рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Агрессия и насильственные преступления рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Агрессия и насильственные преступления

Агрессия и насильственные преступления

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

(г. Гомель)

ГИУСТ БГУ Кафедра социальной работы

№ зачетной книжки___238490___ группа 471д курс 4-ый семестр 8-ой

Тема: «Агрессия и насильственные преступления»

Студентка Маневская Елена Александровна, 23 марта 1980 г. р.______

ГУ «Республиканский научно- практический центр радиационной медицины и экологии человека», мед. сестра________________________

(фамилия, имя, отчество, год рождения, место работы, должность)

Дата получения к.р.______ ____________

Дата возврата к.р.________________ оценка____________________

(Зачтено/ незачтено)

Рецензент Азарова Л.А. , .

(фамилия, имя, отчество, должность, ученая степень)

РЕЦЕНЗИЯ

Рецензент ___________________________________________________

(подпись, дата)

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кафедра социальной работы

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

студентки 4-го курса 471д группы

дистанционного обучения

Специальность

«Социальная работа»

Маневской Елены Александровны

(фамилия, имя , отчество)

Тема: «Агрессия и насильственные преступления»

№ зачетной книжки 238490

Домашний адрес: г. Гомель ул. Давыдовская д.18 кв.12

тел. 43-34-92

Проверил

преподаватель .

(должность, ученая степень)

Азарова Л. А. .

(фамилия, имя , отчество)

МИНСК

2008

Содержание

  • Введение
  • 1 Агрессия: основные теории и концепции понимания
  • 2 Взаимосвязь агрессии и насильственных преступлений
  • Заключение
  • Список использованных источников и литературы
Введение

Преступность несовершеннолетних и молодежи во всем мире является о
дной из самых актуальных социальных проблем. Рост такой преступности характерен для всех развитых стран мира. К основным причинам преступности несовершеннолетних и молодежи ученые относят безработицу среди молодежи, неуверенность молодых людей в будущем, неудовлетворенность современным способом управления обществом, все перечисленные социальные явления по мнению специалистов порождают агрессию. Агрессия как социальное явление провоцирует рост насильственных преступлений.

В данной работе будет проведен анализ психологических теорий агрессии и ее влияния на осуществление насильственного преступления.

Цель контрольной работы раскрыть взаимосвязь агрессии и насильственных преступлений.

Задачи контрольной работы:

1. осветить существующие теории агрессии;

2. проследить влияние агрессии на осуществление насильственных преступлений.

1 Агрессия: основные теории и концепции понимания

Согласно одному из некоторых определений, предложенных Бассом, агрессия - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Определение, предложенное несколькими известными исследователями, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. Третья точка зрения, высказанная Зильманном, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений [1, c.9].

Несмотря на значительные разногласия, относительно определений агрессии, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию определения, близкого ко второму рассмотренных нами. В это определение входит как категория намерения, так и актуальное причинение оскорбления или вреда другим. Таким образом, в настоящее время большинством принимается следующее определение:

Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [1, c.9].

Данное определение предполагает, что агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Это важное утверждение породило большую путаницу. Термин агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями - такими как злость; с мотивами - такими как стремление оскорбить или навредить; и даже с негативными установками - такими как расовые или этнические предрассудки. Несмотря на то, что все эти факторы, несомненно, играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба или насильственное преступление, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. Как мы скоро увидим, злость вовсе не является необходимым условием нападения на других; агрессия разворачивается как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения. Также совершенно не обязательно, чтобы агрессоры ненавидели или даже не симпатизировали тем, на кого направлены их действия. Многие причиняют страдания людям, к которым относятся скорее положительно, чем отрицательно. Случаи насилия в семье или агрессивное поведение у бушменов, которых за миролюбие и охотное сотрудничество обычно называли "безопасными людьми", могут быть этому примером.

В свете того, что негативные эмоции, мотивы и установки не всегда сопровождают прямые нападки на других, мы ограничим использование термина агрессия сферой явно злонамеренного поведения и рассмотрим другие факторы отдельно.

Таким образом, агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения: 1) агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве; 2) в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам; 3) жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения [3, c.37].

Существует несколько разнонаправленных теоретических перспектив, каждая из которых дает свое видение сущности и истоков агрессии. Старейшая из них, теория инстинкта, рассматривает агрессивное поведение как врожденное. Фрейд, самый знаменитый из приверженцев этой довольно распространенной точки зрения, полагал, что агрессия берет свое начало во врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти; по сути дела, агрессия - это тот же самый инстинкт, только спроецированный вовне и нацеленный на внешние объекты. Теоретики-эволюционисты считали, что источником агрессивного поведения является другой врожденный механизм: инстинкт борьбы, присущий всем животным, включая и человека.

Теории побуждения предполагают, что источником агрессии является, в первую очередь, вызываемый внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред другим. Наибольшим влиянием среди теорий этого направления пользуется теория фрустрации-агрессии, предложенная несколько десятилетий назад Доллардом и его коллегами. Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. В некоторых случаях агрессивный позыв встречает какие-то внешние препятствия или подавляется страхом наказания. Однако и в этом случае побуждение остается и может вести к агрессивным действиям, хотя при этом они будут нацелены не на истинного фрустратора, а на другие объекты, по отношению к которым агрессивные действия могут совершаться беспрепятственно и безнаказанно. Это общее положение о смещенной агрессии было расширено и пересмотрено Миллером, выдвинувшим систематизированную модель, объясняющую появление этого феномена.

Когнитивные модели агрессии помещают в центр рассмотрения эмоциональные и когнитивные процессы, лежащие в основе этого типа поведения. Согласно теориям данного направления, характер осмысления или интерпретации индивидом чьих-то действий, например, как угрожающих или провокационных, оказывает определяющее влияние на его чувства и поведение. В свою очередь, степень эмоционального возбуждения или негативной аффектации, переживаемой индивидом, влияет на когнитивные процессы, занятые в определении степени угрожающей ему опасности [2, c.164].

И последнее теоретическое направление, рассматривает агрессию прежде всего как явление социальное, а именно как форму поведения, усвоенного в процессе социального научения. В соответствии с теориями социального научения, глубокое понимание агрессии может быть достигнуто только при обращении пристального внимания: 1) на то, каким путем агрессивная модель поведения была усвоена; 2) на факторы, провоцирующие ее проявление; 3) на условия, способствующие закреплению данной модели поведения. Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного участия в ситуациях проявления агрессии, а также в результате пассивного наблюдения проявлений агрессии. Согласно взгляду на агрессию как на инстинкт или побуждение, индивидуумов постоянно заставляют совершать насилие либо внутренние силы, либо непрерывно действующие внешние стимулы (например, фрустрация). Теории же социального научения утверждают, что агрессия появляется только в соответствующих социальных условиях, то есть, в отличие от других теоретических направлений, теории этого направления гораздо более оптимистично относятся к возможности предотвращения агрессии или взятия ее под контроль.

2 Взаимосвязь агрессии и насильственных преступлений

Насилие, словно проклятие, тяготеет над человечеством и отравляет жизнь индивида, семьи, религиозных и политических сообществ, народов и целых наций. Насильственное преступление, по мнению большинства людей, - безусловное зло. Но, к сожалению, насильственные преступления являются неотъемлемой частью социума на протяжении всего существования человечества. Проведем анализ теорий возникновения насильственных преступлений.

По мнению ведущих психологов, любое насильственное преступление является следствием явной либо скрытой агрессии. Так Роберт Бэрон в своей работе «Социальные детерминанты агрессии» приводит пример о двух девочках: «Две чикагские девушки, 13 и 15 лет, фигурируют в обвинительном заключении по делу об убийстве из огнестрельного оружия их 50-летнего отца. Власти, как и девушки, сначала выдвигали предположение, что его убил грабитель, но позднее сестры признались, что планировали убийство с того самого дня, когда Томас их якобы избил...»[1, c.4]. При этом он акцентирует внимание на том, какие силы движут этими девочками в момент совершения преступления: фрустрация, месть (вербальное и физическое нападение).

По данным многих исследований фрустрация способствует развитию у человека агрессии либо усиливает ее. Уровень и непредвиденность фрустрации порождают негативные эмоции, наличие которых считается необходимым для возникновения агрессивных намерений. Посылы к агрессии могут усилить (или подавить) побуждение к агрессии, проистекающее из обусловленных фрустрацией негативных эмоций. Таким образом, повлечет ли фрустрация за собой агрессию или нет, зависит от интерпретации индивидуумом множества ситуационных факторов (таких как интенсивность фрустрации и связанные с агрессией стимуляторы) и от его эмоциональной реакции на них [2, c.113].

Месть обычно является следствием агрессии направленной против личности. Вербальная либо физическая провокация тоже способна актуализировать агрессивные действия, словами пользуются гораздо чаще, чем кулаками, ногами или оружием. Как все мы знаем из личного опыта, "убийственные" комментарии и едкие замечания могут ранить едва ли не больнее, чем прямое физическое воздействие. Когда такие комментарии делает человек, чье мнение мы ценим, или когда с их помощью нас унижают в присутствии других людей, это может оказаться чрезвычайно неприятным переживанием. То, что такие действия часто вызывают мощную контратаку, было продемонстрировано во многих лабораторных экспериментах, в которых испытуемые, оскорбленные другим человеком, готовы были наказать его электрическим разрядом высокой мощности или каким-то другим образом, т.е. произвести акт мести - «око за око».

Таким образом, становится видна взаимосвязь агрессии и насильственных преступлений. А именно, по словам Тейлора, агрессия есть следствие: неудовлетворенности потребностей, ущемления личности или вербальной либо физической провокацией - которое порождает насилие.

Насильственные преступления совершаются повсеместно по расовым, гендерным, социальным понятиям. Всегда ли они являются следствием накопленной агрессии? Агрессия вовсе не должна пониматься как сугубо негативный, деструктивный и противостоящий гармонии жизни феномен. Как раз напротив - роль агрессии в развитии жизни столь велика, что ее попросту трудно переоценить. Кстати, эллинское божество, символизирующее агрессию, Арес, покровитель воинов и сражений, - имел наряду с разрушительным и позитивный, конструктивно-созидательный аспект. Агрессия характеризуется активным движением психо-биологической энергии, направляемой на тот или иной вид деятельности. Однако сама эта деятельность может быть различной. Агрессия может служить как покровителю любви, Эросу, так и властелину умирания Танатосу. Критериями же оценки характера того или иного агрессивного эксцесса служат преследуемые индивидуумом цели, движущие мотивы и реализуемые в процессе обнаружения агрессивных импульсов ценности. Энергии агрессивности могут успешно канализироваться в напряженной конкурентоспособности и художнической пассионарности, направляться на самосохранение и защиту угнетенных, способствовать скорейшему выздоровлению или усердно преследуемому физическому либо интеллектуальному развитию. Но те же силы могут динамизировать активность сексуального маньяка или вести на смерть вконец запутавшегося подростка. Во всех этих случаях мы имеем дело с одним и тем же психофизическим феноменом, но сколь различно он проявляется! [4, c.21]

Не следует забывать о том, что человек, отягощенный известным зарядом агрессивной активности, неизменно страдает от нее сам, причем в немалой степени. В наше сумбурное и взбалмошное время мало кто оказывается в состоянии реально управлять собственной агрессивностью. Раздражительность и нетерпеливость, всегда сопровождающие невольные проявления агрессивности, носят неестественный, навязчивый, компульсивный характер. Фактически подавляющее большинство людей являются рабами собственной агрессивности, особенно если от рождения они наделены ею в значительной степени. Внешние проявления агрессивности неизменно связаны с плохо осознаваемым (но оттого ничуть не менее разрушающим души) чувством страха. Плохо контролируемая агрессивность нередко оборачивается против самого индивидуума, проявляясь в различных формах саморазрушения - от самообвинений и самобичеваний до растянутого по времени самоубийства в форме никотиномании или злоупотребления алкоголем. Специалисты-психологи вполне обоснованно полагают, что главной причиной несчастных случаев и автомобильных аварий на деле оказывается все та же неосознаваемая ненависть (агрессия) к самому себе и порожденная ею страсть к самоуничтожению. Даже если последняя и не осознается, это, тем не менее не мешает ей реализовываться на практике, заводя человека в непроходимую топь и направляя его автомобиль навстречу гибели [4, c.23].

Особенно опасным в сегодняшнем мире представляется то, что агрессивное поведение нередко связано с так называемой дефицитарной мотивацией, определяемой недостатком или отсутствием тех или иных желаемых предметов или состояний. Чаще всего агрессивность выходит наружу тогда, когда человек не в состоянии интеллектуально разрешить стоящую перед ним проблему и вместо того, чтобы обойти или каким-либо образом преодолеть вставшее на его пути препятствие, в слепой ярости стремится его попросту разрушить. Почти как в известном анекдоте: "Что тут думать - трясти надо!" Любая задача может решаться без излишнего насилия лишь в том случае, если человек знает, как именно следует ее решать, и в полной мере использует дарованные ему сокровища интеллекта. Однако еще страшнее, когда выраженная страсть и агрессия сочетается с развитым интеллектом. Последствия такого инфернального союза прекрасно демонстрируются членами преступных банд всего мира. Это воистину кошмарный психологический коктейль: злоба и жестокость, ненависть и жадность, неосознаваемое чувство вины и глубинный стыд за содеянное в сочетании с развитым рассудком. С каждым десятилетием такое сочетание становится все популярнее, что вполне может способствовать разрушению и человечества, и планеты.

Подводя итог, можно сделать вывод, что насильственные преступления происходят не только в результате накопленной агрессии человека, но и его предрасположенностью к насилию и преступным деяниям.

Заключение

Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. В тоже время агрессия характеризуется активным движением психо-биологической энергии, направляемой на тот или иной вид деятельности и является одной из движущих сил деятельности человека и человечества в целом. Однако сама эта деятельность может быть различной.

Как было установлено в ходе анализа работ ведущих психологов 20-го века фрустрация, вербальное и физическое нападение усиливают агрессию человека и при его предрасположенности к насилию либо имеющимся мотивам и целям направляют ее на осуществление насильственного преступления.

Список использованных источников и литературы

1.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия: социальные детерминанты агрессии / Пер. с англ. - М.: Высшая школа, 1988.

2. Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Т. 2. - М.: Высшая школа, 2000.

3. Пиаже Ж. Избранные психологические труды - М.: Высшая школа, 1969.

4. Фромм Э. Типы агрессии / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2001.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты