рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Семья как важнейший социальный институт рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Семья как важнейший социальный институт

Семья как важнейший социальный институт

Министерство образования

Российской Федерации

Новосибирский Государственный Технический

Университет

Кафедра социологии

РЕФЕРАТ

Семья как важнейший социальный институт

Факультет: ЭМФ

Группа: ЭМ-010

Студент: Антонова Е.А.

Проверил: Монастырская Т.В.

Новосибирск 2002

Содержание

Введение

3

1.Семья и её общественная роль.

4

2.Ретроспективный взгляд на семью и брак.

6

3.Классификация семьи.

8

3.1.Классификация семьи.

8

3.2.Патриархальная семья.

12

4.Социальные функции семьи.

12

5.Какой тип личности наиболее подходит для семейной жизни.

14

6.Тенденции развития современной семьи.

16

Заключение

19

Литература

Введение

В последние время значительно возросло внимание к проблемам брака и семьи.

Мы хотим знать , что происходит в семье и почему так часты разводы, отчего

семья всё чаще ограничивается одним ребенком, в силу каких причин множество

мужчин и женщин, испытывающих потребность в любви и заботе, стремящихся

отдать своё тепло близкому человеку, остаются одинокими.

Вступление в брак , рождение и воспитание детей, создание крепкой семьи-

дело отнюдь не такое простое. успешно решать эту задачу большой

общественной значимости может лишь тот, кто вступает в брак с сознаем своей

огромной ответственности.

Брак может существовать и в том случае, если супруги далеко не всегда

проявляют друг о друге заботу, если их сексуальная жизнь далека от

гармонии, если муж злоупотребляет алкоголем или не всегда может объяснить,

где он “пропадал”. Но ис-следования, проведенные на больших группах людей,

показывают, что грубость и нетерпимость, злоупотребление алкоголем или

супружеские измены являются высоким фактором риска брака. Информация о том,

какие факторы в большей, а какие – в меньшей степени влияют на успешность

супружества, могут побудить людей серьёзно задуматься о том, как им

сохранить семью и сделать свою супружескую жизнь счастливой.

Усиленное общественное внимание к семье связано с современным

демографическим развитием. Даже беглый взгляд на статистические данные,

касающиеся рождаемости в Р.Ф., позволяют заметить, что это процесс весьма

нестабильный и в значительной степени зависящий от конкретных мероприятий,

осуществляемых в рамках государ-ственной демографической политики. На

демографическое поведение супругов оказывают многообразные факторы. В их

числе общественные и семейные традиции, желание иметь более высокий

жизненный уровень, качество помощи, оказываемой семье обществом, уровень

подготовки к обязанностям супругов и родителей.

Говоря о демографическом развитии общества, мы не имеем в виду лишь простой

рост населения. Важно, чтоб он сопровождался положительными качественными

сдвигами, чтоб возрастал общий культурный уровень населения, что в свою

очередь благоприятствует высокому уровню воспитания детей

В ряду причин усиленного внимания к проблемам семьи, находится стремление

общества искоренить такие негативные социальные явления, как преступность

наркомания, самоубийства. Так как на развитие тех или иных качеств

личности играет семья.

Естественно есть немало и других причин, побуждающих общество всё глубже

заниматься вопросами семьи. Нередко упускают из виду связь между характером

супружеских отношений и стабильностью кадров на производстве.

С семейной атмосферой тесно связано психическое и физическое здоровье

человека. По некоторым данным, в основе 42% всех случаев, когда люди

вынуждены были обращаться за медицинской помощью в связи со своими

психологическими проблемами, лежат супружеские конфликты.

Всё выше сказанное подводит к однозначному выводу: исходный пункт

профилактики негативных социальных явлений – семья.

1.Семья и её общественная роль.

Термины брак и семья как в обыденной речи, так и в научных публикациях

находятся рядом, что действительно правомерно, поскольку реальности,

обозначаемые этими терминами, тесно взаимосвязаны. Однако брак и семья- не

одно и тоже, это не тождественные, а скорее пересекающиеся понятия, ведь

семья может существовать без брака, а брак без семьи.

Брак- это общественное установление, учреждение или, как говорят социологи,

особый общественный институт. Это исторически обусловленное, регулируемое

обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной,

устанавливающие их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям.

Иными словами, брак – это традиционное средство формирования семьи и общест-

венного контроля за ней, одно из орудий способов сохранения и развития

общества. Брачная форма регулирования отношений между представителями

разных полов

появилось не сразу. В глубочайшей древности отношения между людьми, в том

числе между полами, регулировалось только биологическими импульсами. В это

время в половое общение могли вступать друг с другом все члены общества:

братья с сёстрами, родители со своими детьми. Такая форма отношений между

полами, беспорядочная связь между ними называется промискуитетом.

Каждая женщина данного стада могла принадлежать каждому мужчине этого же

стада. Такое явление называется эндогамией, т.е. браком внутри данной

общности. Впоследствии такие связи стали угрожать существованию данного

рода. Было введено половое табу, полный запрет на сексуальные связи между

людьми внутри данного рода. Постепенно это породило новые, экзогамные связи

между людьми: лишенные возможности вступать в связь с женщиной своего рода,

мужчины стали вступать в случайные связи с женщинами другого рода. От этой

связи рождались более жизнестойкие дети. Поэтому постепенно эндогамные

связи были совершенно запрещены. Таким образом, первой формой брака был

групповой дуально-родовой брак. При нём все мужчины одного рода имели право

на супружеские отношения с любой женщиной другого рода. Групповой брак

существовал до конца каменного века. Впоследствии преимущественные связи

именно с наиболее предпочитаемыми партнёрами получили всё большее

распространение, таким образом общество посте-пенно перешло к новой форме

брака - парному браку. В нём объединялась уже одна супружеская семья.

Правда, любой из напарников мог при этом составлять такие пары

одновременно, а тем более последовательно. Поскольку отцовство в таких

условиях было трудно установить, родство считалось по материнской линии.

Дети, рождённые данной женщиной, принадлежали тому роду, которому

принадлежала сама эта женщина.

В самом конце каменного века, с возникновением земледелия, с ростом

производи- тельности труда постепенно создаются условия, когда супружеская

пара оказывалась способной самостоятельно содержать и кормить своих детей.

И постепенно эта пара отпочковывалась от рода. Муж и жена объединили свои

усилия не только в деторож- дении, но и в производстве вещей. Отношение

между полами стабилизировалось, стало более надёжным установление

отцовства, и ответственность за семью всё более переходило к мужчине.

Матриархатные отношения перешли в патриархатные, когда родство уже

считалось по отцовской линии. И на смену парной семье пришла новая, высшая

форма семьи :моногамная семья. Жена перешла на жительство к своему мужу и

вместе с детьми попала под его власть.

Надо сказать, что патриархатная семья существовало и существует в форме не

только моногамного брака, но и полигамного брака, когда муж имеет право

владеть несколькими женами. Ныне полигамия существует в некоторых

мусульманских странах. Но история знает и иную форму неравенства в браке :

полиандрия, многому- жество. И до сих пор полиандрия встречается в

некоторых племенах Индии, Тибета. В Индии чаще всего жена старшего брата

становилась общей женой всех братьев – и получалась так называемая

фратериальная семья, или братская.[6]

Семьёй в социологии называют социальные объединения, члены которого связаны

общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. По

существу семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, ро-

дителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющих

исторически определённую организацию.

Иными словами, семья – это новый объект, с новыми свойствами, где старые

свойства семьи могут таинственным образом исчезнуть. Семья - это прежде

всего отношения между её лицами. Мы зачастую не понимаем, что создать

семью – это означает не только найти человека и поставить соответствующий

штампик в паспорт. Создать семью – это значит построить отношения любви,

взаимопонимания и поддержки.

Вопрос о том, что первично – брак или семья, пока ещё дискутируется.

Некоторые исследователи утверждают, что брак является основой семьи. Каждая

перепись населения в России показывает, что число женщин, состоящих в

браке, превышает число женатых мужчин. И это означает, что у нас существует

многоженство. По-видимому, одно и то же явление, фактический брак, люди

расценивают по разному : женщины его объявляют настоящим, равный

юридическому, мужчины же полагают безбрачием.

Из определённого выше определения семьи следует, что основными являются три

её признака :

> брачные или кровнородственные связи между всеми её членами

> совместное проживание в одном помещении

> общий семейный бюджет

Юридическая сторона тут не выступает непременным условием.

Семья относится к особым, фундаментальным группам общества. Семья оказывает

довольно заметное воздействие на общество. Прежде всего своей

воспроизводящей потомство функцией. Именно семья осуществляет рождение,

воспитание, выращивание новых членов общества. Кроме того, семья

упорядочивает сексуальные отношения между людьми. В какой-то мере она

является своеобразной моделью общества, всех социальных связей и отношений

для молодого человека. Например, в семье существуют отношения материальные,

складывающиеся независимо от воли людей. Это и отношения между полами, и

экономические отношения между членами семьи в процессе производства

необходимых благ. В семье человек впервые сталкивается с разделением труда.

В семье между её членами существуют идеологические, правовые, нравственные

и религиозные отношения. Формирование трудовых ресурсов, квалификационный

рост, миграция населения – все эти вопросы находятся под влиянием семьи. И

именно в семье принимается решение о том, куда молодому человеку пойти

учиться. Но все эти отношения преломляются в семье через особый

психологический механизм : они основываются на чувствах любви привязанности

и заботы.[7]

Или взять такую важную проблему, как проблему заболеваемости и состояния

здоровье население. Ведь именно в семье закладываются генетические,

биологичес- кие основы здоровья, а так же привычки, навыки по отношению к

здоровью. Занимается человек физкультурой или нет, ведёт подвижный образ

жизни или малоподвижный – всё это начинается обычно с семьи. Потребление

людьми материальных благ и духовных ценностей во многом определяется

семьёй. Именно она воспитывает вкусы, потребности у младшего населения.

Каково качество специалиста во многом зависит от семьи. Потому-что именно

здесь, на личном примере добросовестного труда родителей у молодого

человека воспитание высокосознательное отношение к своему делу.

Именно в семье закладываются привычки, нравственные основы отношения к

старшему поколению: милосердие или бездушие.

Всё это относится к социальной значимости семьи. Но она обладает и

персональной значимостью. Семейное положение человека и качество его

семейной жизни оказыва- ют значительное влияние на его физическое,

психическое состояние и самочувствие. По данным зарубежных исследователей

смертность у людей, не состоящих в браке, значительно превышает смертность

у людей семейных. Разумеется, благотворно влияет на человека лишь здоровая,

благополучная семья, создание которой требует значительных усилий.

Неблагоприятная же скорее усугубляет, ухудшает его положение.[4]

2.Ретроспективный взгляд на семью и брак

Супружеству и семье посвящены тысячи книг и научных исследований. Ещё

античные мыслители уделяли внимание этой проблеме. Платон считал, женщины

должны обучаться тем же искусствам, что и мужчины, так же, как и они,

овладевать важными навыками. У него мы находим вполне конкретные

рекомендации, как обеспечить здоровое потомство. По его мнению самых

здоровых детей рожают женщины в возрасте от 20 до 40 лет от мужчин не

старше 55лет. Платон требовал, чтоб каждый мужчина вступил в брак до 35

лет, уклоняющийся от этого должны подвергаться штрафу. Хорошо, когда

супруги различны по темпераменту, это обеспечивает уравновешенное

потомство. Недопустимо, подчеркивал Платон, зачатие в состоянии опьянения,

это чревато тяжёлыми последствиями для будущих детей.

Примерно до середины двадцатого века в мышлении людей господствовали

религиоз- но-догматические воззрения на брак и семью. Семья рассматривалась

как нечто неизменное.

Началом исторического подхода к семье можно считать работу швейцарского

историка И.Бахофена(1815-1887) “Материнское право” (1861). В ней он

высказал предположение, что для ранних ступеней развития общества была

характерна полная неупорядоченность половых отношений. В дальнейшем

развитии общества господствуящая роль принадлежала женщине. Позднее

утвердилось господство мужчин. Следы того первобытного периода, когда

господствовала групповая семья и неизвестно было, кто является отцом

ребёнка, Бахофен видел в религиозной проституции, в праве первой ночи.

Большой резонанс, особенно в Англии, получили труды шотландского учёного

Дж.Ф.Мак-Леннана(1827-1881). Он называет три формы брака : многоженство,

многомужество и моногамию. По его мнению, дикари убивали новорождённых

девочек, из-за чего в каждом племени был избыток мужчин, а женщины имели

несколько мужей, т.е. возникло многомужество.

С критикой нового учения выступил английский юрист и историк Г.Мэн,

который отрицал существование матриархата в развитии общества.

Иные взгляды на развитии семьи высказывал американский исследователь

Л.Морган. Он исследовал развитие семьи более чем 200 общественных групп. В

ис-тории человечества Морган выделил три эпохи : дикость, варварство и

цивилизацию. Согласно Моргану, семья прошла следующие этапы :

кровнородственная, пуналуальная, полигамия и моногамия.

Пунуальную семью( групповой брак, охватывающих братьев с их женами или

группу сестёр с их мужами ) Морган наблюдал в индейских племенах Северной

Америки. Морган пришел к выводу, что эндогамия и экзогамия не

противоположны друг другу. Он полагал, что, хотя род был экзогамным, племя,

включающее в себя роды, было эндогамным. Существование экзогамных племён

доказать не удалось.

Подлинно научные воззрения на семью обосновал Ф.Энгельс. В своём труде

«Происхождение семьи, частной собственности и государства» он анализирует

семью в её историческом развитии. Первоначально это была кровнородственная

семья, когда брачные группы были разделены по поколениям, так что половая

связь между родителями и детьми была исключена. На смену ей пришла

пунуальная семья, в которой исключалась половая связь между братьями и

сёстрами, а ещё позднее возникла парная семья, в которой от женщины,

живущей с мужем, требуется строжайшая супружеская верность.

По мнению Энгельса, развитие семьи в первобытную эпоху состоит в

непрерывном сужении круга лиц, из которых состоит брачный союз. В отличии

от прежних форм семьи, когда у мужчин не было недостатка в женщинах, теперь

женщины стали редки, и их приходилось искать. Последней формой семьи,

возникшей на пороге ци- вилизации, явилась моногамия. Господином в ней стал

мужчина-отец, заинтересованный в том, чтобы удержать собственность в руках

кровных наследни- ков. Состав семьи значительно ограничивается, верность

обязана соблюдать лишь женщина.

Совсем иных взглядов на историю древних людей и их семейно-брачную жизнь

при-держивался финский социолог Э.Вестермак(1862-1939). Он считал, что ни в

первобытном обществе, ни тем более в позднейшие времена брачным отношениям

не был свойствен промискуитет. Он отстаивал мнение, что человеку по самой

его природе всегда был свойственно стремление к моногамии.

Что же касается некоторых обычаев, в которых усматриваются пережитки

группового брака, то причина их, полагал Вестермарк, в другом. Так право

первой ночи не уходит своими корнями в промискуитет, а возникло на почве

предрассудка, согласно которому гименальная кровь оскверняет жениха, но

этому осквернению не подвержены король, священник. В некоторых обществах

господствовало убеждение, что священник, осуществляя право первой ночи, тем

самым освящал супружество.

Вестермарк отвергал гипотезу Моргана о пуналуальной стадии развития семьи и

без всяких на то оснований утверждал, что эта форма нигде обнаружена не

было.

Наука располагает обширной и достоверной информацией, дающей представление

о характере еврейской, греческой и римской семьи в древности. Еврейская

семья была моногамной. Главной фигурой в семье был отец. Семья была

многочисленной. Вступая в брак, жених был обязан заплатить определённую

денежную сумму родителям невесты. Безбрачие религия рассматривала как

святотатство.[1]

В Древней Греции мужчина имел одну жену. Если жена не приносила с собой

приданого, такая связь считалась простым сожительством. Отец был господином

своей законной жены, детей, сожительниц и рабов. Жены первоначально

пользовались равными правами с мужьями, но затем положение изменилось. В

Афинах и Спарте был распространён гомосексуализм, половые связи между

родственниками были запрещены.

В более позднюю эпоху сильное влияние на институт семьи во многих странах

мира оказало христианство. Оно освящало моногамию, осуждало многоженство и

многомужество. Превыше всего христианство ставило девственность, второе

место отводилось воздержанию при вдовстве. Браки христиан с иноверцами

считались греховными.

Церковь определяла так же правила сексуальных отношений. Девушка должна

была хранить девственность даже в первую брачную ночь. Позднее было

установлено, чтобы молодожены воздерживались от сексуальных сношений три

дня и три ночи после свадьбы.

Новую концепцию супружества как гражданского договора выдвинул Мартин

Лютер. Новые взгляды на брак позднее сделали возможной практику разводов.

В период образования в США существовала относительная свобода в выборе

партнёра по жизни. Но в отдельных областях США были запрещены смешанные

браки черных и белых, между белами и индейцами. Создание семьи всячески

поощрялось. Девушка в возрасте 25 лет и старше считалась слишком старой,

поэтому в брак вступали очень рано, иногда в 13 лет. Американские семьи

того времени отличались многодетностью. Это объяснялось потребностью в

рабочей силе.

В дореволюционной России женщины подвергались откровенной дискриминации и

развод церковь провозгласила тяжким грехом. Брачно-семейные отношения

несли на себе печать имущественных. Так, в литовской деревне после смерти

мужа вдова выходила замуж за одного из младших братье, чтоб не делить

имущество. В восточных и южных национальных окраинах России семейная жизнь

строилась в соответствии с патриархальными традициями, сохранялось

многоженство. Нередко родители заключали сделку ещё в младенчестве невесты

и жениха или до их рождения. Наряду с этим практиковалось похищение невест.

Похитив жену или купив её, муж становился полноправным её владельцем.

У многих народов Сибири, Севера и Дальнего Востока сохранялись пережитки

родового строя и полигамии. Семьи жили в самых примитивных бытовых

условиях, практиковалось сожительство с девочками, не достигшими половой

зрелости.[2]

3.Классификация семьи.

3.1 Классификация семьи.

Вопрос о классификации, типологии семей, с одной стороны, очень важен,

потому что наличие такой классификации даёт возможность человеку легче

находить себе подобных в бесчисленном множестве семей, чтобы заимствовать

опыт организации жизни, по аналогии с ними наиболее удачно решать свои

проблемы. Но с другой стороны он очень сложен. До сих пор не существует

даже более или менее общепризнанной типологии личности, а семья ведь

является образованием ещё более сложным. Поэтому о строгой типологии семьи

пока ещё не может быть и речи, но первые попытки классификации семьи уже

предпринимаются. В частности, семьи различают по таким параметрам :

1.По семейному стажу супругов. Здесь выделяют семьи :

. семья молодоженов. Это только что рождённая семья, семья в медовый

период, который длится у разных людей разное время. Типичным

состоянием для такой семьи является состояние эйфории: у них ещё не

развеялись радужные мечты, надежды, планы, нередко оторванные от

реальности. У них ещё всё впереди, им всё понятно, в жизни для них всё

просто. И они ещё уверены, что вдвоём могут горы свернуть.

. молодая семья – следующая стадия( у одних через полгода-год, а у

других гораздо раньше, если медовый период сокращается). Это семья,

столкнувшаяся с первыми, для них неожиданными препятствиями. Здесь

супруги вдруг на собственном опыте открывают, что одной любви

маловато. Появляются первые размолвки, стремление изменить, переделать

его.

. семья, ждущая ребёнка. На эту ступень поднимается молодая семья,

ожидающая первенца. В это время заметно меняется супруга, неузнаваемым

становится отец. Заботливость молодого мужа по отношению к жене не

знает границ.

. семья среднего супружеского возраста( от трёх до десяти лет

совместного проживания ).Это наиболее опасный период её жизни. Потому

что именно в эти годы появляются скука, однообразие, стереотипность во

взаимоотношениях супругов, разгораются конфликты и на обозначенный

период приходится боль-шинство разводов.

. семья старшего супружеского возраста(10-20 лет). Морально-

психологическое благополучие супругов на этом этапе во многом зависит

от богатства их личностей, взаимной уступчивости.

пожилые супружеские пары. Эта разновидность семей возникает после

вступления в брак их детей, появление внуков.

2.По количеству детей выделяют такие разновидности семей:

. бездетные( инфертильные ) семьи, где в течение 10 лет совместного

проживания не появился ребёнок. Каждая третья семья из этой группы

распадается по инициативе мужчин.

. однодетная семья. Таких семей в городах 53,6%, а в селе – 38-41,1%. Из

этих семей распадается примерно каждая вторая. Но если такая семья

сохраняется, то педагогические возможности её, условия роста, развития

ребёнка недостаточно благоприятны. Многие социологи отмечают у этих

людей безответственность, отсутствие трудолюбия и эгоцентризм.

. малодетная семья( семья с двумя детьми). Стабильность семьи с

рождением второго ребёнка возрастает, по наблюдениям социологов в 3

раза.

. многодетная семья – такою нынче считается семья, в которой трое и

более детей. В этом типе семей разводы крайне редки, и если иногда

случаются, то из-за экономической или нравственно-психологической

несостоятельности мужа.

3. По составу семьи.

. неполная семья – когда в семье есть лишь один родитель с детьми.

Это происходит или в результате смерти одного из супругов, или в

результате разводов, но нередко и в результате внебрачного рождения

ребёнка, а то и усыновление одинокой женщиной чужого ребёнка. Дети

в этих семьях отличаются большой самостоятельностью, понятливостью

и эмоциональностью.

. отдельная, простая семья( нуклеарная) Её образуют супруги с детьми

или без детей, живущие отдельно от родителей. Они обладают полной

самостоятельностью и потому организуют свою жизнь так, как им

хочется самим. Здесь сложены наилучшие условия для самовыражения,

проявление способностей, личностных качеств каждого из супругов.

. сложная семья( расширенная ) – состоит из представителей нескольких

поколений. Ныне, по данным социологических исследований, примерно

до 70% молодых супругов в возрасте до 20 лет проживают в таких

семьях. В такой семье лучше налажен быт, у молодых больше

свободного времени, реже случаются крупные ссоры. Вместе с этим в

подобных семьях нередко встаёт вопрос о разводе с родителями – из-

за вмешательств некоторых из них в жизнь своих детей, мелочной

опёки над ними, из-за естественного стремления молодёжи к

самостоятельности.

. большая семья, состоящая из трёх и более супружеских пар(

родительская пара и несколько детей со своими семьями). Но

современному человеку, перегруженным вынужденным общениям на

производстве, они мало подходят.

4. По типу главенства семьёй. Различают две основные разновидности

семьи :

. эгалитарная(равноправная) семья. По данным социологических

исследований, таких у нас насчитывается 60-80% от общего числа

семей. Более всего они распространены в крупных городах.

Распределение домашних обязанностей здесь осуществляется

демократично, в зависимости от того, у кого та или иная работа

получается лучше. Борьбы за власть не происходит, потому что

супруги ориентированы на интересы семьи и не стремятся

командовать друг другом.

. вторая разновидность – авторитарная семья, основанная на

беспрекослов-ном повиновении одного члена семьи другому. Из

общей массы семей по некоторым данным одну шестую часть

составляют семьи матриархатного типа, а одну восьмую –

патриархатного типа. Семьи этого типа довольно часто раздираются

борьбой за власть и оттого полны всевозможных конфликтов, чаще

всего мелких. Но среди них встречаются и довольно мирные семьи,

когда подчинённого вполне устраивает его роль.

5. По однородности социального состава.

. социально гомогенные( однородные ). Таких у нас, по данным

социологических исследований, примерно 70% от общего числа

семей. В этих семьях муж и жена, и их родители принадлежат к

одинаковым слоям общества: все они рабочие или все служащие.

Принадлежность к одному культурно-профессиональному слою

обеспечивает лучшее взаимопонимание и между супругами, и между

ними и родителями, оттого атмосфера в таких семьях обычно

спокойная. Но эта же общность происхождения, интересов, места

работы не даёт людям отключится в семье от производственных

проблем после трудового дня.

. социально гетерогенные( разнородные ). Их насчитывают 30% от

общей массы семей. Супруги в них имеют неодинаковое

образование, различные профессии, общих интересов

производственного плана здесь обычно гораздо меньше.

Эгалитарные отношения тут встречаются меньше, преобладают

авторитарные. Да и с родителями каждого из супругов отношения

обычно складываются негладко. В то же время здесь очень

высокая семейная активность, чаще наблюдается стремление к

самообразованию супругов, потому что неодинаковость

образовательного уровня стимулирует отстающего.

6. По качеству отношений в семье.

. благополучные, которые, по словам Толстого, все < похожи

друг на друга > .

. устойчивые

. проблемные. Тут частенько нет взаимопонимания, вспыхивают

ссоры и конфликты.

. конфликтные, где семьи не удовлетворены своей семейной

жизнью, и оттого эти семьи не стабильны.

. социально неблагополучные, в которых культурный уровень

достаточно низкий, распространено пьянство.

. дезорганизованные семьи, где процветает культ силы,

господству- ющим чувством является страх, каждый член семьи

живёт сам по себе.

7.По типу потребительского поведения.

. с физическим уклоном, где на первом месте обычно стоят

проблемы биологического существования: пища, одежды

занимают все интересы членов семьи не от её нищеты, а от

уровня значимости для них этих ценностей

. с интеллектуальным типом поведения – эти семьи по

материальной обеспеченности могут совершенно не отличаться

от первого типа семьи, но их члены гораздо чаще

предпочитают иметь хорошую книгу, чем лакомое блюдо.

. смешанный тип семьи, в котором гармонично сочетаются

интересы, потребности материальные и даже физиологические

с интересами духовными.

8.По особым условиям семейной жизни.

. студенческая жизнь. Особенность такой семьи –

отсутствие жилья у молодых супругов, хронический

недостаток денег, почти полная материальная зависимость

от родителей. В то же время эти семьи отличаются

большой сплочённостью, активностью. Здесь твёрдо верят

в лучшее будущее.

. дистантные семьи. О них уже упоминалось выше, когда

речь шла о существовании брака без семьи. Это,

например, семьи моряков, крупных спортсменов, артистов.

Здесь семья в значительной мере номинальна, поскольку

супруги большую часть времени не живут вместе. Тут

гораздо больше опасности супружеской неверности и

развала семьи на этой основе. Хотя иногда такие семьи

оказываются на редкость устойчивыми.

Конечно же, приведённый перечень далеко не исчерпывает все разновидности

семей. Наибольший интерес представляет патриархальная семья.[5]

3.2 Патриархальная семья.

Это наиболее архаичный тип семьи. Ведущее отношение – кровнородственное,

явная зависимость жены от мужа , а детей от родителей. Главенство мужа

осуществляется благодаря сосредоточению в его руках экономических ресурсов

и принятию основных решений, в связи с чем происходит жесткое закрепление

ролей. Социолог Ф. Ле Пле наблюдал такие отношения у башкир,

русских, южных славян.

Семья югославянских народов патриархальна. Сыновья, женатые и неженатые, в

подавляющем большинстве случаев оставались в родительском доме, а дочери

жили в нём до тех пор, пока не выходили замуж, после чего переселялись в

общину мужа. В экстроординарных случаях этот порядок нарушался. В

родительский дом могла вернуться овдовевшая дочь со своими детьми.

Численность семейных кланов не регламентировалась. Нередко встречались

семейства , насчитавшие по пятьдесят и более человек.

Фактическими собственниками имущества выступали мужчины, так как девушка,

вы-ходя замуж, лишалась права на наследство. Главой задруги был старший по

возрасту мужчина – дед или отец. Круг его обязанностей был весьма

разнообразен. Он выплачивал налоги и долги, отвечал перед обществом за

нравственные поступки всех членов семьи.

В этой общине царила строгая иерархия. Слово главы задруги было законом

для каждого её члена. В патриархальной семье наиболее уважаемые были

пожилые люди, с мнением которых всегда считались. Повсеместно закрепились

обычаи вставать при входе в дом более старшего, не курить в присутствии

отца. Женщина же была лишена правом голоса и находилась в подчинённом

положении. Женщины ели во вторую очередь, после того как мужчины закончат

трапезу. Особым бесправием отличалось положение младших невесток. Среди

женщин существовала своя иерархия, во главе которой стояла бабушка, мать и

старшие невестки. Все они, независимо от статуса и возраста, не могли в

присутствии других членов задруги выражать свои чувства.

Трудовая деятельность регламентировалась возрастом и полом. Уход за птицей,

свиньями поручался детям. Старики и больные выполняли более мелкую работу.

Женские работы сосредотачивались вокруг обслуживания членов задруги –

забота о пище, уборка дома и двора. Работа расписывалась между женщинами.

Они, разумеется, принимали участие в сельскохозяйственном труде – пололи,

жали, убирали урожай. Им принадлежало первенство в занятии домашними

ремеслами – прядение, вязание.[3]

4.Социальные функции семьи.

Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе.

Культурные нормы, помимо всего прочего, предписывают число супругов,

которое может иметь один человек, правила выбора брачных партнёров, роль

главы семейства и права и обязанности родственников.

Универсальность семьи как института раскрывается в понятии < функции семьи

> . Под социальными функциями подразумеваются базисные потребности общества

и людей, которые удовлетворяет семья. На каждом историческом этапе та или

иная функция семьи обретала различную значимость – большую или меньшую. В

то же время все функции постоянно находились во взаимосвязи, часто помогая

одна другой, а иногда, впрочем, и мешая друг другу. Очень трудно

разграничить одну семейную функцию от другой. Например, выполнение

материальных функций оказывается в определённых условиях необходимым для

осуществления семьёй духовных функций ( обучение, воспитание детей ), но

реализация духовных функций является непременным условием осуществления

материально-производственных функций.

Материальная деятельность семьи на разных этапах её развития выражалась

через такие функции, как организация непосредственного процесса

производства, накопления частной собственности, организация потребления.

Вместе с тем экономи-ческая, материально-производственная, хозяйственно-

бытовая функция на разных стадиях развития общества в значительной мере

выступала также средством социального, профессионального, нравственного,

политического и правового воспитания подрастающего поколения.

Производственный труд в то время не выходил ещё за рамки семьи, происходил

на глазах детей. Поэтому уже сама трудовая деятельность родителей резко

повышала родительский авторитет в глазах детей. Следующая функция, присущая

ей с древнейших времён,- репродуктивная функция, то есть функция

деторождения, воспроизводства населения. Прежде всего, естественно,

биологического его производства. Собственно, даже внебрачное рождение

женщиной ребёнка уже создаёт семью – пусть и не полную. Однако

воспроизводство населения имеет не только биологический, но и социальный

момент, то есть не только рождение, но и воспитание и обучение его. Данная

функция является функция социализации. Новое поколение, приходящее на

смену старого, способна научиться социальным ролям только в процессе

социализации. Семья – ячейка первичной социализации. Родители передают

детям свой жизненный опыт, прививают хорошие манеры, обучают ремеслам.

Именно в тёплой благоприятной атмосфере семьи ребёнок естественным образом

получают первую социализацию своей личности, обретает основы собственной

личности. Конечно же, ныне редко какая семья может дать своему ребёнку ту

подготовку, какую может дать ему общество, социальные институты. И потому

уже с шести-семи лет наш ребёнок уходит в школу, потом в техникум или в

высшее учебное заведение. Но, как правило, тот нравственно-психологический

потенциал, который заложен ребёнку семьёй, остаётся на долгие годы и играет

заметную роль в дальнейшем профессиональном росте.[10]

Следующая функция – регулирование сексуальных отношении. Брак и семья

упорядочивают сексуальные отношения благодаря тому, что законодательство

или обычаи предписывают, кто с кем и при каких условиях должны вступать в

половые отношения.

К функциям семьи относят воспитательную. Она тесно связана с

репродуктивной, когда речь идёт о социальном воспроизводстве населения.

Семья прививает ребёнку основы определённых идейно-политических взглядов,

мировоззренческих установок, в семье он познаёт и осваивает нравственные

нормы, здесь у него вырабатываются первичные навыки и образцы поведения.

Да и фундамент физического здоровья и развития закладываются в семье. Это

происходит прежде всего благодаря воспитательной деятельности семьи, т.е.

целенаправленному воздействию на ребёнка с целью привития ему определённых

заранее заданных качеств с учётом требований общества. Воспитание

осуществляется в процессе повседневного общения ребёнка с членами семьи. Да

и в период учёбы ребёнка в школе, затем в высшем или среднем учебном

заведении, во время работы на производстве воспитательная функция семьи не

отмирает, воспитательное воздействие семьи на юное поколение не

прекращается.

Семья обеспечивает своим членам опёку, защиту, социальную безопасность.

Дети нуждаются не только в крыше над головой, пище и одежде, им необходима

эмоциональная поддержка отца и матери в тот период жизни, когда никто

другой подобной защиты и поддержки им не предлагает. Семья поддерживает

тех, кто по инвалидности, старости или юным годам не может позаботиться о

себе. Таким образом ещё одна функция семьи - это забота и защита.[8]

Следующая функция семьи – рекреативная.( восстановительная ). Известно, что

сформировавшаяся личность реализует себя, прежде всего в общественно

полезной деятельности. Повседневным, основным рекреационным институтом

является всё-таки семья. Здесь мы получаем и физическую, и материальную, и

моральную, и психологическую помощь друг от друга, сбрасываем с себя то

напряжение, которым зарядились в обществе, в своём личностном, должностном,

профессиональном функционировании. Именно от семьи, прежде всего, зависит

наше социальное здоровье.

Коммуникативная функция семьи заключается в удовлетворении потребности

человека в двух противоположных явлениях – общении и уединении. Извне

навязанное, вынужденное общение ( на улице, на работе ) чаще всего не

столько удовлетворяет наши потребности в общении, сколько перегружает их. В

обыденной жизни индивид очень часто испытывает дискомфорт от необходимости

общения с несимпатичными ему людьми. Иное дело домашняя обстановка, где мы

общаемся с людьми социально и психологически близкими, и где более

деликатно относятся к нашей личности. Здесь удовлетворяется потребность в

желательном общении. Само собой понятно, что такую функцию может выполнять

только здоровая семья.

Некоторые социологи выделяют так же регулятивную функцию семьи. Она

включает в себя систему регуляции отношений каждого члена семьи друг с

другом, с другими людьми, со всем обществом. Уже чувство принадлежности

семье в значительной мере корректирует поведение взрослых людей на работе.

Семейный человек более осмотрителен в своих действиях, таким его делает

чувство ответственности за семью[6].

Также семье характерна функция социального самоопределения. Узаконивание

рождения человека означает его юридическое и социальное определение.

Благодаря семье человек получает фамилию, имя и отчество. Он принадлежит

тому же классу, расе, этносу и религиозной группе, к которым принадлежит

родительская семья.

Кроме перечисленных важнейшими функциями семьи считаются организация быта,

личного потребления, психологическая поддержка и материально-бытовая

пожилых, инвалидов, нетрудоспособных членов семьи.[8]

5.Какой тип личности наиболее подходит для семейной жизни?

В социологии предпринимаются попытки выявить такие типы личности, которые

наиболее оптимально вписываются в супружескую жизнь. В частности, известный

чешский социолог семьи Карел Витек в своей книге < Проблемы супружеского

благополучия > выделяет следующие типы личности:

1. Демократ. Это человек уравновешенный, реалистически относящийся к

жизни, к людям. Личность сильная, наделённая высокоразвитым чувством

ответственности перед семьёй и обществом, всегда готовая бескорыстно

прийти на помощь нуждающемуся; человек обязательный, умеющий держать

своё слово, и в то же время человек деликатный.

2. Труженик. Это чрезвычайно старательный, самоотверженный трудяга,

который и не очень умеет, и не особенно желает слишком много говорить,

больше любит конкретное дело, исключительно добросовестно выполняет

возложенные на него обязанности. Занятый своим делом, он мало уделяет

внимания многим другим сторонам жизни.

3. Добряк. Это самоотверженный, скромный, терпимый ко многим вещам

человек, практически лишенный чрезмерных амбиций, всегда склонный

услужить. Он нередко пассивен и наивен.

4. Раб. Человек абсолютно самоотверженный, не умеющий даже подумать о

себе. Он готов терпеть что угодно и бесконечно благодарен за малейшую

благосклонность к нему со стороны опекаемого им человек. Он пойдёт на

полное отрицание себя, лишь бы сохранить совместную жизнь со своим

избранником.

5. Эгоист. Это человек, который легко и с удовольствием пользуется

бескорыс-тием других как чем-то естественным, избегая каких либо

усилий для того, чтобы хотя бы в ответ сделать что-то приятное для

других. Он печется только о своих удобствах, думает лишь о своих

благах.

6. Романтик. Люди подобного типа живут чаще всего своими мечтаниями,

нереальными идеалами, мало приспособлены к обыденной жизни.

7. Авантюрист. Основные интересы данного типа людей направлены чаще всего

на постоянный поиск любовных приключений, любовных переживаний. Они

веселы, беззаботны, не очень задумываются о будущем.

8. Индивидуалист. Это такой человек, который не склонен жить среди других

людей. Его нельзя назвать ни злым, ни добрым, потому что он вообще не

хочет вмешиваться в чужие дела. Вместе с тем не терпит и никакого

вмешательства со стороны других людей в его дела. Он – сам по себе,

ничуть не готов терпеть какие-то неудобства со стороны других людей,

их недостатки.

9. Сварливый. Люди такого типа никак не могут удержаться от вмешательства

в дела других и неизбежно вносят постоянное беспокойство в любую

группу. Они, кажется, только и ждут конфликтов, раздоров, обычно всем

недовольны, вздорны и по самому мелкому поводу вступают в перепалку с

другими людьми.

10. Калькулятор. Это предельно расчётливый человек, не приученный, не

привыкший делать что-либо задаром. Что бы не делал такой человек, он

дол-жен обязательно иметь какую-то выгоду от другого человека. Он не

может, не умеет дарить бескорыстно, а может только продавать.

11. Догматик. Люди такого типа производят впечатление чего-то

роботообразного, заряженного на всю жизнь одной единственной и

довольно примитивной программой. Обычно это негибкий по своей натуре

человек, действующий подобно бездушному автомату, не способный на

изменения, на уступки, очень жёсткий в своих привычках. Если он

общителен, то крайне нуден, но нередко это люди довольно замкнутые.

12. Диктатор. Это человек, главная цель которого повелевать другими

людьми, подавлять их страсти, подчинять их свое воле. В крайнем

случае, хотя бы воспитывать, поучать других людей. Он не терпит

никаких возражений со стороны партнёра.

С уверенностью можно сказать, что все эти типы нам знакомы, с каждым из них

мы не раз встречались. Я считаю, что наилучшим для брака является демократ,

в гармоничных отношениях могут жить представители тружеников и добряков. К.

Витек считает, что большая часть представителей выше перечисленных типов

рассчитывать на прочное супружеское счастье не могут. Но всё-таки основная

масса людей вполне может уживаться со своими домочадцами, поэтому нельзя

строго разграничить все эти типы на положительные и отрицательные.[5]

6.Тенденции развития современной семьи.

Закономерные и случайные сдвиги в развитии общества ( урбанизация и т.д. )

подрывают устои традиционной семьи, характеризуют направленность семейной

жизни. Современная семья отличается от традиционной социально-демографичес-

кими характеристиками, социокультурными прблемами, психологическими

особенностями. Новые количественные и качественные параметры семьи,

обуславливают и специфику выполняемой семьёй функций, особенно

репродуктивной и воспитательной.

Экономические реформы, свобода индивидуальной деятельности меняют общество.

Появляются богатые, бедные, нищие, безработные. И если для старого общества

характерны были такие типы семьи, как семья рабочего, семья колхозника,

семья интеллигента, так в современном обществе можно выделить много новых

типов: семья миллионера, бизнесмена, уличных торговцев, безработного, в

которых с традиционными семейными проблемами ( воспитание детей, главенство

в семье ) появляются новые проблемы социокультурного, психологического

плана. Дети в семье коммерсантов имеют достаточную материальную

обеспеченность, много карманных денег, но зачастую остаётся без присмотра

взрослых, лишены духовно-нравственного общения с родителями в силу

отсутствия у них времени. В семье безработного свои проблемы: резкое

падение авторитета отца в глазах детей, т.к. он не может содержать семью и

уже не кажется сильным человеком. У ребёнка разрушается чувство

безопасности. В семье воцаряются неуверенность, страх за будущее. Большой

интерес представляют собой семьи фермеров, где дети раньше, чем в другой

семье, вовлекаются в трудовую деятельность. Каждый новый тип семьи

порождает свои специфические проблемы.

В своём развитии семья стремительно идёт от многодетности к малодетности.

После 1987 года рождаемость стала резко падать, смертность населения стала

увеличивать-ся. Появилось много бездетных семей. В настоящее время в России

преобладает однодетная семья. Малодетная семья, особенно однодетная,

уникальна. В ней возникают многие трудности и, в первую очередь, связанные

с воспитанием единственного ребёнка. Однодетность негативно влияет на

характер ребёнка, на детско-родительские отношения.

С начала 70-х годов наблюдается отчетливая тенденция увеличение числа детей

рождённых вне зарегистрированного брака. В 1970 каждый 10 новорождённый

появлялся вне брака. У женщин до 20 лет каждое 5 рождение – вне брака. В

стране увеличилось число внебрачных связей, семей одиноких матерей, где

отсутствует один из важнейших факторов воспитания – отец. Высокая доля

внебрачных рождений характерна для Сибири, Чечено-Ингушетии.

Новая структура семьи обуславливается чётко проявляющимся процессом её

нуклеа-ризации. От 50 до 70% молодых супругов хотят жить отдельно от

родителей. С од-ной стороны это благотворно сказывается на молодой семье,

т.к. в ней быстро идёт адаптация к новым ролям, условиям жизни, меньшая

зависимость от родителей, способствует формированию ответственности. Но с

другой стороны такая семья лишается систематической помощи родителей,

особенно в период рождения ребёнка, когда она особенно необходима.

Нуклеаризация характерна для развития семьи во всём мире. Например,

английские, американские семьи неолокальны, т.е взрослые дети почти всегда

отдельны от родителей. В семье наблюдается процесс эгалитаризации семьи и

демократизации внутрисемейных отношений между супругами, родителями и

детьми.

Появились и другие (альтернативные) семьи. Это семья, где мужчина, имея

жену и детей и поддерживая их, в то же время имеет ещё и любовницу и так же

её содержит. Обе семьи знают о существовании друг друга. Такая форма семьи

получила название семья – конкубинат. Нередки, стали семьи, где муж и жена

живут в отдельных квартирах. Это так называемый годвин – брак.

Хотя в современной семье отношения между мужем и женой строятся по принципу

взаимозаменяемости, где отсутствует жесткое закрепление обязанностей, в ней

намечается тенденция традиционализации семейных ролей в патриархальном их

значении: закрепление за женщиной роли только хранительницы домашнего

очага, матери, а отца – ролью кормильца, добытчика. Это связано с двумя

моментами: во-первых, появившиеся в обществе богатые мужчины могут

содержать безбедно свою семью, а жена становится лишь хозяйкой дома, во-

вторых, сокращение производства прежде всего сказалось на женщинах, оставив

их без работы. Закрывающиеся повсеместно детские дошкольные учреждения

заменяются полностью материнским уходом, сфера обслуживания, разваливаясь,

компенсируется всё расширяющимися домашними обязанностями у женщин,

привязывая их к семье и отнимая всё свободное время.

Повышение общего уровня благосостояния общества, налаживание всех отраслей

индустрии потребления, совершенствование детских дошкольных учреждений и

т.д. позволит не уйти в сторону деэмансипации женщины, вынужденной

традиционализации семьи. При этом семья должна иметь все условия для

свободного выбора формы своей жизнедеятельности.

Анализируя жизнедеятельность семьи в современной ситуации, необходимо

отметить некоторую формализацию семейных отношений, когда семейная жизнь

строится на выполнении обязанностей без особых душевных затрат, когда

акцентируются в семье материальные проблемы, когда в общении семьи нет

теплоты, заботы, внимания. Формализация отношений сопровождается

эмоциональным отторжением родителей от детей, которое проявляется как

нравственно-психологическое противостояние отцов и детей.

В настоящее время в обществе можно зафиксировать разные формы семей.

Широкое распространение получили семьи, в которых брак юридически не

оформлен. Молодые люди живут вместе, ведут одно хозяйство, но брак не

регистрируют. В лучшем случае брачные отношения юридически оформляются,

когда появляются дети.

Вообще, несмотря на разного рода трудности, семья в жизни человека

является одной из главных ценностей. Так, согласно опросу Всероссийского

центра изучения общественного мнения, 65% опрошенных отметили, что основную

роль в их жизни играет семья, 26% назвали эту роль семьи достаточно

значимой. Далее следует деньги, работа. Но с другой стороны, растёт и число

одиноких людей.[9]

Заключение.

В данное время тема семьи до конца не изучена и полностью изучена быть не

может, так как взаимоотношения в семье, проблемы, функции семьи

изменяются с изменением социальной обстановки в стране, с изменением

главных целей, стоящих перед обществом. Но главный вывод, с которым

согласны социологи любого периода времени это то, что семья является

основным фундаментальным институтом общества, придающим ему стабильность

и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Роль

семьи не исчерпывается только воспроизводством населения, семья

способствует развитию общества и его прогрессу.

Создание благополучной семейной обстановки для каждого человека общества

способствует снижению негативных явлений в обществе, таких как

наркомания, преступность, так как личностные качества человека

формируются семьёй.

Но в данный период времени у молодых людей наблюдаются огромные трудности

в создании и сохранении семьи. Так тяжёлая социальная и экономическая

обстановка в стране тормозит рост семей и количество рождаемых детей.

Особенно эта проблема актуальна в России, где спад рождаемости настолько

велик, что не может обеспечить воспроизводство населения. Поэтому одним

из путей выхода из сложившейся ситуации является оказание материальной

помощи многодетным семьям, малоимущим и молодым семьям, повышение уровня

жизни населения, финансирование государством детских дошкольных

учреждении и общеобразовательных, так как материально-бытовые проблемы

семьи оказывают на неё дестабилизирующее действие. Большое значение

имеют в сохранении семьи имеет культурный уровень её членов. Грубость,

нетерпимость, пьянство хотя бы одного из супругов ведут к разрушению

семьи.

Мне кажется, что проблемы распада семьи, негативной семейной обстановки,

а в результате и отсутствие положительного воспитания детей связаны с

отсутствием внимания и поддержки со стороны государства, низким уровнем

культуры у современной молодёжи и порой не понимание молодыми, что

создание семьи, это задача не из лёгких и требует от человека больших

эмоциональных затрат.

Литература

1.Витек К. Проблемы супружеского благополучия.- М.,1988

2.Гаспорян Ю.А. Семья на пороге 21 века: социологические проблемы.-

Спб.,1999

3.Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ.- Спб.,1998

4.Голод С.И. Стабильность семьи: социально-демографические аспекты.-

Л.1984.

5.Дементьева И.Ф. Первые годы брака: проблемы становления молодой семьи.-

М.,1991

6.Зацепин В.И. Молодая семья: социально-экономические, правовые, морально-

психологические проблемы.- Киев,1991

7.Здравомыслова О.М. Российская семья на европейском фоне.- М., 1998

8.Кравченко А.И. Социология: учебное пособие.- М.,2002

9.ОщепковаА.П. Сибирская семья: особенности развития и формирования

нравственности, культуры личности.- Томск,1996

10.ЧуркинИ.Ю. Семья как важнейший социальный институт || Социология и

современное общество || учебное пособие.- Н.,1999.- Ч.3- С.62-73.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты