рефераты рефераты
Домой
Домой
рефераты
Поиск
рефераты
Войти
рефераты
Контакты
рефераты Добавить в избранное
рефераты Сделать стартовой
рефераты рефераты рефераты рефераты
рефераты
БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты
 
МЕНЮ
рефераты Многодетные семьи рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Многодетные семьи

Многодетные семьи

17

Оглавление

Введение...................................................................................................................3

1. Многодетные семьи.............................................................................................4

2. Категории многодетности...................................................................................5

3. Проблемы многодетных семей...........................................................................6

4. Система социальной помощи многодетным семьям.....................................11

5. Льготы для многодетных семей.......................................................................14

Заключение.............................................................................................................16

Список литературы...............................................................................................17

Введение

Семья - это одна из систем социального функционирования человека, важнейший социальный институт общества, который меняется под влиянием социально-экономических и внутренних процессов.

Это малая социальная группа, связанная брачными или родственными взаимоотношениями, общностью быта (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства), эмоциональной близостью, взаимными правами и обязанностями по отношению друг ко другу.

Семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих в обществе процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы. Как общества семья создавалась, видоизменялась и развивалась вместе с ним и в свою очередь может влиять на ход его развития.

1. Многодетные семьи

В настоящее время отмечается устойчивое снижение доли мно-годетных семей в населении России. Это совпадает и с тенденци-ей к малодетности и вообще бездетности. Нет четкой системы социальной поддержки многодетных семей. Имеется негативное и даже отрицательное отношение общества к многодетным семь-ям, особенно с увеличением порядкового номера рождений. Но-вая беременность свыше двух, трех детей в семье расценивается как что-то из ряда вон выходящее, как отклонение от общих пра-вил.

Многодетные семьи в начале века составляли большинство населения России. Они были достаточно распространены во всех слоях общества от беднейшего крестьянства до дворян. Это обус-лавливалось традициями русского народа и православной мо-рали. Рождение детей не планировалось, воспринималось как «дар Божий», не было контрацептивов, не были распростране-ны аборты. В многодетной семье было легче выжить. В обществе всегда было устойчивое позитивное отношение к многодетной семье.

В настоящее время многодетной семьей считается семья, име-ющая 3-х и более детей.

2. Категории многодетности

Различают три категории многодетных семей:

1. Сознательная многодетность.

В семьях, где крепки семейные или религиозно-национальные традиции.

2. Рождение общего ребенка при повторном браке отца или ма-тери при наличии других детей. Эта категория многодетной семьи имеет зачатки «неполной» в воспитании детей.

Эти две категории вполне благополучны.

Многодетная семья (сознательная многодетность) имеет, как правило, крепкие семейные традиции, четкую внутреннюю струк-туру, достаточно прочную защиту, традиционно-уважительное отношение к старшим. В таких семьях легче решаются проблемы и конфликты, у родителей не бывает одинокой старости.

Психологическая атмосфера семьи -- взаимопонимание, одина-ковое видение проблем и способов их решения обоими супругами.

3. Неблагополучные многодетные семьи.

Чаще всего отмечаются у родителей, ведущих асоциальный образ жизни: алкоголики, безработные, психически неполноценные, где дети часто являются средством для получения материальной и натуральной помощи.

В таких семьях родители имеют более низкий образовательный уровень и социальный статус.

3. Проблемы многодетных семей

Материально-бытовые (финансовые) проблемы. Многодетные се-мьи являются наименее обеспеченными, с низким среднемесяч-ным доходом на одного члена семьи, что ведет к увеличению из-держек на питание, одежду и т.д. В структуре доходов пособия на детей невелики, хотя и дают прибавку к семейному бюджету. Доля затрат на продовольственные товары выше, а структура питания менее разнообразная. Такие семьи меньше получают фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы и т.д., и недостаточное получение основных продуктов питания вызывает большую тревогу.

В связи с постоянным ростом цен отмечаются крайне ограни-ченные возможности удовлетворять потребности, дефицит в са-мых необходимых предметах: обуви, одежде, школьно-письмен-ных принадлежностях. Редкая натуральная и материальная помощь проблемы не решает.

Бюджет таких семей не располагает средствами на образова-ние, культурное и спортивное развитие детей, музыкально-худо-жественное образование и даже на летний отдых. В каждой пятой семье дети не посещают детские сады из-за нехватки денег на оплату.

Проблема трудоустройства родителей. Когда мать не работает, а отец не получает длительное время зарплату, нерегулярны и не-достаточны пособия на детей, возникает проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием законов и информации о тех льготах, которые положены таким семьям.

Динамика численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в РФ (тыс. чел.) -- многодетные роди-тели в 1991 г. -- 1,2; в 1996 г. -- 107,4. Семья с тремя несовершен-нолетними детьми (по оценкам лаборатории НИИ Минтруда и социального развития РФ) при обоих работающих родителях, по-лучающих зарплату на среднем уровне, оказывается за чертой бед-ности, в 1996 г. около 76 %.

Иждивенческая нагрузка на семью изменила структуру ее до-ходов. Большое место занимали доходы от предпринимательской деятельности, продажи сельскохозяйственных продуктов, а также социальные трансферты, что говорит о снижении экономической активности многодетных семей.

Выживание многодетной семьи в современных условиях воз-можно путем повышения собственных доходов (личная инициа-тива, вторичные заработки, работа подростков). Почти в 50 % та-ких семей работа подростков приносит доход в семью, но это чревато нарушением трудового, гражданского законодательства, опасного влияния «криминального мира» и отказом от ряда по-требностей, что является в современных условиях непозволитель-ной роскошью.

Жилищная проблема, всегда остро стоящая в нашей стране, особенно для многодетных семей, в настоящее время приобрела первостепенную важность. Жилищные условия не отвечают нор-мативам и не могут улучшиться за счет муниципального жилья. Кроме того, сокращаются масштабы жилищного строительства, приобретение жилья за счет собственных средств для большин-ства семей недостаточно.

Увеличивается плата за жилищно-коммунальные услуги. Если эта проблема не будет планомерно решаться, то она может стать одним из факторов повышения социальной напряженности в об-ществе.

Психолого-педагогические проблемы. В традиционной многодет-ной семье дети находятся в равном положении: нет дефицита об-щения, старшие заботятся о младших, формируются, как прави-ло, положительные нравственные качества, такие как чуткость, человечность, уважение к старшим.

Но в связи с большой загруженностью родителей (отец много работает, практически не бывает дома, мать не работает, но за-гружена домашними делами) на воспитание детей остается мало времени, и все же в таких семьях можно определить внутреннюю иерархию отношений.

Проблемы распределения обязанностей строятся по половоз-растному признаку, индивидуальные, поэтому разные по объему и сложности. Глава семьи -- отец; домашние дела -- на матери, хранительнице домашнего очага, организаторе домашних дел. Де-фицит времени, недостаточность знаний по воспитанию детей создают определенную проблему в таких семьях. Дефицит воспи-тания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку: тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности; старшие дети стремятся к лидерству.

Малая возможность удовлетворить свои потребности (в одеж-де, развлечениях, товарах и т.д., которые есть у сверстников) развивает чувство зависти, требование невозможного.

Большинство детей в многодетных семьях ведет к снижению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями.

Как правило, в таких семьях отсутствует уважение к личности каждого ребенка, нет личного уголка, своей маленькой террито-рии с соблюдением границ, личных любимых игрушек, т. е. авто-номности каждого, и часто приводит к затяжным длительным конфликтам между детьми.

Конфликты нередко возникают также из-за плохой успеваемо-сти детей в школе, отсюда -- частые пропуски занятий; подрост-ки обычно рано включаются в домашние дела и часто бросают школу.

Школу не посещают не только подростки 15--18 лет, но есть и случаи непосещения школы детьми 7--14 лет; рано начинают ра-ботать, имеют большую вероятность приобрести вредные привычки (курение, алкоголь) и другие «девианты» поведения.

В таких семьях сложный психологический климат: заниженный уровень взаимопонимания с родителями и в то же время повы-шенная потребность в родительской поддержке.

Многодетные, особенно неполные семьи, отличаются боль-шей безнадзорностью детей. Дети большую часть времени прово-дят на улице. Возникает проблема коммуникации как взрослых членов семьи, так и детей, особенно подростков. Это затрудняет процесс социализации и мешает в дальнейшей жизни.

Многодетные семьи отмечают дискомфорт с коллегами по ра-боте, зачастую лишены доброжелательного отношения в профес-сиональной среде; с родственниками, чаще мужа, которые не одоб-ряют факта многодетности, особенно в современных условиях; негативное отношение сверстников ощущают дети из многодет-ных семей -- трудности в общении с другими детьми, несовпаде-ние интересов и т.д.

Многодетные семьи предпочитают создавать свой круг обще-ния. Мало времени уделяют на организацию совместного провож-дения досуга.

Медицинские проблемы. Сложный психологический климат, как правило, влияет на здоровье детей. Проблемных детей в таких семьях 10-- 15 %.

Развитие детей в многодетных семьях нуждается в первооче-редном внимании общества.

Социальная незащищенность таких семей, постоянное сниже-ние уровня жизни создают пессимистически настроенное социаль-ное самочувствие. Отмечается низкий уровень санитарной культу-ры многодетной семьи: 53,8 % семей относятся к группе риска. Стра-дает здоровье всех членов семьи, имеет место распространение хро-нической патологии. Отцы болеют в 2 раза чаще, чем в других семь-ях. У матери страдает репродуктивное здоровье, характерны слабое знание контрацепции, слабая социальная ориентация в сексуаль-ной жизни, несоблюдение интергенетических интервалов между беременностями. Отмечается неудовлетворительное половое воспи-тание детей, сравнительно ранняя половая жизнь подростков.

Можно проследить прямую зависимость здоровья детей от здо-ровья родителей. Отмечается низкий показатель систематическо-го наблюдения за детьми, поздняя обращаемость в случае забо-левания, самолечение, неудовлетворительная диспансеризация и «охват» другими специалистами, недостаточное санаторно-ку-рортное лечение.

Есть данные о заболеваемости детей в зависимости от поряд-кового номера рождения ребенка -- вероятность влияния пренатальных факторов, начиная с 4-го ребенка, показатель общей за-болеваемости становится выше. Дети первых 3-х порядков рожде-ния более длительный срок находятся на грудном вскармлива-нии, но страдают режим, качество питания. В структуре заболева-емости детей на 1-м месте стоят заболевания органов дыхания (ОРВИ), на 2-м месте -- нарушения питания, обмена веществ, на 3-м месте -- заболевания нервной системы, органов зрения.

Отмечается высокий уровень заболевания центральной нервной системы у детей высоких порядков рождения: задержка нервно-психического развития, различной степени олигофрения, невро-зы. Подростки имеют здоровье ниже средних показателей.

4. Система социальной помощи многодетным семьям

Социальный работник осуществляет связь между семьей и субъектами социальной помощи.

Служба занятости занимается первоочередным трудоустрой-ством многодетных родителей; обеспечением, по возможности, гибкого графика работы; организацией обучения и переобучения родителей для получения другой специальности; трудоустройством детей и получением ими специальности, привлечением к работе подростков, получением ими статуса безработных, привлечением их к труду круглогодично.

На органы народного образования (ОНО) возложено: открытие бесплатных секций и кружков, установление льготных цен на при-обретение учебников; организация дополнительного образования для развития потенциальных возможностей детей, бесплатного или со скидкой отдыха детей в оздоровительном лагере, семейного досуга и клубов по интересам; открытие педагогического лекто-рия (с консультациями психолога, педагога о семейном воспита-нии).

Органы социальной защиты (ОСЗ) занимаются организацией пособий, льгот, предоставлением семейных путевок, открытием центров помощи семье, адресной социальной помощью, матери-альной помощью, выделением льготных кредитов для приобрете-ния предметов длительного пользования, льготным выделением участков под индивидуальное строительство, своевременной ин-формацией о льготах.

Юрист дает законодательное обоснование решения вопросов пособий, дотаций, касающихся жилья, организации собственно-го дела, выделения денежных ссуд, льготных кредитов.

Психолог помогает решать психологические проблемы семьи, в том числе используя телефон доверия для получения советов пси-холога, педагога в нужный момент.

Органы здравоохранения (ОЗ) предоставляют скидку на приоб-ретение лекарств, организуют выезд специалистов по месту жи-тельства, прием в медицинских учреждениях вне очереди, путев-ки в санаторий, лечебное витаминизированное питание, профи-лактику здоровья членов семьи.

Торговые организации предпринимают распродажу товаров и продуктов питания по сниженным ценам, предоставляют льгот-ные кредиты для приобретения предметов длительного пользова-ния.

Благотворительные организации оказывают материальную и на-туральную помощь, церковь -- благотворительную и психоло-гическую поддержку.

Исполнительная городская власть обеспечивает своевременную выдачу зарплат и пособий на детей, предоставляет возможность улучшить жилье, создает условия для самообеспечения семей (раз-витие предпринимательства, малого и среднего бизнеса, фермер-ства, выделение денежных ссуд, льготных кредитов, земли, строй-материалов), оказывает помощь в организации ассоциации мно-годетных матерей.

Аналогичные семьи участвуют в создании Ассоциации много-детных семей, организации взаимопомощи (общение, одежда, обувь, игрушки и т.д.).

Соседи создают общественное мнение, оказывают помощь.

Место работы родителей дает возможность улучшить жилье, получить материальную помощь, организовать для матери надомный труд, неполную рабочую неделю или дополнительный выход-ной день, гибкий график работы, возможность переквалификации.

Ассоциация многодетных семей (на примере города Нижнего Новгорода, которая существует более 6 лет). Основная задача: орга-низация взаимопомощи многодетным семьям, которая произво-дится поэтапно.

Ассоциация имеет территориальную структуру управления и проводит количественное и качественное изучение состояния всех многодетных семей.

Создана картотека, выявлены различные виды многодетных семей, уделяется внимание правовой грамотности, систематиче-ски проводится изучение нормативных документов; осуществля-ется психолого-педагогическое просвещение родителей, прово-дятся беседы, лекции, консультации психолога, педагога, семей-ные праздники по типу деловой игры; организуется культурный досуг семьи (бесплатные билеты в местный театр, встречи с арти-стами, поэтами).

Родители избавляются от чувства безысходности, одиночества, чувствуют поддержку друг друга, расширяется круг общения, бо-лее осознанной становится организация внутрисемейной жизни, получают возможность педагогически грамотно формировать лич-ность своих детей.

5. Льготы для многодетных семей

Указ Президента РФ «О мерах по социальной поддержке мно-годетных семей» от 5 мая 1992 г. № 432 определяет следующие льготы:

- скидка в размере не ниже 30% установленной оплаты за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электро-энергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих цен-трального отопления, -- от стоимости топлива, приобретаемого для отопления в пределах установленных норм;

- бесплатная выдача лекарств для детей до 6 лет по рецептам врачей;

- бесплатный проезд на внутригородском транспорте, а также на автобусах пригородных и внутрирайонных маршрутов для уча-щихся общеобразовательных школ;

- прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;

- бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся обще-образовательных школ и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;

- бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в школе;

- один день в месяц бесплатное посещение музеев, парков куль-туры и отдыха.

В настоящее время обсуждается проект Федерального закона «О государственной поддержке многодетных семей».

Семья, среднедушевой доход в которой ниже прожиточного минимума, считается малообеспеченной.

Согласно постановлению Правительства РФ «О порядке пре-доставления льгот на проезд в междугородном сообщении детям, нуждающимся в санаторно-курортном лечении» от 9 апреля 1999 г. № 406 право на 50 % скидку от стоимости проезда предоставляет-ся детям до достижения ими 18-летнего возраста, нуждающимся в санаторно-курортном лечении по заключению государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, имеющим путевки в санаторно-курортные организации и проживающим в малообес-печенных семьях.

Данное право распространяется на одного из родителей (лицо, его заменяющее), сопровождающего ребенка к месту лечения и обратно.

Виды транспорта:

- железнодорожный (поезда и вагоны всех категорий, за ис-ключением фирменных поездов и поездов повышенной комфорт-ности);

- водный (места 3-й категории);

- автомобильный (общего пользования);

- авиационный (при отсутствии железнодорожного сообщения).

Перечень необходимых документов:

- заявление от сопровождающего лица;

- заключение государственного или муниципального учрежде-ния здравоохранения о направлении ребенка на санаторно-курорт-ное лечение;

- корешок путевки;

- проездные документы ребенка и сопровождающего лица;

- документы о составе семьи и размере заработной платы (до-ходов каждого члена семьи).

Возмещение льготной стоимости проезда производит орган социальной защиты населения по месту жительства. Финансиро-вание расходов, предусмотренных постановлением, осуществля-ется за счет средств федерального бюджета.

Заключение

В заключение можно сказать, что в настоящее время идет разрушение ценностей семьи, брака, материнства. Социальная дифференциация общества продолжает усугубляться, все большее количество семей доходит до нищеты. Поэтому общество, государство должны изменить свое отношение к семье как социальному институту, чтобы ее сохранить.

Необходима особая забота и помощь материнству, правовая защита семьи, создание социальных условий для ее нормального функционирования, обеспечение гармоничного развития каждого ребенка с учетом его физиологических особенностей.

Социальный работник должен помочь пережить трудности, максимально расширить все ресурсы социальной помощи, привлечь средства благотворительных организаций, церковь, различные общества; научить семью самопомощи и взаимопомощи, семейному бизнесу.

Список литературы

1. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В.Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 224с.

2. Семейное воспитание: Хрестоматия: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений / сост. П.А. Лебедев. - М.: издательский центр «Академия», 2005. - 408с.

3. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга детей в семье: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 208с.

РЕКЛАМА

рефераты НОВОСТИ рефераты
Изменения
Прошла модернизация движка, изменение дизайна и переезд на новый более качественный сервер


рефераты СЧЕТЧИК рефераты

БОЛЬШАЯ ЛЕНИНГРАДСКАЯ БИБЛИОТЕКА
рефераты © 2010 рефераты