|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Гендерный подход в социологииГендерный подход в социологии14 Гендерный подход в социологии Современная социальная наука различает понятия пол и гендер. Пол является одним из универсальных биологических отличий между мужчинами и женщинами и представляет собой анатомическую и физиологическую данность, то есть совокупность биологических признаков, которые являются предпосылкой отнесения индивида к биологическому полу, мужскому или женскому. Многие исследователи считают, что единственное четкое и значимое биологическое различие между мужчинами и женщинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства. Но помимо биологических отличий между мужчинами и женщинами существует множество различий, которые обуславливаются причинами, не являющимися биологическими по своей природе, то есть существует определенное разделение социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и психологических характеристиках индивидов. Для того чтобы более четко очертить различия между биологической, природной определенностью различий между мужчинами и женщинами, и специфическим набором социальных и культурных характеристик мужчин и женщин, определяющих их поведение, был введен термин гендер. Введение термина гендер позволяет, в самом общем смысле, разграничить два понятия - биологический и социальный пол. Гендер (от англ. gender, от лат. genus “род”) определяет понятие пола, как социальной конструкции, которая надстраивается над физиологической реальностью. Одним из убедительных доказательств социального конструирования гендера послужили исследования ученых, которые наблюдали, насколько по-разному в изучаемых ими обществах определялись роли матери и отца, позиции мужчин и женщин в общественной иерархии. Те качества, которые традиционно принято считать женственными, такие, как пассивность, отзывчивость, любовь и нежность к детям, могли выступать как образцы мужского поведения и характера в одном племени, или же вообще отвергаться в другом племени как большинством женщин, так и большинством мужчин. Многие последующие исследования показали, что представления о традиционно мужском и традиционно женском переменчивы даже в ходе развития истории одного и того же общества. Данные исследования поставили под сомнение многовековую практику упрощенного объяснения традиционных аспектов поведения принадлежностью к биологическому полу. Важно отметить, что кроме биологического и социального аспектов на гендер оказывает влияние культурный аспект. В самом широком смысле культура - это то, что создано человеком в процессе познания и упорядочения своих знаний о мире, то, что в первую очередь, отличает человека от животного. Культура объединяет в себе следующие составляющие - «язык, обычаи, образ жизни, нормы поведения, убеждения, знания, ценности, и символическое восприятие (отображение) мира в мифах и искусстве». По мнению О. Ворониной в человеческом менталитете мужское и женское существуют как элементы следующих культурно-символических рядов: мужское - рациональное - духовное - божественное - ... - культурное; женское - чувственное - телесное - греховное - ... - природное. В отличие от биологического аспекта пола в социальном и культурно-символических аспектах содержатся неявные ценностные ориентации и установки, сформированные таким образом, что все, определяемое как «мужское» или отождествляемое с ним, считается позитивным, значимым и доминирующим, а определяемое как «женское» -- негативным, вторичным и подчиненным. Многие, не связанные с полом понятия в нашей повседневной жизни отождествляются с «мужским» или «женским», то есть приобретают специфическую «половую», гендерную окраску. В целях более четкого разграничения культурно-символического смысла «женского» и «мужского» введены термины «феминный» (женский) и «маскулинный» (мужской). Введение новых терминов позволило стереть биологические черты противостояния мужского и женского и, соответственно, сконцентрировать внимание на раскрытии внутренних механизмов формирования различных культур с точки зрения гендера. Социальная стратификация и гендер. В гендерной науке процесс конструирования гендерных различий принято связывать с процессом социализации. Социализация (от лат. socialis - общественный), это процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на личность, например, воспитание, так и стихийные процессы, влияющие на ее формирование. Основными институтами и агентами социализации являются семья, школа, группа сверстников, окружение, в которое входят соседи, знакомые, родители друзей и т.д., а также средства массовой информации. В целом это та среда, в которой происходит процесс усвоения, восприятия и воспроизведения соответствующих культурно-нормативных стандартов. В частности в ходе полоролевой или, как сейчас принято называть, гендерной социализации происходит процесс формирования мужской или женской гендерной идентичности (identity- осознание себя) в соответствии с принятыми в обществе культурными нормами. Различные аспекты социализации изучаются психологией, социальной психологией, социологией, историей и этнографией и педагогикой. Гендерная идентичность - осознание себя связанным с определениями мужественности и женственности, действующими в данной культуре. Идентифицировать (осознать) себя как мужчину или женщину - это значит принять те психологические качества и модели поведения, которые данное общество приписывает и предписывает людям в зависимости от их биологического пола. С точки зрения социальной психологии существуют две основные причины, в силу которых индивиды стараются соответствовать гендерным нормам - это нормативное и информационное давление. Сущность нормативного давления заключается в том, что человек вынужден подстраиваться под общественные или групповые нормы таким образом, чтобы общество не отвергло его. Иногда общество может жестоко наказывать за отказ следовать устоявшимся, традиционным гендерным ролям. Примеров этому множество: суд в Саудовской Аравии приговорил 19-летнюю девушку к 200 ударам плетьми и шестимесячному заключению в тюрьме за нахождение в машине с мужчиной, не являвшимся ее родственником. В большинстве арабских стран ислам не поощряет стремление женщин Востока к получению образования и участия в общественно-полезном труде. Круг интересов женщин ограничивается семьей и домом. Многие вынуждены безоговорочно прислуживать сначала отцам, потом супругам, а за малейшее непослушание терпеть физическое насилие. А совершивший «преступление против чести» будет расплачиваться за него кровью. Процесс нормативного давления на личность, принуждение следовать традиционным гендерным ролям особенно жестко происходит в обществах, где отсутствуют элементарные демократические нормы и признание равенства полов в развитии. Гендерные (половые) роли - это социальные ожидания, вытекающие из понятий, окружающих гендер, а также поведение в виде речи, манер, платья и жестов. Мужские и женские идеи признаются взаимоисключающими, и в некоторых обществах ролевые поведения могут быть поляризованы: пассивность - женская роль, а активность - мужская. Предписания относительно поведения, связанного с гендерными ролями, особенно очевидны в половом разделении труда на мужской и женский. Важно отличать гендерные роли от гендерных стереотипов, т.к. гендерные стереотипы - это cформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины, а не ожидаемый набор образцов поведения для мужчин и женщин. Информационное давление, в свою очередь, также оказывает влияние на личность индивида, поскольку, расширяя свои знания о себе и мире, стремясь разобраться, какой позиции следует придерживаться в определенных социальных вопросах, люди в большей степени опираются не на собственный опыт, а на информацию, которую они получают от окружающих. В первую очередь это относится к гендерным ролям. Социальное окружение, в котором существуют мужчины и женщины, а также средства массовой информации, постоянно подчеркивают, насколько велика разница между мужчинами и женщинами. Идет процесс навязывания вывода, что эти различия «природны», «естественны», неизменны, что все так и есть на самом деле, и люди следуют этим предписаниям и ожиданиям. Гендер находится под постоянным влиянием как культурных норм, так и социальной информации. Специалисты в области психологии развития используют термин «дифференциальная социализация», чтобы подчеркнуть, что усвоение гендерных ролей мальчиками и девочками происходит по различным сценариям. Процесс дифференциальной социализации зачастую происходит задолго до рождения ребенка. От знания того, кто родится мальчик или девочка, во многом зависит поведение родителей и окружающих: как будет назван ребенок, какая ему одежда и игрушки необходимы. На каждом этапе воспитания ребенка, а далее на протяжении всей жизни происходит процесс закрепления «мужских» и «женских» норм поведения и стереотипов. Необходимо отметить, что процесс восприятия, усвоения и воспроизведения существующей культурной данности в ходе гендерной социализации сначала происходит на уровне подражания. По мере осознания себя и осмысления окружающей действительности социальное поведение индивида может соответствовать ожидаемым социальным нормам, даже если это противоречит его внутреннему восприятию. Такой тип поведения, строящийся на подчинении традиционным гендерным ролям при определенном внутреннем сопротивлении им, социальные психологи называют уступчивым. Существует также тип поведения, когда человек полностью согласен с устоявшимися в обществе гендерными ролями и соответствующими нормами и стандартами. Такой тип поведения называется одобрением, или интериоризацией. Третий тип поведения - это идентификация, когда происходит простой процесс повторения ролей в силу желания быть похожими на мужчин, либо на женщин. Существует достаточно большое количество факторов, которые оказывают влияние на гендерно-ролевую социализацию индивида. К специальным культурным приемам, содействующим закреплению «мужской» и «женской» идентичностей, относятся образование, общественное мнение, произведения литературы и искусства, реклама, средства массовой информации, телевидение и т.д. Весь этот арсенал средств направлен на воспроизводство традиционных представлений о ролях мужчин и женщин, и тем самым происходит поддержание и воспроизводство этих норм. В основе традиционных представлений о ролях мужчин и женщин лежит утверждение о том, что их социальное поведение обуславливается биологическими различиями. Знаменитый психоаналитик Зигмунд Фрейд утверждал, что «анатомия - это судьба». Воспитание мальчиков традиционно носит агрессивный характер, поскольку мужчина должен быть сильнее, энергичнее и агрессивнее женщины. Мужчинам отводится роль творцов истории и культуры. Девочкам с детства предлагается роль будущей матери, которая не должна иметь личных интересов, а должна посвятить свою жизнь семье - мужу и детям. С юного возраста девочкам прививается мысль об их некой неполноценности, внушается идея о пожизненной зависимости от мужчины. Девочки воспитываются как физически, так и психологически беззащитными, что становится благоприятным фактором принятия насилия над собой. Женщинам отводится роль домашних хозяек, которым доверено заниматься домашним трудом и воспитанием детей. Такой биологически определенный (детерминированный) подход к мужским и женским ролям сегодня подвергается критике со стороны сторонников идеи социального конструирования гендера. Следует заметить, что биологический детерминизм оправдывает природной данностью не только существование гендерного неравенства, но и неравенство, которое веками складывалось между различными социальными группами. В частности, цвет кожи или происхождение в различных обществах предопределяло принадлежность человека к определенной социальной группе - царь, раб, представитель определенного клана, касты и т.д. Наиболее универсальной моделью стратификации, которая присуща любому обществу, является гендерная стратификация, когда иерархия складывается в соответствии с принадлежностью к полу и всегда в пользу мужчин. Основные понятия теории конструирования гендера. Биологический детерминизм, как подход в понимании отношений между полами, подвергся серьезной критике сторонниками социального конструирования гендера, которые утверждают, что воспитание разных навыков и психологических качеств у девочек и мальчиков в ходе социализации, разделение труда между женщинами и мужчинами, принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы представляют собой процесс конструирования гендерных различий. Биологический детерминизм представляет собой подход, согласно которому отношения, складывающиеся между полами в обществе, рассматриваются как производные принадлежности к биологическому полу. Таким образом, закрепляется внеисторизм и эссенциализм (сущностная неизменность) сложившихся отношений между полами и вообще, социальными группами, различающимися по биологическим признакам. Богу - богово, человеку - человеческое, негру - рабство, белому - президентское кресло. Природа человека, с этой точки зрения, двойственна - все на свете делится на «мужское» и «женское». Гендер присутствует, конструируется и воспроизводится во всех социальных процессах, которые оказывают влияние на мужчин и женщин. В теории социального конструирования гендера различают три ключевых понятия: пол, принадлежность к полу и гендер. До начала 1970-х годов существовало сравнительно четкое представление о том, что пол - это анатомически и физиологически неизменная величина (константа), приписанный индивиду статус. Гендер же рассматривался феминистскими исследовательницами как «достигаемый статус, конструируемый психологическими, культурными и социальными средствами». Однако, то обстоятельство, что гендерная идентификация личности происходит в раннем детстве, уже к 5 годам жизни (а К. Миллер говорит даже о возрасте 18 месяцев), а в дальнейшем происходит процесс лишь ее укрепления и обогащения накапливаемым опытом, ставит под сомнение тезис о том, что гендер является достигаемым статусом. Другими аргументами против восприятия пола, как врожденной анатомической константы, стали такие явления как гомосексуализм, транссексуализм, а также возникновение и осмысление новейших биологических открытий. Те же процессы переосмысления происходят и в развитии социальных и гуманитарных наук. Явления, которые еще в недавнем прошлом рассматривались как антисоциальные, в современном понимании выступают как проявления многообразия социальных норм поведения. Вывод заключается в том, что выявленные биологической наукой различия в наборе хромосом у мужчин и женщин, которые проявляются в период половой зрелости и в репродуктивной сфере, вряд ли также могут послужить сильным аргументом в пользу оправдания различий в социальных позициях женщин и мужчин. Первая попытка разграничить понятия пол и гендер была сделана психологом Робертом Столлером в 1968 году, профессором Калифорнийского университета. Изучение проблем транссексуалов натолкнуло его на вывод о том, что легче хирургическим путем поменять пол транссексуала, чем его гендерную идентичность. Появление новых открытий в науке вкупе с их теоретическим осмыслением, приводит исследователей к выводу, что пол - это совокупность биологических признаков, которые являются лишь предпосылкой отнесения индивида к определенному биологическому полу, что «не только роли, но и сама принадлежность к полу приписывается индивидам в процессе взаимодействия». По мнению Е. Гоффмана, универсальными инструментами идентификации пола человека являются внешний вид, голос, почерк, однако, практика показывает, что не существует таких признаков внешности, которые однозначно свидетельствовали бы о принадлежности к тому или иному полу. Черты лица, волосяной покров, размеры конечностей, голос, одежда, украшения, прическа не могут сегодня однозначно служить половыми идентификациями. При условии возникновения проблем идентификации пола возникает коммуникационный сбой, если же пол известен, то коммуникация работает, и этот процесс идентификации пола происходит в ходе повседневного взаимодействия и определяется культурным контекстом. Таким образом, «гендер - с точки зрения теории социального конструирования - это система межличностного взаимодействия, посредством которого создается, утверждается, подтверждается и воспроизводится представление о мужском и женском, как базовых категориях социального порядка». Социальный порядок предполагает социальное воспроизводство «мужского» и «женского». Но как только происходит нарушение этого устоявшегося порядка и общепринятых норм, инициатор этого нарушения оказывается в ситуации гендерной проблемы. «Нетипичное» поведение начинает противоречить общепринятым нормам, а его автор может оказаться непонятым обществом. Социальный порядок в настоящее время устроен таким образом, что принадлежность к тому или иному полу содержит в себе элементы иерархии и власти, в соответствии с которыми мужчины считаются существами более высокого ранга по отношению к женщинам. Согласно этой иерархии те задачи, функции и ценности, которые принадлежат мужчинам, гораздо выше по значению, чем те, которые относятся к женщинам. В обществе четко прослеживаются элементы гендерной асимметрии - то есть проявления неравенства в социальном статусе женщин и мужчин, которые обнаруживаются в различных сферах. При рассмотрении гендера как постоянно создаваемого взаимодействия особое внимание необходимо уделить средствам, при помощи которых происходит процесс воспроизводства обществом гендерного неравенства. Предметом исследования сторонников теории социального конструирования гендера становятся разные сферы социальной жизни - общественная и частная. Общественная сфера условно подразделяется специалистами на политическую, экономическую и символическую. В каждой из этих сфер происходит процесс создания и воспроизводства отношений между полами. В политической сфере четко просматриваются элементы гендерной асимметрии, поскольку женщины лишены полноправного участия в политической жизни общества. По данным мировой статистики на долю женщин в среднем приходится лишь 10 % мест в парламентах мира и 6 % в национальных правительствах. Это притом, что женщины составляют более половины населения планеты. Неравное положение женщин в политике по сравнению с мужчинами возникает не только потому, что женщины больше загружены в быту и семье, лишены достаточных средств для проведения избирательных кампаний или не видят социальной несправедливости в своем низком политическом статусе. Это происходит еще и потому, что в процессе социализации за женщиной прочно и труднопреодолимо закрепляется роль «матери», «труженицы» и «хранительницы семейного очага». С точки зрения теории конструирования гендера, важно изучение влияния имиджей политического лидера-мужчины и политического лидера-женщины. Проблема политического лидерства женщин требует серьезного изучения, общество очень трудно преодолевает существующие гендерные стереотипы и трудно свыкается с возникновением женского лидерства в политике. В экономической сфере процесс гендерной стратификации привел к возникновению глубокой гендерной асимметрии, которая проявляется в воспроизводстве неравных возможностей для мужчин и женщин в сфере труда и занятости, замешанных на неприкрытой дискриминации женщин. В экономике, на рынке труда четко прослеживается деление на мужские и женские сферы занятости. Исходя из сложившейся ситуации, исследователи делают вывод, что «стереотипы о способностях женщин и их ролевых функциях в жизни мешают женщинам продвигаться как в нетрадиционных, так и традиционных сферах занятости». Профессиональный статус женщин во всех сферах экономики гораздо ниже, чем у мужчин, соответственно, это ведет к медленному карьерному росту и низкому профессиональному статусу. Другой аспект проблемы состоит в том, что уровень безработицы среди женщин намного выше, чем среди мужчин. Женщины - первые кандидаты на увольнение в случае различных кризисов, а при найме на работу преимущество явно отдается мужчинам. Другим показателем существующего положения женщин на рынке труда является низкая оплата труда женщин; при этом за одну и ту же работу женщины получают только часть заработка мужчин. Нарушение принципа равной оплаты за равный труд наблюдается повсеместно. Кроме того, происходит заметный процесс вытеснения женщин с высокооплачиваемых, перспективных должностей. Особое место в общественной сфере социальной жизни принадлежит средствам массовой информации, которые не только постоянно воспроизводят гендерные образцы, но активно их усиливают, чем усугубляют и без того болезненные проблемы гендерного порядка. Современные СМИ сосредоточились на акцентировании внимания на символике, которая относится к тому или иному полу. Создается целый ряд образов, которые навязывают возможный выбор для мужчин и женщин. Это «супермужчины и суперженщины, феминистки и традиционные женщины». В разных обществах средствами массовой информации муссируются образы мужчины и женщины в соответствии с социальным заказом, установкой, которая формируется на уровне государственной власти. Как уже отмечалось, в этом процессе важен уровень развития демократических институтов и уровень развития и восприятия гендерной культуры общества. Частная сфера представляет собой еще одну сферу конструирования гендерных отношений, едва ли не ключевую, которая охватывает семью и весь спектр отношений, связанных с этим социальным институтом. Сюда относится вся совокупность межличностных отношений, которые возникают в родственном окружении человека. Именно дом и семья рассматриваются сторонниками теории конструирования гендера и как источник определенного женского опыта, и как «источник подавления женщины», где наиболее активно протекает процесс вытеснения женщин в домашний мир. Все, что связано с понятием домашнего мира, оказывающим влияние на воспроизводство гендерных стереотипов, требует серьезного анализа для определения путей выхода из замкнутого круга традиционной гендерной социализации, прочно замешанной на патриархатных установках в отношении гендерных ролей. Заключение Существование неравенства и наличие социальной несправедливости в отношениях между полами послужило стимулом для формирования нового теоретического подхода, в рамках которого существование полоролевых стереотипов и соответствующих им отношений ставятся по сомнение. Перед новыми силами феминистского движения конца 1980-х годов возникла новая задача - задача деконструкции гендерных отношений. Признание того, что гендерные отношения в обществе социально сконструированы, наводит на вывод, что, следовательно, возможна их перестройка. Это означает, что есть надежда деконструировать сложившиеся отношения властного взаимодействия, и, что социальный порядок будущего может и должен быть основан на гендерном равенстве. Деконструкция гендера не означает исчезновение различий между мужчинами и женщинами. Результатом деконструкции будет создание безгендерного общества, в котором исчезнут иерархические, статусные различия и будут обеспечены равные возможности человеческого развития. Литература 1.Хрестоматия феминистских текстов: Переводы. Под ред. Е. Здравомысловой и А.Темкиной. СПб. 2000 2Шведова Н.А. Просто о сложном: гендерное просвещение. МГЦИ. М., 2002. 3Социальное конструирование гендера: феминистская теория //Введение в гендерные исследования. Ч. 1: Учебное пособие /Под ред. И. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001 4Уэст К., Циммерман Д. Создание гендера. /пер с англ. Е. Здравомысловой //Гендерные тетради: Труды Санкт-Петербургского филиала Института социологии РАН. Вып.1. СПб, 1997. 5Социальное конструирование гендера: феминистская теория //Введение в гендерные исследования. Ч. 1: Учебное пособие /Под ред. И. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001 6Е.А. Здравомыслова, Ф.Ф.Темкина. Социальное конструирование гендера. МЦГИ, 1999 7Социальное конструирование гендера: феминистская теория //Введение в гендерные исследования. Ч. 1: Учебное пособие /Под ред. И. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001 8Воронина О.А. Гендерная экспертиза законодательства Российской Федерации о СМИ. МЦГИ, 2001. 9Воронина О.А. Универсализм и релятивизм культуры в конструировании гендерной системы. Учебник. Основы гендерных исследований. МГЦИ. М., 2001. 10Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социальное конструирование гендера// Возможности использования качественной методологии в гендерных исследованиях. МЦГИ, 2001. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |