|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Финансовые аспекты государственной политики по поддержке материнства и детстваФинансовые аспекты государственной политики по поддержке материнства и детства113 Министерство образования и науки Российской Федерации НОУ ВПО «Сибирская академия финансов и банковского дела» (САФБД) Дипломная работа Финансовые аспекты государственной политики по поддержке материнства и детства Выполнил Л.А. Михайлова Новосибирск 2010 АННОТАЦИЯ Данная дипломная работа отражает государственную поддержку граждан, имеющих детей. В работе рассмотрены теоретические и финансовые аспекты государственной социальной политики в области поддержки материнства и детства, характеризующие сущность, виды государственных пособий. Был проведен анализ реализации федеральной, областной и городской целевых программ. Определены проблемы усовершенствования демографической политики в РФ.
- получить во время беременности и в связи с рождением ребенка специальные отпуска: по беременности и родам, по уходу за ребенком. Социальное развитие общества в значительной степени зависит от статуса его первичной ячейки - семьи, защищенности материнства и детства. В ст. 38 Конституции закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государства. Защита государством материнства и детства, семьи как конституционный принцип была впервые закреплена в 1977 году. Подтверждение государственной политики в данной области в Основном Законе РФ соответствует международно-правовым актам ООН по правам человека и свидетельствует о том значении, которое придается в современном обществе семье, женщине-матери, детям. Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан. Безусловным приоритетом в социальной политике является «наилучшее обеспечение прав и интересов ребенка». Социальная политика и созданная в последние годы нормативно правовая база направлены на способствование повышению статуса семьи, охране здоровья матери, защите прав детей, некоторому улучшению брачно-семейных показателей. Таким образом, целью социальной политики в отношении семьи, материнства и детства являются: - улучшение показателей брачности и снижение показателей разводимости семей; - снижение показатели материнской, перинатальной и младенческой смертности; - создание системы семейного устройства детей-сирот, что позволит увеличить показатели передачи детей в семьи; - сокращение числа безнадзорных детей и семей с детьми, находящимися в социально-опасном положении. Основными проблемами положения детей, которые должна решать социальная политика государства, являются: - ухудшение показателей здоровья детей (физического, психического, социального); - отсутствие условий для полноценного развития детей в семье (бедность, кризисные отношения в семьях, безнадзорность, социальное сиротство, отсутствие социально значимых ценностей в семьях, снижение уровня общей культуры и неготовность молодежи к семейной жизни); - отсутствие равных возможностей для выявления и развития детской индивидуальности и одаренности; - отсутствие системы экстренной помощи детям, оказавшимся в социально-опасном положении. Проведение социальной политики в отношении семьи, материнства и детства требует расходования бюджетных средств. При этом расходование бюджетных средств осуществляется по следующим направлениям расходов бюджетной системы РФ: 1. Фонд заработной платы женщин в бюджетных отраслях (образование, здравоохранение, культура, наука). 2. Пособия по безработице и другие меры поддержки женщин. 3. Ежемесячные пособия на детей. 4. Пособия по беременности и родам. 5. Пособия по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет. 6. Пособия при рождении, либо при передаче ребенка на воспитание в семью. 7. Пособия при постановке на учет в ранние сроки беременности. 8. Средства на детский отдых, оздоровительные лагеря. 9. Пенсии по старости, инвалидности, при потере кормильца (по доли женщин). 10. Пенсии детям - инвалидам. 11. Единовременные денежные выплаты семьям с детьми - инвалидами в связи с монетизацией льгот. 12. Увеличение льгот (вычетов) по налогу на доходы физических лиц на детей. 13. Федеральные, региональные, муниципальные целевые программы: «Дети России»; «Обеспечение молодых семей жильем» и ряд других. Финансирование мероприятий и программ в рамках социальной политики поддержки детей осуществляется государством из разных источников. Виды и источники бюджетных расходов на детей в РФ представлены в табл. 1. Таблица 1 - Бюджетные расходы на детей и источники их покрытия в РФ
Таким образом, по данным таблицы можно сделать вывод о том, что в финансовом обеспечении государственной социальной политики задействована вся бюджетная система РФ: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты муниципальных образований и бюджеты государственных внебюджетных фондов. 1.2 Организационно-правовые основы реализации государственной политики по поддержке материнства и детстваВ Конституции РФ закреплено, что «… в РФ обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства...». Также Конституция РФ провозглашает, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» Конституция РФ, ст. 7 от 12 декабря 1993 г. . Данные принципы выступают базисом для принятия государством в лице его полномочных органов мер по охране интересов матери и ребенка, правовых механизмов такой охраны, поощрения института материнства, направленные на создание здоровой семьи, общества, и государства в целом.К важнейшим законам, закрепляющим права детей в РФ, относятся: Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ.Определяющее значение в установлении пределов охраны материнства и детства имеют международно-правовые акты. В силу ч.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.Международно-правовая защита материнства и детства находит свое отражение в основополагающих актах и декларациях, пактах и хартий о правах человека с начала XX века. Всеобщая декларация прав человека Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. - 10 декабря 1998г. закрепила (п. 2 ст. 25), что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Охрана материнства и детства, как один из ключевых признаков выделяется в:- Европейской Социальной Хартии ETS №163 (Страсбург, 3 мая 1996 г.);- Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств (утв. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г.).Нормы о защите материнства и детства содержатся в более чем тридцати международных актах (конвенциях, рекомендациях международных организаций, двухсторонних межгосударственных договорах).С начала XX века было разработано и принято множество специальных международно-правовых актов, направленных на охрану рассматриваемого института, в частности необходимо выделить следующие акты Охрана труда. URL: www.otd-lab.ru/statya/12032:- Конвенция Международной Организации Труда №103 об охране материнства (пересмотренная в 1952 году) (Женева, 28 июня 1952 г.);- Конвенция Международной Организации Труда № 3 об охране материнства, принятая в 1919 г. (не ратифицирована РФ);- Конвенция Международной Организации Труда № 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями (Женева, 3 июня 1981 г.);- Рекомендация Международной Организации Труда от 15 июня 2000 г. № 191 о пересмотре рекомендации 1952 года об охране материнства;- Рекомендация Международной Организации Труда от 28 июня 1952 г. № 95 об охране материнства.Защите интересов детства посвящены, в том числе, следующие специальный конвенции Международной Организации Труда: № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу», № 29 «О принудительном или обязательном труде» и № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда».В целях реализации норм конституционного, трудового, семейного и иных отраслей права, направленных на охрану материнства и детства, полномочными государственными органами принимаются программы по совершенствованию существующих механизмов и претворению в жизнь деклараций. Так, например, можно выделить Постановление Правительства РФ от 21 марта 2007 г. № 172 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007 - 2010 годы»В РФ проживает 31,6 млн. детей. К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (731 тыс. детей), дети-инвалиды (587 тыс. детей) и дети, находящиеся в социально опасном положении (676 тыс. детей). Указанные группы детей нуждаются, в первую очередь, в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество О федеральной целевой программе «Дети России» на 2007 - 2010 годы: Распоряжение Правительств РФ от 26 января 2007 г. №79-р.Ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, недостаточные возможности для здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, ведут к росту детской заболеваемости и инвалидности.Только 30% новорожденных могут быть признаны здоровыми. Более половины детей имеют функциональные отклонения, требующие лечебно-коррекционных и реабилитационных мероприятий.Поэтому одновременно с развитием федерального законодательства в сфере обеспечения прав и интересов детей сформированы основы соответствующего регионального законодательства. Важнейшим направлением обеспечения прав и интересов детей в субъектах РФ является принятие специальных законов по защите прав детей. Так, например, такие законы приняты в Республике Саха (Якутия) - «О правах ребенка»; Красноярском крае - «О защите прав ребенка»; Приморском крае - «О защите прав ребенка в Приморском крае»; Томской области - «Об основных гарантиях прав ребенка на территории Томской области».Обращает на себя внимание, что во многих северных субъектах приняты специальные законы, направленные на социальную поддержку многодетных семей, повышение их статуса и улучшение положения в них детей. В их числе Республика Бурятия, Красноярский край, Архангельская, Амурская, Магаданская и другие области Присмакина Л.Н. «Тепло наших сердец - детям» // Журнал «Социальная работа», № 3, 2007г., с.29 - 31.Социальная значимость проблем, связанных с состоянием здоровья детей в РФ, обуславливает необходимость их решения программно-целевым методом на основе реализации системы мероприятий, направленных на снижение показателей детской заболеваемости, инвалидности и смертности, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах развития ребенка.В табл. 2 представлены данные об объемах и источниках финансирования Программы «Дети России».Таблица 2 - Объем финансирования федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 - 2010 гг., млн. руб.
По данным таблицы видно, что максимальным объемом финансирования программы являются расходы за счет бюджетов субъектов РФ. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы финансируются в отличие от других расходов только за счет средств федерального бюджета. В результате реализации Программы часть средств федерального и регионального бюджетов будет сэкономлена за счет снижения потребности в затратах на решение ряда социальных вопросов. Экономия бюджетных средств произойдет в результате снижения инвалидности детей в результате скрининга новорожденных, улучшения состояния здоровья детей, сокращения затрат на содержание детей в учреждениях интернатного типа, а также сокращения затрат на интеграцию в общество выпускников этих учреждений, что позволит переориентировать освободившиеся средства на организацию работы с детьми и их семьями, нуждающимися в особой заботе государства Министерство социального развития РФ.URL: www.archive.minregion.ru/WorkItems/ListDocs.aspx?PageID=462 . Реализация Программы в части усиления профилактической направленности деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей будет способствовать сокращению факторов социального неблагополучия семей с детьми, приводящих к социальному сиротству, и снижению тем самым доли детей, нуждающихся в государственном попечении. Система учреждений, предоставляющих социальные услуги, позволит превентивно решать многие возникающие проблемы и избегать попадания семей с детьми в ситуацию социального риска. Повышение эффективности работы и оптимизация использования государственных ресурсов в сфере профилактики социального неблагополучия семей с детьми и социального сиротства будет способствовать улучшению общего социального климата в стране и повышению качества жизни. В Новосибирской области также действует целевая программа «Дети Новосибирской области" на 2008 - 2012 годы. Финансирование этой программы осуществляется за счет федерального, местного и областного бюджетов и внебюджетных источников. Программа Новосибирской области имеет существенные отличия от федеральной Программы и включает более широкий перечень подпрограмм, направленных на социальную поддержку: "Здоровый ребенок", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", "Дети-инвалиды", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Одаренные дети", "Дети-сироты", "Организация оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков". Преимущество Программы Новосибирской области перед федеральной программой заключается в том, что при ее разработке более точно учтены потребности социальных учреждений, детей и их родителей. А программа реализации имеет строго определенных адресатов. На муниципальном уровне также практикуются программно-целевые методы поддержки детей. В частности, в г. Новосибирске реализуется целевая программа «Дети и город». Более подробно содержание целевых программ федерального, регионального и местного значения будет рассмотрено в третьей главе дипломной работы. Таким образом, государственная политика по поддержке материнства и детства регламентирована рядом законодательных и иных правовых документов: от международных до внутригосударственных (федеральных, региональных и муниципальных). Среди организационных мероприятий важное место занимают целевые программы указанного профиля. 1.3 Характеристика демографической ситуации в России и Новосибирской области на современном этапеДемографическая ситуация в России характеризуется сложными и не однозначными процессами в развитии населения. По числу жителей РФ занимает седьмое место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии и Пакистана Население стран мира. Рейтинг стран по населению. URL: www.geo-tour.net/Interesting/population.html. К началу XXI века Россия подошла в состоянии устойчивого процесса депопуляции, имея один из самых высоких темпов естественной убыли населения.Главными особенностями сложившейся демографической ситуации в современной России являются: значительные масштабы сокращения населения; низкая рождаемость, массовое распространение однодетной семьи, не обеспечивающей воспроизводства населения; продолжающееся старение населения, изменение соотношения между работниками и пенсионерами, обостряющее проблемы пенсионного обеспечения; огромные потери населения от сверхсмертности мужчин, особенно от несчастных случаев, отравлений и травм; кризис семьи, высокий уровень разводов; зависимость темпов сокращения численности населения от уровня компенсации естественной убыли внешней миграции; значительные объемы вынужденной миграции и нелегальной миграции; сокращение объема внутренней миграции, снижение мобильности населения. Численность постоянного населения РФ на 1 января 2009 г. составляла 141,9 млн. человек, из которых 103,7 млн. человек (73%) - горожане и 38,2 млн. человек (27 %) - сельские жители. Сокращение числа россиян в 2008 г. (на 104,9 тыс. человек, или на 0,07%) было наименьшим за последние 13 лет (в 2007 г. - 212,1 тыс. человек и 0,15%; 2006 г. - 533 тыс. человек и 0,37%). Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/2009/demo/demo-docl08.htmВ условиях естественной убыли населения миграция стала единственным источником восполнения его численности. Однако объемы миграции таковы, что только в "пиковый" 1994 г. они были достаточны не только для компенсации естественной убыли, но и для обеспечения прироста численности россиян.Изменения численности населения в 2008 г. практически не повлияли на структуру расселения. Более 40% россиян проживают в Центральном и Южном федеральных округах, где плотность населения наибольшая и составляет соответственно 57 и 39 человек на 1 кв. км (в среднем по России плотность населения - 8,3 человека на 1 кв. км.). Самыми малонаселенными к 1 января 2008 г. были Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Магаданская область, Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий автономные округа, где плотность населения составляла менее 1 человека на 1 кв. км Там же URL: http://www.gks.ru. Вследствие снижения смертности населения показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении за 2006-2007 годы вырос у мужчин на 2,5 года, у женщин - на 1,5 лет. Несмотря на то, что сокращение числа умерших в 2008 году по сравнению с 2007 годом составило только 4,5 тыс.человек, ожидаемая продолжительность жизни по предварительной оценке возросла у мужчин до 61,7 лет, у женщин - до 74,2 лет (в 2007 г. - 61,4 и 73,9 соответственно). Это объясняется существенным снижением показателя младенческой смертности. В 2008 г. он составил 8,5 умерших детей в возрасте до 1 года на 1000 родившихся живыми (в 2007 г. - 9,4).Высокой остается смертность населения от причин, связанных с употреблением алкоголя. Это такие заболевания, как алкогольная кардиомиопатия, случайные отравления алкоголем, алкогольная болезнь печени, хронический алкоголизм, алкогольные психозы, дегенерация нервной системы, вызванная алкоголем, хронический панкреатит алкогольной этиологии. В 2008 году от этих причин умерло 56 тысяч мужчин и 20 тысяч женщин.Среди всех умерших почти 30% приходится на лиц трудоспособного возраста (более 600 тыс. человек в год), из них 80% - мужчины.В августе 2009 года в России впервые за последние 15 лет зафиксирован естественный прирост населения, который составил 1 тыс. человек. Об этом заявила 29 сентября 2009 года министр здравоохранения и социального развития России Т. Голикова. По данным министерства, за август 2009 г. в России родилось 151,7 тыс. детей, умерло 150,7 тыс. человек. «Буквально сегодня мы получили последние данные по численности родившихся и умерших по 8 месяцам 2009 г.» -- сказала министр. Количество родившихся за январь-август составило 1,164 млн. человек, что больше на 41 тыс. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. Количество умерших составило 1,347 млн, что на 57 тыс. человек меньше показателя 2008 г. Лента РУ в России. URL: http://lenta.ru/news/2009/09/29/increase/В Чукотском АО, Республике Алтай, Республике Тыва и Чеченской Республике суммарный коэффициент рождаемости превышает значение, необходимое для простого воспроизводства населения (2,3 - 3,1). Наиболее низкий уровень рождаемости наблюдается в Ленинградской и Тульской областях, г. Санкт-Петербурге (менее 1,2).Численность населения Новосибирской области за 2008 год увеличилась на 4,2 тыс. человек (на 0,2%) и составила 2 639 857 человек. Это незначительный прирост численности населения, но факт достаточно знаменателен, так как впервые за последние 10 лет в области прерван процесс сокращения числа жителей.Территориальный Орган ФедеральнойСлужбы Государственной Статистики По Новосибирской Области. URL: http://www.novosibstat.ru/public/release/press68_2009.html В предыдущие годы сокращение численности населения Новосибирской области происходило за счет естественной убыли населения (превышение числа умерших над числом родившихся), установившейся в области с 1992 года. В 90-е годы происходило снижение объемов миграции. При этом изменились потоки и направления мигрантов: область из отдающей население стала принимающей. Однако установившийся с 1991 года миграционный прирост только частично компенсировал естественную убыль населения. Рост численности населения области в 2008 году произошел за счет увеличения миграционного прироста по сравнению с 2007 годом в 2,6 раза (в 2007 г. миграционный прирост увеличился в 1,3 раза). Естественная убыль населения сократилась за год на 3 409 человек (в 1,6 раза) и составила 5,3 тыс. человека (в 2007 г. - на 3,7 тыс. человек). При этом следует отметить, что согласно среднему варианту прогноза, выполненного Росстатом в начале 2008 года, предполагалось сокращение численности населения Новосибирской области за 2008 год на 6,4 тыс. человек. В городской местности рост численности населения на 7,5 тыс. человек, или на 0,4 %, также произошел за счет миграционного прироста, который составил 11,0 тыс. человек, увеличившись за год в 2 раза. Естественная убыль населения сократилась в 1,9 раза. Основной вклад (89 %) в увеличение городского населения области внес г. Новосибирск. Его численность после 8 лет убыли выросла на 6,7 тыс. человек, или на 0,5 %. Миграционный прирост в г. Новосибирске увеличился в 2,8 раза, а естественная убыль сократилась в 2 раза. В сельской местности наблюдается миграционный отток населения (-1,5 тыс. чел.). В связи с этим численность сельского населения сократилась на 3,3 тыс. человек, или на 0,5%. Естественная убыль населения сократилась на 20%. За 2008 год рост численности населения произошел в гг. Бердск (1 195чел.), Обь (314 чел.), Татарск (73 чел.), Коченевском (45 чел.), Новосибирском (1 040 чел.), Ордынском (26 чел.), Тогучинском (235 чел.) районах области. Кроме того, произошло увеличение численности населения в г. Карасук, пгт. Колывань, Станционно-Ояшинский, Дорогино, Посевная. Улучшение демографической ситуации в регионе позволило прервать период депопуляции, продлившийся в Новосибирской области 18 лет. Так, число родившихся в январе-июле 2009 года детей превысило 19,7 тыс (рост на 3,2%), сократилась естественная убыль населения (за первое полугодие 2009 года -2279 чел., тогда как за аналогичный период прошлого года -3749 чел.). Деловой портал Новосибирской области URL:http://biz.newsib.ru/news/read/869/ Улучшению демографической ситуации способствовали такие меры, как внедрение родовых сертификатов, оснащение лечебных учреждений современным оборудованием, субсидии на строительство и приобретение жилья, увеличение размеров пособий. Например, самая «массовая» выплата - ежемесячное пособие на ребенка, возросла на 25% и сегодня ее получают родители 107954 детей в возрасте до 16 лет. Примечательно, что даже экономический кризис не оказал значительного влияния на демографическое развитие региона - отмечается дальнейшее увеличение числа родившихся и снижение числа умерших. В общем числе родившихся несколько снизился удельный вес родившихся у матерей, не состоявших в зарегистрированном браке (с 28,0% в 2007 году до 26,9% в 2008 году). Следует отметить, что ярким показателем репродуктивной деградации является и число совершаемых ежегодно абортов. В 2005 году в России только по официальной статистике было прервано 1 611 тыс. беременностей, что превысило число рождений на 151 тыс. чел. Число абортов в России до сих пор является одним из самых высоких в мире. Таким образом, большая часть беременностей в нашей стране ежегодно уходит в абортивную плоскость, способствуя тем самым ухудшению женского здоровья и нарастанию демографического кризисаБлаготворительный фонд защиты материнства и детства. Институт демографических исследований. URL: http://www.semya.org.ru/pro-family/info_program/info_program_justification/. По оценке министра здравоохранения и социального развития РФ в России ежегодно делается 1,6 - 1,7 миллионов абортов. Международное сообщество христианских церквей.URL: http://www.domgorshechnika.ru/news/2009-01-20-212 Россия на первом месте в мире по числу абортов: здесь, даже по официальной статистике, абортом заканчиваются 57% всех беременностей. Каждый пятый аборт делается подростками до 18 лет. От 10 до 15 % абортов дают различные осложнения, 7-8 % женщин после них становятся бесплодными. Каждый год армия тех, кто не может иметь детей, пополняется на 200-250 тысяч. В нашей стране около 15% пар, состоящих в браке, не способны зачать ребенка. По данным Всемирной организации здравоохранения, 15% - это предел, после которого бесплодие становится социальной проблемой... Главный акушер-гинеколог Минздрава РФ академик РАМН Владимир Кулаков привел данные Научного центра акушерства и гинекологии, директором которого он является: "бесплодны 6-7 млн. российских женщин и 3-4 млн. мужчин. Данные эти неполные..." Независимая газета. URL: www.ng.ru/health/2005-03-11/8_peace.html. Многие врачи говорят, что официальную статистику по количеству абортов следует умножить вдвое. Итак, в заключение перовой главы хотелось бы отметить следующие моменты: - в последние годы значительно повысился интерес государственных структур к демографическим и социальным проблемам, что, в свою очередь, отразилось на направлении государственной политики в сторону поддержки материнства и детства; - органами власти приняты государственные программы, ориентированные на стабилизацию и улучшение демографического положения и поддержку детей; - в настоящее время в России разработан и реализован механизм финансирования целевых программ по поддержке материнства и детства. 2. Финансовый механизм реализации государственной политики по поддержке материнства и детства2.1 Порядок и условия выплаты социальных пособийК настоящему времени в России сложилась достаточно развитая система пособий, которые стали именоваться «социальными». Их арсенал пополнился в последнее десятилетие новыми, не известными ранее в нашей стране, видами. В тоже время отдельные пособия прекратили существование как самостоятельные виды, они «растворились» в системе других пособий.Возникновение новых видов пособий и компенсационных выплат обусловлено, главным образом, социально-экономическими преобразованиями, которые вызвали существенные изменения во всех сферах общественной жизни, включая и сферу распределения.Социальные пособия являются денежной формой социального обеспечения. Они предоставляются гражданам в установленных законом случаях в качестве одного из видов помощи, поддержки. Социальные пособия выплачиваются обычно непродолжительное время или единовременно. Их получают как работающие, так и неработающие граждане.Цель социальных пособий - компенсировать полностью или частично временно утраченный по различным причинам заработок, оказать материальную поддержку, пополнить бюджет семьи в связи с наступлением ряда обстоятельств: рождением ребёнка, смертью члена семьи и т.д.По сложившейся традиции социальные пособия самим законодателем выделяются по тем жизненным обстоятельствам, которые вызывают необходимость их предоставления. Такие обстоятельства отражаются в названии соответствующих пособий, например Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию: Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ // Собрание законодательства РФ - 2007 - №1(1ч) - ст. 18.:1) пособие по временной нетрудоспособности;2) пособие по беременности и родам;3) пособие по случаю рождения ребёнка;С учётом изложенного можно дать следующее определение социальных пособий - это выплаты, производимые гражданам в установленные законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной помощи.Пособия гражданам, имеющим детей.Гражданам, имеющим детей, государственные пособия назначаются на основании Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» с изменениями и дополнениями. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: Федеральный закон РФ от 19.05.95 № 81-ФЗ (ред.от 24.07.2009).Пособия гражданам, имеющим детей - это выплаты, производимые родителям (или заменяющим их лицам) в связи с рождением и воспитанием детей, установленные законом в целях материальной поддержки материнства, отцовства и детства.В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", введенной с 1 апреля 2008 года, подлежат индексации в размере и сроки, которые предусмотрены федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, исходя из установленного указанным Федеральным законом прогнозного уровня инфляции, следующие пособия:1) пособие по беременности и родам; 2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;3) единовременное пособие при рождении ребенка;4) минимальный и максимальный размеры ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию;5) ежемесячное пособие по уходу за ребенком, выплачиваемое неработающим гражданам;6) единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;7) единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;8) ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.Полный перечень пособий и выплат, полагающихся лицам и семьям, имеющих детей в Новосибирской области, приведен в Прил. А.Пособие по беременности и родам положено женщинам, уволенным в связи:- с ликвидацией организаций;- с прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;- прекращением полномочий частными нотариусами;- прекращением статуса адвоката;- в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.Размеры единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, представлены на рис. 1.Рисунок 1 - Размеры единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, в 2002-2010 гг., руб.На рис. 2 приведены размеры единовременного пособия при рождении ребенка.Рисунок 2 - Размеры единовременного пособия при рождении ребенка в 2007-2010 гг., руб.Минимальный и максимальный размеры ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, пособие неработающим гражданам, осуществляющим уход за ребенком, представлены на рис. 3.Рисунок 3 - Минимальный и максимальный размеры ежемесячного пособия по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, в 2007-2010 гг., руб.Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву выплачивается, согласно данным рис. 4.Рисунок 4 - Размеры единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в 2008-2010 гг., руб.Размеры ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, приведены на рис. 5.Рисунок 5 - Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в 2008 - 2010 гг., руб.Государственные пособия на детей назначаются и выплачиваются: гражданам РФ, проживающим на территории РФ; гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, и гражданскому персоналу воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств, в случаях, когда выплата этих пособий предусмотрена международными договорами РФ; иностранным гражданам и лицам без гражданства, в том числе беженцам, проживающим на территории РФ Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей: Постановление Правительства РФ от 30.12.2006 № 865.Выплата государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится за счет:- средств Фонда социального страхования РФ в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию; лицам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования; женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, и лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий частными нотариусами и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию;- средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, служба в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком женщинам, проходящим военную службу по контракту; лицам из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами РФ; женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, и лицам, уволенным в период отпуска по уходу за ребенком в связи с ликвидацией организаций (за исключением ежемесячного пособия по уходу за ребенком, предусмотренного абзацем вторым настоящей части), а также в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами РФ; женщинам, уволенным в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком в связи с переводом мужа в РФ из воинских частей, находящихся за пределами РФ; неработающим женам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на территориях иностранных государств;- средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, выделяемых образовательным учреждениям начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования на выплату стипендий в виде пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, - женщинам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования;- средств бюджетов субъектов РФ в виде ежемесячного пособия на ребенка;- средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке Фонду социального страхования РФ на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию. Порядок финансирования указанных расходов устанавливается Правительством РФ;- субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов РФ из Федерального фонда компенсаций, образованного в составе федерального бюджета, через федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере образования, на выплату единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью и через федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.Расходы на доставку и пересылку государственных пособий гражданам, имеющим детей, осуществляются из тех же источников, из которых производится выплата пособий.Финансирование расходов на оплату услуг организаций федеральной почтовой связи по доставке и пересылке государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится в размерах, установленных законодательством РФ, определяющим финансирование расходов на оплату услуг организаций федеральной почтовой связи по доставке и пересылке государственных пенсий.Плата за банковские услуги по операциям со средствами, предусмотренными на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, не взимается.Пособие по беременности и родам.В соответствии со ст.6 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" женщины, подлежащие государственному социальному страхованию, имеют право на пособие по беременности и родам: рис. 6, рис. 7. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |