рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Социология образования и воспитания рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Социология образования и воспитания

Социология образования и воспитания

по разделу учебного плана: Социология образования и

воспитания

Ф.И.О. методиста: __________________________________

С О Ц И О Л О Г И Я О Б Р А З О В А Н И Я

I вариант.

1. Образование как социокультурный феномен.

Образование -это процесс и результат усвоения систематизированных

знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни

и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В

философии понятие "образование" употребляется в значении общего

духовного процесса формирования человека и результата этого процесса -

духовного облика человека. Образование исследуется как культурно-

историческое явление, средство сохранения, передачи и умножения

накоплений духовной культуры человечества, народов, наций.

Психологию интересуют проблемы влияния образования на формирование

личности, ее психики. Социальная психология рассматривает человека в

качестве субъекта учебной деятельности в рамках образования как

социальной организации. Ее интересует, как добиться того, чтобы организация

образования не была чужда человеческой природе, какие законы и социальные

технологии должны лежать в основе организации учебной деятельности, как

система образования должна способствовать самоактуализации и саморазвитию

человека, его нормальному социальному функционированию. Педагогика

понимает под образованием процесс и результат овладения учащимися

системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на

их основе мировоззрения, нравственных качеств личности, развитие ее

творческих сил и способностей.

Социологию интересует социальная сторона образования: как благодаря

образованию человек включается в те или иные социальные группы, занимает

определенные позиции в социальной структуре общества, осваивает и

выполняет разнообразные роли в обществе.

Врожденных социальных программ личности не существует. В обществе не

может быть независимого от общества человека, поведение любого человека

обуславливается и контролируется социальной средой посредством культурных

накоплений, таких как язык общения, социальные институты, традиции,

обычаи и др. В ходе учебно-воспитательного процесса создается уникальная

возможность сохранить и приумножить культурный пласт общества. Образование

выступает историко-культурным феноменом менталитета общества, его

сознания. В образовании создаются предпосылки для выявления и развития

творческих способностей общества, для последовательной передачи

накопленных обществом знаний, умений, культурного наследия всех

поколений.

2. Предмет и объект социологии образования.

Социологию образования интересуют социальные характеристики

образования, влияние на него социальных институтов, социальной макро- и

микросреды. Социология представляет собой целостную систему

социологических знаний, состоящую из 3 уровней:

1. общесоциологический (общетеоретический) уровень;

2. - специальные (частные) социологические теории;

3. - эмпирические социологические исследования.

На базе общих теорий первого уровня основываются специальные (частные)

социологические теории среднего уровня. Сюда относится и социология

образования.

Философская энциклопедия, определяя предмет социологии

образования, делает акцент на анализе его социальной природы: "Социология

образования - отрасль социологии, изучающая образование как социальный

институт, как форму и средство общественной жизни". А.Майер пишет , что

социология образования "...имеет своим предметом социологическое

исследование общих социальных закономерностей образования и воспитания как

социального процесса и их функций на всех уровнях взаимодействия

общественных сил". В.Н.Турченко обращает внимание на приоритет системной

организации образования: "...социология образования имеет предметом своего

рассмотрения системы и подсистемы (элементы) образования в их целостности

и совокупности (общественных) отношений". Обобщением изложенных позиций

является определение Ф.Р.Филиппова: "Социология образова ния есть

специальная социологическая наука, предметом которой является система

образования как социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также

взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом, прежде

всего с его социальной структурой".

Объектом социологии образования является сфера образования как

социальное явление; люди, их объединения и организации в системе

образования. Это та социальная среда, где развертывается функционирование

процессов образования, действуют определенные субъекты в форме

разнообразных учебных занятий (обучая, учась, поддерживая процесс

обучения) в ситуациях, складывающихся в ходе таких занятий, с

определенной системой взаимоотношений людей, с их институциональной и

неинституциональной организацией. Таким образом, объектом изучения

является образование с позиций его социальной природы.

3. Важнейшие концепции социологии образования.

Социология образования рассматривает влияние образования на все стороны

жизни общеста - экономическую, социальную, политическую, духовную ... В

то же время она рассматривает и собственно "образовательные" проблемы:

как функционирует и развивается система образования, насколько она

соответствует требованиям общества, насколько эффективно ее

организационное строение.

Исследования затрагивают такие вопросы, как :

4. соответствие структуры образования актуальным и перспективным

социальным целям, долгосрочным программам общества;

5. пропорциональность морфологического строения структуры образования;

6. влияние результатов образовательных процессов на другие

социальные процессы - профессионально-трудовые, нравственные,

психологические, организационно-технические и другие, т.е. обратная

связь системы образования.

Исследование проблем структуры образования связано с изучением его

социальных функций: передача накопленных знаний, преемственность

социального опыта и духовная преемственность поколений, социализация

личности, ее саморазвитие и самореализация, накопление ею духовного,

интеллектуального, социального потенциала.

Логически оправдано объединение всех исследований в социологии

образования по двум направлениям:

7. внутри институциональное, охватывающее внутренние проблемы образования

как социального института социальные аспекты деятельности субъектов

образования, социальную структуру и функцию системы образования,

социальный статус педагогических работников как социальной группы,

проблемы социального управления системой образования;

8. внешне институциональное, т.е. все исследования социальных аспектов

взаимодействия образования с другими социальными институтами,

производством, наукой, культурой, политикой; связи образовательного

процесса с другими социальными процессами, влияние образования на

развитие социальных отношений и видов социальной деятельности.

Социология образования может быть представлена в виде двух структур:

9. теоретико-концептуальное содержание:

10. основные категории: культура, образование, воспитание, социализация,

учение, личность;

11. направления исследований и концептуализации:

12. социальная детерминация образования, социокультуреая организация сферы

образования, эффективность образования;

13. проблемно-тематическое содержание: культурогенез личности в

образовании, динамика сферы образования, содержание образования,

социальные институты в сфере образования, социальная структура сферы

образования, регуляция и управление образованием, диагностика в

образовании, инновационные процессы в образовании, влияние образования

на другие сферы общественной жизни.

2) технологическая последовательность познавательной деятельности( в ее

основе лежит отражение этапов и результатов познавательной деятельности

):

- теоретическая концепция: гипотезы, категории, законы, принципы;

- методы и технологии: диагностика, моделирование, прогнозирование,

проектирование;

- фактический материал: данные диагностики и прогнозирования;

- проекты и модели социокультурной деятельности.

Образование является открытой социальной системой, оно связано с

другими социальными системами. Процесс образования взаимодействует с

другими социальными процессами и является одним из важнейших механизмов

социализации человеки, продолжающимся всю его жизнь.

4. Развитие социологического знания про образование в Украине.

Современный уровень социологии образования опирается на

социологические идеи М.Вебера, Дж.Дьюни, Э.Дюркгейма, К.Маннгейма,

Л.Уорда, стоявших у истоков зарождения этой науки, и на более поздние

концептуальные идеи зарубежных и отечественных ученых.

Основные направления отечественной социологии образования связаны с

исследовательской деятельностью ряда ученых. Н.А.Аитов исследует

образование как фактор формирования социальной структуры и социальных

перемещений. В.Я.Нечаев исследует образование как социокультурный

процесс. М.Х.Титма изучает роль образования в социальном самоопределении

молодежи. В.Н.Турченко исследует связь революций в образовании с

научно-технической революцией. Социальная политика в сфере образования и

его социальные функции находились в центре внимания Ф.Р.Филиппова.

Образование в жизненных планах и путях молодежи исследовалось В.Н.Шубкиным,

а место образования в потребностях общества и молодежи - Л.Я.Рубиной и

М.Н.Руткевичем.

Становление социологии образования в Украине протекает в направлениях

исследования: социологических проблем высшей школы (В.И.Астахова),

изучения проблем отчуждения личности в процессе образования

(И.Н.Гавриленко), пробле мы студенчества как социальной группы

(Н.Ф.Головатый), педагогического образования как подсистемы социокультур

ной системы образования (В.И.Луговой), системы образования как

института социализации (Н.П.Лукашевич), взаимодействия социальных

институтов высшей школы и производства (Е.А.Якуба) и других. Сделаны

первые попытки систематического изложения социологии образования как

отраслевой социологической науки Ф.Р.Филипповым (Социология образования. -

М., 1980) и В.Я.Нечаевым (Социология образования- М., 1992). Появление этих

книг открыло новые возможности для дальнейшего развития социологии

образования и для утверждения ее в качестве учебной дисциплины высших

учебных заведений.

В социологии образования уже наметился круг проблем, который составляет

остов этой науки. Дальнейшее ее развитие - дело будущего.

5. Социологические методы изучения сферы образования.

Социологические исследования (теоретические, конкретно-социологические)

сферы образования являются одним из наиболее надежных и достоверных

источников социальной информации, используемой для управления этой

сферой, позволяющей реализовать эвристическую, прогностическую и

прикладную функции социологии образования.

Всякое социологическое исследование начинается с анализа документов:

18. официальных: указы и постановления правительства, директивные и

плановые документы министерств и ведомств приказы и распоряжения,

планы работы, материалы печати, личностные документы;

19. неофициальных: мемуары, письма, фотографии, заявления;

20. специальных: анкеты, тесты, протоколы наблюдений.

Среди методов анализа документов выделяется два основных вида:

21. традиционный

22. качественно-количественный (контент-анализ).

Традиционный основывается на анализе материала, логике текста,

обоснованности и достоверности приводимых сведений. Количественно-

качественный анализ основывается на переводе текстовой информации в

количественные показатели с последующей ее обработкой.

Анализом документов социологические исследования в сфере образования

только начинаются. Этот метод помогает составить представление о степени

изученности исследуемой проблемы и выбрать наиболее подходящее сочетание

других методов исследования.

Часто применяется метод НАБЛЮДЕНИЯ, т.е. сбор информации об объекте путем

непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с

точки зрения целей исследования. Наблюдения бывают:

23. систематическое, проводимое регулярно в течение определенного

периода;

24. простое, носящее эпизодический, случайный характер;

25. включенное, когда социолог непосредственно включен в изучаемый учебно-

воспитательный процесс, контактирует и действует совместно с

наблюдаемыми;

26. не включенное, без общей жизнедеятельности наблюдателя с

наблюдаемыми, возможно с использованием для наблюдения технических

средств;

27. кратковременное, в течение 1-2 часов;

28. длительное, в течение ряда лет.

Метод наблюдения не имеет ограничений для сочетания с другими

социологическими методами. Хороший эффект дает сочетание его с методом

опроса.

ОПРОС - это метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в

ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование)

социально-психологического общения социолога и опрашиваемого путем

регистрации ответов на вопросы, вытекающие из целей и задач исследования.

АНКЕТИРОВАНИЕ в исследованиях процесса образования применяется для

сбора информации о массовых социальных явлениях и позволяет получить

значительный объем эмпирической информации в короткий срок и анонимно.

К недостаткам этого метода относится невозможность проконтролировать

ситуацию ответа на вопрос, его самостоятельность и полноту. Преодолеть эти

недостатки помогает метод ИНТЕРВЬЮ, когда информация об исследуемом

объекте получается в процессе личного общения с респондентом по

специально составленному вопроснику. Этот метод дает возможность

уточнять ответы, корректировать содержание и последовательность вопросов,

улавливать эмоциональную окраску, подтексты ответов, что позволяет

получать более глубокую и полную информацию. Недостатками метода

являются высокие требования к социологу-интервьюеру и значительное его

субъективное влияние.

Одним из современных видов метода интервью являются ФОКУСИРОВАННЫЕ

ГРУППОВЫЕ интервью, носящие дискуссионный характер, что стимулирует

расширение взгляда на предмет исследования.

ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС предполагает использование в качестве опрашиваемых

наиболее компетентных лиц (экспертов) исследуемому вопросу. Среди видов

экспертного опроса выделяют анкетирование и интервью, дискуссии, советы,

"мозговые атаки", деловые игры.

Иногда используются психологические методы: ТЕСТИРОВАНИЕ, СОЦИОМЕТРИЯ

и др. Социометрия удачно дополняет метод наблюдения. В основе

социометрического метода лежит опрос какой-либо группы с целью установить

в ней социально-психологические взаимоотношения. Путем косвенных вопросов

выясняют, каким авторитетом, уважением пользуются члены группы друг у

друга, и составляют социометрическую матрицу - таблицу количества и

адресов выбора каждого каждым. Метод наглядно раскрывает структуру

внутри коллективных связей и отношений, но не дает материала для их

причинного объяснения.

СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - это метод сбора информации о характере и

специфике изысканий социально-образовательной деятельности в связи с

воздействием заданных и управляемых факторов. Он предназначен для

проверки действенности внедряемых форм и методов образования,

апробирования новых методов социального управления учебно-воспитательными

процессами, проверки гипотез социологических исследований. В итоге получают

информацию об изменениях поведения обучаемого под воздействием различных

факторов.

Эффективность методов социологического исследования в значительной

степени определяется уровнем профессионализма исследователей, а также

комбинированным применением набора методов, наиболее соответствующих его

целям и условиям проведения.

С О Ц И О Л О Г И Я В О С П И Т А Н И Я

II вариант.

1. Важнейшие императивы воспитания человека.

Важнейшим принципом организации воспитания является его

комплексность и дифференцированный подход. Комплексность означает

необходимость воздействия по возможности на все стороны формирующейся

личности (ее интересы, потребности, разум и эмоции), единство основных

направлений воспитательного процесса - политического, трудового,

нравственного, этического и др. Необходимо максимальное разнообразие

средств воспитательного воздействия, их согласованность, целесообразность

и мера. Наиболее полно и адекватно раскрыть место и роль воспитания в

процессе становления личности помогает адаптивно-развивающаяся концепция

социализации. Она позволяет ориентироваться в воспитательных воздействиях

на целостного человека с учетом конкретных состояний и отклонений на

каждом из его уровней: биологическом, психическом и социальном.

Социализация человека продолжается всю жизнь, и это создает предпосылки

для организации непрерывного воспитания творческой, мобильной личности.

Роль воспитания в развитии и взаимодействии человека и общества

такова:

29. вместе с другими институтами социализации способствовать созданию в

обществе условий для успешного протекания социализации личности;

30. влиять воспитательным воздействием на выработку и тренировку

индивидуального адаптивного механизма личности

31. выступать одним из важнейших средств реализации и оптимизации

процесса социализации, целенаправленно управлять процессом развития

личности

Воспитание - часть процесса социализации, протекающего под

определенным педагогическим контролем. Создание условий для

целенаправленного систематического развития человека как субъекта

деятельности, как личности и индивидуальности придает воспитанию

гуманистический характер. Социализация же, приобщая индивида к

социокультурным ценностям, создает практическую среду, духовное и

предметное пространство воспитания, придавая тем самым воспитанию

реальное жизненное содержание. Адаптивно- развивающая модель социализации

открывает дополнительные возможности для решения основных требований к

воспитанию человека:

32. ориентироваться в воспитании на целостного человека с учетом

конкретных состояний и отклонений на его биологическом, психическом и

социальном уровнях;

обеспечить комплексность воспитания, охват всех сфер

жизнедеятельности индивида;

33. соотносить формы и методы воспитания с периодами социализации

индивида, т.е. осуществлять воспитание дифференцировано;

34. ориентироваться на воспитание творческой, мобильной личности, что

особенно важно в период радикальных перемен в обществе;

35. стремиться к организации непрерывного воспитания, длящегося всю жизнь

человека.

Воспитание - это не просто научение, а воздействие на весь духовный

мир человека, на все "отсеки" его психики, с целью формирования у него в

конечном счете потребности в нужном обществу и самому человеку поведении,

способности к саморегулированию и самовоспитанию.

Чтобы быть эффективным, воспитание должно представлять собой не

просто совокупность, а систему действий, каждое из которых не дублирует,

а дополняет, усиливает другое, корректирует и устраняет недостатки, а

суммарный результат отличается целостностью и гармоничностью.

2. Социальная среда воспитания

Воспитание можно рассматривать как одну из важнейших форм

взаимосвязи между обществом и конкретной личностью.

В социологии под социальной средой понимают отдельные сферы:

политическая, экономическая, социальная и духовная, которые в разной

степени воздействуют на сознание и поведение человека. В совокупности и

взаимодействии они составляют среду жизнедеятельности индивида.

Влияние каждой из сфер на воспитание определяется несколькими

направлениями. Каждая сфера - это совокупность соответствующих условий

воспитания - политических, экономических, социальных и духовных. Они

очерчивают возможности влияния на поведение людей. Каждая из сфер

формирует определенные ожидания к поведению людей. Эти ожидания

преобразуются социальными институтами каждой из сфер в задачи, цели

воспитания по формированию ожидаемых черт и характеристик. С помощью этих

институтов осуществляется обратная связь - оценивается эффективность

воспитания, соответствие его результатов ожидаемому поведению людей.

Воспитание также оказывает влияние на окружающую социальную среду.

Воспитание формирует черты и характеристики личности, которые дают ей

возможность выполнять определенные социальные роли, благодаря воспитанию

социальная среда наполняется субъектами социальной жизни, своими

совместными усилиями изменяющими окружающую среду. Воспитание и социальная

среда неразрывно связаны между собой в процессе социализации индивида -

подготовки его к жизни в непрерывно меняющемся мире. Воспитание нуждается

в изменениях, коррективах с учетом общественных перемен в каждой сфере.

Эти коррективы относятся прежде всего к тем направлениям воспитания,

которые наиболее связаны с соответствующими сферами социальной среды.

Политическая сфера непосредственно связана с идейно политическим

воспитанием, трудовое воспитание - с экономической сферой общества, с

социальной сферой связано воспитание общей культуры людей, формирование

общих социальных установок, с духовной сферой общественной жизни связано

образование, наука и культура, имеющие исключительное значение для

воспитания. Итак, радикальные перемены в социальной жизни общества требуют

изменений в содержании и формах воспитания. Кризисные явления в обществе

осложняют условия воспитания, проведение реформ в этой сфере.

3. Микроокружение как система межличностных контактов

Жизнедеятельность людей осуществляется в непрерывном общении людей друг

с другом. Эта сфера взаимного непосредственного общения людей между собой

составляет важный структурный элемент общественно-экономической формации -

межличностные отношения. Они имеют место во всех сферах

жизнедеятельности людей. От характера межличностных отношений в

значительной степени зависит эффективность производства, морально-

психологический климат в трудовых коллективах, в семье, в обществе. На

характер этих отношений значительное влияние оказывают личностные

особенности индивидов: уровень интеллектуального развития, организаторские

способности, темперамент, нравственные установки, политические ориентации и

т.д.

Индивидуальное нравственное сознание формируется в детстве и

развивается на протяжении всей жизни человека.

Во многом личностные особенности формируются микроокружением

человека. Семья является важным фактором воспитания подрастающего

поколения, становления человека как субъекта социальной деятельности.

Характер взаимоотношений в семье оказывает воздействие на формирование

человека как личности. Межличностные отношения играют важную роль в

сфере воспитания, образования, во всех сферах жизнедеятельности людей.

Они являются той социальной формой, в рамках которой и посредством которой

решаются вопросы взаимоотношения личности и общества.

Оптимальные взаимоотношения между обществом и личностью возможны при

условии, когда личность поднимется до понимания общественного как

личного, а общество поднимется до понимания личного как общественного.

Прогресс общества невозможен без прогресса личности, и наоборот.

4. Социологические методы изучения процесса воспитания

В социологических исследованиях воспитания задействованы практически

все основные социологические методы: наблюдение, опрос, социальный

эксперимент и анализ документов. Однако это методы имеют свои особенности

в применении к исследованию воспитания, их значимость, активность их

использования и результативность отличаются от соответствующих

показателей исследования других сфер социальной жизни, ими не

ограничивается весь набор социологических методов изучения воспитания.

Широкое распространение в исследованиях воспитания получил метод

НАБЛЮДЕНИЯ, т.е. сбора первичной информации путем непосредственного

восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей

исследования. К основным требованиям при проведении наблюдения

относятся: умение четко и однозначно поставить вопрос, невмешательство в

деятельность исследуемых, плановость и целенаправленность наблюдения,

умение сопоставлять факты и делать заключения. В сфере воспитания

применяются следующие виды наблюдений: систематическое, простое,

включенное, не включенное, кратковременное, длительное.

Метод наблюдения достаточно надежен и эффективен для исследования

процесса воспитания, но мало пригоден для получения достоверных данных о

целях и мотивах поведения.

Эффективно применять метод наблюдения совместно с методом ОПРОСА,

т.е. сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе

непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование)

социально-психологического общения социолога и опрашиваемого путем

регистрации ответов на вопросы, вытекающие из целей и задач

исследования. Разновидностями опроса являются: анкетирование, интервью и

экспертный опрос. Иногда используются психологические методы:

тестирование, социометрия и др.

АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ применяется практически во всяком социологическом

исследовании в сочетании с другими методами. Анализ документов

различают: традиционный и качественно-количественный.

СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - это метод сбора информации о характере и

специфике изысканий социально-воспитательной деятельности в связи с

воздействием заданных и управляемых факторов. Применительно к исследованию

процесса воспитания этот метод часто реализуется в виде

СОЦИОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА, основные разновидности которого:

36. собственно социолого-воспитательный эксперимент, изучающий влияние

совокупности факторов общественной жизни и форм общественных отношений

на воспитание;

37. психолого-педагогический социальный эксперимент, состоящий в изучении

психического развития ребенка в изменяющихся социальных условиях жизни и

неодинаковых коллективных связях и отношениях;

38. экономико-педагогический эксперимент, изучающий влияние изменений в

формах экономической жизни общества, материальном обеспечении школы,

внешкольных учреждений и организаций на воспитание;

39. правовой воспитательный эксперимент, выявляющий социальные и

педагогические причины преступного поведения подростков, изучающий

влияние различных форм воспитания и правовых учреждений на

перевоспитание.

Среди разных видов исследования наиболее эффективным для изучения

сферы воспитания является комплексное социолого-педагогическое

исследование. Сочетание в его рамках всей совокупности социологических и

педагогических методов в комбинациях, наиболее соответствующих целям и

условиям работы при достаточном уровне профессионализма исследователей

составляют обязательный набор требований, обусловливающих результативность

исследования.

Используемая литература:

1. Нечаев В.Я. Социология образования. - М., МГУ, 1992.

2. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., Политиздат, 1992.

3. Лукашевич Н.П. и др. Социология образования. Конспект лекций. - Киев,

МАУП, 1997.

3. Булатов М.А. Философия. Учебное пособие для студентов ВУЗов. - Киев,

"Фита", 1994.

4. Лукашевич Н.П. и др. Социология воспитания. Краткий курс лекций. -

Киев, МАУП, 1996.

5. Харчев А.Г. Социология воспитания. - М., Политиздат, 1990.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты