|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
|||||||||
МЕНЮ
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Методы профилактики наркомании и токсикомании в условиях общеобразовательной школыМетоды профилактики наркомании и токсикомании в условиях общеобразовательной школыВведение Многие человеческие пороки формируются в столь невинном возрасте. Причины по которым подросток становиться наркоманом, практически идентичны тем, по которым человек вообще обзаводиться психологической зависимостью. Уязвимость, нетерпение, прессинг гоняет его на поиски утешительных иллюзий. За последнее время наркомания в России выросла почти в десять раз. Особую опасность обеспокоенность вызывает распространение наркомании среди подростков. Наркомания среди подростков увеличивает рост уголовных проявлений по нескольким направлениям, в основе которых лежит растущее число преступлений, совершаемых наркоманами в целях добычи денег для оплаты наркотиков. Проблему наркомании рассматривают не только медицинские учреждения, но и ученые педагоги М.И Васильков, Н.А Ситаров, Ю.В.Василькова, Коробкина, А.В Мудрик, Мустаева Ф.А. М.В.Шакурова. В своей курсовой работе мы рассмотрим негативные воздействия различных психоактивных веществ на подростка, а также методы проведения профилактической работы по преодолению наркомании, токсикомании. Поэтому, мы считаем выбранную тему нами актуальной. Объект исследования: рассмотреть систему профилактики наркомании и токсикомании. Цель исследования: исследовать и выявить основные проблемы методы профилактики наркомании и токсикомании в условиях общеобразовательной школы. Предмет исследования: рассмотреть методы и технологии профилактики наркомании и токсикомании в условиях общеобразовательной школы. Гипотеза: профилактика наркомании будет эффективнее если: 1.Проведение диагностического исследования своевременно учащихся; 2.Системный и программно целевой подход; 3.Активное внимание родителей; 4.Организация содержания досуга; Задачи исследования: 1.Изучить теоретические основы наркомании и токсикомании; 2.Выявить методы, технологии профилактики наркомании и токсикомании; 3.Провести диагностическое исследование; 4.Обобщить опыт общеобразовательной школы; 5.Разработать метод и рекомендации родителям; Методы исследования: - Анализ научной литературы; - Сравнение; - Классификация методов; - Анкетирование; - Тестирование; База исследования: п.Целина х.Свободный МОУ Майская ООШ № 10 Структура курсовой работы состоит из: введения, двух глав включающих шесть параграфов, заключение, список литературы. 1 глава. Теоретические основы профилактики наркомании и токсикомании в условиях общеобразовательной школы 1.1 Понятия, причины, последствия наркомании и токсикомании В современных исследованиях среди основных причин, способствующих преимущественной наркотизации именно несовершеннолетних и молодежи, выделяют факторы социальные( в том числе микросоциальные), психологические и биологические [1;55]. К социальным факторам относят особенности современной социально- политической и экономической ситуации в стране, доступность нарковещества, «моду» на него, степень грозящей ответственности, влияние группы сверстников, потребляющих наркотики [2;80]. Психологические факторы включают привлекательность возникающих ощущений, желание получать удовольствие и одновременно- страх из-за возможности причинить вред своему здоровью. Но главный психологический фактор, обуславливающий легкость и быстроту приобщения к потреблению наркотика- это тип акцентуации характера. Наиболее подвержены наркотизации гипертимные, авантюрные, не выносящие регламентации подростки, а также циклоидные, лабильные и эпилептоидные- со злобно-тоскливым, весьма неустойчивым типом характера и психопатией[7;101]. Среди биологических факторов приобщения к наркомании особо выделяют следующие: индивидуальную устойчивость к данному наркотику; отягощенную алкоголизмом наследственность; органическое поражение головного мозга; хронические заболевания печени и почек с нарушением функций[13;99]. Но важнейшим из биологических факторов является природа того, вещества, которым злоупотребляет подросток или молодой человек. Возрастные психологические особенности подросткового периода ускоряют формирование желание употреблять наркотические средства. Чем раньше родители и педагоги обнаружат у подростка признаки его причастности к потреблению наркотиков или токсических веществ, тем больше надежды на его избавление от наркотика. Поэтому необходимо располагать сведениями о « портрете» молодого наркомана[ 4;63 ]. По своему психологическому тонусу он расхлябан, развинчен, не способен к длительному волевому усилию, не в состоянии более или менее долго фиксировать свое внимание, заняться всерьез каким-либо одним предметом, к которому им же раньше был проявлен интерес. В результате приема наркотиков интересы наркоманов, как правило, бедны и ограничиваются удовлетворением возникающих влечений в области низших эмоций. Ранняя наркотизация нарушает процесс гармонического развития личности, отрицательно сказывается на физическом, психическом и интеллектуальном здоровье подростков. У них значительно замедляется темп умственных операций. Падает уровень моральных норм, снижается нравственность. Характерна бедность эмоций, высокая внушаемость, отсутствие творческих способностей[ 5;23]. Формируется потребительская психология, общая эгоцентрическая ориентация. Наркотики оказывают неблагоприятное воздействие на половую сферу подростка, понижая потенцию, плодовитость, а иногда вызывают непомерное усиление полового чувства, что чаще всего проявляется в половой распущенности. Наркозависимость у несовершеннолетних формируется гораздо быстрее, чем у взрослых, и проявляется в тяжелом протекании абстиненции даже при потреблении небольших доз наркотика[16;58]. Все эти явления происходят параллельно с дезадаптацией и аморализацией подростка, поэтому он часто оказывается не только субъектом, но и объектом противоправного поведения. Последнее в полной мере касается и взрослых людей, пристрастивших к наркотикам[14;33]. Что происходит с человеком любого возраста после того, как он уже не в силах преодолеть тягу к интоксиканту и должен для удовлетворения этой потребности непрерывно повышать дозу принимаемого зелья [14;59]? Если касается опиатов, в частности самого опасного из них- героина, в потребление которого в последние годы втягивается все больше подростков, то последствия плачевны. Пройдя начальную стадию эйфории , наркоман впадает в необратимое состояние почти непрекращающейся абстиненции.В связи с этим возникают психозы. Наркоман изнурен, не способен к действиям, так воля его полностью парализована. У опийных наркоманов нарушаются все функции мозга, может пройти его атрофия, возможна эпилепсия. Страдают и другие системы организма. Возникают неизлечимые изменения в легких, крови, печени, почках, сердце. У молодых людей выпадают волосы, поражение нервной системы и внутренних органов накладывает отпечаток на внешний облик наркомана: лицо становится землистого цвета, напоминает маску, за которой разыгрывается трагедия- обессиленный и истощенный до предела человек как бы присутствует при физическом и психическом уничтожении[9;55] Именно в этом периоде « живые трупы» становятся особенно опасны для общества: чтобы достать наркотик, они идут на любое преступление - от подделки рецептов до убийства[ 9;61]. Сопоставляя мнения отечественных и зарубежных ученых о причинах тотальной наркотизации молодежи во второй половине 20 века, можно найти немало общих факторов, на которые ссылаются молодые люди, объясняя свое увлечение наркотиками. Назовем основные из них: недовольство молодых тем порядком жизни, который предлагается отцами; желание изменить этот порядок в лучшую сторону без затраты собственных усилий, а в результате - уход в мир иллюзий с помощью наркотиков; расширение ассортимента наркотиков за счет наиболее сильнодействующих, в том числе синтетических; практически неограниченные возможности приобретения любых наркотиков, буквально « с доставкой на дом», в школы, колледжи, институты, клубы, дискотеки- всюду, где бывает молодежь[15;65]. Рассматривая основные варианты наркотизации молодого поколения, мы выявили, что они относятся к добровольным приобщениям к наркотикам детей и молодежи, а реальная жизнь преподносит нам более трагические сюжеты насильственного приобщения к наркотикам. Весь мир ведет борьбу с наркобизнесом, стараясь, прежде всего ограничить доступность наркотиков. Производство, хранение и торговлю наркотиками во всех странах относят к уголовным преступлениям. В большинстве государств, в том числе и в России, имеются специальные подразделения по борьбе с наркобизнесом. Однако опыт показывает, что одними законами и запретами решить эту проблему нельзя, поскольку не учитывается следующее. Во-первых, пока на наркотики существует спрос, всегда находятся поставщики, предлагающие это зелье. Но если научить людей обходиться без одурманивающих средств, само по себе исчезнет и их немедицинское потребления. Во - вторых, нельзя не учитывать, что наркотики не могут исчезнуть навсегда, так как они довольно широко используются в медицине как обезболивающие средство и как препараты для лечения тяжелых психических заболеваний[19;16] Следовательно, нужно научить людей жить в мире, где есть наркотики, но не употреблять их. А для этого необходима всеобщая грамотность в области наркологии. Наркотики ( от греческого narke - оцепенение; narkotikos - приводящий в оцепенение)- это сильнодействующие природные( в основном растительные), а также синтетические вещества, парализующие деятельность центральной нервной системы, вызывающие искусственный сон, иногда- неадекватное поведение и галлюцинации, а при передозировке- потерю сознания и смерть[ 6;18]. Понятие « наркотик», или « наркотическое средство», определяется тремя взаимосвязанными критериями - медицинским, социальным и юридическим. Медицинский- если соответствующие вещество ( средство, лекарственная форма) оказывает такое специфическое действие на центральную нервную систему ( стимулирующие, седативное, галлюциногенное ), которое является причиной его немедицинского применения. Социальный - если это немедицинское применение принимает такие масштабы, что приобретает социальную значимость[ 7;66]. Юридический- если, исходя из двух первых предпосылок, соответствующая инстанция( в нашей стране - это Министерство здравоохранения РФ) признала это средство наркотическим и включила в список наркотических средств [7;68]. На международном уровне отнесение средств к наркотическим является прерогативой Организации Объединенных Наций. А на национальном - органа, уполномоченного национальным правительством. В нашей стране к наркотикам относятся вещества, которые входят в список, утвержденный Министерством здравоохранения РФ. Список периодически пересматривается. Согласно определению, предложенному Всемирной Организации Здравоохранения, наркоман- это человек, у которого в связи с приемом наркотиков возникает состояние периодической или постоянной интоксикации( отравления), представляющее опасность для него самого и окружающих; который ввиду нарастающей толерантности ( устойчивости к наркотику) постоянно повышает дозу вводимого вещества для получения желаемого эффекта; у которого наблюдается выраженная психическая или физическая зависимость от вводимого препарата, что проявляется в непреодолимом (компульсивном) влечении к наркотику и заставляет добиваться его приобретения любыми путями[ 14;24 ]. Наркомания- ( от греческого narke - оцепенение и mania - безумие, восторженность, страсть)- это болезнь, которая проявляется влечением к постоя восторженность, страсть)- это болезнь, которая проявляется влечением к постоянному приему в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической и физической зависимости от них с развитием синдрома лишения- абстиненции- в случае прекращения их приема [1;35]. Диагноз «наркомания» устанавливается только при развитии специфического комплекса клинических признаков заболевания, которые отражают динамику развития наркотической зависимости. Развитие наркомании происходит в три стадии. Повторной, а иногда и однократный прием наркотика, в некоторых случаях формирует признаки первой стадии наркомании - индивидуальную психическую зависимость[1;41]. Психическая зависимость - болезненное стремление принимать препарат, с тем чтобы испытать определенные ощущения или снять явления психического дискомфорта. Психическая зависимость возникает во всех случаях систематического употребления наркотиков. Ее признаки: ясно выраженное постоянное желание продолжать употребление данного вещества, добывая его любыми путями; тенденция увеличивать дозу приема, обнаруживая рост устойчивости; возникновение индивидуальных и социальных проблем. Перерыв в употреблении наркотика вызывает чувство тревоги и напряжения, но нет тяжелого физического дискомфорта. Внешние проявления сформировавшейся психической зависимости: создание соответствующего круга общения с людьми, злоупотребляющими наркотиками; начало употребления наркотического средства в одиночку и поиск заменителей в случае его отсутствия[2;25]. Субъективные проявления первой стадии зависимости: постоянное стремление к повторному употреблению интоксиканта, нарушение сна, снижение настроения, раздражительность, неспособность сконцентрировать внимание, депрессия, угасание рефлексов. Начиная с первой стадии и на всем протяжении болезни растёт толерантность к наркотику, а, следовательно, требуется непрерывное увеличение принимаемой дозы для достижения ожидаемого состояния. В некоторых случаях проявляется социальная дезадаптация[ 2;26]. Вторая стадия- физическая зависимость характеризуется непреодолимым, компульсивном, влечением к наркотику, потерей контроля за принимаемой дозой, физическим комфортом в состоянии интоксикации и проявлением синдрома лишения, абстинентного синдрома, в случае прекращения приема наркотического средства. Прием наркотиков наркоманом с длительным стажем осуществляется не столько для эйфоризации, сколько для выравнивания своего физического состояния при синдроме лишения наркотика, абстиненции. Синдром отмены проявляется обычно через 12-48 часов после прекращения приема наркотика. Состояние абстиненции ( называемое ломкой при опийной наркомании) доставляет наркоману физические страдания: сильнейшие спазмы внутренних органов и мышц, нарушение функций желудочно- кишечного тракта и сердечно- сосудистой системы, слюнотечение, повышенную секрецию желез. Такие явления сопровождаются и психическими симптомами: бессонницей, подавленностью, разбитостью, чувством тревоги и страха, приступами истерии, психомоторным возбуждением. Все помыслы человека в состоянии абстиненции направлены только на одно- во что бы то ни стало, любой ценой найти и ввести себе определенную дозу наркотика, быстро снимающего страшные симптомы абстиненции. Как показывает практика, наркоманы самостоятельно, без помощи врача, не в состоянии преодолеть этот синдром[ 17;72]. Синдром лишения у опиатчиков или морфинистов бывает настолько тяжелым, что без новой дозы или медицинской помощи он иногда заканчивается смертью больного. Особенностью абстинентного синдрома у подростков является психопатоподобное поведение и склонность скрывать абстиненцию. Их постабстинентное состояние проявляется в астении, вялость раздражительности, утомляемости, склонности к временному раскаянию и самообвинению. На формировании симптомов абстиненции оказывает влияние фармакологический характер наркотического вещества, что имеет большое дифференциальное - диагностическое значение. Самым болезненным проявлением физической зависимости является ломка. Но при употреблении некоторых наркотиков ее не бывает. Поэтому многие наркологи убеждены, что психическая зависимость, сопутствующая любой форме наркозависимости, - основное препятствие в преодолении наркомании. Об этом свидетельствуют многочисленные случаи возвращения к наркотикам даже тех лиц, кто сумел их бросить, пройти ломку и много лет воздерживаться от приема наркотиков. От физической зависимости они освободились, а психическая зависимость, по- видимому, стала для них пожизненной[17;82] Третья стадия развития наркомании - синдром измененной реактивности- отражает наиболее глубокую перестройку организма при хронической интоксикации, максимально возросшую толерантность, многократно превышающую физиологические возможности обычно человека, снижение защитных реакций, изменение формы потребления наркотика и формы опьянения возникает истощение всех систем организма, возможна полинаркомания. В подростковом возрасте развитие наркомании обычно не успевает достичь третьей стадии [ 8;30 ]. Вопрос о причинах возникновения у человека фармакологической зависимости при потреблении наркотических средств заслуживает отдельного рассмотрения. Фармакологическая зависимость у наркомана формируется из-за включения употребляемого им наркотического средства в систему метаболизма, что обусловлено биохимическим средством наркотика с определенными метаболитами. Наркотики содержаться не только в растениях, но и - самое главное!- вырабатывается нашим организмом. Они необходимы для тонкой нейрогорманальной регуляции основных жизненных функций. В наркотиках эйфорического действия содержится вещества, по структуре приближающиеся к индолу[ 8;32]. Когда наркотики вводятся извне, организм, стремясь сохранить присущий ему оптимальный уровень саморегуляции, прекращает внутренне производство собственных наркотических продуктов до тех пор, пока их аналоги, введенные в составе наркотического средства, не будут выведены из организма естественным путем. Если же введение наркотических средств извне становится регулярным, их эндогенное, внутренние, производство постепенно подавляется, иногда полностью. Организм воспринимает это как острое голодание, испытывает дефицит определенных нейрогормональных компонентов, необходимых для нормального функционирования. Механизм этого процесса рассмотрим на примере морфина и морфиноподобных веществ. По своей структуре опиаты близки к находящимся в организме естественным биоорганическим соединениям, так называемым опиоидным пептидам мозга - эндоморфинам и энкефалинам, являющимся межклеточными и межтканевыми регулятами нервных процессов. Эти вещества так же, как и морфин могут притуплять чувство боли и давать другие эффекты. Однако количество их в организме очень невелико, и при выходе из « депо» они быстро разрушаются специальными ферментами[ 1;34]. При первых приемах морфина и морфиноподобных веществ они остаются в организме довольно долгое время, но при повторных приемах значительно активизируются ферменты, разрушающие эти наркотики. Поэтому для получения желаемого эффекта приходится повышать их дозы. При медицинском применении с целью обезболивания дозы морфина не превышают определенного предела. Кроме того, морфиноподобные препараты чередуются с другими обезболивающими средствами, что помогает избежать привыкания, возникновения зависимости от препарат [ 15;35]. Наркоман же применяет наркотик не для обезболивания, а для наркотического опьянения. Для этого, как уже было сказано, необходимо постоянно повышает дозу предпочитаемого зелья. На примере потребления опиатов наиболее ярко просматриваются все аспекты взаимодействия между человеком и наркотиком: и эйфория, и толерантность, и абстиненция. Эйфория привлекает, растущая толерантность заставляет увеличивать дозы. Углубляя и закрепляя связь с интоксикантом, абстиненция жестоко карает за попытки расстаться с ним. Вопрос о том, с чего начинается зависимость от наркотика, относится к числу наиболее трудных. По мнению большинства наркологов, первым признаком зарождающейся зависимости является возникновение потребности увеличить дозу наркотика[ 5;36]. Необходимо помнить, что различия между группами наркотиков очень велики. Нельзя свойства одних веществ переносить на вещества других типов. Токсикомания- это злоупотребление теми веществами, которые не входят в список наркотиков, но в большинстве случаев обусловливают те же изменения в организме, что и наркотики, вызывают привыкание, повышают толерантность и формируют зависимость психическую и физическую[ 3;70]. Но степень проявления зависимости и измененной реактивности при токсикомании меньше, чем при наркомании. Токсическими средствами являются транквилизаторы, снотворные, стимуляторы, корректоры. К веществам вызывающим токсикоманию, относятся также анальгин, амидопирин, димедрол. Среди токсикоманических средств - различные нелекарственные вещества, применяемые в быту и на производстве. Это в основном летучие ароматические вещества: бензин, ацетон, пятновыводители, некоторые виды клея, всевозможные растворители, очистители, нитрокраски, лаки, различные жидкости, выпускаемые промышленностью[20;71]. Если в целом наркомания характерна для молодых людей в возрасте до тридцати лет, то в еще большей мере это относится к потреблению токсических веществ. Толерантность ( от латинского tolerantia- терпение) означает терпимость, выносливость, формирующуюся в процессе привыкания и адаптации организма к конкретному интоксиканту при регулярном его употреблении[ 20;73]. Наиболее высокий уровень толерантности развивается при регулярном употреблении опиатов. Опиатчики со стажем вводят себе внутривенно в сутки по тридцать, пятьдесят ампул препаратов этой группы. Пятьдесят стандартных ампул содержат ноль целых пять граммов наркотика- это смертельная доза для человека, не потребляющего наркотики. Явление толерантности называют еще « феноменом митридатизма», суть которого в следующем. Потребители наркотиков и токсикоманических средств выделяются наркологами в отдельную группу. К ним относят людей, эпизодически рискующих своим здоровьем и безопасностью окружающих, но неспособных отказаться от вредной привычки без лечения - усилием воли или в результате воспитательных мер. В отношении наркоманов и токсикоманов применяют меры социальные, юридические и медицинские. Эпизодическое употребление подростками наркотических и токсикоманических средств, обусловленное моральной неустойчивостью, дефектами воспитания, низкой культурой, социальной незрелостью потребителей, но не ставшее еще их заболеванием, требует, прежде всего мер воспитательного характера и административного воздействия. Полинаркомания - это заболевание, возникшее в связи со злоупотреблением двумя и более лекарственными или иными веществами, отнесенными к наркотикам [ 5;74 ]. Диагноз «полинаркомания» устанавливается при сочетании употребления двух или более препаратов при условии возникновения наркотической зависимости к обоим веществам. При « осложненной наркомании» кроме основного наркотического средства применяется другое лекарственное средство или вещество, не отнесенное к наркотическим. Примером может служить опийно- циклодовая наркомания, относящаяся к числу наиболее распространенных видов. Диагноз формируется так: « морфинная наркомания, осложненная циклодовой токсикоманией». Политоксикомания - злоупотребление двумя или более психоактивными веществами, не отнесенными к наркотикам[ 3;75 ]. Например, одновременно или в определенной последовательности принимаются эфедрин и транквилизаторы или чифир и элениум. Диагноз формируется соответствующим образом, с двумя шифрами по международной классификации. При сочетании наркомании или токсикомании с алкоголем диагностируется два заболевания. Это объясняется тем, что алкоголь, угнетающий кору головного мозга, обладает синергизмом с барбитуратами, угнетающими подкорковые центры с последующей иррадиацией торможения на кору. Многие алкоголики пытаются купировать приемом снотворного расстройство сна, возникающие в период запоя. Принимая каждый раз возрастающие дозы снотворных, они привыкают к ним. Морфинисты также принимают снотворные для преодоления бессонницы при вынужденном снижении доз наркотика. Злоупотребление опиатами в сочетании с барбитуратами обуславливает наибольшую тяжесть абстиненции. Суицидальные сдвиги также часты при опийно-барбитуровых комбинациях у больных, злоупотребляющих кодеином и ноксироном. При полинаркомании и политоксикоманиях значительно быстрее и четче формируется личностные изменения, включающие психопатоподобные нарушения, утрату морально- эстетических норм поведения, нарушение трудоспособности, социальную деградацию. Наркотизм - термин, используемый для характеристики наркомании как негативного социального явления[ 5;38 ].Негативизм наркомании состоит, прежде всего от возраста и пола, наркоман, токсикоман - это больной человек. Болезнь отрицательно сказывается на внешнем виде наркомана, вызывает преждевременное старение, резко сокращает продолжительность жизни. Наркоманиям и токсикоманиям сопутствует различные болезни сердца, легких, желудка, печени, почек, заболевание кожи, эндокринной и половой систем, психические расстройства. К числу медицинских осложнений, значительно ухудшающих показатели здоровья наркоманов, относятся: деградация личности, иногда слабоумие, инфекционные заболевания, в частности гепатиты и септицемия. Характерные для наркоманов, токсикоманов изменения в составе крови свидельствуют о снижении иммунозащитных способностей организма, поэтому больные наркоманией и токсикоманией рассматриваются как потенциальные переносчики спида. Уже на первых этапах систематического употребления наркотиков или других одурманивающих средств нарушаются все виды обмена- белковый, жировой, углеводный. А в сочетании со снижением иммунитета любая форма патологии внутренних органов и нервной системы принимает затяжной и прогрессирующий характер. Реакция организма на столь глубокое вмешательство в его деятельность - ежедневное введение наркотических ядов или других одурманивающих веществ в дозах, которые нередко в десятки, а то и сотни раз превышают смертельные для нормального человека. Закономерно, что смертность больных наркоманиями, по данными исследованиями, в двадцать шесть раз выше, чем у лиц того же возраста, не употребляющих наркотики. Высокая смертность наркоманов и токсикоманов помимо сопутствующих заболеваний, связанных с потреблением интоксикантов, обусловлена их передозировка, а также частыми самоубийствами. По имеющимся данным, частота суицидальных попыток у больных наркоманией и токсикоманией значительно выше, чем у больных алкоголизмом, которые пытаются уйти из жизни в семь, сорок процентов случаев. Высока смертность наркоманов, токсикоманов от несчастных случаев на производстве, на транспорте, в быту. Разные виды наркомании протекают по- разному, но есть одно общее: на определенном этапе недуга возникает патология, называемая «отключением тормозов»,- таков официальный медицинский термин. Под воздействием наркотиков отключается, не срабатывают даже безусловные, врожденные, рефлексы[1;20]. О наркотиках - о каждом в отдельности, как ни странно, в свое время говорилось много хорошего. Так в девятнадцатом веке от переутомления и депрессии всех лечили опиатами, то Зигмунд Фрейд в тысячу восемьсот восемьдесят четвертом году советовал кокаин практически от всех болезней, то в тысячу девятьсот шетьтидесятом году широко разрекламировали ЛСД, и его начали принимать весьма известные лица, подробно описавшие свои « путешествия за пределы сознания»… Прежде чем вскрывалась темная сторона очередной психоделической луны, по ее светлой стороне не успевало прогуляться множество народу - как выяснилось, без малейшей пользы для себя. Все волшебные порошки, растворы, таблетки, курения на проверку оказались дорогостоящей фикцией. Даже такие, которые не вызывали физического привыкания. Динамика развития наркозависимости различна, в настоящие время список классификации наркотических средств и психотропных веществ с каждым годом увеличивает Конвенция ООН [1;25]. С практической точки зрения все вещества, оказывающие то или иное влияние на центральную нервную систему и психику человека, можно подразделить следующим образом. 1.Вещества типа опиума( морфин, героин, синтетические аналоги морфина). 2.Кокаин. 3.Вещества, добываемые из индийской конопли( смолистый сок цветущих верхушек - гашиш, анаша, пыльца - « план», марихуана и другие части растения). 4.Снотворные, это в первую очередь производные барбитуровой кислоты( ноксирон, адалин, бромурал). 5.Стимуляторы центральной нервной системы, к этой группе препаратов относят также кофеин, чифир, эфедрин, допинги применяемые в спорте. 6.Транквилизаторы, которые при длительном применении в больших дозах вызывают наркотическое опьянение и непреодолимое стремление к дальнейшему приему препарата мепрабомат, димедрол[16;70]. 7.Психомемитические средства, главнейший и опаснейший препарат этого ряда, самый сильнодействующий - ЛСД - диэтиламид лизергиновой кислоты, который даже после одноразового применения может способствовать развитию психозов и стойкой зависимости. 8.Органические растворители и средства бытовой химии. 9.Атропиносодержащие препараты - атропин, белладонна, астматол, это группа включает также лекарственные препараты, содержащие атропин и применяемые в психиатрической практике для лечения шизофрении и психозов - циклодол, артан, рампаркин, галоперидол. 10.Ненаркотические анальгетики - верозон, пирафен, новоцефальгин. 11.Никотиносодержащие препараты. Самый популярный наркотик в молодежных клубах - это «экстази». «Экстази»- наркотик, обладающий возбуждающим и галлюциогенным действием, который выпускается в форме таблеток[16;71 ]. При применении любой из указанных форм препаратов отмечается хроническая интоксикация с абстинентным проявлениями и другими симптомами наркотического опьянения, достаточно типичная клиника с соматоневрологическими и психическими нарушениями и в ряде случаев возникновения на этом фоне психозов, характерны выраженные социальные последствия ассоциальные формы поведения, нарушения привычных семейных взаимоотношений, преступность, распад личности[ 16;72] К наркотическим средствам так же относят, и летучие вещества или ингаляты. В быту их называют растворителями. В эту группу входят и растворители, и препараты бытовой химии, содержащие их клей «Момент», бензин, краска. Основным действующим веществом являются содержащиеся в ингалятах ароматические углеводороды [ 10;99]. Опьяняющее действие этих веществ возможно лишь в том случае, если количество поступившего в организм токсического вещества очень велико - ведь каждый из нас много раз в жизни ощущал запах ацетона или бензина, а опьянения не испытывал. Но именно потому, что для опьянения необходимо большое количество токсина, злоупотребление ингалятами очень опасно. Таким образом, мы выявили, что разные виды наркомании имеют как специфические, так и общие черты. Но в любом случае наркоман перестает быть полноценным членом общества. Наркоман - социально опасный тип. Он способен совершить тяжкие преступления, свести счеты с собственной жизнью. Все его мысли и действия направлены к одной цели: любой ценой добыть наркотическое вещество, а деньги за него приходится платить немалые. Уже при употреблении человеком первых небольших порций интоксикантов начинается нравственная деградация. С увеличением доз наркотических и токсических средств их потребители проявляют стойкое нежелание трудиться. Ослабевает воля, меняется в худшую сторону характер, гибнут способности к творчеству, снижается уровень профессионализма. Пристрастие к наркотикам лишает человека возможности творчески расти, совершенствовать, толкает его на обочину жизни. Из числа наркоманов, токсикоманов появляются тунеядцы, лица, занимающиеся попрошайничеством, бродяжничеством. Наркомания и токсикомания, наносят ущерб государству и обществу. 1.2 Социальная политика в России в отношении проблемы наркомании и токсикомании За последние десятилетие и Россия испытала на себе особенно мощное давление наркосистемы. Масштаб незаконного оборота и немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ возрос до степени серьезной угрозы здоровью нации, социально- политической и экономической стабильности и, в целом, безопасности государства. По состоянию на 2008 год количество только зарегистрированных органами здравоохранения наркозависимых граждан составляет более пятьсот тысяч человек. При этом регулярно употребляют наркотики несколько миллионов россиян. Особую обеспокоенность вызывает распространение наркомании среди молодежи: согласно социологическим исследованиям, около двух третей потребителей наркотиков составляют молодые люди в возрасте до тридцати лет[5;135]. Определяющим ресурсом для экономического и политического развития общества являются потенциал человеческой личности. Эксперты ООН справедливо признают, что важнейшей его составляющей является демографический фактор, здоровье нации, что борьба с ограничением распространения наркотиков не частность, а комплексная проблема развития общества. Принятое Президентом России Путиным В.В. в марте 2003 года решение о создании федерального ведомства по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - это реальный ответ на вызовы наркосистемы - указом № 613 от 05.06.2003 года был создан Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ( Госнаркоконтроль России), который в 2004 году был переименован в Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ [ 5;137]. В России незаконное приобретение или хранение без цели сбыта наркотических средств в небольших размерах взрослыми людьми влечет наложение штрафа в размерах до одной минимальной оплаты труда либо исправительные работы на срок от одного до двух месяцев с удержанием двадцати процентов заработка( статья 44 Кодекса РФ об административных правонарушениях). К лицам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, совершившим административное правонарушение, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних. С учетом характера совершенного правонарушения и личности нарушителя дела в отношении указанных лиц могут быть переданы на рассмотрение комиссиям по делам несовершеннолетних[ 27;37]. Всякий, кто выращивает запрещенные к возделыванию растения, содержащие наркотические вещества, хранит, ввозит в страну, вывозит из нее или распространяет наркотики, так или иначе преступает закон. Не стоит заблуждаться, думая, будто возраст освобождает вас от ответственности. В возрасте до четырнадцати лет в зависимости от вида и количества наркотика, с которым был пойман подросток он может на первый раз отделаться предупреждением за совершенное правонарушение, о чем будет сообщено его родителями. При повторном задержании подросток почти наверняка предстанет перед судом, в случае вынесения наказания ему будут назначены принудительные меры воспитательного воздействия - ограничения и особые требования к поведению, касающиеся того, где ему жить, что разрешается делать и какую школу посещать. Малолетний правонарушитель имеет право на адвоката. Как правило, на слушании дела в суде в присутствии родители подростка, которые могут понести ответственность за его действия ( статья Уголовного кодекса РФ)[28;77]. Протокол № 4 заседания областной межведомственной комиссии по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту 7.06.05 1. О подготовке к проведению ежегодной областной акции в рамках Международного дня борьбы с распространением наркотиков Резванов А.А. - председатель комитета по молодежной политике Администрации области. Заслушав и обсудив информацию Резванова А.А. областная межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту отмечает: Работа с несовершеннолетними и подростками по профилактике наркомании и токсикомании является важным направлением деятельности комитета по молодежной политике Администрации области. В целях активизации профилактики злоупотребления наркотиками, пропаганды здорового образа жизни с 26 мая по 26 июня 2005 года в области проводится областная акция «Молодежь против наркотиков». [22;11] Зональные акции пройдут в 9 зонах (г. Новошахтинск, г. Батайск, ст. Казанская Верхнедонского района, г. Морозовск, Матвеево-Курганский район, Семикаракорский район, Азовский район, Ремонтненский район, г. Сальск). Финал акции состоится 26 июня в г. Шахты. Мероприятия будут проводиться согласно прилагаемой Концепции областной акции, включающей спортивную и культурную программы. Итогом акции станет театрализованный митинг-концерт с участием ведущих ди-джеев, популярных молодежных групп и студенческих коллективов области и г. Ростова-на-Дону. Проведение данного мероприятия планируется широко осветить в средствах массовой информации: будет организована прямая трансляция акции на канале ГТРК «Дон ТР», состоится телемост Ростов-на-Дону - Шахты, выйдут репортажи и других телерадиоканалов, информация об акции «Молодежь против наркотиков» будет размещена на страницах печатных изданий и на сайте КМП в Интернете. В областном финале акции примет участие более 10 тысяч молодых людей области (в 2004 году - 8 тыс. человек). Общее количество молодежи, которая примет участие в зональных акциях будет составлять более 70,0 тыс. человек (в 2004 году - 50,0 тыс. человек) [29:2]. Областная межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту решила: 1. Утвердить Концепцию областной акции «Молодежь против наркотиков» (2005 год), с финансированием проведения мероприятий в пределах средств, предусмотренных областным и муниципальными бюджетами (Приложение). 2. Министерству общего и профессионального образования (Ковалев Л.Ф.), министерству здравоохранения (Быковская Т.Ю.), комитету по молодежной политике (Резванов А.А.): организовать мероприятия с учащимися и студенческой молодежью по пропаганде здорового образа жизни (в т.ч. в студенческих общежитиях); подготовить и издать печатную продукцию для проведения областной акции (листовки, памятки, буклеты, плакаты и т.д.). [5;56] 3.Министерству культуры (Васильева С.И.), министерству спорта, физический культуры и туризма (Кабаргин Б.А.), комитету по молодежной политике (Резванов А.А.) во взаимодействии с администрациями муниципальных образований, на территории которых запланировано проведение акций, определить участников, обеспечить подготовку и проведение показательных выступлений творческих коллективов и спортсменов областных федераций, а так же соревнований, спартакиад, культурно-агитационных мероприятий. 4. ГУВД РО (Белозеров А.М.) обеспечить охрану общественного порядка и безопасности в местах проведения областной акции (зональные акции и финальная в г. Шахты). [22:12]. 5. Министерству здравоохранения (Быковская Т.Ю.) обеспечить мероприятия областной акции дежурными машинами скорой помощи (зональные акции и финальная в г. Шахты). 6. Министерству общего и профессионального образования (Ковалев Л.Ф.) обеспечить участие школьной и студенческой молодежи в зональных и областной итоговой акции. [ 22;13] 7.Комитету по молодежной политике Администрации Ростовской области (Резванов А.А.) активизировать работу постоянно-действующего телефона «Молодежная горячая линия «Останови наркотики», используя возможности средств массовой информации и наружной рекламы. 8. Главному управлению по информационной политике (Потрапелюк В.С.) обеспечить информационную поддержку зональных и областной акций в СМИ. 9.Мэрии г. Шахты (Пономаренко С.А.), министерству спорта, физический культуры и туризма (Кабаргин Б.А.), министерству культуры (Васильева С.И.), комитету по молодежной политике (Резванов А.А.) организовать и провести областную итоговую акцию «Молодежь против наркотиков» в г. Шахты (оформление творческих площадок и центральной сцены; выступление творческих коллективов г. Шахты, показательные выступления спортсменов г. Шахты). 10.Главам (г. Новошахтинска, г. Батайска, Верхнедонского района, Морозовского района, Матвеево-Курганского района, Семикаракорского района, Азовского района, Ремонтненского района, Сальского района) обеспечить проведение зональных акций «Молодежь против наркотиков». 11.Контроль за выполнением решения возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области, заместителя председателя ОМВК А.И.Бедрика.[22;16]. 2. Об исполнении Министерством по физической культуре, спорту и туризму Ростовской области решения ОМВК от 18.08.04 г в части организации спортивно-массовых мероприятий для детей и молодежи в 2005 году. С информацией по вопросу выступил: Кабаргин Борис Алексеевич - министр по физической культуре, спорту и туризму области Заслушав и обсудив информацию Кабаргина Б.А. областная межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту отмечает: В соответствии с п. 2 вопроса 2 решения ОМВК от 18.08.04 г. Министерством по физической культуре, спорту и туризму Ростовской области разработан и реализуется на территории Ростовской области комплекс длительных спортивно-массовых мероприятий с вовлечением в них широкого круга детей, подростков и молодежи, сформированных в команды по месту жительства, в том числе: [22;16] спартакиада детско-подростковых клубов по месту жительства, которая проводится по наиболее распространенным и доступным видам спорта, таким как мини-футбол, уличный баскетбол, настольный теннис, шахматы, шашки. В течение почти всего года команды клубов по месту жительства задействованы в спортивно-массовых мероприятиях; фестиваль «Детской дворовой лиги» по футболу. Команды, сформированные по территориальному признаку, в течение весны, лета и осени проводят одно-двухдневные турниры. Длительные спортивно-массовые мероприятия на территории области проводятся не только с командами, сформированными по месту жительства, но и командами, представляющими учебные единицы, в том числе: спартакиада допризывной и призывной молодежи, которая проводится по 3 видам спорта. На предварительном этапе в январе - феврале эти соревнования проведены в общеобразовательных школах, колледжах, профессиональных училищах. Областной финал с участием победителей зональных соревнований (проводимых в апреле-мае) пройдет в сентябре этого года и по его итогам победитель соревнований примет участие во Всероссийской Спартакиаде в Южном Федеральном округе;[29;3] спартакиада учащихся ССУЗов Ростовской области, проводимая по 6 видам спорта, где на первом этапе, в течение января - марта, учебные группы ССУЗов соревновались между собой с целью выявления лучшей учебной группы ССУЗа. Наиболее эффективно проведение городской Спартакиады среди детско-подростковых клубов по месту жительства организовано в г. Азове. Областная межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту решила: 1. Принять информацию Министра по физической культуре, спорту и туризму области Б.А.Кабаргина к сведению. [29; 3] 2. Министерству по физической культуре, спорту и туризму (Кабаргин Б.А.): обобщить опыт работы комитета по физической культуре, спорту и туризму г. Азова по проведению городской Спартакиады среди детско-подростковых клубов по месту жительства, информацию направить в органы управления физической культурой, спортом и туризмом муниципальных образований области; создать рабочую группу с привлечением специалистов министерства образования и в срок до 01.10.2005 г. провести выборочную проверку использования и функционирования спортивных сооружений на территориях муниципальных образований области; по итогам работы рабочей группы подготовить вопрос на рассмотрение ОМВК с приглашением глав администраций муниципальных образований. 3. Рекомендовать средствам массовой информации уделять больше внимания освещению в СМИ проведения детско-юношеских физкультурно-спортивных мероприятий, как профилактике наркомании в молодежной среде. 4. Рекомендовать руководителям муниципальных образований области: продолжить работу по дальнейшему совершенствованию работы с детьми и подростками по месту жительства; расширению сети детско-подростковых клубов, обеспечению их квалифицированными кадрами и спортивным инвентарем; выделять средства из местных бюджетов на ремонт и реконструкцию спортивных площадок по месту жительства. 5. Контроль за выполнением решения возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области, заместителя председателя ОМВК А.И.Бедрика. [12;34] 3. Об исполнении Министерством общего и профессионального образования Ростовской области решения ОМВК от 03.12.04 г. по развитию системы профилактики злоупотреблений психоактивными веществами в образовательной среде. С информацией по вопросу выступил: Бережной Виктор Алексеевич - заместитель министра общего и профессионального образования области Заслушав и обсудив информацию Бережного В.А. областная межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту отмечает: Во исполнение Решения ОМВК от 03.12.04 г. Министерством общего и профессионального образования проведены следующие мероприятия. [29;5] Разработан и утвержден план мероприятий по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде на 2005-2007 годы. Проект плана был согласован с Управлением ФСКН России по Ростовской области и ГУВД Ростовской области. Разработан проект единой адаптированной профилактической образовательной программы ЗПАВ для учащихся и воспитанников общеобразовательных учреждений. В целях осуществления единого подхода к профилактической работе в образовательной среде, министерство приступило к введению единых программ, учитывающих возрастные и психофизические особенности несовершеннолетних, в том числе проектов ХОУП «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», «Здоровая школа» по соглашению, заключенному с Европейской ассоциацией здравоохранения и международной программы ТАСИС, «Обучение здоровью в образовательных учреждениях Российской Федерации». [29;6] Проводится курсовая подготовка педагогических работников по профилактике наркомании среди несовершеннолетних на базе ИПКиПРО и Центра профилактики злоупотребления психоактивными веществами по ЮФО при РГПУ. Министерство продолжит реализацию мероприятий, направленных на обучение педагогических работников новым методам профилактической работы, в том числе, по апробированным на территории области здоровьесберегающим технологиям. Институту повышения квалификации и переподготовки работников образования поручено в 2005-2006 учебном году продолжить работу по организации курсовой подготовки педагогических работников, занятых в сфере профилактики наркомании среди несовершеннолетних. По заявкам муниципальных органов управления образованием курсовая переподготовка специалистов на базе Центра профилактики злоупотребления психоактивными веществами по Южному Федеральному округу будет продолжена. Проводятся по отдельному графику внутриведомственные проверки деятельности органов управления образованием и образовательных учреждений по внедрению и реализации профилактических образовательных программ, использованию методической базы по профилактике наркомании, а также профилактических мер, принимаемых органами образования. Соответствие с Планом работы министерства на 2005 год совместно с Управлением ФСКН России по Ростовской области проведены межведомственные проверка организации профилактической деятельности образовательных учреждений в г.г. Сальске, Пролетарске, п. Целина и соответствующих районах.[29;7] Осенью проверки будут проводиться по отдельному графику в городах Таганроге, а также в Зерноградском, Красносулинском и Усть-Донецком районах. Министерством разработаны и направлены в муниципальные органы управления образованием и подведомственные образовательные учреждения листовки с указанием телефонов и адресов органов и служб системы профилактики наркомании для размещения в учебных заведениях области. Областная межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту решила: 1. Принять информацию Министра общего и профессионального образования области Л.Ф.Ковалева [29;7]. 2. Министерству образования области (Ковалев Л.Ф.) принять меры по максимальному использованию учащимися спортивных сооружений школ во внеклассное время. 3. Департаменту по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Администрации Ростовской области (Бабич Н.Л.) в срок до 15.07.2005 г. подготовить предложения по финансированию местных, городских и областных средств массовой информации в целях осуществления ими информационно-пропагандистской работы, направленной на профилактику наркомании и пропаганду здорового образа жизни. 4. Рекомендовать Главам администраций муниципальных образований области: спланировать в 2005-2007 годах тиражирование программ «Полезные привычки», «Полезные навыки» и «Полезный выбор» за счет средств муниципального бюджета и иных привлеченных средств, исходя из фактической потребности обеспечения профилактическими программами подведомственных образовательных учреждений. [29;8] организовать в территориях работу молодежных «телефонов доверия». 5. Контроль за выполнением решения возложить на заместителя Главы Администрации (Губернатора) Ростовской области, заместителя председателя ОМВК А.И.Бедрика. Социальную политику в России проводят по предотвращению употреблению подростками, молодежи наркотических, психотропных веществ. С каждым годом происходят изменения в программах, законах принятых государством. Для работы привлекают не только среди учащихся, но и их родителей, которым на специальных занятиях даются основные знания по антинаркотическому законодательству, сведения о наркотических средствах, навыки оказания неотложной помощи в экстремальных случаях. 1.3 Методы и технология профилактики наркомании и токсикомании В мире существует отработанные организационные подходы к проведению профилактической интервенции[ 6;32]. Химическая зависимость( наркомания, токсикомания)- это проявление аддиктивного (зависимого) поведения, обусловленное употреблением психоактивных веществ. Профилактика различных видов химической зависимости включает в себя диагностику; сбор и анализ информации; информирование; обучение; содействие в решении социальных и психо-логических проблем; контроль (текущий, поэтапный). Диагностика. Занимаясь профилактикой химической зависимости несовершеннолетних, социальный педагог диагностирует определяет наличие и уровень развития следующие факторы риска: - объективные условия жизни ( экономическое состояние семьи, жилищные условия); - здоровье членов семьи ( наркомания, алкоголизм, инвалидность), состав семьи, образование подростка. - уровень умственного развития подростка, его социального интеллекта( уровень включенности в систему общественных отношений), а также основных индивидуально- психологических характеристик. Как специалист, имеющий возможность наблюдать взаимодействие членов семьи в бытовых условиях, социальный педагог делает выводы о методах и качестве воспитания родителями своих детей. Сбор и анализ информации. Социальному педагогу совместно с другими специалистами необходимо ответить на ряд вопросов: « Что происходит?», « Где происходит?», « Почему происходит?» « Что нужно делать?», « Что будет дальше, если…?» Информирование. Информирование составляет неотъемлемую часть профилактики химической зависимости. Он предлагает выявление факторов формирование химической зависимости, установление особенностей родителей с детьми; мест обращения за помощью. Социальный педагог организует информационные мероприятия, определяет периодичность и место их проведения, определяет содержание таких мероприятий, приглашает специалистов ( инспекторов ПДН, медицинских работников, наркологов, юристов, психологов). Обучение. В ходе социально- педагогического взаимодействия социальный педагог обеспечивает усвоение несовершеннолетних необходимых социальных знаний, умений, навыков[ 18;109]. Обучение организуется с учетом личностного развития подростков( при необходимости социальный педагог рекомендует поместить молодого человека в реабилитационный центр, привлекает к участию в соответствующих программах). Он может проводить обучающие игры, тренинги с целью развития одного или нескольких социальных навыков. Решение социальных и психологических проблем. Социальный педагог осуществляет патронаж, который включает в себя непосредственную помощь в решении конкретных проблем, посредническую деятельность( контактирование с органами социальной защиты, ПДН, судами, биржами труда, администрациями) и контроль за выполнением решений, принятых на различных уровнях в отношении несовершеннолетних и их родителей. Контроль. Контроль может быть как текущим, так и поэтапным. Он строится на фиксации ( включая специальную диагностику) изменений, происходящих с несовершеннолетним и его окружением. Профилактика наркомании может быть эффективной, только тогда когда она осуществляется комплексно и системно, а не представляет собой разрозненых программ, различных по концептуальной основе и структуре. Поэтому первой и основной профилактической стратегией является развитие концептуального системного подхода к профилактике. Вторая стратегия - развитие и апробация предлагаемой модели профилактики. Третья- развитие и внедрение комплекса обучающих программ профилактики. Четвертая - развитие сети специалистов и лидеров в области профилактики из числа врачей, психологов, учителей средних школ, инспекторов по делам несовершеннолетних, подростков и их родителей. Пятая - разработка механизмов развития социальной системы профилактического антинаркотического воздействия, подготовка групп специалистов и волонтеров, организующих и проводящих работу по профилактике употребления наркотиков и других психоактивных веществ[17;193]. В общую структуру профилактической активности, объединенной основной концептуальной программой профилактики, входят конкретные частные подпрограммы. К ним необходимо отнести прежде всего специальные программы для детей дошкольного возраста, школьников младшего, среднего и старшего подросткового возраста, программы подготовки лидеров из числа школьников, программы повышения антинаркотической компетенции для школьных учителей и родителей, программы медико-психологической работы с родителями в рамках первичной профилактики употребления психоактивных веществ и, наконец, программы подготовки специалистов в области первичной профилактики. По длительности и интенсивности это разные программы, но реализовываться они должны комплексно, хотя разрабатывать их придется поэтапно, с учетом результатов необходимых для этого научно- практических исследований[ 23;66]. Перечислим существующие программы профилактики: 1 Программы формирования мотивации на изменение поведения. 2 Обучающие и развивающие программы формирования протективных ресурсов личности и поведенческих стратегий. 3 Коррекционные, модификационные программы. 4 Программы подготовки специалистов и субспециалистов в области профилактики. 5 Программы развития социально- поддерживающих сетей (семья, школа, неформальные группы, сеть анонимных наркоманов). Профилактика зависимости от наркомании и токсикомании - одно из важнейших направлений профилактики неинфекционной патологии. Основной концептуальной модели профилактики зависимости от наркомании и других психоактивных веществ являются превентивные подходы. Профилактика зависимости от наркомании, и токсикомании может быть первичной, вторичной и третичной[18;195]. К технологиям первичной профилактики относят. Социальные и педагогические - цель технологии предоставить объективную информацию, и мотивацию на здоровый образ жизни, создать сеть социальной поддержки. Методы осуществляются воздействием средств массовой информации, программ детско-подростковой и молодежной активности, общих технологий альтернативные к употреблению наркотиков. Медико- психологические - цель преодоление социально- психологического стресса, адекватной психологической адаптации к требованиям социальной среды. Методы осуществляются развитием личностных ресурсов, формирование социальной и персональной компетентности, формирование функциональной семьи. Медико-биологические- цель проведения технологии определение генетических и биологических контингентов риска. Методы осуществления технологии коррекция риска на медицинском уровне[ 15;150]. К технологиям вторичной профилактики относят. Социальная технология- цель профилактика развития зависимости, психологическая и социальна адаптация. Методы осуществления технологии формирование мотивации на полное прекращение употребления наркотиков, формирование мотивации на изменение поведения[ 12;36]. Медико - психологическая технология - цель выработка мотивации на изменение жизненного стереотипа и преодоление формирующейся зависимости. Методы осуществления технологии преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний, анализ, осознание и развитие личностных качеств и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующей зависимости от психоактивных веществ. Медико - биологическая технология - цель нормализация физического и психического развития, био - химического и физиологического гомеостаза. Методы технологии фармакотерапия, оздоровительные мероприятия. Технология третичной профилактики: Медико-психологические и психотерапевтические - цель технологии профилактика рецидивов, осознание, изменение, развитие паттертов поведения на более активные. Методы осуществления технологии проводится тренинг профилактики рецидивов, тренинг эмпатии, коммуникативной и социальной компетентности, тренинг когнитивного развития. Социальные и педагогические - цель формирование социально- поддерживающей среды. Методы осуществления технологии терапевтические сообщества, социальные программы, альтернативные к употреблению наркотиков. Медико - биологическая технология - цель нормализовать биологическое функционирование, физическое и психическое развитие. Метод осуществления технологии психофармакотерапия[25;55]. Раскрывая основные методы, технологии профилактики наркомании и токсикомании, мы выявили, что на их основе разработаны и апробированы программы для детей и подростков, программы повышения антинаркотической компетентности для школьных учителей и родителей, программы медико- психологической подготовки школьных педагогов к проведению профилактики наркомании и других психосоциальных расстройств. Программы адаптированы к современным условиям. 2 глава. Пути и средства профилактики наркомании и токсикомании в опыте общеобразовательной школы 2.1 Диагностическое исследование склонности учащихся старших классов к употреблению наркомании и токсикомании Целью практической части нашего исследования являлось диагностика склонности учащихся к употреблению наркотических и токсических веществ. Базой исследования явились учащиеся 9 класса Майской МОУ СОШ №10. Методы диагностирования: тестирование. Количество учащихся: 15 человек. Из 15 человек: 7- мальчиков, 8-девочек. Анализируя полученные результаты мальчиков, мы выявили: 0-15 баллов -5 мальчиков, и 7 девочек - хорошо ориентируется в обстановке. Когда дело касается наркотиков, даже находясь в меньшинстве, они не испытывают ни искушения, ни малейшего любопытства попробовать наркотиков. Эти учащиеся не поддаются чужому влиянию, и любопытству проэкспериментировать, и попробовать наркотические и токсические вещества. 20-30 баллов- 2 мальчика, и 1 девочка- легко поддаются чужому влиянию. Они боятся потерять своих друзей и остаться в одиночестве. Не задумавшись они попробывают наркотические, токсические вещества. Таким детям необходима помощь со стороны социального педагога, и родителей. Зная о вреде и о пагубной стороне наркотиков, им необходимо решать как правильно поступать. Проанализировав, ответы учащихся, мы выявили, что из 15 человек 3 учащимся необходима помощь, проведения ряда мероприятий, которые помогут учащимся освободиться от сильного влияния друзей. 2.2 Опыт общеобразовательной школы по организации профилактики наркомании и токсикомании Для современного педагога важно уловить коренные изменения в обществе, понять его новые требования к входящим в самостоятельную жизнь молодым людям, чтобы минимизировать их трудности приспособления к взрослой жизни, уберечь от неверного пути. Новые цели воспитания выдвигают на первый план индивидуальный гуманистический подход к личности ребенка, в котором особенно нуждаются дети с аддиктивным поведением. Аддиктивное поведение предполагает прежде всего сопротивление ребенка целенаправленному педагогическому воздействию, вызванное самыми разными причинами, включая педагогические просчеты воспитателей, родителей, дефекты психологического и социального развития, особенно характера, темперамента, другие личностные характеристики воспитанников, затрудняющие их социальную адаптацию, усвоение учебных программ и социальных ролей. В целом там, где противоречия в отношении к миру и себе становятся конфликтными, углубляются и обостряются, а не разрешаются, возникают внутренние предпосылки для отклонения в поведении, а затем и для образования недостатков, отрицательных качеств[20;201]. Чаще всего искажено отношение к себе, оно настолько сложно, что его нельзя назвать двойственным: « неполноценности», привычки, негативные способы самоутверждения, неадекватная самооценка, желание выделиться и в то же время стремление быть « как все». На это все накладывается подростковый максимализм. Налицо проявление таких отрицательных качеств, как завышенная самооценка, отсутствие самодисциплины, самокритичности, требовательности к себе, субъективизм в оценке других, погоня за удовольствием сомнительного типа. Нами был обобщен опыт школы, который используется уже ряд лет, и проводятся работа в области профилактики наркомании, токсикомании.[ 26; 257 ] Рассмотрим опыт профилактической работы г.Москвы. В ней принимают участие все научно- исследовательские и лечебные наркологические учреждения города, здесь созданы научно- практический центр профилактики наркомании, общественно-государственный центр профилактики наркомании, общественно- государственный фонд содействия профилактики наркомании «Содействие». Творческими коллективами центра и фонда разработана « Программа профилактики потребления наркотиков детьми и подростками административной территории». Разработчики программы исходят из того, что профилактика- главный способ преодоления наркомании в целом и детской, юношеской и молодежной в особенности. Только профилактика наркомании может свести на нет потребление наркотиков. А не будет потребителей, неизбежно упадет производство наркотиков. Задача крайне сложная, но ее решение - единственный путь спасение юного поколения России. Программа состоит: 1.Социально- психологическое тестирование учащихся школ силами МНПЦ профилактики наркомании и студентов выпускного курса психологического факультета. 2.Выборочное медицинское обследование учащихся( проводится во время, отведенное школами). 3.Внедрение обучающих программ для родителей , для детей и подростков. « Снижение спроса на наркотики». 4. Беседы по профилактике наркомании, токсикомании среди подростков. 5. Беседы на общешкольных родительских собраниях профилактике наркомании, токсикомании среди подростков. 6. Индивидуальные беседы с родителями детей- валеологическая служба. 7. Индивидуальные беседы с детьми- валеологическая служба. 8. Всемирный день борьбы со СПИДом. Акция «В ХХI век - без вредных привычек» антиалкогольная, антиспидовая и антинаркотическая пропаганда 9.Выборочное экспресс- тестирование учащихся. 10Анализ результатов тестирования и обсуждение результатов с родителями, классными руководителями, представителями общественных антинаркотических организаций, попечительских советов.[ 25;21 ]. Рассмотрев опыт Московской школы, мы пришли к выводу, что в опыте по профилактике наркомании, токсикомании, задействованы различные виды профилактики, которые помогут выявить уровень склонности учащихся наркомании, токсикомании. 2.3 Методические рекомендации родителями по профилактике наркомании и токсикомании В области целенаправленно выявляют подростков, составляющих группы риска, которые могут при определенных обстоятельствах стать наркоманами. У учительских коллективов в этом процессе свое поле деятельности - выявление детей школьного возраста, не обучающихся в школе, изучение семей, образа жизни, окружения, анализ возможностей приобщения к наркотикам и принятия мер по возвращению таких детей в школу[21;56]: Семья играет важную роль на всех этапах развития химической зависимости молодого человека, особенно на ранних этапах возрастного периода. Для организации целенаправленной работы по первичной профилактике химической зависимости несовершеннолетних необходимо прежде всего понять, какие действия в отношении семьи позволят снизить риск химической зависимости. К таким действиям относят: - нормализацию родительско-детских отношений и снижение их конфликтности; - информирование родителей о возможных семейных причинах химической зависимости и о признаках употребления соответствующих веществ; - информирование родителей о роли и месте семьи в развитии различных видов химической зависимости; - участие в разрешении семейного кризиса; - оптимизация системы внутрисемейного воспитания; - повышение адекватности реагирования молодого человека на семейную ситуацию; - повышение ответственности членов семьи молодого человека на семейную ситуацию; - повышение ответственности членов семьи за свое внутрисемейное поведение; - создание позитивного эмоционального фона семейных отношений; Таким образом, задачу- минимум социально- педагогической работы с семьей в указанном направлении можно сформировать как информирование о сути проблемы и стимулирование благоприятной динамики семейных отношений; задача- максимум- участие и содействие в нормализации и реконструкции основных функций семьи, активизация личности как субъекта ответственности за свою жизнь и судьбу.[21;55] Одна из самых сложных задач в организации профилактической работы с семьей заключается в формировании мотивации и запроса на нее. Наличие в проблемных и нестабильных семьях хронических, в том числе родительско-детских, конфликтов, обостренных эмоциональных реакций, обид и оскорблений, а также функционирование механизмов защиты на личностном и межличностном уровнях приводят к тому, что такие семьи имеют крайне низкую мотивацию на участие в профилактической и социально- терапевтической работе. Однако это не означает, что социальный педагог и психолог должны пассивно ждать, когда семья сама проявить инициативу и обратиться за соответствующей помощью. К сожалению, в подавляющем большинстве случаев члены семьи( родители) начинают предпринимать какие- либо действия лишь в случае открытого злоупотребления молодым человеком психотропными веществами, спиртными напитками, когда психологическая зависимость сформировалась и сочетается с физиологической зависимостью, а родители и члены семьи включены в систему « наркотического» и « токсического» поведения. Родителям необходимо проводить мероприятия по профилактике наркомании и токсикомании у подростков. - Создать в семье благоприятную атмосферу, исключающей употребление наркотиков; - Организацию по сильного труда дома, на даче; - Способы плотного заполнения досуга детей спортом, искусством, рукоделием, техническим творчеством; - Проведение бесед о пагубном воздействии наркомании и токсикомании на организм ребенка[19;51]. - Посещение валеолога, социального педагога школы. - Особое внимание обращать поступки ребенка, и его взаимосвязь с окружающими. 1.Не паникуйте. Даже если вы уловили подозрительный запах или обнаружили на руке сына или дочери след укола, это еще не означает, что теперь ребенок неминуемо станет наркоманом. Часто подростка вынуждают принять наркотик под давлением [22;12]. 2.Сохраните доверие. Ваш собственный страх может заставить вас прибегнуть к угрозам, крику, запугиванию. Это оттолкнёт подростка, заставит его замкнуться. Не спешите делать выводы. Возможно для вашего ребенка это первое и последнее знакомство с наркотиком. Будет лучше, если вы поговорите с ним на равных, обратитесь к его взрослой личности. Возможно, что наркотик для него способ самоутвердиться, пережить личную драму или заполнить пустоту жизни. 3.Оказывайте поддержку. Мне не нравится, что ты сейчас делаешь, но я все же люблю тебя- вот основная мысль, которую вы должны донести до подростка. Он должен чувствовать, что бы с ним не произошло, он сможет с вами откровенно поговорить об этом. Поощряйте интересы и увлечения подростка, которые должны стать альтернативой наркотику, интересуйтесь его друзьями, приглашайте их к себе домой. И наконец, помните, что сильнее всего на подростка будет действовать ваш личный пример. Подумайте о своем собственном отношении к некоторым веществам типа табака, алкоголя, табака [22;13]. 4. Обратитесь к специалисту. Если вы убедитесь, что подросток не может справиться с зависимостью от наркотика самостоятельно, и вы не в силах ему помочь, обратитесь к специалисту. Не обязательно сразу к наркологу, лучше начать с психолога или психотерапевта. При этом важно избежать принуждения. В настоящее время существуют различные подходы к лечению наркомании. Посоветуйтесь с разными врачами, выберите метод и того врача, который вызовет у вас доверие. Будьте готовы к тому, что спасение вашего ребенка может потребовать от вас серьезных и длительных усилий. Таким образом, необходимо сформировать у подростков здоровый образ жизни, который бы помог ребенку не поддаться на уговоры друзей испробовать психоактивные вещества. Заключение В своей курсовой работе, мы выявляли склонность к употреблению психоактивных веществ у учащихся образовательной школы. К сожалению, наркотики уже давно стали частью современной жизни. Каждый второй несовершеннолетний в возрасте от шестнадцати лет до восемнадцати лет может легко назвать знакомых или друзей, употребляющие те или иные наркотических веществ. Кто- то из них доволен своей жизнью и не видит причин отказываться от пагубного пристрастия, кто- то давно и безрезультатно пытаются « завязать», а кого-то уже нет на этом свете. Столкнувшись впервые с серьезной проблемой своей наркозависимости, подросток не знает, как ему поступить. Пробуя или принимая наркотики, он отнюдь не желает себе вреда. Для большинства детей это лишь любопытный эксперимент со своим сознанием, который, как считают начинающие наркоманы, в любой момент можно прекратить. Но в своих играх с разумом они часто заходят слишком далеко, и даже тогда, когда очень хотят остановиться, уже не могут найти дорогу назад. Проблемы наркомании широко освещаются в образовательных и медицинских учреждениях, являются одной из важнейших тем на местном кабельном телевидении, в районных печатных СМИ. Анализируются состояние правопорядка, связанного с незаконным оборотом наркотиков на территории района; создаются системы противодействия наркотизации несовершеннолетних, профилактики употребления ими наркотиков; пропагандируется здоровый образ жизни; реализуется комплексные профилактические меры. В своей курсовой работе мы ставили задачи, которые рассматривали негативные воздействия различных психоактивных веществ на подростка, а также методы проведения профилактической работы по преодолению наркомании, токсикомании. Изучить теоретические основы наркомании и токсикомании. Изучили основные методы, технологии ученых, школ по профилактики наркомании и токсикомании. Провели диагностическое исследование, обобщили опыт общеобразовательной школы, рассмотрели, разработали методы, рекомендации родителям по профилактики химической зависимости подростков. Список используемой литературы 1.Ваисов С.Б.- Наркомания и алкогольная зависимость, практическое руководство по реабилитации детей и подростков. Изд: Спб. Наука и техника, 2008-272с. 2.Василькова Ю.В., Т.А. Василькова - Социальная педагогика; курс лекций М: Издательский центр « Академия», 2008-440с. 3. Галагузова М.А., Л.В.Мардахаева - Методика и технологии социального педагога М: Издательский центр « Академия», 2008-192с. 4.Гаранский А.Н.- Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодаления: пособия для педагогов и родителей М: Издательство « Владос»- Пресс, 2003-352с. 5. Гончаренко Г.С.- Наркомания вчера, сегодня, завтра. Уголовно- правовой и криминалистических анализ. Изд: Ростов н\Д: ЗАО « Книга», 2005-128с. 6.Еременко Н.И.- Профилактика вредных привычек. Изд. « Панорама» 2006-48с. 7.Коробкина З.В., Попов В.А.- Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи. Изд: « Академия», 2002-192с. 8.Мустаева Ф.А. Социальная педагогика М: Академический Проект, Екатеринбург: 2003-538с. 9.Мудрик А.В.- Социальная педагогика М: Изд.центр « Академия», 2003-200с. 10.Максимова Н.Ю.- Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании у несовершеннолетних Ростов н\д: Феникс, 2000-384с. 11.Никитина А.Е- Социальная педагогика М: Гуманит, изд. центр Владос,2002-272с. 12.Нейк А.- Наркотики. Изд: М: Секачев, 2001-128с. 13.Рожков М.И. - Профилактика наркомании у подростков. М: Гуманит Изд. Владос, 2003-144с. 14.Ситаров Н.А., Ялтонский В.М.- Профилактика наркомании и алкоголизма. М: Изд. « Академия», 2007-176с. 15.Сирота М.А. Ялтонский В.М.- Профилактика наркомании и алкоголизма М: Изд. центр « Академия», 2007-176с. 16.Хажилина И.И.- Профилактика наркомании: модели, тренинги, сценарии. М: Изд. Института Психотерапии,2002-228с. 17.Ципоркина И.В., Кабанова Е.А.- Практическая психология для подростков, или вся правда о наркотиках. М: АСТ - Пресс Книга, 2008- 288с. 18. М.В.Шакурова- Методика и технология работы социального педагога. М: Издательский центр « Академия», 2008-272с. 19.Шилова М.А.- Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе М: Айрес -Пресс, 2004-96с. 20. Как бросить наркотики. М: Экско, 2007-256с 21.Аверина Е.В.- Антинаркотическое воспитание в школе\\ Педагогика в школе 2002 №1-с.56-60 22. Саенко Н.О.- Профилактика детской девиации \\ Инспектор по делам несовершеннолетних профилактика детского неблагополучия 2009 № 6- с.11-13 23. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления:- пособия для педагогов и родителей. М: Изд:- Владос- Пресс, 2003-352с. 24. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе: практическое руководство для педагогов и родителей. М: ТЦ.Сфера,2002-64с. 25. Скрытая профилактика наркомании: практическое руководство для педагогов и родителей. . М: ТЦ.Сфера,2002-64с. 26. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков, учебное пособие для студентов среднего и высшего педагогического учебного заведений. М: Изд. « Академия»- 1999-144с. 27.Административный кодекс Российской Федерации М: ГроссМедиа, 2008-178с. 28. Уголовный кодекс Российской Федерации. М:ГроссМедиа, 2007- 176с. 29.Протокол Администрации г.Ростова- на -Дону Приложение Наркотики и влияние сверстников. ТЕСТ. Не идете ли вы на поводу у друзей. 1.Все ваши друзья курят. Как вы к этому относитесь? А. с любопытством - вы не задумываетесь, почему взрослые поднимают такой шум вокруг курения; Б.с беспокойством - вы знаете, что все ваши друзья хотят, чтобы вы к ним присоединились; В.с раздражением - курение- грязная, отвратительная привычка, и всем известно, что оно вызывает рак. 2.Любовь зла - и вам очень нравится парень, который прославился тем, что постоянно ходит на веселее. Что вы сделаете для того, чтобы он обратил на вас внимание? А. находясь с ним в одной компании, сами начинаете прикладываться к рюмке, чтобы показать ему: вы тоже не прочь повеселиться; Б.предупреждаете его о вреде спиртного, надеясь, что он поймет, как сильно вы о нем заботитесь; В.выбираете ту же марку пива, тайно мечтая, что он это заметит; 3.Ваша сестра заявляет, что « раскопала» замечательную диету, которая состоит из сигарет и кофе. Как вы поступите? А.поговорите с сестрой и убедительно посоветуйте ей подумать о своем здоровье; Б.решаете испробовать « диету» на себе, вам ведь не помешает сбросить пару лишних килограммов; В.переживаете за сестру и, тем не менее, присоединяетесь к ней; 4. Вы на вечеринке, где ваши друзья все как один курят « травку». Что вы будете делать? А.закроете на это глаза - если им хочется делать глупости, то это их личное дело; Б.сделайте вид, будто вам все равно- но в душе почувствуйте себя» не в струе» и легкое искушение попробовать; В.присоединитесь к ним - что в этом такого? 5.Как часто вы обращаете внимание на антиалкогольную рекламу и призывы против наркотиков? А. никогда Б.иногда В.постоянно Подведем итоги.
Если, отвечая на вопросы теста, вы набрали: 0 - 15 баллов: вы хорошо ориентируетесь в обстановке, когда дело касается наркотиков. Даже находясь в меньшинстве, вы не испытываете ни искушения, ни малейшего любопытства отведать наркотиков. Тем лучше для вас, но помните: не судите слишком строго тех, кто поддался чужому влиянию или добровольно решил поэкспериментировал над собой. Ни замечаниями, ни насмешками их не остановишь - они просто перестанут вас слушать. 20- 30 баллов: ну и ну ! Уж не пляшете ли вы под чужую дудку? С одной стороны, вас пугают наркотики, с другой - вы боитесь потерять друзей и остаться в одиночестве. Вы знаете все о пагубной стороне наркотиков, поэтому вам и только вам решать, как поступить правильно. Однако запомните: любой, кто запросто отказывается от дружбы с вами только потому, что вас не интересуют наркотики, не стоит ваших переживаний. 40- 50 баллов: вам стоило бы побольше узнать о наркотиках, в том числе - о вреде курения и спиртного. Возможно, все это вызывает у вас живой интерес, но что может быть хуже, чем очертя голову « уйти» в наркотики ради чьего- то внимания или недолгого удовольствия! Подумайте о себе. Пока еще не поздно, потрудитесь побольше узнать о предмете вашего любопытства. Основной круг вашего общения - это ваши друзья. Как правило, они ваши сверстники. Под влиянием сверстников подразумевается то, что ваши друзья или одноклассники вынуждают вас делать то, в чем вам не хотелось бы участвовать. Иногда проще «быть вместе со всеми» - ведь вам хочется, чтобы друзья вас любили, и не хочется, чтобы друзья вас любили, и не хочется, чтобы они отвернулись от вас. Если ваши друзья выпивают, курят или балуются наркотиками, то нелегко устоять и не присоединиться к ним - пусть даже вам не хочется рисковать здоровьем и вместе с ним нарушать закон. В идеальном мире вы сумели бы гораздо сказать « нет» всему, что бы вам ни навязывали, не чувствуя себя « хуже других», « отсталым» или занудой. К сожалению, мир не идеален, и чаще проще пойти у кого - то на поводу, чем отказаться. |
РЕКЛАМА
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА | ||
© 2010 |