|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Социологическая концепция П. СорокинаСоциологическая концепция П. СорокинаМурманский государственный технический университет РЕФЕРАТ по социологии на тему: «Социологическая концепция П. Сорокина» |Выполнил: |студент 3 курса, | | |специальность | | |«Национальная | | |экономика» Панов | | |Александр | |Проверил: |ст. преподаватель | | |кафедры истории и | | |социологии | | |Федосеенко И.Н. | Мурманск, 2002 ВВЕДЕНИЕ Социальное поведение, взаимодействие, сотрудничество общества направлены на приспособление, достижения стабильности, что соответствует и законам, действующим в сфере природы, хотя социальные явления и закономерности общественного развития обладают спецификой. Задача социологии – определить, в каком соотношении друг с другом находятся социальные явления и дают ли они необходимое равновесие обществу; Социология должна стать объективной, "чистой" наукой эмпирического характера, реализовать идеал "описательной науки". Российская социология, хотя и прошла те же этапы развития, что и социологи на Западе, не ориентировалась исключительно на формализованные модели, эмпирические исследования и количественные методы изучения социальных явлений. В концепциях отечественных социологов всегда присутствовали оценочные суждения, знания о ценностях, духовно-нравственные ориентации. Это касается и российского позитивизма, и неокантианства, и неопозитивизма. Поэтому "чистого" позитивизма в западном варианте в России не было. Этико-нравственная, духовная направленность стала традицией российской социологической мысли. В отличие от Запада социология в России долгое время не имела своих собственных учреждений, лабораторий, учебных курсов, изданий, журналов. Она испытывала враждебность как со стороны самодержавно-государственного аппарата, так и со стороны учёных – историков, философов, юристов. И несмотря на это в России постоянно росло число публикаций по социологии, появлялось всё больше переводов, обобщений, комментариев работ западных социологов. После Февральской революции в России вводятся учёные степени по социологии, в университетах создаются кафедры, секции, ассоциации, появляются учебники, появляются новые имена, среди которых Питирим Сорокин. В первой части своей работы, я постараюсь показать общие взгляды Сорокина на социологию, во второй и третьей – будут даны различные оценки его деятельности. |Сорокин А.П. Человек. Цивилизация. Общество/Общ. ред., А.Ю. Согомонов: | |перевод с англ. – М.: Политиздат, 1992. – С.27-40 | |Наука социология |Социология – это наука об обществе и закономерности,| | |проявляющейся в общественных явлениях. Такое | | |определение социологии вытекает из смысла самого | | |слова «социология», что буквально означает «слово | | |(наука) об обществе». Из него следует, что предметом| | |изучения социологии является общество или | | |общественные явления. Однако вряд ли можно | | |довольствоваться таким определением: оно – увы! – | | |дает нам немного. Стоит чуть-чуть подумать над ним, | | |как сразу же встают вопросы: а что такое общество? | | |каковы признаки общественных явлений, отличающих их | | |от множества других явлений? будет ли обществом, | | |например, груда камней, муравьиная куча и рой пчёл, | | |или же обществом будет только собрание или | | |совокупность людей? Если куча камней, или табун | | |лошадей, или группа деревьев (лес) будут обществом, | | |то, очевидно, социология становиться всеобъемлющей | | |наукой, обнимающей в себе и физику, и химию, и | | |биологию, короче – простым ярлыком, обозначающим | | |собой лишь новый термин для ряда существующих наук. | |Отличительные черты |Раз мы говорим об обществе, тем самым мы | |общества, изучаемого|предполагаем наличность не одной единицы, не одного | |социологией |существа, а по меньшей мере нескольких. Единица | | |общества не составляет. Значит, общество означает | | |прежде всего совокупность нескольких единиц | | |(индивидов, существ, особей). Теперь представим | | |себе, что эти единицы абсолютно закупорены и не | | |имеют никаких отношений друг с другом. Будет ли в | | |этом случае налицо общество? Очевидно, нет. Отсюда | | |вывод: общество означает не только совокупность | | |нескольких единиц (особей, индивидов и т.д.), но | | |предполагает, что эти единицы не изолированы друг от| | |друга, а находятся между собой в процессе | | |взаимодействия, то есть оказывают друг на друга то | | |или иное влияние, соприкасаются друг с другом и | | |имеют между собой ту или иную связь. Иными словами | | |понятие общества предполагает не только наличность | | |нескольких единиц, но требует еще, чтобы эти единицы| | |взаимодействовали между собой. Но этих черт мало для| | |общества, изучаемого социологией. Каждому известно, | | |что все предметы мира взаимодействуют друг с другом | | |(например, планеты находятся в постоянном | | |взаимодействии между собой). Следовательно, если бы | | |мы ограничились понятием общества только как | | |совокупности взаимодействующих единиц, это означало | | |бы, что социология как наука об обществе должна была| | |бы изучать и планеты, и клетки, и атомы, и молекулы,| | |т.е. весь неорганический и органический мир, | | |изучаемый физико-химическими и биологическими | | |науками. Так где же и в чем искать отличительную | | |черту? Она дана одновременно и в свойствах | | |взаимодействующих единиц, и в свойствах самого | | |процесса взаимодействия. Свойства двух камней и | | |связывающего их процесса взаимодействия не похожи на| | |свойства двух амёб или клеточек тела и характер | | |взаимодействия между последними. Наконец, свойства | | |человека и процесса взаимодействия, в котором | | |находятся люди друг с другом, не похожи на свойства | | |предыдущих взаимодействующих единиц и характер | | |происходящего между ними процесса взаимодействия. С | | |этой точки зрения взаимодействующие центры и все | | |процессы взаимодействия можно разделить на 3 | | |основные формы: | | |«неорганические», изучаемые физико-химическими | | |науками | | |«живые органические», изучаемые биологическими | | |науками | | |взаимодействующие центры, одаренные психикой, | | |сознанием и взаимодействие психическое, т.е. обмен | | |идеями, чувствами, волевыми актами, изучаемые | | |социологией. | | |Из сказанного само собой следует, что общество как | | |предмет изучения социологии дано только там, где | | |дано несколько единиц (индивидов), одаренных | | |психикой и связанных между собой процессами | | |психического взаимодействия. И обратно, всюду, где | | |взаимодействие тех или иных центров лишено | | |психического характера, например взаимодействие | | |–атомов, молекул, планет, простейших организмов, | | |лишенных сознания, - там не будет общества в | | |социологическом смысле. Социология изучает только | | |такие общества, где члены последнего помимо | | |органических и неорганических процессов, связаны еще| | |взаимодействием психическим, т.е. обменом идей, | | |чувств, волевых устремлений, короче – тем, что | | |характеризуется словом «сознание». Атомы, молекулы, | | |предметы неорганического мира, наконец, простейшие | | |организмы, хотя и связаны между собой рядом | | |процессов взаимодействия, но оно лишено психических | | |форм: они не обмениваются ни идеями, ни чувствами, | | |ни волевыми импульсами. Значит, тем самым они не | | |составляют и общества в смысле социологическом. | |Отделы социологии, |Вся наука социология может быть разделена на четыре | |их задачи |главных отдела. | | |Первый отдел социологии составляет общее учение об | | |обществе. Сюда войдет: определение общества или | | |социального явления, описание его основных черт, | | |анализ процесса взаимодействия, формулировка | | |основных социальных законов; сюда же должны быть | | |отнесены и история самой социологии, характеристика | | |современных социологических направлений и учение о | | |методах социологии. | | |Второй отдел социологии составляет социальная | | |механика . Задачей этого отдела, наиболее важного из| | |всех остальных, служит изучение закономерностей, | | |проявляющихся в общественных явлениях. Социальная | | |механика как часть социологии ставит своей задачей: | | |а) разложение сложных общественных явлений на | | |простейшие элементы; б)изучение свойств этих | | |элементов и тех эффектов, которые они вызывают в | | |поведении людей и общественной жизни; в) идя этим | | |путем, социальная механика в конечном итоге пытается| | |понять весь механизм общественной жизни, раскрыть ее| | |тайны, сделать непонятное понятным, сложное простым,| | |случайное закономерным. | | |Третьим отделом социологии будет социальная генетика| | |(от «генезис» – значит происхождение и развитие). | | |Содержанием его явиться: 1) учение о происхождении и| | |развитии общества и общественных институтов: языка, | | |семьи, религии, хозяйства, права, искусства и т.д.; | | |2) учение об основных исторических тенденциях, | | |проявляющихся с поступательным ходом истории в | | |развитии общества и общественных институтов. | | |Четвертым отделом социологии будет социальная | | |политика. Это отдел по своему характеру и целям | | |является чисто практическим, прикладной дисциплиной.| | |Его задачей служит формулировка рецептов, указание | | |средств, пользуясь которыми можно и должно достигать| | |цели улучшения общественной жизни и человека. Иначе| | |социальную политику можно назвать социальной | | |медициной или учением о счастье. | |Отношение социологии|Если предметом социологии является мир людей и | |к другим научным |высших животных, находящихся в процессе психического| |дисциплинам |взаимодействия, то встает вопрос: каково же | | |отношение социологии к другим социальным наукам? | | |Общественные явления изучаются не только | | |социологией, но и рядом других наук: теорией права, | | |политической экономией, историей, психологией и т.д.| | |Спрашивается поэтому: в каком отношении к этим | | |наукам, изучающим тот же предмет, что и социология, | | |стоит последняя? Ответы, дававшиеся на этот вопрос | | |разбивались на три группы: одни ученые под | | |социологией понимали совокупность всех социальных | | |наук. В этом случае социология превращалась в | | |простое название, обозначавшее все социальные науки,| | |вместе взятые. Другие социологи пытались выделить | | |социологию из ряда других социальных наук по | | |различию объектов, изучаемых первыми и второю. | | |Нельзя признать удачной и эту попытку: во-первых, | | |само различие формы и содержания очень неясно; | | |во-вторых если бы даже это различие и было | | |правильно, то оно в лучшем случае дало бы почву для | | |новой социальной науки и ничуть не уничтожало бы | | |потребности в особой науке, роль которой сейчас | | |играет социология. В чем же дело? Дело в том, что | | |социология, в противоположность специальным | | |общественно-психологическим наукам, изучает не те | | |или иные отдельные, специальные стороны или ряды | | |общественных явлений, а изучает наиболее общие, | | |родовые их свойства, как таковые не изучаемые ни | | |одной из них. Следовательно, социология – наука о | | |родовых свойствах и основных закономерностях | | |социально-психологических явлений. В этом отношении | | |социология находится в таком же положении по адресу | | |специальных общественных наук, в каком общая | | |биология находится по адресу специальных | | |биологических дисциплин (зоологии, ботаники, т.п.) | | |Как общая биология служит основной для последних, | | |так и социология должна быть фундаментом для | | |специальных общественных наук. Из сказанного ясно | | |отношение социологии к последним. Социология не есть| | |пустой ярлык для обозначения совокупности наук, не | | |является она и специальной дисциплиной, подобно | | |другим, отмежевавшим себе маленький угол | | |общественных явлений для возделывания, а | | |представляет собой самостоятельную науку, не | | |слившуюся с существующими специальными дисциплинами,| | |науку, изучающую наиболее общие – родовые – свойства| | |общественных явлений, не изучаемых первыми. | |Фрумкин К. О мнимой экзальтации. //Свободная мысль-21.-2001.-№5.-С.60-66. | |«Наследие |Одно из самых знаменательных явлений современной | |серебряного века»: |российской культуры - переиздание произведений | |неоднозначность |русских мыслителей конца XIX - начала XX века. | |восприятия и оценок |Цитирование многих из них в научной и философской | | |литературе стало таким обильным, что часто вытесняет| | |ссылки на современных авторов. И это обстоятельство | | |вызывает определенную настороженность. С одной | | |стороны, известный отрыв отечественной мысли от | | |многих линий в развитии мировой культуры (а иным из | | |них начало было положено именно русскими авторами) | | |заставляет относиться к мыслителям "серебряного | | |века" с повышенной серьезностью: их интеллектуальный| | |уровень, профессионализм и образованность не могут | | |не внушать уважение. Но с другой - идеи, появившиеся| | |на свет едва ли не 100 лет назад не могут не | | |устареть в том или ином аспекте. Именно такие | | |двойственные чувства вызывают изданные в последние | | |годы произведения классика русской и мировой | | |социологии Питирима Сорокина. Социология волею судеб| | |оказалась в России одной из самых отсталых | | |гуманитарных наук. И поэтому она не может не | | |обращать внимания на труды своего малоосвоенного | | |классика. В самом деле, некоторые фрагменты работ | | |Сорокина - прежде всего размышления о социологии | | |революции - и по сей день воспринимаются как | | |откровения. Но другие буквально режут слух | | |современного читателя. | |Общество по Сорокину|В ранних произведениях Сорокина, а точнее - в его | |- экзальтированная |учении о классификации актов человеческого | |секта? |поведения, есть одна странность. Ученый выделяет три| | |разновидности поведения человека: | | |нормальное и обязательное поведение, которое | | |общество требует от своих членов; | | |подвиги, которые не обязательны, но рекомендуемы и | | |награждаемы; | | |преступления, то есть запрещенные акты поведения, | | |совершение которых наказуемо. | | |Первое, что бросается в глаза даже не являющемуся | | |профессиональным социологом читателю, - это | | |совершенное отсутствие в системе Сорокина места для | | |морально-нейтральных актов поведения. К какому из | | |трех разрядов отнести, скажем, безобидное | | |посвистывание на улице? Оно не обязательно, не | | |рекомендуемо и не наказуемо. По Сорокину же все, что| | |не обязательно, - либо подвиг, либо преступление. | | |Можно попытаться представить себе общество, | | |адекватное сорокинской классификации!. Его члены не| | |смеют делать ничего сверх обязательного или хотя бы | | |рекомендуемого. Перед нами жесткая тирания или – это| | |даже точнее - экзальтированная секта. | | |В словарях под экзальтированностью обычно понимается| | |состояние болезненного возбуждения, то есть этому | | |понятию дается психологическое, психофизиологическое| | |толкование. Но нас в данном случае интересует не | | |психология, а культура. Чтобы понять | | |экзальтированность как категорию культурологическую,| | |надо переосмыслить ее, исходя из того, что | | |индивидуальная психология влияет на общие | | |характеристики общества и культуры. Человек | | |интегрирован в культуру через поступок, и | | |возбужденность проявляется в разрастании чувства | | |необходимости его совершения. | | |Экзальтированность в данном контексте - это, прежде | | |всего, гипертрофированность чувства долга, будь это | | |долг религиозный, рыцарский или любой другой. | | |Особенность экзальтированного, сектантского | | |поведения как раз и заключается в отсутствии понятия| | |о необязательных, но допустимых поступках. Все либо | | |обязательно, свято - либо запрещено. Тирания | | |навязывает своим поданным экзальтированное | | |поведение. При жесткой теократии всякое нормальное | | |жизненное отправление становится исполнением закона,| | |актом служения. Таким образом, сливаются до | | |неразличимости сакральные, ритуальные - и обыденные | | |действия, с заметным перекосом к ритуалу. Вся жизнь | | |становится исполнением ритуала. | | |Понятия, близкие по смыслу к такому | | |действию-служению, можно найти у Владимира Соловьева| | |в понятии "теургия" или у Николая Федорова в понятии| | |"общее дело". Но это все мыслители мистической | | |напряженности! По мнению Н. Федорова, элементы | | |"общего дела" были свойственны ранним христианским | | |общинам, где, как он считал, литургия не | | |ограничивалась службами в храме, а охватывала всю | | |жизнь общины. | | |Примерно то же самое можно сказать об идеальной | | |еврейской общине, отвечающей всем требованиям | | |регламентирующей быт религии (так пытаются жить | | |некоторые ультраортодоксальные еврейские семьи). | | |Иудаизм стремится сакрализовать будничный обиход | | |еврея до такой степени , что сам этот обиход | | |становится подобием литургии. | | |Если вся жизнь общины – это богослужение, то есть | | |действие морально-обязательное, то нельзя | | |предполагать, пожалуй, и полного отсутствия в ее | | |быту проступков и преступлений. Сам Федоров вряд ли | | |считал абсолютно безгрешными первых христиан, а в | | |быту самых-самых религиозных евреев, вероятно, | | |находится место для каких-то хотя бы случайных | | |нарушении. С другой стороны, христианству и иудаизму| | |хорошо знакомо понятие "подвижничество"; в жизни | | |религиозных общин находится место и для | | |обязанностей, и для преступлений, и для подвигов. | | |Иными словами, к этим экзальтированным сообществам с| | |некоторой натяжкой вполне применима сорокинская | | |классификация. | |Экзальтированный |Впрочем экзальтации долга есть куда двигаться | |морализм: движение |дальше. Морализм а lа Сорокин все-таки оставляет | |вперед |простор для некоторой инициативы, для прорыва за | | |пределы обязательного - хотя необязательное при этом| | |подлежит непременной моральной оценке, | | |необязательный поступок должен быть хорошим. Дальше | | |экзальтированному морализму остается сделать еще | | |один шаг: все, что не обязательно, запрещено. А | | |поскольку в этом случае нормальное поведение | | |неотличимо от героического, то формула поведения | | |становится еще романтичнее: подвиг обязателен: все | | |что не подвиг (или все, что не обязательно) - | | |преступно. Здесь уже веет нравами каких-нибудь | | |суперменов-самураев; это ограничения, добровольно | | |налагаемые на себя аскетами-подвижниками, великими | | |цадиками. | | |Впрочем лучше будет вспомнить платоновский | | |"Чевенгур" – роман о фанатизме и экзальтированности.| | |В "Чевенгуре" установлены порядки, которые порой | | |могут показаться чем-то вроде бунта против иудейской| | |религии. Если евреям запрещено работать по субботам,| | |то в Чевенгуре разрешено (и обязательно) работать | | |только по субботам. Но дело конечно, не в иудаизме. | | |Субботник для коммуниста - это особый, священный | | |почетный труд, занятие самоотверженных подвижников. | | |Но герои "Чевенгура" питаются долетающими до них | | |брызгами коммунистического мифа, отношение к | | |которому у них доходит до страшной и страстной | | |напряженности. Поэтому единственно возможным – равно| | |как и обязательным становится труд священный. Труд | | |же будничный - и, следовательно, с точки зрения | | |восторженного напряденного сознания, не героический| | |-запрещается в Чевенгуре как буржуазный пережиток. | |Разграничение добра |Впрочем, даже если бы система Сорокина оставляла | |и зла: однозначность|место для нейтрального поведения, все равно пришлось| |Сорокина |бы говорить об известной степени моральной | | |экзальтированности ее автора. Наличие таких | | |категорий, как "подвиг" и "преступление", | | |подразумевает возможность четкого отделения добра от| | |зла. И эта однозначность существует не только для | | |описываемого условного общества, но и для самого | | |Сорокина. В качестве при- | | |мера очевидности чувства запрещенности, недолжности | | |Сорокин предлагал читателю представить, что он | | |убивает собственного отца. Но как бы в насмешку над | | |этим доводом современник Сорокина Андрей Белый уже | | |писал свои знаменитые романы, где маниакальным | | |рефреном звучало желание лирического героя убить | | |собственного отца, причем желание это, конечно же, | | |находило у него внутреннее оправдание. | | |Четкое разделение добра и зла имеет своим следствием| | |нетерпимость, поскольку необходимыми условиями | | |готовности идти на компромисс являются определенное | | |сомнение в абсолютности своей правоты и признание | | |относительной правоты за противоположной стороной. | | |Когда же Сорокин разбирает ситуацию столкновения | | |разных систем ценностей, разных шаблонов поведения, | | |он видит для нее три возможных исхода: | | |- раскол и размежевание; | | |- уничтожение одной из сторон; | | |- насильственное подчинение одной из сторон шаблонам| | |и ценностям другой. | | |Возможность четвертого варианта - компромисса между | | |системами ценностей, консенсуса - Сорокину даже не | | |приходит в голову; | | |Руссоистические теории общественного договора он | | |прямо считал в корне ложными. | | |Если набросать шкалу степеней моральной | | |экзальтированности (моральный нигилизм - четкое | | |различение добра и зла - отсутствие чего-либо кроме | | |добра и зла), то учение Сорокина придется отнести | | |даже не ко второй, а к третьей ее степени - хотя оно| | |и не доходит до того предела, где стирается грань | | |между нормой и подвигом. | | |Таким образом, теория Сорокина вполне может служить | | |иллюстрацией к идее Ю. Лотмана о характерности для | | |русской культуры на всем протяжении ее истории | | |"бинарной структуры самоосознания", которая связана | | |с "разделением мира на мир греха и мир святости, с | | |отрицанием "среднего - - не греховного не святого, | | |а нейтрального пласта"3. И, в соответствии с | | |культурологической концепцией Ю. Лотмана, наше | | |нынешнее отношение к системе Сорокина означает | | |описание бинарной | | |модели самоописания с точки зрения "тернарной" | | |(трехэлементной) модели, которая, по мнению Лотмана,| | |активно действует в короткие периоды перелома эпох. | |Почему Питирим |На этот вопрос есть два в равной степени правильных | |Сорокин выглядит |ответа. С одной стороны, сыграла свою роль | |столь странно, как |возбужденная атмосфера, царившая в среде русской | |человек |интеллигенции начала XX века. Тогда действительно | |экзальтированный и |было велико влияние бинарного, черно-белого | |видящий |мышления, | |существование не |как это бывает всегда, когда градус общественных | |награждаемых и не |дискуссий повышается выше некоторого уровня. | |наказуемых обществом|Атмосфера яростных социальных споров, когда многие | |человеческих |брались на деле различать добро и зло, индуктивно | |поступков, поступков|воздействовала на всех авторов эпохи. | |пусть даже |С другой стороны, можно привести мнение Михаила | |ничтожных, социально|Ямпольского, которое применительно к нашему случаю | |незначимых, но все |означает перенос вины за ошибку Сорокина на весь | |же реальных? |Запад: "Я думаю, что гуманитарная наука XIX века вся| | |строилась вокруг и на основе понятия "нормы"... И | | |только сегодня, наконец, мы начинаем понимать, какое| | |огромное число явлений человеческого опыта осталось | | |за пределами нормативного подхода к ним. Обычно их | | |определяли как "патологические", "анормальные", | | |"перверсивные" и т. п. К ним прежде всего относятся | | |осуждаемые обществом сексуальные практики, безумие, | | |насилие... В итоге к XX веку сложилось странное | | |положение, когда одни явления почему-то были | | |допущены в качестве нормы в крут нашего сознания, в | | |то время как другие оказались вытесненными на его | | |периферию. А это - огромный пласт явлений, без | | |которых невозможно осмыслить жизнь общества и | | |человека". | | |Сам по себе интерес наук к нормам естественен. | | |Весьма основательным представляется существующее в | | |западной социологии мнение, согласно которому | | |наличие нормы вообще является свойством любой | | |социальности: нет общества без нормы, они рождаются | | |вместе. Способность человека отличать "правильное •>| | |поведение от "неправильного" является самым | | |первичным и фундаментальным условием, для того чтобы| | |считать человеческие действия осмысленными. Для | | |этого критерия осмысленности не имеет даже значения,| | |может ли сам человек рационально обосновать свой | | |поступок или он поступает определенным образом по | | |традиции, по привычке, в подражание другим и т. п. | | |Однако любой социум - это сложная игра норм: | | |общепринятых, коллективных и индивидуальных, | | |постоянных и временных, латентных и эксплицитных и | | |т. д. И нормативную систему невозможно | | |кодифицировать так, чтобы в ней вовсе не осталось | | |места для не предусмотренного и не "я прощенного | | |нормам;: поведения. А это значит, что само по себе | | |указание на зацикленность науки на нормах еще не | | |отвечает на вопрос: куда | | |же все-таки делось нейтральное? Более того, поднятое| | |Ямпольскпм на щит изучение аномалий оказывается тем | | |же самым нормативным подходом, но с обратным: | | |знаком. В любом случае исследователя интересуют | | |факты, находящиеся либо по ту, либо по эту сторону | | |границы между нормальным и аномальным, - но не те, | | |что находятся вне этого деления. | | |Однако сетования М. Ямпольского по поводу | | |"нормативного подхода могут дать нам ключ к решению | | |поставленного вопроса, если мы задумаемся о тех | | |источниках информации, которыми пользуются ученые | | |при изучении обществ. Если ученые концентрируются на| | |нормальном и не уделяют достаточного внимания | | |маргинальному, - это все-таки еще не | | |повод, чтобы полностью смешивать нормальное с | | |существующим. Но подобный перекос внимания вполне | | |может привести к такому смешению, если социолог | | |черпает свои представления об обществе из вторичных | | |источников, в которых утке присутствуют, во-первых, | | |недостаток сведений о нарушениях норм, а во-вторых,| | |- острый интерес к проблеме | | |"нормальное-патологическое", то есть интерес, | | |отвлекающий внимание от нейтрального. Таким образом,| | |то, что не присутствует во вторичных источниках | | |ввиду специфической структуры интересов, оказывается| | |вообще не существующим в созданных на их основе | | |исследованиях. Таково одно из объяснений довольно | | |стандартного взаимодействия русской и европейской | | |культур. Русские радикализуют европейскую духовную | | |ситуацию, лишая ее полутонов. Там, где Европа | | |тяготеет к поляризации, Россия осуществляет эту | | |поляризацию полностью. | | |"Странность" Сорокина - это в некотором смысле | | |замечательный образец такой осуществленной до конца | | |поляризации. С одной стороны, Сорокин был | | |пассионарным русским интеллигентом, а с другой - | | |позитивистки настроенным социологом, мечтавшим | | |вывести законы общества. | | |Русская пасспонарность только довела до конца ту | | |идею, которая была изначально заложена в принципах | | |европейской позитивной науки. Позитивистской | | |социологии действительно выгодно рассматривать | | |изучаемое общество как экзальтированное. Такое | | |общество имеет идеал - шаблон поведения, и все | | |нормальное (непреступное, неаномальное) поведение | | |легко сводится к этому шаблону. Количество схем | | |нормального поведения оказывается резко | | |ограниченным. К тому же не остается места для | | |свободы выбора, затрудняющего построение любого | | |анализа. Задача социолога, изучающего | | |экзальтированных фанатиков, простейшая: | | |реконструировать шаблон должного поведения. | | |В гипотетическом, экзальтированном, фанатичном | | |сообществе поведение людей максимально приближено к | | |их системе ценностей, поэтому изучение последней - | | |то есть изучение идеального поведения – дает | | |представление о реальном поведении. И изучение | | |самого общества может быть заменено изучением | | |памятников его самосознания. | | |Социологи, продолжающие изображать знатоков социума,| | |просто вынуждены надевать на объекты изучения одежды| | |религиозных фанатиков, восклицающих: должно быть | | |только так и не иначе. И в результате все суждения о| | |предмете с удобством строятся на основании весьма не| | |значительной по объему информации, легко доступной | | |для кабинетного ученого: вся она основывается на | | |высказываниях людей о том, как должно быть. | | |О сходном отношении к действительности применительно| | |к исторической науке иронически писал еще | | |современник Сорокина, Лев Карсавин: "И в самом деле,| | |историк конструирует систему феодализма, которая | | |никогда в таком виде эмпирически не существовала, но| | |к которой эмпирия приближалась, отражаясь в уме | | |какого-нибудь Бомандара". (Бомандар - | | |средневековый французский юрист, составитель | | |правового кодекса, и он, конечно, в большей степени | | |может быть полезен для изучающего историю права, чем| | |для собственно историка.) | | |Схемы нейтрального поведения - даже если оно | | |стереотипное - | | |значительно реже фиксируются в письменных | | |памятниках, чем схемы поведения должного. Нечего и | | |говорить о том, что из-за этого обстоятельства в | | |распоряжении обществоведа часто в избытке имеются | | |нормативные документы, но не хватает свидетельств о | | |том, как жизнь развивается на самом деле (и, в | | |частности, о том, как и насколько выполняются эти | | |нормы). Поэтому, чем менее экзальтированным признает| | |ученый изучаемое общество, тем в большей степени | | |признается он в его незнании. | | |Таким образом, стремление создать обществознание в | | |духе "естественных", "номотетических" наук заключает| | |союз с интеллигентской восторженностью. По мнению | | |российского философа С. С. Хоружего, бинарное, | | |черно-белое мышление является следствием | | |самовозвеличивания сознания, противопоставляющего | | |себя материя. В нашем же случае "черно-белость" | | |оказывается средством к самовозвеличиванию научного | | |сознания, противопоставляющего себя социальной | | |реальности. | |Экзальтированность и|Впрочем все сказанное о Питириме Сорокине имело бы | |мнимая |чисто историтческое значение, но феномен мнимой | |экзальтированность: |экзальтации вовсе не ушел в прошлое. Сегодня в | |наши дни |России приписывание противнику ложной | | |экзальтированности становится полемическим приемом, | | |к которому активно прибегают в политических целях. | | |Классическим примером использования этого приема для| | |меня является полемика между "патриотами" и | | |"демократами", | | |которая ведется в российской прессе со времен | | |"перестройки". | | |"Патриоты", как известно, критиковали и критикуют | | |"демократов" за то, что те не учитывают российской | | |специфики, обвиняя их в слепом подражании странам | | |Запада. И. Шафаревич, чтобы подчеркнуть отсутствие | | |самостоятельности в мышлении у "русофобов", даже | | |употребляет эпитет "точный" - построение общества | | |"по точному образцу современных западных | | |демократий". | | |Можно спорить о том, правильна или нет такая оценка | | |российских либералов. Но дело в том, что декларации | | |и, если можно так выразиться, самопрезентации самих | | |авторов либерального направления менее всего | | |способны развеять подобные обвинения. Более того, | | |упреки "патриотов" | | |являются прямой производной от риторики нынешних | | |"западников" о "столбовой дороге цивилизации" и | | |"порядках, принятых во всех цивилизованных странах".| | |Для "западников" возможность ссылаться на западный | | |уровень эффективности производства и уровень жизни | | |перетягивает уязвимость перед обвинениями в | | |подражательности. Следовательно, критики | | |"демократов" оказываются в роли заложников демагогии| | |самих критикуемых. | | |Стоит, я думаю, зафиксировать совершенно особую | | |ситуацию в гуманитарной сфере - когда критик в | | |качестве своей оценки объекта заимствует у объекта | | |самооценку, не принимая во внимание то | | |обстоятельство, что последняя может оказаться | | |совершенно неадекватной или, скажем, весьма | | |своеобразной. Так, в Британской энциклопедии в | | |статье о советской литературе много места уделяется | | |Федину и совсем не упоминается Платонов: в | | |независимый иностранный источник некритически | | |перекочевала официальная табель о рангах советской | | |литературы. | | |Удобство и нетрудоемкость познавательной процедуры | | |перевесили возможные недостатки. Но если | | |исследователь или критик подменяет оценку объекта | | |его самооценкой, он с логической необходимостью | | |должен сделать еще одно допущение: что изучаемый | | |объект с фанатической настойчивостью следует своим | | |декларациям – иначе, какой смысл их изучать? Таким | | |образом, можно говорить о совершенно специфическом | | |явлении культуры: о мнимой экзальтации, | | |приписываемой обществоведами изучаемым сообществам | | |для удобства своей познавательной работы. Историки, | | |этнографы, антропологи любят ошарашивать публику | | |рассказами о чрезмерно жестоких или причудливых | | |нравах, царящих в среде тех или иных народов. И на | | |помощь престижу ученого приходит мнимость | | |экзальтации. | |Левяш И.Я. К.Маркс и П.Сорокин : поиск интегративной парадигмы. | |//Соц.-гумонитарные знания.-1999.-№5.-С.203-222. | |Маркс и Сорокин – |Время переоценки ценностей - это всегда | |ракурс рассмотрения |взаимопревращение, а нередко и отождествление идолов| | |и идеалов. Выйти из этого коловорота можно лишь | | |путем ассимиляции мирового духовного опыта и | | |реанимации распавшейся связи времен отечественной | | |интеллектуальной традиции. Вместе с тем недопустимы | | |новые разрывы и забвение других, но по-своему | | |укорененных на российской почве традиций. Для нас, | | |вышедших из "шинели" марксизма, это прежде всего | | |вопрос об отношении к его социальной философии иных | | |значимых систем, возможности их взаимной | | |дополняемости в более емкой и плодотворной | | |миросистемной картине. | | |Одна из траекторий такого синтеза и его оснований | | |-отношение к марксизму заметного представителя | | |российско-американской социальной философии Питирима| | |Сорокина. О нарастающем интересе к этому мыслителю | | |свидетельствуют не только выход в свет достаточно | | |репрезентативного сборника его работ, но и | | |российско-американский симпозиум, посвященный | | |110-летию со дня рождения философа, и принятое на | | |симпозиуме решение осоздании Международного фонда П.| | |Сорокина – К.Кондратьева. | | |Избранный нами ракурс - Маркс и Сорокин - заведомо | | |лишен соблазнов компаративного анализа однотипных | | |интеллектуальных систем или духовных квинтэссенций | | |одного исторического периода. В координатах | | |физического времени задачу можно было бы упростить | | |ссылкой на то, что Сорокин как-то "относился" к | | |Марксу, но последний был лишен такой возможности. | | |Однако это значало бы утрату ариадниной нити их | | |смысловой коммуникации в едином и неделимом | | |социально-историческом времени не только "заката | | |Европы", но и "конца" | | |одной истории и проблематичного восхождения к | | |другой. Предмет нашего анализа - прежде всего такие | | |смыслы, и это обстоятельство (не говоря уже о жанре | | |статьи) взыскует "бритвы Оккама" как принципа | | |лаконичной интерпретации практически необъятного | | |наследия обоих мыслителей. Следуя этому принципу, | | |необходима реконструкция "узловой линии мер" - | | |ключевых идей духовной эволюции Сорокина, которая в | | |явном или имплицитном виде формировалась как | | |притяжение/отталкивание от марксизма. | |«Не очарованный |Единственный момент, облегчающий наш анализ, | |марксизмом» |заключается в том, что, в отличие от Н. Бердяева, С.| | |Булгакова, Н. Михайловского, П. Струве, Сорокин | | |никогда не "очаровывался" марксизмом, и у него не | | |было оснований разочаровываться в нем. Уже в 1963 | | |г., описывая эволюцию своего мировоззрения, он | | |отмечает, что оно изначально и последовательно | | |представляло собой альтернативную марксизму систему | | |взглядов. "В отличие от марксистского материализма и| | |экономической интерпретации человека и истории | | |философия и социология эсеров были в большей степени| | |интегральными и | | |идеалистическими. Они особо подчеркивали роль | | |творческих идей... Этой близостью и объясняется мой | | |выбор в пользу эсеровской, а не | | |социал-демократической партии и, собственно, поэтому| | |на протяжении всей последующей жизни я так и не был | | |заражен марксистской идеологией". В работе "Главные | | |тенденции нашего времени" он вновь подчеркивал, что | | |"всегда был очень критичным по отношению к основным | | |принципам всех видов материалистической философии". | |Маркс и Сорокин: три|Во-первых, оба мыслителя, в особенности "поздний" | |парадокса общности |Сорокин - ярко выраженные "интеграторы", сторонники | | |интегративной парадигмы содостаточность все более | | |специализирующегося знания или реализация | | |кантовского импульса к "системосозиданию". Прежде | | |всего она обусловлена масштабами мировоззрения обоих| | |мыслителей. | | |Во-вторых, Маркс и Сорокин - личности, для которых | | |мысль не тождественна созерцанию. Маркс изначально | | |избрал деятельностную ориентацию уже в "Тезисах о | | |Фейербахе", упрекал предшествующий материализм в | | |дефиците "субъективности" и сформулировал назначение| | |философии - объяснять мир для того, чтобы изменить | | |его. Сорокин же определил свой выбор, по его словам,| | |под прямым воздействием партийного, идеологического | | |противостояния эсеровской и социал-демократической | | |альтернатив русской революции. Уже в 1947 г., как бы| | |оспаривая будущих трубадуров "деидеологизации", он | | |вполне прозрачно утверждал, что "в большинстве всех | | |социальных революций, реформ и реконструкций именно | | |социология того или иного рода была ведущей | | |идеологией и направлением" . | | | | | |Общность Маркса и Сорокина обнаруживается и | | |впроблематичности оценки их ролей на исходе XX | | |столетия. Одному из ведущих западных социологов, еще| | |недавно президенту Международной социологической | | |ассоциации П. Валерстайну имя Сорокина-социолога | | |ничего не говорит, зато ему ясен вопрос, "кого мы | | |называем в качестве мыслителей, сформировавших нас | | |профессионально. Стандартный набор для социологов | | |наших дней - это Дюркгейм, Маркс и Вебер" было бы | | |счесть авторитетной, но все же приватной, если бы | | |она (включая недвусмысленное "мы") не вызвала | | |никаких возражений участников XIV Всемирного | | |социологического конгресса (Монреаль, 1998). Однако | | |слишком многим аргусам марксистского учения с | | |недавних пор удобнее снимать с себя историческую | | |ответственность, возлагая ее на "основоположника". | | |Смена есть. А вехи? На пленарном заседании, | | |посвященном юбилею Сорокина, "основоположником" | | |называли теперь уже его. Ранее американский социолог| | |Э.Тириакьян определил своего учителя как | | |"социологического Достоевского". Своеобразную оценку| | |Сорокину дали А. Ю. Согомонов, определив его работу | | |«Социальная и культурная динамика» как | | |"беспрецедентный по объему и по эмпирическому охвату| | |сопревосходящий в этом смысле даже "Капитал" Маркса"| | |Как раз в этом смысле можно напомнить научный идеал | | |"раннего" Сорокина в его "Программе преподавания | | |социологии": "Хорошая статистическая диаграмма стоит| | |гораздо больше, чем обширный социально-философский | | |трактат" . Эта идея позднее была реализована в его | | |работах, но она не очень согласуется с их | | |"беспрецедентным объемом". В свою очередь, отрекаясь| | |от марксизма, Н. Михайловский все же счел | | |необходимым подчеркнуть, что марксовский "Капитал" -| | |это "Монблан" эмпирической информации. Но кто-то | | |заметил, что и его двухстраничные "Тезисы о | | |Фейербахе" стоят целых томов. Так что оба мыслителя | | |вполне релевантны как энциклопедические ученые мужи.| |Сорокин не |Сорокин действительно обнаружил феноменальную | |анализирует работы |эрудицию, неоднократно апеллируя буквально к сотням | |Маркса ни в одной из|духовно близких ему источников. Исключение – и в это| |своих главных работ |верится с трудом - составляют труды Маркса! Во | | |всяком случае среди дюжины ключевых работ, которые | | |будут представлены в статье, нет ни одной прямой | | |ссылки на этот источник. "Капитал" ни разу даже не | | |упомянут, есть лишь одна ссылка на Энгельса (строка| | |о социальном равенстве как уничтожении классов - по | | |"Анти-Дюрингу" (см. там же. с. 263), Это почти | | |невероятно, но приходится констатировать, что | | |подлинного, аутентичного Маркса Сорокин не знал и | | |довольствовался версиями его учения "из вторых рук".| | |Это как-то объяснимо ранним выбором Сорокина не в | | |пользу марксизма, горечью срыва эсеровской | | |альтернативы революции, "жизнью среди смерти", как | | |писал он о своей горькой доле личного секретаря | | |Керенского в это лихолетье, в особенности - | | |изгнанием и забвением официальной "марксистской" | | |России. Но и гораздо позднее, когда философ признал,| | |что первая треть XX столетия - это "время-моды на | | |марксизм" (там же. с. 179) и даже назвал Маркса | | |среди своих предтеч , он никогда предметно не | | |анализировал марксовские тексты. Если этот | | |загадочный феномен не поддается рациональному | | |объяснению, остается апеллировать к прецедентам с | | |Гегелем, который не упомянул своего предшественника | | |Зико. или Гете. который третировал Фихте. Возможно, | | |объяснение этому та ницшеанская страсть, о которой | | |сам Сорокин писал, что "рано стал... лидером | | |социалистов-революционеров в школе и прилежащих | | |регионах". Со временем масштаб притязаний | | |существенно изменился и среди предтеч и | | |современников Сорокина достойным оспаривать духовное| | |лидерство был, пожалуй, только Маркс. | | |Это не более чем версия. "Тайна велика сия", но | | |понятным образом она на порядок усложняет решение | | |поставленной нами задачи. Выбора нет, и остается | | |воспроизвести отношение Сорокина к Марксу, | | |"сконструированному с подачи" иных имен. | |Реконструкции |Принято считать, что в творческом пути Сорокина было| |мировидения обоих |два этапа - "традиционный" и "гарвардский", но в | |мыслителей в |этой двузвенной схеме духовной биографии мыслителя | |пределах поиска ими |есть двойное упрощение: между исходным и гарвардским| |интегративной |этапами было еще весьма специфическое для Сорокина | |парадигмы |десятилетие. Но главное в том, что вопреки более | | |заметному "традиционализму" он изначально обнаружил | | |тенденцию к интегративному способу рефлексии о | | |человеке и его мире. | | |Основные факторы воздействия на формирование своего | | |духовного облика Сорокин определял по уровнями | | |направлениям наличного знания. Он считал, что, с | | |точки зрения философии, складывающаяся система была | | |больше разновидностью эмпирического неопозитивизма и| | |критического реализма, основанного на логических и | | |эмпирико-научных методах, социологически - | | |разновидностью синтеза конто-спенсеровской | | |социологии эволюции и прогресса, дополненной | | |теориями Н. Михайловского, М. Ковалевского, Г. | | |Тарда, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, М, Вебера, К. | | |Маркса, В. Парето и других' западных обществоведов, | | |политически - видом социальной идеологии, основанной| | |на этике солидарности и свободы. В этих поздних | | |воспоминаниях Маркс далеко не случайно назван среди | | |известных социологов, а не философов, к тому же не | | |"основополагающих" (Конт, Спенсер), а лишь | | |"дополняющих" и "корректирующих" сорокинские | | |взгляды. Позитивизм и его сиамский близнец -саентизм| | |были восприняты Сорокиным как мировоззрение | | |принципиального неприятия всякой "метафизики" и | | |требования "придать социологии ясные и точные | | |очертания". Оказавшись правленность - не только | | |реакция на этой почве, автор "Программы | | |преподавания социологии" в бихевиористском духе | | |полагал, что социология - это "наука о поведении | | |людей, а не наука о едином обществе" | | |Означает ли это отрицание объективной целостности ; | | |общества как метафизической химеры? Если быть | | |последовательным, да. Но позитивизм никогда не | | |обладал ;таким достоинством и в то время еще не | | |отказывался ясно формулировать исходный пункт своего| | |мировоззрения: "О. Конт был прав: идеи управляют | | |миром и вертят его... Единственное отличие человека | | |от животных – это его интеллект" . Поскольку Сорокин| | |осознанно и почти неизменно апеллировал к этой deus | | |ех machina, к этому краеугольному камню его | | |мировоззрения нет смысла специально возвращаться. | | |Оставаясь верным своему философскому кредо, Сорокин | | |очень рано обнаружил озабоченность "факторами | | |социальной эволюции" - от географических до | | |интеллектуальных - и среди них постоянно обращал | | |внимание на "экономические и классовые (марксизм)". | | |Судя также по другим -работам этого времени , он | | |склонялся к осознанию взаимодействия этих факторов | | |как основного принципа, которому уже тесно на | | |прокрустовом ложе отрицания "единого общества". | | |Философ отмечает "специфические признаки этого | | |общемирового и в этом смысле родового у процесса" .| | | | | |Ом полагает "одинаково метафизическими" сторонников | | |индетерминизма и фатализма, среди последних отмечает| | |марксизм как "экономический детерминизм" и | | |вопрошает: "Что составляет необходимое и главное | | |условие истории человечества . таким необходимыми | | |достаточным условием является сам человек... человек| | |был всегда творцом истории.. закономерность в | | |истории означает то, что не может быть ни одного | | |исторического факта, который противоречил бы | | |свойствам человека или совершался помимо его" . | | |Эта гуманистическая установка реализуется путем | | |преодоления эмпирического бихевиоризма, но не | | |продвительный признак чисто социального | | |(человеческого) явления" . Это чистопородное, хотя и| | |освобожденное от мистического ореола гегельянство, и| | |именно в таком контексте социология определяется | | |Сорокиным как "наука о родовых свойствах и основных | | |закономерностях социально-психологических явлений". | | |Иными словами, социально = психическому. | | |В этом вполне определенном пункте Сорокин впервые | | |проходит рубикон, который отделяет его от своих | | |духовных предтеч. Для них мир идей, духовная | | |культура были чем-то "отдельным от общества". | | |"Неужели, - сомневается он, - миром понятий | | |ограничивается культура и цивилизация!". Нет, все, | | |что предметно существует (техника, быт, политическое| | |устройство и пр.) - это, выражаясь удачным термином | | |Г. Тарда, "застывшая форма". | | |Видение общества как интегрированного бытия культуры| | |и цивилизации, их взаимосвязи как "своего другого", | | |становится генерализующей идеей Сорокина. В ней не | | |оказалось места марксистской концепции социума, | | |понимаемой Сорокиным как биологизаторская теория | | |"борьбы за существование", т. е. одна из | | |разновидностей неприемлемого материализма. Он | | |сожалеет, что в ней биологическое, досоциальное не | | |отделено от надбиологического, | | |социального=психического. Для него "основные | | |категории политической экономии вроде "хозяйства", | | |"ценностей", "капитала", "труда" есть | | |психосоциальные категории... Все эти явления | | |принадлежат к категории социальных фактов лишь | | |потому, что они суть символы психических переживаний| | |и, иначе говоря, они суть реализовавшаяся психика. | | |Храм. статуя Венеры Милосской - это "застывшая | | |психика"; они суть социальные ценности лишь | | |благодаря тому, что объективируют собой субъективную| | |психику" . | | |Произошла концептуализация известной ранее идеи. У | | |Сорокина она обрела форму базового и интегративного | | |видения двуединства субъективированной духовной | | |культуры и объективированной материальной | | |цивилизации. Но последняя - лишь отраженный свет | | |первой. | | |Здесь - творческая вершина российского этапа | | |Сорокина и вместе с тем источник более поздних | | |затруднений его мысли. Кристаллизация этих взглядов | | |происходила путем однозначного отталкивания от | | |утрированного "марксизма", и такая позиция еще не | | |составляла проблемы. Однако в обстановке втягивания | | |мира в омут :первой глобальной военной катастрофы и | | |в преддверии 1917 г., когда, по признанию Сорокина, | | |марксизм становнтся ведущим интеллектуальным | | |направлением" (там же, с. 172), новые императивы | | |потребовали выхода за пределы стационарных | | |социальных моделей и рефлексии социологии, которая, | | |как теперь утверждает Сорокин. ,"рассматривает циклы| | |и флуктуации как родовой признак я социальных | | |явлений" . | | |Впрочем, этот вызов для "традиционного" Сорокина | | |остается во многом непонятым, и он сосредоточивается| | |:на концепции социальной эволюции. В отличие от | | |саентистов, философа удовлетворяет ее интерпретация| | |как ;"двустороннего процесса дифференциации и | | |интеграции". | | |В таком понимание, обоснованно утверждает он, нет | | |;социальной специф. Прогресс - "один из наиболее | | |достоверных в социальной жизни законов". Понятие | | |прогресса включает в себя не только сущее, но и | | |должное – оценку с позиций определенного критерия. | | |Каков же он "Так или иначе критерии прогресса | | |вынуждены считаться с принципом счастья... они | | |утверждают причинную связь между объективным | | |критерием и счастьем", но, сведенные к последнему, | | |"лишают себя почвы" . Проблема поставлена, но не | | |решена. | | |Уже под занавес российского этапа в работе "Проблема| | |социального равенства" (1917) Сорокин приветствовал | | |революцию 1905-1907 гг., видел неотвратимость новой | | |революции, стал пассионарием революционной весны | | |1917 г., но полемизировал с Энгельсом, шире – с | | |марксистской теорией классовой борьбы и | | |противопоставлял ее наличному сущему доктринерское | | |должное - смену "естественного" закона борьбы за | | |существование "искусственным" законом взаимной | | |помощи и солидарности (см.: там же, с. 263, 521). | | |Это исход с позиций популярной в предреволюционное | | |время позитивистской "теории равновесия" Оставаясь | | |на прежде всего пересмотреть свое отношение к | | |"ведущему интеллектуальному направлению" - | | |марксизму. И не только потому, что для него "все | | |кошки" марксизма и Торжествующего большевизма были | | |одинаково серы (см.: Левяш И. Я. Русский коммунизм: | | |альтернативы, драма духа, трагедия воли//Социс, | | |1997, № 11), и он потерпел политическое поражение и | | |личную катастрофу | | |("Лицом к лицу - 'лица не увидать"). Глубинный | | |источник этой драмы - в достаточно эклектичной | | |системе взглядов "первого" Сорокина, в его | | |стремлении вместе "запрячь коня и трепетную лань". | | |Позднее в "Долгой дороге" он признал себя в то время| | |"телком, который смотре" на мир сквозь розовые | | |очки". Но Сорокин так и не понял, почему не его идеи| | |овладели массами. | | |Достойны уважения отмеченные А. Ю. Согомоновым | | |жизнелюбие и стойкость Сорокина в пустыне изгнания. | | |Сразу после вынужденного отъезда из России в | | |"Листках из дневника" он пишет уже не о | | |"солидарности" и "счастье", а о самоценности жизни, | | |следовании долгу и отвращении к насилию . Однако это| | |не отменяло жестких эмпирических реалий. Впереди | | |была долгая дорога "высоколобого"эмигранта, который | | |явился со своим уставом в чужой монастырь, и, по | | |оценке одного американского социолога, "злопамятного| | |и не извлекшего никаких уроков" . | | |Основные причины дискомфорта Сорокина - не только в | | |преследующих его кошмарах политического разгрома и | | |изгнания, в мучительном процессе натурализации. | | |Они - в знакомой каждому эмигранту-интеллектуалу | | |"фигуре умолчания", неявном требовании принять | | |правила игры, прежде всего господствующую в | | |американской | | |науке парадигму прагматизма, чуждого каких-либо | | |метатеорий и взыскующего лишь "пользы" и "успеха". | | |Пришлось выживать вопреки обстоятельствам, как | | |оставленным позади, так и тем, в которые он был | | |погружен. Такое уникальное переплетение факторов | | |привело к синдрому, о котором писал Гейне: "Если из | | |моей бочки вытекает вода, значит пришел всемирный | | |потоп". | | |Еще в России Сорокин писал, что человек – это | | |существо, создающее богов. В контексте его | | |эмигрантской доли становится понятнее, почему он | | |дрогнул и отступил от своего всемогущего | | |дореволюционного "бога" - "духа", его закономерной | | |эволюции и прогресса. Философ порвал пуповину, | | |соединяющую его с конто-спенсеровской традицией и в | | |"(методологической ремар- | | |ке" к своей работе "Социальная и культурная | | |мобильность" (1927) писал: "Со второй половины XIX | | |века под влиянием эволюционной теории социальные | | |науки уделяют значительное внимание т. н. | | |"тенденциям", "эволюции", "историческим | | |закономерностям", "законам исторического | | |развития"... все они превратились в прах" . В том же| | |году в "Обзоре циклических концепций | | |социально-исторического процесса" Сорокин | | |воспроизвел этот вердикт, более отчетливо объяснив | | |его причину: "Общественная мысль второй половины XIX| | |века отмечена линейной концепцией | | |социально-исторических перемен... В этих | | |теориях общественный процесс рисовался как нечто | | |движущееся к определенной цели... Так линейная | | |концепция приобрела характер эсхатологической | | |интерпретации социально-исторического процесса" . | | |Этот приговор вполне понятен как сублимация | | |по-своему пережитого социально-исторического и | | |личного опыта начала XX в. Озадачивает лишь одно - | | |какая-то отстраненность, если не отрешенность, от | | |всего того, к чему философ десятилетиями был | | |теоретически и практически сопричастен. С этой | | |ментальной особенностью Сорокина нам еще предстоит | | |встретиться. | | |Еще откровеннее Сорокин писал: "Несмотря на нашу | | |склонность видеть во всем определенные | | |закономерности, несмотря на наше желание верить в | | |неизвестные силы, которые создают историю | | |человечества и ведут нас к определенной цели... | | |"коммунистического"... социалистического рая, | | |предписанного историей, разумом или абсурдом | | |"теоретиков прогресса".., мы вынуждены заключить, | | |что такому "финализму" и "эсхатологии" нет серьезных| | |оснований" . | | |Итак, "прощай, оружие" детерминизма, эволюции, | | |прогресса, в том числе и некогда естественной для | | |бывшего эсера социалистической идеи, к которой он | | |еще | | |относился серьезно (в тексте без кавычек, в отличие | | |от | | |ироничного "коммунизма"), но уже не разделял. Чем же| | | | | |Сорокин заполнил идейный вакуум? | | |"Исторический процесс, - писал он, - скорее напо- | | |минает мне человека, который вращается во всех | | |направлениях без определенной цели и пункта | | |назначения... | | |вопреки моему желанию видеть в истории этапы посту- | | |пательного, прогрессивного развития, я неизбежно | | |терп- | | |лю неудачу... я вынужден удовлетвориться более | | |коррек- | | |тной концепцией бесцельных исторических флуктуации".| | | | | |Это почти дословные шпенглерианские констатации | | |релятивистского, если не агностического, толка. | | |Теперь Сорокин против теорий прогресса,поскольку они| | |- "ценностные суждения - они обречены быть | | |субъективными и, соответственно их логической | | |природе, никогда не могут быть научными | | |констатациями. Если социология хочет быть наукой | | |точной, ей надо освобождаться от ценностных | | |суждений" . Отныне философ предпочитает мудрость | | |Экклезиаста: "Ничто не ново под Луной". Вместе с | | |мутной водой "линейного" и "эсхатологического" | | |прогресса из ванны выброшен еще недавно родной и | | |вполне здоровый ребенок социального детерминизма, | | |родовой целостности общества, возможности оценивать | | |его с позиций противоречивой эволюции творческой | | |природы человека, смысла его культуры и цивилизации.| | | | | |Но если бы это было все, к чему пришел Сорокин, | | |это означало бы - по крайней мере для него - "смену | | |жезла на капусту", конец социологии как довольно | | |"за- | | |нудного" регистратора социальных изменений. Однако | | |философ, который под прессингом мачехи-судьбы и | | |холодного саентизма подавлял всегда присущее ему | | |страстное желание быть мыслителем - идеологом не | | |каких-нибудь обывательс- | | |ких "изменений", а именно социального прогресса, по | | |определению не мог быть последовательным. Отойдя от | | |принципа надбиологического, социального детерминизма| | | | | |он апеллировал к иным, несоциальным типам детермина-| | | | | |ции, но теперь усматривал их не в бихевиоризме, а в | | |отвергаемых ранее фрейдовских "базовых инстинктах". | | |Эта новая когнитивная возможность сполна реализо- | | |вана в своеобразном некрологе бурному 1917 г. - "Со-| | | | | |циологии революции" (1925). Ею автор анонсировал, | | |что | | |цель его анализа - "не хвала, не хула, не апофеоз, | | |не | | |проклятие революции, а рассмотрение ее во всех | | |реали- | | |ях" .В интерпретации Сорокина эти реалии имеют | | |вполне | | |"натуралистический" характер, и причину социальных | | |революций он усматривает в подавлении “базовых | | |инстинктов”. "Постановка грандиозной драмы, комедии | | |или | | |трагедии революции… предопределена первым долгом | | |репрессированными врожденными рефлексами" . В этом | | |"что-то слышится родное": Фейербах усматривал | | |причину неудачи революции 1848 г. в "картофельной | | |диете" повстанцев, а панацею - в фасоли. | | |Таковы, с точки зрения материализма подобного рода, | | |подлинные причины резолюций. Позднее Сорокин, уходя | | |от фрейдизма, интерпретировал социальные революции | | |как аномалии: Революционные прожекты - это всего | | |лишь утопия, возникающая в разорванном сознании де- | | |морализованного человека, и появляются они как | | |побоч- | | |ный продукт распавшейся культуры переходного перио- | | |да . | | |В таком контексте становится понятной констатация | | |Сорокиным того обстоятельства, что "дорога к | | |социальной революции открыта идеями... Маркса" , | | |однако | | |"70 лет, которые пролетели со времени выпуска | | |"Комму- | | |нистического манифеста" Маркса, не оправдали его | | |про- | | |рочество" . | | |Приходится констатировать, что в противоречии с | | |собственным исходным принципом социологии как знания| | | | | |о нэббиологическом Сорокин предложил модную на- | | |турфилософию революции как сублимации подавленных | | |и маргинальных инстинктов Ему была неведома ее со- | | |циальная природа и признанная им роль марксизма в | | |революции не стала предметом сущностного анализа. По| | | | | |су. и Сорокин отказался признать закономерный | | |характер | | |поражения своей "партии.) (в широком смысле). Бывший| | | | | |социалист-революционер отрекся от революционной | | |"прав- | | |ды", отныне усматривая в ней нечто инстинктивное, | | |"низ- | | |шее", "маргинальный прожект" и противопоставив ему | | |эволюционную перспектнву. | | |Однако непоследовательный философ не был бы со- | | |бою, если бы наряду с сомнениями в "непрерывном | | |творчестве истории" не увидел в революции нечто | | |боль- | | |шее, чем экклезиастову "суету сует" и бурные, хотя и| | | | | |бесцельные "изменения во всех направлениях", марги- | | |нальное "восстание масс" Он пишет и о трех законо- | | |мерных фазах революции - изначальном неизбежном | | |насилии, последующей реакции, наконец, "нормальной" | | |конструктивной" фазе, которая приводит революционный| | | | | |хаос в эволюционное русло. Принципиально это уже | | |нечто большее, чем натурализм и тем более индетерми-| | | | | |низм, но и далекое от фатального, линейного, | | |эсхатоло- | | |гического прогресса. | | |Такое движение мысли между Сциллой и Харибдой | | |вернуло Сорокина к идее нелинейной эволюции, которая| | | | | |была периферийной для его русского этапа и выходила | | |за пределы конто-спенсеровской парадигмы. Теперь он | | |акцентирует внимание на "забвении иной, циклической | | |концепции социальных перемен и исторического | | |процесса" и | | |приветствует стремление уделять "большее внимание | | |повторениям, ритмам и циклам" . Среди предтеч этого | | |направления философ указал на Экклезиаста, Конфуция,| | |Платона, Сенеку, Макиавелли, Вико. Но среди них - | | |явно избирательно и тенденциозно – нет автора | | |энциклопедии спиралевидно восходящего "мирового | | |духа" (Гегеля), ни буревестника концепции "великого | | |возвращения" (Ницше), ни принципиально новой и самой| | |влиятельной, по его признанию, марксовской | | |циклической теории (она будет признана позднее, на | | |закате "гарвардского" этапа). Маркс еще не вошел в | | |эту "та- | | |бель о рангах", по мнению Сорокина, как автор | | |концеп- | | |ции линейного, эсхатологического и к тому же | | |"локаль- | | |но-темпорального", т. е. не имеющего социально-фило-| | | | | |софского статуса прогресса. | | |К сожалению, цикпизм Сорокина этого периода доста- | | |точно неопределенный, если даже абстрагироваться от | | |его | | |"фигуры умолчания" относительно названных великих | | |имен этого направления. Так, среди упомянутых Платон| | | | | |обращен к исходному "золотому веку", а "Вико идет не| | | | | |по замкнутому кругу, а по спирали, что означает не | | |вечное повторение одного и того же, пусть и в разных| | | | | |формах, а в целом движение вперед... практически для| | | | | |своего времени у него была концепция восхождения". | | |Адекватность такого вывода выверена специальным ана-| | | | | |лизом "Оснований новой науки о природе наций" Дж. | | |Вико . | | |Впрочем, у Сорокина этого периода была идея, кото- | | |рая ярче других свидетельствует о его эклектизме, | | |тя- | | |готении одновременно к крайностям агностицизма и фа-| | | | | |тализма. В работе "Социальная мобильность" (1927) - | | |теоретическом апофеозе того времени - он писал: "Ве-| | | | | |роятно, в истории и есть некая трансцендентная цель | | |и | | |и невидимые пути движения к ней, но они еще никем | | |неустановлены" . Это звучит вполне в духе, казалось | | |бы, | | |неприемлемой для Сорокина эсхатологии, но в | | |контексте | | |его мировидения означает неистребимый порыв к проры-| | | | | |ву за пределы плоского саентизма и эвристически бес-| | | | | |плодного, "маятникового" варианта циклических | | |представ- | | |лений. | | |Социально-исторические и биографические циклы Со- | | |рокина явно не совпадали. В 1930 г., в разгар | | |начавше- | | |гося в США мирового социально-экономического и идей-| | | | | |но-политического кризиса, вползания мира в новую | | |гло- | | |бальную катастрофу, он прощается, наконец, с уделом | | |эмигрантского маргинала и не только включается в | | |аме- | | |риканскую интеллектуальную элиту, но и становится ее| | | | | |наиболее авторитетным представителем и статусным | | |гла- | | |вой социологического комплекса Гарвардского | | |универси- | | |тета. В 1937-1941 гг. вышла фундаментальная четырех-| | | | | |томная "Социокультурная динамика", в 1941 г. - блис-| | | | | |тательный труд "Кризис нашего времени", в 1947 г. - | | |"Общество, культура и личность: их структура и | | |динами- | | |ка", в 1957 г. - "Социальная и культурная динамика",| | | | | |в 1964 г. - "Главные тенденции нашего времени", | | |"Современные социологические теории" - 1986 г. | | |Гарвардский период - это время отчетливой устрем- | | |ленности Сорокина к обоснованию социально-философс- | | |кой системы как завершенной целостности и в этой | | |связи - решительное дистанцирование от недавних "со-| | | | | |товарищей" его трудов и... существенная коррекция | | |от- | | |ношения к -своему неизменному оппоненту Марксу. | | |Прежде всего Сорокин сполна расплатился по счетам | | |своей саентистской и позитивистской "совести" в | | |любых | | |ее ипостасях. Он пренебрежительно отозвался о | | |прагма- | | |тизме: "Джон Дьюи. Ну, прочел одну его книгу. Прочел| | | | | |другую. Прочел, наконец, третью. Но в них нет ничего| | | | | |такого!" . Более того, всегда чуткий к | | |политико-идеологичес- | | |кому камертону социологии Сорокин прямо обвинил | | |праг- | | |матизм и его европейское "свое другое" - эмпириокри-| | | | | |тицизм - в том, что их кредо - "истинно то, что | | |полез- | | |но" - стало одним из идейных предтеч Сталина и Гит- | | |лера отверг все виды натурализма и вернулся к | | |принципу | | |гуманизма. С ним, писал он, равно несовместимы | | |"либи- | | |до Фрейда, экономические факторы Маркса, "реликты" | | |Парето и многое др. Человеческая история (в их | | |интер- | | |претации. - И. Л.) оказывается ничем иным, как | | |посто- | | |янным взаимодействием космических лучей, солнечных | | |пятен, климатических и географических изменений, | | |био- | | |логических сил, стимулов, инстинктов, условных и | | |безус- | | |ловных пищеварительных рефлексов, физико-экономичес-| | | | | |ких комплексов. Именно эти силы, а не человек, | | |-став- | | |ший лишь глиной, являются творцами всех исторических| | | | | |событий и создателями культурных ценностей. Сам же | | |человек как воплощение надорганической энергии, мыс-| | | | | |ли, совести, сознания, рациональной воли играет | | |незна- | | |чительную роль в разворачивании этой драмы. В наших | | |"научных" изданиях его оттеснили за кулисы, чтобы он| | | | | |был игрушкой в руках слепых сил... он всего лишь | | |марионетка... человек падает с величественного | | |пьедес- | | |тала абсолютных ценностей" . По анало- | | |гии с критикой Сорокиным прагматизма и эмпириокрити-| | | | | |цизма можно заключить, что эти "натуралистические" | | |направления (среди них - и марксистское) объективно | | |ответственны за "кризис нашего времени", "опуская | | |человека до уровня материи и ее составляющих", до | | |"экономического тела Маркса" . | | |Итак, гимн гуманизму, признание человека как само- | | |цели и абсолютной самоценности - такова точка опо- | | |ры построения новой социально-философской картины | | |структуры и динамики социума. С точки зрения филосо-| | | | | |фа, человечество - это целостность, в которой "родо-| | | | | |вой и многогранный лото одновременно и нераздельно | | |экономический, политический, религиозный, этический,| | | | | |художественный, частью рациональный и утилитарный, | | |частью нерациональный и при всем этом отличающийся | | |непрестанным взаимодействием всех этих аспектов". | | |Дефицит целостного, системного подхода блокирует | | |познания социума, и в этом смысл замечания в адрес | | |Тойнби: "Цивилизации Тойнби являются не интегральной| | |системой, а простым конгломератом различных | | |цивилизационных объектов, объединенных только | | |своего рода соседством, а не причинными и существен-| | | | | |ными связями" . Сорокин пошел дальше, | | |рассматривая социум как "целостное социокультурное. | | |пространство" "логико-смыслового упорядочения | | |хаоса... | | |упорядочивающим элементом служит здесь... тождество | | |смысла... если единообразие явлений является общим | | |знаменателем причинно-следственных связей, то при | | |логико-смысловом единстве этот знаменатель - глав- | | |на и смысл, или идея" (Социальная и культурная дина-| | | | | |мика (главы из книги). М., 1999, с. 11). | | |Как видим, почти неразменный сорокинский примат | | |идеи обретает, наконец, характер тождества с | | |системооб- | | |разующим ядром социума - его ценностно-ориентиру- | | |ющим смыслом. Родовой и инвариантный он разверты- | | |вается, как "индивидуальности", в трех основных, | | |гос- | | |подствующих на различных этапах или сосуществующих | | |интегративных социокультурных суперсистемах - иде- | | |аииональной (иррациональной, трансцендентной), чув- | | |ственной (рациональной, имманентной) и | | |идеалистической | | |(совмещающей первые два начала). Казалось бы, они и | | |определяют структуру и динамику социума как единого | | |соцг-окультурного пространства, обусловливая | | |необходи- | | |мость трансформации предмета социологии в единую, | | |интегративную социокультурологию, или | | |культурсоциоло- | | |гию. | | |Однако в применении этой методологии Сорокин стол- | | |кнулся с определенными затруднениями как структурно-| | | | | |го, так и динамического характера. | | |Прежде всего загадочным остался феномен "неинтег- | | |рясованных и дезинтегрированных скоплений", в | | |которых | | |"нельзя найти взаимозависимость" . Хотя Сорокин | | |усматри- | | |вал в этом наблюдении "новую постановку проблемы", | | |но это лишь ее постановка. Пока проблема ее систем- | | |1-с-генетической интерпретации не решена, постулат | | |со- | | |циума как целостного социокультурного пространства | | |остается под сомнением и не обладает достоинством | | |всеобщности. | | |Ради девственной доктринальной чистоты сзоей сис- | | |темы Сорокин не счел возможным прибегнуть к аргумен-| | | | | |тации русского периода - различению духовной культу-| | | | | |ры и ее "застывшей формы" - цивилизации, в которой | | |действуют "иные закономерности", в том числе и "эко-| | | | | |номического тела" марксизма. Отсюда целостность как | | |тотальный принцип оказалась под угрозой даже в | | |приме- | | |нении к западному культурно-цивилизационному | | |комплексу. Последнее столь же тривиально, сколь | | |неясно, что остается от целостности наличной | | |западной социокультурной системы. | | |Удобно, к примеру, объявить социальные революции | | |"несистемным" феноменом, но этим не снимается про- | | |блема ее детерминации. | | |Вообще методология, которая доктринерски строит мир | | |в соответствии с априорными принципами, а не выводит| | | | | |их из мира, бессильна в рациональной интерпретации | | |до- | | |и несистемных объектов и процессов. Неясными | | |остались | | |и детерминация специфических смыслов различных су- | | |перкультур, их взаимодействие, межцивилизационные | | |'контакты. | | |Немало вопросов вызывает сорокинское видение ди- | | |намики суперсистем. Если даже прибегнуть к его ис- | | |ходному положению о том, что цивилизация - это | | |объек- | | |тивированная культура, в которой действуют иные, | | |"отяг- | | |ченные материей" закономерности, то как объяснить | | |ге- | | |незис, расцвет, упадок и гибель социокультурных | | |систем? | | |Шпенглерианский цикл - детство, зрелость и смерть | | |культур - философ отвергает как "натуралистический" | | |. В негативных терминах он констатирует, | | |что кризис нашего времени - "не в противопоставлении| | | | | |либо демократии и тоталитаризма, либо капитализма и | | |коммунизма, либо национализма и интернационализма, | | |деспотизма и свободы... этот кризис заключается в | | |рас- | | |паде основополагающих форм западной культуры и об- | | |щества последних столетий" . Но почему | | |этот системообразующий смысл обусловливал восхожде- | | |ние Запада (Возрождение, Просвещение, промышленную | | |революцию и т. п.), а ныне влечет его к жалкому жре-| | | | | |бию упадка и распада? Абсолютизация этого принципа? | | |И вновь неразрешимые на этой методологической почве | | |"почему". | | |Кажется, Сорокин не замечал этих противоречий и | | |пределов своей методологии. "Наша теория и диагноз, | | |- | | |писал он, - не являются разновидностями ни одной из | | |выше описанных концепций - ни умеренно линеарной, | | |ни революционно прогрессивной, ни циклично-западно- | | |разлагающейся. Теория, построенная здесь, стоит | | |особ- | | |няком безотносительно к какой-либо популярной ныне | | |социальной философии. Она не нуждается ни в одобре- | | |нии, ни в поддержке, так как ноги у нее крепче и | | |стоит | | |она на более прочном основании" . | | |Убеждение в том, что об истинности его концепции | | |нельзя судить по критерию конвенции или | | |популярности, | | |безусловно верно. Но скверно другое: видимо, | | |сомнева- | | |ясь в крепости ее "ног", Сорокин на закате своей | | |твор- | | |ческой биографии уже апеллирует к "Божественному | | |Абсолюту". Как культурный акт это впол- | | |не легитимно, но по существу означает выход за | | |преде- | | |лы научной парадигмы, иной способ интерпретации | | |мира. | | |Философ испытал потребность в том, в чем не нуждался| | | | | |Лаплас. | | |Можно и должно абстрагироваться от этой драмы, | | |вернувшись к лейтмотиву сорокинского | | |интеллектуально- | | |го труда - устремленности к построению интегративнсй| | | | | |социокультурной системы. Действительно цельная в | | |сво- | | |их мировоззренческих основаниях она обнаруживает | | |лишь | | |тенденцию к интеграции социально-гуманитарного зна- | | |ния, которая блокируется односторонностью его | | |демиур- | | |гической "идеи", ограничивает эвристический | | |потенциал | | |системно-динамической методологии и обусловливает | | |скорее феноменологический, чем эссенциальный, сущно-| | | | | |стный характер концепции в целом, большую ясность | | |относительно того, что происходит, чем почему, как и| | | | | |какова направленность социальной динамики. | | |Возможно поэтому Сорокин, неизменно веруя в непог- | | |решимость своих взглядов, парадоксальным образом | | |обнаружил прогрессирующее "потепление" отношения к | | |марксизму в течение всего "гарвардского" периода. Он| | | | | |уже не квалифицировал его среди "вульгаризированных | | |и примитивных" социологических теорий и вначале под-| | | | | |черкнул его выводы наряду с Контом, Спенсером и | | |Гегелем как "весьма резонные", "обобщающие", воздал | | |ему "должное", наконец, отметил, что социальное зна-| | | | | |ние оказалось "под огромным воздействием марксистс- | | |кой социологии" . Но теперь Сорокин утверждает, | | |что, хотя марксизм стал "святыней коммунистической | | |революции в России", его "отец" не повинен "в том, | | |что | | |стал объектом религиозно-политического | | |идолопоклонства". | | |В "Социальной и культурной динамике" (1957) содер- | | |жится признание методологической плодотворности | | |теоре- | | |тического освоения "структурно-функциональной | | |интегра- | | |ции" социума. Как справедливо отмечает Ю. В. Яковец,| | | | | |"здесь прежде всего имеется в виду К. Маркс и его | | |учение о "базисе" и "надстройке" (Комментарий к "Со-| | | | | |циальной и культурной динамике". Главы из книги. М..| | | | | |1999, с. 22). В этом пункте Сорокин увидел в Марксе | | |предтечу интегративного направления в постижении со-| | | | | |циума. Но он до конца отказывался признать, что его | | |структуру и динамику можно интерпретировать в | | |контек- | | |сте иного смысла. | | |Наконец, в финале своего творческого пути Сорокин | | |лучше видел обратную тенденцию - движение к | | |собственной парадигме в... советской социологии. | | |Вопреки царящему в ней "диаматовскому раю" | | |(Солженицын) он обнаружил в ней "целый ряд | | |направлений "интегральной" и "идеалистической" | | |социально-политической мысли". Такое признание | | |заслуживает внимания, хотя его "расшифровка" | | |затруднена обычной для Сорокина манерой не ссылаться| | |на первоисточники, давшие основания для такого | | |радикального вывода. Вероятно имеются в виду | | |реальные сдвиги советской социально-философской | | |мысли в таких областях, как антропология, | | |глобалистика, всеобщая история, аксиология, | | |культурология, этика, эстетика, семиотика и др. Было| | |бы благодарной задачей специально проследить | | |корреляцию между постепенным и "из-под глыб" | | |официальной идеологии возвратом советской философии | | |к аутентичному, не искаженному марксизму и | | |"потеплением" Сорокина к его последователям. Но | | |независимо от этого ясно. что "топор вой- | | |ны" с марксизмом "поздний" Сорокин зарыл. | | |Многое, очень многое сближает нас с | | |российско-американским мыслителем. Мы, вышедшие из | | |шинели закрытого общества, отчасти повинны в том. | | |что наши идеи формировались в режиме не прямого | | |диалога, а так называемой критики буржуазной | | |философии, не всегда что греха таить – | | |доброжелательной. | | |Абстрагируясь от перипетий изначального и в принципе| | |непреходящего отчуждения Сорокина от Маркса, его | | |гамбургский счет последнему сводится к следующим | | |положениям. | | |• Маркс поставил, но не решил проблему | | |"системосозядания", априорной и законченной | | |социологической доктрины. | | |• Марксовский детерминизм имеет односторонне | | |экономический характер и не способен адекватно | | |"схватить" гуманистическую природу человека. | | |• Формационная методология марксистского анализа | | |социума "работает" в структурно-функциональном | | |измерении, но не способна выявить смыслообразующее | | |ядро социальных систем и циклов их эволюции. | | |• Марксистская концепция общественного прогресса, | | |особенно в его революционной ипостаси, это | | |абсолютизация маргинальных состояний общества и | | |отрицание | | |эволюционного прогресса. | | |• Марксизм - разновидность эсхатологии, | | |наукообразного пророчества конечной цели - | | |"коммунистического рая". | | |Развернутая реконструкция аутентичного марксизма по | | |этим ключевым вопросам была бы небесполезной как для| | |тех, кто поспешил отречься от его "краткого курса", | | |так и для тех, кто не спешит освоить его в свободном| | |от деформаций виде. Однако императивное "краткость -| | |сестра редакции" вынуждает ограничиться тезисами о | | |Марксе. Их структура изоморфна сорокинскому | | |вердикту. | ЗАКЛЮЧЕНИЕ П.Сорокин относится к тому редкому типу ученых, чье имя становится символом избранной им науки. На Западе он давно уже признан как один из классиков социологии XX столетия, стоящий в одном ряду с О. Контом, Г. Спенсером, М. Вебером. Действительно, этот русско-американский социолог сделал огромный вклад в развитие общественной мысли и в развитие социологии как науки об обществе, несмотря на свою неоднозначность. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |