рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Социология рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Социология

Социология

Социология

Содержание работы:

Введение. 3

Структура социологии. 9

Предмет и объект социологии. 14

Заключение. 17

Список литературы: 18

Введение.

Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе

теорий, законов, категорий, принципов и т. п. и выполняет особые функции по

отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений,

те или иные явления, процессы, в общем все общество. Существует

определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями

науки. Если, абстрагируясь от других наук и от понимаемых в широком смысле

потребностей практики, то нельзя не уяснить функции отдельной науки. Именно

потребности практики выдвигают на каждом этапе жизни общества новые

требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Но

современное общество—не механическое соединение различных механизмов

управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики,

экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний,

которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и есть

социология — наука об обществе.

Что же и как изучает социология? Социология (фр. sociologie, латин.

Societas — общество и греч.— Logos — наука об обществе) — наука об

обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т.

п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие

социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником

позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология

обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии

непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением

социологии от философии. Дело в том, что к середине XIX в. потребности

социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе

требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений. И в ответ

на потребности формирования гражданского общества возникает социология.

Ведь шел процесс становления общества, утверждавшего торжество прав и

свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность,

гражданина вместо привычного нормативного порядка феодально-абсолютистского

устройства общества с его жесточайшей тотальной регламентацией общественно-

политической, экономической и духовной жизни людей. Расширение пределов

свобод и прав человека, существенное увеличение возможностей выбора

пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей,

социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного

использования приобретенных прав и свобод. Но и свободная конкуренция в

экономике, политике, духовной сфере поставили в прямую зависимость

результативность деятельности предпринимателей — от умения и использования

знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей и т.

п. И отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать общество,

основу социального взаимодействия людей с целью рационального использования

свободы самоорганизации стала социология.

Ведь социология изучала общество, социальные отношения и социальные

общности, их деятельность, а философия хотя и изучает личность и социальные

общности как объекты и субъекты деятельности, но делает это на высоком

уровне обобщения — на уровне раскрытия их сущности, а не в развертывании

сущности в действительности, выявлении жизни во всем ее противоречивом

существовании как это делает социология. Постепенно, по мере накопления

социальных знаний, происходил рост теоретических социологических концепций,

каждая из которых обосновывала определенный аспект социальных отношений,

давала интеграцию социального, выступающего главенствующей категорией

социологии. Используя разнообразные методы научного познания, социология

осмысливает общество, общественную жизнь не как предельно общую

абстрактность, а как реальность, пытаясь с достаточной полнотой уловить и

выразить в положениях, теориях ее многоцветье и внутреннюю неоднородность.

Социология как определенный тип знаний об обществе выходя из недр

социальной философии, перенимает философскую культуру, признавая особое

значение теоретического обобщения, целостного концептуального осмысления

социальных явлений. Вместе с тем, социология стремится к преодолению той

ограниченности, которую обнаруживает философия при анализе реальных

социальных проблем. Внутри социологии складываются течения: позитивизм —

сводивший социальное к природному, антипозитивизм — настаивающий на

специфике социального.

Анализ зарубежных источников показывает, что чаще всего социология

определяется как наука о различных социальных общностях, социальных

группах, их поведении, отношениях между ними и внутри них. Одни

американские социологи определяют социологию как науку об обществе,

социальных группах и социальном поведении. Другие считают, что социология

изучает не изолированных индивидов, а людей в общностях или в социальных

условиях. Цель такого изучения —понять и объяснить причины социального

поведения или взаимодействия социальных общностей и групп и их результаты.

По мнению бельгийского социолога Миха де Костра, социология изучает

отношения между людьми, складывающиеся в процессе их деятельности. Да,

социология ставит целью дать ответы именно на жизненные вопросы людей. Ведь

в современных условиях многие люди испытывают чувство страха. Они боятся

возможности ядерной войны, перспективы безработицы, хрупкости человеческих

отношений. И что делает их страх особенно ужасным — это то, что они ничего

об этом не знают. Социология и ставит целью: помочь людям разобраться самим

в сложных проблемах жизни. Ведь социология — это понимание общества. Люди,

создающие общество, в котором живут, несомненно, имеют возможность изменить

его, преобразовать, но прежде познав. И здесь-то на помощь приходит наука

социология.

Современная социология — это множество течений и научных школ, которые по-

разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что

такое социология. Существуют различные определения социологии как науки об

обществе. «Краткий словарь по социологии» дает определение социологии как

науки о законах становления, функционирования, развития общества,

социальных отношений и социальных общностей. «Социологический словарь»

определяет социологию как науку о законах развития и функционирования

социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как

механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между

общностями, между общностями и личностью. В книге «Введение в социологию»

отмечается, что социология — это наука, в центре внимания которой находятся

социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция развития.

Каждое из определений имеет рациональное зерно. Большинство ученых склонны

полагать, что предметом социологии есть общество или определенные

общественные явления. Однако, здесь можно возразить. Общественные явления

изучаются не только социологией, но и рядом других наук — теорией права,

политической экономией, историей, психологией, философией и др. Социология,

в противоположность специальным наукам, изучает не те или иные социальные

явления, отдельные специальные стороны или ряды общественных явлений, а

изучает наиболее общие родовые их свойства, которые не изучаются ни одной

из них. Политэкономия изучает только хозяйственную деятельность общества.

Правовые отрасли знаний исследуют только право. Теория искусства — только

искусство и т.п. Ни одна из наук не изучает те общие свойства, которые

имеются в хозяйственных, правовых, художественных и религиозных явлениях и

т. п. А ввиду того, что они есть частными видами общественной деятельности,

то у всех должны быть общие родовые черты и в жизни должны проявляться

общие всем социальным явлениям закономерности. Вот эти-то наиболее общие

свойства и закономерности, свойственные всем социальным явлениям и не

изучаемые ни одной социальной наукой, и есть ближайший объект социологии.

Следовательно, социология — это наука о родовых свойствах и основных

закономерностях общественных явлений. Социология не просто выбирает

эмпирический опыт, то есть чувственное восприятие единственным средством

достоверного познания, общественных изменений, но и теоретически обобщает

его. С появлением социологии открылись и 'новые возможности проникновения

во внутренний мир личности, понимания ее жизненных целей, интересов,

потребностей. Однако социология изучает не человека вообще, а его

конкретный мир — социальную среду, общности, в которые он включен, образ

жизни, социальные связи, социальные действия. Не уменьшая значения

многочисленных отраслей общество-знания, все же социология уникальна

способностью видеть мир как целостную систему. При чем система

рассматривается социологией не только как функционирующая и развивающаяся,

но и как переживающая состояние глубокого кризиса. Современная социология и

пытается изучить причины кризиса и найти пути выхода из кризиса общества.

Основные проблемы современной социологии — выживание человечества и

обновление цивилизации, поднятия ее на более высшую ступень развития.

Решение проблем социология ищет не только на глобальном уровне, но и на

уровне социальных общностей, конкретных социальных институтов и

объединений, социального поведения отдельной личности. Социология — наука

многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм,

макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического

знания.

Что же представляют макро- и микроуровни социологии? Мокро-социологический

уровень означает ориентацию на анализ социальных структур, общностей,

больших социальных групп, слоев, систем и процессов в них происходящих.

Социальная общность, выступающая объектом макросоциологического анализа,—

это цивилизация и наиболее крупные ее образования. Макросоциологический

подход не требует детального рассмотрения конкретных проблем и ситуаций, а

нацелен на их комплексный охват. Макросоциологический подход к явлениям

связан с общественными мировыми системами и их взаимодействием, с

различными типами культур, с социальными институтами и общественными

структурами, с глобальными процессами. Макросоциологический подход к

явлениям интересует общество как целостный социальный организм. В отличие

от макро- микросоциология анализирует социальные процессы в отдельных

сферах общественной жизни и социальных общностях. Микросоциология обращена

к социальному поведению, межличностному общению, мотивации действий,

стимулам групповых, общностных поступков и т. п.

Социология — наука о становлении, развитии и функционировании социальных

общностей, о социальных процессах и социальных отношениях между общностями,

между общностями и личностью, наука об обществе и общественных отношениях.

Структура социологии.

Структура любой науки всегда обусловлена теми задачами, которые она. ставит

и теми функциями, которые она выполняет в обществе. Социология не

исключение. Ее структура обусловлена, во-первых, тем, что социология решает

научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной

действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального

развития, разработкой социологических концепций, методологии и методов,

приемов социологического исследования, анализа. Теории и концепции,

разработанные в сфере формирования знаний о социальной действительности, и

образуют теоретическую, фундаментальную социологию. Во-вторых, социология

изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности,

анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на

социальные процессы. Следовательно, теоретическая и прикладная социология

различаются не по объекту и методу исследования, а по той цели, которую они

ставят, решают ли научные или практические проблемы.

Социологические знания — единство теории и. практики. Теоретические

исследования объясняют социальную реальность на уровне общих и

специфических тенденций ее функционирования и развития. Ориентирует на

выявление механизмов действий законов, форм их проявления. Эмпирические

социологические исследования связаны с конкретной развернутой информацией

относительно тех или иных явлений и процессов, опираются в отличие от

теоретических исследований, проводимых с помощью общенаучных методов, на

статистический анализ, методы конкретных социологических исследований

(опросы, социологические наблюдения, изучение бюджета времени и т. п.).

Между теоретическим и эмпирическим знанием нет абсолютной грани.

Теоретические знания — знания универсальные, эмпирические фактофиксирующие.

Теоретические знания опираются на эмпирическое, не существенное

преобладание эмпирических компонентов исследования над теоретическими

компонентами не есть показатель высокого уровня развития науки. Законом

развития науки всегда остается преобладание знания теоретического над

знанием эмпирическим. Теоретические знания определяют в конечном итоге,

прогресс любой науки, а, следовательно, и социологии.

Эмпирические исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные.

Фундаментальные социологические исследования ставят цели развития и

совершенствования научных представлений об изучаемом предмете.

Прикладные исследования посвящаются разрешению какой-либо конкретной

социологической проблемы.

На основе теоретического и эмпирического изучения различных социальных

систем социология может давать ценные практические рекомендации и

обоснованные прогнозы. Теоретическая и прикладная социология, базируясь на

конкретных социологических исследованиях, не противостоят одна другой, а

составляют единство, взаимное обогащение.

Теоретическая социология — совокупность многообразных концепций,

разрабатывающих аспекты социального развития общества и дающие им

интерпретацию. Единственной концепцией, объединяющей специфику протекания

социальных процессов и закономерностей развития общества. признавался

марксизм, а именно — исторический материализм. Вот почему теоретическую

социологию зачастую прямо отождествляли с историческим материализмом. В

действительности же человечество выработало огромное количество теорий и

концепций, объединяющих закономерности и специфику развития человеческой

цивилизации. Уже в середине XX века широко распространяются концепции

социальной стратификации, индустриального общества, конвергенции и другие.

Конечно же, теоретическая социология — это множество возможных течений,

школ, направлений со своих методологический позиций объясняющих специфику

развития общества. Что же касается марксизма, то он есть одним из

направлений, которые во главу угла ставят приоритет экономических факторов

в развитии общества. Специальные же социологические теории — это отдельные

сферы социологического знания, которые имеют предметом исследования

относительно самостоятельные, специфические подсистемы общественного целого

и социальных процессов. Изучая те или иные основные закономерности развития

общества теоретическая социология может и не формулировать то, каким

образом в тех или иных условиях развиваются различные социальные общности,

социальные институты и социальные процессы. Именно, поэтому-то в структуре

социологии огромное значение имеет ее средний уровень, то есть относительно

самостоятельные теоретические подсистемы. Относительно самостоятельные

теоретические подсистемы призваны, во-первых, установить объективные

взаимосвязи предметной сферы (труд, семья, социальные группы, слои и т. п.)

с целостностью общественной системы; во-вторых, выявить специфические для

предметной сферы внутренние взаимосвязи и закономерности. Социальные

социологические теории дают ответы на актуальные проблемы современности.

В современном мире существует большое разнообразие специальных

социологических теорий. Идея их разработки и сам термин принадлежат

американскому социологу Роберту Мертону. Но возникли теории значительно

раньше. Они изложены в трудах классиков социологии Макса Вебера, Эмиля

Дюркгейма и др. Развитие специальных социологических теорий в XX веке

связано с именами крупнейших социологов Карла Ман-гейма, Теодора Адорно,

Толкотта Парсонса, Поля Лазарсфельда и др. Специальные социологические

теории система отраслей знаний социологии, которые изучают особые формы и

сферы социального бытия и социальную реализацию форм общественного

сознания, их общие, а особенно специфические закономерности

функционирования и развития. В отличие от социологической теории, основная

функция которой состоит в рассмотрении социальных процессов и явлений, форм

и видов общественного бытия и общественного сознания на уровне общества,

специальные социологические теории рассматривают их на уровне конкретных

социальных институтов и систем. Каждая социологическая теория рассматривает

ту или иную сферу, социальную общность или социальный процесс как

относительно самостоятельную систему с ее общими и специфическими связями,

характеристиками, условиями происхождения, функционирования и развития.

Определенная специальная социологическая теория рассматривает какой-либо

социальный объект как особый социальный институт функционирующей социальной

системы в общей системе социальных отношений. Так, труд рассматривается как

сложный социальный процесс в пределах социологии труда. Моральная система

любого общества изучается социологией морали. Особенности образовательной

системы изучаются социологией образования. Управление как социальная

система изучается социологией управления и т. д.

В современной социологии выделяется несколько групп социально-

психологических теорий. Во-первых, специальные социологические теории,

изучающие основные формы и виды человеческой деятельности (социология

досуга, труда, быта и т. п.). Во-вторых, специальные теории, возникшие на

стыке социологии и гуманитарных наук. Это — социология права, экономическая

социология, социология политики, социология культуры, социология религии и

т. п. В-третьих, теории, характеризующие социальную структуру общества, ее

элементы и взаимодействие между ними. Это социологические теории классов и

социальных групп, социология города и деревни и т. п. В-четвертых,

специальные социологические теории, которые изучают деятельность социальных

институтов. Это социология управления, организации, социология семьи,

социология образования, науки и т. д. В-пятых, теории отклонения поведения

и аномальные явления и т. п.

Конечно, же, главной задачей любой специальной социологической теории —

изучение и объяснение социальных явлений и функций социальной системы.

Специальные социологические теории — самостоятельное социологическое

познание в силу специфики предмета исследования и отношения к изучающему

объекту.

Предмет и объект социологии.

Что же представляет объект и предмет научного познания социологии?

Совпадают ли объект и предмет социологии? Нет, не совпадают. Объект любой

науки есть то, на что направлен процесс исследования, а сфера предмета — те

стороны, связи и отношения, составляющие объект изучения. Объект

социологии, как и других общественных наук — социальная реальность, а

поэтому социология — наука об обществе. Но еще недостаточно для определения

предмета социологии. Это лишь определение объекта исследования, который

часто совпадает с объектом других общественных наук (история, этнография,

право, философия и др.). Социология наука о целостности общественных

отношений, обществе как целостном организме; о социальной системе.

Естественно, объектом социологии и есть определенная сфера

действительности, обладающая относительной завершенностью и целостностью.

Ведь, известно, различными объектами наук выступают природа и общества,

которые соответственно и изучаются естественными и социально-гуманитарными

отраслями знаний. Каждый из объектов тоже «расчленяется» науками на

отдельные части, фрагменты, которые становятся их предметами. Вопрос о

соотношении объекта и предмета социологии как науки состоит в том, как

понимать общество, процесс его функционирования и развития в качестве

объекта гуманитарного знания. Ведь широко распространен взгляд на общество

как на определенную общественно-экономическую систему, определенную ступень

развития человеческой цивилизации. Дело в том, что основной порок в

понимании общества состоит в том, что общество представляется в виде базиса

и надстройки, совокупность экономической, социальной, политической и

духовной сфер. Но здесь-то выпадают из поля зрения теории об обществе и,

прежде всего, самый важный, главный объект—человек, его потребности,

интересы, ценностные ориентации. Между тем, история есть не что иное как

деятельность человека осуществляющего свои цели. Сведение ее к

взаимодействию базиса и надстройки, состязание различных социально-

экономических систем, ступеней развития цивилизации обрекает на

абстрактное, одномерное видение общества, на безальтернативный взгляд на

его развитие. Здесь-то и таятся истоки экономического признания

игнорирования личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира

культуры. Здесь-то и важно определять общество как совокупность социальных

общностей, слоев, групп, индивидов, а саму историю как деятельность людей,

преследующих определенные цели. Люди ставят самые разные цели и

руководствуются ими в своей жизни. Именно цели есть специфическая черта

деятельности человека. Целеобразная деятельность включает множество

различных, органично связанных между собой элементов. Сознательная

деятельность в силу внутреннего содержания имеет и противоречивый и

динамичный характер. Это проявляется, прежде всего в том, что люди, получив

определенный результат корректируют на его основе свою последующую

деятельность с тем, чтобы достигнутое максимально совпало с желанием.

Происходит, хотя и крайне противоречиво, исторический процесс

рационализации деятельности людей. Идея рациональности нашла обоснование и

развитие в трудах многих мыслителей, которые связывали переход к высокой

ступени развития общества с разрешением противоречия между стихийностью и

сознательностью.

Конечно же, в конце каждого этапа общественного развития полученный

результат отличается от исходных предпосылок, превращается в новые условия,

средства, которые позволяют ставить иные, более высокие цели. Реализация

высоких целей направлена на удовлетворение возрастающих потребностей чело

века. Свершается постепенный исторический процесс. Если же история есть

деятельность, преследующих свои цели людей, а общество состоит из различных

социальных общностей людей, слоев и групп, индивидов, то крайне важным

становится анализ отношений между ними и внутри их. Особую актуальность

приобретает раскрытие жизнедеятельности личности, социальных общностей,

групп, слоев и индивидов в общественной жизни в их целостности.

Деятельность личности, социальных общностей, групп в общественной жизни и

есть. Предметом исследования социологии. И в современных условиях, когда

усиливаются процессы социальной, политической и хозяйственной деятельности

и концентрации, возрастает многовариантность развития личности и социальных

систем, проблема рациональной деятельности становится актуальной.

Заключение.

Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие

общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую,

описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную,

мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две

группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные.

Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и

конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные

функции раскрывают пути и способы их оптимизации.

Список литературы:

Дюркгейм 3.Р. О разделении общественного труда. Метод социологии - М.

Знание 1990

Зборовский Г.Е. Орлов Г.Г. Введение в социологию. Урал. ун-т 1992

Краткий словарь по социологии - М. БЕК 1989

Осипов Г.В. Социология - М. БЕК 1990

Сорокин П.А.- Человек, цивилизация, общество - М. Знание 1992

Ядов В.А. Размышления о предмете социологии – М. Социс 1990

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты