общественными движениями. Многообразие и актуальность

вопросов которые еще могут быть представлены инвайронментализмом по

ходу его развития трудно предугадать и невозможно переоценить.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Социально-исторические и филосовские предпосылки инвайронментализма

“Новая инвайронментальная парадигма” в социологии

Заключение

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты