рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Социализация рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Социализация

Социализация

Социология после трудного становления приобрела наконец-то статус

самостоятельной науки. На этом пути были и открытия, и надежды, и

разочарования, маленькие победы и крупные поражения, ибо долгие годы

догматический стиль мышления, боязнь нововведений сдерживали ее развитие.

Но, несмотря на все противоречия, социологическая мысль продолжала

развиваться.

Термин “социология” в буквальном смысле слова означает “наука об

обществе” или “учение об обществе”. Впервые его употребил Огюст Конт,

крупнейший французский ученый, живший в 19 веке. В главных своих сочинениях

— “Курс позитивной философии” и “Система позитивной политики” — он высказал

рациональную идею о необходимости всестороннего анализа общественных

явлений. То, что О.Конт большое внимание уделял познанию не столько

сущности, сколько явления, стало основанием для возникновения

позитивистских взглядов и концепций , получило дальнейшее развитие в трудах

его последователей.

Постепенно объектом изучения становилась все большая группа вопросов,

характеризующих состояние сознания человека, его поведение и отношение к

происходящим в обществе процессам, профессиональное, национальное и

региональное их звучание.

В настоящее время среди проблем, ставших ведущими для социологии,

являются: социальное положение человека в обществе и группе, социальная

структура, участие в управлении, “человеческие отношения”, общественное

мнение, межличностное общение и другие вопросы, связанные с конкретной

исторической и социально-экономической ситуацией. Таким образом, социология

возникла в ответ на потребности общественного развития.

Социология личности оперирует категориями, которые нередко

рассматриваются как синонимы, — формирование, развитие, воспитание,

социализация. Их неодинаковое использование затрудняет возможности

социологического анализа.

Когда употребляется понятие “формирование личности” , то имеется в

виду единство объективных и субъективных условий, определяющих процесс

становления и развития человека. Конечно, только при учете влияния всей

совокупности общественных отношений в сочетании с субъективной

деятельностью классов, общественных организаций и самого человека можно

говорить о многостороннем воздействии на личность и соответственно

формировать ее развитие.

Понятие “развитие личности” характеризует последовательность и

поступательность изменений , происходящих в сознании и поведении личности.

Воспитание связано с субъективной деятельностью, с выработкой у человека

определенного представления об окружающем его мире. Хотя воспитание и

учитывает влияние внешней среды, однако оно воплощает те усилия, которые

осуществляют социальные институты.

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное

усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых

характеристик сознания и поведения , которые регулируют ее взаимоотношения

с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и

заканчивается к периоду гражданской зрелости человека , хотя, разумеется,

полномочия , права и обязанности, приобретенные им , не говорят о том , что

процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он

продолжается всю жизнь. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости

повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком

ответственных поручений, о соблюдении правил межличностного общения .Иначе

говоря, социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и

творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему

обществом.

Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех

фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим

ожиданиям. Процесс формирования, по его мнению, происходит по трем

различным стадиям: 1) стадии подражания и копирования детьми поведения

взрослых; 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение

роли; 3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них

ждет целая группа людей.

Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З. Фрейд. По

Фрейду, личность включает три элемента: “ид” — источник энергии,

стимулируемый стремлением к удовольствию; “эго” — осуществляющий контроль

личности, на основе принципа реальности , и “суперэго”, или нравственный

оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом

“развертывания” врожденных свойств человека, в результате которого

происходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом

процессе Фрейд выделяет 4 стадии, каждая из которых связанна с

определенными участками тела, так называемые эрогенные зоны: оральная,

анальная, фаллическая и фаза половой зрелости.

Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии

личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их

последующей перестройке в зависимости от опыта и социального

взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной

последовательности: сенсорно-моторная ( от рождения до 2 лет),

операциональная ( от 2

до7), стадия конкретных операций ( с 7 до 11 ), стадия формальных операций

( с 12 до 15 ). Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс

социализации продолжается в течении всей жизни человека, и утверждают, что

социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими

моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то

время, как социализация детей формирует ценностные ориентации.

Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести

определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с

мотивацией поведения. Психолог Р.Гарольд предложил теорию, в которой

социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской

социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы

детства: отказ от детских мифов.

Каковы же механизмы социализации ? Уже З.Фрейд выделил психологические

механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины.

Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную

модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители,

родственники, друзья и т.д. Идентификация — способ осознания принадлежности

к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение

родителей, родственников, друзей, соседей, и т.д., их ценности, нормы,

образцы поведения как свои собственные.

Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку они

нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют

собой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторые

образцы поведения. З.Фрейд отмечает, что чувства стыда и вины тесно связаны

друг с другом и почти неразличимы. Однако между ними имеются определенные

различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и

опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков индивида

другими людьми. Ощущение же вины связано с внутренними переживаниями, с

самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим

собой, контролирующей формой выступает совесть.

Т.Парсонс и С.Бейлз применяли понятия, введенные З.Фрейдом к теории

социального действия и социальных систем. Они определяют имитацию как

процесс, с помощью которого усваиваются спецфические элементы культуры,

особые знания, умения, обряды и т.д. По их мнению, имитация не предполагает

никакого длительного отношения с “моделью”. Идентификация же для них

означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс

социального научения. Степень идентификации определяется характером

привязанности к “ другому”. Поскольку наиболее сильны привязанности в

семье, постольку она считается основной формой социализации. В социологии

обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как социального института

долгое время недостаточно учитывалась. Более того, ответственность за

воспитание будущего индивида пытались в определенной степени снять с семьи,

переложив на школу, трудовой коллектив, общественные организации.

Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного

порядка, но которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой

и общественно-социальной жизни.

Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и

подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых

молодым человеком знаний усложняется. Однако не все они приобретают

характер последовательной системы знаний. Так, в детстве ребенок, подросток

учится понятию о Родине, в общих чертах начинает формировать свое

представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения

жизни. Но социологов и поныне волнует вопрос: почему так различен процесс

социализации личности, почему школа выпускает в жизнь индивидов ,

отличающихся не просто своими взглядами и представлениями, но и набором

ценностей, которые иногда прямо противостоят друг другу ?

Мощным инструментам социализации личности высту

пают средства массовой информации - печать, радио, телевидение. Ими

осуществляется интенсивная обработка общественного мнения, его

формирование. При этом в одинаковой степени возможна реализация как

созидательных, так и разрушительных задач.

И наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-

политической и познавательной деятельностью человека. Недостаточно просто

обладать знаниями. Необходимо обратить их в убеждения, которые проявляются

в действиях личности. Именно соединение знаний, убеждений и практических

действий и образует характерные черты и качества, свойственные тем или иным

типам личности.

В современных условиях процесс социализации предъявляет новые требования

к духовному облику, убеждениям и действиям людей. Это обусловлено, во-

первых, тем, что кардинальные задачи социально-экономического,

политического и духовного возрождения могут быть посильны людям

высокообразованным, высококвалифицированным и сознательно участвующим в

претворении их в жизнь. Только человек, глубоко убежденный в необходимости

намеченных преобразований, может быть активной, действенной силой

исторического процесса.

Во-вторых, чрезвычайная сложность процесса социализации личности требует

постоянного совершенствования средств его осуществления. Они нуждаются в

обновлении, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и

ответственность человека при решении как общественных , так и личных

проблем.

В-третьих, социализация личности является неотъемлемой частью решения

всех общественных проблем. Жизнь убедительно свидетельствует, что это

настолько взаимосвязанный процесс, что он в многократной степени может

усиливать (или замедлять) общественный процесс, если не учитываются

объективные перемены, а также изменения в сознании и поведении людей.

В-четвертых, социализация личности предполагает преодоление негативных

явлений в сознании и поведении людей. До сих пор социология личности не

смогла ответить на такие вопросы: почему часть людей, имеющих одинаковое

стартовое начало, становятся хулиганами, пьяницами, ворами ? Почему часть

превращается в бюрократов, подхалимов, угодников, карьеристов и т.д.?

Почему формируются антиобщественные типы поведения, социально опасные для

общества, представленные преступниками, мафией, рэкетирами ?

И наконец, социализация личности происходит в условиях взаимодействия

мировой и национальной культур. И хотя общечеловеческие мотивы признаны

ведущими в структуре общественного сознания и поведения, влияние

национальных особенностей оказывается решающим фактором, который во многом

определяет облик общественных и политических движений. Феномен

национального в процессе социализации поставил перед социологией вопрос о

поиске новых резервов его сочетания с общечеловеческими ценностями, привел

к необходимости более глубокого понимания социально-психологических мотивов

признания его особого места в общественной жизни каждого народа, каждой

нации и национальности и каждого отдельного их представителя.

Социализация личности предполагает, что объектом исследования является не

одно или несколько, а весь комплекс общественно значимых качеств человека в

их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт

сознания и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру,

воспитанность, стремление жить по законам красоты, физическую подготовку, и

т.д. Важное значение имеет преодоление пережитков прошлого в сознании и

поведении людей.

На путях социализации человека серьезным препятствием являются различные

формы ложного сознания, проявляющегося в мифотворчестве, в извращенных

формах реально функционирующего сознания.

Так, мифологизация в нашей стране базировалась на многих “священных

коров”, которые были неприкосновенны и неоспоримы: требовалось только их

неустанное восхваление и почитание. К ним можно отнести и такие утверждения

, как “загнивание капитализма” и “расцвет социализма”, “социальное

равенство” и “дружба народов”, а также такие перлы, как

“экономика должна быть

экономной” , “единодушная признательность “ , “долгие, продолжительные

аплодисменты”, “догнать и перегнать” и т.д. Миф, провозглашенный вначале 60-

ых гг., что через 20-25 лет мы будем жить при коммунизме принес

разочарование и утрату той перспективы, которая питала людей в их

стремлении к благополучию и счастью.

Не меньше бед принесла и показуха. В сознании работников

распространилось стремление создать впечатление о “большой” и “трудной” .

работе. И чем больше бездельничал человек, тем больше он старался

продемонстрировать видимость работы. Брались и провозглашались

обязательства, которые никогда не доводились до конца, формировались

рекламные группы для показа ”достижений”.

В этих условиях, как реакция на деформированные виды общественного

сознания, не могли не возникнуть тенденции противоположного плана — уход от

реальной жизни, экстремизм, мистика, паразитирование на тревогах и

бесперспективности повседневной жизни.

Таким образом, общественное сознание соткано из противоречий. Но именно

знание этих противоречий подсказывает пути выхода из сложившейся ситуации,

пути к подлинной социализации человека.

Процесс социализации, и особенно такие его субъективные факторы как

пропаганда и воспитание, требует тщательного анализа усилий всех

организаций, причастных к его осуществлению.

В целом социология пропаганды, фиксируя происшедшие ( или происходящие)

изменения в сознании и деятельности различных групп населения, стремилась

выявить наиболее действенные из них, определить их эффективность и степени

влияния и на этой основе высказать соответствующие рекомендации. И как бы

ни критиковались различные формы пропаганды, нужно все же отметить, что и в

настоящее время пропаганда продолжает активно участвовать в процессе

социализации личности вне зависимости от того, насколько она поддерживается

или отвергается отдельными слоями и группами в обществе.

В условиях противоречивых действий, путаницы идей и доктрин, взаимных

обвинений и упреков общественное сознание не могло не прийти в состояние

растерянности и замешательства, Перед человеком встали по существу две

альтернативы — либо стать приверженцем одной из доктрин, либо прикрыться

удобным цинизмом и объявить, что все, что бы ни встретилось на его пути ,

отравлено пропагандой, Но данная ситуация не является выходом из

создавшегося положения — она лишь усложняет его, создает серьезные помехи

на пути социализации человека.

В процессе социализации личности наряду с пропагандой, тесно

переплетаясь и взаимодействуя с ней, выступает воспитание. Оно придает

качественную определенность другим структурным элементам социализации,

характеризует ее цель, направленность развития духовных процессов и

явлений.

Если исходить из сущности воспитания, то оно связано прежде всего с

субъективным воздействием на сознание, на соединение его с практикой,

ориентировано на выработку мотивов социального поведения. Воспитание тем и

сильно, что оно дает ориентиры в условиях общественных изменений.

В социологии накоплен большой опыт проведения социологических

исследований по проблемам воспитания. Некоторые из них, например по

трудовому , политическому, нравственному воспитанию, насчитывают сотни

наименований. Среди них есть достаточно глубокие и обстоятельные

исследования. Но всем им — даже самым лучшим — была присущна ориентация на

должное, а не на сущее , а это неминуемо рождало целую серию издержек,

ограничивало их результативность и действительность. Значительный вред

воспитанию нанесла односторонняя, однобокая ориентация только на

официальные установки, монополизм в определении ее ориентиров со стороны

КПСС .

Таким образом, изучение таких средств социализации, как пропаганда и

воспитание, их сопоставление с влиянием и ролью культуры, науки, народного

образования, семьи дают возможность обогатить наши представления о путях

становления и развития личности.

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при

достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется

обретением личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе

социализации возможны сбои, неудачи.Проявлением недостатков социализации

является отклоняющееся (дивиантное) поведение. Этим термином в социологии

чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу

нравственных пороков, отступление от принци пов, норм морали и права. К

основным формам отклоняющегося поведения принято относить

правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию,

самоубийства.

Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии

конфликта между личностными и общественными интересами. Дивиантное

поведение — чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных

жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неувуренности и

напряжения через определенные компенсаторные формы.Однако дивиантное

поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со

стремлением личности к новому, передовому, попыткой определить

консервативное , мешающее двигаться вперед.

Социологическое знание вобрало в себя все лучшее, что имеется в трудах

предшествующих поколений социальных мыслителей. И оно не остается

неизменным. На каждом этапе исторических преобразований социология

открывает пути для новых направлений, которые определяют ее движение

вперед.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты