рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Технология социальной работы с пожилыми людьми рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Технология социальной работы с пожилыми людьми

Технология социальной работы с пожилыми людьми

Институт экономики и управления Кубанской

Государственной Медицинской Академии

Кафедра социальной работы

Курсовая работа

ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ

Автор курсовой работы Волошина Яна Михайловна

Группа 1 факультет социальной работы

Специальность: социальная работа

Научный руководитель

кандидат исторических наук, доцент Мигачев Вячеслав Владимирович

Краснодар 2004

Содержание

Введение 3

1 Проблемы пожилых людей 5

1.1 Пожилые люди как социальная общность 5

1.2 Качество жизни пожилых людей как социальная проблема 13

2 Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста 20

2.1 Система учреждений социального обслуживания 20

2.2 Беседа с клиентом 25

2.3 Оценочный анализ и ведение записей 30

Заключение 35

Список использованных источников 37

Введение

Постоянное возрастание доли пожилых во всём населении становится

влиятельной социально-демографической тенденцией практически всех развитых

стран.

Такой процесс обусловлен двумя причинами. Во-первых, успехи

здравоохранения, взятие под контроль ряда опасных заболеваний, повышение

уровня и качества жизни ведут к увеличению средней ожидаемой

продолжительности жизни людей.

С другой стороны, процесс устойчивого снижения рождаемости, ниже

уровня простого замещения поколений, уменьшения числа детей, рожденных

одной женщиной, за весь ее репродуктивный период, приводит к тому, что

уровень естественной смертности в нашей стране превысил уровень

рождаемости. На смену каждому поколению приходит следующее поколение

меньшей численности; доля детей и подростков в обществе неуклонно

снижается, что вызывает соответствующий рост доли лиц старшего возраста.

Человечество стареет, и это становится серьезной проблемой, решение

которой должно вырабатываться на глобальном уровне [1, с.3].

Актуальность исследования работы с пожилыми людьми социальной сфере

обусловлена следующими обстоятельствами:

- во-первых, возрастанием в современных условиях роли учреждений

социального обслуживания по организации социальной поддержки пожилых людей;

- во-вторых, социальный работник – это человек, который

непосредственно контактирует с клиентом, он знает его проблемы и пытается

ему помочь;

- в-третьих, необходимость выявления пожилых людей, опознавание их

проблем и предпринятие наиболее эффективных способов по их устранению.

Степень разработки проблемы. Анализ литературы по теме исследования

говорит о том, что социальная работа с пожилыми людьми находится во

всеобщем внимании, как законодателей, так и социальных служб. В работах

Е.И. Холостовой «Технология социальной работы», Н.Ф. Дементьевой, Э.В.

Устиновой «Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных

граждан», хорошо раскрыты такие темы, как: проблемы пожилых людей [2,

с.280]; система учреждений социального обслуживания [3, с.120].

Объектом исследования является технология социальной работы с пожилыми

людьми.

Предметом является процесс предоставления различной помощи социальными

службами, а в частности социальным работником.

Целью работы является выявление социальных проблем пожилых людей, а

также изучение форм и методов технологии социальной работы с данной

категорией граждан.

Достижение этой цели предусматривает следующие задачи:

1) определение основных социальных проблем пожилых людей;

2) исследование проблем взаимодействия социального работника и

пожилого человека;

3) выявление основных форм обслуживания граждан;

4) изучение ведения беседы социального работника с клиентом;

5) анализ приоритетных направлений социальной работы с пожилыми

людьми.

Теоретико-методологическую основу исследований составляют труды

отечественных ученых по этой проблеме. Основной документ, использованный в

работе – учебная литература для студентов высших учебных заведений.

Эмпирическую базу исследования составили материалы периодической

печати и учебные пособия.

Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и

включает в себя: введение, два раздела (первый раздел «проблемы пожилых

людей»; второй раздел «технология социальной работы с лицами пожилого

возраста»), заключение и список использованных источников.

1 Проблемы пожилых людей

1.1 Пожилые люди как социальная общность

Одна из тенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых

странах мира, — рост абсолютного числа и относительной доли населения

пожилых людей. Происходит неуклонный, довольно быстрый процесс уменьшения в

общей численности населения доли детей и молодежи и увеличения доли

пожилых.

Так, по данным ООН, в 1950 г. в мире проживало приблизительно 200 млн.

людей в возрасте 60 лет и старше, к 1975 г. их количество возросло до 550

млн. По прогнозам, к 2025 г. численность людей старше 60 лет достигнет 1

млрд. 100 млн. человек. По сравнение с 1950 г. их численность возрастет

более чем в 5 раз, тогда как население планеты увеличится только в 3 раза

[4, с.11].

Главные причины постарения населения — снижение рождаемости,

увеличение продолжительности жизни лиц старших возрастных групп благодаря

прогрессу медицины, повышению уровня жизни населения. В среднем в странах

Организации экономического сотрудничества и развития продолжительность

жизни мужчин за 30 лет увеличилась на 6 лет, у женщин — на 6,5 лет. В

России же за последние 10 лет наблюдалось снижение средней ожидаемой

продолжительности жизни.

Социально-демографическую категорию пожилых людей, анализ их проблем

теоретики и практики социальной работы определяют с разных точек зрения —

хронологической, социологической, биологической, психологической,

функциональной и т.п. Совокупность пожилых людей характеризуется

значительными различиями, что объясняется тем, что она включает в себя лиц

от 60 до 100 лет. Геронтологи предлагают разделить эту часть населения на

«молодых» и «пожилых» (или «глубоких») стариков, подобно тому, как во

Франции существует понятие «третий» и «четвертый» возраст. Границей

перехода из «третьего» в «четвертый» возраст считается преодоление рубежа в

75—80 лет. «Молодые» старики могут испытывать иные проблемы, чем «пожилые»

старики, — например, трудовая занятость, главенство в семье, распределение

домашних обязанностей и т.д.

В соответствии с классификацией ВОЗ к пожилым относятся люди в

возрасте от 60 до 74 лет, к старым — в возрасте 75—89 лет, к долгожителям —

люди в возрасте 90 лет и старше [5, с.17].

В соответствии с документами ООН и Международной организации труда

(МОТ) пожилыми считаются лица в возрасте 60 лет и старше. Именно этими

данными, как правило, руководствуются на практике, хотя возраст выхода на

пенсию в большинстве развитых стран — 65 лет (в России — 60 и 55 лет

соответственно для мужчин и женщин).

К пожилым относятся разные люди — от относительно здоровых и крепких

до глубоких стариков, обремененных недугами, выходцы из самых разных

социальных слоев, имеющие разные уровни образования, квалификации и разные

интересы. Большинство из них не работают, получая пенсию по старости.

Среди пожилых людей во всем мире гораздо больше женщин, чем мужчин [5,

с.17]. Согласно Всероссийской переписи населения 1989 г. на 1000 женщин в

возрасте 60—64 лет приходилось 633 мужчины, на 1000 женщин в возрасте 65—69

лет — 455 мужчин, а на 1000 женщин в возрасте 80 лет и старше — 236 мужчин.

Десять лет спустя эта тенденция не изменилась.

Итак, число женщин выше в старших возрастных группах Такая

значительная разница частично объясняется более ранней смертностью мужчин,

частично — большим долголетием женщин. В России, пострадавшей от второй

мировой войны, эта диспропорция достигла таких больших размеров вследствие

военных потерь, а также вследствие высокого уровня смертности мужчин от

неестественных причин.

Социальные условия жизни пожилых людей прежде всего определяются

состоянием их здоровья. В качестве показателей состояния здоровья широко

используется самооценка. В силу того, что процесс старения у отдельных

групп и индивидов происходит далеко не одинаково, самооценки сильно

различаются.

Другой показатель состояния здоровья — активная жизнедеятельность,

которая снижается у пожилых людей в силу хронических заболеваний, ухудшение

слуха, зрения, наличия ортопедических проблем. Уровень заболеваемости

пожилых людей почти в 6 раз выше, чем молодых.

В среднем на одного пожилого больного России приходится от 2 до 4

заболеваний, а стоимость лечения пожилых в 1,5— 1,7 раза выше стоимости

лечения молодых людей [6, с.282]. Особого внимания заслуживает тот факт,

что возрастные потребности в расширении услуг по долгосрочному уходу за

престарелыми увеличивают расходы на эти цели.

Материальное положение — единственная проблема, которая может

соперничать по своей значимости со здоровьем. Пожилые люди встревожены

своим материальным положением, уровнем инфляции, высокой стоимостью

медицинского обслуживания. В результате социально-экономического кризиса

1998 г. еще актуальнее стал вопрос о необходимости существенного повышения

пенсий. По данным А. Г. Симакова, каждая пятая семья пенсионеров испытывает

затруднения в приобретении одежды и обуви. Именно в этой группе семей

имеются живущие «впроголодь» [6, с.282]. Многие пожилые люди продолжают

работать, причем по материальным соображениям. Согласно проводимым

социологическим исследованиям хотели бы работать 60% пенсионеров.

Наблюдаются значительные различия в психике пожилых людей, живущих в

домашних условиях и в домах для престарелых.

По некоторым оценкам 56% проживающих в домах для престарелых страдают

хроническими отклонениями в психике, вызванными старостью, и 16% —

психическими заболеваниями. В домашних условиях проживают лишь 5—6%

пожилых, страдающих старческим слабоумием, в стационарных учреждениях их

доля гораздо выше. Вместе с тем в ряде домов-интернатов для пожилых людей

нет ставок психиатра, психолога, социального работника.

Современные теории старения играют важную роль в организации

социальной работы с пожилыми людьми, ибо они интерпретируют и обобщают

опыт, информацию и результаты наблюдений, помогают предвидеть будущее. Они

нужны социальному работнику прежде всего для того, чтобы организовать и

упорядочить свои наблюдения, составить план действий и наметить их

последовательность. Выбор той или иной теории предопределяет характер и

объем информации, которую будет собирать специалист, а также методы

организации интервью с клиентом. Наконец, теория позволяет специалисту

«сохранить дистанцию», т.е. объективно оценить ситуацию, причины

психологического дискомфорта клиента, а также реальные пути решения

проблемы. Сознательно избранная теория — гарантия того, что социальный

работник не попадет в плен собственных иллюзий, предрассудков и симпатий.

Последовательно применяя ту или иную теорию или синтезируя несколько

теоретических установок, сотрудник социальной службы целенаправленно

выполняет возложенную на него миссию — корректирует и стабилизирует

социальное функционирование индивида, семьи, группы организаций. Кстати,

именно этой социальной направленностью и отличается социальная работа от

дружеского участия или родственного вмешательства [6, с.283].

Социальная работа с пожилыми людьми предусматривает использование

теорий освобождения, активности, меньшинств, субкультуры, возрастной

стратификации и др.

Согласно теории освобождения в процессе старения люди отчуждаются от

тех, кто моложе; кроме того, происходит процесс освобождения пожилых людей

от социальных ролей — имеются в виду роли, связанные с трудовой

деятельностью, а также руководящие и ответственные роли [6, с.283]. Этот

процесс отчуждения и освобождения обусловлен социальной ситуацией, в

которой находятся стареющие люди. Его можно считать также одним из способов

приспособления пожилых людей к ограничению своих возможностей и примирения

с мыслью о неизбежно надвигающейся смерти. Согласно теории освобождения в

социальном аспекте процесс отчуждения пожилых людей неизбежен, поскольку

занимаемые ими должности в какой-то момент должны переходить к людям более

молодым, способным трудиться более продуктивно.

Современная социальная работа с престарелыми должна строиться в

соответствии с Планом действий по проблемам престарелых, разработанным ООН

более 15 лет назад и рассчитанным на период до 2001 г. В предисловии к

этому Плану страны мира торжественно признают, что качество жизни не менее

важно, чем ее продолжительность, в связи с чем стареющим людям следует

(насколько это возможно) жить в собственных семьях плодотворной, здоровой,

приносящей удовлетворение жизнью и считаться органической частью общества.

Исходя из данного документа можно рекомендовать правительствам всех

стран предпринять следующие меры в области социальной поддержки пожилых

людей:

1) разработать национальную политику в отношении престарелых, тем

самым укрепляя связь между поколениями;

2) поощрять благотворительные организации;

3) защитить пожилых людей от экономических потрясений;

4) обеспечить качество жизни в специализированных учреждениях для

престарелых;

5) полностью обеспечить пожилого человека независимо от места его

проживания — на родине или в другой стране.

В России в настоящее время принят ряд федеральных социальных программ,

авторы которых менее всего озабочены теоретической чистотой задуманного [7,

с.5]. К сожалению, многим социальным программам присущи декларативность,

несистематичность, внутренние противоречия. Так, в проекте Федеральной

программы «Старшее поколение» читаем, что этот документ впервые в истории

России предлагает «решение проблем пожилых людей на качественно новом

уровне» [8, с.38]. Но пожилые люди — не объект деятельности разнообразных

социальных служб, а субъект, принимающий решения; большая часть проблем

пожилых людей, как, впрочем, и социальных проблем в целом, принадлежит к

разряду не решаемых и остается таковой для каждого следующего пожилого

поколения.

Изучению содержания пожилых людей в домах-интернатах в мире уделяется

большое внимание. Этому посвящена серия исследований отечественных ученых.

В США с 70-х гг. действуют «Омбудсмановские программы долгосрочного

попечения» [6, с.287]. Практика подтверждает актуальность установки ООН на

то, чтобы «позволить жить стареющим людям в собственных семьях», ибо в

домах-интернатах пожилой человек попадает в сложную ситуацию: с одной

стороны, резкая смена окружающей обстановки, с другой — переход к

коллективной жизни, необходимость подчиняться установленному порядку,

боязнь утраты независимости. Это усугубляет неустойчивость нервно-

психического состояния, служит причиной подавленного настроения,

неуверенности в себе, своих действиях отрицательно сказывается на состоянии

здоровья. Одетые в одинаковые халаты, лишенные собственного угла, старики

переживают полную деперсонализацию. Проживающие в домах-интернатах для

престарелых в основном жалуются на качество ухода за ними, питание,

нарушение их прав.

Приоритетное направление социальной работы с пожилыми — организация

среды их обитания таким образом, чтобы у пожилого человека всегда был выбор

способов взаимодействия с этой средой. Свобода выбора порождает ощущение

защищенности, уверенности в завтрашнем дне, ответственности за свою и чужую

жизнь.

Прекрасным примером удачного создания окружающего пространства для

стареющих людей являются пешеходные зоны в центрах городов — не только

потому, что люди должны пройти пешком выбранный маршрут, но и потому, что,

находясь в пешеходной зоне, они иначе воспринимают окружающее пространство.

Пешеход получает возможность не только наблюдать себе подобных людей, но и

концентрировать свое внимание на архитектуре зданий, сопоставлять атмосферу

центра города с его атмосферой в целом.

В городах России очень мало мест, где можно просто посидеть (речь идет

не о ресторанах и кафе, хотя и их в расчете на возможности пожилых людей

крайне мало). Это не пустое времяпровождение или отдых — это одновременно и

«способ передвижения» для престарелых людей, и демонстрация автономной

позиции. Места, где пожилой человек мог бы просто посидеть, желательно

многовариантные, должны быть не только в тихих уголках города. Некоторые

избегают многолюдных городских улиц и площадей, но есть и такие, для

которых пребывание в толпе спешащих куда-то людей усиливает ощущение жизни,

дает дополнительный эмоциональный заряд [9, с.90].

Другими стимулирующими элементами городского пространства являются его

малая архитектура, деревья, ручьи или речки, создающие впечатление

«дружественности уголков», укрепляющие чувство безопасности. Разумеется,

среда обитания стареющих людей не сводима к городскому пространству.

Парадокс заключается в том, что чем больше мы стараемся помочь

стареющим людям, тем меньше вероятность получения ими эффективной,

профессиональной помощи, ибо страстное желание помочь означает в конечном

счете взятие на себя ответственности за решение проблем пожилого человека,

за его судьбу. Это форма эгоцентризма, недопустимая с профессиональной

точки зрения. Пожилой человек, даже являясь клиентом социальной службы, —

субъект, т.е. лицо, принимающее решение.

Важную роль в решении подобного рода задач в настоящее время играют

группы самопомощи. Самостоятельное объединение социально нуждающихся

существовало в России издавна. «Склонность людей к взаимной помощи имеет

такое отдаленное происхождение, — писал П. Кропоткин, — и она так

переплетена со всею прошлою эволюцией человеческого рода, что люди

сохранили ее вплоть до настоящего времени, несмотря на все превратности

истории» [10, с.227].

Группы самопомощи — это небольшие, привязанные к определенному месту

группы, члены которых, имея общие проблемы (потребности, которые они сообща

решают), помогают друг другу. Такие группы, как свидетельствует практика,

состоят из 5—7 человек, живущих поблизости и имеющих периодические контакты

[10, с.227]. Эти группы иногда возникают спонтанно, но чаще их организует

один из наиболее активных будущих ее членов или (реже) социальный работник,

оказывающий им бытовую помощь. Каждый участник такой группы не только

принимает, но и осуществляет помощь, актуализируя и развивая для этого

собственные ресурсы. Цель работы в группе — смягчение влияния негативных

явлений, а не полное их преодоление (что невозможно), поддержка человека, а

не формирование нового стиля жизни, постепенное научение позитивным

жизненным навыкам, а не полное отрицание прошлых норм жизни.

Причины создания групп самопомощи:

1) самореализация и развитие личности;

2) кризисная ситуация или горе;

3) плохие социальные условия, состояние здоровья, наличие

инвалидности;

4) принадлежность к группе «изгоев», меньшинствам и др.

На первый взгляд группы самопомощи аналогичны терапевтическим группам.

Но при более подробном анализе их деятельности становится очевидным, что

для групп самопомощи характерны самоуправление, а не управление со стороны

профессионального работника, а также самопомощь.

Итак, человек ищет новые формы помощи, ибо государственная помощь

нередко не совсем своевременна, неэффективна; к тому же, как говорят,

«сытый голодного не разумеет». В группах самопомощи нет иерархической

структуры, ее членам обеспечивается максимальное участие в жизни группы,

которую они покидают, когда хотят.

Однако группы самопомощи не панацея от всех бед, и далеко не все

проблемы могут быть решены с их помощью. По мнению специалистов Дании,

группы такого рода «антипрофессиональны, дают своим членам костыль и

изолируют их от общества», их помощь недостаточна, эффективность их

деятельности не документирована, носит эксклюзивный характер, излишне

авторитарна, в группах не соблюдается договор о неразглашении и др.

Опыт такого рода групп в России настолько мал, что серьезная

экспертиза пока невозможна. Однако, как отмечает З.А. Янкова, группы

самопомощи нуждаются в специальной поддержке социальных работников,

работающих в органах самоуправления. Связь «группы взаимопомощи —

социальный работник» нуждается в дальнейшем анализе, равно как и характер

связей со всей системой социальной защиты населения.

Таким образом, автор пришел к выводу, что пожилые люди имеют право на

полноценную жизнь. И это возможно лишь в том случае, если они сами

принимают деятельное участие в решении вопросов, их непосредственно

касающихся.

1.2 Качество жизни пожилых людей как социальная проблема

Социально-медицинские аспекты долгожительства. В 1995 г.

Государственной Думой был принят ряд законов в области социальной защиты

населения — «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об

основах социального обслуживания населения Российской Федерации».

Вместе с этими документами был принят федеральный закон «О социальном

обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» [6, с.103].

Названные законы являются правовой базой для деятельности

специализированных органов в социальном обслуживании (в том числе

медицинского) престарелых граждан и инвалидов. При этом следует обратить

внимание на то, что в сознании российских законодательных структур самого

высокого уровня (точно также и исполнительных) «пожилой или престарелый

гражданин» находится рядом с «инвалидами». Такова официальная установка на

социальное положение двух совсем разных групп населения. «Престарелые

граждане» даже формально не могут быть приравнены к инвалидам (не все

престарелые инвалиды; не все инвалиды престарелые; и положение в обществе,

и социальная значимость этих двух категорий граждан весьма и весьма

различна). Отсюда проистекает много «неудобств» в осуществлении этих

законов.

Социально-медицинские проблемы долгожителей (престарелых, пожилых,

старых) прежде всего делятся на сугубо социальные и сугубо медицинские. Но

это деление не по существу, а по форме. Обе проблемы возникли на заре

цивилизации и культуры. Само положение пожилого человека не только в

обществе, а в жизни таково, что отличает его по существу от всех других

возрастных групп, и в зависимости от того, как данное конкретное общество

относится к старости, определяются и решаются соответствующие социально-

медицинские проблемы.

Есть две основных традиции отношения общества к старости. Первая

насчитывает около 30 тысяч лет — автор называет ее древнеегипетской

традицией. Старость называется «самым почетным положением человека среди

других людей», «пожилой человек единственный из людей, кто близок к богам»,

«старость — счастливое и безмятежное состояние человека» и т. д.

Другая традиция насчитывает 3 тысячи лет — автор называет ее

спартанской традицией. В Спарте говорили: «Лучше быть бездомной собакой,

чем стариком»: немощных (бесполезных) стариков в Спарте сбрасывали со скалы

в пропасть, причем, старик-спартанец воспринимал такой конец жизни как

естественный [6, с.105].

До сих пор в положении престарелых граждан в разных странах

(«благополучных» и «неблагополучных») можно разглядеть или

древнеегипетскую, или спартанскую модели. Что же представляет собой

старость как явление? Прежде всего, каждый пожилой человек обременен массой

так называемых хронических болезней (в среднем 9—13). Они появляются, как

только человек начинает стареть и болеет от 20 до 30 лет. Патологоанатомы

хорошо знают, что пожилые люди не умирают от своих хронических заболеваний,

даже если это гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца или

язвенная болезнь (от них умирают чаще всего в возрасте от 40 до 50 лет).

Выдающийся русский патологоанатом И.В. Давыдовский вообще предлагал видеть

во всех хронических заболеваниях, сопровождающих старение, его признаки. Но

это потребовало бы и особого практического подхода к старикам. Однако

хронически больные пожилые люди продолжают сидеть в очередях в

поликлиниках, и каждая вторая-третья койка в больницах также занята ими.

Врачи чаще всего относятся к ним «по-спартански», особенно в современной

России, когда денег не хватает ни на содержание больного в отделении, ни на

лекарство (оплата медперсонала в нашей стране ниже, чем в слаборазвитых

странах «третьего мира»).

Особое положение престарелого человека в жизни состоит в том, что он

«близок к богам». Сущностная черта пожилого человека состоит в том, что он

все полнее оказывается перед лицом смерти.

Специальные исследования подтверждают, что мысли о скорой и неизбежной

смерти так или иначе присутствуют в сознании каждого, кому за 60, как

сверхценные переживания. Это объясняется тем, что с возрастом

соответствующим образом изменяется психологическая защита человека, с

которой он рождается и в программу которой входит и сознание собственной

смерти. Психологическая защита помогает смертнику и неизлечимому больному

справляться с мыслями о неизбежной смерти, которые поэтому никогда не

доходят до сверхценных переживаний. Автор касается здесь, разумеется, тех

случаев, когда «мысли о смерти» являются симптомами психической патологии

(психотические депрессии, суицидальные установки, бред и др.).

Долголетие и психическое здоровье. За крайне редким исключением,

каждый долгожитель страдает рядом хронических соматических заболеваний

(сердечнососудистых, желудочно-кишечных, гинекологических, урологических,

заболеваниями опорно-двигательного аппарата и др.). Если оставить в стороне

заболевания, связанные с центральной нервной системой, то уже этого

достаточно, чтобы причислить большинство престарелых людей к категории

«пограничных» больных. Из этого следует, что они нуждаются в наблюдении и

лечебной коррекции у психиатра или психотерапевта. Психоделическая

психотерапия — это «моральная» подготовка пожилого человека к смерти, это

тоже пока что раздел психиатрии. Дело в том, что даже одно хроническое

заболевание (неважно, в каком возрасте оно приобретается) приводит к так

называемым «неврозоподобным состояниям» [11, с.107] и к болезненной

деформации характера, вплоть до психопатии. Эти явления старости изучает

особый раздел геронтологии.

Особое место занимают и проблемы гериатрии (занимающейся психическими

заболеваниями позднего возраста), хотя провести четкую грань между

геронтологией и гериатрией невозможно.

Каждый пожилой человек проживает непростую жизнь (трудно представить

человека, который дожил бы до 60 лет, не испытав ни страданий, ни

стрессов). Однако в особенно тяжком положении находятся пожилые люди в

современной России, пережившие целый ряд глобальных социальных катаклизмов.

Самое страшное для человека (после утраты иллюзий юности) — пережить крах

всех своих внутренних ценностей, потерять все то, на что ориентировался.

Ценностно переориентироваться, то есть принять ценности капиталистического

мира, пожилые люди не могут. Таким образом, они представляют собой огромную

армию социопатов.

Характер пожилого человека деформируется уже в силу старения. Эта

деформация представляет собой достаточно сложный процесс (как человек жил,

так он и стареет). До поры до времени все работающие (неважно, в какой

области социальной занятости) сохраняют черты характера, имеющие

наследственное происхождение. С возрастом появляется профессиональная

деформация характера, так называемая акцентуация определенных черт

характера - мнительности, вспыльчивости, ранимости, тревожности,

педантичности, обидчивости, эмоциональной лабильности, истеричности,

замкнутости, истощаемости, придирчивости, несправедливых оценок своих

поступков и поступков окружающих, реактивный регресс умственных

способностей, стереотипно повторяющийся в «ранимых ситуациях», и т.п.

А если пожилому человеку пришлось еще похоронить родных и близких, в

особенности своих детей или супруга, вряд ли его психика и характер могут

остаться «нормальными». Особое место, безусловно, занимает проблема

одинокой старости. Изменение в психике одиноких людей не укладывается ни в

какие синдромы, по причине уникальности и полиморфности своей в каждом

конкретном случае. И тем не менее, ни «клинической», ни

«геронтологической», ни «социальной» нормой состояние одиноких стариков

назвать нельзя.

Здесь следует назвать еще две категории престарелых граждан, каждая из

которых, в силу своих социально-медицинских особенностей, выделяется в

особый ряд [6, с.108]. Во-первых, это состарившиеся инвалиды (получив

инвалидность в молодости или в зрелые годы, тем не менее были ранее хорошо

адаптированы: имели семьи, детей, работу и т.д.). Во-вторых, это лица,

получившие инвалидность в престарелом возрасте. Психика пожилых людей

весьма своеобразна, с набором различных характерологических, аффективно-

эмоциональных и интеллектуальных особенностей, которые (в зависимости от

специалиста — психиатра, психолога, занимающегося реабилитацией, или

социального медика) не укладываются в существующие профессиональные

шаблоны. Здесь, как нигде, требуется индивидуальный подход.

Долгожитель и его семья. Чтобы понять, как строятся отношения в семьях

с долгожителями, следует принять во внимание два основных момента: один —

микро-социальный; другой — индивидуально-психологический, или, что почти

одно и то же, медицинский. Первый фактор: долгожитель уже в силу своего

«статуса» (то есть независимо от семьи и ее характеристик) всегда находится

в центре внимания всех членов семьи, то есть является ее «ядром» («крепким»

или «мягким» — другой вопрос). Второй фактор: для долгожителя «родной» —

очень широкое понятие [6, с.115].

Автор вспоминает, что говорил о себе в старости Л.Н. Толстой: «Для

меня нет уже конкретного человека. Как нет человека «вообще». Каждого я

воспринимаю как близкий и родной мне тип человека, то есть по неким общим,

но существенным именно для данного типа чертам. Поэтому все люди для меня

или чужые, или родные: знакомых, дальних, близких и др. нет» [12, с.23].

Воспринимая людей как «родные типы», пожилой человек тем самым легко строит

с ними отношения (на выработанных с годами стереотипах общения),

адаптируется к ним, включает их в свою эмоциональную память как родных. И

именно поэтому пожилые люди, и особенно долгожители, не хотят и не могут

вступать хотя бы в поверхностные эмоциональные отношения с другими людьми,

которые для них «чужие» — уже по одному своему типологическому статусу.

Есть и другая сторона этой проблемы: дожив до определенного возраста,

родные становятся для пожилых людей «чужими», ибо на первый план выступают

именно те «существенно общие» типологические черты, на которые только и

ориентируется пожилой человек.

Выше автором говорилось, что долгожитель, если он проживает в семье,

обычно является ее «ядром». Этот тот центр (независимо, в каком психическом

и физическом состоянии находится долгожитель), к которому стекаются все

«токи» и «силы» семьи. Вот поэтому, когда долгожитель умирает, семья

сиротеет, и кажется, что «сиротеет все вокруг». Являясь «ядром» семьи,

долгожитель оказывается источником морального климата в семье: ее лада и

разлада. Как показывают исследования семей, в которых проживает

долгожитель, они или очень слаженные (несмотря на стесненность в жилье,

финансовые трудности, болезни членов семьи, на их возрастной, по степени

родства, или половой состав и другие объективные факторы), или, наоборот,

это семьи, в которых «настоящий ад », тем более «причин» для этого

предостаточно, но основной причиной является наличие в семье долгожителя.

Такое положение вещей нельзя объяснить социально — экономическими

(материальными) или социально — психологическими (хороший или плохой

характер у долгожителя) факторами. Причины гораздо глубже. Только

медицинская генетика могла бы объективно интерпретировать кардинальные

перемены в психике долгожителя, о которых писал Л.Толстой и которые

подтверждаются социально-геронтологическими исследованиями.

Долгожитель и его семья — одна из актуальнейших проблем и нашего

общества в целом, и социальной медицины в частности. Проблема эта кажется

не разрешаемой ни общественными, ни правительственными мерами,

направленными на укрепление социальной защиты народонаселения; еще в

меньшей степени — медицинскими путями. Появившиеся в нашей стране хосписы

для долгожителей пока демонстрируют полнейшую беспомощность, поскольку,

выражая хорошую идею, они требуют, во-первых, изрядных денег, а во-вторых,

иной, чем на Западе, концепции. В европейских странах, за исключением

Италии и Испании, давно сложилась традиция жить отдельно от родителей. Эта

же традиция в США и Канаде. В Израиле живут и порознь, и как в России, где

родители до сих пор чаще живут с одним из детей, то есть одной семьей.

«Свой дом» — понятие чрезвычайно разное для европейца и для русского: для

европейца — это дом, где родились его дети; для русского (точно так же, как

для итальянца и испанца) — это дом, где родился он сам. Хоспис для

европейца — нормальное переселение его родителей в нормальные (хорошо

оплачиваемые) условия. Хоспис для нашего русского современника хуже дома

для престарелых, ибо это промежуточный перед кладбищем этап.

В перестроечное время в нашей стране начали появляться всяческие фонды

здоровья и милосердия, взявшие на себя часть забот по уходу о пожилых

людях.

В ходе исследования автором было выявлено, что качество жизни пожилых

людей зависит не только от психических особенностей различных групп

престарелых граждан, но так же и от социально-экономических(бытовых,

материальных) условий, в которых прошла и проходит их жизнь.

2 Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста

2.1 Система учреждений социального обслуживания

Пожилые люди и инвалиды в Российской Федерации обладают всей полнотой

социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией

РФ, конституциями республик, входящих в ее состав, другими законодательными

актами. Однако изменение социального статуса человека в старости и

инвалида, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной

деятельности; трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения;

испытанием затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к

новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы.

Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности

пожилых людей и инвалидов. Под ограничением жизнедеятельности понимается

полное или частичное отсутствие у человека способности или возможности

осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль

за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью [3, с.21].

В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает

совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи

престарелым и инвалидам.

Социальная реабилитация представляет собой комплекс социально-

экономических, медицинских, юридических, профессиональных и других мер,

направленных на обеспечение необходимых условий и возвращение этих групп

населения к полнокровной жизни в обществе.

Составным элементом социальной защиты пожилых людей и инвалидов на

современном этапе является оказание социальной помощи т.е. обеспечение в

денежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемое с

учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по

социальному обеспечению [3, с.25]. Она носит, как правило, характер

периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных

выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной социальной

поддержки этих категорий, ликвидации или нейтрализации критических

жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими

условиями.

Таким образом, наряду с предоставлением традиционных форм социального

обеспечения: денежных выплат (пенсий, пособий); натурального обеспечения;

услуг и льгот; стационарных и нестационарных видов обслуживания, - важное

значение придается новым формам экстренной социальной помощи

нетрудоспособным, остронуждающимся гражданам Российской Федерации.

Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей включает в себя

пенсии и различные пособия; содержание и обслуживание престарелых и

инвалидов в специальных учреждениях органов социальной защиты населения;

протезирование; льготы инвалидам; оказание помощи бездомным.

Социальное обеспечение осуществляется государственными органами,

предприятиями, частными лицами, за счет взносов (вычетов из заработной

платы) трудящихся. В последнем случае выплата из фондов определяется не

трудовым вкладом и стажем, а размерами взносов. Такая практика очень

распространена в западных странах.

В 1995 г. в системе социальной защиты нашей страны функционировало 959

стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов, более 700

центров социального обслуживания, 900 отделений социальной помощи на дому,

а также ряд других учреждений социальной помощи (психолого-педагогической,

экстренной психологической помощи и т.д.) [3, с.65].

Наиболее развитая сеть социального обслуживания в Челябинской,

Самарской, Ростовской, Владимирской и ряде других областей.

Автор предлагает рассмотреть содержание работы Центра социального

обслуживания (для граждан пожилого возраста и инвалидов) [3, с.68]. В него,

как правило, входит несколько отделений. В отделении дневного пребывания

(рассчитанного на содержание не менее 30 пенсионеров и инвалидов)

организуется питание, медицинское и культурное обслуживание. Предусмотрено

участие в посильной трудовой деятельности в спецмастерских или подсобных

хозяйствах.

Отделение временного пребывания (рассчитано на содержание не менее 15

человек) осуществляет лечебно-оздоровительные и реабилитационные

мероприятия, культурное и бытовое обслуживание, питание в условиях

круглосуточного содержания.

В отделении социальной помощи на дому (оно обслуживает в городе 120

человек, в сельской местности — 60 человек) осуществляется постоянное или

временное (до 6 месяцев) социально-бытовое обслуживание на дому пенсионеров

и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи (бесплатно или на платной

основе).

Одной из первостепенных задач деятельности отделений социальной помощи

на дому является активное выявление нетрудоспособных граждан, нуждающихся в

надомном обслуживании.

Служба срочной социальной помощи Центра социального обслуживания

предусматривает широкий перечень услуг: разовое обеспечение остро

нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости; разовое

оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилья;

оказание экстренной психологической помощи, в том числе по «телефону

доверия»: оказание юридической помощи в пределах своей компетенции;

оказание других видов и форм помощи, обусловленных региональными и иными

особенностями.

Существенное значение в условиях кризисной обстановки в России имеет

адресная социальная защита пожилых людей. Она оказывается в первую очередь

наиболее нуждающимся: одиноким пенсионерам, инвалидам, престарелым старше

80 лет.

Социологические исследования в нашей стране показали, что основными

направлениями обеспечения благосостояния престарелых (по их мнению)

являются: повышение пенсий, совершенствование пенсионного обеспечения,

развитие услуг по уходу за ними на дому, увеличение числа домов для

престарелых и улучшение условий жизни проживания в них.

Совершенствование пенсионного обеспечения является одним из важнейших

направлений социального обеспечения в современных государствах.

Необходимо обратить внимание на социально-бытовое обслуживание

престарелых. Здесь важно предусмотреть, с учетом потери способности к

самообслуживанию, обеспечение специальной удобной обувью, одеждой,

различного рода приборами и приспособлениями, которые бы облегчили старым

людям передвижение по улице, ведение домашнего хозяйства, выполнение

некоторых гигиенических процедур.

Для решения этих проблем архитекторами, дизайнерами, геронтологами уже

давно определены перспективные направления разработки и выпуска

соответствующей бытовой техники. Эти предложения сводятся к созданию:

- автоматизированных кухонных комплексов, позволяющих программировать

операции по приготовлению пищи;

- системы подъемников для ухода за лежачими больными и оказания им

санитарно-гигиенической помощи;

- специальной мебели и механизмов для уборки помещений с учетом

возрастной специфики престарелых и т п , а также ряда простых, но очень

нужных устройств и приспособлений, создающих удобства людям преклонного

возраста и повышающих безопасность бытовых операций;

- системы поручней и опорных скоб для принятия старым человеком ванны;

- специальных подставок, облегчающих надевание обуви;

- пологих пандусов вместо порогов и т. п. [3, с.121]

Предложения хорошие, однако, к сожалению, в нашей стране они

реализуются крайне неудовлетворительно

С 1986 года в нашей стране начали создаваться так называемые Центры

социального обслуживания пенсионеров, в состав которых помимо отделений

социальной помощи на дому вошли совершенно новые структурные подразделения

— отделения дневного пребывания.

Целью организации таких отделений было создание своеобразных центров

досуга для пожилых людей, независимо от того, проживают они в семьях или

одиноки [3, с.126]. Предусматривалось, что в такие отделения люди будут

приходить утром, а вечером возвращаться домой; в течение дня они будут

иметь возможность находиться в уютной обстановке, общаться, содержательно

проводить время, участвовать в различных культурно-массовых мероприятиях,

получать одноразовое горячее питание и при необходимости доврачебную

медицинскую помощь.

Основной задачей деятельности таких отделений является помощь пожилым

людям в преодолении одиночества, замкнутого образа жизни, наполнение

существования новым смыслом, формирование активного образа жизни, частично

утраченного в связи с выходом на пенсию.

Первоначально такие Центры создавались при домах-интернатах для

престарелых, поскольку эти учреждения имеют такую материально-техническую

базу, которая могла обеспечить для отделения соответствующую площадь, ее

оборудование, обеспечить посетителей горячим питанием.

Отделения были рассчитаны на 25-50 посетителей в день. Срок посещения

в первое время функционирования отделений не ограничивался. Оплата за

питание взималась с посетителей отделения дифференцирование, в зависимости

от размера получаемой пенсии.

При создании первых центров еще не была предусмотрена ротация

посетителей отделений дневного пребывания через определенное время. Однако

положительный опыт работы этих учреждений сделал их популярными у населения

пенсионного возраста, обнаружил большое число желающих пользоваться

услугами отделения дневного пребывания. В связи с этим с учетом численности

пенсионеров, проживающих в зоне обслуживания Центра и числа подавших

заявления на посещение отделения, во многих территориях были просчитаны

сроки, на которые должна набираться одна группа, с тем, чтобы в течение

года все желающие могли посещать центр два и более раз.

В отделение зачисляются пенсионеры и инвалиды независимо от их

семейного положения, сохранившие способность к самообслуживанию и активному

передвижению, на основании личного заявления и справки из медицинского

учреждения об отсутствии противопоказаний к принятию в отделение.

В отделении выделяются помещения для кабинета доврачебной медицинской

помощи, клубной работы, библиотеки, мастерских и др.

Таким образом, рассмотренные вопросы создания и развития в России

службы социальной помощи нетрудоспособным гражданам дают основание

прогнозировать дальнейшее их совершенствование, в котором действенное

участие будут принимать новые кадры специалистов по социальной работе,

подготовке которых в настоящее время уделяется самое серьезное внимание.

2.2 Беседа с клиентом

Первая беседа обычно имеет цель выяснить право клиента получать

социальные услуги. Очень многое при этом зависит от качества беседы. Беседа

с клиентом наиболее точно может быть определена как коммуникация (общение)

или взаимодействие. Это искусство и наука. Начинающим работникам,

сталкивающимся с этой формой деятельности, необходимо обладать знанием и

пониманием явных и тайных причин того или иного поведения человека, т.е.

мотивов поведения. Знание этого способствует эффективности работы и

терпимости к людям. Только внимательное выслушивание и наблюдение за тем,

как люди ищут помощи, сможет превратить объективные факты и субъективные

чувства в часть межличностного общения, включающего открытые и закрытые

послания, их расшифровку и реакцию на различные уровни общения.

К основным навыкам, необходимым для введения беседы, относятся такие

10 принципов [13, с.122]. Вначале информировать клиента о продолжительности

беседы; начинать беседу после того как клиент понял ситуацию; стараться

быть доброжелательным, чтобы создать свободную непринужденную атмосферу;

постараться увидеть ситуацию глазами клиента; осознать опасность вынесения

суждений, а не принятия человека таким как он есть; развивать навыки

социального общения, например, улыбнуться, чтобы помочь общению, вначале

избегать вопросов, на которые можно ответить "да"или "нет"; не говорить, не

домысливать за клиента; не слишком торопиться, не суетиться и научиться

справляться с паузами и молчанием клиента (обычно это время, когда клиент

напряженно думает).

Каждая беседа обычно фиксируется на какой-то основной проблеме такой,

как например, исследование финансовых проблем клиента, его болезнях,

обидах, взаимоотношениях и т.д. Каждая беседа-знакомство должна иметь

четкую схему, т.е. начало, середину, конец. Каждая последующая беседа-

встреча с клиентом должна как-то базироваться на содержание предыдущей, при

этом должны быть использованы письменные или видеозаписи.

В процессе беседы обращения к одним и тем же трудностям или даже

отрицание их может дать работнику какой-то "ключ". Надо обращать внимание

на несоответствования и умолчания. Например, подвергшийся насилию человек

может и не хотеть вмешательства извне. Такие неожиданные изменения или что

клиент ассоциирует одну идею с другой, поэтому они обе ничего не значат.

Беседа-интервью социального работника отличается от повседневных бесед

тем, что они имеют тему, направленную на достижение конкретной цели,

временные рамки обычно бывают определены, предполагается положительное или

отрицательное развитие взаимоотношений [13, с.125]. Рассмотрим последние

аспект подробнее. Первая встреча социального работника и клиента помимо

чисто информативной функции имеет, по меньшей мере, 3 цели: стремление

заключить союз с клиентом относительно методов лечения, т.е. социальный

работник старается понять мысли и чувства клиента; старается вселить в

клиента чувство надежды, что он справится с ситуацией; демонстрирует методы

и формы работы [13, с.125]. Если не принимать эти факторы во внимание, то

управление ситуацией невозможно. Особенно это важно, если наблюдается

негативная реакция со стороны клиента.

Иногда социальные работники переживают, что порой они сталкиваются с

необщительными клиентами, которые вместо того, чтобы сказать, какая помощь

им нужна, делают все, чтобы заблокировать ее. Одной из причин этого

является то, что встреча с незнакомым человеком может вызвать чувство

стыда, больших ожиданий, чувства неудачи, ощущение зависимости. Социальный

работник не должен выявлять интимные, вызывающие смущение или пугающие

факты о клиенте или о себе самом, поскольку это может вызвать негативную

реакцию клиента.

Практики часто бывают расстроены, если те, кто пользуются их услугами,

не являются на встречу после первой беседы [13, с.142]. Исследования

показывают, что около 50% обратившихся за помощью не возвращаются для

участия во второй встрече. Причем даже если первая беседа привела к

положительным результатам, то существует и множество других причин неявки

на вторую встречу. Например, для кого-то первой беседы оказалось

достаточно, кто-то не хочет продолжительного вмешательства в свою жизнь,

кто-то предпочитает обращаться в случае необходимости и т.д.

Удачные беседы не зависят только от содержания разговора, важно, если

к работнику после этого интервью относятся как к человеку, способному

понять чувства клиента, их мысли по поводу их трудностей, и как социальный

работник реагирует на субъективные чувства клиента и использует их в

рабочих отношениях. Интервью считается успешным, если работник попытается

устранить барьеры общения, приводящие к непониманию.

Если клиент обладает физическими недостатками, умственными, слуховыми,

речевыми расстройствами, то могут понадобиться альтернативные методы

общения. Но даже и опытные работники порой предвосхищают события или

додумывают за клиента, что он хотел бы сказать или выразить нереально.

Лучше дать клиенту возможность говорить максимально свободно, поскольку,

если человеку дать возможность самому рассказать свою историю, то

удивительно как скоро он сам приходит к решению своей проблемы.

Стереотипное отношение к клиенту создает препятствия. Не стоит

рассматривать клиента как принадлежащего к определенному классу, и т.д.,

так как это искажает представление о нем и приводит к поспешным выводам:

люди слишком сложны, чувствительны и склонны к динамике, чтобы делать о них

поспешные выводы.

Задавание "хороших"вопросов. Тема задавания вопросов как навыка

межличностного общения весьма актуальна [13, с.150].

Нашей задачей является выделить моменты, когда этот метод мешает или

помогает в помощи клиенту. Так, социальный работник, задающий вопросов в

подозрительной или обвинительной манере, и не заинтересованным или

дружелюбным тоном, вызовет у клиента чувство страха и недоверия. Слова

здесь менее важны, чем тон и манера говорящего.

Задавание большого количества вопросов может выглядеть как допрос, а

слишком мало вопросов может помешать выявить важные моменты.

Неопытные люди часто избегают задавать "зондирующие"вопросы, если

клиент догадывается к чему клонится разговор.

Другим барьером может служить слишком частое задавание вопроса,

начинающегося с "почему", т.к. оно подразумевает, что клиент должен

объяснять свое поведение, это приводит к заниманию им оборонительной

позиции. Предпочтительнее начинать вопрос со слова "что", т.к. он может

выявить информацию, полезную для обоих участников разговора, например,

вместо того, чтобы спросить старую женщину почему она боится выходить из

дома, лучше спросить: что, по ее мнению, может произойти, если она выйдет

из дома.

Умелое использование вопросов - это нечто мало изученное в практике

социальной работы. Оно очень важно, т.к. это не только сбор информации, но

и один из путей начала процесса изменения.

Репортерский тип вопросов порой может достичь успеха, если перед

корреспондентом намеренно выдвигают аргументы оппонента с тем, чтобы

привести к изменению. Другими способами использования вопросов, которые

подразумевают изменение как конечную цель, является построение их таким

образом: "Возможно это неправильно, но...", "Я не совсем понял ...", все

они стимулируют отступление клиента от обычной схемы поведения и

рассмотрение новых возможностей. Чтение нотаций или преждевременные советы

нежелательны и не применяются опытными помощниками. В случае возникновения

неловких моментов не нужно заострять на них внимание, можно к ним вернуться

позже, когда клиент уже справился с конкретной проблемой, или спросить об

этом же, но позже, когда он избавится от смущения.

Другим типом задавания "хороших" вопросов является так называемый

"круговой опрос". Он применяется в семейной терапии и позволяет оценить

взаимодействие и функционирование в рамках семьи путем предоставления

одному из членов семьи возможности прокомментировать взаимоотношения двух

других членов, их поведение. Круговой опрос выявляет различные позиции

участников, дает новую информацию о том, как третья сторона видит

взаимоотношения между двумя другими членами семьи [13, с.153].

Гипотетические вопросы типа: "А что было бы, если ...?"могут еще более

прояснить ситуацию, а вопросы, когда предлагается описать идеальное решение

проблемы (с позиции клиента) могут предложить решение проблемы. Вопросы,

ставящие проблему, предпочтительнее готовых ответов. У людей обычно свои

взгляды на вещи и свои идеи.

Хороший социальный работник обладает следующими шестью качествами:

1. Симпатия или понимание - попытка видеть мир глазами другого

человека.

2. Уважение, реагирование на проблему клиента таким образом, чтобы

передать уверенность в том, что он сам может справиться с ней.

3. Конкретность, четкость, чтобы тот, кто консультируют максимально

четко понимал проблему.

4. Знание самого себя и оказание другим помощи в познании себя.

5. Искренность, умение вести себя естественно во взаимоотношениях с

клиентом.

6. Сиюминутность, иметь дело именно с тем, что происходит в настоящий

момент встречи [15, с.177].

Представляют особую трудность для начинающих социальных работников

умение определить, какие у них могут встретиться сложности в общении и,

соответственно, какие навыки необходимо продолжать практиковать.

Исходя из этого, при работе с клиентами социальному работнику можно

дать следующие рекомендации:

- необходимо обладать знанием и пониманием явных и тайных причин

поведения человека;

- иметь навык межличностного общения;

- умело задавать вопросы;

- пытаться устранить барьеры общения, приводящие к непониманию.

Таким образом, изучив данный раздел, автор считает, что социальные

работники должны уметь слушать, наблюдать и реагировать. Обретение навыков

посещения клиентов, понимания специфики их жизни, навыки задавания

вопросов, решения проблем, планирования действий - все это далеко не

просто. Чтобы стать опытным советчиком (консультантом) мало быть заботливым

и понимающим, надо еще умело применять на практике многочисленные приемы и

методы работы.

2.3 Оценочный анализ и ведение записей

Важной чертой работы с отдельными клиентами, в частности с пожилыми

людьми, является оценочный анализ. Оценочный анализ - это продолжительный

процесс, целью которого является понимание людей во взаимосвязи с

окружающей их средой: это основа планирования того, что необходимо сделать,

чтобы сохранить, улучшить или изменить состояние человека или окружающей

его обстановки [13, с.192]. Навык проведения оценочного анализа, получения

результатов зависит от административного таланта социального работника в

совокупности с навыками человеческих взаимоотношений. Для такой работы

нужен человек, который может организовать, систематизировать и

проанализировать полученную информацию, при этом он должен тонко

чувствовать обстановку и быть способным понять уникальность каждой

конкретной ситуации. Основные данные, такие как факты, очень важны, но не

менее важны мысли, чувства и интуиция социального работника.

Иногда начинающие путают термины "оценка"и "оценочный анализ". Разница

между ними заключается в том, что оценочный анализ представляет собой

исследовательский процесс изучения, а не просто оценку, т.е. не составление

досье на кого-то для представления в суд, а длительный процесс постоянного

накопления данных, включающий анализ мыслей, чувств клиента для того, чтобы

сформулировать план его "лечения".

Традиционно оценочный анализ в социальной работе стремится следовать

по пути, ведущему к источникам (ресурсам), а не по пути потребностей, т.е.

автор разрабатал модели, разделяющие цели и средства. Хорошие практические

результаты вытекают из широкого, всеобъемлющего оценочного анализа, а не

узкого, ориентированного лишь на социальные услуги. Такой более широкий

подход позволяет увидеть недостатки системы услуг и возможно, устранить их.

Разумеется, анализ такого рода в отношении пожилых людей может побудить к

усовершенствованию услуг: клиенты смогут дольше жить независимо, качество

их жизни и тех, кто за ними ухаживает, улучшится. Иллюстрацией этому может

быть такой пример: группа старых людей, которые пренебрегали едой оттого,

что у них не было аппетита или они не могли готовить себе сами, или

забывали поесть, стали собираться вместе в доме помощи по месту жительства,

где им выдавались обеды, и эта служба была создана специально для них.

В реальности, конечно, следование принципу удовлетворения потребностей

невозможно, если не хватает ресурсов. В социальной работе мы всегда

находимся в ситуации, когда потребности превышают средства, поэтому многие

службы при оказании помощи придерживаются принципа приоритета.

Исследования, касающиеся того, что должно быть выявлено в процессе

оценочного анализа показывают, что, в зависимости от конкретных

обстоятельств данного клиента, собирается большой объем информации

социального, психологического, экономического, политического и духовного

плана, характеризующей сущность индивида.

Оценочный анализ -это процесс отбора, организации, разделения на

категории и синтезации данных. Он возможен в результате систематического и

тщательного рассмотрения потребностей клиента, а не просто оказания

возможных услуг. Используемыми методами могут быть: вопросы, самооценка,

ролевая игра, проверочные тесты, зарисовки, дневники и т.д.

Оценочный анализ предполагает возможность ошибки или предубежденного

отношения социального работника. Чтобы избежать этого следует проводить

перекрестные проверки данных.

Исходя из этого можно рекомендовать:

1. Развивать в себе самоконтроль при рассмотрении полученных данных.

2. Быть способным противостоять обладающим более высоким статусом или

властью и выступать против их мнения, если это необходимо.

3: Рассматривать все оценки как рабочие гипотезы, которые должны

наполняться содержанием по мере поступления информации и знаний.

Междисциплинарные оценочные анализы. Главной целью обслуживания людей

является создание ориентированных на конкретного человека мобильных

структур, при этом социальный работник организует предоставление услуг

независимыми, добровольными и государственными организациями, он также

ответственен за сотрудничество с медицинскими учреждениями и агентствами

разного рода. В связи с этим, менеджер (тот, кто руководит работой с

конкретным клиентом) организует и координирует проведение

междисциплинарного оценочного анализа. В случае оценки здоровья пожилых

людей, это может происходить на дому, в дневном центре или больнице.

Ведение записей, ранее считавшееся рутинной обязанностью, отнимающей

время от контрактов с клиентами, начинает признаваться как основное умение,

причем в ведении записей, где возможно, принимают участие и клиенты. В

записях фиксируются водные факты, свидетельства, чувства, решения,

предпринятые и планировавшиеся действия, мониторинг, обзор, оценочный

анализ и значимая информация. Они могут принимать форму детального отчета,

обстоятельного обобщения каждого факта и контакта, форму для записей, в

которой записывается закодированная информация, или могут включить в себя

длинные социальные истории, программы индивидуальных планов.

Главной целью ведения записей является улучшение качества услуг.

Одной из трудностей для начинающих социальных работников является

определить, на какой необходимой информации им надо сосредоточиться.

Неопытность ведет к длинным отчетам, в которых много лишнего и не хватает

качественной информации.

Как минимум в записях должны содержаться: суть проблемы или ситуации;

доступные и необходимые источники и ресурсы; краткосрочные, средне-, и

долгосрочные цели; план действия и точка зрения клиента.

Систематические записи ведутся по четырем отдельным разделам: документ

оценки, карта мониторинг, формы для периодических записей, информация о

расходах. Документ оценки может быть создан для сохранения баланса между

структурной заранее закодированной информацией и для записей личных

характеристик каждого клиента пожилого возраста. Его шесть секций

охватывают такие основные записи как: возраст, адрес, источник обращения,

формальные и неформальные контакты, включая информацию от помощников по

дому и государственных служб, жилищные и финансовые условия и также такие

детали как отопление, канализация, выплаты; возможность справляться с

основными ежедневными обязанностями: уход за собой, работа по дому;

физическое и умственное здоровье отражается в пятом и в шестом разделах,

сюда обычно относится и невозможность двигаться, головокружение,

недержание, интеллектуальная неполноценность, отношение клиента к помощи,

включая услуги неформальных помощников [13, с.250].

Карта мониторинга состоит из одного листа, на котором изображена

матрица - 7 дней недели. По вертикали - дни недели, по горизонтали

-критические периоды дня, такие как часы приема пищи, время сна.

Формы для периодических записей, используемые каждые три месяца для

проверки процесса оказания помощи, считаются наиболее ценными в период

кризиса или перемен. В них входят детали, касающиеся самих проблем и

достигнутых изменений, намечающиеся изменения, деятельность социального

работника, других служб, практические услуги и требуемые, но недоступные

ресурсы.

Четвертым документом является Информация о расходах. Это запись,

израсходованных социальным работником средств на оплату помощникам, за

помощь на дому, "обед на колесах", дневной уход и уход в учреждениях. Эта

информация была поделена на тридцать еженедельных блоков, записей. Каждая

страница охватывала стоимость содержания каждого клиента за квартал каждого

года.

Итак, в ходе исследования, автором было выявлено, что оценочный анализ

– это процесс отбора, организации, разделения на категории и синтезации

данных, а ведение записей начинает признаваться как основное умение, где

возможно, принимают участие их клиенты.

з

Заключение

Целью курсовой работы являлось выявление социальных проблем пожилых

людей. В ходе работы было изучено много литературы и исходя из этого анализ

результатов позволяет сделать следующие выводы:

1) социально-демографическую категорию пожилых людей, анализ их

проблем теоретики и практики социальной работы определяют с разных

точек зрения – хронологической, социологической, биологической,

психологической, функциональной и т.п.

2) из исследования видно, что наиболее острой проблемой является

ограничение жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов.

3) в ходе исследования было установлено, что отделения дневного

пребывания пользуются большой популярностью у людей пенсионного

возраста.

4) в работе была исследована структура системы учреждений социального

обслуживания. Важнейшей задачей которой является поддерживание

уровня жизни пожилых людей и инвалидов в экстремальных ситуациях,

содействие их адаптации к условиям рыночной экономики.

5) главной целью обслуживания людей является создание ориентированных

на конкретного человека мобильных структур, при этом социальный

работник организует предоставление услуг независимыми,

добровольными и государственными организациями, он так же

ответственен за сотрудничество с медицинскими учреждениями и

агентствами разного рода.

6) установлено, что долгожитель и его семья – одна из актуальнейших

проблем и нашего общества в целом, и социальной медицины в

частности. Проблема эта кажется не разрешаемой ни общественными, ни

правительственными мерами направленными на укрепление социальной

защиты народонаселения; еще в меньшей степени - медицинскими

путями.

7) выявлено, что для качественного обслуживания пожилых граждан,

необходима высокая подготовка персонала в области психологии,

социологии, педагогики, а так же социальных работников.

Таким образом, подведя итог исследования, автор достиг поставленной

цели, выявил социальные проблемы пожилых людей, решив следующие задачи:

1) определил основные социальные проблемы пожилых людей.

2) исследовал проблемы взаимодействия социального работника и пожилого

человека.

3) выявил основные формы обслуживания граждан.

4) изучил ведение беседы социального работника с клиентом.

5) анализировал приоритетные направления социального работника с

пожилым человеком.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты,

основные выводы и обобщения способствуют более глубокому пониманию

социальных проблем пожилых людей, установлению контактов между социальным

работником и клиентом для выполнения совместной работы.

Изучение поставленных в исследовании проблем, выводы, к которым

подвели его результаты, дают основания сформулировать следующие

рекомендации:

1 правительствам всех стран в области социальной поддержки пожилых

людей:

- разработать национальную политику в отношении престарелых, тем самым

укрепляя связь между поколениями;

- защитить пожилых людей от экономических потрясений;

- обеспечить качество жизни в специализированных учреждениях для

престарелых;

2 социальному работнику при работе с клиентами необходимо:

- реагировать на проблему клиента таким образом, чтобы передать

уверенность в том, что он сам может справиться с ней.

- иметь навык межличностного общения;

- пытаться устранить барьеры общения, приводящие к непониманию.

Таковы некоторые рекомендации, направленные на совершенствование

условий жизни пожилых людей.

Список использованных источников

1 Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное пособие.

– М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 296с.

2 Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф.

Е.И.Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2002. -400с.

3 Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной

реабилитации нетрудоспособных граждан – М.: ЦИЭТИН, 1991. -135с.

4 Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе: В 2 ч. М.: Cоциально-

технологический институт, 1999.-320с.

5 Возраст мудрости – возраст созидания / Программа развития ООН. – М.,

1999. -75с.

6 Черносвитов Е.В. Социальная медицина Учеб. пособие для студ. высш.

учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -304с.

7 Лексин В.Н., Шевцов А.Н. Общая теория реформ. Теория и практика

организации проведения реформ – М., 1995. -123с.

8 Человек и труд, 1996, №11. – 55с.

9 Архитектурная среда обитания инвалидов и престарелых / Под ред. В.К.

Степанова. М.: Стройиздат, 1989.-213с.

10 Кропоткин П. Взаимная помощь как фактор эволюции. Т.7. – СПб.,

1987. -350с.

11 Баранова М.Н., Черносвитов Е.В. Неврозоподобные состояния в

общесоматической практике. Тбилиси, 1990. – 240с.

12 Толстой Л. О старости СПб., 1906. – 180с.

13 Социальная работа с пожилыми. – Институт социальной работы. – М.,

1995. – 334с.

14 1 Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное

пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. –340с.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты