рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Николай Иванович Кареев рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Николай Иванович Кареев

Николай Иванович Кареев

Николай Иванович Кареев

(1850 – 1931)

Н.И. Кареев - выдающийся русский ученый – историк и социолог,

крупнейший представитель классического позитивизма в социологии, один

из основателей отечественной социологии, настойчивый и убежденный

последователь и популяризатор учения Конта и других западных философов

и социологов.

Николай Иванович Кареев родился 24 ноября 1850 г. (6 декабря — по

новому стилю) в Москве. В 1873 окончил Московский университет (где

под руководством В.И.Герье занимался историей Великой французской

революции). В юности испытал влияние идей Л.Фейербаха,

Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова и особенно Д.И.Писарева, а в

дальнейшем — субъективистов П.Л.Лаврова и Н.К.Михайловского. Вместе с

тем, Кареев разработал свой собственный взгляд на субъективный фактор:

он отождествлял его с личностью, рассматриваемой в качестве элемента

общества.

В 1879—84 гг. Кареев был профессором Варшавского, а затем

Петербургского университетов. С 1910 г. - член-корреспондент Российской

академии, с 1929 почётный член АН СССР. В 1870-х гг. Кареев написал

свой лучший труд «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в

последней четверти XVIII века» (1879); в 1881 году вышел его «Очерк

истории французских крестьян с древнейшего времени до 1789 года».

Кареев закрепил за русской наукой приоритет в области конкретного

изучения крестьянского вопроса накануне и в период Великой Французской

революции.

Политические взгляды Кареева можно охарактеризовать как умеренный

либерализм, но несмотря на всю умеренность своего либерализма, Кареев в

1899 году был уволен в связи со студенческими волнениями из

Петербургского университета, куда вернулся лишь в 1906 году. Во время

Революции 1905—07 гг. вошёл в ряды кадетской партии и был избран членом

1-й Государственной Думы. В курсе Кареева «История Западной Европы в

новое время» (т. 1—7, 1892—1917) отводилось существенное место

социально-экономическим процессам. В 1911—15 гг. Кареев приступил к

разработке истории парижских революционных секций. В 1924—25 гг.

опубликовал 3-томную работу «Историки Французской революции» — первый

сводный обзор историографии Великой французской революции не только в

русской, но и в зарубежной литературе.

Помимо основательных чисто исторических работ, оказавших серьезное

влияние на многих отечественных и зарубежных историков, Кареев

плодотворно занимался разнообразными методологическими проблемами

социологии. Так, он рано и независимо от немецких неокантианцев

поставил вопрос об особенностях обобщения в естественных и гуманитарных

науках, о типологическом анализе и др. Внимательно следя за историей

становления мировой и русской социологии, он быстро откликался на

очередные новинки в этой области то статьей, то рецензией. Часто

завязывалась полемика. Статьи объединялись в сборники и многократно

переиздавались.

Кареев пришел в науку в то время, когда шли усиленные поиски аргументов в

пользу самостоятельности социологии. Он активно включился в эту работу и

наряду с разработкой конкретных тем в области социологии и истории создал

ряд оригинальных исследовании по общим вопросам теории и методологии

социологического знания.

Кареев принадлежал к субъективной школе, стремясь систематизировать многие

ее уроки, защитить от критики со стороны марксистов, неокантианцев,

религиозной социальной метафизики. Среди конкретных социологических проблем

особое внимание уделял междисциплинарным отношениям социологии (особенно с

психологией), роли личности в истории, прогрессу и др. Наиболее значителен

его вклад в разработку истории социологической науки, он является

основателем и зачинателем известной "русской традиции" историко-

критического обозрения социологических школ и направлений, в которую

входили влиятельные социологи - М.Ковалевский, В.Хвостов, П.Сорокин,

П.Тимашев и др. Кареев - один из первых удачных библиографов социологии и

составитель ранних учебных программ по этой дисциплине. Идейное наследие Н.

Кареева многопланово и обширно и философско-исторические и социологические

работы в нем занимают весомое место.

Кареев, в основном, оставался приверженцем позитивистских установок при

изучении реальных факторов ("эмпирических событий"). Главную задачу для

себя он видел в открытии законов развития человечества с помощью точных

методов исследования. Общество как организованное целое - социальный

прогресс, социальная организация, контроль и регуляция - все эти факторы,

тесно связанные между собой, утверждал Кареев, и образуют основу

закономерного, развития общества как сложной системы психических и

практических взаимодействий личности.

Кареев дал определение социологии как абстрактной науки, занимающейся

изучением природы и генезиса общества, его основных сил и их

взаимоотношений, а таете происходящих в нем процессов, независимо от

времени и места их возникновения.

"Социология, - писал он, - есть общая абстрактная наука о природе и

генезисе общества, об основных его элемента факторах и силах, об их

взаимоотношениях, о характере процессов, в ней совершающихся, где бы и

когда бы все это ни существовало и ни происходило".

В работе "Общие основы социологии" Кареев развивает свое представление о

социологии. Он пишет: "Социология берет общество интегрально, имея в виду,

что государство, право и народное хозяйство, обособленно взятые для

изолированного изучения, существует только в абстракте, что реально нет

государства, в котором не было бы права и хозяйства, что нет хозяйства без

государства и права и что нет, наконец, и последнего без первых двух".

Основной источник социологии Кареева – позитивизм, особенно – контизм.

Вместе с тем Кареев выступал с критикой его теорий - не принял тезиса

Конта, согласно которому вся история может быть представлена трехфазной

схемой, выражающей законы движения наук в соответствии с формами

миросозерцания; отрицательно относился к игнорированию Контом значения

политической экономии для построения социологии. классификации наук, считая

ее неполной. Огюст Конт, по мнению Кареева, в силу неразвитости

психологического знания в тот период сделал скачок от биологии к

социологии, минуя психологию. «Между биологией и социологией мы ставим

психологию, но не индивидуальную, а коллективную», - писал Кареев.

Коллективная психология способна, по его мнению, стать подлинной основой

социологии, поскольку все общественные явления есть в конечном счете

духовное взаимодействие между отдельными людьми.

Главные проблемы социологии, согласно Карееву, таковы: 1) социология как

наука; 2) научный и этический элемент в ней; 3) отношения социологии с

другими общественными науками, а также с биологией и психологией; 4)

экономический аспект общества; 5) социальная структура; 6) прогресс как

сущность исторического процесса и 7) роль личности в истории.

Кареев придавал большое значение развитию теоретической социологии. В

соответствии с принципами позитивизма Кареев рассматривал социологию как

чисто теоретическую дисциплину, стремящуюся исключительно к познанию

объективных тенденций общественного развития и не допускающую в своих

построениях каких-либо оценок, выходящих за пределы того, что доступно

проверке.

Кареев не был согласен с Контом относительно задач социологии, которые

основоположник социологии выразил следующим афоризмом: "Знать, чтобы

предвидеть, предвидеть, чтобы господствовать". Кареев писал: '"Социология

подобно всякой положительной науке о том, что есть, как оно есть, должна

быть беспартийной и надклассовой... Чтобы сохранить свой научный характер.

социология должна не только не решать вопрос о наилучшем устройстве

общества, но даже не брать на себя предсказаний о том, каково будет

дальнейшее развитие существующего общества, потому что и в этой области

гаданий многое подсказывается чаяниями сердца. Поскольку социология есть

наука о законах явлении, в ней нет места и для нравственной оценки, так как

посложней могут подлежать только отдельные явления и поступки людей, разные

между ними отношения и определенные социальные нормы".

Придавая большое значение теоретической форме знания и проблеме метода в

научном исследовании, Кареев занимался обоснованием выполняемых теорий

объяснительной (экспликативной) и предписывающей (нормативной) функций.

Н.И.Кареев, за несколько лет до западных социологов пришел к мысли о

необходимости разделения всех общественных наук по характеру изучаемого

объекта на науки о явлениях (феноменологические - история, философия

истории) и о законах (номологические), к которым отнес и социологию.

Становление социологии как самостоятельной науки об обществе ставило задачу

определения ее места в кругу других наук, как естественных, так и

гуманитарных, выработки своего особого метода, отличного от прочих, четкого

определения проблематики и исследовательской программы. Особого внимания в

этом отношении заслуживает вклад Н.И.Кареева, который наиболее полно

разрабатывал в рассматриваемый период вопрос о методах социальных наук.

В основу классификации наук об обществе Кареев положил степень обобщения

ими социальных явлений или уровень абстракции. В соответствии с этим он

выделил три основные науки - историю и другие родственные ей науки:

социологию и философию истории, - каждая из которых имеет свой предмет,

метод и уровень обобщения информации.

Кареев сопоставляет две науки - историю и социологию, и приходит к выводу,

что они неразрывно связаны между собой. История доставляет социологу

необходимый фактический материал, помогая тем самым формировать полную

картину движения человеческого бытия; социология вырабатывает способы

понимания исторических событий и фактов.

Кареев считает, что в задачу истории входит выявление источников

информации, их критическая проверка, описание индивидуальных и неповторимых

явлений прошлого. История, следовательно, есть описательная наука,

представляющая предварительную стадию изучения общества. "Задача истории, -

пишет Кареев, - не в том, чтобы открывать какие-либо законы (на то есть

социология) или давать практические наставления (это - дело политики), а в

том, чтобы изучать конкретное прошлое без какого бы то ни было

поползновения предсказать будущее, как бы изучение прошлого и ни помогало в

иных случаях предвидению того, что может случиться и наступить". Отвергая

идею рассмотрения истории как номологической науки (т.е. изучающий закон

общества), Кареев видит ее цель, во-первых, в добывании фактов, во-вторых,

установлении реальных взаимосвязей между ними и, в-третьих, в первичных их

обобщениях.

Становясь на позиции крайнего субъективизма, Кареев объявлял,

подобно Михайловскому, содержанием философии истории «идеальный мир

норм, мир должного, мир истинного и справедливого, с которым будет

сравниваться действительная история». С тех же субъективно-

идеалистических позиций с 1890-х гг. боролся против марксизма, называя

его «экономическим материализмом». Известен ряд критических работ

Кареева, в которых он обосновывает свой взгляд на теорию марксизма как

научно-несостоятельное направление в социологии.

Кареев много сделал в области изучения проблемы личности, глубокую

разработку которой считал главным призванием социологии. Личность

рассматривается им как субъект психических переживании, мыслен и чувств,

желании и стремлении, составляющий исходный пункт социальных процессов.

Личность в теории Кареева - субъект истории, соединяющий в себе

антропологические, психологические и социальные начала. Именно такое

понимание личности составляет основу того субъективизма, на котором так

настаивал ученый как на методе познания социальных явлений. Он утверждает,

что субъективизм неизбежен в изучении общества, поскольку и отдельные

события, и общественный процесс в целом оцениваются с точки зрения

определенного идеала.

Общество в социологии Кареева выступает в абстрактной форме, вне его

исторических, экономических и прочих особенностей. Общество, по Карееву,

есть сложная система психических и практических взаимодействий личностей.

Оно делится на две части: на культурные группы и социальную организацию.

Культурные группы есть предмет индивидуальной психологии. Отличительными

признаками культурных групп являются не природные свойства, а те привычки,

обычаи, традиции, которые возникают в результате воспитания. Вторая сторона

общества – социальная организация – результат коллективной психологии и

изучается социологией. Социальная организация – это совокупность

экономической, юридической и политической сред. Основанием для такой схемы

у Кареева выступает положение личности в обществе: ее место в самой

социальной организации (политический строй); защищаемые государственной

властью частные отношения к другим лицам (право); ее роль в экономической

жизни (экономический строй). Для Кареева социальная организация –

показатель пределы личной свободы.

Главными достижениями всей научной мысли XIX в. Кареев, как и другие

ученые, считал открытие двух основных методов познания общества -

сравнительно исторического (позволяющего представить статистическую картину

общества, его горизонтальный срез) и эволюционного (позволяющего

представить общество в развитии, динамике, состоящей в смене ряда фаз или

культурных типов, т.е. осуществить вертикальный срез).

Если сравнительно исторический метод занимается сходными историческими

явлениями, выявлением реально существующих их типов, то задача

эволюционного метода состоит в анализе процессов их развития, стадий или

фаз этого процесса, а также выяснением причин их возникновения, оформления

и смены.

Кареев, не отрицая роли экономического фактора в истории, первостепенную

роль отводил фактору психическому, что позволило учесть сложный характер

человеческих поступков, роль творческих и волевых импульсов. Человеческое

поведение он рассматривает как единство социального и индивидуального;

достижение общественного идеала реализуется исключительно через действия

отдельных индивидов. Такая трактовка личности лежит в основании концепции

индивидуализма субъективной школы. К позиции субъективной школы близки

взгляды Кареева и на отношение субъективного и объективного, суть которых

состоит в том, что безразличная к индивидуальному существованию среда

перерабатывается личностью в ходе его практических действий и в

соответствии с ее идеалом, в результате чего и создаются все человеческие

формы бытия.

Особое место в историко-социологических трудах Кареева занимает анализ

процесса проникновения идей позитивизма в русскую социологию и формирование

здесь на их основе наиболее значительных тенденций. В истории русской

социологии им были отмечены как наиболее влиятельные - субъективная школа и

марксистская социология; противостояние этих течений он использовал в

качестве определяющего признака при разработке периодизации истории

отечественной социологии. В истории социологии России Кареев выделяет три

крупных периода: конец 60-х - середина 90-х годов XIX в.; с середины 1890-х

до 1917 г.; после 1917 г. Первый этап соответствует периоду зарождения

субъективной школы. Второй характеризуется одновременным развитием

марксистской и немарксистской социологий, сопровождаемый борьбой между

ними. Третий отмечен установлением господства марксистской социологии и,

как это представлялось Карееву, намечавшейся возможностью сближения

"экономизма" и "психологизма". Кареев высказал оригинальный подход к

изучению культуры, в определение которой он включил всю совокупность

результатов психологического взаимодействия между людьми. Содержание

человеческой культуры в концепции Кареева представлено в виде двух крупных

пластов.

Один из них объединяет такие продукты духовной деятельности как язык,

религию, искусство, науку, философию; другой состоит из структур,

обеспечивающих функционирование общества: государство. народное хозяйство,

право.

В заключении необходимо отметить, что Н.И.Кареев великолепно знал историю

социологии. Его труды явились одной из первых в России попыток осмысления

общих закономерностей развития социологии, анализ ее успехов и неудач.

Кареев наряду с большой научно-исследовательской работой в течение всей

своей жизни - преподавал историю и социологию, создал много работ,

посвященных задачам преподавания истории и социологии, выступая в этой

области как теоретик и методист. Он заботился о совершенствовании системы

школьного и вузовского образования, ходатайствовал о создании кафедр

социологии в российских университетах, занимался научным поиском в области

методов обучения, изучал традиции. сложившиеся в российской системе

образования. Преодолевая характерную для русского обществоведения того

времени публичность, Кареев заботился об усилении профессионализма в

подготовке квалифицированных социологов.

Список литературы:

1. Гусейнова Ф.Д. «Социология. Учебное пособие.», ч. 2. М., 1997.

2. «Антология русской классической социологии» / под. ред. Клементьева и

Панковой. М., 1995.

3. Голосенко, Козловский «История русской социологии XIX – XX вв.» М.,

1995.

4. Гофман А.Б. «Семь лекций по истории социологии» М., 1995.

5. Радугин А.А., Радугин А.К. «Социология: курс лекций» М., 1996.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты