рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Социальная мобильность рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Социальная мобильность

Социальная мобильность

Тема: Социальная мобильность.

1. Понятие социальной мобильности и её виды.

2. Каналы, фильтры, принципы мобильности.

3. Трудности формирования среднего класса в России.

Ответ №1:

Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в

котором он живет. Иногда эти перемещения легко ощущаются и

идентифицируются, например, при переезде индивида из одного места в другое,

переход из одной религии в другую, изменение семейного положения. Это

меняет позицию индивида в обществе и говорит о его перемещении в социальном

пространстве. Однако существуют таки перемещения индивида, которые трудно

определить не только окружающим его людям, но и ему самому. Например,

сложно определить изменение положения индивида в связи с ростом престижа,

увеличением или уменьшением возможностей использования власти, изменением

дохода. Вместе с тем такие изменения в позиции человека в конечном итоге

сказываются на его поведении, системе отношений в группе, потребностях,

установках, интересах и ориентациях.

В связи с этим важно определить, как осуществляются процессы

перемещения индивидов в социальном пространстве, которые получили название

процессов мобильности.

Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях и

социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения,

можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности

быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на

более низкие. Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие

свободному переходу индивидов их одной статусной группы в другую. Один из

самых главных барьеров возникает из-за того, что социальные классы обладают

субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия в

классовой субкультуре, в которой они социализированы. Обычный ребенок из

семьи представителей творческой интеллигенции с меньшей вероятностью будет

усваивать привычки и нормы, помогающие ему впоследствии работать

крестьянином или рабочим. То же можно сказать о нормах, помогающих ему в

работе в качестве крупного руководителя. Тем не менее, в конечном счете, он

может стать не только писателем, как его родители, но и рабочим или крупным

руководителем. Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного

социального класса в другой имеет значение "различие в стартовых

возможностях". Скажем, у сыновей министра и крестьянина разные возможности

для получения высоких должностных статусов. Поэтому официальная

общепринятая точка зрения, состоящая в том, что для достижения любых высот

в обществе нужно только трудиться и иметь способности, оказывается

несостоятельной.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что всякое социальное

перемещение происходить не беспрепятственно, а путем преодоления более или

менее существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места

жительства на другое предполагает определенный период адаптации к новым

условиям.

Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в

процесс мобильности. Согласно определению П.Сорокина, «под социальной

мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта,

или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от

одной социальной позиции к другой».

П.Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и

вертикальную. Горизонтальная мобильность – это переход индивида или

социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же

уровне. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому

он принадлежит, или социального статуса. Наиболее важным процессом является

вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий,

способствующих переходу индивида или социального объекта их одного

социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение,

существенное улучшение благосостояния или переход в более высокий

социальный слой, на другой уровень власти.

Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус

других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией,

молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не

обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают восходящую и

нисходящую социальные мобильности, или социальный подъем и социальное

падение. Восходящие течения профессиональной, экономической и политической

мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъем,

или инфильтрация индивидов их низшего слоя в высший, и как создание новых

групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими

группами этого слоя или вместо них. Аналогично нисходящая мобильность

существует в форме как выталкивания отдельных индивидов с высоких

социальных статусов на более низкие, так и понижение социальных статусов

целой группы. Примером второй формы нисходящей мобильность может служить

падение социального статуса группы инженеров, которая некогда занимала

весьма высокие позиции в нашем обществе, или снижение статуса политической

партии, теряющей реальную власть по образному выражению П.Сорокина, «первый

случай упадка напоминает падение человека с корабля; второй – корабль,

затонувший со всеми находящимися на борту».

Механизм инфильтрации в вертикальной мобильности. Для того чтобы

понять, как происходит процесс восхождения, важно изучить, каким образом

отдельный индивид может преодолеть барьеры и границы между группами и

подниматься вверх, то есть повышать свой социальный статус. Это стремление

достичь более высокого статуса обусловлено мотивом достижения, который в

той или иной степени имеется у каждого индивида и связан с его потребностью

добиваться успехов и избегать неудач в социальном аспекте. Актуализация

этого мотива порождает в конечном итоге силу, с которой индивид стремится к

достижению высшей социальной позиции или к тому, чтобы удержаться на

имеющейся и не скатиться вниз. Реализация силы достижения зависит от многих

причин, в частности от ситуации, складывающейся в обществе. Анализ проблем,

возникающих при реализации мотива достижения, полезно рассматривать,

пользуясь терминами и идеями, высказанными К.Левиным в его теории поля.

Для того чтобы достичь более высокого статуса, индивид, находящийся в

группе с более низкими статусами, должен преодолеть барьеры между группами

или слоями. Индивид, стремящийся попасть в более высокую статусную группу,

имеет определенную энергию, направленную на преодоление этих барьеров и

расходующуюся на прохождения расстояния между статусами более высокой и

более низкой групп. Энергия индивида, стремящегося к более высокому

статусу, находит выражение в силе F, с которой он пытается преодолеть

барьеры перед высшим слоем. Удачное прохождение барьера возможно только в

том случае, если сила, с которой индивид стремится достичь высокого

статуса, будет больше силы отталкивания. Измерив силу, с которой индивид

стремится проникнуть в верхний слой, можно с определенной вероятностью

предсказать его попадание туда. Вероятностный характер инфильтрации

обусловлен тем, что при оценке процесса следует учитывать постоянно

меняющуюся ситуацию, которая складывается из многих факторов, в том числе

их личностных отношений индивидов.

Характеристики социальной мобильности. Для количественной оценки

процессов мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности

социальной мобильности. Под скоростью мобильности понимается «вертикальная

социальная дистанция или число страт - экономических, профессиональных или

политических, которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за

определенный промежуток времени» [1, с.230]. Например, некоему индивиду в

течение трех лет после окончания института и начала работы по специальности

удается занять должность заведующего отделом, а его коллеге, закончившему

институт вместе с ним, – должность старшего инженера. Очевидно, что

скорость мобильности выше у первого индивида, так как за указанный

промежуток времени он преодолел больше статусных уровней. С другой стороны,

если какой-либо индивид в результате сложившихся обстоятельств или личной

слабости с высокого общественного положения скатывается на дно общества, то

говорят, что у него высокая скорость социальной мобильности, но

направленная вниз по статусной иерархии.

Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, меняющих

социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за

определенный промежуток времени. Число таких индивидов какой-либо

социальной общности дает абсолютную интенсивность мобильности, а их доля в

общей численности, данной социальной общности показывает относительную

мобильность. Например, если мы будем учитывать число индивидов в возрасте

до 30 лет, разведенных и перешедших в другие семьи, то речь пойдет об

абсолютной интенсивности горизонтальной мобильности в данной возрастной

категории. Если мы будем рассматривать отношение числа перешедших в другие

семьи к численности всех индивидов в возрасте до 30 лет, то речь пойдет об

относительной социальной мобильности в горизонтальном направлении.

Часто возникает необходимость рассмотреть процесс мобильности с точки

зрения взаимосвязи ее скорости и интенсивности. В этом случае используется

совокупный индекс мобильности для данной социальной общности. Таким путем

можно, например, сравнить одно общество с другим с целью выяснения, в каком

из них, или в какой период мобильность по всем показателям выше. Такой

индекс может быть рассчитан отдельно по экономической, профессиональной или

политической области деятельности.

Ответ №2:

Доступность путей для социальной мобильности зависит как от

индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная

способность немного значим, если общество распределяет вознаграждения на

основе предписанных ролей. В другой стороны, открытое общество мало

помогает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим

статусам. В некоторых обществах амбиции молодых людей могут находить один

или два возможных, открытых для них канала мобильности. В то же время в

других обществах молодежь может воспользоваться сотней путей для достижения

высшего статуса. Одни пути достижения высшего статуса могут быть закрыты в

связи с этнической или социально-кастовой дискриминацией, другие в силу

того, что индивид из-за индивидуальных особенностей просто на способен

применить свои таланты.

Однако для того чтобы полностью изменить социальный статус, у

индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с

более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с

представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера

и барьера общения существует несколько способов, к которым, так или иначе,

прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.

1. Изменение образа жизни. Недостаточно просто зарабатывать и тратить

большие деньги в том случае, когда индивид сравнялся в доходах с

представителями более высокого социального слоя. Для усвоения нового

статусного уровня ему необходимо принять новый материальный стандарт,

соответствующий этому уровню. Устройство квартиры, покупка книг,

телевизора, машины и т.д. - все должно соответствовать новому, более

высокому статусу. Материальная бытовая культура - это и не очень заметный,

но весьма значительный способ приобщения к более высокому статусному

уровню. Но материальный образ жизни - только один из моментов приобщения к

новому статусу и сам по себе, без изменения других компонентов культуры

немного значит.

2. Развитие типичного статусного поведения. Ориентированная на

вертикальную мобильность личность не будет принята в более высокий

социально-классовый слой до тех пор, пока не усвоит образцы поведения этого

слоя настолько, чтобы следовать им без каких-либо усилий. Образцы одежды,

словесные обороты, проведение досуга, манера общаться - все это

подвергается пересмотру и должно стать привычным и единственно возможным

типом поведения. Детей часто готовят специально к усвоению поведения,

характерного для высокого социально-классового слоя, обучая их музыке,

танцам и хорошим манерам. Правда, не все аспекты субкультуры социального

слоя или группы могут быть освоены в результате преднамеренного обучения и

сознательной имитации, но такие усилия могут ускорить процесс принятия

индивидом субкультуры более высокого социального слоя.

3. Изменение социального окружения. Этот способ основан на налаживании

контактов с индивидами и ассоциациями того статусного соя, в который

социализируется мобильный индивид. Идеальным условием вхождения в новый

слой является положение? когда индивид полностью окружен представителями

того слоя, куда он стремится попасть. В этом случае субкультура осваивается

очень быстро. Однако положительным моментом налаживания связей всегда

служит то, что новое знакомство может создать благоприятное общественного

мнение в пользу новичка.

4. Брак с представителем более высокого статусного слоя. Во все

времена такой брак служил наилучшим средством преодоления барьеров, стоящих

на пути социальной мобильности. Во-первых, он может в значительной степени

способствовать проявлению талантов, если дает материальное благополучие. Во-

вторых, он предоставляет индивиду возможность быстрого подъема, часто минуя

несколько статусных уровней. В-третьих, брак с представителем или

представительницей более высокого статуса в значительной степени разрешает

проблемы социального окружения и быстрого освоения образцов культуры

высшего статусного слоя. Подобного рода браки позволяли людям преодолевать

самые трудные социальные барьеры в кастовом обществе, а также проникать в

элитные слои. Но такой брак может быть полезен только в том случае, если

индивид из более низкого статусного слоя подготовлен к быстрому усвоению

новых образцов поведения и образа жизни нового для него социального

окружения если он не может быстро усваивать новые культурные статусы и

стандарты, то этот брак ничего не даст, так как представители высшего

статусного слоя не будут считать индивида "своим".

Ответ № 3:

«Размывание» среднего слоя, возможное в периоды экономических

кризисов, чревато для общества серьезными потрясениями. Обнищание в

условиях либерализации цен и падения производства основной массы населения

России резко нарушило социальное равновесие в обществе, привело к

выдвижению на первый план требований люмпенской части населения, которая,

как показывает, опыт несет в себе большой разрушительный заряд,

направленный в основном, на перераспределение, а не на созидание

национального богатства.

Каковы перспективы формирования среднего класса в нашей стране сегодня?

Во многом они зависят от успешной адаптации населения, формирования

продуктивных моделей социально-экономического поведения, адекватных

сложившейся хозяйственной ситуации. Характеристики процесса адаптации в

настоящее время очевидны. Прежде всего, на смену доминировавшим ранее

надеждам на государство приходит существенно большая ориентация населения

на собственные силы и возможности. Жестко заданные и органические типы

социально-экономического поведения уступают место разнообразию типов

социального действия. На смену прямому и непосредственному властному

хозяйственному и идеологическому контролю приходят такие универсальные

регуляторы как деньги и правовые нормативы. Новые способы и стандарты

поведения обусловлены различными источниками формирования, хотя часто они

не корректируются ни устойчивыми нравственными нормами, ни правовыми

санкциями.

Невостребованность квалифицированного персонала или востребованность

только при наличии нужных связей деформирует цепочку: образование –

квалификация - доходы – долгосрочные сбережения – уровень потребления,

обеспечивающую формирование и развитие среднего класса. Образование не

гарантирует получение работы с перспективами роста. Работа не гарантирует

доход: зарплата у представителей одной профессии в частном и

государственном секторах различается на порядок. Доход не гарантирует

статус, поскольку многие источники высоких доходов незаконны. А

противоречивость законодательства, несовершенство налоговой системы

превращают практически любое предприятие в правонарушителя и вынуждают

владельцев предприятий при найме работников обращать внимание не только на

их профессиональные и деловые качества, сколько на факторы, подтверждающие

их безусловную « надежность».

Интересно, что фактор наличия сбережений не получил преимущества ни в одной

группе. Сегодня только одна треть населения положительно ответила на

вопрос: « Имеется ли у Вас определенный запас прочности, который позволит

продержаться, если экономическая ситуация ухудшится?». Вдвое большее число

респондентов ответили на этот вопрос отрицательно.

Как показали исследования, с ростом объема сбережений увеличивается их

доля в наличной валюте. В ответах, полученных в ходе фокусированных

интервью, в качестве основных причин, снижающих частный инвестиционный

потенциал, указывается на нестабильность в стране и ненадежность банков.

Респонденты считают, что общество не вышло из полосы нестабильности, не

исключено резкое изменение принципов финансовой политики. Отсутствие

доверия к власти и ее финансовым институтам лишает потенциальный средний

класс возможности строить долгосрочные стратегии роста благосостояния и

переводит значительную часть возможных накоплений в сферу потребления

В целом приведенные в литературе данные свидетельствуют об ограниченности

масштабов адаптационных процессов и о кризисных явлениях в процессе

адаптации, причем в субъективно худшем положении оказалось поколение 40-50

– летних, т.е. люди, находящиеся в активном трудоспособном возрасте и

благодаря опыту и квалификации, обладающие достаточно высокими социальными

амбициями. В этой группе респондентов нарастает или разочарование в

реформах или укрепляется их неприятие. Это поколение, которое обычно

составляет сердцевину среднего класса – слой социальной стабильности, - не

стало таковым, а, напротив, превратилось в крупную дестабилизирующую

группу.

Слабо адаптированные слои в половине случаев рассматривают свой

социальный статус как средний, что, прежде всего, свидетельствует о

нереализованности образовательного и профессионального – квалификационного

потенциала в процессе адаптации: сформированные в прежнее время статусные

позиции не подтверждаются практикой адаптации, но сохраняются в сознании

респондентов. Для « группы успеха», скорее, характерно занижение

социального статуса (около 10% респондентов рассматривают свое социальное

положение как ниже среднего). На наш взгляд, главной причиной заниженной

социальной самооценки здесь является тот факт, что способы адаптации

(например, источники дохода, формирующего » достойное материальное

положение») не престижны по меркам, ранее принятым в обществе.

Таким образом, о кризисном характере адаптации говорит и

несбалансированность взаимосвязи статусно - ролевых позиций и социальной

идентичности, что «выливается» в неустойчивые формы социального поведения.

Невозможность реализации большинством населения своих социально-

экономических притязаний, повышения или хотя бы поддержание социального

статуса будет блокировать продвижение по всем другим направлениям

преобразований, создавать социальное напряжение.

Нельзя обойти вниманием и политическую самоидентификацию

потенциального среднего класса, которая в принципе должна отражать его

ориентацию на стабильность политической ситуации. Политическая

самоидентификация заключается, прежде всего, в делегировании властных

полномочий в форме электорального поведения. Оказавшись в сфере

взаимодействия различных политических партий и движений, индивид должен

сделать «осознанный выбор» в пользу политической организации, в наибольшей

степени выражающий его интересы. В условиях, когда не «работает»

традиционная политическая шкала западноевропейского типа, а рациональный

прагматизм не подкреплен институционально, встает задача поиска

«работающего» индикатора политической идентификации.

Результаты наших исследований с определенность свидетельствуют о

наличии социальной базы, поддерживающей реформаторов-прагматиков, которые

обладают рычагами реальной власти. Для этой части населения электората

важны не столько идеологический контекст и популистская риторика, сколько

гарантия стабильности и преемственности власти, обеспечивающая сохранение

правил, по которым значительная часть населения уже научилась жить.

Таким образом, структурное оформление среднего класса возможно при

наличии непротиворечивого и взаимодополняющего комплекса внутренних и

внешних факторов. К числу внутренних можно отнести развитие автономной

активности, четкое очерчивание круга социальных интересов, групповую

идентификацию, формирование системы социокультурных ценностей, норм и

санкций, а к числу внешних – стабилизацию социально-экономических и

политических институтов и способность общества к воспроизводству этой

стабильности, под которой следует понимать не консервацию существующего

порядка, а предсказуемость и открытость действий власти.

Это крайне важный вопрос, ибо успех реформ, создание нового

демократического общества с рыночным механизмом во многом зависит от

возможностей формирования среднего класса. По некоторым данным, сегодня

около 15% занятого в народном хозяйстве населения может быть отнесено к

этой социальной категории, но, вероятно, что его социальное созревание до «

критической массы» потребует немало времени. Уже сейчас наметилась

тенденция формирования отдельных социальных слоев, относимых к среднему

классу – бизнесмены, предприниматели, менеджеры, отдельные категории научно-

технической интеллигенции, высококвалифицированные рабочие, которые

заинтересованы в осуществлении реформ. Однако эта тенденция весьма

противоречива, т.к. общие социально- политические интересы различных

социальных слоев, потенциально образующих средний класс, не подкрепляются

процессами сближения их по такому важному критерию как уровень доходов и

престиж профессий.

Использованная литература:

1. Осипов Г.В. и др. Социология. М., 1995.

2. Смелзер Н.Дж. Социология. М., 1994.

3. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. – М.:

Наука, 1994.

4. Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М.: Интерпракс,

1995.

5. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. – М.:

Наука, 1994.

6. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. Учебник для гуманитарных

вузов.М.: Интерпракс,1995. – 344с.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты