|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Социология образования и воспитанияСоциология образования и воспитанияпо разделу учебного плана: Социология образования и воспитания Ф.И.О. методиста: __________________________________ С О Ц И О Л О Г И Я О Б Р А З О В А Н И Я I вариант. 1. Образование как социокультурный феномен. Образование -это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие "образование" употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса - духовного облика человека. Образование исследуется как культурно- историческое явление, средство сохранения, передачи и умножения накоплений духовной культуры человечества, народов, наций. Психологию интересуют проблемы влияния образования на формирование личности, ее психики. Социальная психология рассматривает человека в качестве субъекта учебной деятельности в рамках образования как социальной организации. Ее интересует, как добиться того, чтобы организация образования не была чужда человеческой природе, какие законы и социальные технологии должны лежать в основе организации учебной деятельности, как система образования должна способствовать самоактуализации и саморазвитию человека, его нормальному социальному функционированию. Педагогика понимает под образованием процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей. Социологию интересует социальная сторона образования: как благодаря образованию человек включается в те или иные социальные группы, занимает определенные позиции в социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные роли в обществе. Врожденных социальных программ личности не существует. В обществе не может быть независимого от общества человека, поведение любого человека обуславливается и контролируется социальной средой посредством культурных накоплений, таких как язык общения, социальные институты, традиции, обычаи и др. В ходе учебно-воспитательного процесса создается уникальная возможность сохранить и приумножить культурный пласт общества. Образование выступает историко-культурным феноменом менталитета общества, его сознания. В образовании создаются предпосылки для выявления и развития творческих способностей общества, для последовательной передачи накопленных обществом знаний, умений, культурного наследия всех поколений. 2. Предмет и объект социологии образования. Социологию образования интересуют социальные характеристики образования, влияние на него социальных институтов, социальной макро- и микросреды. Социология представляет собой целостную систему социологических знаний, состоящую из 3 уровней: 1. общесоциологический (общетеоретический) уровень; 2. - специальные (частные) социологические теории; 3. - эмпирические социологические исследования. На базе общих теорий первого уровня основываются специальные (частные) социологические теории среднего уровня. Сюда относится и социология образования. Философская энциклопедия, определяя предмет социологии образования, делает акцент на анализе его социальной природы: "Социология образования - отрасль социологии, изучающая образование как социальный институт, как форму и средство общественной жизни". А.Майер пишет , что социология образования "...имеет своим предметом социологическое исследование общих социальных закономерностей образования и воспитания как социального процесса и их функций на всех уровнях взаимодействия общественных сил". В.Н.Турченко обращает внимание на приоритет системной организации образования: "...социология образования имеет предметом своего рассмотрения системы и подсистемы (элементы) образования в их целостности и совокупности (общественных) отношений". Обобщением изложенных позиций является определение Ф.Р.Филиппова: "Социология образова ния есть специальная социологическая наука, предметом которой является система образования как социальный институт, взаимодействие ее подсистем, а также взаимодействие системы образования и ее подсистем с обществом, прежде всего с его социальной структурой". Объектом социологии образования является сфера образования как социальное явление; люди, их объединения и организации в системе образования. Это та социальная среда, где развертывается функционирование процессов образования, действуют определенные субъекты в форме разнообразных учебных занятий (обучая, учась, поддерживая процесс обучения) в ситуациях, складывающихся в ходе таких занятий, с определенной системой взаимоотношений людей, с их институциональной и неинституциональной организацией. Таким образом, объектом изучения является образование с позиций его социальной природы. 3. Важнейшие концепции социологии образования. Социология образования рассматривает влияние образования на все стороны жизни общеста - экономическую, социальную, политическую, духовную ... В то же время она рассматривает и собственно "образовательные" проблемы: как функционирует и развивается система образования, насколько она соответствует требованиям общества, насколько эффективно ее организационное строение. Исследования затрагивают такие вопросы, как : 4. соответствие структуры образования актуальным и перспективным социальным целям, долгосрочным программам общества; 5. пропорциональность морфологического строения структуры образования; 6. влияние результатов образовательных процессов на другие социальные процессы - профессионально-трудовые, нравственные, психологические, организационно-технические и другие, т.е. обратная связь системы образования. Исследование проблем структуры образования связано с изучением его социальных функций: передача накопленных знаний, преемственность социального опыта и духовная преемственность поколений, социализация личности, ее саморазвитие и самореализация, накопление ею духовного, интеллектуального, социального потенциала. Логически оправдано объединение всех исследований в социологии образования по двум направлениям: 7. внутри институциональное, охватывающее внутренние проблемы образования как социального института социальные аспекты деятельности субъектов образования, социальную структуру и функцию системы образования, социальный статус педагогических работников как социальной группы, проблемы социального управления системой образования; 8. внешне институциональное, т.е. все исследования социальных аспектов взаимодействия образования с другими социальными институтами, производством, наукой, культурой, политикой; связи образовательного процесса с другими социальными процессами, влияние образования на развитие социальных отношений и видов социальной деятельности. Социология образования может быть представлена в виде двух структур: 9. теоретико-концептуальное содержание: 10. основные категории: культура, образование, воспитание, социализация, учение, личность; 11. направления исследований и концептуализации: 12. социальная детерминация образования, социокультуреая организация сферы образования, эффективность образования; 13. проблемно-тематическое содержание: культурогенез личности в образовании, динамика сферы образования, содержание образования, социальные институты в сфере образования, социальная структура сферы образования, регуляция и управление образованием, диагностика в образовании, инновационные процессы в образовании, влияние образования на другие сферы общественной жизни. 2) технологическая последовательность познавательной деятельности( в ее основе лежит отражение этапов и результатов познавательной деятельности ): - теоретическая концепция: гипотезы, категории, законы, принципы; - методы и технологии: диагностика, моделирование, прогнозирование, проектирование; - фактический материал: данные диагностики и прогнозирования; - проекты и модели социокультурной деятельности. Образование является открытой социальной системой, оно связано с другими социальными системами. Процесс образования взаимодействует с другими социальными процессами и является одним из важнейших механизмов социализации человеки, продолжающимся всю его жизнь. 4. Развитие социологического знания про образование в Украине. Современный уровень социологии образования опирается на социологические идеи М.Вебера, Дж.Дьюни, Э.Дюркгейма, К.Маннгейма, Л.Уорда, стоявших у истоков зарождения этой науки, и на более поздние концептуальные идеи зарубежных и отечественных ученых. Основные направления отечественной социологии образования связаны с исследовательской деятельностью ряда ученых. Н.А.Аитов исследует образование как фактор формирования социальной структуры и социальных перемещений. В.Я.Нечаев исследует образование как социокультурный процесс. М.Х.Титма изучает роль образования в социальном самоопределении молодежи. В.Н.Турченко исследует связь революций в образовании с научно-технической революцией. Социальная политика в сфере образования и его социальные функции находились в центре внимания Ф.Р.Филиппова. Образование в жизненных планах и путях молодежи исследовалось В.Н.Шубкиным, а место образования в потребностях общества и молодежи - Л.Я.Рубиной и М.Н.Руткевичем. Становление социологии образования в Украине протекает в направлениях исследования: социологических проблем высшей школы (В.И.Астахова), изучения проблем отчуждения личности в процессе образования (И.Н.Гавриленко), пробле мы студенчества как социальной группы (Н.Ф.Головатый), педагогического образования как подсистемы социокультур ной системы образования (В.И.Луговой), системы образования как института социализации (Н.П.Лукашевич), взаимодействия социальных институтов высшей школы и производства (Е.А.Якуба) и других. Сделаны первые попытки систематического изложения социологии образования как отраслевой социологической науки Ф.Р.Филипповым (Социология образования. - М., 1980) и В.Я.Нечаевым (Социология образования- М., 1992). Появление этих книг открыло новые возможности для дальнейшего развития социологии образования и для утверждения ее в качестве учебной дисциплины высших учебных заведений. В социологии образования уже наметился круг проблем, который составляет остов этой науки. Дальнейшее ее развитие - дело будущего. 5. Социологические методы изучения сферы образования. Социологические исследования (теоретические, конкретно-социологические) сферы образования являются одним из наиболее надежных и достоверных источников социальной информации, используемой для управления этой сферой, позволяющей реализовать эвристическую, прогностическую и прикладную функции социологии образования. Всякое социологическое исследование начинается с анализа документов: 18. официальных: указы и постановления правительства, директивные и плановые документы министерств и ведомств приказы и распоряжения, планы работы, материалы печати, личностные документы; 19. неофициальных: мемуары, письма, фотографии, заявления; 20. специальных: анкеты, тесты, протоколы наблюдений. Среди методов анализа документов выделяется два основных вида: 21. традиционный 22. качественно-количественный (контент-анализ). Традиционный основывается на анализе материала, логике текста, обоснованности и достоверности приводимых сведений. Количественно- качественный анализ основывается на переводе текстовой информации в количественные показатели с последующей ее обработкой. Анализом документов социологические исследования в сфере образования только начинаются. Этот метод помогает составить представление о степени изученности исследуемой проблемы и выбрать наиболее подходящее сочетание других методов исследования. Часто применяется метод НАБЛЮДЕНИЯ, т.е. сбор информации об объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования. Наблюдения бывают: 23. систематическое, проводимое регулярно в течение определенного периода; 24. простое, носящее эпизодический, случайный характер; 25. включенное, когда социолог непосредственно включен в изучаемый учебно- воспитательный процесс, контактирует и действует совместно с наблюдаемыми; 26. не включенное, без общей жизнедеятельности наблюдателя с наблюдаемыми, возможно с использованием для наблюдения технических средств; 27. кратковременное, в течение 1-2 часов; 28. длительное, в течение ряда лет. Метод наблюдения не имеет ограничений для сочетания с другими социологическими методами. Хороший эффект дает сочетание его с методом опроса. ОПРОС - это метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога и опрашиваемого путем регистрации ответов на вопросы, вытекающие из целей и задач исследования. АНКЕТИРОВАНИЕ в исследованиях процесса образования применяется для сбора информации о массовых социальных явлениях и позволяет получить значительный объем эмпирической информации в короткий срок и анонимно. К недостаткам этого метода относится невозможность проконтролировать ситуацию ответа на вопрос, его самостоятельность и полноту. Преодолеть эти недостатки помогает метод ИНТЕРВЬЮ, когда информация об исследуемом объекте получается в процессе личного общения с респондентом по специально составленному вопроснику. Этот метод дает возможность уточнять ответы, корректировать содержание и последовательность вопросов, улавливать эмоциональную окраску, подтексты ответов, что позволяет получать более глубокую и полную информацию. Недостатками метода являются высокие требования к социологу-интервьюеру и значительное его субъективное влияние. Одним из современных видов метода интервью являются ФОКУСИРОВАННЫЕ ГРУППОВЫЕ интервью, носящие дискуссионный характер, что стимулирует расширение взгляда на предмет исследования. ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС предполагает использование в качестве опрашиваемых наиболее компетентных лиц (экспертов) исследуемому вопросу. Среди видов экспертного опроса выделяют анкетирование и интервью, дискуссии, советы, "мозговые атаки", деловые игры. Иногда используются психологические методы: ТЕСТИРОВАНИЕ, СОЦИОМЕТРИЯ и др. Социометрия удачно дополняет метод наблюдения. В основе социометрического метода лежит опрос какой-либо группы с целью установить в ней социально-психологические взаимоотношения. Путем косвенных вопросов выясняют, каким авторитетом, уважением пользуются члены группы друг у друга, и составляют социометрическую матрицу - таблицу количества и адресов выбора каждого каждым. Метод наглядно раскрывает структуру внутри коллективных связей и отношений, но не дает материала для их причинного объяснения. СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - это метод сбора информации о характере и специфике изысканий социально-образовательной деятельности в связи с воздействием заданных и управляемых факторов. Он предназначен для проверки действенности внедряемых форм и методов образования, апробирования новых методов социального управления учебно-воспитательными процессами, проверки гипотез социологических исследований. В итоге получают информацию об изменениях поведения обучаемого под воздействием различных факторов. Эффективность методов социологического исследования в значительной степени определяется уровнем профессионализма исследователей, а также комбинированным применением набора методов, наиболее соответствующих его целям и условиям проведения. С О Ц И О Л О Г И Я В О С П И Т А Н И Я II вариант. 1. Важнейшие императивы воспитания человека. Важнейшим принципом организации воспитания является его комплексность и дифференцированный подход. Комплексность означает необходимость воздействия по возможности на все стороны формирующейся личности (ее интересы, потребности, разум и эмоции), единство основных направлений воспитательного процесса - политического, трудового, нравственного, этического и др. Необходимо максимальное разнообразие средств воспитательного воздействия, их согласованность, целесообразность и мера. Наиболее полно и адекватно раскрыть место и роль воспитания в процессе становления личности помогает адаптивно-развивающаяся концепция социализации. Она позволяет ориентироваться в воспитательных воздействиях на целостного человека с учетом конкретных состояний и отклонений на каждом из его уровней: биологическом, психическом и социальном. Социализация человека продолжается всю жизнь, и это создает предпосылки для организации непрерывного воспитания творческой, мобильной личности. Роль воспитания в развитии и взаимодействии человека и общества такова: 29. вместе с другими институтами социализации способствовать созданию в обществе условий для успешного протекания социализации личности; 30. влиять воспитательным воздействием на выработку и тренировку индивидуального адаптивного механизма личности 31. выступать одним из важнейших средств реализации и оптимизации процесса социализации, целенаправленно управлять процессом развития личности Воспитание - часть процесса социализации, протекающего под определенным педагогическим контролем. Создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности придает воспитанию гуманистический характер. Социализация же, приобщая индивида к социокультурным ценностям, создает практическую среду, духовное и предметное пространство воспитания, придавая тем самым воспитанию реальное жизненное содержание. Адаптивно- развивающая модель социализации открывает дополнительные возможности для решения основных требований к воспитанию человека: 32. ориентироваться в воспитании на целостного человека с учетом конкретных состояний и отклонений на его биологическом, психическом и социальном уровнях; обеспечить комплексность воспитания, охват всех сфер жизнедеятельности индивида; 33. соотносить формы и методы воспитания с периодами социализации индивида, т.е. осуществлять воспитание дифференцировано; 34. ориентироваться на воспитание творческой, мобильной личности, что особенно важно в период радикальных перемен в обществе; 35. стремиться к организации непрерывного воспитания, длящегося всю жизнь человека. Воспитание - это не просто научение, а воздействие на весь духовный мир человека, на все "отсеки" его психики, с целью формирования у него в конечном счете потребности в нужном обществу и самому человеку поведении, способности к саморегулированию и самовоспитанию. Чтобы быть эффективным, воспитание должно представлять собой не просто совокупность, а систему действий, каждое из которых не дублирует, а дополняет, усиливает другое, корректирует и устраняет недостатки, а суммарный результат отличается целостностью и гармоничностью. 2. Социальная среда воспитания Воспитание можно рассматривать как одну из важнейших форм взаимосвязи между обществом и конкретной личностью. В социологии под социальной средой понимают отдельные сферы: политическая, экономическая, социальная и духовная, которые в разной степени воздействуют на сознание и поведение человека. В совокупности и взаимодействии они составляют среду жизнедеятельности индивида. Влияние каждой из сфер на воспитание определяется несколькими направлениями. Каждая сфера - это совокупность соответствующих условий воспитания - политических, экономических, социальных и духовных. Они очерчивают возможности влияния на поведение людей. Каждая из сфер формирует определенные ожидания к поведению людей. Эти ожидания преобразуются социальными институтами каждой из сфер в задачи, цели воспитания по формированию ожидаемых черт и характеристик. С помощью этих институтов осуществляется обратная связь - оценивается эффективность воспитания, соответствие его результатов ожидаемому поведению людей. Воспитание также оказывает влияние на окружающую социальную среду. Воспитание формирует черты и характеристики личности, которые дают ей возможность выполнять определенные социальные роли, благодаря воспитанию социальная среда наполняется субъектами социальной жизни, своими совместными усилиями изменяющими окружающую среду. Воспитание и социальная среда неразрывно связаны между собой в процессе социализации индивида - подготовки его к жизни в непрерывно меняющемся мире. Воспитание нуждается в изменениях, коррективах с учетом общественных перемен в каждой сфере. Эти коррективы относятся прежде всего к тем направлениям воспитания, которые наиболее связаны с соответствующими сферами социальной среды. Политическая сфера непосредственно связана с идейно политическим воспитанием, трудовое воспитание - с экономической сферой общества, с социальной сферой связано воспитание общей культуры людей, формирование общих социальных установок, с духовной сферой общественной жизни связано образование, наука и культура, имеющие исключительное значение для воспитания. Итак, радикальные перемены в социальной жизни общества требуют изменений в содержании и формах воспитания. Кризисные явления в обществе осложняют условия воспитания, проведение реформ в этой сфере. 3. Микроокружение как система межличностных контактов Жизнедеятельность людей осуществляется в непрерывном общении людей друг с другом. Эта сфера взаимного непосредственного общения людей между собой составляет важный структурный элемент общественно-экономической формации - межличностные отношения. Они имеют место во всех сферах жизнедеятельности людей. От характера межличностных отношений в значительной степени зависит эффективность производства, морально- психологический климат в трудовых коллективах, в семье, в обществе. На характер этих отношений значительное влияние оказывают личностные особенности индивидов: уровень интеллектуального развития, организаторские способности, темперамент, нравственные установки, политические ориентации и т.д. Индивидуальное нравственное сознание формируется в детстве и развивается на протяжении всей жизни человека. Во многом личностные особенности формируются микроокружением человека. Семья является важным фактором воспитания подрастающего поколения, становления человека как субъекта социальной деятельности. Характер взаимоотношений в семье оказывает воздействие на формирование человека как личности. Межличностные отношения играют важную роль в сфере воспитания, образования, во всех сферах жизнедеятельности людей. Они являются той социальной формой, в рамках которой и посредством которой решаются вопросы взаимоотношения личности и общества. Оптимальные взаимоотношения между обществом и личностью возможны при условии, когда личность поднимется до понимания общественного как личного, а общество поднимется до понимания личного как общественного. Прогресс общества невозможен без прогресса личности, и наоборот. 4. Социологические методы изучения процесса воспитания В социологических исследованиях воспитания задействованы практически все основные социологические методы: наблюдение, опрос, социальный эксперимент и анализ документов. Однако это методы имеют свои особенности в применении к исследованию воспитания, их значимость, активность их использования и результативность отличаются от соответствующих показателей исследования других сфер социальной жизни, ими не ограничивается весь набор социологических методов изучения воспитания. Широкое распространение в исследованиях воспитания получил метод НАБЛЮДЕНИЯ, т.е. сбора первичной информации путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования. К основным требованиям при проведении наблюдения относятся: умение четко и однозначно поставить вопрос, невмешательство в деятельность исследуемых, плановость и целенаправленность наблюдения, умение сопоставлять факты и делать заключения. В сфере воспитания применяются следующие виды наблюдений: систематическое, простое, включенное, не включенное, кратковременное, длительное. Метод наблюдения достаточно надежен и эффективен для исследования процесса воспитания, но мало пригоден для получения достоверных данных о целях и мотивах поведения. Эффективно применять метод наблюдения совместно с методом ОПРОСА, т.е. сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) социально-психологического общения социолога и опрашиваемого путем регистрации ответов на вопросы, вытекающие из целей и задач исследования. Разновидностями опроса являются: анкетирование, интервью и экспертный опрос. Иногда используются психологические методы: тестирование, социометрия и др. АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ применяется практически во всяком социологическом исследовании в сочетании с другими методами. Анализ документов различают: традиционный и качественно-количественный. СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - это метод сбора информации о характере и специфике изысканий социально-воспитательной деятельности в связи с воздействием заданных и управляемых факторов. Применительно к исследованию процесса воспитания этот метод часто реализуется в виде СОЦИОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА, основные разновидности которого: 36. собственно социолого-воспитательный эксперимент, изучающий влияние совокупности факторов общественной жизни и форм общественных отношений на воспитание; 37. психолого-педагогический социальный эксперимент, состоящий в изучении психического развития ребенка в изменяющихся социальных условиях жизни и неодинаковых коллективных связях и отношениях; 38. экономико-педагогический эксперимент, изучающий влияние изменений в формах экономической жизни общества, материальном обеспечении школы, внешкольных учреждений и организаций на воспитание; 39. правовой воспитательный эксперимент, выявляющий социальные и педагогические причины преступного поведения подростков, изучающий влияние различных форм воспитания и правовых учреждений на перевоспитание. Среди разных видов исследования наиболее эффективным для изучения сферы воспитания является комплексное социолого-педагогическое исследование. Сочетание в его рамках всей совокупности социологических и педагогических методов в комбинациях, наиболее соответствующих целям и условиям работы при достаточном уровне профессионализма исследователей составляют обязательный набор требований, обусловливающих результативность исследования. Используемая литература: 1. Нечаев В.Я. Социология образования. - М., МГУ, 1992. 2. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., Политиздат, 1992. 3. Лукашевич Н.П. и др. Социология образования. Конспект лекций. - Киев, МАУП, 1997. 3. Булатов М.А. Философия. Учебное пособие для студентов ВУЗов. - Киев, "Фита", 1994. 4. Лукашевич Н.П. и др. Социология воспитания. Краткий курс лекций. - Киев, МАУП, 1996. 5. Харчев А.Г. Социология воспитания. - М., Политиздат, 1990. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |