рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Социальный контроль рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Социальный контроль

Социальный контроль

Тема № 14 : Социальный контроль .

План :

1. Понятие социального контроля .

2. Элементы социального контроля .

3. Механизм действия социального контроля .

4. Самоконтроль .

Введение.

Пытаясь открыть законы общества , дать дефиницию человека и выяснить

законы , по которым он живет и развивается , социология не может не

интересоваться и отношением , существующим между обществом и индивидом . И

вполне можно утверждать , что всякая социологическая теория , объясняя

общество и элементы , из которых оно состоит , стремится определить так же

отношения общества и индивида , объясняя это отношение в соответствии со

своим пониманием сущности общества .

Существуют различные теории , которые сводят общество к индивидам или

рассматривают индивида как всего лишь часть , “молекулу “ общества .

Существуют так же и представление , будто индивид и общество - это два

отдельных и независимых друг от друга явления , которые имеют собственные

отдельные и независимые законы своего возникновения и развития . Между тем

человек и общество диалектически взаимосвязаны . Они не могут

рассматриваться изолированно , отдельно друг от друга : нет общества без

человека , но и человек существует только в обществе . Отношение между

обществом и человеком является сложным . Эта сложность воздействие человека

на общество и общества на человека проистекает из того , что человек как

отдельный индивид появляется на свет с определенными психическими

склонностями , которые лишь в обществе , в продолжение жизни в общественном

коллективе , развиваются и через развитие которых индивид становится

личностью. Личность , как единство особенностей , свойств , формируется в

результате взаимодействия организма и общественной среды . Важнейшими

свойствами личности являются ее творческая способность ( которая

проявляется в способности изменить внешний мир , а так же во внутренней

потребности в творчестве ) , социальность ( которая отражает включенность в

социальный коллектив и общественный характер человеческой природы ) ,

субъективность ( выражение своеобразной индивидуальности ) и целостность (

в которой выражается взаимосвязанная организация со всеми психосоциальными

характеристиками и которая обеспечивает относительное единство поведения в

различных ситуациях ) . Люди устанавливают взаимоотношения и согласуют

между собой свое поведение как личности , и в этом взаимосвязанном

поведении проявляются личные качества индивида , такие , как совесть ,

характер, отношения к общественным ценностям и др.

Таким образом , то , что отдельные люди представляют собой как

личности , индивидуальность имеет большое значение для характера отношений

, которые они устанавливают в обществе своим взаимосвязанным поведением .

С другой стороны , и общество , более или менее организовано , через

социальные институты оказывает влияние на всякого индивида , то есть на

формирование личности . Именно в обществе развертывается процесс

превращения биологического индивида в личность . Этот процесс называется

социализацией . Социализация есть процесс неорганизованного и

организованного воздействия общества на индивида с целью формирования

личности , которая отвечает потребностям данного общества . Это может быть

воздействием на индивида определенных социальных групп и общественных

ситуаций , в которых индивиды оказываются как члены общества или как более

или менее активные участники . В таких случаях от индивида требуется ,

чтобы он усвоил определенные правила и нормы поведения и поступал в

соответствии с ними . Но общество может воздействовать на индивида еще и

развивая в человеке, посредством различных видов и уровней образования и

воспитания , его человеческие и индивидуальные способности , готовя его к

тому , чтобы стать членом коллектива и проявить себя как существо ,

способное производить .

1. Понятие социального контроля .

Социализация касается прежде всего индивида . Это индивидуальный

процесс . Но он протекает всегда под бдительным оком общества , окружающих

его людей . Они не только обучают детей , но и контролируют правильность

усвоенных образцов поведения . Если контроль осуществляется отдельным

человеком , то он носит индивидуальный характер , а если целым коллективом

— семьей , группой друзей , учреждением или социальным институтом, то

приобретает общественный характер и называется социальным контролем .

Основная задача социального контроля — создание условий для

устойчивости той или иной социальной системы , сохранение социальной

стабильности и в то же время для позитивных изменений . Это требует от

контроля большой гибкости , способности распознавать отклонения от

социальных норм деятельности : дисфункциональные , приносящие обществу вред

, и необходимые для его развития , которые следует поощрять .

Социальный прогресс в развитии общества основан на изменениях ,

инновациях , привнесениях нового , однако невозможен без сохранения старого

, если это старое заслуживает быть сохраненным для потомства . Самое важное

в этом старом — нравственные законы , нормы , правила поведения , обычаи ,

которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика

социальных отношений , жизнедеятельность общества . Переселяясь на другое ,

новое место народ переносит с собой не памятники материальной культуры , а

обычаи , нормы , традиции .

Таким образом , социализация , формируя наши привычки , желания и

обычаи , является одним из основных факторов социального контроля и

установление порядка в обществе . Она облегчает трудности при принятии

решений , подсказывая , как одеваться , как вести себя , как действовать в

той или иной жизненной ситуации . При этом любое решение , идущее вразрез с

тем , которое принимается и усваивается в ходе реализации , кажется нам

неуместным , незаконным и опасным . Именно таким путем осуществляется

значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением .

2. Элементы социального контроля.

Социальный контроль помогает сохранить живую ткань социальных

отношений и представляет собой особый механизм поддержания общественного

порядка и включает два главных элемента — нормы и санкции .

Социальные нормы — это предписания о том , как правильно надо себя

вести в обществе .

Социальные санкции — средства поощрения или наказания , стимулирующие

людей соблюдать социальные нормы .

Социальные нормы различаются масштабом . Одни нормы возникают и

существуют только в малых группах — компании друзей , рабочие коллективы ,

семьи , спортивные команды . Другие нормы возникают и существуют в больших

группах или в обществе в целом и называются “ общими правилами “ , а не “

групповыми привычками “ . К “общим правилам “ относятся обычаи , традиции

, нравы , законы , этикет , манеры поведения , которые присущи определенной

социальной группе .

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того ,

насколько строго соблюдается их исполнение . За нарушение одних норм

следует очень слабое наказание — неодобрение , ухмылка , недоброжелательный

взгляд . За нарушение других норм следуют очень сильные санкции — изгнание

из страны , смертная казнь , тюремное заключение . Строже всего карается

нарушение табу и юридических законов ( например , убийство человека ,

разглашение государственной тайны ) , мягче всего — отдельные виды

групповых привычек , в частности семейные ( например , отказ выключать

свет или закрывать входную дверь ) . Однако существуют групповые привычки ,

которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие санкции

.

Нормы связывают людей в единую общность , в коллектив . Каким образом

подобное происходит ? Во-первых , нормы — это еще и ожидание : от

соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного

поведения . Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы , а те ,

кто идет на встречу , передвигаются по левой , возникает упорядоченное ,

организованное взаимодействие . При нарушении правила возникают

столкновения и беспорядок . Значит , нормы формируют систему социального

взаимодействия , которая включает мотивы , цели субъектов действия , само

действие , ожидание , оценку и средства .

Таким образом , нормы выполняют определенные функции в зависимости от

того , в каком виде они себя проявляют — как стандарты поведения (

обязанности , правила ) или как ожидание поведения ( реакции , поведение

других людей ) . Защита чести и достоинства членов семьи представляет собой

обязанность каждого мужчины . Здесь речь идет о норме как стандарте

должного поведения . Этому стандарту соответствует вполне конкретные

ожидания членов семьи , надежда на то , что их честь и достоинство будут

защищены .

Почему люди стремятся соблюдать нормы , а общество строго следит за

этим ? Нормы стражники ценностей . Честь и достоинство семьи — одна из

важнейших ценностей человеческого общества с древнейших времен . А

обществом ценится то , что способствует его стабильности и процветанию .

Семья — основная ячейка общества , и забота о ней — его первейшая

обязанность .

Социальные нормы — действительно стражники порядка и хранители

ценностей . Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то , что

ценится группой или обществом . Различие между нормой и ценностью

выражается так : нормы — правила поведения , ценности — абстрактные понятия

о том , что такое добро , зло , правильное , неправильное , должное ,

недолжное и так далее .

Социальные санкции — охранники норм . Наряду с ценностями они

отвечают за то , почему люди стремятся выполнять нормы . Нормы защищены с

двух сторон — со стороны ценностей и со стороны санкций .

Социальные санкции — разветвленная система вознаграждений за

выполнение норм , то есть за девиантность . Выделяют четыре типа санкций :

позитивные и негативные , формальные и неформальные . Они дают четыре типа

сочетаний , которые можно изобразить в виде логического квадрата .

| |Позитивные |Негативные |

|Формальные |Ф + |Ф - |

|Неформальные |Н + |Н - |

Формальные позитивные санкции — публичное одобрение со стороны

официальных организаций ( правительство , учреждения ) : правительственные

награды , ученые степени , вручение почетных грамот и так далее .

Неформальные позитивные санкции — публичное одобрение , не исходящее

от официальных организаций : дружеская похвала , комплименты ,

аплодисменты , улыбка и так далее .

Формальные негативные санкции — наказания , предусмотренные

юридическими законами , правительственными указами , предписаниями ,

распоряжениями : лишение гражданских прав , тюремное заключение , арест ,

увольнение , штраф , конфискация имущества .

Неформальные негативные санкции — наказания не предусмотренные

официальными инстанциями , инструкциями : порицание , замечание , насмешка

, злая шутка , пренебрежение и так далее .

3. Механизм действия социального контроля.

В системе социального контроля ключевую роль выполняют санкции .

Вместе с ценностями и нормами они составляют его механизм . Сами по себе

нормы ничего не контролируют . Поведение людей контролируют другие люди на

основе норм , которые как ожидается , будут соблюдаться всеми . Соблюдение

общепринятых норм делает наше поведение предсказуемым . Санкции так же

предсказуемы и общеприняты . Каждый из нас знает , что за выдающиеся

научное открытие ожидает официальная награда , а за тяжкое преступление —

тюремное заключение . Санкции также вносят в поведение элементы

предсказуемости . Когда мы ожидаем от другого человека определенного

поступка , то надеемся , что он знает , не только норму , но и следующую за

ним санкцию .

Таким образом , нормы и санкции соединены в единое целое . Если у

какой - то нормы отсутствует сопровождающая его санкция , то она перестает

регулировать реальное поведение . Она становится лозунгом , призывом ,

воззванием , но она перестает быть элементом социального контроля .

Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия

посторонних лиц , а в других не требует . Увольнение оформляется отделом

кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или

приказа . Тюремное заключение требует сложной процедуры судебного

разбирательства , на основании которого выносится решение суда .

Привлечение к административной ответственности , например , за безбилетный

проезд — штрафование , предполагает присутствие официального транспортного

контролера , а иногда и милиционера . Присвоение ученой степени

предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и

решения ученного совета . Если же применение санкций совершается самим

человеком , то такую форму контроля надо считать самоконтролем .

4. Самоконтроль .

В зависимости от способа вынесения санкций — коллективного или

индивидуального - социальный контроль может быть внешним и внутренним .

Внутренний контроль еще называют самоконтролем : индивид самостоятельно

регулирует свое поведение , согласовывая его с общепринятыми нормами . В

процессе социолизации нормы усваиваются настолько прочно , что люди ,

нарушая их , испытывают чувство неловкости или вины . Вопреки нормам

подобающего поведения , человек влюбляется в жену своего друга , ненавидит

собственную жену , завидует более удачливому сопернику . В таких случаях

говорят о муках совести . Совесть — проявление внутреннего контроля .

Общепринятые нормы , будучи рациональными предписаниями , остаются в

сфере , ниже которой расположена сфера подсознания , состоящая из стихийных

импульсов . Самоконтроль означает сдерживание природной стихии , он

основывается на волевом усилии .

Самосознание - чрезвычайно важная социально - психологическая

характеристика человека . Источником , из которого черпается представление

человека о самом себе являются окружающие его и значимые для него люди . По

реакции на его поступки , по их оценкам индивид судит и о том , каков он

сам . На содержание самосознания влияет представление человека о том ,

каким его считают окружающие . Социальное поведение человека в значительной

мере складывается из его реакции на мнения о нем окружающих людей, причем

это мнение серьезно влияет на формирование индивидуального самосознания .

В отличии от муравьев , пчел и даже обезьян , человеческие существа

могут продолжать коллективное взаимодействие лишь в том случае , если

каждый индивид прибегает к самоконтролю . О взрослом человеке , неумеющем

контролировать себя , говорят , что он “ впал в детство “ . Импульсивное

поведение неумение властвовать над своими желаниями и прихотью характерны

как раз для детей . Импульсивное поведение поэтому называют инфантилизмом .

Напротив , поведение в соответствии с рациональными нормами ,

обязательствами , волевыми усилиями служат признаком взрослости .

Примерно на 70 % социальный контроль осуществляется за счет

самоконтроля . Чем выше у членов общества развит самоконтроль , тем меньше

этому обществу приходиться прибегать к внешнему контролю . И наоборот , чем

меньше у людей развит самоконтроль , тем чаше приходится вступать в

действие институтам социального контроля , в частности , армии , судам ,

государству . Чем слабее самоконтроль , тем жестче должен быть внешний

контроль . Однако жесткий внешний контроль мелочная опека граждан тормозит

развитие самосознания и волеизъявления , приглушает внутренние волевые

усилия . Часто диктатура устанавливалась якобы во благо гражданам , с целью

навести порядок . Но привыкшие подчиняться принудительному контролю

граждане не развивали внутренний контроль . Они деградировали как

социальные существа , способные брать на себя ответственность и вести себя

в соответствии с рациональными нормами . Они подвергали сомнению как раз

саму разумность принудительных норм , исподволь подготавливая разумное

обоснование всякому сопротивлению этим нормам . Великолепным примером

служит Россия , где декабристы , революционеры , цареубийцы , покушавшиеся

на основы социального порядка , оправдывались общественным мнением потому ,

что разумным считалось сопротивление , а не подчинение принудительным

нормам .

Литература.

1. “ Основа социологии “

С. С. Фролов . г. Москва , = Юрист = 1997г.

2. “ Введение в социологию “

А. И. Кравченко , г. Москва , учебное пособие 1997г.

3. “ Теория социологии “

Г. П. Зинченко , г. Ростов-на-Дону ,1993г.

4. “ Социология. Основы общей теории “

г. Москва , = Аспект- Пресс = , 1994г.

5. “ Социология “

Н. И Смелзер , г.Москва , = Феникс = , 1994г.

6. “ Основы социологии “

Харчева , Учебник , г.Москва , = Логос = ,1997г.

7. “ Современная социология права “

Кудрявцев , Казимирчук , г.Москва , =Юрист= , 1995г.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты