|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Благотворительная деятельность в сфере образования (автономные образовательные учреждения)Благотворительная деятельность в сфере образования (автономные образовательные учреждения)Тема Благотворительная деятельность в сфере образования (автономные образовательные учреждения) Содержание Введение 1. Теоретические основы благотворительной деятельности 1.1 Понятие и классификация благотворительности 1.2 Факторы развития благотворительной деятельности в России и их социальная эффективность 2. Алгоритм и модель формирования фонда целевого капитала автономного образовательного учреждения 3. Механизм формирования фонда пожертвований автономного образовательного учреждения 4. Методика оценки и выбора приоритетных направлений использования дохода от целевого капитала автономного образовательного учреждения Заключение Список использованной литературы Приложение Введение Система образования, как и вся социальная сфера, длительное время находилась на государственном обеспечении, часто недостаточном для покрытия текущих расходов и дальнейшего ее развития. Многочисленные изменения структуры учреждений образования привели к появлению новой организационно-правовой формы субъектов образовательной деятельности - автономных образовательных учреждений, сочетающих в себе бюджетное обеспечение и известные экономические и управленческие свободы, что становится особенно актуальным в современных условиях. Одной из особенностей функционирования автономного образовательного учреждения является создание целевого капитала, суть которого заключается в обеспечении долгосрочного и стабильного финансирования деятельности образовательного учреждения. Такой механизм формирует постоянный доход за счет благотворительной деятельности организаций, а значит, создает основу для устойчивого развития социальной сферы и особенно системы высшего образования, создавая условия для постепенного перехода на самообеспечение и изменение правовых основ функционирования учебных заведений. Вопрос развития и совершенствования благотворительной деятельности как дополнительного способа и источника формирования целевого капитала автономного образовательного учреждения является актуальным на сегодняшний день. Цель контрольной работы изучить благотворительную деятельность в сфере образования (автономные образовательные учреждения). Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач: 1. Рассмотреть теоретические основы благотворительной деятельности; 2. Определить алгоритм и модель формирования фонда целевого капитала автономного образовательного учреждения; 3. Дать оценку механизму формирования фонда пожертвований автономного образовательного учреждения; 4. Рассмотреть методику оценки и выбора приоритетных направлений использования дохода от целевого капитала автономного образовательного учреждения 1. Теоретические основы благотворительной деятельности 1.1 Понятие и классификация благотворительности Одной из ключевых проблем исследования благотворительной деятельности до сих пор остается слабо проработанный терминологический аппарат и соответственно связанные с этим разночтения в понимании благотворительности как явления. Среди исследований данного вопроса можно встретить работы, в которых благотворительность трактуется чрезвычайно узко. Существуют варианты определения благотворительной деятельности как проявления сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего помочь неимущему. Также существует определение благотворительной деятельности только как материальной помощи нуждающимся, которая оказывается как отдельными лицами, так и организациями. С другой стороны, некоторые авторы дают более расширенное понятие благотворительности. Благотворительная деятельность приравнивается к социальной работе или деятельности организаций, представляющих третий сектор. Кроме того, часто понятие благотворительности смешивается с понятием призрения незащищенных слоев населения, и при этом не разделяется добровольная активность граждан, их объединений и деятельность государственных структур. При этом необходимо заметить, что исторически понятие «призрение» включает предоставление пропитания и ночлега. Существует определение благотворительности как негосударственной добровольной безвозмездной деятельности в социальной сфере, направленной на поддержку отдельных лиц или организаций, у которых по тем или иным причинам не хватает ресурсов для полноценного функционирования. Взяв во внимание все существующие трактовки благотворительности, их недостатки и достоинства, появляется возможность предложить авторское определение института благотворительности и благотворительной услуги. Такое определение способствует конкретизации и уточнению определения благотворительной деятельности. Благотворительная услуга представляет собой совокупность социально-экономических отношений, возникающих в процессе передачи материальных, нематериальных ресурсов и денежных ресурсов между экономическими субъектами на индивидуальной и безэквивалентной основах. Таким образом, благотворительная деятельность, как социально-экономический институт, представляет собой процесс поиска и перераспределения материальных и нематериальных ресурсов и денежных средств от лиц и организаций в пользу субъектов, находящихся в критической ситуации, не соответствующей элементарным жизненным стандартам, либо в пользу субъектов, поддержка которых будет способствовать созданию более высоких стандартов или качества личной и общественной жизни, осуществляемый посредством оказания благотворительной услуги. Благотворительная услуга является в конечном итоге фактом проявления благотворительной деятельности. Благотворительная услуга может быть классифицирована по различным признакам: по субъекту благотворительности; по объекту благотворительности; по наличию цели; по форме предоставления благотворительности; по способу предоставления благотворительной услуги; по продукту благотворительности. В таблице 1 представлена классификация благотворительных услуг по различным признакам, соотносящим благотворительную услугу к определенному типу благотворительных услуг. Таблица 1 - Классификации благотворительных услуг
В таблице 2 представим более подробно классификацию, соотносящую между собой тип, вид и продукт благотворительности. Классификация благотворительных услуг по продукту благотворительности, на наш взгляд, является наиболее полной, раскрывает все возможные виды и продукты благотворительности, а также включает в себя все представленные типы благотворительных услуг, выделенные по другим классификационным признакам. В характеристике благотворительной услуги, отражающей осуществление благотворительной деятельности, автором выделено такое ее специфическое свойство как безэквивалентность. Таблица 2 - Типы благотворительных услуг и виды их предоставления
Благотворительность - это помощь нуждающимся в ущерб своему собственному благосостоянию или свободному времени, но при условии, что она не причиняет вред другим людям и осуществляется в рамках закона, приносит пользу не только получателям благ, но и обществу в целом, снимая с него часть социальных обязательств. Отсюда к благотворительности относятся такие деяния, которые в общепринятом смысле слова укладываются в понятие «общественная польза», состоящая в индивидуальной помощи конкретному человеку, что является выгодным для общества в целом. 1.2 Факторы развития благотворительной деятельности в России и их социальная эффективность Изучив развитие и состояние благотворительной деятельности в различные исторические периоды, можно сделать вывод, что на развитие благотворительной деятельности оказывают влияние определенные стороны общественной жизни. Здесь можно выделить следующие группы факторов развития: политические (общественный строй, отношения к данному вопросу органов государственного управления и политических партий); идеологические (уровень духовной культуры общества, религиозные взгляды, нравственное состояние общества и т.д.); правовые (состояние законодательства в области благотворительной деятельности, регулирование деятельности некоммерческих организаций); экономические (налоговая система, уровень среднедушевых денежных доходов, дифференциация денежных доходов населения); социальные (общественные отношения, социальная напряженность, уровень государственных социальных гарантий, степень потребности населения в дополнительной социальной защите). Более наглядно влияние каждой группы факторов на развитие благотворительной деятельности автором отражено в таблице развития благотворительной деятельности в различные исторические периоды (табл. 3). Авторская краткая характеристика развития благотворительной деятельности в различные исторические этапы позволяет сделать вывод о том, что благотворительность в России прошла путь от простых форм своего проявления в начальный, дореволюционный период, таких видов как милостыня и презрение, сменившись затем социальной работой государства и шефством в советский период. В современном обществе она достигает наивысшей формы своего развития через создание специализированных некоммерческих организаций, в том числе используя накопление доходов посредством создания фондов целевого капитала некоммерческих организаций. Таблица 3 - Краткая характеристика благотворительной деятельности
2. Алгоритм и модель формирования фонда целевого капитала автономного образовательного учреждения Одним из перспективных направлений развития высшей школы в России, в частности, такой формы управления как автономные образовательные учреждения, является создание и развитие системы благотворительности, механизмов привлечения пожертвований, введение специализированных фондов поддержки развития вузов. Автономные образовательные учреждения на сегодняшнем этапе развития экономических и правовых отношений в сфере образования являются наиболее приемлемыми для эффективного формирования и функционирования такой формы благотворительной деятельности как фонд целевого капитала. Создание фонда целевого капитала - очень сложный и трудоемкий процесс, требующий значительной подготовительной работы. На основе анализа законодательства в этой области автором предложено две структурные модель-схемы для создания и функционирования фондов целевого капитала. Представим модели формирования и функционирования целевого капитала автономного образовательного учреждения. Первая схема раскрывается в организации работы согласно модели создания целевого капитала вуза (рис. 1), вторая - согласно модели формирования целевого капитала вуза с созданием специализированной организации (рис. 2).
Рис. 1. Модель формирования фонда целевого капитала вуза
Рис. 2. Модель формирования фонда целевого капитала вуза (автономного образовательного учреждения) с созданием специализированной организации Несмотря на принятие основного закона о формировании целевого капитала и внесении изменений в существовавшие ранее законодательные акты, считаем необходимым упорядочить и совершенствовать процесс формирования и использования целевого капитала, выявить особенности этой деятельности в автономных образовательных учреждениях. Для этого, в первую очередь, сформулируем основные этапы создания фонда целевого капитала: решение о формировании целевого капитала (определение целей, задач); анализ соответствия деятельности установленному перечню; анализ организационной структуры некоммерческой организации; анализ информационных ресурсов; формирование контролирующего органа; сбор пожертвований на формирование целевого капитала; выбор управляющей компании, передача пожертвований; выбор аудиторской компании; составление отчета об использовании целевого капитала. Организовав все необходимые службы, автономное образовательное учреждение может приступать к осуществлению процесса создания и формирования фонда целевого капитала. Для более четкого, пошагового определения данного процесса предложим алгоритм создания эндаумент-фонда (Приложение). 3. Механизм формирования фонда пожертвований автономного образовательного учреждения Вопрос об источниках формирования и пополнения целевого капитала является одним из наиболее важных. Для организации полноценного сбора пожертвований по формированию целевого капитала в образовательном учреждении, на наш взгляд, необходимо создание специального отдела, занимающегося поиском дополнительных источников финансирования, привлечением жертвователей и организацией публичного сбора средств, то есть фандрайзингом. В некоторых американских университетах в таких отделах насчитывается 40-50 человек. Российские образовательные учреждения, на наш взгляд, могут создать отдел фандрайзинга в составе пяти человек. Представляем примерную структуру отдела фандрайзинга автономного образовательного учреждения, требования и обязанности сотрудников (табл. 4). Среди основных потенциальных жертвователей можно выделить четыре основные категории: выпускники и родители студентов; частные лица; компании, корпорации; фонды. У каждой из этих категорий благотворителей есть свои мотивы к осуществлению пожертвований: выпускники и родители студентов выражают признательность и благодарность родному вузу за полученное образование и желают поддержать будущее поколение, которое пошло «по их стопам». Частные лица, не связанные напрямую с деятельностью вуза, могут поддержать его в рамках своей благотворительной деятельности. Компании и корпорации могут поддержать вуз, во-первых, как основу получения квалифицированных кадров; во-вторых, как центр повышения квалификации сотрудников компании; в-третьих, как научно-исследовательский центр, на базе которого ведутся прикладные исследования, разрабатываются новые технологии в интересах компании, в-четвертых, в рамках реализации политики социальной ответственности бизнеса. Для благотворительных фондов вузы - идеальная возможность оказывать долгосрочное воздействие на общество для достижения их уставных целей путем поддержки конкретных направлений образовательной и научно-исследовательской деятельности. В вузе должна производиться текущая работа с каждой из перечисленных категорий доноров. Таким образом, отдел фандрайзинга для более эффективной организации работы должен сотрудничать с различными службами вуза (табл. 5). Таблица 4 - Структура отдела фандрайзинга
Таблица 5 - Взаимодействие жертвователей и служб вуза
Для более результативной работы отдела фандрайзинга необходимо разбивать общую необходимую финансовую потребность между некоторым количеством потенциальных жертвователей, доноров, определяя сумму в зависимости от категории донора, разумный индивидуальный подход к каждому из доноров, а также ответственного по каждому из направлений. Так, объединив все вышеизложенное в один документ для систематизации работы, получим примерный план фандрайзинга, который представлен в таблице 6. Таблица 6 - План фандрайзинга
* Статус сложности отражает, на сколько достижим запланированный результат (А - весьма вероятно, Б - вероятно, В - достижимо, Г - трудно достижимо, Д - достижимо, но при очень больших усилиях). Статус сложности должен влиять на квалификацию сотрудника, ответственного за исполнение, сроки исполнения. Корректировку плана необходимо производить в процессе его выполнения, если изменятся какие-либо внешние условия, выяснится недостаточность средств или изменится количество потенциальных жертвователей. Только организовав эффективную и результативную фандайзинговую деятельность, автономное образовательное учреждение будет способно получить необходимый объем пожертвований для формирования фонда целевого капитала. 4. Методика оценки и выбора приоритетных направлений использования дохода от целевого капитала автономного образовательного учреждения Создание и функционирование фонда целевого капитала некоммерческой организации предполагают заранее сформированный перечень целей эффективного использования доходов от целевого капитала. Для этого необходимо сформулировать несколько проектов, на которые и будет направлено расходование денежных средств, полученных управляющей компанией в ходе инвестирования целевого капитала. В последствии они должны быть заложены в устав некоммерческой организации - фонда целевого капитала. При этом важно выбрать максимально эффективное направление (цель, проект), которые будут отвечать нескольким требованиям: - реализация данного направления должна положительно сказываться на общей работе автономного образовательного учреждения; - доходы от целевого капитала должны максимально покрыть расходы на осуществление данного направления; - фактическое состояние данного направления не соответствует современным требованиям; - время на реализацию данного направления (проекта) должно быть ограничено рамками создания фонда целевого капитала. Для любой некоммерческой организации, в том числе автономного образовательного учреждения, в современных условиях можно в кратчайшие сроки сформулировать большое количество направлений (проектов), которые необходимо развивать и внедрять в жизнь незамедлительно для повышения эффективности работы учебного заведения. Однако ограниченные возможности по сбору благотворительных пожертвований, а следовательно, не столь масштабные размеры эндаументов (целевых капиталов) создают необходимость выбора из большого списка проектов тех, которые нуждаются в первейшей реализации и принесут максимальный эффект для организации в выполнении стратегических задач развития. Для формирования приоритетных направлений развития некоммерческой организации нами предложена следующая методика. Формирование, оценка и выбор приоритетных направлений развития автономного образовательного учреждения производятся по результатам анализа внутренней и внешней социально-экономической среды учреждения. Далее производится определение рейтинга направлений (проектов) развития автономного образовательного учреждения по влиянию на дальнейшее его развитие: 1. Определение «коэффициента влияния» факторов воздействия (табл. 7). Коэффициент влияния (kвл) исчисляется как отношение важности данного фактора для организации (числовой коэффициент от «9» до «0») к ее фактическому состоянию (в баллах от «0» до «9»). Таблица 7 - Определение коэффициента влияния факторов воздействия на автономное образовательное учреждение
2. Построение матрицы корреляции проектов развития и факторов воздействия на учебное заведение, где kвл - коэффициент влияния факторов воздействия; kкорр - коэффициент корреляция проекта и факторов воздействия. Оценка корреляции производится в баллах и может составить: +2 («сильная положительная»), +1 («слабая положительная»), 0 («никакая»), -1 («слабая отрицательная»), -2 («сильная отрицательная»): . В таблице 8 представлена форма матрицы корреляции проектов и факторов воздействия на учебное заведение. Таблица 8 - Матрица корреляции проектов и факторов воздействия на организацию
3. Определение необходимого времени на проведение каждого из рассматриваемых проектов (дни, недели, годы и т. п.). 4. Определение затрат на реализацию проекта, стоимости материальной и нематериальной части бюджета каждого проекта. 5. Построение диаграммы проектов развития: строится пузырьковая диаграмма по трем переменным (абсцисса - рейтинг проекта развития, ордината - время на реализацию проекта, размер пузырька - совокупный объем затрат на реализацию проекта); оценка их размещения по четырем квадрантам. График проектов развития и механизм его оценки представлен на рисунке 4. 6. Составление перечня проектов (направлений) развития с учетом их приоритетности. Таким образом, в процессе сбора денежных средств для формирования эндаумент-фонда автономного образовательного учреждения, целью которого является долгосрочное целевое финансирование организации, определяются приоритетные направления, цели, на которые он будет расходоваться.
Рис. 4. График проектов развития Заключение Благотворительная услуга, конкретизирующее понятие благотворительной деятельности и определяющее ее специфику как процесса поиска и перераспределения материальных и нематериальных ресурсов от лиц и организаций в пользу индивидов, находящихся в критической ситуации, не соответствующей элементарным жизненным стандартам, либо в пользу субъектов, поддержка которых будет способствовать созданию более высоких стандартов или качества личной и общественной жизни. Благотворительная деятельность в России на современном этапе она развивается через создание специализированных некоммерческих организаций, в том числе используя накопление доходов посредством создания фонда целевого капитала некоммерческих организаций. Основные направления совершенствования процесса сбора пожертвований автономным образовательным учреждением позволяют повысить эффективность функционирования образовательных учреждений за счет создания попечительских советов, формирования и укрепления партнерских отношений образовательного учреждения с бизнес-сообществом как работодателем. Методика оценки и выбора приоритетных направлений использования дохода от целевого капитала позволяет автономному образовательному учреждению выявить и сформулировать ключевые задачи, которые нуждаются в первейшей реализации и принесут максимальный эффект в достижении стратегических целей. Список использованной литературы 1. Габидуллина, Э.В Развитие и состояние благотворительности в современном российском обществе [Текст] / Ш.З. Валиев, Э.В. Габидуллина // Научное и экологическое обеспечение современных технологий: материалы III Респуб. студ. науч.-прак. конф. - Уфа: УГАЭС, 2006. - С. 9-10. 2. Габидуллина, Э.В. Попечительский совет как общественная форма управления образовательным учреждением [Текст] / Э.В. Габидуллина // Образование в высшей школе: современн. ые тенденции, проблемы и перспективы развития- Уфа: УГАЭС, 2006. - С. 79-83. 3. Габидуллина, Э.В. Совершенствование механизма осуществления благотворительности как дополнительного источника обеспечения сферы образования [Текст] / Э.В. Габидуллина // Вестник Томского государственного ун-та: общенаучный периодический журнал. - 2009. - № 324. - С. 271-274. 4. Дегтерев, Д.А. Фандрайзинговая стратегия российского вуза / Д.А. Дегтерев, А.В. Стельмах // Сборник аналитических материалов к III Всероссийскому форуму руководителей образовательных учреждений / Межрегиональный деловой центр. - М., 2007. - С. 74-78. 5. Похолков, Ю. Фандрайзинг в финансировании научных программ [Текст] / Ю.Похолков // Поиск. - № 1-2(867-868) 13 января 2006. - 15 с. 6. Тульчииский, Г.Л. Менеджмент в сфере культуры [Текст] : учебник для вузов / Г.Л. Тульчинский. - СПб.: Лань, 2001. - 384 с 7. Шекова, Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций [Текст] : учебник / Е.Л. Шекова. - СПб.: Лань, 2004. -- 192 с. Приложение А Рис. 3. Алгоритм создания эндаумент-фонда автономного образовательного учреждения |
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |