|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Молодежь на рынке трудаМолодежь на рынке трудаОглавление Оглавление 2 Введение 3 Социологические проблемы рыночной экономики 5 Экономическое сознание 5 Экономическое поведение 6 Условия адаптации к рыночным отношениям 7 Молодежь и безработица 10 Понятие и виды безработицы 10 Уровень и структура безработицы 13 Дискриминация на рынке труда. 15 Социальные последствия безработицы 17 Решение проблемы занятости молодежи 21 Меры, направленные на снижение уровня безработицы 21 Правовое регулирование молодежной политики 22 Работа комитета по делам молодежи 23 Содействие профессиональной подготовке молодежи и трудовой занятости 24 Заключение 25 Список литературы 28 Введение В своей курсовой работе я рассмотрю проблему положения молодежи в сфере труда и занятости, на примере российской молодежи, оценю уровни ее занятости и безработицы, ее положение на современном рынке труда, постараюсь отметить некоторые пути выхода из сложившейся кризисной ситуации в этой области российской действительности. В данной работе я проанализирую тенденции спроса и предложения труда молодёжи в возрасте от 16 до 29 лет – именно в это время основная ее часть приобретает устойчивый профессионально – трудовой статус в общественной и социальной сфере. Молодежь - социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления.1 На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор профессии и получение профессиональной подготовки, начало трудовой деятельности, вступление в брак, рождение детей. Эта категория населения разбивается на ряд групп, определяющих их положение на рынке труда. Рынок труда представляет собой совокупный спрос и предложение рабочей силы, обеспечивающийся за счет взаимодействия этих двух составляющих размещение относительно рабочих мест экономически активного населения по различным сферам хозяйственной деятельности. В последнее время в работах многих ученых, посвященных проблемам рынка труда наметилось различие в определении предмета купли-продажи на рынке труда: рабочая сила или труд. Однако продаваться может только рабочая сила, а не труд, так как последний есть ни что иное, как процесс. В таком случае было бы правильнее говорить о рынке рабочей силы, а не о рынке труда. Но, начиная с К. Маркса и кончая многими современными учеными данные понятия принято считать синонимами и не делать между их значениями никаких различий. На рынке труда складываются отношения между работодателями и наемными работниками. Они способствуют соединению рабочей силы со средствами производства, тем самым удовлетворяется потребность работодателей в труде, а наемных работников - в заработной плате.1 Анализ динамических изменений рынка труда основывается на оценке перемещения населения между тремя состояниями рынка труда: занятости, безработицы и экономической неактивности. По классификации МОТ, которая приведена в статье Л.А. Гордона и Э.В. Клопова «Социальная эффективность и структура безработицы в России»1, все население Российской Федерации можно разделить на две группы: 1. Экономически активное население Данная группа включает ту часть населения, которая обеспечивает предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. В свою очередь она делится на следующие категории: . Занятые (Выполняют работу по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени; временно отсутствуют на работе из-за болезни, отпуска, работы по специальному графику, отпуска по беременности, обучения, забастовки, по другим причинам; самостоятельно обеспечивают себя работой) . Безработные (Не имеют работу, т.е. доходного занятия; занимаются поиском работы, т.е. обращались в службы занятости, использовали объявления, обращались к работодателю и т.п.; готовы приступить к работе) 2. Экономически неактивное население Данная группа включает в себя людей, не входящих в состав рабочей силы: . Учащиеся и студенты, посещающие дневные учебные заведения . Лица, получающие пенсии по старости, на льготных условиях, по инвалидности . Лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми . Отчаявшиеся найти работу и прекратившие ее поиск . Другие лица, у которых нет необходимости работать Границы рынка труда определяются следующей частью экономически активного населения России: . Незанятые, но ищущие рабочее место . Занятые, но неудовлетворенные работой и подыскивающие другую работу или дополнительное рабочее место . Занятые, но рискующие потерять рабочее место Вышеперечисленные группы образуют предложение труда. Владельцы рабочих мест формируют спрос на труд, складывающийся из числа вакансий и должностей тех работников, которым работодатель ищет замену. Формирование комплекса рыночных отношений в сфере занятости началось с изменения приоритетов государственной политики: отказа от конституционных гарантий права на труд, сохранения за государством лишь функции содействия трудоустройству граждан. Кроме того, расширились права руководителей в вопросах найма и увольнения работников, что предполагало более эффективное использование рабочей силы. Социологические проблемы рыночной экономики Задача социологии в связи с преобразованием экономики в нашей стране состоит в изучении особенностей экономического сознания как тех, кто находится у власти, так и широких слоев населения, в выявлении факторов, влияющих на экономическое сознание, его стереотипы, в составлении прогнозов его изменения, в классификации различных типов экономического сознания. Проблемы экономического сознания и поведения рассмотрены в главе учебника «Социология молодежи», посвященной теме молодежи в сфере труда и занятости1, именно их я хочу привести в следующих пунктах своей работы об экономическом сознании и поведении: Экономическое сознание Экономическое сознание интересует социолога как определенная система, которая наряду с объективными условиями жизни (одновременно будучи опосредованной ими) формирует цели трудовой и социальной деятельности того или иного рода, мотивы социального и экономического поведения. Сознание в значительной мере определяет не только характер и качество деятельности, но и возможные для данного индивида с нравственной точки зрения средства достижения целей. Экономическое сознание ограничено рамками объекта, на который оно направлено, но как вид сознания оно обладает всеми присущими последнему свойствами. В сознании как феномене можно выделить две группы компонентов. Это, во-первых, глубинные, относительно постоянные компоненты, присущие сознанию отдельного человека или социальной группы в течение относительно длительного периода времени, задающие направления осознания любого объекта и во многом обусловливающие его результаты. Это осознанные потребности, ценности, мотивы деятельности. В цепочке «потребности – интересы – ценностные ориентации» исходными являются потребности. Именно они, как известно, выражают исходную форму активного, избирательного отношения человека к условиям внешней среды.1 Во-вторых, это поверхностные компоненты – оценки, мнения. Потребности и степень их удовлетворенности интересуют социолога с двух точек зрения — как социальные факты и как компоненты сознания (осознанные потребности). В этой связи необходимо выявление закономерностей и тенденций формирования и изменения потребностей, фиксация их динамики в социальной статистике (на сегодняшний день социальная статистика является явно недостаточной), разработка прогноза их развития, а также определение степени удовлетворенности различных групп населения. Экономическое поведение Исследования показывают, что экономическое поведение людей определяется сложным взаимодействием сознания и объективной действительности, которая влияет на формирование ценностей. И наоборот – уже сформированные ценности во многом обусловливают восприятие реальности. В этой связи существенное значение приобретает рассмотрение социальных аспектов формирования рыночной экономики. Абсолютное большинство населения обобрано государством, потеряло все свои накопления и вступило в рынок, как и положено пролетариату, свободным от всякой собственности. В условиях жесткого и быстро развивающегося кризиса товаропроизводители ощущают себя зажатыми в тиски инфляции, налогового пресса. Из-за недостатка оборотных средств, неизбежно ведущего к банкротству, они оказались неспособными перестроиться, переоснаститься на выпуск новой продукции, модернизировать производство, что необходимо для гарантированного выживания в новых условиях. В чрезвычайно сложной ситуации оказались и новые, рожденные рынком, субъекты – малый и средний бизнес, фермерство и т. д. Из- за того же дефицита средств и времени, непредсказуемости экономической политики властей, политической ситуации они видят бесперспективность усилий по созданию товаропроизводящих производств. Где действительно наблюдается оживление, так это в сфере посреднического оборота, но и здесь товарная база постоянно сужается (снижение объемов производства, сокращение импорта). Рынок, который в данный момент формируется в России, далек от цивилизованных форм, он чужд народу. Процесс первоначального накопления капитала протекает в России в худших традициях становления мирового рынка. Закономерно, что к числу основных явлений, сопровождающих процесс становления рынка, относятся обострение экономических, социальных, политических, межнациональных и других противоречий. Забыт, фактически, человек с его нуждами и запросами. Условия адаптации к рыночным отношениям Радикальные социально-экономические перемены в российском обществе не могут не стимулировать человека к конструированию отношения к труду, направленного на достижение нового качества жизни. Поэтому, видимо, социально-психологические факторы стратификации оказываются более значимыми для изменения уровня благосостояния, чем сама по себе включенность в рыночные отношения. Если особенности реформ, в частности, специфика молодежного рынка труда предопределяют саму возможность войти в рыночную экономику, то направление сознания молодых людей в отношении к труду определяет глубину этого включения. Это можно показать на примере исследований, проведенных в рамках проекта «Молодежный рынок труда», осуществленных Социальноэкономической Ассоциацией «АСЭ», Институтом проблем занятости РАН, Центром профессионального образования и маркетинга молодежного рынка труда, Московским Центром труда и занятости молодежи «Перспектива»:1 Перед исследователями была поставлена задача – осветить некоторые важные особенности ценностных установок и поведенческих приоритетов, связанных с готовностью молодых людей войти в рыночные отношения, описать стратегию молодежи как субъекта рынка труда. Я согласна с авторами исследования в том, что нужно акцентировать внимание в этом вопросе на контингенте, находящемся в начале социально-профессионального определения, то есть лучше всего обращаться к выпускникам общеобразовательных школ. Выборочная совокупность составила 840 человек (девушки составили 56%). Исследовалась также зависимость социально-психологических факторов от так называемых структурных ресурсов. К ним относятся принадлежность молодежи к семьям из различных социально-профессиональных групп; уровень материального благосостояния семьи; возможность помощи, которую молодые люди ожидают со стороны родителей. Иерархия доминирующих ценностей, определяющих расположение профессий на шкале предпочтений в оценках выпускников, принадлежащих к различной социально-профессиональной среде (в % от опрошенных; N = 840)1 |Социально-професс|Иерархия трудовых|Ответили | |иональные группы |ценностей | | | | |Девушки |Юноши | |Дети рабочих |Заработная плата |61,3 |73,4 | |высокой и средней| | | | |квалификации | | | | |(N=103; дев. – | | | | |47, юноши – 56) | | | | | |Гарантия |57,5 |69,6 | | |занятости | | | | |Содержание работы|35,9 |9,1 | |Дети служащих |Заработная плата |67,5 |77,3 | |(специалистов) с | | | | |высшим и средним | | | | |специальным | | | | |образованием | | | | |(N=737; дев. – | | | | |392, юноши – 345)| | | | | |Гарантия |55,4 |54,7 | | |занятости | | | | |Содержание работы|47,6 |47,2 | Респондентам предлагалось назвать три основные характеристики, ранжированные по степени важности. Поэтому количество ответов превышает 100%. Исследование показывает, что для большинства выпускников средних школ определяющая ценность хорошей работы – деньги, а не содержание. Из таблицы видно, что в составе трех доминант, определяющих ценностную ориентацию молодых людей при выборе профессии и будущей трудовой деятельности, выступают, прежде всего, материальные соображения и возможность трудоустройства. Содержание работы как регулятор профессионального самоопределения уступает этим двум критериям по своей значимости. Большое значение «материальной» позиции в структуре трудовых ценностей во всех выделенных группах подтверждается также значимой положительной связью между отношением респондентов к рыночным требованиям работодателей и готовностью включиться в рынок труда, как видно из таблицы, приведенной ниже. Оценки выпускниками средних школ города Москвы основных секторов экономики по условиям трудовой деятельности (N = 840), в баллах1 |Секторы |Требуемые условия | |экономики | | | |Образо- |Затраты |Дисципли- |Инициатив- |Объем | | |Вательный |времени, |на, |ность, пред- |работы, | | |и квалифи-|связанные с |ответствен|приимчивость,|нагрузка | | | |работой, |- | |выполняе- | | |кационный |занятость |ность, |активность |мыми и | | |уровни, |непосредственно|обяза- | |функциями | | |объем |профес-сиональн|тельность | | | | |знаний |ой | | | | | | |деятельностью | | | | |Госуда- |2,3 |1,7 |1,1 |1,3 |1,0 | |Рственные | | | | | | |предприятия| | | | | | |Негосуда- |2,6 |2,8 |2,8 |2,4 |2,7 | |рственные | | | | | | |предприятия| | | | | | Оценка вычислялась как средневзвешенная по трехбальной системе – высокая (3); средняя (2); низкая (1); трудно ответить (0). Данные исследования показали, что если относительно частного сектора наблюдается довольно высокая зависимость между перспективами материального порядка и предпочтением данного сектора, то для госсектора такая связь менее значима сектором различной формы собственности, представляется потенциальным пространством, в котором ориентируются молодые люди, намереваясь предолжить свою будущую рабочую силу. Подавляющее число респондентов данного исследования (67%) выразили желание трудиться в негосударственном секторе экономики. В установке молодежи на труд с ее мотивационной доминантой «высокой заработной платы» и предпочтения рынка труда частного сектора скрыто действие весьма важного социально-психологического фактора стратификации, связанного с намерением изменит уровень благосостояния. Из такого сопоставления можно сделать вывод о готовности молодых людей больше трудиться, нести ответственность, проявит предприимчивость, быть инициативным и активным. Мне кажется, что именно такая установка вхождения в рыночные отношения отражает формирование новой трудовой этики. Молодежь и безработица Понятие и виды безработицы Безработица - это социально экономическое явление, при которой часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. Таким образом, в реальной экономической жизни безработица выступает как превышение рабочей силы над спросом на нее. Продолжительность безработицы - это показатель, характеризующий среднюю длительность поиска работы среди лиц, имеющих статус безработного на конец анализируемого периода. Безработица различается по продолжительности - временная (до 4 месяцев) и хроническая (свыше года). Уровень общей безработицы - отношение численности безработных к численности экономически активного населения (в %). Уровень регистрируемой безработицы - отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения (в %). Экономически активное население (рабочая сила) - отношение численности экономически активного населения к общей численности населения (в %). 1 Современная западная экономическая наука выделяет четыре формы безработицы: Фрикционная безработица связана с поисками или ожиданиями работы. Одни люди добровольно меняют место работы в связи с изменением профессиональной ориентации, сменой места жительства или чтобы занять лучшие должности в иных фирмах. Другие люди ищут новую работу вследствие увольнения по несоответствию или из-за банкротства фирмы. Третьи временно теряют сезонную работу. Четвертые (молодежь) впервые ищут работу. Когда все эти люди приступят к работе, им на смену придут новые, сохраняя из месяца в месяц этот тип безработицы. Фрикционная безработица означает неповоротливость рынка труда: система распространения информации о претендентах на рабочие места и вакансиях является несовершенной, а географическое перемещение рабочих не может происходить моментально. Поиск подходящего рабочего места требует определенного времени и усилий. Фрикционная безработица является даже желательной, так как позволяет работникам улучшать условия труда и находить более высокую заработную плату. Структурная безработица связана с изменениями в структуре спроса на труд по отраслям, регионам и необходимостью определенного времени для установления соответствия между структурой рабочей силы, определенными качествами работников и свободными местами с определенными профессиональными требованиями. В ходе технологических преобразований спрос на одни профессии уменьшается или прекращается, на другие увеличивается, меняется географическое распределение рабочих мест. Например, внедрение персональных компьютеров сократило спрос на пишущие машинки, что снизило спрос на труд на предприятиях про производству пишущих машинок. Одновременно увеличился спрос на труд в электронной промышленности. Разные регионы производят разные товары, спрос на труд может одновременно сокращаться в одних регионах и возрастать в других. Если фрикционные безработные имеют навыки, которые могут применять, то структурные безработные без переподготовки, дополнительного обучения, перемены места жительства найти работу не смогут. Поскольку структурные сдвиги происходят постоянно и рабочим требуется определенное время для смены работы, то структурная безработица носит устойчивый характер. Структурные безработные испытывают трудности в получении работы из-за недостаточно высокой или ставшей недостаточной квалификации, дискриминации по признакам пола, этнической принадлежности, сексуальной ориентации, возраста или инвалидности. Даже в периоды высокого уровня занятости среди структурных безработных сохраняется непропорционально высокая безработица. Циклическая безработица вызывается спадом, то есть той фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет. Спад - это циклическое снижение деловой активности, в результате которого люди теряют рабочие места на тот период, пока вновь не возрастет спрос и не произойдет оживление деловой активности. Безработица ожидания является результатом жесткости заработной платы и вытекающей отсюда нехватки рабочих мест. В равновесной модели рынка заработная плата изменяется, уравновешивая спрос и предложение. Однако в действительности заработная плата не является столь гибкой и иногда застревает на уровне выше равновесного, где предложение труда превышает спрос на него. Фирмам приходится распределять между всеми претендентами недостаточное количество рабочих мест. Поэтому жесткость реальной заработной платы уменьшает показатель вероятности трудоустройства и повышает уровень безработицы.1 Циклической безработице подвержены все возрастные группы населения. По своему содержанию, как мне кажется, такой тип безработицы, как фрикционная, может быть отнесен к добровольной. В принципе она не устранима в демократическом государстве, где нет принудительного труда и режима прописки. Фрикционная безработица считается хотя и неизбежным, но все же приемлемым следствием здоровой экономики. Многие выпускники учебных заведений в первую очередь становятся фрикционными безработными, особенно те из них, кто не имел опыта работы в процессе обучения и ищет работу впервые. В этом случае многое зависит от самого выпускника: на сколько активно он будет искать работу, от уровня его знаний и практических навыков, полученных в процессе обучения. Структурная безработица грозит тем молодым людям, чьи специальности не востребованы в настоящий момент на рынке труда, для избежания такого рода безработицы среди выпускников, нужно проводить детальный анализ рынка труда в данный момент, и перспектив его развития, при введении или наоборот, снятии, каких либо специальностей, которые даются конкретным учебном заведении. В любое время какие-либо специальности выходили на первый план, а какие-то считались менее престижными. У современных выпускников школ была выявлена следующая шкала приоритетов выбираемых специальностей: «В целом на первый план в шкале предпочтения вышли профессии «финансово- экономические» 48%. Мотивационная доминанта приоритета данной профессиональной сферы – высокий уровень заработной платы. Каждый четвертый респондент, например, заявил о своем желании работать в банке или какой- нибудь другой финансовой структуре, в более «благополучном» - негосударственном секторе. В то же время потребность этой сферы в рабочей силе от общего спроса в структуре трудовых ресурсов Москвы менее 4%. Значительное несоответствие, но уже в зеркальном отражении, наблюдается в профессиональных приоритетах московской молодежи относительно рабочих профессий – о них говорят лишь 2% опрошенных, а среди заявленных вакансий таковых около 80%. Следующая группа – профессий, занимавшие второе место в шкале предпочтений – это сфера юриспруденции – 27%; медицина – 15,2%; сфера искусств и шоу-бизнеса – 9,6%; военные и правоохранительные органы – 2,6%; педагогика – 1,3%.»2 Поэтому, я считаю, что в школах должна быть более сильна развита система профориентации учащихся, чтобы у выпускников школ складывалось представление о состоянии рынка труда, о востребованности тех или иных профессий, и как можно более полное представление о возможных направлениях деятельности всвязи в индивидуальными склонностями молодого человека. Плачевное состояние, в котором находятся производство, наука и социальная сфера в результате попытки шоковой терапии, требует незамедлительной смены экономического курса правительства. Ибо насыщение потребительского рынка товарами с недоступными для массового потребителя ценами чревато опасностью серьезных социальных перегрузок, способных вызвать возмущение широких народных масс. Уровень и структура безработицы В целом уровень безработицы складывается из комплекса решений, которые принимаются и теми, кто предлагает свой труд, и теми, кто предъявляет спрос на него. Очевидно, что все они учитывают и возможные выгоды, и ожидаемые издержки в результате принятия тех или иных решений. Темпы роста и уровня безработицы отражают не только растущую нехватку рабочих мест, но и изменения в оценке ожидаемых выгод и издержек, с которыми связаны поиски работы. Как издержки согласия на работу, так и издержки отказа от нее для разных людей весьма различны в зависимости от таких факторов, как пол, возраст, стаж, квалификация, принадлежность к тем или иным профессионально- должностным группам, источники дохода, не связанные с основной работой.1 Вместе с тем, растет численность незарегестрированых безработных, которые не считают необходимым обращаться в службу занятости и подчас находят альтернативные источники существования. Это свидетельствует о росте видов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует усиления контроля со стороны органов управления. Характеристики и поведение зарегистрированных и незарегистрированных безработных, как показал анализ, результаты которого изложены в статье Л.А. Гордона и Э.В. Клопова «Социальная эффективность и структура безработицы в России» во многом сходны, но есть и различия: «Те и другие близки по возрастным категориям, (средний возраст 30 - 39 лет), семейному положению. Мало чем отличаются они и по продолжительности занятости и длительности поиска работы, по отраслевой принадлежности и профессионально-должностным группам, по обстоятельствам незанятости. Однако между ними проявляется существенное различие по полу. Если среди зарегистрированных безработных всего 10% мужчин и 90% женщин, то среди незарегистрированых - 56,6% мужчин и 43,4% женщин. Имеется и некоторое различие между ними и по образованию. Так, среди зарегистрированных безработных 1/3 - с высшим образованием,1/4 - со средним специальным, свыше 1/3 - со средним общим образованием; среди незарегистрированных - 1/4, 1/3, 2/5 соответственно. Очевидно, что образовательный уровень зарегистрированных безработных несколько выше, чем незарегистрированных. Что касается средств к существованию, то 2/3 тех и других являются иждивенцами. Около 5% среди зарегистрированных и 10% среди незарегистрированных безработных имеют средства к существованию в виде дополнительной работы, 2/3 являются иждивенцами, остальные располагают иными средствами. Материальные трудности в большей мере испытывают 2/3 и в средней - 1/3 в обеих группах (не испытывают трудностей всего 2,9% зарегистрированных и 6,1% незарегистрированных безработных). Группа прочих обращает на себя внимание пассивностью своего экономического поведения. 2/3 из них высвобождаются из отраслей материального производства, 1/3 - из непроизводственных отраслей. Они довольно равномерно представляют все профессионально-должностные группы, занятые в народном хозяйстве. Их характерная особенность состоит в том, что они практически не занимаются поисками работы. Анализ показывает наличие некоторого контингента безработных, которые не имеют квалификации, либо утратили ее в силу длительной безработицы. При неблагоприятном стечении обстоятельств и недостаточной активности службы занятости многие из них могут пополнить маргинальные слои общества. В отношении этих лиц необходимы разработка и реализация программы, содержащей целенаправленные и систематические меры по их социальной реабилитации. По данным обследования, уровень зарегистрированной безработицы по отношению к населению в трудоспособном возрасте, составляет 1,5%, а уровень незарегистрированной безработицы - 5,5%. Оказалось возможным рассчитать значение скрытой безработицы за счет использования неполного рабочего времени на основной работе. Исходя из того, что полную занятость имели 93,6% респондентов при средней продолжительности рабочей недели 40 часов, а неполную занятость 6,4% при средней продолжительности рабочей недели 27 часов, рассчитываем уровень скрытой безработицы, равный 2,1% ( (40-27)/40 * 6,4% ) по отношению к трудоспособным в трудоспособном возрасте».1 Общий показатель реальной безработицы имеющий трехкомпонентную структуру, позволяет оценить уровень и содержание феномена безработицы и выработать меры по воздействию на те или иные тенденции в изменении ее уровня и структуры. Молодежь, как специфическая возрастная группа, испытывает свои трудности на современном российском рынке труда к ним в первую очередь можно отнести дискриминацию на рынке труда. Дискриминация на рынке труда. Дискриминация молодых людей на рынке труда – это актуальная проблема для любой рыночной экономики, тем более для Российской, когда в период перехода России к рынку безработными становятся невостребованные выпускники ПТУ, ВУЗов и техникумов – молодые люди имеющие образование, но не имеющие опыта работы по специальности. Но если у людей равные способности и квалификация, они выполняют одинаковую работу, а получают не одинаковое вознаграждение или по-разному продвигаются по служебной лестнице, то можно говорить о дискриминации. Особенно она заметна, когда функционирование рынка труда регулярно воспроизводит различия в положении определенных групп населения. Так как очевидно, что худшее положение на рынке труда, например женщин или национальных меньшинств не может быть объяснено предположением о худших в среднем индивидуальных склонностях женщин по сравнению с мужчинами или худших в среднем способностях работников из национальных меньшинств по сравнению с работниками основной национальности. В таком случае у людей из этих групп неравные возможности на рынке труда по сравнению с другими работниками, что и означает дискриминацию. Дискриминации на рынке труда могут подвергаться различные категории работников. Выделяют дискриминацию по полу, национальности, расе, возрасту и т. д. Для нашей страны, несомненно актуальность имеют вопросы равенства возможностей на рынке труда между молодежью и более старшим поколением. Дискриминация - это неравные возможности, например, в найме на работу или оплате при прочих равных условиях. Но в реальности равных условий практически не бывает, и очень трудно отделить различия в положении того или иного работника, вызванные дискриминацией, от различий, вызванных его индивидуальными особенностями. Помимо этого, дискриминационные воздействия накапливаются, и индивидуальные особенности работника уже могут быть результатом предшествующей дискриминации. Например, дискриминация в продвижении по службе может быть вызвана профессиональной различной подготовкой, что в свою очередь вызвано неравенством возможностей при получении образования. С другой стороны, неравные возможности, например, у женщин и мужчин в сфере труда могут отражать особенности их специализации и положения, обусловленные неэкономическими причинами (культурными, политическими, этическими, социальными). Таким образом, - дискриминация - очень сложное явление, на него воздействует много причин, что затрудняет разработку политики, направленной на ее преодоление, и вызывает необходимость тщательных исследований. Можно выделить несколько видов дискриминации на рынке труда. 1)Дискриминация при найме на работу (или, наоборот, при увольнении с работы) происходит тогда, когда ту или иную группу населения при прочих равных условиях, последними берут на работу и первыми увольняют. Отражением такой ситуации будет более высокий уровень безработицы у таких групп населения. 2)Дискриминация при выборе профессии или продвижении по службе происходит, когда какой-нибудь группе населения запрещают или ограничивают доступ к определенным видам деятельности, профессиям, должностям, несмотря на то, что они способны выполнять эти работы. Обратная сторона этого вида дискриминации- концентрация дискриминируемых групп на работах, для которых у них слишком высокая квалификация. 3)Дискриминация по оплате труда возникает в случае более низкой оплаты труда одних работников по сравнению с другими за выполнение одной и той же работы. То есть в том случае, когда различия в оплате труда не связаны с различиями в эффективности труда. 4)Дискриминация при получении образования или профессиональной подготовки может выражаться или в ограничение доступа к получению образования или профессиональной подготовки, или в предоставлении образовательных услуг более низкого качества.1 Одни виды дискриминации, как правило, порождают другие, таким образом, еще более усугубляя ее последствия. Тем не менее, воздействие отдельных видов дискриминации могут быть и самостоятельными, имея большую или меньшую актуальность для различных групп работников в зависимости от социально- экономической ситуации. Оказавшись в результате рыночных реформ наименее защищенной частью трудовых коллективов, молодежь страдает от различных форм социальной дискриминации: незаконные увольнения, штрафы, использование неоплачиваемого труда молодежи, особенно младших возрастных групп, в период продолжительного испытательного срока, без твердых гарантий предоставления им впоследствии постоянной работы, принимают по отношению к молодым работникам массовый характер. Более половины молодежи заняты неквалифицированным трудом, у многих выполняемая работа так или иначе связана с криминалом, производится в неблагоприятных, зачастую опасных психофизиологических условиях, без четкого ограничения рабочего времени. По данным опросов экспертов в сфере молодежной проблематики требования КЗОТа по отношению к молодежи нарушаются систематически, особенно в частном секторе1: |Тип |Характер выполнения |Затруднились| |предприятия |КЗОТа |ответить | | |В основном |Частично |Не | | | | | |выполняют | | |Госпредприятия|21,6 |35,5 |25,8 |16,9 | |Акционерные |8,9 |26,6 |26,6 |37,9 | |Частные |6,5 |20,2 |42,7 |30,6 | |Смешанные |5,6 |26,6 |28,2 |39,5 | Реформированная сфера труда не принесла молодым россиянам ожидаемой свободы в профессиональном самоопределении. Они попали в новую зависимость на этот раз от работодателей и акционеров, чья деятельность не ограничена развитыми механизмами социальной защиты. В этих условиях более половины опрошенной молодежи не способны защитить свои права. Социальные последствия безработицы Хочется отметить, что социальные последствия безработицы - это еще одна животрепещущая проблема. Результаты научных исследований, проведенных в последнее время1 документально подтверждают существование ряда эмоциональных, социальных, финансовых, семейных, медицинских и политических последствий безработицы. Правда, почти полностью отсутствуют исследования, где бы сопоставлялись результаты деятельности наемного работника и его семьи в периоды, когда он имеет работу, и те периоды, когда он ее потерял. Поэтому ученые продолжают дискутировать: безработица - это причина или повод возникновения отрицательных последствий? Пищу для спора дают те исследования, которые устанавливают соотношения, а не причинно-следственные связи между уровнем безработицы и динамикой функциональных нарушений или помещением человека в специальные лечебные учреждения. Тем не менее, исследования конкретных случаев, изучение продольных срезов групп населения и проведение одномоментных серийных исследований дают сходную картину последствий безработицы и явлений, сопутствующих ей. Различие в результатах можно объяснить влиянием многих факторов, в частности, уровнем безработицы на момент потери работы, поддержкой со стороны семьи и друзей, запасами, которые могут помочь безработному и его семье пережить трудный период, длительностью безработицы. Среди эмоциональных последствий безработицы называют «низкую самооценку, депрессию, самоубийство и необходимость психиатрического лечения в стационаре. Среди медицинских проблем - нарушение здоровья, вызванное стрессами (в частности, болезни сердца и почек, алкоголизм и цирроз печени). У работников, которые до объявления об увольнении имели нормальное артериальное давление, сразу же после известия об увольнении она повышалось и оставалось высоким до тех пор, пока они вновь не находили работу. Стрессы, вызванные безработицей, могут сократить продолжительность жизни и, следовательно, повысить уровень смертности»2. Существует связь между ухудшением отношений в семье (нарушением функционирования семьи) и детской смертностью, жестким обращением с детьми, разводом, конфликтами между родителями и детьми, необходимостью передачи детей на опекунство. У детей в семьях безработных чаще, чем в семьях работающих, встречаются отклонения в поведении, нарушении работы желудочно- кишечного тракта и бессонница. У супруги безработного наблюдаются те же психосоматические симптомы, что и у него самого. По всей вероятности, безработица оказывает отрицательное воздействие на всех, кого она прямо или косвенно затрагивает. Ученые обнаружили несомненную связь между безработицей и убийствами, насилием и тюремным заключением. «Изучение дел правонарушений показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, что рецидивизм можно объяснить отсутствием работы»1. Влияние безработицы на финансовое положение неоспоримо. Работникам и их семьям часто приходится жить на сбережения, продавать вещи и мирится с более низким уровнем жизни. Кому-то приходится отказываться от дома, автомобиля, объявлять о банкротстве и даже жить на пособие по социальному обеспечению. Мало известно о “пороге терпимости”, когда члены семьи безработного еще сохраняют способность заботиться друг о друге. Есть основания считать, что стресс, связанный с безработицей, снижает такую способность, в результате чего подростки чаще сбегают из дома, иждивенцев приходится помещать в учреждения системы социального обеспечения; семья отторгает тех, кого считает обременительными. Несмотря на усилия социальных работников привлечь внимание безработных к своему бедственному положению как к политической проблеме, многие безработные не склонны к политической активности. Причина кроется в боязни идти вразрез с общепринятыми нормами поведения, опасением поставить под угрозу свои шансы снова найти работу. Исследователи, к сожалению, еще не установили полный перечень трудностей, которые связаны с поиском работы, и тех сложностей получения новой работы, которые существуют в обществе, не обеспечивающим всеобщую занятость. В государственных службах трудоустройства официально регистрируется только 12% вакантных рабочих мест2. Это лишь усугубляет стресс, испытываемый человеком в процессе поиска работы, в частности, при получении отказа и из-за отсутствия четкого представления о том, где и как искать работу. О рабочих местах, не заявленных на рынке труда, гораздо легче узнать тем, кто имеет работу, чем безработным. Информация о том, как искать работу, предоставляемая на курсах по обучению поиску работы, возможно, достигает цели, укрепляя у людей надежду на получение новой работы. Поэтому в последние годы создаются специальные курсы в помощь безработным. Вместе с тем, растет численность незарегистрированых безработных, которые не считают необходимым обращаться в службу занятости и подчас находят альтернативные источники существования. Это свидетельствует о росте видов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует усиления контроля со стороны органов управления. Легко убедиться, что многие молодые люди отчетливо осознают необходимость личной инициативы и намерены самостоятельно выбираться из неблагоприятной ситуации, что происходит, конечно, не от хорошей жизни, а в силу вынужденных обстоятельств, когда помощи со стороны ждать не приходится. Об этом говорят данные исследования, проведенного в Москве и Санкт-Петербурге среди молодежи в 1999 году: Молодые люди, при поиске работы рассчитывают на: личные связи - 42,9%; государственную службу занятости - 16,5%; обращение к работодателю - 16,1%. объявления - 11,1%; организацию собственного дела - 7,3%; коммерческую службу занятости - 6,1%;1 Итак, большинство респондентов исходит из того, что лучше всего использовать собственные каналы трудоустройства. Многие выбирают взаимодействие с соответствующей службой под эгидой государства, либо обращение на прямую к работодателю, каждый десятый готов воспользоваться объявлениями в прессе. В учебнике «Социология молодежи» делаются следующие выводы о последствиях безработицы в России: 1. Работа для человека продолжает оставаться одной из главных ценностей и социальных реальностей. Посредством работы осуществляются социальное взаимодействие и процесс социализации человека. 2. Сформированная у человека система трудовых мотиваций определяет поведение человека в момент потери работы. 3. Система мотивов труда определяет требования безработных к ожидаемому месту работы. Вероятно, происходит некоторая трансформация данной системы. 4. Страх перед безработицей не сводится к страху остаться без материальных средств; кроме экономического безработица имеет и социальный «портрет». Наблюдается: — рост психологических и психических расстройств, — снижение адаптивных свойств человека, — ухудшение здоровья, . изменение взаимоотношений с окружающими и близкими людьми.1 Решение проблемы занятости молодежи Меры, направленные на снижение уровня безработицы В своей курсовой работе я бы хотела рассмотреть те меры по снижению уровня безработицы среди молодежи, которые приведены в главе, посвященной положению молодежи на рынке труда, учебника «Социология молодежи»: «Тенденции к повышению безработицы может быть противопоставлен комплекс мер следующего характера: I. Экономические меры: —развитие малого и среднего бизнеса; —организация общественных работ; —внедрение гибкого графика работы; дифференцированный подход к трудоустройству слабозащищенных слоев населения, в число которых входит и молодежь. II. Меры, предусматривающие реорганизацию системы образования: —улучшение системы переподготовки и переквалификации кадров; —совершенствование системы непрерывного образования; —соответствие качественной подготовки специалистов структуре занятости населения. III. Меры, предусматривающие совершенствование работы службы занятости: —повышение оперативности и информативности работы служб занятости; —согласованность в работе с коммерческими структурами; проведение систематических социологических исследований, необходимых для выяснения процессов, которые не могут быть достаточно изучены методами статистики, что позволит скорректировать политику занятости; психологические службы. Взвешенная политика в отношении молодежи, комплекс мер по ее профориентации и адаптации к требованиям жизни определяет общую ситуацию с занятостью на рынке труда. Изменения в ценностных трудовых ориентациях показывают необходимость формирования нового механизма мотивации, который бы стимулировал творческую активность и инициативу молодежи и новые формы самоутверждения в труде. Но такой механизм, стимулирующий внутреннюю мотивацию и терминальное отношение к труду, может быть создан только на уровне общества в целом, при условии экономической и политической стабильности и отношении к человеку не как производительной силе, а как к субъекту духовной и хозяйственной жизнедеятельности с учетом особенностей российской истории и культуры». 1 Успешность перехода России к рыночным отношениям во многом будет определяться особенностями взаимодействия экономической и политической сфер, их взаимосвязью. Анализ показывает, что в реформаторской реальности обнажились многообразные противоречия. Успешное их устранение зависит во многом от осознания возросшей роли политических решений. Отраслевые органы социальной сферы активно участвуют в формировании системы государственной поддержки становления и развития молодежи, их программы учитывают специфику молодежной проблематики. Однако, молодежь отличается от всех социальных групп не только возрастом, но и тем, что ей присущи особые социальные функции, связанные со вступлением в жизнь. Органы, курирующие традиционные отрасли социальной сферы, не могут в полной мере обеспечить условий для эффективного исполнения молодежью ее ролей в связи с тем, что те еще не сформированы. Это обстоятельство вызвало потребность в округе в специальном органе управления, ведающем сферой жизнедеятельности молодежи. Правовое регулирование молодежной политики Необходимость формирования современной законодательной базы в области государственной молодежной политики определяется сохранением, а нередко и нарастанием целого ряда социальных проблем молодежи, что негативно отражается на социально-экономическом и культурно-духовном аспектах ее жизнедеятельности и перспективах ее развития. Предпринимаемые меры по повышению образовательного уровня молодежи, ее трудоустройству, решению жилищной проблемы, развитию разносторонних способностей молодых людей недостаточно эффективны в силу слабой координации этих мер, их частичного характера и недостаточной правовой обеспеченности Молодежь не имеет достаточного правового обеспечения своего статуса в качестве субъекта государственной молодежной политики, как не имели ее в достаточной степени органы по делам молодежи. Однако формирование сильной политики, достижение устойчивого управления требуют четкого правового регулирования сферы приложения, в первую очередь посредством законодательных актов, определяющих рамки деятельности, регулирующих взаимодействия, связь событий и процессов, распорядительных и исполнительных актов. Их принятие - залог эффективного функционирования системы государственного управления. Важнейшими документами с этой точки зрения являются законодательные акты, касающиеся реализации местной государственной молодежной политики: «Целью таких законов является установление правовых основ государственной молодежной политики в регионах. Это означает, что общие положения государственной молодежной политики в данном законе преобразуются в систему правомерной деятельности окружных органов государственной власти, органов местного самоуправления. Закон, таким образом, решает задачи в области социального управления. Из ряда самых больных проблем - занятость молодежи и ее укоренение (в том числе связанное с ее жилищным обеспечением, а также поддержкой семьи). Необходима правовая регламентация и других сфер (досуговая работа, работа по месту жительства, летний отдых, деятельность детских и молодежных организаций, социально-психологическая реабилитация детей и т.д.), не обязательно посредством законов, как-то необходимо для стратегических, сложных направлений: важными элементами правового регулирования должны стать и постановления Губернаторов и ведомственные акты. Отдельных регулирующих актов требуют и некоторые формы и механизмы организационного обеспечения государственной молодежной политики: кадрового (например, аттестация), финансового (формирование фондов, конкурсная система финансирования, финансирование инновационных, возможности самофинансирования и т.д.), информационно-аналитического, научно- методического и других его видов»1. Работа комитета по делам молодежи История работы КДМ такова: «на первом этапе до 1993 года происходило институциональное становление молодежных комитетов и отделов под эгидой властных структур. Процесс шел неравномерно, зачастую ситуация на местах опережала ситуацию в целом по стране. На втором этапе, в 1993 – 1995 годах, в рамках КДМ и при их материально-финансовой поддержке началось воссоздание и упрочнение инфраструктуры государственной молодежной политики. Появились различные молодежные социальные службы – биржи труда, подростковые клубы, центры досуга, социально-психологические учреждения адаптации и реабилитации, информационные пункты. С 1995 года начался третий этап, он характеризуется более здравым подходом к государственной молодежной политике, выделением приоритетов. Одновременно происходит оптимизация организационной и функциональной структуры КДМ»1 В современных условия деятельность комитетов по делам молодежи очень важна, он должна качественно обновляться и усложняться. Молодежная политика осуществляется в динамически меняющейся обстановке. В переходные периоды, подобные современному, объективно на первый план выступают трудности повседневные, трудности выживания. В той степени, в какой удается их преодолевать, правомерно говорить об эффективности работы управленцев, менеджеров комитета по делам молодежи – от высшего до среднего и низшего звена. В статье «Кадровый потенциал работы с молодежью» авторы говорят о том, что «лишь перспективная, инновационная стратегия способна преодолеть кризисную ситуацию и повысить успехи взаимодействия с молодежью. Очень многое зависит от тех людей, которые работают с молодежью, поэтому важным является грамотный подбор и расстановка кадров. Предлагается следующая методика оценки кадрового потенциала КДМ. Она включает в себя: социологическое выявление потенциальных работников, то есть мотивов и установок людей. Социометрический анализ позволяет конкретно оценить те или иные качества работников – особенно потенциальных кандидатов в руководители. Так же необходимо использовать методы психодиагностики и организационный анализ, который предусматривает выделение типа структуры данной организации».2 Изучение мотивационной основы профессиональной деятельности работников комитета по делам молодежи выводит исследование кадрового потенциала на уровень прикладных управленческих решений и способно оптимизировать как работу уже существующих комитетов, так и подбор кадров в государственные органы подобного типа. Содействие профессиональной подготовке молодежи и трудовой занятости Комитетом по делам молодежи ведется активная координационная работа, базирующаяся на организационной и финансовой поддержке реализации соответствующих программ для молодежи, на их методическом обеспечении, на различных формах повышения квалификации кадров. В числе перспективных направлений, обеспечивающих повышение устойчивости положения и развитие молодежи – содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке молодежи к труду; содействие трудовой занятости молодежи; Содействие общеобразовательной и профессиональной подготовке и подготовке молодежи к труду включает в себя: «оказание посильной помощи учебным заведениям в воспитании и социализации учащихся и студентов, реализации их интересов; развитие самодеятельности и инициативы учащихся и студентов, государственную поддержку их общественных объединений. Образование молодежи - проблема сквозная, ее решение предполагает взаимодействие и сотрудничество органов управления образования и органов по делам молодежи разных уровней. Содействие трудовой занятости молодежи предполагает: поддержку предприятий и организаций, создающих новые рабочие места для молодежи; формирование постоянных рабочих мест; создание возможностей для организации вторичной занятости подростков и молодежи; создание инфраструктуры учреждений и предприятий для занятости молодежи (и в первую очередь - подростков). Существуют три основные формы занятости подростков: сезонные работы (летние трудовые лагеря, либо отряды), общественные работы и труд в сфере оказания услуг населению, предприятиям, организациям с преобладанием вновь организованных постоянных рабочих. мест (при временной занятости подростков). Работа в области молодежно-подростковой занятости предполагает создание специализированных молодежных бирж труда и предприятий по трудозанятости подростков. Наиболее эффективными муниципальными предприятиями являются те, которые что- либо производят, где подросток в процессе работы может получить определенную профессиональную подготовку и навыки работы на предприятии, в трудовом коллективе».1 Заключение В своей курсовой работе я рассмотрела проблему положения современной российской молодежи в сфере труди и занятости, и привела некоторые меры, которые должны быть предприняты для улучшения существующего положения. Таким образом, молодежь на рынке труда представляет собой достаточно уязвимую категорию граждан, вопросы контролирования и помощи которой являются вопросами государственной политики. Разумеется, все пути выхода из сложившейся кризисной ситуации на молодежном рынке труда наталкиваются на препятствия в социальной, экономической, правовой, политической сферах нашей жизни, поэтому все меры должны приниматься комплексно. В заключении я бы хотела привести те меры, которая предлагает Лещинская Г. в статье «Молодежный рынок труда», возможно они в чемто повторят все сказанное выше, но мне они кажутся наиболее актульными в области решение проблемы занятости молодежи: «намечая перспективы организации занятости подростков и молодежи, необходимо уделять внимание поддержке новых форм: - создания малых производств, способных более полно занять молодежный и женский труд; - организации квотирования рабочих мест через законодательные акты, закрепляющие требования к работодателю по приему на работу молодежи, а также систему льгот для него; - создания более эффективных и устойчивых механизмов организации временной занятости подростков. Вопрос об эффективности государственной молодежной политики остается актуальным. Государству пока слабо удается мобилизовать молодежную инициативу в общественных интересах. В решении вопросов молодежной политики необходимо добиться также более четкого разграничения полномочий и ответственности окружных органов и органов местного самоуправления. Программы должны предусматривать более тесную увязку основных элементов государственной молодежной политики с основными механизмами реформирования российской экономики и социальной сферы в целом. Необходимо вновь проработать практику бюджетных выплат на цели государственной молодежной политики. Компенсаторные действия должны быть строго ограничены четко выделенными категориями нуждающихся в помощи молодых людей и точно очерченным кругом задач. Основные же усилия должны быть направлены на конкретное воплощение инвестиций в молодежь. Эта установка предполагает иной подход к расчетам финансовых средств на цели поддержки молодежных и детских объединений. Смысл его - в прогнозировании позитивных (в том числе и финансовых) последствий от таких социальных вложений как в обозримой, так и особенно в отдаленной перспективе (мировой опыт показывает, что вполне замысел государственной молодежной политики реализуется примерно через 30-40 лет после начала осуществления первых мероприятий)»1. Список литературы 1. Зубок Ю.А. «Молодежь между интеграцией и исключением: социально- экономический аспект» //Социально-гуманитарные знания 2000г. №2 с. 183 – 199 2. Калибеков Д. «Современные проблемы молодежи».// «Вопросы экономики», 2000, №8, с.18-25 3. Лещинская Г. «Молодежный рынок труда»// «Экономист», №8, 1996г., с. 64 4. Социология молодежи. Под ред. Лисовского В.Т. СПб «Издательство Санкт- Петербургского Универстиета» 1996г 5. Экономика труда и социально-трудовые отношения. Под ред. Г.Г. Меликьяна Р.П. Колосовой М. Издательство Московского Университета 1996г 6. Социологический энциклопедический словарь. Под ред. Г.В. Осипова. М.: «Инфра. М-Норма» 1998г. 7. Гордон Л.А. Клопов Э.В. «Социальная эффективность и структура безработицы в России»// Социс 2000г №1 С. 24-34 8. Генин Л.В. Вишневский В.Ю. Кораблева Г.Б. «Кадровый потенциал работы с молодежью»// Социс 1997г. №10 С.87 – 92 9. Соколова Г. Н. «Социальные издержки безработицы и пути ее снижения» // Социс.-1995.-№9.-С.20 10. Мкртчян Г.М. Чистяков И.М. «Молодежь Москвы на рынке труда»// Социс 2000г. №12 С. 42 – 49 11. Дадашев А. «Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования» // Вопросы экономики.-1996.-№1.-С.78 1 Социологический энциклопедический словарь. Под ред. Г.В. Осипова. М.: «Инфра. М-Норма» 1998г. С. 256 1 Экономика труда и социально-трудовые отношения. Под ред. Г.Г. Меликьяна Р.П. Колосовой М. Издательство Московского Университета 1996г. С. 126 1 Гордон Л.А. Клопов Э.В. «Социальная эффективность и структура безработицы в России»// Социс 2000г №1 С. 24-34 1 См.: Социология молодежи. Под ред. Лисовского В.Т. СПб «Издательство Санкт-Петербургского Универстиета» 1996г. с. 171 - 176 1 Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. С. 14 Цитируется по: Социология молодежи. Под ред. Лисовского В.Т. СПб «Издательство Санкт-Петербургского Универстиета» 1996г. с. 171 1 Мкртчян Г.М. Чистяков И.М. «Молодежь Москвы на рынке труда»// Социс 2000г. №12 С. 42 – 49 1 Мкртчян Г.М. Чистяков И.М. «Молодежь Москвы на рынке труда»// Социс 2000г. №12 С. 44 1 Мкртчян Г.М. Чистяков И.М. «Молодежь Москвы на рынке труда»// Социс 2000г. №12 С. 44 1 См.: Экономика труда и социально-трудовые отношения. Под ред. Г.Г. Меликьяна Р.П. Колосовой М. Издательство Московского Университета 1996г. С. 148-150 1 Экономика труда и социально-трудовые отношения. Под ред. Г.Г. Меликьяна Р.П. Колосовой М. Издательство Московского Университета 1996г. С. 151-152 2 Мкртчян Г.М. Чистяков И.М. «Молодежь Москвы на рынке труда»// Социс 2000г. №12 С. 47 1 Экономика труда и социально-трудовые отношения. Под ред. Г.Г. Меликьяна Р.П. Колосовой М. Издательство Московского Университета 1996г. С. 153 1 Гордон Л.А. Клопов Э.В. «Социальная эффективность и структура безработицы в России»// Социс 2000г №1 С. 24-34 1 Экономика труда и социально-трудовые отношения. Под ред. Г.Г. Меликьяна Р.П. Колосовой М. Издательство Московского Университета 1996г. С. 186 1 Зубок Ю.А. Молодежь между интеграцией и исключением: социально- экономический аспект //Социально-гуманитарные знания 2000г. №2 с. 183 – 199 1 См.: Гордон Л.А. Клопов Э.В. «Социальная эффективность и структура безработицы в России»// Социс 2000г №1 С. 24-34; Дадашев А. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования // Вопросы экономики.-1996.-№1.-С.76-81; Соколова Г. Н. Социальные издержки безработицы и пути ее снижения // Социолоические исследования.-1995.-№9.- С.17-26 2 Соколова Г. Н. Социальные издержки безработицы и пути ее снижения // Социолоические исследования.-1995.-№9.-С.20 1 Соколова Г. Н. Социальные издержки безработицы и пути ее снижения // Социолоические исследования.-1995.-№9.-С.20 2 Дадашев А. Занятость населения и безработица в России: проблемы регулирования // Вопросы экономики.-1996.-№1.-С.78 1 Зубок Ю.А. Молодежь между интеграцией и исключением: социально- экономический аспект //Социально-гуманитарные знания 2000г. №2 с. 187 1 Социология молодежи. Под ред. Лисовского В.Т. СПб «Издательство Санкт- Петербургского Универстиета» 1996г. с. 192 – 193 1 Социология молодежи. Под ред. Лисовского В.Т. СПб «Издательство Санкт- Петербургского Универстиета» 1996г. с. 198 1 Лещинская Г. «Молодежный рынок труда»// «Экономист», №8, 1996г., с. 64 1 Генин Л.В. Вишневский В.Ю. Кораблева Г.Б. «Кадровый потенциал работы с молодежью»// Социс 1997г. №10 С.88 2 Там же См. С. 88 - 89 1 Калибеков Д. Современные проблемы молодежи. «Вопросы экономики», 2000, №8, с.18-25 1 Лещинская Г. «Молодежный рынок труда»// «Экономист», №8, 1996г., с. 68 |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |