|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Социальные причины пьянстваСоциальные причины пьянстваКазанский государственный технологический университет Кафедра государственного управления, истории и социологии Реферат на тему: “СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ ПЬЯНСТВА” Работу выполнила: студентка группы 97-61 Фасхетдинова З. Р. Проверил: к. философских н., доцент Салагаев А. Л. КАЗАНЬ 1999 Введение «Человечество могло бы достигнуть невероятных успехов, если бы оно было более трезвым». Гете. Хотя люди буквально с первых дней знакомства со спиртными напитками знают о его беспримерном коварстве, многие, очень многие все же попадаются в его умело расставленные сети. Попадаются потому, что так уж устроен алкоголь, умеющий заставить любить себя, несмотря на свою распутную, больную и преступную природу. Один мудрец, имя которого я, к сожалению, запамятовала, сказал: «Вино сообщает каждому, кто его пьет, четыре качества. Вначале человек становится похожим на павлина – он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. Но в заключение он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи». Дело в том, что пьяницы и алкоголики, будучи носителями отрицательных взглядов и стереотипов антиобщественного поведения, не только постоянно нарушают правила и нормы поведения в различных сферах жизнедеятельности людей, но и активно способствуют вовлечению в пьянство окружающих, особенно молодежи. Исследованиями установлено: каждый пьяница и алкоголик оказывает деморализующее влияние в среднем на 4-5 человек из ближайшего окружения [1]. На протяжении многих столетий осуществляется поиск наиболее действенных средств и способов ограждения людей от губительного влияния алкоголя, разрабатываются разнообразные меры по устранению многочисленных вредных последствий пьянства и алкоголизма, и в первую очередь меры по спасению, возвращению к нормальной жизни постоянно возрастающего числа жертв пристрастия к спиртному – больных алкоголизмом. Многовековая история антиалкогольной борьбы оставила множество примеров применения в этих целях разных мер вплоть до таких радикальных, как заключение пьяниц в тюрьмы, их физическое наказание, предание смерти, полный запрет производства и продажи спиртных напитков и т. п. Тем не менее потребление алкоголя продолжало неуклонно расти, охватывая все новые группы и слои населения. Можно предположить, что неуклонный рост потребления алкогольных напитков в мире является следствием, с одной стороны, слабой эффективности используемых человечеством мер со столь опасным социальным явлением, с другой – значительным усилением действия причин и условий, вызывающих приобщение широких масс населения к алкоголю. Недостаточная теоретическая разработанность вопросов, связанных с распространением алкогольного потребления, односторонность в объяснении причин пьянства и алкоголизма до недавнего времени оказывали отрицательное влияние на содержание и направленность антиалкогольной борьбы, на ее стратегию и тактику. Практика антиалкогольной борьбы показывает, что решение конкретных вопросов по предупреждению и вытеснению негативных явлений невозможно без глубокого изучения причин, вызывающих потребление спиртных напитков и способствующих распространению пьянства и алкоголизма. Что порождает алкогольное потребление В таком сложном социальном явлении, как потребление алкогольных напитков, роль пережитков в сознании и поведении людей велика. Веками формировавшиеся взгляды на алкоголь и многочисленные питейные традиции и обычаи и ныне диктуют людям определенные стереотипы поведения, выступают сильным фактором приобщения к алкоголю. Однако при оценке реальной роли данного фактора в причинном комплексе алкогольного потребления следует иметь ввиду, что причины живучести питейных традиций и обычаев нужно искать не только в сфере общественной психологии и социологии. Они имеют основание и в материально-бытовой сфере жизни широких слоев населения, обуславливаются действием целого ряда социально-экономических причин. Отдельные аспекты причинного комплекса пьянства и алкоголизма кроме всего прочего объясняются и неблагоприятным воздействием на людей конкретно- исторической обстановки. Примерами такого рода диспропорций могут служить несоответствие между возросшими размерами свободного времени и реальными возможностями его разумного использования (безделье), «скатывание» по социальной лестнице, безработица, социально-экономическая нестабильность в государстве, войны и т. п. Рассматривая роль указанных социальных факторов в возникновении пьянства, следует учитывать, что имеющиеся в жизни нашего общества объективные трудности и недостатки сами по себе автоматически его не вызывают. Однако они создают определенные предпосылки, психологическую предрасположенность к отклонениям от норм морали, в том числе к употреблению алкоголя. В отличие от социально-экономических факторов причинного комплекса пьянства социально-психологические чаще всего влияют на приобщение людей к алкоголю непосредственно. Тяготение людей к алкоголю возникает и в связи с ослаблением стимулов к тем или иным видам жизнедеятельности, с утратой чувства собственного уважения, авторитета, престижа и т. п. «В человеческой жизни, - замечает по этому поводу известный хирург Н. М. Амосов, - есть еще один сильный стимул – престиж. Человек, потерявший удовольствие от напряжения, от высоких достижений в труде, не рассчитывающий на престиж в сфере труда, ищет выход для утверждения своей личности в других сферах. Возникают пороки, изменяющие психологическую напряженность и создающие иллюзию удовольствия» [2]. Распространенным способом иллюзорного самоутверждения, к сожалению, часто является потребление алкогольных напитков. Рассмотрение причинного комплекса приобщения широких масс населения к алкоголю предполагает изучение личностных характеристик и особенностей индивида. Без этого трудно, например, объяснить далеко не одинаковую приверженность к алкоголю людей, живущих в сравнительно одинаковых условиях и в равной мере испытывающих воздействие неблагоприятных объективных факторов. Это позволяет также ответить на вопрос, почему среди систематически употребляющих алкогольные напитки определенная часть становится на путь алкоголизма. Станет человек на путь злоупотребления спиртными напитками или нет, зависит, по мнению многих ученых, прежде всего от уровня его социального развития и характера жизнедеятельности. Совокупность социальных характеристик человека (общественная активность, профессиональная деятельность, культурное развитие, идейная и нравственная зрелость и т. д.), обуславливая характер его реакции на действие неблагоприятных факторов, во многом определяет выбор средств достижения душевного комфорта. В то же время, как свидетельствуют результаты научных исследований, в распространении алкогольного потребления, особенно в развитии пристрастия к алкоголю, определяющую роль играют и особенности организма человека (наследственная, конституционная, обменная, психологические и др.). При оценке роли биологического фактора в развитии алкоголизма следует исходить прежде всего из того, что развитие и проявление психофизиологических качеств человека, предрасполагающих к употреблению алкоголя, в решающей степени зависит от характера социальных условий в жизнедеятельности людей. Психофизиологические качества человеческого существа есть лишь материальная основа для формирования личности; каким же этот человек станет с точки зрения его социальных качеств – зависит от сложных и длительных взаимодействий данного человека с окружающей его социальной средой. При характеристике культурных интересов и запросов любителей спиртного, содержания их досуга нельзя не учитывать обратного влияния пьянства, ибо под воздействием систематического, длительного потребления алкоголя многие социальные качества личности значительно ухудшаются. И тем не менее именно социальные качества личности, ее потребности и интересы, сформированные в раннем возрасте, служат основной, определяющей отношение людей к алкогольному потреблению. Результаты многих исследований убеждают: если у совершеннолетних из-за низкого уровня общей культуры, отсутствия навыков полноценного проведения досуга возникает проблема "как убить время", их спутником непременно оказывается алкоголь, компенсируя тем самым недостаток социально приемлемых средств и способов проведения досуга. В ходе различных исследований установлена и определена связь между распространенностью пьянства и родом занятий, характером и условиями трудовой деятельности. Так, среди рабочих больше других злоупотребляют спиртными напитками работники малоквалифицированного труда. Представляется, что на потребление алкоголя влияют и некоторые побочные издержки научно-технической революции. Процессы урбанизации и вызванная этим массовая миграция населения меняют превычный уклад жизни людей, нарушают социальные связи, ослабляют действие сложившихся механизмов социально нравственной регуляции поведения. При изучении причин распространения алкогольного потребления следует учитывать еще один очень важный момент – под воздействием социально- экономических преобразований, в структуре причинного комплекса пьянства произошли значительные сдвиги: ослабевает влияние на алкогольное потребление факторов материально-бытового характера и резко увеличивается влияние социально-психологических. К последним помимо утвердившегося в общественном мнении терпимого отношения к проявлениям пьянства следует отнести прежде всего возросшую престижность потребления алкоголя как форма общения, широкую распространенность в массовом сознании взглядов и установок на алкоголь как неотъемлемый атрибут веселого времяпрепровождения, средство снятия напряженности и самоутверждения. Подобные в морально-психологической атмосфере вокруг алкогольного потребления способствовали заметному ускорению процесса приобщения к алкоголю женщин и молодежи, тех слоев населения, которые раньше воздерживались от алкоголя. Мотивы употребления алкогольных напитков подростками. В настоящее время во всем мире отмечается рост употребления алкогольных напитков подростками. В связи с этим во многих странах мира все большее внимание уделяется проблеме распространения алкоголизма среди молодежи, проводятся исследования с целью изучения мотивов употребления спиртных напитков с подростками, выявления факторов, способствующих развитию злоупотребления алкоголем подростками. Много исследований, посвященных изучению этих вопросов, проведено за рубежом. Полученные данные свидетельствуют о широком распространении употребления алкоголя за рубежом. Например, в США 91% 16-летних учащихся в штате Нью-Йорк употребляют алкогольные напитки, а 92% мальчиков и 85% девочек в возрасте до 14 лет эпизодически употребляют алкоголь. Основные мотивы, побуждающие подростков употреблять алкоголь, представлены в таблице [3]. |Мотивы |Процент положительных ответов | |(подростки 12-16 лет). | | | |На нем.яз|На |На | | | |франц.яз |итал.яз. | |Самоутверждение |56,9 |52,1 |65,8 | |В том числе: | | | | |«Потому, что мне это нравится» |36,9 |34,7 |48,6 | |«Потому что приятно быть немного пьяным»| | | | | |8,2 |12,7 |12,1 | |«Потому что мне скучно» |11,8 |4,7 |5,2 | |Символическое участие (давление со | | | | |стороны молодых людей того же возраста) | | | | |В том числе: |31,1 |35,2 |18,7 | |«Потому что мои друзья тоже пьют» | | | | |«Чтобы друзья не считали меня мокрой |10,9 |15,5 |8,2 | |курицей» | | | | |«Потому что большинство взрослых тоже |6,5 |7,1 |3,0 | |пьют» | | | | |«Чтобы легче общаться с другими людьми» |9,2 |6,5 |4,3 | |Снятие психического напряжения | | | | |В том числе: |4,5 |6,2 |3,2 | |«Чтобы придать себе смелости и |12,0 |12,8 |15,4 | |уверенности» | | | | |«Чтобы быть спокойнее» | | | | |«Чтобы было легче разговаривать с |3,8 |4,6 |5,8 | |людьми» |5,7 |6,1 |7,7 | | | | | | | |2,5 |2,2 |1,9 | |Всего |2019 |773 |465 | Поговорим о причинах, приводящих несовершеннолетних к употреблению алкоголя. С точки зрения современной психологии, формирование и психическое развитие ребенка происходит в результате тесного взаимодействия трех компонентов: биологического, социального (люди с их делами, взглядами, отношениями, поступками, идеалами, среди которых живет и с которыми общается ребенок) и поведенческой активности ребенка, под которой понимается физическая и умственная (стремление узнать, что это такое, как устроено и т. п.) деятельность. Первой социальной средой для ребенка является его семья. Она играет важнейшую и во многом решающую роль в воспитании детей. Семья обуславливает усвоение ребенком основных правил и норм поведения, вырабатывает стереотип отношения к окружающему миру. Неблагополучие семьи обязательно отражается на детях. Не случайно подростки, употребляющие алкогольные напитки, как правило, живут именно в таких семьях. Среди семей подростков, часто употребляющих алкогольные напитки, процент неполных семей, повторных браков констатируется в 27-50% случаев. Функциональная неполноценность семей подростков, часто употребляющих алкоголь, выражается прежде всего в напряженной психологической обстановке, конфликтных взаимоотношениях между членами семьи. Нездоровый психологический климат семьи отрицательно сказывается на детях, порождая в душе ребенка отчуждение от семьи, родного дома. Атмосфера постоянного психологического дискомфорта выталкивает детей на улицу под влиянием друзей, компании, тем более что в такой обстановке родителям часто не до них. В подавляющем большинстве случаев напряженный психологический климат в семье связан с пьянством и алкоголизмом родителей. Характер употребления алкоголя в семье оказывает чрезвычайно большое влияние на ребенка. Существующие в семье "питейные традиции" становятся объектом наблюдения и подражания ребенка. При этом мальчики больше стараются быть похожими на отца, алкоголизм девочки на – мать, поэтому трезвенническое поведение матери при злоупотреблении алкоголем отцом в подавляющем большинстве случаев не становится подражанием для сына. Злоупотребление алкоголем родителями влечет за собой целую вереницу "ненормальных" условий воспитания. Это и напряженность, и конфликты в семье, и безнадзорность детей, снижение материальной обеспеченности семьи и нарушения в ряде случаев структуры семьи и т. д. Будучи в большинстве своем структурно и функционально нездоровыми, семьи подростков, часто употребляющих спиртное, чаще всего оказываются не в состоянии выполнить и свою прямую задачу – воспитание детей. Налицо "социальное сиротство" – отсутствие внимания и заботы о ребенке, подростке при живых родителях. В тех же случаях, когда контроль со стороны родителей имеется, он касается в основном физических потребностей: вовремя и хорошо накормить, одеть, следить за здоровьем ребенка. Внимание же духовному развитию ребенка, к его досугу, интересам, склонностям, как правило, отсутствует, не говоря уж об активном формировании склонностей и интересов подростка. Отсутствие внимания к детям со стороны родителей обуславливается и другими факторами. В неполных семьях чаще встречается отсутствие надзора и внимания к ребенку, чем в полных. Оказывает влияние на внимание к детям в семье и такой фактор, как уровень образования. С повышением уровня образования родителей возрастает и внимание, уделяемое ими своим детям. Это можно объяснить тем, что уровень образования родителей определяет в какой- то мере и уровень общей культуры семьи, широту кругозора, разносторонность интересов. Алкоголизм это позволяет не только следить за развитием склонностей и интересов ребенка, но и направляет его. Жилищные и материальные условия жизни семьи имеют лишь относительное значение для развития злоупотребления алкоголем несовершеннолетними. С ухудшением материальных и жилищных условий жизни семьи ухудшается и психологический климат в ней, возрастает напряженность во взаимоотношениях между членами семьи. Неблагоприятные условия семейного воспитания в сочетании с психологическими особенностями периода отрочества приводят к формированию у подростков "групп риска" своеобразного стиля или образа жизни с характерным отклонением поведения и выраженным влиянием подростковой группы и нередко асоциальной шкалой жизненных ценностей. Образ жизни подростков "групп риска" играет ведущую роль в развитии злоупотребления алкоголем. Подростки "групп риска" отличаются, прежде всего, пренебрежительным отношением к своим социальным функциям и обязанностям, обучению. Другой существенной особенностью является наличие "лишнего времени". Свободное время – это благо, которое трудно переоценить, но только в том случае, если его умело проводить, с пользой для развития личности. Для подростков "группы риска" характерно как раз неумение содержательно проводить свой досуг. Это третья характерная черта их стиля поведения. Необходимо отметить еще одну особенность проведения свободного времени подростками. Это обязательное наличие компании друзей, товарищей, просто сверстников. Проведение свободного времени преимущественно с друзьями типично для подростков. Считается, что причина образования групп в подростковом возрасте заключается в совместном преодолении неопределенности социального статуса, в котором находятся подростки по отношению к самим к себе и к общественному окружению. Подростковые группы имеют свои особенности. Во-первых, возникшие стихийно компании молодежи держатся подчеркнуто отдельно от других групп и стремятся к тому, чтобы никто ими не руководил. Во-вторых, внутри таких групп срабатываются специфические групповые нормы, ценности и способы поведения. Члены такой группы молодежи (компании) ориентируются в своем поведении на групповые нормы. Они чувствуют обязанность исполнять их и связанны с ними. В-третьих, между уровнем развития личности членов и групповыми нормами имеется тесная взаимосвязь: личности членов группы формируют и определяют групповые нормы, а последние, в свою очередь, влияют на формирование личности членов группы. И хотя подростковые группы складываются стихийно, их составляют подростки, близкие по уровню развития, запросам и интересам. Многие исследователи отмечают, что подросток, независимо от своего опыта потребления алкоголя, полученного в родительском доме, тем чаще употребляют алкоголь, чем больше у него пьющих друзей и чем сильнее социальное давление с их стороны. Для подростков характерны такие специфические психические проявления, как стремление к самостоятельности (реакция эмансипации), сближение со сверстниками (реакция группирования). По данным [3], более половины подростков, часто употребляющих алкоголь, на вопрос, что сыграло главную роль в приобщении их к алкогольным напиткам, на первое место по значимости ставят влияние выпивающих друзей и товарищей. Наибольшее влияние на подростков оказывают друзья, товарищи из социально неустойчивых "проблемных семей". Заключение Свое заключение хотелось бы начать словами Аристотеля, который, умело подчеркнув, сказал, что пьянство – это добровольное безумие. Ведь и на самом деле это так. Алкоголь – не только опасный, но еще и коварный враг человека. Попав в организм, он не торопится его покинуть ни в день выпивки, ни в последующие. Медленно, но верно зеленый змий копит свои силы, словно подстерегая удобный момент для того, чтобы открыто себя проявить. Он бьет не сразу, но чаще всего наверняка. За злоупотребление алкоголем родителей тяжело расплачиваются дети. К алкоголю часто прибегают, надеясь ощутить приятное настроение, снизить психическую напряженность, заглушить чувство усталости, моральной неудовлетворенности, уйти от реальности с ее нескончаемыми заботами и переживаниями. Одним кажется, что алкоголь помогает преодолеть психологический барьер, установить эмоциональные контакты, для других, особенно несовершеннолетних, он представляется средством самоутверждения, показателем "мужества", "взрослости". Список литературы: 1. Заиграев Г. Г. Борьба с алкоголизмом: проблемы, пути, решения. М.: Мысль, 1986г., 157с. 2. Рожнов В. Е. По следам зеленого змия. М.: НПБ, 1969г., 160с. 3. Копыт Н. Я., Скворцов Е. С. Алкоголь и подростки. М.: Медицина, 1985г., 48с. 4. Левин Б. М., Левин М. Б. Мнимые потребности. М.: Политиздат, 1968г., 128с. 5. Заиграев Г. Г., Констатиновский В. А. Пьянство: меры борьбы и профилактики. М.: Знание, 1985г., 64с. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |