|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Информатизация общества как глобальный социально-экономический процессИнформатизация общества как глобальный социально-экономический процесс4 Информатизация общества как глобальный социально - экономический процессСовременный период развития цивилизованного общества по праву называют этапом информатизации. Современное материальное производство и другие сферы деятельности все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информации. Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и общества в целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для связи и передачи информации. Появление и развитие компьютеров - это необходимая составляющая процесса информатизации общества.Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. Этот термин все настойчивее вытесняет широко используемый до недавнего времени термин "компьютеризация общества". При внешней похожести этих понятий они имеют существенное различие.При компьютеризации общества основное внимание уделяется развитию и внедрению технической базы компьютеров, обеспечивающих оперативное получение результатов переработки информации и ее накопление. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности. Таким образом, "информатизация общества" является более широким понятием, чем "компьютеризация общества", и направлена на скорейшее овладение информацией для удовлетворения своих потребностей. В понятии "информатизация общества" акцент надо делать не столько на технических средствах, сколько на сущности и цели социально-технического прогресса. Россия находится в самом начале формирования информационного общества, однако жизнь уже очень серьёзно изменилась по сравнению с тем, что было 20 или даже 10 лет тому назад. Причём, речь здесь идёт в данном случае не об изменениях социально-политического характера. Резко возросло количество людей, занятых в секторе информации (производство, хранение, передача данных). Производство материальных благ становится всё более информационно-ёмким. В себестоимости продукции всё большую долю составляют информационные и маркетинговые затраты (Акинин, 2003, С.16). Теперь работники и не только высшего звена, заняты решением относительно сложных творческих задач, зачастую не поддающихся формализации: разработкой перспективных планов на основе интуитивного прогнозирования, аккумуляцией накопленного опыта, решением стратегических задач. Информационные технологии всё шире проникают в нашу жизнь на бытовом уровне (начиная с повального увлечения детей компьютерными играми). Информатизация способствуют расширению прямых и обратных связей между государством и гражданским обществом, активизирует участие различных групп и слоев населения в управлении страной, ее регионами, местными сообществами, поднимает на требуемый уровень сбор, обработку и анализ информации о состоянии дел как в целом, так и по отдельным направлениям развития государства, поступающей во властные структуры. Информатизация способствует рационализации всего государственного аппарата, поиску и отбору наиболее эффективных форм и методов его деятельности. Обеспечение устойчивого социально-экономического развития страны требует перехода России к информационному обществу. Глобальный характер этого процесса предопределяет неизбежность вхождения нашей страны в мировое информационное сообщество (Зайцева, 2004, С.15). Только использование материальных и духовных благ информационного общества может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности. К характерным чертам и признакам информационного общества следует отнести: · создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах; · становление и в последующем доминирование в экономике новых технологических укладов, базирующихся на массовом использовании инфоммуникационных технологий и ведущих к появлению новых форм социальной и экономической деятельности (дистанционное образование, телеработа, телемедицина, электронная торговля, электронная демократия и др.); · создание и развитие рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала, переход информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития и превращение информации в товар; · повышение уровня профессионального и общекультурного развития за счет совершенствования системы образования и расширения возможностей систем информационного обмена на международном, национальном и региональном уровнях, повышение роли квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик услуг труда; · создание эффективной системы обеспечения прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия демократического развития, улучшение взаимодействия населения с органами власти. Есть три главные составляющие движения к информационному обществу в России, три его базовые предпосылки: · 1) формирование российской информационно-коммуникационной инфраструктуры и ее основы - телекоммуникационных сетей и систем; · 2) развитие средств вычислительной техники, программного обеспечения, информационных и компьютерных технологий; · 3) развитие информатизации как процесса широкомасштабного использования информации во всех сферах социально-экономической, политической и культурной жизни общества с целью эффективного удовлетворения потребностей граждан, организаций и государства в информационных продуктах и услугах. Социальная направленность информатизации, выражается, прежде всего, в предоставлении гражданам страны возможностей реализовать свои конституционные права на доступ к открытым информационным ресурсам, в достоверном информировании российской и международной общественности о социально значимых событиях российской и международной жизни, в развитии индустрии и инфраструктуры информационных, компьютерных и телекоммуникационных услуг. Это диктует необходимость конвергенции, тесного взаимодействия всех трех составляющих процессов информатизации. Несмотря на достаточно высокие темпы развития информатизации в отдельных областях социально-трудовой сферы Российской Федерации ее современное состояние в целом характеризуются наличием ряда актуальных проблем (Болотов, 2001, С.65-66): ?недостаточное финансирование мероприятий по информатизации в социально-трудовой сфере; ?невысокий приоритет и статус информатизации в социально-трудовой сфере и, как следствие, остаточный принцип финансирования; ?неравномерное развитие информатизации социально-трудовой сферы в отраслевом и региональном разрезе; ?недостаточный уровень подготовки в области информатизации кадров, участвующих в государственном управлении социально-трудовой сферой; ?несовершенная нормативно-правовая и методологическая база в области информатизации в социально-трудовой сфере. Перечисленные выше проблемы снижают эффективность расходования бюджетных средств, затрудняют управление социально-трудовой сферой, препятствуют ее эффективному функционированию и требуют решения в рамках мер по информатизации социально-трудовой сферы. Под информатизацией социально-трудовой сферы понимается процесс создания организационных, социально-экономических и научно-технических условий для удовлетворения и реализации информационных потребностей и прав граждан, субъектов управления социально-трудовой сферой, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений при разработке и реализации государственной политики в социально-трудовой сфере на основе формирования и использования информационных ресурсов и технологий. Процесс информатизации современного общества носит настольно бурный характер, что невозможно назвать ни одну сферу человеческой деятельности, которую бы он не затронул самым серьёзным образом. Переход от индустриального общества к информационному заставляет совершенно по-новому подходить к решению задач в различных отраслях. (Иноземцев, 1998, С.12) В том числе, пожалуй, в первую очередь, это относится ко всему, что связано с современной экономикой. Литература1. Акинин П.В. Минаков В.Ф. Современное состояние региональных информационных ресурсов // Новая экономика: Сущность, проблемы, достижения. Информационные ресурсы: материалы международной научной конференции (Ставрополь - Санкт-Петербург - Хельсинки - Стокгольм) - Ставрополь, 2003. 2. Иноземцев В. Структурирование общественного производства в системе постиндустриальных координат // Российский экономический журнал, 1998, №11. 3. Болотов Э., Шумаев В. Проблемы информатизации // Экономист, 2001, №2. - 4. Зайцева Т.К. Социально-экономическое развитие региона в условиях глобализации (на материалах Ставропольского края). Дисс. На соискание уч. Степени канд. экон. наук. Ставрополь, 2004. |
РЕКЛАМА
|
|||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |