рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Нравственное воспитание рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Нравственное воспитание

Нравственное воспитание

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

1. Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы.

Мораль, как регулятор поведения личности.

2. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в

развитии личности.

3. Содержание нравственного воспитания. Сущность нравственности

личности.

4. Нравственное воспитание как процесс организации разнообразной

деятельности учащихся и формирования у них нравственных качеств.

1. Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы.

Мораль как регулятор поведения личности.

В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет

формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами

социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей

между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или

иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества,

подчинятся определенным нормам, правилам и требованиям. Вот почему в

каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств,

функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах

его жизни и деятельности – в труде и в быту, в семье и в отношениях с

другими людьми, в политике и науке, в гражданских проявлениях, играх и

т.д. такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы

и различные постановления государственных органов, производственно

-административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и

инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец,

нравственность.

Есть существенное отличия в том, как влияют на поведение людей

различные правовые нормы, законы, административные правила и указания

служебных лиц, с одной стороны, и нравственность – с другой. Правовые и

административные нормы и правила имеют обязательный характер, и за их

нарушение личность несет юридическую или административную

ответственность. Нарушил, например, человек тот или иной закон, опоздал

на работу или не выполнил соответствующих служебных инструкций – неси

правовую или административную ответственность. В обществе созданы даже

специальные органы (суд, прокуратура, милиция, различные инспекции,

комиссии и т.д.), которые наблюдают за выполнением законов, разных

постановлений и обязательных указаний и применяют соответствующие

санкции (от лат. строжайшее постановление) к тем, кто их нарушает.

Иное дело нравственность, или мораль. Нормы и правила, которые

относятся к ее сфере, такого обязательного характера не имеют, и

практически их соблюдение зависит от самой личности.

Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и

незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него – силу

общественного мнения: упреки, моральное порицание и, наконец,

общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают

еже более серьезный характер.

Возьмем тот же пример с опозданием. Если человек опоздал на работу, на

него может быть наложено административное взыскание (предупреждение,

выговор и т.д.). Но если то же человек опоздал на встречу со своим

знакомым и последний был вынужден долго ждать его, никаких санкций не

бывает, а значит может его только упрекнуть или сделать товарищеское

замечание. Как видим, соблюдение моральных норм и правил базируется не

на предупреждении, а главным образом на сознательности самой личности,

на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения. В

этике – философской науке о морали - существуют две основные

нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований,

их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же

моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как

нравственное зло. Понимание этого и побуждает личность общества,

совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и ее

моральное развитие. Правда, немаловажную роль здесь играет сам характер

нравственности и ее содержание. Нравственность фашистского

тоталитарного государства, например, развращала людей, возбуждала в них

человеконенавистничество и вела к деградации личности. Только мораль

гуманного и демократического общества, которая сама носит прогрессивный

характер, содействует действительному прогрессивному развитию и

совершенствованию личности.

Но моральные усовершенствования поддерживаются не только силой

общественного мнения. большую роль в этом играют нравственные обычаи,

привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно

заметили, что нравственность личности не может основываться только на

ее моральной сознательности, что она становится более прочной, когда

соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных

способов поведения и деятельности. Это как будет показано ниже, имеет

большое значение для воспитания. Здесь же подчеркнем следующее

положение. Поскольку соблюдение нравственных требований общества в

конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в

качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно,

какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение

его содержательности и педагогической действительности. Многие

общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что

нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на

формирование положительных качеств личности, но и является главной

задачей школы и должно быть в центре ее воспитательной деятельности.

2. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в

развитии личности. Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в

развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике

с давних времен. Подчеркнем, что они связывались главным образом с тем,

что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности

добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что

писал об этом Я.А. Коменский. В своем трактате « наставление нравов» он

приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «научись сперва

добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться

последней». Там же цитировал народное изречение: « кто успевает в

науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».

Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся

швейцарский педагог- демократ Генрих Песталоцци. Нравственное

воспитание он считал главной задачей детского воспитательного

учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер

и сочувственное отношение к людям.

Разрабатывая вопросы педагогики, нравственное воспитание выдвигал на

первый план немецкий педагог Иоган Гербарт. Другое дело, что в

соответствии с идеалами общества, в котором он жил, он вкладывал в

понятие нравственного воспитания насаждения в детях покорности,

дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти. Он писал:

«Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове:

нравственность».

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «из всех

наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как

жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Однако из педагогов- классиков прошлого столетия наиболее полно ярко

характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности

К.Д.Ушинский. в статье «о нравственном элементе в воспитании » он писал

:

Конечно, образованием ума и обогащение его познаниями много прнесет

пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или

зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным

чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков

посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он

останется тем же, весьма вредным для общества пронырой….

Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие

учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что… влияние

нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более

важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…

Но если педагоги- классики признавали огромную роль нравственности в

развитии и формировании личности, тем большее значение имеет эта

проблема в системе современного воспитания.

3. Содержание нравственного воспитания. Сущность нравственности

личности. Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь в

виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется

термин мораль.

Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью в этике обычно

понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые

предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности.

Нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и

привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные

трактовки весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или

нравственной воспитанности есть не что иное, как перевод моральных норм,

правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и как

неуклонное соблюдение.

Но что означают моральные (нравственные) нормы, правила и требования к

поведению личности? Они есть не что иное, как выражение определенных

отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности

личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении

и контактах с другими людьми.

Мораль общества охватывает большое многообразие этих отношений. Если их

сгруппировать, то можно четко представить содержание воспитательной работы

по формированию нравственности учащихся. В целом эта работа должна включать

в себя формирование следующих моральных отношений:

А) отношение к политике нашего государства: понимание хода и перспектив

мирового развития ; правильная оценка событий внутри страны и на

международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к

справедливости, демократии и свободе народов;

Б) отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность

родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность

ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;

В) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо;

соблюдение дисциплины труда;

Г) отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о

сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана

природы;

Д) отношения к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность,

взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;

Е) отношение к себе: высокое сознание общественного долга; чувство

собственного достоинства, принципиальность.

Как видим, каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд

норм, правил и требований, которых должна придерживаться личность и которые

составляют основу ее жизни и поведения. Именно эти правила и требования не

только детализируют содержание нравственного воспитания, но и указывают на

его исключительно большую многогранность.

Но для нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только

в его содержании. Не менее важно детально осмыслить , какого человека можно

считать нравственным и в чем, собственно говоря, проявляется настоящая

сущность нравственности вообще. При ответе на эти вопросы, на первый

взгляд, напрашивается вывод: нравственным является тот человек, который в

своем поведении и жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет

их. Но можно выполнять их под влиянием внешнего принуждения или стремясь

показать свою «нравственность» в интересах личной карьеры или желая

добиться других преимуществ в обществе. Подобная внешняя «нравственная

благовидность» есть не что иное, как лицемерие. При малейшем изменений

обстоятельств и жизненных условий такой человек, как, хамелеон, быстро

меняет свою нравственную окраску и начинает отрицать и ругать то, что

раньше хвалил.

В условиях обновляющихся в стране социальных обстоятельств,

демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама

личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные

нормы правила не благодаря внешним общественным стимулам или

принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости,

благородству и глубокого понимания их необходимости. Именно это имел в

виду Гоголь, когда утверждал: «Развязать каждому руки, а не связывать;

нужно напирать на то, чтобы каждый сам себя держал в руках, а не на то,

чтобы его держали другие: чтобы он был строже к себе в несколько раз

самого закона».

Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы правила

и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения,

как глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Говоря точнее, в

своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с

послушно-механическим, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и

требованиями выполнением установленных в обществе моральных норм и

правил. Она есть не что иное, как внутренний категорический императив

личности, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые

общественные потребности и связанные с ними знания, взгляды, убеждения

и идеалы. В этом смысле А.С. Макаренко большое значение придавал

«поступку наедине с собой», или тому, как ведет себя воспитанник в

отсутствие других людей, когда не испытывает контроля. О его

нравственности можно судить только тогда, когда он правильно ведет себя

в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля

выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов

и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляет

глубинную сущность нравственного воспитания.

В этом смысле нравственность личности органически связана с ее

моральными чувствами, с ее совестью, с постоянной оценкой своего

поведения и стремлением к искреннему раскаянию в тех случаях, когда

допущены нарушения моральных принципов. Совесть и раскаяние личности в

своих аморальных поступках – сильнейшие стимулы ее нравственного

развития и самосовершенствования. К сожалению, формированию этих

личностных чувств не всегда придается должное значение. «Раскаяние –

пишет Чингиз Айтматов, - одно из великих достижений человеческого духа

– в наши дни дискредитировано. Оно, можно сказать, полностью ушло из

нравственного мира современного человека. Но как же может человек быть

человеком без раскаяния, без того потрясения и презрения, которые

достигаются через осознание вины – в действиях ли, через порывы

самобичевания или самоосуждения». Все это показывает, что нравственное

развитие личности невозможно без формирования ее моральной

сознательности, моральной совести и глубокого внутреннего стремления к

моральному благородству.

Какой же должна быть воспитательная работа в этом направлении? Каковы

ее внешние и внутренние психологические механизмы?

4. Нравственное воспитание как процесс организации разнообразной

деятельности учащихся и формирования у них нравственных качеств.

Рассматривая содержание нравственного воспитания, мы отмечали, что

должно быть направлено на формирование у личности нравственных

отношений к родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к

людям и самой себе. Но моральное отношения не возникают и не существуют

сами по себе. Они органически связанны с деятельностью человека и

обуславливаются ею. Это очень важное положение. Из него следует: чтобы

формировать у личности нравственные отношения, необходимо включать ее в

соответствующие виды деятельности и использовать их для выработки и

воспитания этих отношений. Исходя из содержания нравственных отношений,

необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности:

общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по

сбережению материальных ценностей и охране природы, общения с другими

людьми и др. в процессе активного участия в разнообразной деятельности

(при педагогически правильной ее организации) у учащихся развивается

понимание (осознание) того, как ее необходимо осуществлять, формируется

чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки поведения и

укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные

нравственные отношения. Без хорошо организованной практической

деятельности и его умелого педагогического стимулирования нельзя

эффективно формировать нравственные отношения.

Не менее существенным является и другое положение. Во вступительной

части к этому разделу курса подчеркивалось, что если те или иные

отношения закрепляются в сознании и поведении личности, становятся

привычными и определяют устойчивость ее поведения в любых изменяющихся

условиях, они превращаются в личностные качества. Вот почему процесс

нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы

вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества

школьников. В частности, речь должна идти о формировании таких качеств,

как устойчивость научного мировоззрения, патриотизм и культура

межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к

материальным ценностям общества и личному имуществу, коллективизм,

сознательная дисциплина и культура поведения.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты