|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Формирование физической активности молодёжи в семьеФормирование физической активности молодёжи в семьеВведение Здоровье человека в современном обществе является наивысшей ценностью. Существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого человека. Однако статистика свидетельствует о том, что в настоящее время Российская Федерация значительно отстает по показателю регулярных занятий физической культурой от развитых стран, в которых физическими упражнениями постоянно занимаются до 40 - 50 процентов населения, тогда как в Российской Федерации - только около 11 процентов. Показатели здоровья и физической подготовки детей, молодежи, призывников, количество курильщиков в Российской Федерации, рост алкоголизма и наркомании говорят об остроте проблемы развития физической культуры в нашей стране. Концепция федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" Это говорит о необходимости вмешательства государства в вопросы воспитания потребности в занятиях физической культурой, формирования физической активности у широких масс граждан, особенно у молодёжи, так как именно молодёжь определяет дальнейшее развитие общества. Не существует единых критериев в определении границ молодёжного возраста. В отечественной науке наиболее часто нижняя возрастная граница молодости определяется между 14-20, а верхняя -- между 25-29 годами.Социология молодёжи / Под ред. А. М. Марычевой. - Ростов - н/Д, 2007. С. 38 В нашей работе мы будем следовать данному определению. Одним из важнейших условий психического и физического здоровья молодёжи является рациональная социализация, а также выработка навыков адаптации к изменяющимся условиям социальной среды. Однако в сфере образования, в том числе и физкультурного образования, сложилась противоречивая ситуация, основанная на недооценке общей педагогикой значения социальной среды в образовании человека, что привело к преувеличению значимости направленного педагогического воздействия в процессе социализации подрастающего поколения, одним из направлений которой является физическое воспитание и формирование физической активности молодёжи. В то же время роль института семьи в формировании у подростков и юношей физической активности преуменьшалась. Семье в этом направлении социализации индивида отводилось второстепенное место; главное же занимали школа и учреждения дополнительного спортивного образования. Отсюда проблема выявления роли семьи в формировании физической активности молодёжи является актуальной. Объект исследования: формирование физической активности молодёжи в семье. Предмет исследования: роль семьи в формировании физической активности молодёжи. Цель: показать роль семьи как института первичной социализации в формировании физической активности молодёжи. Задачи: 1) рассмотреть различные подходы к определению, функциям и видам социального института; 2) рассмотреть семью как один из главных институтов социализации индивида; 3) выявить роль физической активности как инструмента социализации молодёжи. 1. Понятие, функции, виды социальных институтов Социальные институты являются важной формой социального взаимодействия и одним из основных элементов социальной культуры общества. Существуют различные трактовки понятия «социальный институт». Совокупность всех имеющихся трактовок понятия “социальный институт” С. С. Новикова сводит к следующим четырем основаниям: Новикова С. С. Социология: история, основы, институционализация в России. - М., 2008. С. 118. 1. Группа лиц, выполняющих определенные, важные для всех социальные функции. 2. Конкретные функции, которые выполняют некоторые члены группы от имени всей группы. 3. Система учреждений и правил, позволяющая индивидам выполнять общественные безличные функции (то есть те, которые должны исполняться независимо от личных черт и интересов человека, выполняющего их всегда одним и тем же образом) , направленные на удовлетворение потребностей или регулирование поведения членов общности (группы). 4. Социальные роли, особо важные для группы или общности . В большинстве западных социологических теорий социальный институт рассматривается как “устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему.” Там же Я. Щепаньский, проанализировав в своей книге “Элементарные понятия социологии” сделанный А.Миллером обзор различных пониманий термина “ социальный институт” в зарубежных исследованиях, делает вывод о том, что социальные институты “являются системами учреждений, в которых определенные люди, избранные членами групп, получают полномочия выполнять определенные общественные и безличные функции ради удовлетворения существующих индивидуальных и групповых потребностей индивидов и ради регулирования поведения других членов групп.Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. - М., 1960 Отечественный ученый И.И. Лейман под социальным институтом понимает “объединение людей, выполняющих специфические функции в рамках социальной целостности и связанных общностью функций, а также традиций, норм, ценностей; объединение, обладающее внутренней структурой и иерархией и отличающееся особым устойчивым характером связей и отношений как внутренних, так и внешних”Лейман И.И. Наука как социальный институт. - Л., 1971. С. 20. Современный российский исследователь С.С.Фролов предлагает следующее определение социального института: “Социальный институт -- это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.”Фролов С. С. Социология. - М. 1996. С. 218. Под системой социальных связей в данном определении понимается сплетение ролей и статусов, посредством которых осуществляется и удерживается в определенных рамках поведение в групповых процессах, под общественными ценностями -- разделяемые идеи и цели, а под общественными процедурами -- стандартизованные образцы поведения в групповых процессах. Институт семьи, например, включает в себя: 1) переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, бабушки, дедушки, свекрови, тещи, сестер, братьев и т.п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь; 2) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям, семейная жизнь); 3) общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязательства).Там же. Исходя из вышеизложенного, С. С. Новикова выводит следующее обобщённое определение: “социальный институт -- это система учреждений, в которых определенные люди, выбранные членами групп, получают возможность выполнять определенные общественные функции, направленные на удовлетворение индивидуальных и групповых потребностей индивидов и регулирование поведения других членов групп.»Новикова С. С. Указ соч. С. 119. Каждый социальный институт как организованная социальная система характеризуется устойчивой структурой и обладает набором определенных составных элементов, более или менее оформленных в зависимости от типа института: 1. Каждый социальный институт имеет свою цель деятельности. 2. Он четко определяет функции, права и обязанности участников институализированного взаимодействия для достижения поставленной цели. Каждый участник выполняет свою устоявшуюся, традиционную для данного института социальную роль, функцию в рамках данного института, благодаря чему все остальные имеют достаточно надежные и обоснованные ожидания. 3. Социальный институт обладает определенными средствами и учреждениями для достижения цели. Они могут быть как материальными, так и идеальными, символическими. 4. Социальный институт располагает определенной системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и подавление нежелаемого, отклоняющегося поведения. Таким образом, социальные институты контролируют и упорядочивают поведение индивидов, они поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и подавляют поведение, отклоняющееся от требований этих стандартов.Там же. С. 121. Основной, общей функцией любого социального института является удовлетворение социальных потребностей, ради которых он был создан и существует. Для осуществления этой функции каждому институту приходится выполнять ряд функций, обеспечивающих совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Это следующие функции: 1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений -- это система правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение каждого члена института и делающих это поведение предсказуемым. 2. Регулятивная функция -- это выработанные социальным институтом шаблоны поведения, нормы и система контроля, регулирующие взаимоотношения между членами общества. 3. Интегративная функция -- это процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей. 4. Транслирующая функция -- это передача социального опыта приходящим в социальный институт новым людям как за счет расширения социальных границ института, так и смены поколений; для этого в каждом институте предусмотрен механизм социализации, позволяющий индивидам адаптироваться к его ценностям, нормам и ролям. 5. Коммуникативная функция -- это распространение произведенной в институте информации как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и вне его при взаимодействии с другими институтами. Новикова С. С. Указ. соч. С. 126. Один институт может выполнять одновременно несколько функций; различные институты могут выполнять общие функции (например, каждое общество испытывает потребность воспитывать и обучать детей, эту функцию выполняют сразу несколько социальных институтов -- семья, школа, система образования, культурно-воспитательные учреждения и т.д.); у института на разных ступенях развития общества могут отпадать одни и возникать новые функции, или значение одной и той же функции может со временем или возрастать, или уменьшаться; один и тот же институт в разных общественно-экономических формациях может выполнять разные функции .Там же. Если социальный институт не может справиться с выполнением своих функций, то его непременно ждут дезорганизация и изменения. Система социальных институтов подвергается наибольшей деформации во времена быстрых социальных перемен. Перед многими традиционными институтами встает дилемма: или полностью прекращать свою деятельность, или адаптироваться к решению новых задач. Переорганизация или формирование новых социальных институтов на основе новых социальных норм, ценностей и отношений требуют длительных временных периодов, так как нельзя быстро сформировать новые стандарты поведения, быстро изменить сознание и психологию людей. Это приводит к тому, что людям приходится сталкиваться в серьезными трудностями при поддержании общественного порядка в традиционных областях жизнедеятельности, возникающими из-за неурегулированности вновь возникающих социальных отношений. Такие переходные периоды общества, связанный с дезорганизацией традиционных институтов, Э. Дюркгейм назвал аномией. Кравченко А. И. Социология девиантности. - М., 2004. С. 194. Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что, обеспечивая стабильное развитие общества, выполняя необходимые функции, социальные институты нуждаются в наличии определенной совокупности условий. Я. Щепаньский отметил, что эффективность функционирования социальных институтов зависит от следующих условий: 1. От четкого определения цели, задач и объема функций социального института. 2. От рационального разделения труда и его рациональной организации внутри социального института. 3. От степени деперсонализации деятельности и объективизации функций, выполняемых отдельными лицами. 4. От признания престижа, которым обладает социальный институт в глазах групп, общностей или общества. 5. От бесконфликтного включения социального института в глобальную систему институтов, то есть в общество.Щепаньский Я. Указ соч. С. 348. Нарушение этих условий, порой даже одного, ведет к тому, что деятельность института приобретает дисфункциональный характер, то есть нарушается взаимодействие социальной среды и социального института по реализации главной функции каждого социального института -- удовлетворению конкретных общественных потребностей. Существуют различные классификации социальных институтов. Западные социологи в зависимости от сферы действия и выполняемых функций подразделяют социальные институты, на реляционные, регулятивные и интегративные. Новикова С. С. Указ. соч. С. 229. Реляционные институты определяют ролевую структуру общества по самым различным критериям: от возраста и пола до вида занятий и способностей. Регулятивные институты определяют допустимые рамки индивидуального поведения по отношению к существующим в обществе нормам действий, а также санкции, карающие за выход за эти рамки (сюда относятся все виды механизмов социального контроля). Интегративные институты связаны с социальными ролями, ответственными за обеспечение интересов социальной общности как целого. Российские социологи приводят множество различных классификаций социальных институтов. Например, А.А.Радугин и К.А.Радугин выделяют шесть комплексов социальных институтов:Радугин А. А. , Радугин К. А. Социология. - М. 2002. С. 317. 1) экономическо-социальные институты; 2) политические институты, 3) социокультурные и воспитательные институты ; 4 ) нормативно-ориентирующие институты; 5) нормативно-санкционирующие институты, 6) церемониально - символические и ситуационно - конвенциональные институты. А.П.Лимаренко с точки зрения содержания исполняемых функций делит социальные институты следующим образом: 1) экономические институты (банки, биржи, корпорации, предприятия сферы потребления и услуг и др.); 2) политические институты (государство с его центральными и местными органами власти, партии, общественные организации, фонды и др.); 3) институты воспитания и культуры (школа, семья, театр и др.); 4) социальные институты в узком смысле (институты социального обеспечения и опеки, различные самодеятельные организации).Лимаренко А. П. Методологические основы социологии. - М., 1997. С. 84. Анализ различных классификаций социальных институтов позволяет С. С. Новиковой выделить следующие, общие для большинства классификаций группы социальных институтов: 1. Экономические -- это все институты, которые обеспечивают процесс производства и распределения материальные благ и услуг, регулируют денежный оборот, занимаются организацией и разделением труда и т.д. (банки, биржи, корпорации, фирмы, акционерные общества, заводы и т.д.). 2. Политические -- это институты, которые устанавливают, исполняют и поддерживают власть. 3. Воспроизводства и родства -- это институты, благодаря которым поддерживается биологическая непрерывность общества, происходит удовлетворение сексуальных потребностей и родительских стремлений, регулируются отношения между полами и поколениями и т.д. (институт семьи и брака). 4. Социально-культурные и воспитательные -- это институты, главная цель которых заключается в развитии, укреплении культуры, социализации молодого поколения и передаче ему накопленных культурных ценностей всего общества как целого (семья как воспитательный институт, образование, наука, культурно-воспитательные и художественные учреждения и т.п.). 5. Социально-церемониальные -- это институты, регулирующие повседневные человеческие контакты, облегчающие взаимопонимание. Хотя эти социальные институты представляют из себя сложные системы и чаще всего бывают неформальными, благодаря именно им определяются и регулируются способы приветствий и поздравлений, организация торжественных свадеб, проведение собраний и т. п., Это институты, организованные добровольным объединением (общественные организации, товарищеские объединения, клубы и т.п., не преследующие политические цели). 6. Религиозные -- институты, организующие связь человека с трансцедентными силами.Новикова С. С. Указ соч. С. 139. В приведенной классификации рассмотрены только так называемые “главные институты”, самые важные, в высшей степени необходимые, институты, вызванные к жизни непреходящими потребностями, которые регулируют основные социальные функции и являются характерными для всех типов цивилизации. Все социальные институты любого общества объединены и взаимосвязаны между собой, представляют собой сложную интегрированную систему. Данная интеграция базируется на том, что человек, чтобы удовлетворить все свои потребности, должен участвовать в различных типах институтов. Социальные институты оказывают определенное влияние друг на друга. Например, государство оказывает влияние на семью своими попытками регулирования рождаемости, числа браков и разводов, а также установлением минимальных стандартов заботы о детях и матерях. Взаимосвязанная система институтов образует целостную систему, которая обеспечивает членам групп удовлетворение их разнообразных потребностей, регулирует их поведение и гарантирует дальнейшее развитие группы как целого. Внутренняя согласованность в деятельности всех социальных институтов -- необходимое условие нормального функционирования всего общества. Таким образом, социальный институт -- это система учреждений, в которых определенные люди, выбранные членами групп, получают возможность выполнять определенные общественные функции, направленные на удовлетворение индивидуальных и групповых потребностей индивидов и регулирование поведения других членов групп. Социальные институты выполняют следующие функции : закрепления и воспроизводства общественных отношений; регулятивную; интегративную; транслирующую; коммуникативную. Выделяют следующие виды социальных институтов: экономические; политические; воспроизводства и родства; социально-культурные и воспитательные; социально-церемониальные; религиозные. 2. Институт семьи и социализация индивида Среди «главных» социальных институтов особое место занимает институт семьи. Это исторически первый социальный институт любого общества. Семья является социальным институтом особого, интегративного характера, в котором находят свое отражение все сферы и отношения общества. Существует множество определений семьи. Одним из самых распространённых является определение А.Г. Харчева: «семья - это основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.» Харчев А. Г., Мацковский М. С. Современная семья и её проблемы. - М., 1989. С.26. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. «Брак- это исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские права и обязанности.»Антонов А. И., Медков А. В. Социология семьи. - М., 2006. С. 42 Однако семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, так как объединяет не только супругов, их детей, но и других родственников. Семья это общность людей, основанная на отношениях супружества - родительства - родства. Семья - основной носитель культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимое условие социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Cемья является основой всех социальных институтов. Выделяют два типа семьи в зависимости от её структуры: 1) нуклеарная семья состоит из родителей и детей, которые от них зависят; 2) расширенная семья включает нуклеарную семью и многих родственников, например дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер. Там же. В настоящее время преобладают нуклеарные семьи. Семья как любой социальный институт выполняет определенные функции. Эти функции следующие: - воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье); - воспитательная функция - социализация молодого поколения, поддержания культурного воспроизводства общества; - хозяйственно-бытовая функция - поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи; - экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества; - духовного общения - развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение; - социально-статусная - предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; - досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов; - эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия; - сфера первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений.Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. - М., 2004. Одной из важнейших функций семьи является воспитательная функция, или функция социализации индивида. Процесс социализации традиционно является объектом пристального внимания зарубежных и отечественных исследователей. Понятие социализации впервые было разработано в конце 40-х - начале 50-х годов в трудах американских социальных психологов А. Парка, Д. Доллэрда, Дж. Кольмана, А. Бандуры, В. Уолтерса и др. В дальнейшем, в конце 60-х - начале 70-х годов острый интерес к этой проблеме проявили и другие западные ученые, представители практически всех школ и течений современной социологии и социальной психологии США - неофрейдисты, представители бихевиоризма, необихевиоризма, теории когнитивного диссонанса, символического интеракционизма. Интерес к проблеме социализации в нашей стране возник несколько позже, чем за рубежом; первые отечественные работы датируются второй половиной 60-х годов. Социализация определялась как «процесс овладения человеком социальным и социально-психологическими нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом.»Мудрик А. В. Социализация индивида. - М., 2007. С. 216. Значительно позднее в определение понятия "социализация" были внесены существенные поправки, указывающие на то обстоятельство, что нельзя этот процесс рассматривать односторонне, только как усвоение индивидом социальных норм и ценностей; социализация должна рассматриваться как двусторонний процесс, включающий активное воспроизводство индивидом общественных отношений. Так, Г. М. Андреева дает следующее определение: "Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду".Андреева Г. М. Социальная психология. - М. 2001. С. 219. Таким образом, социализация предполагает включение в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений. Социализацию нельзя сводить к понятию воспитания. Можно выделить следующие особенности процесса социализации, позволяющие отличить его от воспитания: - Относительная стихийность, неорганизованность этого процесса, заключающаяся в далеко не всегда предусмотренном целенаправленном влиянии среды, которое трудно учитывать и непросто регулировать, - Непреднамеренное, непроизвольное усвоение социальных норм и ценностей, которое при социализации происходит в результате активной деятельности и общения индивида, его взаимодействия со своим ближайшим окружением. - Возрастающая по мере взросления самостоятельность индивида в отношении выбора социальных ценностей и ориентиров, предпочитаемой среды общения, которая приобретает роль референтной группы и оказывает решающее значение в процессе социализации.Ковалева А. И. Социализация // Знание. Понимание. Умение. Электронный журнал -- 2004. -- № 1. Хотя социализация и имеет некоторые особенности по сравнению с воспитанием, тем не менее, не противопоставляется ему. Целенаправленное воспитание в идеале предполагает полное управление процессом социализации, которое как раз и направлено на создание воспитывающей среды. Социализация включает в себя: - усвоение индивидом системы духовных, психических и физических идеалов; - формирование духовных, психических и физических ценностей, основанных на этих идеалах; - формирование духовных, психических и физических потребностей, основанных на этих идеалах и ценностях; - формирование отношений индивида к социальной и физической среде; - формирование принципов, мотивов, стратегий, планов, программ поведения индивида, соответствующих указанным усвоенным и сформированным идеалам, ценностям, потребностям, отношениям.Ковалева А. И. Социализация // Знание. Понимание. Умение. Электронный журнал -- 2004. -- № 1. Выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации. Агенты социализации - это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты социализации - это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют их. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, врачи, тренеры и т.д. Эти люди, общаясь с индивидом, оказывают влияние на формирование его личности. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты - это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, армии, государства и т.д. Мудрик А. В. Указ. соч. С. 218. Процесс социализации проходит несколько этапов, совпадающих с жизненными циклами человека, и достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости. Однако в этом процессе возможны неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином чаще всего обозначают различные формы негативного поведения, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М., 2004. С.112. Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, факторов социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой -- социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Кроме того, социализация в семье может осуществляться также посредством особенного механизма социального научения, который получил название викарное научение. Викарное научение связано с усвоением социального опыта за счет наблюдения научения других.Криворученко В. К. Социализация молодого поколения в условиях развития демократии и гражданского общества в современной России // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». -- 2008. -- № 3 - Социология. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи есть не что иное, как нарушение ее структурной целостности, что в настоящее время связывается с отсутствием одного из родителей (когда-то ранее о такой деформации говорили и при отсутствии в семье бабушек и дедушек). Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п. Существует достаточно много исследований, описывающих влияние фактора неполной семьи на личность ребенка. Так установлено, что мальчики гораздо острее девочек воспринимают отсутствие отца. В таких семьях мальчики более беспокойны, более агрессивны и задиристы. чем дети, у которых были отцы (П. Массен, Дж. Конджер и др.). При изучении детей старшего возраста выяснилось, что поведение мальчиков, чье детство прошло без отцов, оказалось менее мужественным в сравнении с теми, у кого были отцы. С другой стороны оказалось, что поведение и личностные особенности девочек, выросших только с матерями, мало чем отличается от поведения тех, кто жил в полной семье. Но в интеллектуальной деятельности обнаруживается разница. Реан А. А. Развитие и социализация личности в семье // www.narcom.ru/parents/parents/20.html Долгое время считалось, что структурная деформация семьи является важнейшим фактором, ответственным за нарушение личностного развития ребенка. Это подтверждалось и статистическими данными (как зарубежными, так и отечественными), из которых следовало, что выборки подростков просоциальной и асоциальной, в том числе и криминальной направленности существенно отличаются между собой по критерию "полная-неполная семья". В настоящее время все большее внимание уделяется фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям -- от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного ( криминального) поведения. Дисгармоничное развитие некоторых черт характера ребенка может быть обусловлено особенностями семейных взаимоотношений. Конфликтные семейные отношения нередко приводят к развитию у детей патохарактерологических реакций, неврозов, формированию психопатических черт. В этом плане можно выделить (А. Е. Личко) несколько типов неправильного воспитания: - гипопротекция -- недостаток опеки и контроля, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям ребёнка, подростка; - доминирующая гиперпротекция -- чрезмерная опека и мелочный контроль. Не приучает к самостоятельности и подавляет чувство ответственности и долга; - потворствующая гиперпротекция -- недостаток надзора и некритическое отношение к нарушениям поведения у детей и подростков; - воспитание “в культе болезни” -- болезнь ребенка, даже незначительное недомогание предоставляет ему особые права и ставит его в центр внимания семьи, в результате чего культивируется эгоцентризм; - эмоциональное отвержение -- ребенок ощущает, что им тяготятся; - условия жестких взаимоотношений -- срывание зла на подростке и душевная жестокость; - условия повышенной эмоциональной ответственности -- на ребенка возлагаются недетские заботы и завышенные ожидания; - противоречивое воспитание -- несовместимые воспитательные подходы различных членов семьи. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - М. 2002. С. 194. Отношение к семье в ходе взросления меняется. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей (“обесценивание” родителей -- по выражению X. Ремшмидта). Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями. Необходимо заметить, что замечания относительно “обесценивания” родителей в подростковом и юношеском возрасте являются очень распространенными. Например, для подросткового возраста описана специальная поведенческая особенность “реакция эмансипации”. Все это верно как общее направление возрастного развития личности. Однако гиперболизация идеи о “замещении родителей” группой сверстников мало соответствует, по мнению А. Реан, реальной психологической картине.Реан А. А. Развитие и социализация личности в семье // www.narcom.ru/parents/parents/20.html Имеются данные, что хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в этом возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами. Так, в одном исследовании немецких ученых было показано, что в проблемных ситуациях наиболее эмоционально близким, доверенным лицом для подростка прежде всего служит мать, а затем, в зависимости от ситуации в разной последовательности -- отец, подруга или друг. Там же. В другом исследовании, выполненном на отечественной выборке, старшеклассники ранжировали, с кем они предпочли бы проводить свое свободное время -- с родителями, с друзьями, в компании сверстников своего пола, в смешанной компании и т. д. Родители оказались у юношей на последнем (шестом) месте, у девушек -- на четвертом месте. Однако, отвечая на вопрос, “С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?” -- и те, и другие поставили на первое место мать. На втором месте у мальчиков оказался отец, у девочек -- друг, подруга. Иначе говоря, как заметил по поводу этих результатов психолог И. С. Кон, с друзьями приятно развлекаться, но в трудную минуту лучше обратиться к маме. Последние данные, полученные на выборках современных подростков, юношей и девушек подтверждают эту тенденцию.Кон И. С. Психология ранней юности. - М., 1989. С. 213. К сожалению, ценность семьи как социального института, ответственного за то, как проходит первичная социализация индивида, долгое время недостаточно учитывалась. Более того, ответственность за воспитание личности пытались в определенной степени снять с семьи, переложив на школу, трудовой коллектив, общественные организации. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые впоследствии обернулись крупными издержками для общества. Семейная социализация ребенка имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Этот климат в значительной мере неблагоприятен сегодня для адекватной потребности в семье и семейных ролях. В современной семье нередко наблюдается отсутствие совместной деятельности родителей и детей, которая непосредственно цементирует семейное единение. Формами такой деятельности могут быть различные виды физической активности детей и родителей, других членов семьи, способствующие укреплению здоровья, формирующие привычку к здоровому образу жизни. Современная семья нуждается в поддержке государства, общества для того чтобы выполнять одну из основных своих функций - социализации подрастающего поколения. Таким образом, семья является важнейшим институтом социализации личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. В настоящее время все большее внимание уделяется именно фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что нарушение системы межличностных отношений и ценностей в семье оказывает огромное влияние на негативное развитие личности подростка, приводя к различным личностным деформациям, к проявлениям различного рода девиаций. 3. Институт физической культуры физическая активность молодёжи Среди институтов социализации подрастающего поколения важное место отводится институту физической культуры. Физическая культура -- «сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности.» Николаев Ю. М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный аспекты. - СПб., 2000. С. 26. Физическая культура -- часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»). Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются: - уровень здоровья и физического развития людей; - степень использования физической культуры в семье, сфере воспитания и образования, в производстве и быту.Социальные и биологические основы физической культуры / Под ред. Д. Н. Давиденко. - СПб., 2001. С. 38. Термин «физическая культура» появился в конце XIX века в Англии в период бурного становления современного спорта, но не нашел широкого употребления на Западе. В России, напротив, войдя в употребление с начала XX века, после революции 1917 года термин «физическая культура» прочно вошел в научный и практический лексикон. Физическая культура является частью общей культуры человечества, так как в физической культуре находят свое отражение достижения людей в совершенствовании своих как физических, так и психических, и нравственных качеств. Уровень развития этих качеств, а также личные знания, умения и навыки по их совершенствованию составляют личностные ценности физической культуры и определяют физическую культуру личности как одну из граней общей культуры человека. Основным средством физической культуры, развивающими и гармонизирующим все проявления жизни организма человека, являются сознательные занятия разнообразными физическими упражнениями, большинство из которых придуманы или усовершенствованы самим человеком. Они предполагают постепенность возрастания физических нагрузок от зарядки и разминки к тренировке, от тренировки к спортивным играм и соревнованиям и далее к установлению как личных, так и всеобщих спортивных рекордов по мере роста личных физических возможностей. В сочетании с использованием естественных сил природы (солнце, воздух и вода), гигиенических факторов, режима питания и отдыха и в зависимости от личных целей физическая культура позволяет гармонично развивать и оздоравливать организм и поддерживать его в отличном физическом состоянии длительные годы. Занятия физкультурой предполагают физическую активность индивида. В современном языке активность обычно определяется как такое качество поведения, которое дает некий видимый результат благодаря расходованию энергии; активность относится только к поведению, а не к личности, стоящей за этим поведением. Комков А. Г., Антипова Е. В. Формирование физической активности детей и подростков как социально - педагогическая проблема // lib.sportedu.ru/press/tpfk/2003N3/p5-8.htm Быть активным - значит дать проявиться своим способностям, таланту, которыми, хотя и в разной степени, наделен каждый человек. Активность человека характеризует не всякая деятельность, а лишь такая, которая обусловлена внутренними причинами и направлена на совершенствование личности. Физическая активность - «двигательная деятельность человека, направленная на укрепление здоровья, развитие физического потенциала и достижение физического совершенства для эффективной реализации своих задатков с учетом личностной мотивации и социальных потребностей.» Комков А. Г., Антипова Е. В. Формирование физической активности детей и подростков как социально - педагогическая проблема // lib.sportedu.ru/press/tpfk/2003N3/p5-8.htm Двигательная деятельность - “ансамбль двигательных действий, включенных в систему организующих идей, правил и форм с целью достижения определенного приспосабливающего эффекта организма человека и совершенствования динамики этого процесса.” Там же. Концепция физической активности человека содержит в себе “систему представлений об основных закономерностях управляемого развития двигательного потенциала индивидуума, о путях и средствах активного отношения личности к процессу физического совершенствования, о путях и формах организации физической активности людей.”Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорт. - М., 2001. С. 93. Существующие социологические подходы к оценке физической активности человека основаны в первую очередь на измерении элементов поведения во взаимосвязи со здоровьем. В соответствии с этим ставится задача получения данных, позволяющих судить о количестве людей той или иной возрастной или социальной группы, приобщенных к физической активности, доказательства пользы регулярной физической активности, а также определении той категории людей данной группы, которые нуждаются в существенном повышении фактического уровня физической активности. Там же. С. 96. Применительно к анализу социальных аспектов формирования физической активности человека важно отметить, что личность - это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения. Социологический анализ проблемы формирования физической активности предполагает изучение ее роли и места в развитии личности, конкретизацию социальных функций и связей с другими педагогическими процессами, а также ценностных ориентаций, мотивов, интересов и потребностей различных половозрастных групп. Социальное значение исследования физической активности состоит в том, что оно позволяет выявить те условия и последовательность ее формирования, которые требуют осуществления новых педагогических и психологических воздействий. Лубышева Л. И. Указ. соч. С. 98. Физическая активность - специфический вид человеческой деятельности. Принцип деятельностного подхода к формированию физической культуры личности строится на утверждении положения о том, что только умело стимулируя активность человека в этом виде деятельности, можно осуществить действенное физкультурное воспитание . Суть определения физической активности с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в ней взаимодействуют два вида деятельности - двигательная и мыслительная; содержание двигательной деятельности характеризует активность внешнюю (моторную), содержание мыслительной деятельности характеризует активность внутреннюю (умственную).Столяров В. И., Быховская И. М., Лубышева Л. И. Концепция физической культуры и физического воспитания (инновационный подход) // Теория и практика физической культуры. - 1998, - № 5. С.11. Проблема формирования и развития физической активности не может быть сведена только к проблеме овладения знаниями, умениями и навыками. “Смыслу нельзя обучить, его можно только раскрыть в процессе обучения, воплотить его в сознаваемую развитую идею, обогатить учащегося соответствующим индивидуальным опытом. Результаты обучения и воспитания в системе физкультурного образования должны рассматриваться с позиции степени их сознательности, т.е. то, чем становятся знания, умения, навыки в жизни личности обучающегося, какой смысл они приобретают для него. Успешность обучения и заключается в том смысле, какой имеет для человека изучаемое им. Для возбуждения интереса к физической активности необходимо создавать мотив, а затем - возможность нахождения цели в том или ином предметном содержании.”Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996, - № 1. С. 24-25. Физическая активность, как и любая человеческая деятельность, существует в форме действия и цели этого действия. Условия и способы организации физической активности оказывают существенное влияние на ее формирование. Значительное воздействие на результат, выражающийся в индивидуальном опыте, оказывают субъективные факторы. Актуализируется роль педагогических и социально-психологических факторов, которые опосредованно влияют на результаты физической активности.Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996, - № 1. С. 24-25. Представление о деятельности как об активном отношении предполагает, что в ее структуру входит компонент, выполняющий функцию инициации физической активности. “Структурное образование деятельности, содержание которого составляет отражение потребности, определяется в качестве интенционного компонента физической активности. Суть его заключается в механизме обеспечения приоритетов внутренней и внешней активности в отношении условий жизнедеятельности, который ранжирует степень значимости их изменений и обеспечивает целесообразные направления физической активности. Помимо интенционного компонента, содержанием которого является ответ на вопрос, что должно быть достигнуто, физическая активность имеет и свой операционный компонент, т.е. характеристику, каким способом можно достигнуть результата. При изменениях условий меняется и операционный состав действий.”Комков А. Г., Антипова Е. В. Формирование физической активности детей и подростков как социально - педагогическая проблема // lib.sportedu.ru/press/tpfk/2003N3/p5-8.htm Функцию стабилизации и стимулирования физической активности выполняет компонент индивидуального опыта, сохраняя и закрепляя результаты двигательной деятельности. Именно в компоненте индивидуального опыта локализуется механизм развития физической активности, ее направленного изменения на основе закрепления результатов взаимодействия с педагогом.Там же. Особое значение физическая активность имеет в молодом возрасте. Она является одним из инструментов социализации молодёжи. Для обеспечения здорового развития молодым людям необходима ежедневная физическая активность от умеренной до высокой степени интенсивности, в общей сложности, не менее 60 минут. Такая активность может предоставить молодым людям важные преимущества для их физического и умственного здоровья и участия в общественной жизни. Надлежащая практика физической активности помогает молодым людям: в развитии здоровых скелетно-мышечных тканей (то есть костей, мышц и суставов); в развитии здоровой сердечно-сосудистой системы (то есть сердца и легких); в развитии нервно-мышечного аппарата (то есть координации и контроля за движениями); в поддержании здорового веса тела.ВОЗ: Глобальная стратегия по питанию, физической активности и здоровью. Физическая активность и молодые люди / www.who.int/…/ru/index.html Физическая активность также связана с психологическими преимуществами для молодых людей, так как она помогает лучше контролировать состояния тревоги и депрессии. Участие в физически активных мероприятиях может также способствовать социальному развитию молодых людей, предоставляя им возможности для самовыражения, приобретения уверенности в себе, социального взаимодействия и интеграции. К тому же считается, что физически активные молодые люди с большей готовностью принимают другие здоровые формы поведения (например, избегают употребления табака, алкоголя и наркотиков) и демонстрируют более высокую успеваемость в школе. Несмотря на это, уровни физической активности среди молодых людей в отдельных странах и во всем мире снижаются, особенно в бедных городских районах. По оценкам, менее одной трети молодых людей активны в достаточной мере для положительного воздействия на их нынешнее и будущее здоровье и благополучие. Такое снижение уровней активности, в значительной мере, вызвано сидячим образом жизни, получающим все более широкое распространение. Так, например, дети все реже ходят в школу пешком или ездят на велосипедах, но проводят слишком много времени у телевизоров, за компьютерными играми и другими сидячими занятиями, зачастую за счет физической активности и занятий спортом. Время, отводимое в школах на занятия физкультурой и другие виды физической активности, также сокращается. Многие факторы препятствуют участию молодых людей в физически активных мероприятиях: Там же. отсутствие времени; плохая мотивация; отсутствие надлежащей поддержки и руководства; чувство неловкости или неспособности; отсутствие безопасных мест; ограниченный доступ к местам и оборудованию для физической активности; незнание преимуществ физической активности. В основе формирования физической активности молодых людей лежат потребностно - мотивировочные процессы, позволяющие индивиду не только достичь поставленных целей физического совершенствования, но и укрепить психическое и физическое здоровье, а также способствовать достижению социального благополучия и улучшения эмоционального состояния. Комков А. Г.Лубышева Л. И.Социологические основы здорового образа жизни и физической активности детей школьного возраста // lib.sportedu.ru/press/fkvot/2003N1/p40-46.htm Успех формирования у молодёжи положительного отношения к определенным видам физической активности во многом зависит от правильного взаимодействия организованного воспитания и влияния социальной среды. Повышение физической активности молодёжи является проблемой на уровне не только отдельных людей, но и всего общества. Большую роль в решении этой проблемы должна играть школа. Однако на развивающуюся личность, на процессы становления, закрепления и стимулирования её физкультурно-спортивных потребностей, на воспитание у неё интереса к двигательной деятельности в целях укрепления здоровья решающее значение имеет влияние всего ближайшего социального окружения, особенно семьи. Роль семьи в воспитании подрастающего поколения определяется независимостью ее воздействия на развитие детей, их интимностью, индивидуальностью, неповторимостью, глубоким учетом особенностей ребенка, которого родители знают значительно лучше других воспитателей . Поэтому важно, в какой степени родители сами осознают социальные функции физической культуры, имеют современные представления о здоровом образе жизни. «Понимание социально-биологического наследования оздоровительных эффектов физической культуры имеет для переориентации общественного сознания в области физической культуры особое значение, позволяя рассматривать воздействие занятий физическими упражнениями на организм не как временное, преходящее явление, а как крупномасштабное и длительное, благотворными результатами которого пользуются не только занимающийся, но и его дети, потомство». Ашмарин Б.А., Завьялов Л.К., Курамшин Ю.Ф. Педагогика физической культуры.- СПб., 1999. С. 169. Положительным моментом является активное отношение родителей к своему здоровью, личный пример в отношении физической активности. В этом плане трудности социализации возникают в случае, если ребенок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей (например, курение, алкоголь). Установлено, что физическая активность родителей, других членов семьи может влиять как на повышение, так и на снижение уровня физической активности молодых людей. Для обеспечения эффективности физического воспитания, формирования физической активности подростков и юношей, родители должны знать, какое воспитательное влияние на их детей осуществляется на уроках в школе (другом учебном заведении) и во внеурочное время. Такие знания необходимые для соблюдения преемственности и обеспечения единой педагогической линии в предъявлении требований к подростку. Семья и школа должны объединить усилия в решении задачи формирования физической активности молодёжи. Вместе с тем следует учитывать условия, возможности семьи и школы. Функции родителей в процессе формирования физической активности подростков и юношей можно сгруппировать таким образом: 1) создание необходимых материально-технических условий для занятий дома; 2) контроль и содействие соблюдению подростками режима дня, правил личной гигиены, закаливанию, выполнению утренней гимнастики и домашних заданий; 3) непосредственное участие в соревнованиях семейных команд, днях здоровья, спортивно-художественных вечерах, физкультурно-художественных праздниках, играх, развлечениях, прогулках; 4) организация соревнований и игр на спортивных площадках по месту проживания и в школе; 5) выполнение обязанностей общественных тренеров и судий. Комков А. Г.Лубышева Л. И. Социологические основы здорового образа жизни и физической активности детей школьного возраста // lib.sportedu.ru/press/fkvot/2003N1/p40-46.htm Таким образом, современные представления о физической активности основаны на том, что в ней проявляется единство человека как биологического, социального и культурного существа, она позволяет обрести самостоятельность, социальную и психическую независимость, отдыхать, развивать физические способности, достигать высоких результатов в спорте; выходит за пределы обучения и воспитания, является особым видом социальной деятельности. Успешное решение задач физического воспитания, формирования физической активности молодёжи возможно лишь при условии общих, согласованных действий учреждений образования и семьи. Заключение Социальный институт -- это система учреждений, в которых определенные люди, выбранные членами групп, получают возможность выполнять определенные общественные функции, направленные на удовлетворение индивидуальных и групповых потребностей индивидов и регулирование поведения других членов групп. Социальные институты выполняют функции: закрепления и воспроизводства общественных отношений; регулятивную; интегративную; транслирующую; коммуникативную. Семья является важнейшим институтом социализации личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Нарушение системы межличностных отношений и ценностей в семье оказывает влияние на негативное развитие личности подростка, приводя к различным личностным деформациям, к проявлениям различного рода девиаций. Современные представления о физической активности основаны на том, что в ней проявляется единство человека как биологического, социального и культурного существа, она позволяет обрести самостоятельность, социальную и психическую независимость, отдыхать, развивать физические способности, достигать высоких результатов в спорте; выходит за пределы обучения и воспитания, является особым видом социальной деятельности. Успешное решение задач физического воспитания, формирования физической активности молодёжи возможно лишь при активном участии семьи в этом процессе. Важно, чтобы модели физической активности и здорового образа жизни, приобретенные в детстве и подростковом возрасте, сохранялись на протяжении всей дальнейшей жизни. Для будущего здоровья всех людей необходимо улучшение уровней физической активности среди молодых людей. Список литературы 1. ВОЗ: Глобальная стратегия по питанию, физической активности и здоровью. Физическая активность и молодые люди / www.who.int/…/ru/index.html 2. Концепция федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" //lib.sportedu.ru/press/tpfk/2001N4/p2-8.htm 3. Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» . 4. Андреев Ю.П., Коржевская Н.М., Костина Н.Б. Социальные институты: содержание, функции, структура / Ю. П.Андреев, Н. М. Коржевская, Н. Б. Костина. - Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989. - 83 с. 5. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 452 с. 6. Антонов А. И., Медков А. В. Социология семьи / А. И. Антонов, А. В. Медков. - М.: Изд-во Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 2006. - 304с. 7. Ашмарин Б.А., Завьялов Л.К., Курамшин Ю.Ф. Педагогика физической культуры / Б.А. Ашмарин, Л. К.Завьялов, Ю. Ф. Курамшин. - СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина.- 1999.- 353 с. 8. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи/ В. К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -1996. - № 1. С. 24-25. 9. Беличева С.А. Основы превентивной психологии/ С. А. Беличева. -М.: Редакионно-издательский центр Консорциума "Социальное здоровье России", 2004. - 218 с. 10. Горяева Н. Социализация молодежи / Н. Горяева// Аспирант и соискатель. - 2006. - №2. С. 62 - 64. 11.Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод и назначение / Э.Дюркгейм //www.ecsocman.edu.ru/db/msg/78297 12. Ильин Е.П. Психология физического воспитания: Учеб. пос./ Е. П. Ильин. - СПб.: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.- 486 с. 13. Караев А. М. Социализация молодежи: Методологические аспекты исследования /А.М. Караев// Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2005. - №3. С. 124-128. 14. Ковалева А. И. Социализация / А. И. Ковалёва // Знание. Понимание. Умение. Электронный журнал -- 2004. -- № 1. 15. Комков А. Г., Антипова Е. В. Формирование физической активности детей и подростков как социально - педагогическая проблема /А.Г.Комков, Е.В.Антипова / lib.sportedu.ru/press/tpfk/2003N3/p5-8.htm 16. Комков А. Г., Лубышева Л. И. Социологические основы здорового образа жизни и физической активности детей школьного возраста // lib.sportedu.ru/press/fkvot/2003N1/p40-46.htm 17. Кон И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - с.296 18. Кравченко А. И. Социология девиантности / А. И. Кравченко. - М.: Логос , 2004. - 418 с. 19. Криворученко В. К. Социализация молодого поколения в условиях развития с.демократии и гражданского общества в современной России / В. К. Криворученко // Электронный журнал « Знание. Понимание. Умение». -- 2008. -- № 3 - Социология. 20. Лейман И.И. Наука как социальный институт / И. И. Лейман - Л.: Наука. Ленингр. отд., 1971.- 177 с. 21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1995. 247 с. 22. Лимаренко А. П. Методологические основы социологии / А. П. Лимаренко. - М.: Наука, 1997. 23. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. - М.: Медицина и здоровье, 2002. - 361 с. 24. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пос./ Л. И. Лубышева. - М.: Издат. центр "Академия", 2001. - 240 с. 25. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики/ М. С. Мацковский. - М.: Лад , 2004. - 374 с. 26. Мудрик А. В. Социализация индивида / А. В. Мудрик. - М.: Академия, 2007. - 295 с. 27. Николаев Ю. М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный аспекты / Ю. М. Николаев. - СПб.: Питер, 2000. - 386 с. 28. Новикова С. С. Социология: история, основы, институционализация в России С. С. Новикова. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 412 с. 29. Орлова В. В. Социализация молодежи / В. В. Орлова. - Ростов - н/Д: Феникс, 2005. - 429 с. 30. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология / А. А. Радугин, К. А.Радугин. - М.: Век, 2002. 452 с. 31. Реан А. А. Развитие и социализация личности в семье / А. А. Реан // www.narcom.ru/parents/parents/20.html 32. Семья и молодёжь: Профилактика отклоняющегося поведения / Под ред. И.И. Осипова. - Минск, 1999. - 317 с. 33. Смелзер Н. Социализация //scepsis.ru/library/id_586.html 34. Современная семья: социальные, правовые, психолого-педагогические аспекты проблемы / Под ред. Е. Н. Иваньковской. - Пермь, 2004. - 316с. 35. Социальные и биологические основы физической культуры / Под ред. Д. Н. Давиденко. - СПб.: Лань, 2001. - 419 с. 36. Социология молодёжи / Под ред. А. М. Марычевой. - Ростов - н/Д: Феникс, 2007. - 471 с. 37. Столяров В. И., Быховская И. М., Лубышева Л. И. Концепция физической культуры и физического воспитания (инновационный подход) / В. И.Столяров, И. М.Быховская, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1998, - № 5. С.11 - 15. 38. Топилина Е.С.Особенности социализации молодого поколения в современной России / Е.С.Топилина // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2006. - №3 С. 73 - 79. 39. Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений / С. С. Фролов. - М.: Логос, 1996. - 360 с. 40. Харчев А. Г., Мацковский М. С. Современная семья и её проблемы / А. Г. Харчев, М. С. Мацковский. - М.: Наука, 1989. - 368 с. 41. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии / Я. Щепаньский - М.: Просвещение, 1960. - 285 с. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |