|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Демографический кризис в РоссииДемографический кризис в РоссииКурсовая работа Тема: Демографический кризис в России СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1 ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС В РОССИИ 1.1 Депопуляция и национальная безопасность 1.2 Политика российского государства в регулировании демографических процессов 2 МИГРАЦИЯ КАК ФАКТОР СТАБИЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ 3 ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВВЕДЕНИЕ Демографические процессы -- воспроизводство населения, смена поколений, характер и темпы роста населения, изменение уровней рождаемости, смертности, брачности, половозрастной и семейной структуры, миграции, урбанизации, национального и религиозного состава находятся во взаимодействии со всем общественным развитием. Эти процессы зависят от общественного развития и в свою очередь оказывают на него воздействие, облегчая или затрудняя социально-экономические преобразования, особенно при переходе к рынку. В настоящее время в России сложилась крайне опасная в демографическом отношении ситуация. Известно, что основой оздоровления демографической ситуации в регионах России, как и в целом по стране, является естественное движение населения, и в первую очередь такой важный фактор как рождаемость. Ситуация в России с этим показателем, как и с показателем смертности, более чем тревожная. По данным Федеральной службы государственной статистики (Госстата) в первом полугодии 2004 г. на каждую тысячу населения в целом по России родилось 10,5, а умерло 16,4. Иными словами, смертность значительно превышает рождаемость. То есть процесс депопуляции развивается активно. Из 89 регионов -- субъектов РФ лишь в 15 наблюдался естественный прирост, причем в 10 из них он был минимальным. На этом фоне выделяются республики Юга России -- Чеченская, Ингушетия и Дагестан, где естественный прирост составляет соответственно 24,8, 14,8 и 14,9 на каждую тысячу населения. В 90-е гг. значительно активизировались миграционные процессы. И в этой связи нельзя не обратить внимания на некоторые проблемы, связанные с миграцией. После распада СССР начались трудные годы политических и экономических реформ в России. Они не прошли без серьезных негативных последствий, которые сегодня очевидны и тревожны. Утечка человеческого потенциала, принявшая в последнее десятилетие XX в. едва ли не катастрофические объемы (за 10 лет уехал почти 1 млн. человек, в основном интеллигенция), нанесла огромный вред нашей науке, нашей экономике. За 90-е гг. Россия потеряла около одной трети своего интеллектуального потенциала. Из ста наиболее квалифицированных российских ученых-естественников работают за рубежом более половины. Причины «утечки мозгов» известны всем. Это и материально-техническое обеспечение вузов и научных учреждений, и низкая оплата труда ученых и специалистов, и падение престижа и общественного уважения к их труду и т. д. Новое ухудшение демографической ситуации в целом, т. е. включая кроме повышения смертности продолжающую снижаться рождаемость, снижение миграционного прироста и уменьшение продолжительности жизни населения, заставило руководство страны впервые обратить на этот факт столь серьезное внимание и принять Концепцию демографической политики России на период до 2015 г. 1 ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС В РОССИИ 1.1 Депопуляция и национальная безопасность Россия стремится к построению социального государства, в котором все подчинено улучшению благосостояния населения, каждого человека и каждой семьи в условиях повышения качества жизни в целом, и это должно определять логику действий ее исполнительной и законодательной власти в отношении демографических процессов. В России актуальность демографической проблемы обусловлена, прежде всего, тем, что здесь протекают депопуляционные процессы. Они имеют специфические черты, которые связаны с обеспечением безопасности страны в настоящем и будущем. 1. Депопуляция имеет общегосударственный характер, поскольку обусловлена кардинальными изменениями параметров воспроизводства населения. 2. Депопуляция -- явление долгосрочное, и расчеты на быстрый выход из нее по мере улучшения социально-экономических условий необоснованны. 3. Депопуляция в России вызвана не ростом жизненного уровня населения страны, что является характерным для развитых государств мира, а его резким падением. 4. Депопуляция в России вызывается одновременно и низкими показателями рождаемости и высокими показателями смертности, что характеризует современную демографическую ситуацию в стране как кризисную. Влияние демографических процессов на безопасность государства очевидно, демографическое развитие страны все более втягивается под пресс не только внутренних, но и перспективно смертельных для Российской Федерации внешних угроз. Без преувеличения южно считать, что самым решающим для сохранения российской государственности в XXI в. становится демографический фактор. Его значимость проявляется по трем направлениям: -- укрепление геополитического статуса Российского государства; -- сохранение территориальной целостности страны; -- обеспечение национальной безопасности России [12, с. 15]. При этом демографическая безопасность является важнейшей составной частью национальной безопасности. В соответствии с общим определением демографическая безопасность может быть представлена как такое состояние демографических процессов, которое достаточно для воспроизводимости населения без существенного воздействия внешнего фактора и обеспечения людскими ресурсами геополитических интересов государства. Демографическая безопасность -- это функционирование и развитие популяции как таковой в ее возрастно-половых и этнических параметрах, соотнесение ее с национальными интересами государства, состоящими в обеспечении его целостности, независимости, суверенитета и сохранении геополитического статуса. Первая, внутренняя сторона безопасности выражается в таких определениях как выживание, обезлюживание, вырождение, вымирание, самосохранение, самодостаточное воспроизводство, демографическое развитие, демографический кризис, депопуляция и т. д. Главная угроза здесь -- возможное вымирание вследствие затяжной и глубокой депопуляции, в определение которой входят лишь характеристики естественного движения населения: рождаемость и смертность. Замещающая миграция, когда естественная убыль компенсируется иммиграцией, ведет не сохранению популяции, а к ее видоизменению со всеми его этносоциальными последствиями. И в этом случае через определенное время кардинально меняется этнический и генетический облик населения страны. Внешняя сторона демографической безопасности состоит в формировании таких совокупностей людских (переселенческих, мобилизационных, трудовых) ресурсов, которые должны соответствовать всему кругу геополитических интересов государства: заселенности территории, охране ее границ, поддержанию оборонного потении ала, обеспечению экономики собственными трудовыми ресурсами и др. Следовательно, демографический фактор должен быть достаточным для обеспечения национальной безопасности по всем направлениям. Таким образом, сущность демографической безопасности состоит в противодействии как внутренним, так и внешним угрозам, выражающимся в таком изменении параметров демографического развития, про котором нарушается воспроизводство населения и не обеспечивается достаточный уровень национальной безопасности. Рассмотрение демографических процессов в их единстве представляет не только научный интерес, но важно и для разработки системы мер эффективной демографической политики. Так, для безопасности государства имеет значение динамика следующих социально-экономических и демографических процессов: уровень рождаемости и смертности; половозрастная структура; удельный вес населения в трудоспособном возрасте и степень его занятости; образовательный и профессионально- квалификационный уровень населения в трудоспособном возрасте; мобильность, территориальная подвижность и размещение населения и трудовых ресурсов по территории страны. Для оценки состояния национальной безопасности и ее различных сторон, в 90-е гг. стали применять пороговые значения, ниже/выше которых не могут быть показатели, характеризующие экономическое, демографическое и иное развитие. Среди них -- условный коэффициент депопуляции (отношение числа умерших к родившимся), суммарный коэффициент рождаемости (среднее число рождений у одной женщины в гипотетическом поколении за всю ее жизнь при сохранении существующих уровней повозрастной рождаемости), коэффициент старения населения (доля лиц старше 65 лет во всем населении) и ожидаемая продолжительность жизни (среднее число лет, которое предстояло бы прожить лицам данного возраста при сохранении во всех следующих возрастах современного уровня смертности). Перечень демографических и медицинских показателей, избранных для характеристики безопасности в этих сферах, достаточно эклектичен, поскольку набор индикаторов, определяющих пороговые значения, должен соответствовать природе явления, т. е. сущности безопасности, исходить из оценки состояния как внутренних, так и внешних угроз. Причем при установлении порогов этих показателей нужно иметь в виду, что у каждой страны в силу ее специфики пороговые значения могут быть присущи только ей. Вместе с тем пороговые значения динамичны, они могут колебаться в заметных интервалах, что свойственно природе демографических явлений. Более того, сами показатели, характеризующие состояние демографической безопасности, не могут быть только демографическими. В их числе должны быть комбинированные индикаторы, учитывающие демографические, географические, этнические, экономические и другие составляющие. Как считает Л. Рыбаковский, «слабость нынешней России -- не в военно-стратегической области, а в ее противоположно направленных уровнях экономического и демографического развития. Какова экономика, такова и социальная сфера. Ее деградация в девяностые годы привела к снижению не только уровня и качества жизни, но и качества населения, ухудшению его образования, здоровья и росту смертности, а также духовному опустошению нации, ее разобщению и потере чувства здорового патриотизма» [11, с. 15]. 1.2 Политика российского государства в регулировании демографических процессов Тенденция усиления внимания правительства к проблемам демографического развития страны проявилась уже в начале 90-х гг.: была сформирована система органов государственной власти и управления, на которые возлагалась ответственность за мониторинг демографической ситуации и прогноз ее развития, разработку и реализацию комплекса мер демографической политики. Важным этапом в развитии государственной парадигмы демографической политики стало принятие правительством России в середине 90-х гг. Концепции демографического развития РФ, в которой было отмечено резкое ухудшение демографической ситуации в стране и определена стратегия действий для решения наиболее остро стоящих проблем демографического развития, среди которых первостепенное значение отводилось проблемам смертности и здоровья населения. Приоритетный характер задач в области снижения смертности предполагал изменение места и роли здравоохранения в экономической структуре общества. Необходимо было привести существующую систему здравоохранения в соответствие со сложившимся уровнем заболеваемости и смертности населения, а также с развитием рыночной экономики. Исходной посылкой преобразований служило положение о необходимости наращивания финансовых ресурсов здравоохранения до 5% ВВП как минимального социального стандарта экономического обеспечения здравоохранения [12, с. 20]. Введение в России обязательного медицинского страхования (ОМС) имело принципиальное значение, поскольку тем самым затраты на охрану здоровья были включены в стоимость рабочей силы, а сам способ мобилизации ресурсов на нужды здравоохранения и сферы распределения и перераспределения был частично перенесен в сферу производства. Однако введение ОМС не улучшило финансового обеспечения здравоохранения. Так, в 90-е гг. на нужды отрасли выделялось около 3% ВВП. Следствием трактовки ОМС как дополнительного источника финансирования явилось установление низкого норматива направляемых на обязательное медицинское страхование работающего населения начислений на заработную плату в размере 3,6 %. Основным источником финансирования здравоохранения остается консолидированный государственный бюджет. Однако финансовое обеспечение учреждений здравоохранения за счет бюджетов всех уровней осуществляется лишь на 20--30 % от поданных заявок на финансовые ресурсы, в основном по таким статьям как заработная плата, расходы на питание, расходы на приобретение медикаментов. Одним из проявлений недофинансирования является рост задолженности учреждений системы здравоохранения за потребленные товары и услуги, в том числе за коммунальные услуги. В решении проблемы ликвидации дисбаланса между обязательствами государства по предоставлению населению бесплатной медицинской помощи и их финансовым обеспечением избран путь более эффективного использования имеющегося ресурсного потенциала. Вместе с тем в настоящее время в российском здравоохранении не созданы социально приемлемые и экономически рациональные способы привлечения дополнительных финансовых средств, в том числе и личных средств населения. Одной из основных форм прямой материальной поддержки семей с детьми является выплата пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием ребенка. Принципиальное положение, характеризующее развитие системы социальных выплат на детей в первой половине 90-х гг., заключается в том, что социальными гарантиями обеспечивались все семьи, имеющие несовершеннолетних детей, независимо от дохода семей. В конце 90-х гг. подход к осуществлению социальной поддержки семей с детьми изменился. В его основу был положен сформулированный в Концепции демографического развития РФ принцип «помощи очень ограниченному, четко определенному кругу семей», получивший название «адресной социальной помощи», реализованный, в частности, в переходе на адресное предоставление ежемесячного пособия на ребенка семьям с доходами ниже прожиточного минимума. Основным импульсом к началу процесса переориентации действующей системы социальных гарантий на организацию адресного предоставления социальной помощи явился острый дефицит бюджетных средств, следствием которого стало сокращение масштабов социальной поддержки населения. В целом анализ работы службы социальной защиты в субъектах РФ свидетельствует о том, что на региональном и местном уровнях наблюдаются попытки самостоятельного формирования социально-демографической политики и механизмов ее осуществления. Характеризуя дальнейшее развитие политики государства в данной сфере, необходимо учитывать общую направленность осуществляемых реформ в области социальной поддержки населения, в основу которых положен принцип адресного предоставления социальной помощи нуждающимся слоям населения. Иначе говоря, в настоящее время фактически меняется объект политики государства: им становится не семья с детьми, а семья с доходами ниже прожиточного минимума. Таким образом, приоритет отдается решению не демографических, а социальных целей. Принятие Правительством РФ Концепции демографической политики России требует внесения корректив в стратегию социально-экономической развития страны. С сиюминутных позиций дефицита финансовых ресурсов ее реализация может представляться «излишне затратной, поскольку позитивный эффект от инвестиций в демографическую политику может проявиться в весьма отдаленной перспективе. В этой связи особое значение имеет механизм взаимодействия бюджетной системы РФ в реализации мер демографической политики. В настоящее время особую значимость приобретает разграничение функций в проведении мер демографической политики между Федерацией, регионами и местными органами власти. Применительно к социально-демографической сфере последовательная федерализация бюджетных отношений должна способствовать формированию ресурсной базы, достаточной для ее развития и совершенствования. Однако в современных условиях не представляется возможным добиться полного решения этой задачи. Несмотря на то, что действующим в России законодательством утверждена трехуровневая бюджетная система, соответствующая характеру устройства федеративного государства, на самом деле еще сохранились принципы построения и механизмы функционирования, полностью отвечавшие характеру и методам административно-командной системы управления народным хозяйством страны[4, с. 24.]. Для устранения недостатков необходимо создание системы межбюджетных отношений, предусматривающей следующие меры: -- четкое разграничение полномочий в проведении демографической политики между уровнями государственной власти; -- приведение в максимально возможное соответствие налоговых поступлений и иных доходов региональных и местных бюджетов с их необходимыми, установленными законодательно, расходами, что требует принятия решения о большей децентрализации финансово-налоговой системы в стране; -- придание целевого характера части трансфертов Фонда финансовой поддержки субъектов РФ для реализации мер демографической политики. При этом демографическая политика рассматривается как инструмент (механизм) целенаправленного воздействия (управления) на вполне определенные социальные процессы. В области создания условий жизнедеятельности семьи, дающих возможность воспитания нескольких детей, основным направлением должно стать обеспечение учета демографического аспекта при разработке и реализации государственной жилищной политики, в том числе: -- поддержание системы жилищных стандартов, обеспечение режима благоприятствования системы жилищных стандартов для семей с детьми; -- содействие развитию рыночных форм обеспечения доступности жилья, наилучшим образом удовлетворяющих жилищные потребности семей, находящихся в активной фазе репродуктивного цикла; -- учет количества детей в семье, нуждающейся в улучшении жилищных условий, при определении размера помощи со стороны государства (безвозмездные субсидии на приобретение жилья и т. п.). Государственная поддержка молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, может осуществляться путем: -- предоставления субсидий молодым малообеспеченным семьям на приобретение жилья; -- компенсации части затрат на приобретение или строительство жилья в случае рождения (усыновления) ребенка; -- выделения строительных материалов для индивидуального строительства (в первую очередь в сельской местности); -- предоставления многодетным малообеспеченным семьям жилых помещений из государственного и муниципального жилищных фондов по договорам социального найма; -- воссоздания или организации в отдельных субъектах Российской Федерации новых форм содействия решению жилищных проблем молодежи, подобных молодежным жилищным комплексам и жилищно-строительным кооперативам. Для решения данной проблемы требуется участие и взаимодействие органов государственной власти всех уровней, а также органов местного самоуправления и других организаций, что обусловливает необходимость применения программных методов. В целях создания системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы и улучшения демографической ситуации Правительство Российской Федерации в 2002 г. утвердило подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», входящую в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг. [7, с. 9]. Целью подпрограммы является создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы дни улучшения демографической ситуации в стране. В основные задачи подпрограммы входят: -- разработка и внедрение в практику субъектов Российской Федерации правовых, финансовых и организационных механизмам оказания государственной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий; -- содействие инициативам молодежных организаций, направленным на улучшение жилищных и социально-бытовых условий молодых семей; -- привлечение финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения молодых семей благоустроенным жильем; -- оказание за счет средств федерального бюджета поддержки peгионам, привлекающим для решения этой проблемы финансовые ресурсы на региональном и местном уровне путем консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования. Настоящая подпрограмма предусматривает разработку и утверждение программ субъектов Российской Федерации, включающие в себя программы муниципальных образований. В связи с этим: -- на федеральном уровне -- подпрограмма определяет масштаб проблемы, правовые, финансовые и организационные механизмы ее решения, объем, формы и условия предоставления государственной поддержки за счет средств федерального бюджета субъектам Российской Федерации для решения жилищных проблем молодых семей; - на региональном уровне -- в рамках региональных программ формируется необходимая законодательная база субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются объем, формы и методы предоставления государственной поддержки молодым семьям за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и внебюджетных источников; - на уровне муниципального образования -- муниципальные программы предусматривают разработку плана действий органов местного самоуправления, привлечение средств местных бюджетов и внебюджетных источников для решения жилищных проблем молодых семей, эффективное управление бюджетными и внебюджетными средствами, направленными на финансирование программных мероприятий. В современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется продуманная и реалистичная политика в отношении оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья, что, в свою очередь, позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи. Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы состоят в создании условий для повышения уровня обеспеченности жильем молодых семей; привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств из внебюджетных источников; развитие и закрепление положительных демографических тенденций в обществе; укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности в обществе. Не менее важной демографической проблемой в России является старение населения. Низкая рождаемость и рост ожидаемой продолжительности жизни приведут к увеличению доли пожилых людей в структуре населения (2010 г. -- 22%, 2014 г. -- 23%, 2016 г. -- 24,8%). Поэтому при разработке комплексных мероприятий, направленных на социальную защиту и улучшение положения пожилых людей, следует иметь в виду, что средний возраст населения России устойчиво увеличивается, причем население регионов страны, городов и сельской местности стареет неравномерно[8, с. 12]. Старение населения, как и наступление старости у отдельного человека, сопровождается ростом зависимости пожилых людей от экономически и социально активного населения. В связи с этим актуальным остается развитие сети учреждений по оказанию социальных услуг. В стационарных учреждениях социального обслуживания пожилых людей требуется создание более комфортных условий проживания, организация качественной медико-социальной помощи и реабилитации, предоставление услуг социокультурной направленности, способствующих поддержанию интереса к жизни и укреплению социальных связей. С целью создания условий для повышения качества жизни по жилых граждан на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступности медицинской помощи, образовательных, культурно-досуговых и иных услуг, внедрения новых форм социального обслуживания, а также содействия активному участию пожилых людей в жизни общества была разработана федеральная целевая программа «Старшее поколение» на 2002--2004 г [8, 14]. Таким образом, перелом депопуляционных тенденций и направление демографического развития по пути количественной стабилизации и качественного прогресса населения, будучи одной из наиболее актуальных стратегических задач современной России, требует от власти повышения активности в сфере практического внедрения политики демографического роста. 2 МИГРАЦИЯ КАК ФАКТОР СТАБИЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РОССИИ Использование миграции как элемента, способного уравновесить количественную убыль российского населения, ограничено действием политических и социокультурных факторов. При самых оптимистических предпосылках, по данным Госкомстата, для поддержания стабильной численности населения России необходимо принимать не менее полумиллиона иммигрантов в год в среднем в течение 2001-2050 гг. [9, с. 7]. На государственном уровне задача органов управления заключается в таком моделировании миграционных потоков, при котором не только количественные, но и качественные характеристики иммигрантов были бы приемлемы в целях пополнения антропогенных ресурсов страны, прежде всего с точки зрения кадровой подготовки, образовательного и интеллектуального потенциала мигрантов. Также миграционные потоки внутри страны могли бы быть использованы для выравнивания дисбаланса заселенности российских территорий. Роль регионов в данном случае особенно важна, так как обеспечение социально-экономической привлекательности области или края является доминирующим фактором активизации притока населения. Апробация программ по стабилизации демографической ситуации на региональном уровне представляет собой базовый элемент внедрения политики демографического роста. Наиболее оптимальным представляется сочетание активной социальной и семейной политики, направленной на стимулирование репродуктивной активности населения, и продуманной миграционной политики, строящейся на принципах селективного привлечения «качественных» мигрантов. Основной акцент следует делать на управление ypoвня рождаемости и объема и направления миграционных потоков. Выбор этих приоритетов не случаен, так как понижение ypoвня смертности и поступательное повышение продолжительности жизни прогнозируется демографами даже в самых пессимистичных прогнозах, тогда как уровень рождаемости и миграционный прирост -- единицы, наиболее динамично реагирующие на внешние факторы воздействия. Использование миграционного компонента пополнения человеческих ресурсов требует совершенствования законодательных основ миграционной политики, создания «миграционной инфраструктуры»: сети центров тестирования, повышения или смены квалификации, жилищное, трудовое, социальное обеспечение мигрантов, использование трудового потенциала приезжих на легальных основаниях, не в ущерб, а во благо принимающей стороны. В рамках теории второго демографического перехода вступление популяционного развития в режим количественной регрессии предполагает замещение демографических критериев развитости населения прогрессом его качественных характеристик (повышение уровня здоровья, образования, физической, интеллектуальной, социальной активности граждан). Если этого не происходит, наступает демографическая стагнация. Россия находится на том рубеже развития, когда внутренний потенциал демографического роста практически исчерпан, а миграционный компонент используется неэффективно. Апробация различных методик и программ по преодолению депопуляции на уровне регионов представляет тот инструментарий демографического моделирования, который может быть использован в качестве механизма отработки различных вариантов и схем смягчения депопуляционных тенденций. Следует отметить, что для основной массы субъектов Российской Федерации характерны отсутствие конструктивной политики демографического роста и транзитный характер миграционных потоков, не позволяющие стабилизировать демографические показания. Очевидна необходимость осуществления в рамках конкретных территорий программ по демографическому стимулированию на базе внедрения систем ипотечного кредитования молодых семей, поддержки семейного бизнеса. Внешние источники, связанные с миграцией, могут быть актуализированы лишь при условии активизации экономического развития регионов, когда принимающая сторона сможет четко формулировать потребности в объемах и кадровом составе иммигрантов, исходя из которых будет строиться политика стимулирования и селективного контроля над миграционными потоками. Очевидно, что на проведение демографической политики в направлении создания предпосылок для роста рождаемости, сокращения смертности, особенно от предотвратимых причин стимулирования притока в Россию русскоговорящего населения нужны огромные средства. Но эти средства должны быть найдены в самое ближайшее время и постепенно наращиваться, поскольку рост экономики ведет непосредственно к росту доходов бюджета и, значит, постепенно могут увеличиваться и расходы на меры демографической политики. Важное значение при осуществлении демографической политики в стране имеет государственный контроль за ходом решения основных задач Концепции демографического развития до 2015 г. 3 ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ Для социального и экономического планирования важно знать перспективную численность возрастно-полового и семейного состава населения, а также качественные характеристики населения, будущую его образовательную и профессиональную структуру. Следовательно, демографический прогноз в современном его понимании состоит из оценок целого ряда взаимосвязанных социально-экономических и демографических явлений, т. е. имеет комплексный и многосторонний характер. Необходимо также учитывать влияние миграции и, естественно, ту демографическую политику, которую проводит и намечает проводить то или иное государство. Для определения оптимальных вариантов воспроизводства в стране и в регионах, по мнению ученых РАГСа, необходимо: во-первых, составление многовариантных прогнозов населения и, во-вторых, оценка возможных режимов воспроизводства населения [5, с. 45]. В широком смысле слова под «демографическим прогнозированием» понимается предвидение будущего развития населения, т.е. предвидение как народонаселения в целом, так и изменения отдельных частных показателей движения населения. Под демографическим прогнозом понимают общую оценку будущей численности населения его компонентов. Демографические прогнозы в зависимости от того, относятся они к стране в целом или к ее части, имеют свои методические особенности. Демографы, социологи, экономисты за 90-е гг. XX в., т. е. за 10 лет, прошедших с начала депопуляции, разработали множество прогнозов. Все они, вне зависимости от расхождений в гипотезах, подтверждают, что генеральным вектором демографического развития России в XXI в. является дальнейшее сокращение численности населения. По средней оценке, только за ближайшие 15 лет оно составит 13--14 млн. человек, или более 9 % от уровня 2000 г. Сокращение населения происходит за счет сужения его воспроизводственной базы (численности населения репродуктивных возрастов) и увеличения воспроизводственных издержек (чисел умерших) из-за резкой активизации процесса старения населения [11, с. 18]. Даже при огромных затратах на демографические программы, при условии их последовательной реализации эффект может проявиться не ранее чем через 30--50 лет. Но сегодня всем ясно, что целенаправленная демографическая политика -- единственный путь, который делает осмысленными все осуществляемые в России реформы. Одобренная Правительством РФ Концепция демографического развития на период до 2015 г. свидетельствует о том, что выбор в пользу этого пути сделан. Целью этой политики является постепенная стабилизация численности населения и формирование предпосылок для последующего демографического роста. Особо подчеркивается, что для достижения поставленной цели необходимо мобилизовать и использовать все компоненты, определяющие динамику населения: рождаемость, смертность, миграцию[10, с. 25]. По оценкам Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, в ближайшие 15--20 лет негативные тенденции в демографической ситуации России могут сохраняться, а численность населения страны составит 144--135 млн., с учетом положительного сальдо миграции, а через 30 лет уменьшится до 123 млн. В первой четверти XXI в. -- по оценке -- будет наблюдаться существенная диспропорция полов в сторону значительного роста женщин старших возрастов. Прогнозируются заметные перемены в миграционных процессах. Во-первых, сократится иммиграционный приток из ближнего зарубежья (по расчетам примерное 10раз), а во-вторых, эмиграция в дальнее зарубежье сохранится на уровне 100 тыс. человек в год. Будет продолжаться отток населения из Сибири и Дальнего Востока (в европейскую часть России и в сопредельные государства). Свой сценарий демографического развития предложили ученые Центра демографии и экологии человека ИНП РАН. Как отмечают А. Вишневский и Е. Андреев, предлагаемый аналитический демографический прогноз для России до 2050 г. составлен не для того, чтобы с возможно большей точностью предсказать, как в действительности будут меняться численность и возрастная структура населения страны в ближайшие 50 лет [4, с. 7 ]. Задача в другом: проанализировать, какими могут быть траектории этих изменений при различных более или менее вероятных сценариях демографического развития. Для решения этой задачи были использованы 12 различных сценариев, которые разделяются на три группы [4, с. 8]. Группа I -- сценарии с нулевой нетто-миграцией. Они позволяют оценить возможности роста численности населения и потенциальные изменения его структуры только за счет процессов естественного движения населения -- рождаемости и смертности. Группа II -- сценарии с неизменной численностью населения на протяжении всего периода 2000-2050 гг. Эти сценарии показывают, какой должна быть ежегодная положительная нетто-миграция в Россию, чтобы нейтрализовать последствия отрицательного естественного прироста и обеспечить стабильность численности населения страны до 2050 г. Группа III -- сценарии с растущей численностью населения. Они дают возможность оценить, какой должна быть ежегодная положи тельная нетто-миграция в Россию, чтобы на протяжении ближайших 50 лет ее население ежегодно увеличивалось на 0,5 %. Во всех сценариях показатели рождаемости и смертности рассматриваются как независимые, эндогенные переменные, которые изначально задают условия демографической динамике. А. Вишневский и Е. Андреев представили таблицы, характеризующие современное состояние демографических процессов к России и прогнозы на 2050 г. [4, с. 10]. Продолжительность жизни в России в 1959-2000 гг. и прогнозные сценарии до 2050 г. (лет)
Коэффициент суммарной рождаемости в России в 1959-2000 гг. и прогнозные сценарии до 2050 г.
По мнению демографов, при сценарии со снижающей смертностью (что в принципе вполне реально) продолжительность жизни женщин составит 83 года, мужчин -- 77 лет. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В Концепции демографического развития России до 2015 г. выделены основные приоритеты. К ним относятся: привлечение иммигрантов в Российскую Федерацию, в первую очередь из государств -- участников Содружества Независимых Государств, а также из Латвии, Литвы, Эстонии; создание экономических условий для сокращения эмиграционного оттока и сохранение научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала Российской Федерации; проведение комплекса правовых, организационных и финансовых мер, направленных на легализацию и агитацию иммигрантов в Российской Федерации; совершенствование законодательства, касающегося защиты прав вынужденных мигрантов и регулирования миграционных процессов. Необходимо разработать новые подходы к регулированию иммиграционных потоков, способствующих замещению естественной убыли населения Российской Федерации, к стимулированию иммиграции в Российскую Федерацию и общественно полезной интеграции мигрантов с учетом их возрастно-половых характеристик, уровня здоровья, профессиональной квалификации. В целях регулирования внутренней миграции должны быть разработаны меры, направленные на повышение территориальной мобильности рабочей силы, а также механизмы поддержания жизнедеятельности и экономического развития субъектов Российской Федерации. В «Основных положениях региональной политики в Российской Федерации» определены задачи регионов в демографической сфере. Органы государственной власти субъектов Федерации (при активном участии федеральных органов власти) должны проводить активную политику, направленную на: противодействие тенденции ухудшения демографической ситуации, острым проявлениям депопуляции населения; предотвращение обнищания населения и минимизацию отрицательных последствий безработицы, особенно в слаборазвитых регионах; сдерживание процесса имущественного расслоения в наиболее «бедных» и наиболее «богатых» регионах; регулирование размещения беженцев и вынужденных переселенцев в районах, располагающих для этого необходимыми условиями, в соответствии с федеральной и региональными миграционными программами; регулирование миграционных процессов с учетом стратегических задач развития регионов и их геополитического положения, сдерживание оттока населения из северных и восточных регионов страны; регулирование потоков вынужденных мигрантов и беженцев, создание условий для рационального размещения на территории Российской Федерации; осуществление мер экономического и социального характера, направленных на увеличение продолжительности жизни и собственного прироста населения в регионах России. Общей основой позитивных демографических изменений призваны стать вывод страны на путь стабильного социально-экономического роста, повышение эффективности социальной политики, сохранение демографического потенциала России в условиях глобализации. Важное значение при решении демографических проблем России имеет воспитание у населения демографической грамотности, формирование установок, соответствующих целям государственной демографической политики. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бреева Е.Б. Основы демографии. М., 2004. 2. Бутов В.И. Демография: Учебное пособие. Под ред. В. Г. Игнатова. второе изд., перераб. и доп. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005. 3. Валентей Д.И., Кваша А.Я. Основы демографии. М., 1989. 4. Вишневский А., Андреев Е. Население России в первой половине нового века // Вопросы экономики. 2007. № 1. C. 7-10. 5. Демография/ Под ред. Н.А. Волгина. М., 2003. 6. Медков В.М. Демография: учебное пособие. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. 7. О подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище». Постановление Правительства РФ от 28.08.2002. № 638 // СЗ РФ. 2002. № 35. Ст. 3386. 8. О федеральной целевой программе «Старшее поколение на 2002-2004 годы». Постановление Правительства РФ от 29.01.2002. № 70 // СЗ РФ. 2002. № 6. Ст. 578. 9. Прогноз численности населения земного шара на 2150 // Общество и экономика. 1998. № 10-11. С. 14-22. 10. Распоряжение Правительства РФ от 24 сентября 2001 г. № 1270-Р. О концепции демографического развития РФ на период до 2015 года // СЗ РФ. 2001. № 40. Ст. 3873. 11. Рыбаковский Л. Демографическая безопасность// Безопасность Евразии. 2005. № 3. С. 15-24. 12. Рыбаковский Л. Концепция демографической политики: федеральные и региональные аспекты // Народонаселение. 2005. № 3. С. 14-35. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |