рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Реформирование российского общества и проблемы развития молодежи рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Реформирование российского общества и проблемы развития молодежи

Реформирование российского общества и проблемы развития молодежи

Р Е Ф Е Р А Т

По социологии

На тему:

Реформирование российского общества

и противоречия развития

молодого поколения

Выполнила: Лысякова И.И 108 гр. англ.язык

Проверил: Полутин Сергей Викторович

Саранск 1999

ПЛАН реферата

Введение_______________________________________ __3

Проблемы подготовки молодого поколения к труду.

Противоречия____________________________________4-6

Проблематика и противоречия развития молодежи в системе

образования______________________________6-8

Перестройка «Я-концепции»______________________8-10

Акцентуации характера у молодежи______________11-13

Выводы:_________________________________________14

Список использованной литературы________________15

ВВЕДЕНИЕ

Время глобальных реформ, которые и реформами-то можно назвать с большой

натяжкой (я так считаю, что реформа подразумевает два аспекта:

непосредственно предопределение путей производимого изменения и

прогнозирование, предвидение последствий этого изменения) захлестнувших

Россию неожиданно и бесповоротно, «сломало» систему прежней «морали»,

существенно перевернув все нравственные ценности. Процесс социализации как

передачи молодому поколению норм и традиций, выработанных предшествующими

поколениями, нарушился, т.к. кардинально изменилась идеология, не оставляя

иного выбора как самую что ни на есть настоящую борьбу за выживание.

Старшему поколению, у которого в памяти еще свежо воспоминание «о днях

былых», сложно адаптироваться в нынешних условиях, сохраняя прежнюю систему

ценностей; молодому поколению еще сложнее в этом плане, т.к. у него своей

системы ценностей еще нет, а если и есть, то условная… и вообще ценности

как таковые для молодежи относительны, хотя она отнюдь не безнравственна,

как это принято считать.

Можно сказать, что формирующиеся уже сегодня стили общения, мировосприятия,

ценностных приоритетов становятся серьезной основой для тенденций развития

социальной структуры «постпереходного» российского общества.

Именно эти вопросы я попыталась отразить в своем реферате: противоречия в

развитии молодого поколения, являющиеся непосредственным результатом реформ

и постепенное формирование новых тенденций социализации.

Проблемы подготовки молодого поколения к труду. Противоречия.

Образование переживает не лучшие времена. Жестокость и насилие заполонили

экраны кино и телевидения, тупые американские боевики с восторгом смотрятся

неопытной молодежью, пропагандируется западная культура и западный образ

жизни, причем пропагандируются именно те «отбросы», от которых на Западе

уже давно отказались, подставляя России грабли, на которые она со

свойственной ей беспечностью обязательно наступит.

С изменением идеологических, социальных и экономических приоритетов

общественного развития меняются и требования к образованию, в частности -

к трудовой подготовке молодежи, к уровню конкурентоспособности

выпускников школ на рынке труда. Это предполагает усиление направленности

трудового обучения и воспитания на развитие творческих возможностей

учащихся, их подготовки к профессиональному самоопределению в условиях

рыночной экономики. Кроме того, рыночные условия хозяйствования

предполагают необходимость быстрой социальной и психологической

адаптации, профессиональной мобильности работников, что, в свою очередь,

требует новых подходов, целенаправленных средств подготовки учащихся к

важному жизненному выбору, профессиональному самоопределению. В условиях

кризиса ценностей образования и коммерционализации отношений между

людьми, болезненность выбора будущего профессионального пути еще более

обостряется. Изучение возможностей новых образовательных структур и форм,

особенностей и путей профилактической профессиональной ориентации

приобретает исключительное значение в теории и практике обучения и

воспитания.

Для положительного решения этих проблем в науке и передовом опыте

создаются определенные предпосылки. При школах возникают хозрасчетные

трудовые объединения и кооперативы, самоокупаемые центры профессиональной

ориентации - «образовательные центры». Основой жизнедеятельности

хозрасчетных трудовых объединений является формирование у школьников

мотивированного увлечения каким-либо видом деятельности, возможного при

свободном выборе вида деятельности и свободном переходе от одного вида

деятельности к другому.

Существенное влияние при этом на развитие интереса и мотивов труда

(творческого и особенности) оказывают также и другие факторы:

1. Организация труда (конкретная постановка задач; четкое определение

видов и объемов труда с учетом особенностей личности; перспектива

роста, стимулы).

2. Содержание труда (интеллектуальная насыщенность деятельности; наличие

ситуаций затруднения; применение средств, облегчающих трудовую

деятельность).

3. Результаты труда (объективная оценка труда; общественная значимость

продукта деятельности; количественные и качественные показатели).[1]

Старшеклассники получают начальную профессиональную подготовку,

необходимую для непосредственной трудовой деятельности. Улучшается

успеваемость, около 70% учащихся продолжают образование или трудятся по

ранее выбранной специальности.

Совершенствование системы образования с учетом социально-экономического

развития, прогресса науки и техники диктуется необходимостью

основательной подготовки молодежи к жизни и труду, перестройки стиля и

методов управления школой. Для этого необходимо:

1) продолжить разработки эффективных технологий обучения и

воспитания с той целью, чтобы труд (производительный труд учащихся в

особенности) сопровождался интересом к технологии труда, его

содержанию, будил творческую мысль учащихся;

2) обеспечить разработку механизма формирования в малых школах

разновозрастных коллективов, где общение учащихся идет по возрастной

вертикали;

3) подготовить методическое руководство учителю по развитию у

школьников важнейшего качества самообучения - рефлексии, когда ученик

из объекта педагогической деятельности превращается в ее субъект;

4) улучшать подготовку детей в школе через систему комплексов

«школа-детский сад», «школа-производство», «школа-профучилище-

техникум», «школа-вуз» и др.

5) внедрять в практику работы учителей-«многопредметников» идею

межмпредметных связей через общеучебные (межпредметные) умения,

расширять область переноса интеллектуальных умений на другие учебные

предметы и виды познавательной деятельности;[2]

Возможность реализации молодежью своего потенциала в работе, в управлении -

вещь необходимая для становления полноценного члена общества, но все портит

юношеский максимализм и часто неспособность принимать решения, или, скорее,

нежелание нести ответственность за свои поступки и проступки.

«АРХАНГЕЛЬСК. В городах Архангельской области создаются молодежные

парламенты. В Северодвинске он работает уже в течение года. В декабре

пройдут выборы в молодежный парламент Новодвинска. Как сообщил руководитель

городского отдела по делам молодежи А.Русаков, все документы подготовлены,

и в ближайшее время депутаты горсовета рассмотрят их на своей сессии. В

новодвинский парламент войдут 20 депутатов в возрасте от 14 до 30 лет. На

своих заседаниях они будут обсуждать городские законопроекты и молодежные

проекты, на реализацию которых может выделить средства городской бюджет.

Молодежь Архангельска пока отстает от своих коллег, но уже состоялась

встреча Комиссии по делам молодежи Архангельского горсовета и инициативной

группы по проведению выборов в молодежный парламент. Подготовительную

работу решили провести до января, а выборы наметили на весну 2000 года».[3]

Усвоение молодежью навыков управления современной рыночной экономикой и

попытка проявить себя в политике постепенно позволит создать оппозицию

герентократии путем «омоложения» руководящих кадров.

Абстрактные идеалы и жизненные планы, невозможность быстрой социальной и

психологической адаптации к условиям взрослого мира из-за отсутствия

трудовой подготовки, но возросшие (и зачастую непомерно) потребности…

Проблематика и противоречия развития молодежи в системе образования.

«Социальное творчество не присуще личности изначально».[4]

Но вот проблема получения необходимых навыков, а точнее проблема

получения образования в нынешней России остро стоит перед каждым молодым

человеком, ее актуальность налицо.

Еще несколько лет назад образование как таковое не имело ценности для

молодежи, много престижнее было, окончив училище, пойти в «комок». Сейчас

все наоборот. Фиксируемое исследователями противоречие между равенством

прав на получение образования и различием в реализации этих прав молодежью

из разных социальных групп является конкретным выражением данной проблемы.

Привлекательность образования для молодежи, ее устремления в этой сфере,

доступность образования для выходцев из разных социальных групп во многом

определяют завтрашний уровень образования населения, численность и качество

квалифицированных работников, весомость потенциала ученых и специалистов

для наукоемких отраслей. Кроме того, исследование социального поведения

молодежи в сфере образования актуально в связи с формированием рынка труда,

а именно с проблемами трудоустройства молодежи.

Плюс ко всему значимость этой проблематики выходит далеко за рамки сферы

образования. Вопросы демократии, неравенства, возможностей особенно остры в

условиях переходного общества, в обстановке социальной нестабильности.

Усилившаяся социальная дифференциация не может не проявляться в сфере

образования. Нынешние процессы в экономике, современное состояние рынка

труда заставляют с особым беспокойством относиться к проблемам

трудоустройства молодежи. Что касается использования интеллектуального

потенциала общества, то решение этой задачи во многом определит, какое

место займет Россия в быстро меняющемся мире.

На протяжении последних десятилетий на ориентации и социальное поведение

выпускников средних (полных) школ оказывал воздействие большой комплекс

факторов: политические перемены в стране, изменение способа принуждения к

труду; трансформация ценностных ориентаций общества, связанная с изменением

общей ситуации; изменение в престиже образования, квалифицированных

профессий; возникшие в последние годы последствия экономического спада

(резкое уменьшение спроса на рынке труда, снижение уровня жизни); замена

установки на всеобщее среднее образование курсом на основное (неполное

среднее) и среднее (полное) образование; внедрение платного обучения;

формирование иерархии "элитных" и "дешевых" образовательных учреждений;

усиление неравенства в сфере образования для молодежи разных регионов и для

поселений, различных по уровню урбанизации.[5]

Исследование социального поведения молодежи в образовательной сфере

показывает, что в его формировании чрезвычайно велика роль так называемых

"внешних" (по отношению к индивиду) факторов. По выражению В.Н. Шубкина,

"на самом деле не только мы сами выбираем себе путь, но и дороги выбирают

нас"[6]. "Внешние" факторы влияют на ориентации молодежи, через них и

напрямую обусловливают важнейшие характеристики социального поведения. В те

или иные отрезки времени прослеживаются последствия определенных

воздействий.

1) В классах российской школы: от массовизации – к росту отсева

В последнее десятилетие молодежь, вступающая в жизнь, испытывает давление

экономического кризиса в стране. В частности, одним из следствий снижения

уровня жизни стало изменение ориентаций в сторону направленности на

выживание. Внедрялось платное образование. Это усилило воздействие снижения

уровня жизни на ориентации и социальное поведение молодежи. Возникло

"золотое сито", через которое проходят главным образом дети из верхних

социальных слоев. В этот же период значительно снизился престиж

образования, профессий квалифицированного труда.

Результат – значительные перемены в сфере общего образования: во всех

классах школы увеличилось выбытие учащихся, так называемый "отсев".

Таблица 1

Численность учащихся на начало учебного года и выпускников школ, Россия, %

Учебные годы 1973/74 –

1982/83 1984/85 – 1993/94

Поступили в 1 класс 100,0

100,0

Выпуск из неполной средней школы 102,9

85,5

Поступили в старшие классы средней школы 59,7

57,2

Выпуск из средней школы 45,6

41,0

Источник: первичные данные Госкомстата России.[7]

Из "отсевов" в отдельных классах складывался весьма печальный итог – 1,5

млн. детей, которые, по данным Генпрокуратуры, не работают и не учатся. Это

количество сохраняется примерно на одном уровне с 1991 года.

Как показало исследование социального состава выпускников средних (полных)

школ, за последнее десятилетие в нем произошли изменения очень значительные

и по количественным показателям, и по социальному содержанию. Доля выходцев

из нижних социальных слоев сократилась более чем вдвое, а подростки из

верхних слоев, дети родителей с высшим образованием составили половину

школьного выпуска.

2) Вузы: конкурсная ситуация и конкуренция претендентов

Возможности выбора жизненного пути, предоставляемые обществом молодежи, в

немалой степени изменяются во времени. Система образования и рынок труда

испытывают значительное давление. Как объем вакансий, так и структура их не

остаются постоянными. Соответственно претерпевают трансформации также и

условия для реализации потенциальных возможностей.

Это способствует большей изменчивости условий вхождения молодежи в

самостоятельную жизнь, трудоустройства и получения образования.

В высших учебных заведениях выпускников дневных школ привлекают в первую

очередь дневные отделения. Примечательно, что некоторому уменьшению доли

дневных отделений вузов в устремлениях выпускников школ соответствует в

последние годы рост доли намеренных поступить на заочные отделения (3,2% в

1985 году; 8,1% в 1994-м; 9,7% в 1996-м; 10,2% в 1997 году). Возможно, это

связано с тем, что современные условия жизни требуют от многих, кто

стремится к высшему образованию, совмещать учебу с работой; а если работа

предполагает значительную самоотдачу, то заочное обучение становится более

предпочтительным, чем вечернее.

Но ориентация на вуз еще не означает, что подросток будет пытаться

реализовать ее в год окончания школы. Принимая решение, подавать заявление

или не подавать, и поступать ли в год окончания школы или отложить такой

шаг, молодой человек и его родители, конечно, принимают во внимание

конкурсную ситуацию. Они учитывают и положение в этом году, и то, ухудшатся

или улучшатся условия для поступления в будущем.

3) Среднее специальное образование: большие ресурсы и высокий конкурс

Вузы – не единственный образовательный канал, в который "перетекает"

поток юношей и девушек из школ. Значительная часть подростков ориентирована

на поступление в средние специальные учебные заведения.

За спадом интереса в 80е годы, последовал резкий подъем. Сказались,

возможно, и материальные трудности, испытываемые семьями, это могло

проявиться как в необходимости побыстрее стать на ноги, помогать родителям,

так и в невозможности оплачивать обучение, из-за чего части выпускников

школ пришлось понизить планку притязаний и избрать не высшие, а средние

специальные учебные заведения; и появление новых, привлекательных для

молодежи средних специальных учебных заведений (колледжей и др.); и

предлагаемое этой «подсистемой образования» обучение профессиям,

пользующимся повышенным спросом на рынке труда; и, наконец, стремление

молодых людей побыстрее реализовать себя в новых условиях существования.

Определение с выбором профессии, своего дела в жизни- одно из главных

противоречий в жизни молодого человека, резкое противопоставление желания и

мечты материальным возможностям

Перестройка «Я-концепции»

«Процесс усвоения личностью социального опыта осуществляется через

посредство «внутреннего мира» личности, в котором выражается отношение

человека к тому, что он делает и что делается с ним»[8]

«В подростковом и раннем юношеском возрасте проблема самооценки

исключительно актуальна в связи с усиливающимся стремлением к

самовоспитанию и формирующимся самосознанием»[9]

«Я-концепция – это устойчивая и неповторимая система предсталений индивида

о себе, на основе которой он строит свои отношения с окружением и самим

собой»[10]

Осенью 1997 г. в опросе 1 200 студентов вузов, учащихся колледжей и школ

Саратовской губернии. Респондентам было предложено выбрать из восьми

вариантов продолжения фразы “Я - это...” (определить значимость для себя в

возрасте 14-ти, 16-ти, 20-ти, 25-ти, 35-ти лет) и “сегодня” (возраст

опрашиваемых - 17-19 лет). Таким образом, совмещались задачи составления

субъективной реконструкции истории становления личности и разработки

проекта “колонизации будущего” .

Только треть опрошенных акцентирует субъективное состояние

самодостаточности (на данном этапе) собственной личности: “Я - это то, чем

я непохож на других”. Уровень этой оценки возвышается для возраста 16-19

лет, а затем вновь постепенно падает. Если в 14 лет собственную

“непохожесть” фиксируют 1/5 выборки, то сохранить ощущение собственной

уникальности до 35 лет рассчитывают около 1/4 респондентов. Главное,

однако, в ином: каково содержание индивидуальной исключительности, пик

ощущения которой достигается на исходе подросткового возраста и приходится

целиком на период, предшествующий началу самостоятельной жизни.

На первом уровне приближения были выделены студенты вузов, учащиеся

колледжей (средних специальных учебных заведений) и общеобразовательных (не

специальных) учебных заведений, включая школы, гимназии, лицеи.

Для учащихся колледжей значение учебы, работы резко падает “сегодня” (в

сравнении с показателями для 14, 16 лет): в школе учеба была для них

важнее. В то же время, именно по колледжам видна максимизация пика

значимости учебы для возраста 20 лет: критического момента “борьбы за

диплом”. Именно для учащихся колледжей диплом представляет собой главное

содержание ценности образования. В то же время, учащиеся колледжей

достаточно низко оценивают роль образования в профессиональной подготовке.

Студенты явно ощущают неудовлетворенность возможностями включенности в

гуманитарную сферу, расценивая такую включенность как общественно

признанную и, в то же время, трезво оценивая предстоящий спад своей

активности в этой области в связи с началом трудовой деятельности.

Аналогичная картина в колледжах: спад значения признака от 16-ти к 20-ти

годам, с последующим возвышением в “колонизируемом будущем”. Совершенно

иная картина по группе школьников: здесь значимость художественной культуры

для формирования личности оценивается, как неуклонно падающая, что лишний

раз говорит о неадекватности школьной практики преподавания дисциплин

культурологического цикла.

Некоторые различия имеют место и в представлениях о роли семьи. В отличие

от учащихся школ и колледжей, студенты полагают ее снижающейся от отметки

возраста 14-ти лет к “сегодня”. Особенно мощным выглядит интегрирование в

семью у школьников. Зато к 20-ти годам они приурочивают иллюзии

“освобождения” из-под гнета семейного деспотизма, в то время как студенты и

учащиеся колледжей рассчитывают именно в этом возрасте получить поддержку

семьи как гаранта обретения желаемого социального статуса. С достаточной

долей уверенности можно сделать имеющий практическое значение для

социальной педагогики вывод, что “критический возраст”, в котором подростки

склонны к конфликтам с родителями, приходится сегодня на 14,5- 16 лет,

завершаясь “временным перемирием” в последние два-пять месяцев перед

окончанием юношами и девушками школы. Что касается учащихся средних

специальных учебных заведений, их “выпадение из семьи” происходит в первые

два-три месяца по поступлении в колледж и крайне слабо подвержено коррекции

до окончания обучения. Доминирование иного взгляда нового поколения на

родителей и новых форм отчужденности поколений, в которой открытые

конфликты становятся менее типичными, сменяясь разделенным

сосуществованием. Вместе с тем, родители, принимая партнерские отношения (и

отказываясь, таким образом, от традиционных моделей роли воспитателей),

достаточно легко строят с ними отношения, правда, ценой утраты

потенциальной возможности (и ранее, впрочем, трудно реализовывавшейся)

выступить в роли вершителей судеб своих детей. Окончательно установить

масштаб оценки происходящих изменений можно, только учитывая, во-первых,

что юноши по-прежнему перекладывают на родителей формальную ответственность

за свой жизненный выбор, во-вторых, что сами они не проявляют в абсолютном

большинстве не только готовности, но и желания как-либо практически

определить собственную судьбу.

Ощущение индивидуальной личной неповторимости падает от возрастов 14, 16

лет к “сегодня” особенно явно у школьников, по группам студентов вузов и

учащихся колледжей наиболее интенсивное падение “планируется” с 20 лет. При

этом студентам падение видится как абсолютное, в то время как остальные

питают иллюзии на возрождение индивидуальной неповторимости в 35-летнем

возрасте. Особенно заметно это у учащихся элитных школ.. Таким образом,

если, с одной стороны, в среднем в 43 % случаев респонденты полагают, что

их отношение к терминальным ценностям определяется личным убеждением, то

реальное ощущение собственной индивидуальной неповторимости присуще только

1/10 части. Итак, “Я” - это не совсем “Я”; почти треть выборки осознает тот

факт, что, решая что-либо от своего имени, человек несамостоятелен в

принимаемом решении.

«Сочетание психологических особенностей (черты характера, свойства

темперамента, качества ума, преобладающие интересы и т.д.) образует у

каждого конкретного человека устойчивое единство, которое может

рассматриваться как относительное постоянство психического склада

личности». «Однако отмеченное постоянство относительно. Изменения

психического склада личности- следствия тех изменений, которые происходят в

условиях существования человека и его деятельности и обусловлены прежде

всего процессом общественного воспитания».[11] Молодежь, находящаяся в

поисках собственного «я», еще не обретя вышеназванного единства «духа и

мысли», замыкается в своем эгоцентризме. Вера в то, что мир вращается

вокруг тебя, нетерпимость к другим точкам зрения, желание «показать себя»,

выделиться порождает так называемые акцентуации характера.

Акцентуации характера у молодежи

Подросток 90х очень сильно подвержен влиянию улицы, большому количеству

стрессов, часть подростков страдает от депрессии. За последние годы вырос

процент смертности среди молодежи, а также процент самоубийств. В периоде

становления характера его типологические особенности, не будучи еще

сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько ярко, что

иногда напоминают психопатии, т.е. патологические аномалии характера.

Акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные

черты характера чрезмерно усилены вследствие чего обнаруживается

избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных

воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.[12]

Возникают у молодых людей по ряду причин

1. К молодому человеку общество предъявляет завышенные требования.

2. Сказываются трудности переходного возраста, т.е. переход во взрослую

жизнь сопровождается перестройкой психики: мышления, ощущения,

восприятия, в полной мере проявляются черты темперамента, способности,

задатки.

3. Вышеназванная перестройка «Я-концепции».

Фанатизм как попытка «найти себя»

Одна из особенностей подросткового и юношеского поколения: перестройка

взаимоотношений с взрослыми, смена значимых лиц. Главное противоречие-

«промежуточность» положения молодого человека в обществе- определяет многие

свойства психологии формирующегося члена общества. Противоречивость чувства

взрослости, эмансипация ребенка от родителей и восприятие родительского

примера не так абсолютно и некритично, как в детстве, создает предпосылки

для появления других авторитетов: кумиров, которых молодежь создает себе. В

трудное время, когда плохое материальное и нравственное положение, молодежь

абсолютизирует этих людей, мечтая о «легких» деньгах. Лидируют в этом,

несомненно, девушки. Мечтательно ждущие «принца на белом коне», на которого

совсем не похожи современные парни, они находят его в кумире. Уходя в

сказку от жестокой реальности, такие люди теряют себя. Так появляется такое

явление как фанатизм

В энциклопедии можно найти такое определение фанатизма: “Фанатизм (от лат.

fanaticus- исступленный)— доведенная до крайней степени приверженность к

каким-либо верованиям или воззрениям, нетерпимость к любым другим взглядам,

страстная преданность чему-либо”.

Сейчас в большинстве своем эта преданность доходит до крайности, причем

имеют место не взгляды и убеждения, а обожествление кумира. Достаточно

вспомнить смерть Курта Кобейна, лидера группы “Nirvana”. После этой

трагедии фан-клуб этой группы совершил попытку массового суицида. Конечно,

подобные случаи происходят не только в наши дни, просто раньше это не так

афишировалось в России, но и не было таких предпосылок для «безумного»

фанатизма. Фанаты зачастую теряют свою индивидуальность. Они пытаются

подражать своим кумирам: одеваться, как они, говорит, как они, и т.д. Какие-

либо изменения в жизни их кумиров вызывает депрессию, нередко

заканчивающуюся попыткой суицида. Причем особенность такой молодежи:

втянуть и других в свою группу; хотя, по идее, должно быть наоборот:

ревность.

Есть также и особая группа фанатов, которая отличается историей своей

жизни. Они приходят к врачу прежде всего с его жалобами на плохое

настроение, безрадостную жизнь, опустошенность. Лишенные возможности

свободного общения, замкнутые подростки влюбляются в человека, с которым

наверняка не встретятся: в звезду экрана, телеведущего.

В стремлении найти идеалы и подражать им подростки и юноши видят прежде

всего идею собственного выбора и отрицание той действительности, которая

поглощает всех и вся вокруг. Смотря сквозь розовые очки на мир, они

оттягивают момент перехода во взрослую жизнь с ее более серьезными

проблемами: вот оно, противоречие - и желание быть взрослым, и боязнь… «а

сумею ли я?»

Иногда таким людям нужна мощнейшая встряска, чтобы привести их в чувство.

«Не случайно, первые слова Кати, после того, как она очнулась, были: “Я

хочу жить!” А сколько таких, которые только в последний в момент понимают,

что они не хотят жертвовать жизнью ради человека, которые об этом даже не

узнает. Попытка покончить с собой не наложила отпечатка на дальнейшую

Катину жизнь…».[13] Нет, это не так. Девушка научилась ценить свою жизнь,

самому главному в мире, где жизнь уже давно не ценится. Парадокс…

Непосредственно акцентуации…

Пункт первый: НАРКОМАНИЯ

Подростковый и юношеский возраст — возраст становления. Подросток еще плохо

знает окружающий мир, плохо знает самого себя. Он торопится жить, он

торопится войти в мир взрослых людей. Все хочется попробовать, обо всем

хочется составить собственное мнение. Добавьте к этому массу новых проблем

— от экономических до сексуальных, первые личные драмы и разочарования,

неумение справляться с собственными чувствами и вы поймете, почему именно

подросток так уязвим для наркотиков. Вот наиболее распространенные мотивы

употребления наркотиков подростками:

1. желание не отстать от компании, быть “как все” в своей группе

сверстников;

2. желание пережить эмоционально приятное состояние (“кайф”);

3. поиск фантастических видений, галлюцинаций (“поймать глюки”);

4. стремление “забыться”, отключиться от неприятностей;

5. любопытство, желание испытать неизведанное. Кроме внутренних причин,

способных подтолкнуть подростка к наркотикам, есть еще и внешние, то

есть обстоятельства, в которых реально существует подросток и которые

часто от него не зависят. К числу таких внешних причин относятся:

6. жестокое обращение с подростком в семье;

7. несостоятельность в учебе;

8. алкоголизм родителей;

9. эмоциональное отвержение со стороны матери;

10. постоянные конфликты между родителями;

11. бунт против чрезмерной опеки со стороны родителей. Часто бывает трудно

изменить ситуацию в семье или противостоять влиянию подростковой

компании, но всегда важно понять, что действительно в ваших силах, чем

вы реально можете помочь своему ребенку.

Пункт второй: СУИЦИД

Суицидальное поведение у подростков часто объясняется отсутствием

жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры, потеря

любимого человека из ближайшего окружения или высокомерно отвергнутая

любовь, наркомания, уязвленное чувство собственного достоинства,

отождествление себя с авторитетным человеком, совершившим самоубийство.

Пункт третий: ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Правонарушения в форме проступка проявляются у подростков в вызывающей

манере поведения, скверновловии, дрчливости, мелком воровстве. Подросткам и

юношам присуща как корыстная, так и насильственная мотивация

противоправного поведения.

. Корыстные правонарушения носят незавершенный детский характер, т.к.

совершаются из-за озорства и любопытства.

. Насильственные правонарушения вызваны потребностями самоутверждения,

стадным чувством ложно понятого долга перед компанией.

Пункт четвертый: НЕФОРМАЛИТЕТ

Причины возникновения: потребности в суверенитете личности, в

самовыражении, в признании права на собственный выбор, путь и решение.

Отношения в семье, стиль воспитания, который выбирают взрослые, во многом

определяют то, насколько гармоничной будет личность подростка, насколько

успешно он будет справляться с жизненными проблемами и искушениями.

Противоречия развития молодежи. Основные выводы:

. Противоречие между расцветом интеллектуальных и физических сил и жестким

лимитом времени, экономических возможностей для удовлетворения возросших

потребностей.

. Недооценка жизни приводит к возникновению пессимистических настроений.

Возраст бескорыстных жертв, но и разнообразных злоупотреблений.

. Юности свойственна некая природная дисгармония. Желания и стремления

развиваются ранее, чем воля и сила характера.

. Абстрактные идеалы и жизненные планы.

. Трудность социальной и психологической адаптации к условиям нынешней

жизни (без опеки родителей) и желание побыстрее освободиться от этой

опеки.

. Стремление найти «свои» идеалы как нечто отличное и противоположное

ценностям старшего поколения.

. Эгоцентризм и «чувство стадности» «в одном флаконе», плюс сознание своей

собственной исключительности.

. Желание самим сделать свой выбор, но ответственность за него не нести.

ЛИТЕРАТУРА

Шубкин В.Н. Социологические опыты. М.: Мысль, 1970.

Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь (социологические

исследования проблем выбора профессии и трудоустройства). М.: Мысль, 1985.

Константиновский Д.Л., Шубкин В.Н. Молодежь и образование. М.: Наука, 1977.

Лиханов А. Положение детей в России // Независимая газета, 1996. 21 ноября.

А.В.Петровский «Популярные беседы о психологии»// Москва//

«Педагогика»//1977 год

статья Д.Л.Константиновского, Ф.А.Хохлушкиной «Формирование социального

поведения молодежи в сфере образования»

Еженедельный информационный выпуск № 40 (252) 15-21 октября 1999г. «

Архангельская молодежь создает свой парламент».

Л.Яковлев, статья «Притязания молодежи, ожидания общества»

Жарков С.М. Статья «Проблемы подготовки молодежи к труду и выбору

профессии.

Прим: 4 последних статьи взяты из сети «Интернет»

-----------------------

[1] Жарков С.М., кандидат педагогических наук, профессор БиГПИ. Статья

«Проблемы подготовки молодежи к труду и выбору профессии», г. Бийск.

[2] См. сноску №3

[3] Еженедельный информационный выпуск № 40 (252) 15-21 октября 1999г. «

Архангельская молодежь создает свой парламент».

[4] Л.Яковлев, кандидат исторических наук. Из статьи «Притязания молодежи,

ожидания общества»

[5] На основе статьи Д.Л.Константиновского, Ф.А.Хохлушкиной «Формирование

социального поведения молодежи в сфере образования»

[6] Шубкин В.Н. Социологические опыты. М.: Мысль, 1970

[7] см. сноску №7

[8] А.В.Петровский «Популярные беседы о психологии»/ Москва/

«Педагогика»/1977 год

[9] А.В.Петровский «Популярные беседы о психологии»// Москва//

«Педагогика»//1977 год

[10] П.Д.Павленок «Основы социальной работы»//учебник

[11] А.В.Петровский «Популярные беседы о психологии»// Москва//

«Педагогика»//1977 год

[12] По А.Е.Личко

[13] Центр дистанционного образования “Эйдос”. Цитата из работы участников

проекта “ФЕНОМЕН-98” Прокопавичюте Виктории и Лившиц Елены, г.Самара,

Россия.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты