|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Шпоры по истории социологииШпоры по истории социологии|Социология Огюста Конта, основные принципы|Эволюционная социология Спенсера. | |и понятия. |Герберт Спенсер (1820-1903) | |Основоположник научной социологии Исидор |-”Социологическая статика” и “Принципы | |Огюст Мария Франсуа Ксавье Конт |социологии”. Продолжил и развил | |(1798-1857): “План научных работ |социологическую традицию К., хотя не | |необходимых для реорганизации общества” - |считал его своим учителем. С. считают | |1822, “Курс позитивной философии” - 1842, |основоположником социал-дарвинизма. | |”Система позитивной политики”- 1854 |Согласно С. - общество - сверхорганический| |(социальная статика и социальная |агрегат, развивающийся по законам | |динамика). К, полагал, что законы развития|эволюции. Эволюция - осуществляется в | |общества схожи с физическими и |борьбе за существование между обществом и | |биологическими законами. Признаками |окружающей средой и различными обществами.| |общества являются территория, население, |В этой борьбе страх перед живыми и | |совершенная власть и правительство. В |мертвыми выливается в конфликт. Страх | |иерархии наук 1) каждая высшая ступень |перед живыми порождает политические | |зависит и низшей, 2) с каждым новым этапом|действия, выражающиеся в милитаризме и | |знание усложняется 3) социология занимает |порождающие социальную организацию и | |ведущее место в системе наук. Для |государство; страх перед мертвыми - | |социологии характерны 4 метода познания: |религию, как основу культуры. Социальная | |наблюдение, эксперимент, сравнение, |политика призвана исходить из | |исторический метод. Выводы должны не |эмпирического изучения | |зависеть от позиции исследователя. Такой |социально-культурного контекста явлений, | |подход он назвал позитивным (позитивизм). |ее значение в том, чтобы дать естественный| | |ход процессу эволюции, освободив его от | |Общество представляет собой “коллективный |произвола отдельных индивидов и групп. | |организм” в основе развития которого лежит|Исходя из этого С. сформулировал закон | |развитие всех членов коллективности, |“равной свободы”. Главная задача | |ориентированного на достижение консенсуса.|государства - обеспечение соблюдения | |Социальный прогресс проявляет себя как |закона равной свободы. | |увеличение специализации функций. Индивиды| | |- компоненты социального организма и части| | |социальной ткани - неизменны, общество | | |развивается через совершенствование | | |(гармонизацию) связей между индивидами. | | |Стадии прогресса: 1)теологическая | | |2)метафизическая 3)научная. Главную | | |ценность социологии К. видел в применении | | |к обществу научных принципов реформизма. | | |Механизмами социальных реформ К. считал | | |три силы и класса: материальную (деловые | | |люди и лидеры о-ва), интеллектуальную | | |(ученые социологи и священники) и | | |моральную (женщины). | | |Социология Э.Дюргейма. |Формационная теория Карла Маркса. | |Э.Дюркгейм (1858-1917) “Правила |К.Маркс (1798-1883) и Ф.Энгельс - критик | |социологического метода”- - ввел понятие |капитализма - считается творцом концепции | |“социального факта”, которые он считал |социального конфликта: уничтожения | |независимыми от воли и сознания людей и |общества и замены его более справедливым. | |являющихся принудительной силой, |М. выступал за революционный путь | |заставляющих людей действовать |преобразований. Развитие общества по М. | |определенным образом. Д. подразделял сой. |происходит путем качественных скачков от | |факты на материальные (демографические, |одной общ,-экон. формации к другой | |географические и т.д.) и духовные |(Перв.-общ, об-во, рабовладение, | |-коллективные представления (привычки, |феодализм, капитализм, социализм). | |традиции, обычаи, правила поведения). |Развитие общества -объективно-исторический| |Общество по Д. - самостоятельное бытие, |процесс, независимый от воли и сознания | |наделенное превосходством над индивидом. |людей, в его основе лежит развитие | |Главным критерием соц. развития Д. считал |экономических отношений. Каждая формация | |“социальную солидарность”, а силой |характеризуется определенным уровнем | |созидающей социальное целое - разделение |развития производительных сил (технологии | |труда. Солидарность покоится на |и машины) и производственных отношений | |коллективном сознании - традициях и |(классы и институты), характеризуемых | |верованиях, которые разделяют члены |понятием способ производства. | |общества. Коллективное сознание отражает |Противостоянию классов он придавал | |характер народа, но независимо от него. |абсолютное значение. Вся история до | |Разделение труда обуславливает обмен, |капитализма рассматривалась, как история | |юридической формой которого является |нарастания антагонизма между | |договор и взаимные обязательства членов |эксплуатирующими (присваивающими | |общества, созидающие сотрудничество и |общественное богатство) и эксплуатируемыми| |кооперацию. Д. различает механическую и |(создающими общественное богатство) | |органическую солидарность. Первая покоится|классами. Отсюда следует, что дальнейшее | |на принуждении, вторая на терпимости и |общественное развитие возможно только | |демократии. Значительное место в системе |путем уничтожения одних классов другими, | |коллективных представлений и механизмах |отменой частной собственности и заменой | |солидарности Д. отдавал религии, включив в|классового общества бесклассовым. | |нее всю систему верований, развил |Рассмотренные социологические концепции в | |концепцию “религии без Бога”. |той или иной мере относятся к | | |позитивистскому направлению в социологии -| | |утверждению примата общества и его | | |структур над человеком. Человек | | |рассматривается как универсальное | | |существо, а его природные способности и | | |мотивы - оказываются вне внимания | | |социолога. Противоположное направление в | | |социологии, исходящей из природных свойств| | |и мотивов людей, носит название | | |“понимающей социологии”. Родоначальником | | |этого направления можно считать Ф. | | |Тённиса. | | | | | |Социология Зиммеля (принципы и понятия). | |Социология Тенниса (основные работы, |Георг Зиммель ( 1858-1918) - Основатель | |принципы, понятия). |формальной социологии, представитель | |Фердинанд Тённис (1855-1936) - “Общность и|“философии жизни”. Настаивал на | |общество”, “Введение в социологию” - |противоположности законов природы и | |рассматривает социологию как науку о |общества, так как “жизнь” понималась им | |человеке, его физической, психической и |как процесс “творческого становления”, | |социально-природной сущности. Соц. сущность|неисчерпаемый рациональными средствами и | |человека по Т. заключается в его |постигаемый интуитивно. “Переживание | |мыслительных способностях, определяющих |жизни” объективируется в многообразных | |существование людей. Человеческие мысли |формах культуры. “Трагедия жизни” - | |находят выражение в формах человеческого |противоречие между творчеством и | |бытия: обществе, церкви, государстве. |застывшими формами культуры. | |Общество является выражением взаимосвязи |З. считал, что над миром конкретного бытия| |людей, к которым относятся симпатии и |возвышается мир идеальных ценностей - | |антипатии, доверие и недоверие, свобода и |чистая форма, фиксирующая устойчивые, | |обязанности. Эти социальные связи Т. |универсальные черты социальных явлений.. | |определяет как общественные сущности, |Чистая форма - это отношения индивидов | |определяющие общественное поведение и |изолированные от конкретных мотивов и др. | |сущности индивидов. Связи порабощают |психологических актов. В центре внимания | |человека если он не осознает их, осознание |соц. концепции З. находятся “человеческие | |помогает представить зависимость как |взаимодействия” опосредованные формами | |естественную, как взаимозависимость и |обобществления (культурой). З. называл | |управлять ей, освобождаясь от порабощения.|социологию “геометрией социального | |Результатом осознания является появление |взаимодействия”, представляя ее как | |общественной воли, составляющей основу |формально-логическую общественную теорию. | |общества и общности (общины). Воля |Проявлениями человеческого взаимодействия | |проявляет себя в двух формах - простой |З. считал подчинение и господство, | |(сущностной или эмоциональной) и |специализацию и дифференциацию функций в | |рациональной - осознанной. Высшим |процессе деятельности, явления конфликта и| |выражением эмоциональной воли является |соперничества, образование партий и т.д. | |творчество, рациональной - производство. |Формами взаимодействия являются ассоциация| |Тённис разделяет понятие общества, где |и диссоциация. Ассоциация индивидов | |господствует рациональная воля и общности |предполагает их права и обязанности, | |(общины), где господствует естественная, |поэтому общество З. рассматривал как | |эмоциональная воля. Ассоциации, где |систему отношений, способную обуславливать| |перемешаны общество и общности (общины) Т. |обязанности индивидов.Процессам ассоциации| |называет общественными системами и |противостоят процессы диссоциации, | |различает: социальные связи -общины |выливающиеся в конфликт. Высшей формой | |(общности по духу), коллективы (симбиоз |конфликта является конфликт между | |духа и выгоды) и организации (общности на |творчеством и культурой, обуславливающий | |основе выгоды). Социальность основанная на |обязанности и ограничение свободы индивида| |общности (коммунизм) в ходе исторического |в ассоциации. | |прогресса заменяется общественной | | |социальностью (государством) , высшим | | |выражением которой Т. считал | | |“международный социализм”. | | |Социология М.Вебера (основные работы, |Классификация наук Огюста Конта. | |принципы). |Идея объединения наук, сведения всей | |Макс Вебер (1864-1920) “Протестантская |совокупности знаний к ограниченному числу | |этика и дух капитализма”, “Хозяйство и |простых и ясных положений, например, к | |общество”. Вебера иногда называют |законам Ньютона, было популярно еще в 18 | |капиталистическим Марксом, поскольку он |веке. Однако Конт стремился к | |разрабатывал социологию экономического |органическому синтезу наук, при котором их| |поведения людей. Исходным тезисом В. |законы, хотя и связанные иерархически, не | |является тезис о том, что |сводятся к простым законам физики. Конт | |конкретно-историческая констатация |пытался рассмотреть вопрос о том, как | |действительности (социальные факты) не |каждая из основных наук относится к своей | |могут дать нам знания о ней. Главным |позитивной системе и какое ее направление,| |инструментом познания у В. выступают т.н. -|то есть определить науку с двух сторон: ее| |идеальные типы - теоретические категории. |существенные методы и ее основные | |Они конструируются для соотнесения с |результаты. | |реальностью и таким обр. служат |Огюст Конт классифицирует науки по | |инструментом исследования. Примерами И.Т. |нескольким основаниям: | |являются бюрократия, религия, капитализм и|историческому (но времени и | |т.д. Вместе с тем, социальные типы |последовательности возникновения), | |предшествуют социальному действию и |логическому (от абстрактного к | |определенным образом ориентируют его. В. |конкретному), по сложности предмета | |выделил четыре типа социального действия: |исследования (от простого к сложному), по | |1) целерациональный 2) |характеру связи с практикой. В результате | |ценностнорациональный 3) традиционный 4) |основные науки расположились в следующем | |аффективный |порядке: математика, астрономия, физика, | |На основе своего метода В. дал |химия, биология, социология. | |интерпретацию функционирования современного|Математика, по мнению Конта, меньше всего | |ему общества, которое он отождествлял с |зависит от других наук, является наиболее | |культурно-историческими рамками “западной |абстрактной, простой и отдаленной от | |цивилизации”. Участвуя в производстве |практики и поэтому возникла раньше других | |индивид проявляет свои личностные |форм научного познания. Социология, | |способности и компетенцию и играет роль в |напротив, непосредственно связана с | |зависимости от этих качеств. Многообразие |практикой, сложна, конкретна, возникла | |ролей складывается в систему социальных |позже других, так как опирается на их | |институтов, которые на определенном этапе |достижения. | |приобретают свою логику бытия, независимую |Конт выступает упразднителем философии в | |от воли составляющих их индивидов, |старом традиционном смысле слова. В | |становясь сверхличностными субъектами |представлении Конта старая метафизичная | |социального действия и развивая системы |философия не имеет ни своего метода, | |норм и правил, навязывают их |отличительного от методов науки. | |индивидам,контролируют и подчиняют |Позитивная же философия является | |последних. Сами институты эволюционизируют|систематизацией наук того, что есть | |в суперорганизацию, цели которой уже не |«научного в науках». | |совпадают ни с целями индивидов, ни с |Чтобы изложить позитивную философию, нужно| |целями общества в целом. |изложить систему наук, анализ из | |В работе “Протестантская этика и дух |предметов, методов, законов, сходств и | |капитализма” В. проанализировал влияние |отличий. В основу классификации наук Конт | |протестантской этики (сам он считал ее |положил из объективные признаки. Он | |целерациональной) на становление и развитие|разделил науки на абстрактные и | |капитализма, раскрыв эволюцию аскетических |конкретные. Абстрактные науки изучают | |принципов протестантизма до |законы определенных явлений, которые | |функционирования системы капитализма в |применяют эти законы к частным областям. | |целом. |Например, биология - общая абстрактная | | |наука, применяющая общие законы биологии. | | |Конт выделил 5 абстрактных, теоретических | | |наук: астрономия, физика, химия, биология | | |и социология, соответствующие науки. | | |Социальные явления, по Конту, отличаются | | |наибольшей сложностью и в то же время | | |зависимостью от других, что объявляет | | |позднее возникновение социологии. Следует | | |заметить и то, что социология вначале | | |называлась Контом социальной физикой, то | | |есть позитивную науку об обществе Конт | | |называл вначале социальной физикой, а | | |позднее, когда он переосмыслил ее предмет | | |и методы исследования, он назвал ее | | |социологией. Это переименование он | | |объяснил не своим причастием к | | |неологизмам, а необходимостью создания | | |новой дисциплины, посвященной позитивным | | |исследованиям детальных законов, | | |свойственным обществу и общественным | | |феноменам. | | |Конт указывал, что социология должна быть | | |теоретической наукой, в отличие от | | |описательной «социальной физики» - А. | | |Кегле. Превращение социологии в позитивную| | |науку завершает систему позитивной | | |философии, тем самым знаменуя наступление | | |позитивной стадии человеческого ума и | | |человеческого общества. Итак, то означало,| | |что Конт совершил настоящую позитивную | | |революцию, победу науки над схоластикой и | | |метафизикой. | |Социология Вильфредо Парето (1848-1923) |Социально-психологическая теория «толпы» | |«Курс политической экономии, трактат по |Густава Лебона. | |общей социологии» |«Психология народов и рас» Толпа и раса – | |Основу его теории общественных процессов |две важнейшие категории. Считая, что ХХ | |определяют человеческие поступки, |век – век толпы. Все человеческая история | |определяемые иррациональными инстинктами. |ведет к уничтожению человека, с каждым | |Общество-система взаимодействующих |веком человек становится все хуже. Толпа –| |индивидов. Все в человеке это «остатки» и |это группа людей, охваченная общим | |«производные» (деревации). «Остатки» -это |настроением, стремлением и чувствами. | |побуждения, желания, интерес, |Первым выделил основные черты толпы: | |«производные» - это обоснование человеком |заражаемость общей идеей, сознание | |его поведения. Социальное неравенство- |непреодолимости своей силы, утрата чувства| |неравномерное распределение остатков. |ответственности, нетерпимость, догматизм,| |Общество имеет вид пирамиды: наверху |восприимчивость к внушению, готовность к | |одаренные, внизу вожди. Общество постоянно|импульсивным действиям и бездумному | |в равновесии, разные интересы |следованию за лидером. Толпу разделил на | |уравновешивают друг друга. Концепция |два типа: - разнородная (уличные группы) и| |циркуляции элит. Элита делится на правящую|однородная толпа (секты, классы). | |(политическая и экономическая) и |Габриель Тард - теория «подражания» | |неправящую (творческая). Циркуляция |«Социальные работы» , «Законы подражания» | |заключается в том, что одаренные |Основу общественного развития всех соц. | |представители низов поднимаются в |Процессов составляют межиндивидуальные | |правящую, а из правящей элиты кто-то не |отношения – это есть основа социологии (по| |выдерживает конкуренции и деградирует. |его мнению). «Идея подражания» - основная | |Постоянная циркуляция – это неизбежно, не |теория. Суть теории: стремление людей | |прекращаемо, это закон существования в |подражать. Она основная движущая сила | |общества. Наивысшим принципом политической|прогресса. Это соизмерение своих поступков| |жизни является власть. Идеология – это |с другмим. Первичный социальный факт | |результат «производных». Идеология |состоит в в подражании, оно предшествует | |существует в разных формах. Идеология это |разделению труд, взаимопомощи. Оно – | |средство борьбы элит. |начало начал. Закон подражания действует | | |всегда. «Прогресс невозможен без | | |подражания» (перенимание знаний и умений) | | |Существует три типа подражания в обществе:| | |Взаимное (между людьми), подражание | | |обычаям, традициям, подражание идеалу. | | |Межклассовой борьбы не существует, т.е. | | |она должна быть в форме сотрудничества. | |Инстинктивизм Вилиама Макдуга | | |Суть: все общественные явления объясняются| | |в терминах инстинкта, стремлений, | | |побуждений, различных импульсов, причем | | |все это неосознанно. Профессор Гарварда | | |«Введение в социальную психологию» Он | | |считал, что психология – это основа любой | | |социальной науки. Основной движущей силой | | |являются инстинкты. Психология инстинкта. | | |Инстинкт в его понимании, это врожденное | | |или природное психофизическое | | |предрасположение, которое заставляет | | |индивида воспринимать определенные | | |объекты, обращать на них внимание и | | |испытывать при этом определенное | | |эмоциональное возбуждение и действовать по| | |отношению к ним определенным образом. | | |Выделял порядка 20 основных инстинктов: | | |воспроизводства, любопытства, драчливости | | |или враждебности. | | Вопросы по истории социологии 1. Зарождение и становление социологии как науки. 2. Классификация наук Огюста Конта. 3. Идеальные типы социологии Макса Вебера. 4. Социальная статика и социальная динамика Огюста Конта. 5. Социология и религия Макса Вебера. 6. Социал-дарвинизм как теоретическое направление в истории социологии. 7. Формационная теория Карла Маркса. 8. Социология Огюста Конта, основные принципы и понятия. 9. Социология Паретто. 10. Теория конфликта, классовая борьба и соц.революция соц.«марксизма». 11. Психоаналитическая социология Фрейда. 12. Понятие «общество» в социологии Спенсера 13. Социология Э.Дюргейма. 14. Общество и культура, психоаналитическая культура Фрейда 15. Социология «марксизма», основные принципы и понятия. 16. Теория соц.действия М.Вебера, типы соц.действий. 17. Социально-психологическая теория «толпы» Густава Лебона. 18. Эволюционная социология Спенсера. 19. Позитивизм, как теоретическое направление в истории социологии. 20. Социология Тенниса (основные работы, принципы, понятия). 21. Социологические идеи в творчестве Людвига Гумпловича. 22. Концепции конфликтов и интересов в творчестве Ратценхофера. 23. Психологический эволюционизм у Уорда. 24. Формальная социология (основные принцмпы, представители и понятия).\ 25. Психологические направления в истории социологии (основные принципы и понятия). 26. Теория циркуляции Паретто. 27. Социология М.Вебера (основные работы, принципы). 28. Социология Гарда (основные принципы и понятия). 29. Инстинктивизм Мак-Дугакка. 30. Теория «подражания» Тарда. 31. Понимающая социология (основные представители, принципы и понятия) 32. Социология Зиммеля (принципы и понятия). 33. Теория личности Фрейда. 34. «Общность» и «общество» в социологии Тениса. 35. Проблема отчуждения в социологии Зиммеля (философия денег). 36. Проблема самоубийства в социологии Дюркгейма, понятие «аномия» | В социальном анализе О. Конт выделил два|Социальная статика и социальная динамика | |направления: |Огюста Конта. | |изучение социального порядка – социальную |Теория личности Фрейда. | |статику; |структуре личности Фрейд выделяет Оно, Я, | |изучение социальных процессов и изменений |сверх-Я (Ид, Эго, супер-Эго). | |– социальную динамику. |Оно — это первоначальная, основная, | |В плоскости первого исследуются |центральная и вместе С тем наиболее | |предпосылки существования и законы |архаичная часть личности. Оно, считает | |функционирования общественной системы, а |Фрейд,— «содержит все уникальное, все, что| |другого – законы развития и изменений |есть при рождении, что заложено в | |социальных систем. Французский социолог |конструкции — кроме всего прочего, | |поставил перед собой задачу: раскрыть |следовательно, те инстинкты, которые | |законы социального существования в его |возникают в соматической организации и | |организованных формах и процессах |которые в Оно находят первое психическое | |развития. |выражение в форме, нам неизвестной». Оно | |«Всеобщее благополучие», которое ученый |служит источником энергии для всей | |положил в центр своего понимания общества |личности, и вместе с тем Оно — целиком | |– это последствие присущих человеку |бессознательно. Мысли или чувства, | |врожденных психологических черт, которые |вытесненные из сознания в бессознательное | |подталкивают его к общественной жизни. Эти|Оно, по-прежнему способны влиять на | |черты сводятся к двум склонностям людей: |психическую жизнь человека, при этом со | |быть в обществе себе подобных и делать |временем сила этого влияния не | |вместе с другими добро другим. При этом |уменьшается. Оно можно сравнить со слепым | |необходимо преодолевать эгоистические |и глухим диктатором, власть которого | |стремления, которые подталкивают индивидов|неограниченна, но властвовать он может | |отрекаться от гражданского положения. В |только через посредников. | |борьбе двух инстинктов: социального |Оно развивается из Я и в отличие от | |(альтруистического) и индивидуалистичного |последнего находится в постоянном контакте| |(эгоистического) в историческом развитии |с внешним миром. Я защищает Оно, как кора | |победил первый, и это реализовалось в |дерево, но при этом питается энергией Оно.| |наиболее распространенных формах |Посредством накапливания опыта (в памяти) | |социальной общности, таких как семья и |Я набегает опасных раздражителей, | |трудовая кооперация. Предложенные Контом |адаптируется к умеренным и, главное, | |законы социальной статики – |осознавая мир, посредством активной | |дифференциация, централизация власти и |деятельности способно перестраивать его | |развитие общей морали – стали фундаментом |себе на пользу. Развиваясь, Я постепенно | |его видения социального порядка. |обретает контроль над требованиями Оно, | |Изучение законов развития общества в |решая: будет ли инстинктивная | |системе французского теоретика |потребляемость реализована сиюминутно или | |предполагается в плоскости социальной |ее удовлетворение будет отложено до более | |динамики. Под таким углом зрения |благоприятных обстоятельств. Таким | |рассматриваются «законы наследования», или|образом, Оно реагирует на потребности. | |модели изменений социальных систем во |Я—на возможности. Я находятся под | |времени. Такие изменения обусловлены |постоянным воздействием внешних (среда) и | |философскими доминантами социума. То есть,|внутренних ; | |решающим фактором считается прогресс |(Оно) импульсов. Нарастание этих импульсов| |человеческого духа. Социальный прогресс – |сопровождается напряжением, чувством | |это продукт интеллектуального развития, |«неудовольствия», уменьшение — | |который проходит 3 стадии – теологическую,|релаксацией, чувством «удовольствия.» «Я,—| |метафизическую и, в конце концов, |считает Фрейд,— Стремится к удовольствию в| |позитивную. Этим стадиям соответствуют |старается избежать неудовольствия!. | |определенные формы хозяйства, |Супер-Я развивается из Я и является судьей| |общественного строя, политики, искусства. |и цензором его деятельности и мыслей. Это | |Контовский «закон трех стадий» |хранилище выработанных обществом моральных| |иллюстрирует его тезис, что социальное |установок и норм поведения. Фрейд | |развитие зависит от интеллектуального |указывает на три функция супер-Я: совесть,| |развития человечества. |самонаблюдение, формироване идеалов. | | |В качестве совести супер-Я судит, | | |ограничивает, запрещает вли разрешает | | |сознательную деятельность. Самонаблюдение | | |возникает из способности супер-Я | | |(независимо от Оно и Я) оценивать | | |деятельность. направленную на | | |удовлетворение потребности, Формирование | | |идеалов связано с развитием самого | | |супер-Я, Иногда неправильно отождествляют | | |супер-Я с поведением одного из родителей. | | |«Супер-Я ребенка,— подчеркивает Фрейд,— в | | |действительности конструируется не по | | |модели его родителей, а по модели супер-Я | | |его родителей». | | |Основная цель взаимодействия всех трех | | |систем; Оно, И и супер-Я — поддерживать | | |или (при нарушении) восстанавливать | | |оптимальный уровень динамического развития| | |душевной жизни, увеличивая удовольствие и | | |сводя до минимума неудовольствие. | | |От напряжения, испытываемого под | | |воздействием различных сил (внутренних, | | |внешних), Я оберегает себя с помощью таких| | |защитных механизмов, как вытеснение, | | |отрицание, рационализация, реактивные | | |образования, изоляция, проекция и | | |регрессия. | | | | | | | | | | |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |