|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Система ценностей современного студентаСистема ценностей современного студентаМИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ Одесский национальный политехнический университет «Кафедра социологии и психологии» Программа социологического исследования на тему: «Система ценностей современного студента» Выполнили: студенты. гр. АЕ-015 Цицилюк А.В. Захарченко Н.П. Зеленков В.В. Проверила: Северенюк Т.А. 2003 1. Методологический раздел. 1.1. Проблема исследования. Проблема - это сложный вопрос, требующий изучения, исследования и решения. Проблема данного социологического исследования заключается в изучении системы ценностей современного студента, а так же различия в мировоззрении студентов разного пола и возраста. 1.2. Объект исследования. Объектом исследования являются студенты ОНПУ (Одесский национальный политехнический Университет), ОНУ (Одесский национальный Университет им. Мечникова), ОФЭК (Одесский финансово-экономический колледж) и Общежития № 4 возрастом 17 и 19 лет. По 7 представителей каждого пола и возраста. 1.3. Предмет исследования. Предметом исследования является система ценностей современного студента. 1.4. Цель исследования. Цель исследования – выявить состояние этой проблемы на данный момент времени, спрогнозировать процесс развития системы ценностей. 1.5.Задача исследования. Собрать как можно больше информации по данной проблеме с помощью социологического опроса. 1.6. Гипотезы Гипотеза в социальном исследовании – это научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о характере элементов и связей, образующих эти объекты, о механизме их функционирования и развития. Научная гипотеза может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта. В результате исследования гипотезы либо опровергаются, либо подтверждаются и становятся положениями теории, истинность которой уже доказана. 1.6.1 Основная гипотеза По моему мнению, современные представления о системе ценностей студента содержат ошибки и неточности. 1.6.2 Рабочие гипотезы а) Более половины студентов поступают в ВУЗ для получения знаний. б) Каждый третий студент злоупотребляет табакокурением в) Большая часть студентов не считают свою жизнь полной и насыщенной г) Каждый четвёртый студент гордиться своей страной и её историей д) Большая часть студентов смотрят на будущее без особых надежд 1.8. Интерпретация понятий. Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни". Опрос – самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или вообще не поддаются прямому наблюдению. Анкетирование – форма проведения опроса, когда опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Репрезентативность — это свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значительные элементы генеральной совокупности. Генеральная совокупность — это совокупность всех возможных социальных объектов, которая подлежит изучению в пределах программы социологического исследования. Вторичная совокупность (выборка) — это часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации о всей совокупности в целом. 2. Процедурный раздел. 2.1. Принципиальный план исследования 2.1.1. Характер исследования разведывательно–аналитический. 2.1.2. Тип исследования - описательный. 2.1.3. Используемые приемы - статистический сбор данных и анализ 2.2. Процедура, намечаемая в ходе исследования. 1) Определение духовных и материальных ценностей выбранных студентов. 2) Определение взаимосвязи изменения системы ценностей в зависимости от возраста и пола. 2.3. Методы сбора информации. а) Основной метод – Опрос в форме анкетирования б) Вспомогательный метод - интервьюирование. 2.4 Построение выборки исследования 2.4.1. Генеральная совокупность - 100. 2.4.2. Вторичная совокупность -28. 2.4.3. Единица наблюдения - студент. 2.4.4. Единица отбора – студент. 2.4.5. Исследование выборочное, трёхступенчатое (Выборка проходит по возрасту, полу и социальному положению). 2.4.6. Тип выборки – избирательная. 2.5. Методы анализа информации: 2.5.1. Ручной метод 2.5.2. Корреляционный анализ каждого из компонентов полученной информации всего блока факторов. 2.5. Рабочий план исследования. Таб. 1 |№ этапа |Содержание | | |Разработка программы исследования. | |1 этап |Определение объекта, предмета, задач | |Подготовительный. |исследования, рабочих гипотез. | |2 этап |Проведение исследования. Опрос студентов | |Анкетирование. |методом анкетирования | |3 этап |Подготовка и обработка полученных в ходе | |Обработка материала.|исследования данных. Кодировка закрытых | | |вопросов. Обработка вручную. | |4 этап |Изучение и описание полученной информации. | |Анализ материала. |Интерпретация полученных результатов. | | |Теоретический анализ. Выводы | АНКЕТА «Система ценностей современного студента» Мы, студенты III-курса ИКС, убедительно просим уделить немного внимания данной анкете и ответить на вопросы, чтобы помочь нашему исследованию. Просим отвечать искренне и не спеша. Все вопросы подразумевают однозначный ответ, поэтому отвечать на один вопрос двумя ответами не стоит. Заранее благодарим! 1) Почему вы решили поступить в ВУЗ ? а) Для получения знаний б) Для получения диплома в) Для общения со сверстниками г) Необходимость (армия, родители, после школы делать было нечего…) 2) Как вы относитесь к самому процессу учёбы? а) Впитываю знания как губка б) Хорошо учу только то, что может мне пригодиться в) Учусь нормально, но мог бы и лучше, если было бы желание г) Теорема З.З.З.З. (Заучил, здал, забухал, забыл) 3) Как вы относитесь к однокурсникам ? а) Я их обожаю, мне с ними всегда интересно б) Есть близкий круг друзей, к остальным отношусь равнодушно в) Они потенциальные конкуренты по моей специальности. г) Большая часть однокурсников тупые и не достойны получения диплома 4) Для чего вы учитесь ? а) Стать высококвалифицированным специалистом б) Получить знания, стать человеком высокой культуры в) Для общения со сверстниками г) Получить отсрочку от службы в армии 5) Считаете ли вы, что работа должна быть интересной ? а) Обязательно б) Если хорошо платят, то этот фактор не играет роли в) Работа есть работа, интерес тут неуместен г) Затрудняюсь ответить 6) С чем у вас ассоциируется успех? а) общественным признанием б) творческой самореализацией в) наличием достаточного количества денег г) спокойной жизнью 7) Насколько важен для вас компьютер ? а) Это неотъемлемая часть моей студенческой жизни б) Он решает большинство моих проблем, но не более в) Средство для развлечений г) Не знаю, как им пользоваться 8) Что вам дают сигареты ? а) Средство для поддержания разговора б) Средство для расслабления в) Средство самовыражения г) Не курю 9) Что для вас наиболее важно в свободном времени? а) Время, в которое я освобождён от обязанностей б) Время, в которое я могу побыть с друзьями в) Время, когда я могу делать то, что мне захочется г) Время, в которое я могу делать то же, что и в рабочее время. 10) Что в вашей жизни значит «Музыка» ? а) Не представляю своё существование без неё б) Люблю, но и без неё чувствую себя вполне комфортно в) Равнодушно, но приходится слушать (транспорт, соседи) г) Предпочитаю тишину 11) Считаете ли свою жизнь полной и эмоционально насыщенной ? а) Конечно! б) Жизнь как жизнь в) Чего-то не хватает для этого. г) Нет 12) В вашем понимании здоровый образ жизни это: а) жесткий, рациональный режим дня б) жизнь с разумными ограничениями, не мешающая реализации целей и желаний в) жизнь, в которой из-за здоровья приходиться от многого отказываться г) Жизнь без ограничений 13) Каков Ваш идеал? а) стать богатым, материально независимым человеком б) стать высококвалифицированным специалистом в) реализовать свои способности г) уйти от “мира”, спасти свою душу служением Богу 14) Какие ассоциации приходят к вам при слове «Счастье» ? а) Высшая форма состояния души, наполненной положительной энергией б) Абсолютная гармония души и тела в) Необитаемый остров с деревянным домиком и с любимым (мой) у ночного костра г) Больше денег, больше женщин (мужчин), много машин, мало проблем и дорогая вилла. 15) Настоящий друг - ? а) Слушает и сопереживает б) Хранит тайны в) Всегда готов помочь г) Имеет много денег 16) Внутренняя свобода для вас это а) Свобода от внутренних противоречий б) Свобода от сомнений в) Свобода от неуверенности в себе г) Свобода от общественных норм 17) Чем Вы, как гражданин Украины, могли бы гордиться? а) Историей страны б) Природными богатствами страны в) Культурным наследием г) Нечем гордиться 18) С каким настроением Вы смотрите в будущее а) С надеждой и оптимизмом б) Спокойно, но без особых надежд и иллюзий в) С тревогой и неуверенностью г) Со страхом и отчаянием 19) Как вы относитесь к данной анкете ? а) Шедевр социологического искусства б) Интересная анкета в) Анкета как анкета г) Бесполезно потраченное время Ваше имя _________________ Пол ______ Ваш возраст________________ |Во-п|Вари-ан|Количество ответов и |Общее | |рос№|т |Процентное отношение |процентное | | |ответа | |соотношение | | | |Муж.17 лет|Жен. 17лет|Муж.19 лет|Жен. 19лет| | |1 |а) |5 / 70 % |4 / 56 % |3 / 42 % |2 / 29 % |50 % | | |б) |1 / 15 % |1 / 15 % |2 / 29 % |3 / 42 % |25 % | | |в) |0 / 0 % |2 / 29 % |0 / 0 % |1 / 15 % |11 % | | |г) |1 / 15 % |0 / 0 % |2 / 29 % |1 / 15 % |14 % | |2 |а) |1 / 70 % | 3 / 42|0 / 0 % |3 / 42 % |25 % | | | | |% | | | | | |б) |2 / 29 % |2 / 29 % |2 / 29 % |2 / 29 % |28 % | | |в) | 3 / 42| 1 / 15|3 / 42 % | 1 / 15|28 % | | | |% |% | |% | | | |г) |1 / 15 % |1 / 15 % |2 / 15 % |1 / 15 % |19 % | |3 |а) |0 / 0 % |1 / 15 % |0 / 0 % |1 / 15 % |7 % | | |б) |5 / 70 % |5 / 70 % |4 / 56 % |5 / 70 % |66 % | | |в) |1 / 15 % |1 / 15 % |2 / 29 % |2 / 29 % |20 % | | |г) |1 / 15 % |0 / 0 % |1 / 15 % |0 / 0 % |7 % | |4 |а) |5 / 70 % |4 / 56 % |4 / 56 % |5 / 70 % |66 % | | |б) |1 / 15 % |2 / 29 % |2 / 29 % |1 / 15 % |20 % | | |в) |0 / 0 % |1 / 15 % |0 / 0 % |1 / 15 % |7 % | | |г) |1 / 15 % |0 / 0 % |1 / 15 % |0 / 0 % |7 % | |5 |а) |4 / 56 % |6 / 86 % |3 / 42 % |5 / 70 % |66 % | | |б) |2 / 29 % |1 / 15 % |2 / 29 % |1 / 15 % |20 % | | |в) |0 / 0 % |0 / 0 % |1 / 15 % |0 / 0 % |4 % | | |г) |1 / 15 % |0 / 0 % |1 / 15 % |1 / 15 % |10 % | |6 |а) |6 / 86 % |3 / 42 % |1 / 15 % |1 / 15 % |40 % | | |б) |0 / 0 % |3 / 42 % |0 / 0 % |4 / 56 % |25 % | | |в) |1 / 15 % |1 / 15 % |6 / 86 % |2 / 29 % |35 % | | |г) |0 / 0 % |0 / 0 % |0 / 0 % |0 / 0 % |0 % | |7 |а) |4 / 56 % |3 / 42 % |5 / 70 % |3 / 42 % |50 % | | |б) |2 / 29 % |3 / 42 % |2 / 29 % |3 / 42 % |40 % | | |в) |1 / 15 % |1 / 15 % |0 / 0 % |1 / 15 % |10 % | | |г) |0 / 0 % |0 / 0 % |0 / 0 % |0 / 0 % |0 % | |8 |а) |1 / 15 % |0 / 0 % |0 / 0 % |1 / 15 % |6 % | | |б) |1 / 15 % |1 / 15 % |0 / 0 % |0 / 0 % |6 % | | |в) |0 / 0 % |0 / 0 % |0 / 0 % |0 / 0 % |0 % | | |г) |5 / 70 % |6 / 86 % |7 / 100 % |6 / 86 % |86 % | |9 |а) |0 / 0 % |0 / 0 % |0 / 0 % |0 / 0 % |0 % | | |б) |6 / 86 % |5 / 70 % |5 / 70 % |6 / 86 % |79 % | | |в) |1 / 15 % |2 / 29 % |2 / 29 % |1 / 15 % |21 % | | |г) |0 / 0 % |0 / 0 % |0 / 0 % |0 / 0 % |0 % | |10 |а) |5 / 70 % |6 / 86 % |5 / 70 % |6 / 86 % |79 % | | |б) |1 / 15 % |1 / 15 % |0 / 0 % |0 / 0 % |7 % | | |в) |1 / 15 % |0 / 0 % |2 / 29 % |1 / 15 % |14 % | | |г) |0 / 0 % |0 / 0 % |0 / 0 % |0 / 0 % |0 % | |11 |а) |0 / 0 % |1 / 15 % |0 / 0 % |1 / 15 % |7 % | | |б) |6 / 86 % |4 / 56 % |7 / 100 % |3 / 42 % |72 % | | |в) |0 / 0 % |2 / 29 % |0 / 0 % |3 / 42 % |18 % | | |г) |1 / 15 % |0 / 0 % |0 / 0 % |0 / 0 % |3 % | |12 |а) |1 / 15 % |0 / 0 % |1 / 15 % |1 / 15 % |10 % | | |б) |4 / 56 % |1 / 15 % |4 / 56 % |1 / 15 % |36 % | | |в) |1 / 15 % |4 / 56 % |1 / 15 % |4 / 56 % |36 % | | |г) |1 / 15 % |2 / 29 % |1 / 15 % |1 / 15 % |18 % | |13 |а) |4 / 56 % |2 / 29 % |5 / 70 % |4 / 56 % |54 % | | |б) |2 / 29 % |1 / 15 % |1 / 15 % |1 / 15 % |18 % | | |в) |1 / 15 % |4 / 56 % |1 / 15 % |2 / 29 % |28 % | | |г) |0 / 0 % |0 / 0 % |0 / 0 % |0 / 0 % |0 % | |14 |а) |1 / 15 % |0 / 0 % |0 / 0 % |1 / 15 % |7 % | | |б) |5 / 70 % |6 / 86 % |6 / 86 % |5 / 70 % |79 % | | |в) |0 / 0 % |1 / 15 % |0 / 0 % |1 / 15 % |7 % | | |г) |1 / 15 % |1 / 15 % |1 / 15 % |0 / 0 % |7 % | |15 |а) |1 / 15 % |6 / 86 % |0 / 0 % |5 / 70 % |43 % | | |б) |1 / 15 % |0 / 0 % |1 / 15 % |0 / 0 % |7 % | | |в) |5 / 70 % |1 / 15 % |6 / 86 % |1 / 15 % |43 % | | |г) |1 / 15 % |0 / 0 % |0 / 0 % |1 / 15 % |7 % | |16 |а) |2 / 29 % |2 / 29 % |2 / 29 % |2 / 29 % |28 % | | |б) |1 / 15 % |1 / 15 % |2 / 29 % |1 / 15 % |18 % | | |в) |2 / 29 % |1 / 15 % |1 / 15 % |2 / 29 % |18 % | | |г) |2 / 29 % |3 / 42 % |2 / 29 % |2 / 29 % |36 % | |17 |а) |0 / 0 % |0 / 0 % |0 / 0 % |1 / 15 % |3 % | | |б) |1 / 15 % |2 / 29 % |0 / 0 % |0 / 0 % |10 % | | |в) |0 / 0 % |0 / 0 % |2 / 29 % |0 / 0 % |7 % | | |г) |6 / 86 % |5 / 70 % |5 / 70 % |6 / 86 % |80 % | |18 |а) |2 / 29 % |2 / 29 % |2 / 29 % |2 / 29 % |28 % | | |б) |2 / 29 % |3 / 42 % |2 / 29 % |2 / 29 % |36 % | | |в) |2 / 29 % |1 / 15 % |1 / 15 % |2 / 29 % |18 % | | |г) |1 / 15 % |1 / 15 % |2 / 29 % |1 / 15 % |18 % | |19 |а) |1 / 15 % |0 / 0 % |0 / 0 % |0 / 0 % |3 % | | |б) |4 / 56 % |4 / 56 % |6 / 86 % |4 / 56 % |64 % | | |в) |2 / 29 % |3 / 42 % |2 / 29 % |3 / 42 % |33 % | | |г) |0 / 0 % |0 / 0 % |0 / 0 % |0 / 0 % |0 % | Таб 2. Обработка результатов анкетирования Выводы: В ходе исследования нам удалось сделать такие выводы. -Гипотеза о том, что половина студентов поступают в ВУЗ для получения знаний, оказалась совершенно верной т.к. ровно 50% поступали в ВУЗ именно по этой причине. -Гипотеза о том, что каждый третий студент злоупотребляет табакокурением, оказалась не совсем точной, т.к. 24 из 28 ответили, что они не курят. -Гипотеза говорящая, что большая часть студентов не считают свою жизнь полной и эмоционально насыщенной оказалась верной, т.к. с этим согласны 20 из 28 респондентов. -Гипотеза о том, что каждый четвёртый студент гордиться своей страной оказалась абсолютно опровергнутой, т.к. 80% опрошенных совсем не гордятся своей страной. -Гипотеза о том, что большая часть респондентов смотрит на будущее без особых надежд оказалась не совсем верной, т.к. мнения опрошенных по этому вопросу были слишком разнообразны. Установить, насколько изменяется система ценностей студента за два года определить не удалось. Это говорит либо о неправильной постановке вопросов, либо действительно за такой промежуток времени система ценностей не переносит заметных изменений. Список используемой литературы: -Воронов Ю.П. Методы сбора информации в социологических исследованиях. -М., 1974. -Тощенко Ж. Г. Социология. Общий курс. 2-ое издание М.-1999г. (512 стр.) -Сайт AZPS.RU - А.Я. Психология >> Описания психологических тестов. Методика "Ценностные ориентации" Рокича -Здравомыслов А.Г. Методология и процедуры социологических исследований. - М., 1969. - Фролов С.С. «Социология» : Учебник для высших учебных заведений. - М.: Высшая школа, 1996. - Рокич М. «Природа человеческих ценностей», Нью-Йорк, 1973 |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |