|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Демографическая ситуация в России на рубеже XX-XXI вековДемографическая ситуация в России на рубеже XX-XXI веков1 Демографическая ситуация в России на рубеже XX-XXI веков. В последнее десятилетие демографические процессы, происходящие в нашей стране, имеют ярко выраженный негативный характер. Низкая рождаемость в сочетании с высокой смертностью привели к эффекту депопуляции, выразившемуся в естественной убыли населения в подавляющем большинстве регионов страны и в России в целом. За 1992--1999 гг. естественная убыль населения составила 5,8 млн. человек. В целом же за эти годы население страны сократилось с 148,7 до 145,5 млн. человек. Рост смертности в России в первой половине в 90-х годов был столь значительным, что ученые и политики стали говорить о массовом вымирании населения страны, демографической катастрофе и даже о геноциде русского народа. В настоящее время демографическая ситуация в России стала одной из самых злободневных социально-экономических проблем нашего общества. Рождаемость Начиная со второй половины ХХ века в России происходит устойчивое сокращение уровня рождаемости. Внутрисемейное регулирование деторождения получает всеобщее распространение, превращается в неотъемлемую часть образа жизни людей и становится главным фактором, определяющим уровень рождаемости. Начало этого процесса приходится на послевоенные годы и продолжается в наши дни, причем с начала 90-х годов на рождаемость также оказывают влияние резкие сдвиги в политической и социально -- экономической жизни страны. Снижению уровня рождаемости 50-х годах в немалой степени способствовала отмена в 1955 г. запрета на искусственное прерывание беременности. В следующее десятилетие динамика показателей рождаемости отражала продолжение перехода к новому типу репродуктивного поведения. С конца 60-х годов в России модель семьи, имеющая 2 детей, стала преобладающей. Рождаемость снизилась до уровня немного более нижнего, чем необходимо для обеспечения в будущем простого воспроизводства населения (для простого воспроизводства населения суммарный коэффициент рождаемости должен составлять 2,14 -- 2,15). При этом суммарный коэффициент рождаемости городского населения был в пределах 1,7--1,9. В сельской местности уровень рождаемости был более высоким: от 2,4 до 2,9 рождения на 1 женщину. В целом за годы текущего десятилетия (1991-1998 гг.) повторные рождения сократились в 1,9 раза. В настоящее время Россия заняла по этому показателю место в ряду стран мира самой низкой рождаемостью. В масштабах страны, как уже отмечалось выше, рождаемость имеет четко выраженную тенденцию к уменьшению, что в конкретных исторических условиях и с учетом стратегических задач, стоящих перед Россией, не может расцениваться иначе как негативное явление. В обозримом будущем трудно рассчитывать на изменение репродуктивного поведения россиян. В декабре 1992 г., по данным обследования, проведенного Госкомстатом России, не высказали желания родить ребенка только 8 % бездетных супругов. По данным микропереписи населения в 1994 г. уже почти четвертая часть (24 %) женщин в возрастах 18-44 года, не имевших на момент ее проведения детей, не была намерена ими обзаводиться. Среди женщин этого возраста, имеющих одного или двух детей, соответственно 76 % и 96 %, не планировали последующих рождений. Таким образом, за короткий срок репродуктивные планы семей заметно скорректировались в сторону уменьшения количества детей, хотя, конечно, есть и исключения. Одно из отрицательных явлений складывающейся демографической ситуации -- постоянно возрастающее число рождений детей вне зарегистрированного брака. В 1998 г. не состоящими в браке женщинами рождено 346 тыс. детей (27 %) от общего числа родившихся. Тенденция увеличения числа детей, рожденных вне зарегистрированного брака, отмечается с середины 80-х годов, но тогда число внебрачных детей не превышало 12-13 % от общего числа родившихся. В последние несколько лет за счет рождения вне брака ежегодно возникает около 300 тыс. неполных семей, дети в которых с первого дня рождения ущемлены не только в материальном отношении, но и ущербны по своему психологическому самочувствию. При сложившейся тенденции можно предполагать существенное увеличение числа семей, которые изначально являются неполными со всеми вытекающими отсюда экономическими и социальными последствиями. Смертность С 1965 по 1980 гг. в России происходил устойчивый рост смертности взрослого населения, особенно мужчин. В то же время имела место крайне нерегулярная динамика младенческой смертности, которую в целом можно характеризовать как медленное снижение. В 1981-1984 гг. уровень смертности стабилизировался, причем продолжительность жизни мужчин составляла в среднем 61,8 года, а женщин - 73,2 года. Начавшаяся в 1985 г. антиалкогольная кампания в СССР обусловила рост продолжительности жизни и мужчин и женщин, которая составила в 1986 -- 1997 годах 65 лет у мужчин и 75 лет у женщин. С 1988 г. рост уровня смертности возобновился, достигнув своего пика в разгар проведения «шоковой терапии». Переход к рыночной экономике в начале 90-х годов еще более обострил существующие проблемы. Накопление неблагоприятных изменений в общественном здоровье на протяжении предыдущих десятилетий в сочетании с резким снижением жизненного уровня большинства населения в условиях неудовлетворительного состояния социальной сферы и базовой медицины, недоступностью высокоэффективных средств лечения для большинства населения, экологическим неблагополучием и ростом преступности усугубили ситуацию со смертностью в стране. В 1994 г. по сравнению с 1991 г. смертность населения (число умерших на 1000 населения) увеличилась в 1,3 раза -- с 11,4 до 15,7. В последующие четыре года (1995-1998 гг.) смертность несколько уменьшилась, что, видимо, было связано с определенной социально-экономической стабилизацией. Однако, наметившиеся позитивные перемены оказались краткосрочными и после очередного резкого снижения уровня жизни абсолютного большинства населения, вызванного последствиями августовского кризиса 1998 г., последовал ее новый заметный рост (1998 г. - 13,6; 1999 г. - 14,7). Таким образом, в целом, 90-е годы отмечены в России самим высоким со времени окончания Великой Отечественной войны уровнем смертности населения. Анализируя причины этого явления, руководитель лаборатории системных исследований здоровья, доктор медицинских наук И. Гундаров высказывает следующую точку зрения: «Эпидемия сверхсмертности в России 90-х годов является результатом исторически и культурно чуждых для нас духовных ценностей. Западный тип мышления, всячески внедряемый в сознание русского человека, противоречит его нравственно-эмоциональному генотипу, и вымирание нации является специфической реакцией отторжения на чуждую духовность». При этом необходимо отметить, что за последний период рост смертности отмечается по всем основным классам причин. Как видно, к 2000 г. первое место в структуре смертности населения в России заняла смертность от болезней системы кровообращения. За ней следуют следующие классы причин: от болезней органов дыхания; от новообразований; от инфекционных и паразитарных болезней; от несчастных случаев, отравлений и травм; от болезней органов пищеварения. Обращает на себя внимание рост патологии, такой как гипертоническая болезнь, смертность от которой только в последний год возросла в 1,7 раза. Значительно вырос уровень смертности от туберкулеза -- с 7,7 в 1989 году до 20,0 на 100 000 тысяч населения в 1999 году. Выросли показатели смертности населения от заболеваний органов дыхания, пищеварения, новообразований. По-прежнему самой острой проблемой остается высокий уровень преждевременной смертности населения. За 10 лет он возрос более чем на 100 тыс. человек трудоспособного возраста и составляет свыше 520 тыс. человек в год. При этом главными причинами смерти лиц в трудоспособном возрасте являются неестественные причины -- несчастные случаи, отравления, травмы и суициды. Уровень смертности населения трудоспособного возраста от неестественных причин такой же, как был в России 100 лет назад. Он почти в 2,5 раза превосходит соответствующие показатели в развитых и в 1,5 раза в развивающихся странах. Так, более трети всех умерших в рабочих возрастах (202,0 тыс. человек, или 39 %) в 1998 г. стали жертвами несчастных случаев, отравлений и травм (включая самоубийства и убийства). Одно из ведущих мест в структуре смертности трудоспособного населения занимают болезни системы кровообращения - 114,1 тыс., или 28 % умерших. В связи с ростом числа умерших во все более младших возрастных группах происходит омоложение среднего возраста наступления смерти от указанных заболеваний. У мужчин трудоспособного возраста он уже ниже 50 лет (49,5 года). Высокий уровень смертности трудоспособного населения от сердечно -- сосудистых заболеваний, который превышает аналогичный показатель по Евросоюзу в 4,5 раза. Преждевременная смертность мужчин имеет отрицательные социально-демографические последствия - уменьшается число потенциальных женихов, растет число неполных семей. По состоянию на 1 января 1999 г. в органах социальной защиты состояло на учете 1,8 млн. детей, на которых были назначены пенсии по случаю потери кормильца. Уровень смертности мужчин значительно выше уровня смертности женщин не только от неестественных причин. От инфекционных и паразитарных болезней этот уровень выше -- в 7 раз, болезней органов дыхания -- в 6 раз, болезней системы кровообращения -- в 5 раз. Это сформировало беспрецедентный -- более чем в 10 лет -- разрыв в средней продолжительности жизни между мужчинами и женщинами. Продолжительность жизни российских мужчин в 1998 г. составила 61,3 года, что на 13-15 лет короче, чем у мужского населения развитых стран, у женщин - 72,9 года (короче на 5-8 лет). При сохранении в дальнейшем современного половозрастного уровня смертности из нынешних юношей, достигших 16 лет, 40 % не доживет до 60 лет. Старение населения Старение населения не есть что-то отличительное для нашей страны. Это явление приобретает глобальный характер, затрагивая в первую очередь развитые страны. В настоящее время во всем мире дети в возрасте до 15 лет составляют 30 %, что в три раза превышает долю пожилых людей в возрасте 60 лет и более. Однако в развитых странах в 1998г. впервые численность людей старшего поколения превысила число детей. В наибольшей степени процесс старения населения характерен для Италии. Здесь численность детей на 60 % меньше, чем людей в возрасте 60 лет и более. В Греции, Японии, Испании и Германии этот показатель составляет 50-40 %. По среднему варианту прогноза, выполненного Отделом населения Секретариата ООН, к середине следующего века в более развитых странах детей будет в два раза меньше, чем стариков. Согласно международным критериям население страны считается старым, если доля людей в возрастах 65 лет и старше во всем населении превышает 7 %. Население России можно считать таковым уже с конца 60-х годов. В настоящее время 12,5 % ее жителей (каждый восьмой россиянин) находится в вышеуказанных возрастах. Многолетнее снижение уровня естественного воспроизводства населения в сочетании с увеличением абсолютной численности людей старших возрастов сделал процесс демографического старения населения практически необратимым, а резкий спад рождаемости в 90-е годы его ускорил. Модель демографического развития России, как впрочем и большинства европейских стран, в настоящее время сочетает низкий уровень рождаемости, характерный для высокоразвитых стран, с более низкой средней продолжительностью жизни, которая наблюдалась в период восстановления послевоенной Европы в конце 40-х -- начале 50 гг. Таким образом, происходит некоторое запаздывание процесса старения, которое объясняется большим числом преждевременных смертей, особенно среди мужчин. За годы текущего десятилетия (1991-1998гг.) численность россиян пенсионного возраста возросла на 2,3 млн. человек, или на 8,%. Таким образом, процесс старения населения в России продолжается несмотря на значительное сокращение средней продолжительности жизни мужчин. Процесс демографического старения населения в гораздо большей степени характерен для женщин. В настоящее время в структуре населения в возрасте 65 лет и более женщины составляют 69 %. Численный перевес женщин в составе населения отмечается после 35 лет и с возрастом он все более увеличивается. Такое неблагоприятное соотношение сложилось из-за высокой половозрастной смертности мужчин. Особенно велика преждевременная смертность мужчин в рабочих возрастах, по уровню превышающая смертность женщин в этих возрастах более чем в 4 раза. При сохранении в дальнейшем современной половозрастной смертности из каждой 1000 нынешних 16-летних юношей до 60 лет не доживет почти 400 человек. Значительные диспропорции в соотношении полов в старших возрастах во многом также обусловлены огромными людскими потерями мужской части населения во время Великой Отечественной войны. В 1998 году в 37 регионах страны удельный вес лиц старше трудоспособного возраста существенно превышал численность молодежи в нетрудоспособном возрасте. Здоровье населения Демографическое воспроизводство в России последних лет характеризуется не только прямой депопуляцией, но и резким ухудшением физического и психического состояния здоровья населения. Положение таково, что если в ближайшее время в этой области не произойдут положительные перемены, то через 20 -- 30 лет значительная часть россиян будет иметь серьезные проблемы со здоровьем. За последние 10 лет рост заболеваемости отмечается среди всех возрастных групп и по большинству классов заболеваний. При этом основную долю составляют социально обусловленные заболевания. Вот оценка Е. Гонтмахера -- начальника Департамента социального развития Аппарата Правительства Российской Федерации: «Причины сверхсмертности мужчин среднего возраста -- в нашей жизни, в нашей экономике. За минувшие 10 лет на долю мужчин выпало столько, сколько не набралось бы за всю предшествующую жизнь… Мужчина у нас был главным человеком в семье, её кормильцем… Но в 1991 -- 1992 гг. ситуация изменилась. Половина мужчин «за сорок», потеряв зарплату и работу, а вместе с этим и свою социальную нишу, новой не нашли. Они стали потерянным поколением. Их подкосил постоянный стресс. Он спровоцировал массу недугов, и в первую очередь, сердечно -- сосудистые болезни. От них в большинстве случаев и умирают наши мужчины среднего возраста…» Число учтенных больных наркоманией и токсикоманией за этот же период увеличилось в 9 раз и составляет 174 тыс. человек. Реально же распространение наркомании и токсикомании значительно больше. По оценкам подавляющего числа экспертов эта цифра должна быть увеличена как минимум в 10 раз. По данным Минздрава России, в 1998 г. в лечебно-профилактических учреждениях по поводу алкоголизма и алкогольного психоза наблюдалось более 2,1 млн. больных. Среднедушевое потребление алкоголя в стране в 90-е годы увеличилось до 13 литров в год (в переводе на абсолютный алкоголь). По стандартам ВОЗ, ситуация считается опасной для генофонда нации, когда потребление превышает 8 литров. Говоря о социально-обусловленных болезнях, следует отметить и то, что на начало 1999 года на учете в лечебно-профилактических учреждениях состоит 836 тыс. человек, больных сифилисом. В расчете на 100 тыс. населения число этих больных превышает аналогичный показатель 1990 года более чем в 40 раз. Вдвое возросла заболеваемость туберкулезом, которая составила в 1998 г. 80 человек на 100 тыс. населения. В соответствии с критериями Всемирной организации здравоохранения заболеваемость туберкулезом в России носит характер эпидемии. Особое беспокойство должно вызывать здоровье детей и беременных женщин. Показатели материнской и младенческой смертности в Российская Федерация резко превышают уровень развитых стран. Так по данным благотворительной организации «За спасение детей», которая проанализировала данные о материнской смертности, физическом здоровье матерей и детей в 106 странах мира, Россия находится на 27 месте, причем нашу страну опережает Казахстан (24 место). Все большее число детей появляются на свет больными или заболевают еще в родильном доме. В 1998 году родились больными или заболели в родильном доме 450 новорожденных или 36 % от числа родившихся. За последние 10 лет заболеваемость новорожденных возросла более чем в 2 раза. Болезненное состояние новорожденных во многом определяет здоровье детей в более старших возрастах. О явном неблагополучии состояния здоровья подрастающего поколения свидетельствует и то, что в настоящее время примерно треть юношей по состоянию здоровья не могут быть призваны в армию, каждый десятый призывник имеет пристрастие к употреблению спиртных напитков и наркотиков. Каждый пятый ребенок дошкольного возраста страдает хроническими заболеваниями, только 15 % выпускников школ считаются практически здоровыми. Растет число инвалидов, причем доля лиц, получающих инвалидность в трудоспособном возрасте, также постоянно увеличивается. Из 1,1 млн. человек, впервые признанных инвалидами в 1998 году, 581 тыс. -- люди в трудоспособном возрасте. Указанные явления наблюдаются на фоне очевидного ослабления государственной политики в области охраны здоровья граждан, утраты контроля над ситуацией, системного кризиса отечественного здравоохранения, следствиями которого стали: снижение доступности медицинской помощи для большинства населения; ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки и резкое ослабление профилактической работы. Бывает профилактика преступлений, заболеваний, травматизма и т. п.) среди населения, рост массовых заболеваний, расширение зон экологических бедствий, ухудшение экологической безопасности; сокращение производства лекарств отечественной медицинской фармацевтической промышленностью; недоступные большинству населения цены на лекарства; сокращение объемов и снижение уровня научных медико-биологических исследований; падение престижа труда ученых, врачей и других профессиональных групп работников здравоохранения и т. д. Потери общества в здоровье населения в значительной (но отнюдь не в решающей) степени связаны со слабостью системы здравоохранения. Согласно современным научным представлениям, состояние здоровья нации лишь на 10-15 % зависит от эффективности и доступности медицинских услуг. Решающее же значение для состояния здоровья людей имеет здоровый образ жизни, состояние окружающей среды, степень безопасности и комфортности труда и быта, полноценное питание. На протяжении многих десятилетий в нашей стране эти вопросы были на втором плане, а социально-экономический кризис последних лет значительно усилил их негативное воздействие на здоровье населения страны. Сокращение численности населения Под влиянием неблагоприятного сочетания демографических факторов численность населения страны уменьшилась со 148,3 млн. человек в 1992 году до 146,3 млн. человек в 1998 году или на 1,3 процента. Дальнейшее уменьшение населения произошло в 1999 году, когда только за один год оно уменьшилось на 784,5 тыс. человек, или на 0,5 %. На 1 января 2000 года, численность населения России составила 145,5 млн. человек. В 2005 году - 144,8 млн. человек. Характерной особенностью демографической ситуации в России последних лет стало уменьшение населения страны в большинстве регионов. До 1990 г. естественная убыль населения наблюдалась в только 9 регионах страны, в 1991 г. число таких регионов возросло до 29, в 1992 г. - до 43. В 1998 г. процессы естественной убыли населения наблюдались в 68 регионах, где проживало более 105 млн. человек (72 % населения страны). В 1999 г. число регионов, где зафиксирована естественная убыль населения возросло до 74. По предварительным данным, в 1999 году потери численности населения за счет естественной убыли как в абсолютном, так и в относительном выражении (в расчете на 1000 населения) оказались самыми большими после 1992 года. Наиболее неблагоприятные показатели естественной убыли населения (в 1,5-2 раза выше среднероссийского уровня) сложились в регионах Северо-Запада, Центрального района, большинстве регионов Центрально-Черноземного района. Все это свидетельствует об угрожающих темпах сокращения численности прежде всего коренного, русского населения в России. Сокращение численности населения в 1998 году по сравнению с 1997 годом отмечено в 68 из 89 субъектов Российской Федерации, где в настоящее время проживает более 105 млн. человек (72 % населения страны). Это территории Северного, Северо-Западного и Дальневосточного районов, Центрального (кроме Москвы), Волго-Вятского (кроме Чувашской Республики), Центрально-Черноземного (кроме Белгородской области), Поволжского (кроме Республики Татарстан), Восточно-Сибирского (кроме Республики Тыва и Агинского Бурятского автономного округа) районов, а также Республика Адыгея, Карачаево-Черкесская и Республика, Алтайский и Краснодарский края, Кемеровская, Курганская, Омская, Пермская, Ростовская, Свердловская, Томская области и Коми-Пермяцкий автономный округ. Значительные темпы уменьшения числа жителей отмечались в Чукотском (на 4,8 %), Корякском (на 2,8 %), Эвенкийском (на 2,5 %) автономных округах, в Магаданской, Сахалинской областях и Таймырском автономном округе (на 2,3-1,9 %), Мурманской, Камчатской областях, Республике Саха (Якутия) (на 1,6-1,5 %) и Чеченской Республике Возросла численность населения в 21 регионе страны. В Республиках Алтай, Дагестан, Ингушетия, Тюменской области, Ханты-Мансийском автономном округе заметное увеличение числа жителей (на 1,4-0,5 %) обеспечили как естественный, так и миграционный прирост. Только за счет превышения родившихся над умершими стало больше жителей Кабардино-Балкарской Республики, Республики Тыва, Ямало-Ненецкого и Агинского Бурятского автономных округов. В Чувашской и Удмуртской республиках, республиках Татарстан, Северная Осетия-Алания, Башкортостан, Ставропольском крае, Белгородской, Калининградской, Новосибирской, Оренбургской, Челябинской областях и Москве увеличение численности населения обеспечивал только приток мигрантов. Вообще до последнего времени естественная убыль населения в значительной мере компенсировалась за счет миграционного прироста населения. После распада СССР в Россию перебрались свыше 880 тыс. вынужденных переселенцев и 80 тыс. беженцев. Из них около 500 тыс. прибыли в Россию из стран СНГ. Однако, по всей вероятности, этот источник на ближайшую перспективу утерял свою роль значительного компенсационного элемента. Если за 1992-1995 годы естественная убыль населения за счет миграции была компенсирована на 70 %, то за 1996-1998 годы -- на 44 %. А в 1999 году компенсация составила только 15 %. На фоне сокращения численности населения в России и в ряде других стран Европы все более значительным фактором становится непрерывный рост населения в ряде стран Азии и Африки. 11 мая 2000 г. в Индии было зарегистрировано рождение миллиардного жителя этой страны. По прогнозам демографов ООН, к 2051 году в Индии будет проживать 1,6 млрд. человек. Тем самым Индия может обогнать Китай, в котором население к тому времени составит, по прогнозам, 1,5 млрд. человек. Как считает сотрудник Института социальных, экономических проблем народонаселения РАН Е. Жилинский, складывающаяся ситуация неизбежно будет вести к переселению людей из густонаселённых районов (Азия, Африка) в малонаселённые. Он отмечает: «Это уже ощущается в Европе, где численность коренного населения стремительно снижается. Демографическая экспансия коснется и России». В целом, общие характеристики современного демографического кризиса в Российской Федерации можно сформулировать следующим образом. Демографический кризис во многом предопределен тяжелыми последствиями социальных потрясений первой половины ХХ века, а также серьезными социально-экономическими потерями переходного периода 90-х годов. Потеря значительного потенциала демографического роста на фоне сверхсмертности населения России привела к убыли численности населения и ухудшению его половозрастной структуры. Ухудшение здоровья и сохраняющийся высокий уровень смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте, низкие показатели рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни, особенно у мужчин, высокая младенческая смертность, рост общей и половозрастной заболеваемости на фоне старения и абсолютного сокращения численности населения и одновременно падения уровня и качества жизни представляют собой значительную угрозу национальной безопасности России. Прогнозные оценки дальнейшего развития демографических процессов в России Исходя из характера демографических процессов последнего десятилетия, а также демографических предпосылок более ранних лет, можно сделать прогнозную оценку основных тенденций развития демографической ситуации в стране на перспективу. В основе прогноза лежит предположение о необратимости происшедших в России изменений в репродуктивном поведении населения, в результате которых происходит распространение модели семьи, имеющей одного, реже -- двух детей, которая характерна сегодня для большинства развитых европейских стран. Численность населения в ближайшие 10-15 лет будет снижаться в стране в целом и в абсолютном большинстве регионов. Положительный миграционный прирост не компенсирует уменьшение численности населения за счет превышения смертности над рождаемостью. По всей видимости, не претерпит качественных изменений репродуктивное поведение российских семей. Суммарный коэффициент рождаемости (число родившихся на одну женщину в течение жизни) будет значительно ниже, чем это требуется для замещения поколения родителей. В период до 2008 года можно ожидать некоторый рост числа родившихся. В этот период в возрастную группу 20-29 лет будут постепенно входить поколения женщин, родившихся в конце 70-х и в 80-х годах, когда наблюдался рост числа родившихся, а выходить поколения второй половины 60-х - начала 70-х годов рождения, численность которых ниже. В ближайшие десять лет следует ожидать уменьшения численности лиц моложе трудоспособного возраста. Численность населения трудоспособного возраста будет увеличиваться в ближайшие 6-7 лет. Впоследствии в эту группу начнут вступать поколения 90-х годов рождения, когда началось резкое снижение рождаемости, а выходить многочисленные поколения родившихся в послевоенный период. Через 6-7 лет начнется снижение численности в трудоспособном возрасте. Уже с 2010 г. удельный вес группы населения старше трудоспособного возраста будет выше, чем группы моложе трудоспособного возраста. И в дальнейшем этот разрыв будет увеличиваться. Таким образом, дальнейшее развитие получит процесс демографического старения населения. Предполагается, что численность детей и подростков до 16 лет за 1999-2015 гг. сократится на 8,4 млн. человек (на 28 %), а их доля во всем населении уменьшится на 4,8 процентных пункта. На протяжении большей части прогнозируемого периода поколения родившихся будут заметно уступать поколениям, выходящим за пределы данной возрастной группы. По мере старения населения важнейшей проблемой для экономики страны будет становиться растущее давление на государственный бюджет и обострение потребности в финансировании систем пенсионного обеспечения и социальной защиты населения. Процесс старения населения будет влиять на экономику не только через давление на государственный бюджет, но также может повлечь за собой изменение экономического поведения рабочей силы. Увеличение доли старших возрастных групп в трудоспособном населении может отразиться на способности рабочей силы воспринимать инновации в мире высоких технологий. Изменения возрастной структуры создадут проблемы и для системы здравоохранения. В течение нескольких последующих десятилетий самые высокие показатели заболеваемости и смертности будут приходиться на группы старших возрастов. По всей вероятности следует ожидать в ближайшие 10-15 лет дальнейшей постепенной репатриации русского и русскоязычного населения в Россию. Согласно расчетам, численность населения России в ближайшие 10-15 лет будет продолжать снижаться по 0,3-0,4 % в год и составит в 2015 году от 130 до 140 млн. человек. Численность городского населения может уменьшится на 5,3 млн. человек, а число умерших превысить число родившихся на 9,4 млн. человек. Законодательные и административные меры, осуществляемые для улучшения демографической ситуации в Российской Федерации Демографическая ситуация в России требует целенаправленного вмешательства законодательной и исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне в процессы воспроизводства населения, обеспечения его здоровья, снижения смертности. Ряд федеральных законов, принятых в последнее время и направленных на улучшение материального положения женщин в период беременности и после рождения ребенка, а также на защиту интересов семьи и детей, нацелены на увеличение воспроизводства населения. Так, например, федеральными законами, принятыми в 1996-1999 гг., были внесены изменения и дополнения в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» которыми предусматривается увеличение размера ежемесячного пособия на ребенка на детей одиноких матерей; введение дополнительного пособия к началу учебного годам детям, проживающим в малообеспеченных семьях; усиление адресности социальной защиты путем предоставления гражданам, имеющим детей, ежемесячного пособия в зависимости от среднедушевого дохода семьи. Важным шагом на пути улучшения положения учащихся детей стало принятие Федерального закона «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования». С целью расширения возможностей для лечения и отдыха детей приняты два федеральных закона: «О льготах на проезд на междугородном транспорте для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении» и «О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Важное значение имеет рассматриваемый в настоящее время Государственной Думой проект федерального закона «О государственной поддержке многодетных семей«. Он предполагает целенаправленную и адресную систему мер по государственной поддержке многодетных семей в целях улучшения демографической ситуации в Российской Федерации и обеспечения условий для полноценного воспитания, развития и образования детей из многодетных семей. Устанавливается, что уход за детьми и их воспитание в многодетных семьях относятся к общественно-полезной деятельности. Многодетным семьям предусматривается ряд льгот по оплате за пользование отоплением, водой, газом и электроэнергией, бесплатное обеспечение лекарствами детей до шести лет; бесплатный проезд детей из многодетных семей на всех видах городского транспорта, бесплатное обеспечение школьной формой и ряд других мер. Ряд принятых законов направлен на защиту детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. В частности, федеральные законы: «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «О внесении изменений и дополнений в статью 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ориентированы на более точное и полное определение категории детей, оставшихся без попечения родителей, защиту их прав и интересов, в том числе, в части обеспечения их жилой площадью и получения образования. На решение важнейшей проблемы, стоящей перед обществом в настоящее время, -- борьбы с угрожающими масштабами бедности в стране, усугубляющей демографический кризис, направлен ряд законов, предусматривающих оказание адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам. Так, Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума и его использования при установлении минимальных государственных гарантий денежных доходов граждан и осуществления мер по социальной защите населения Российской Федерации. В целях реализации закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» были приняты два федеральных закона. Первый из них -- «О государственной социальной помощи» определяет порядок оказания государственной социальной помощи малообеспеченным слоям населения». Второй -- «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации -- утверждает натуральные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимые для расчета величины прожиточного минимума в 2000 году». На улучшение важнейших демографических показателей -- здоровья населения, снижения смертности, увеличения продолжительности жизни также направлены федеральные законы: «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Находятся на рассмотрении в Государственной Думе проекты федеральных законов «О здравоохранении в Российской Федерации», «О качестве и безопасности пищевых продуктов» «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации». Кроме нормативно-правовых актов законодательных органов власти в Российской Федерации действует целых ряд федеральных целевых программ, призванных улучшить демографическую ситуацию. В частности, следует назвать федеральные программы «Дети России», «Безопасное материнство», План действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998 -- 2000 гг. Только в 1999 году Правительством Российской Федерации было приняты два постановления, направленные на улучшение медицинского обслуживания населения, обеспечения лекарствами: «О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства» (март) и «О программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью» (октябрь). В ряде субъектов Федерации также принимаются определенные меры, направленные на улучшение демографической ситуации. В Московской области, например, действует государственная программа «Дети Подмосковья», утвержденная решением Московской областной Думы. В Ханты -- Мансийском автономном округе подготовлен законопроект, в соответствии с которым все дети, рожденные после 2000 года, к своему совершеннолетию получат на руки сберегательную книжку с достаточно внушительной суммой. Для этого в автономном округе будут открыты счета, на которых будет аккумулироваться часть средств от продажи нефти. В г. Смоленске, в соответствии с решением городского Совета начиная с апреля 2000 года 206 многодетных семей получают бесплатные продовольственные наборы. Подводя общие итоги, необходимо отметить, что эти и другие меры несмотря на свое определенное положительное воздействие, не могут в корне изменить демографическую ситуацию в стране, которая требует проведения целого ряда последовательных, комплексных и целенаправленных мероприятий законодательной и исполнительной властями как на федеральном, так и на региональном уровне. Очевидно, что основой улучшения воспроизводства населения может служить обеспечение достойного уровня и качества жизни людей. Также не вызывает сомнения то, что создавшаяся демографическая ситуация требует незамедлительного вмешательства как государственных, так и всех гражданских институтов российского общества. С целью определения стратегии государственной социально -- демографической политики необходима комплексная оценка и мониторинг тенденций, факторов и последствий социально -- демографических процессов на федеральном и региональном уровнях. Кроме того, требуется разработка Правительством Российской Федерации совместно с Федеральным Собранием Российской Федерации и с субъектами Российской Федерации общегосударственной Комплексной программы по выводу страны из демографического кризиса. В Программе целесообразно предусмотреть мероприятия, направленные на улучшение воспроизводства населения; повышение уровня здоровья и качества жизни россиян, обеспечение государственных гарантий гражданам на бесплатную медицинскую помощь, объемы и условия его получения; формирование в обществе идеологии и практики жизнесохранительного поведения, здоровой и продолжительной жизни, всемерное укрепление института семьи, другие меры, способствующие коренному улучшению демографической ситуации в России. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |